Деятельность народных университетов культуры в Чувашии

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Алжейкина Г. В. Деятельность народных университетов культуры в Чувашии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2012. – №5 (Май). – С. 56–60. – URL: http://e-koncept.ru/2012/1260.htm.
Аннотация. В статье рассматривается деятельность народных университетов культуры, занимающих особое место и значение в культурно-просветительской деятельности в Чувашии. Народные университеты культуры выполняли задачи организации непрерывного образования всего населения, формирования всесторонне развитой личности, являлись доходчивой и популярной формой пропаганды искусства.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Алжейкина Галина Владимировна,кандидат педагогических наук, доцент БОУ ВПО «Чувашский государственный институт культуры и искусств» Министерства культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики, г.Чебоксарыalzheykina@mail.ru

Деятельность народных университетов культуры в Чувашии

Аннотация. В статье рассматривается деятельность народных университетов культуры, занимающих особое место и значение в культурнопросветительской деятельности в Чувашии. Народные университеты культуры выполняли задачи организации непрерывного образования всего населения, формирования всесторонне развитой личности, являлись доходчивой и популярной формой пропаганды искусства.Ключевые слова: народные университеты, просветительская работа, учебные заведения, слушатели народных университетов.

Народные университеты ‬это вид общедоступных просветительских учреждений, повышающих культуру и профессиональное мастерство населения. В России предшественниками народных университетов стали создававшиеся в 80‬90х гг. XIXв. различные курсы для взрослых. В начале ХХ в. в Москве и СанктПетербурге усилиями общественных организаций открывались негосударственные народные университеты. Обучение в них осуществлялось в виде популярных лекций. Выпускники не получали формальных прав, программы не утверждались. Тем не менее просветительная деятельность народных университетов занимала свою определенную нишу в общественной самодеятельности и со временем стала существенным дополнением к образовательной деятельности государственных учебных заведений. После Октябрьской революции 1917 г. деятельность народных университетов признавалась настолько важной, что на VIIIсъезде РКП (б) (1919) в Программу партии был включен пункт о предоставлении им всесторонней государственной помощи. Народные университеты стали одной из форм внешкольного образования, «самообразования и саморазвития рабочих и крестьян» [1], отчасти решающей назревшие в обществе вопросы ликвидации неграмотности взрослого населения, отвлечения трудящихся от бесполезного времяпровождения.Такое направление деятельности народных университетов поддерживалось и в Чувашии. «В марте 1919 г., ‬пишет Т.С. Сергеев, ‬в Чебоксарах стал функционировать народный университет с шестью факультетами (политикоправовой, счетоводный, политехнический, агрономический, общегуманитарный, искусств), в который записалось 600 человек, или девятая часть населения города» [2]. Об этом говорилось в специальном положении об осуществлении мероприятий внешкольного образования в г. Чебоксары: «Подотделом Внешкольного образования Чебоксарского Уездного Совета запроектировано открыть в г. Чебоксарыв 1й половине 1919 г. Пролетарский народный университет» [3]. С самого начала его работы был принят устав, определяющий приоритеты деятельности университета:осуществление в жизни пролетариата основного принципа советской Единой трудовой школыкоммуны ‬всеобщего и обязательного обучения;тесное сближение интеллигенции с пролетариатом путемполитического, экономического, школьного и научного образования;организация строго сплоченной, живой, активной единицы из всех культурноинтеллигентских сил Чебоксарского уезда.Во главе университета находился Совет, состоящий преимущественно из штатных работников (профессоров, чтецов, педагогов, лекторов, агитаторов). Причемв составе преподавателей могли быть все, кто твердо стоял на платформе советской власти ‬образовательный ценз не принимался во внимание. Не допускались к преподаванию не пользующиеся доверием лица, «работающие с корыстной или контрреволюционной целью, спекулянты, саботажники» [4]. В отношении поступавших в университет в §6 устава говорилось: «Слушателями народного университета принимаются все желающие не моложе 16 лет, причем рабочие и беднейшие крестьяне зачисляются в первую очередь» [5]. Каждый факультет вырабатывал учебный план занятий, таблицу лекций, недельное расписание на чтение лекций. Рекомендовалось по возможности и необходимости использовать современные наглядные пособия, например, популярный в то время кинематограф. При университете были организованы ученое общество, театральная секция, хор. Необходимые средства для университета отпускались отделом народного образования. В то же время в фонд университета поступалисредства от спектаклей, пожертвований и других источников.На факультете искусств университета было открыто триотделения ‬изобразительных искусств, музыки и пения. Преподаватели, известные в городе общественные деятели: Н.П.Воронина, П.Е. Мартенс, А.И. Неверова, Н.А. Парамонов, В.П.Воробьев, С.Ф. Иванов ‬были мастерами своего дела, работали на благо просвещения народа и его приобщения к ценностям культуры. Так, П.Е. Мартенс одновременно являлся членом художественного отдела областного политпросвета, возглавляя его фотокиносекцию [6]. С.Ф. Иванов, В.П. Воробьев входили в состав музыкальной секции политпросвета, а также вместе с Н.А. Парамоновым были одними из первых преподавателей открывшейся в 1920 г. в Чебоксарах музыкальной школы [7].

Лекции в народном университете проходили преимущественно 1 раз в неделю по двачаса (табл. 1).Деятельность Чебоксарского народного университета сочетала в себе формы общеобразовательной и культурнопросветительной деятельности. Но изза отсутствия финансовой поддержки, несогласованности в руководстве учебного заведения и организационных трудностей народный университет просуществовал всего два года и в 1921 г. был распущен. Народные университеты возродились в России в 1950х гг. как форма массовой культурнопросветительной работы, пропаганды научнотехнических и других знаний, когда встала задача организации непрерывного образования всего населения, формирования всесторонне развитой личности строителя коммунизма. Первыми народными университетами новоготипа стали университеты культуры. Исходя из интересов населения, в университетах происходила дифференциация обучения: по основным отраслям знаний (общественнополитические, естественнонаучные, экономические, сельскохозяйственные, педагогические и др.) по отраслям культуры (музыка, кино, изобразительное искусство и др.). Университеты учреждались обществом «Знание», министерствами образования, культуры, творческими союзами, а также профсоюзами [8]. Общее руководство деятельностью организаций, ответственных за работу народных университетов

Таблица 1Ведомость о числе лекций, данных лекторами факультета искусств Чебоксарского народного университета в марте 1919 г.

Фамилия, имя, отчество преподавателяЛекции (число)Тема лекцииКоличество лекцийЧасылекцийЧислослушателейОтделение изобразительных искусствВоронина Наталия Павловна 8 11 Рисование 112294Мартенс Павел Евгеньевич5 6 13 20 Рисование для продолжающих2112211212644Отделение музыкиНеверова Антонина Ивановна57141921Игра на пианино (с группой начинающих)‬2222‬222286333Парамонов Николай Алексеевич710141721Игра на скрипке222122221233587Отделение пенияВоробьев Василий Петрович15Лекция «О дыхании», сольфеджио226Иванов Семен Федорович12Элементарная теория музыки 1213

осуществлял Центральный совет народных университетов в Москве (был создан позже ‬в 1968 г.).Цели и задачи народных университетов различных профилей были определены в постановлении ЦК КПСС от 8 октября 1968 г. «Об улучшении работы народных университетов» [9]. Б. Емельянов в статье «Народные университеты и литература» писал: «В жизни сотен клубов, домов и дворцов культуры в минувшем году произошло большое событие ‬начали работать народные университеты культуры. Еще совсем недавно возле афиш, извещающих об открытии клубного университета, собирались люди и редко кто мог толком рассказать, что это такое… С необычайной быстротой новая форма работы завоевала огромную популярность. По неполным данным, только в университетах культуры профсоюзов обучается свыше двухсот тысяч человек. Тысячи и тысячи слушателей посещают университеты в районных домах культуры, в колхозных клубах. И число это, несомненно, возрастает» [10]. Народные университеты культуры стали формой идейного и эстетического воспитания населения, расширения его политического и культурного кругозора. Так, в декабре 1961 г. в Чебоксарском городском университете культуры и его филиалах (клубе им. 30летия Чувашской АССР, втехническом училище, на заводе тракторных запасных частей) кроме лекций, концертов, кинофильмов, предусмотренных программой, специалистами из Москвы проводились внеочередные занятия. Среди лекторов находилась заведующая кабинетом режиссуры Московского института кинематографии Н.Г.Валянская. Она прочла цикл лекций по вопросам киноискусства: «Международные кинофестивали», «Образ современника на экране», «Молодежь на экране» и др. Артисты Московской государственной филармонии С. Вербин и С. Телятников исполнили музыкальнолитературную композицию «Времена года», «легко воспринимаемую слушателями», ‬отмечалось в печати [11]. Лекцияконцерт с большим успехом прошла на хлопчатобумажном комбинате, в техническом училище, в университете культуры Заволжской электростанции, у строителей городаспутника (ныне ‬Новочебоксарск), а также в городском университете культуры. Контингент слушателей университета был достаточно разнообразным. Занятия посещали студенты, рабочие, служащие, инженернотехнические работники.

1960е гг. отмечены деятельностью народных университетов культуры Алатырского, Чебоксарского, Канашского, Батыревского, Красноармейского, Вурнарского районов республики. В одном только Алатырском районе находилось 8 университетов культуры, в которых обучалось 1322 слушателя. Так, при Алатырской детской музыкальной школе несколько лет на общественных началах действовал университет музыкальной культуры. В этом учебном заведении было организовано 12 лекцийконцертов на различные темы, в том числе о жизни итворчестве выдающихся композиторов и исполнителей. Каждая лекцияконцерт сопровождалась музыкой в исполнении преподавателей и учеников школы. Частыми гостями на таких вечерах бывала молодежь лесного и сельскохозяйственного техникумов, ученики средних школ города. Нередко участники лекцийконцертов приходили на предприятия города [12]. Работа народных университетов культуры, расположенных в районных, городских или сельских домах культуры,строилась на общественных началах. Обычно слушателям в начале учебного года раздавались изготовленные в типографии абонементы, в которых содержался план занятий. В помощь народным университетам культуры Управление кинофикации при Совете Министров Чувашской АССР выдавало художественные, научнопопулярные и хроникальнодокументальные фильмы. Методический отдел культурнопросветительной работы рассылал в районы республики литературу, справочные издания, например, брошюру «Указатель литературы по поэзии, прозе, искусству и музыке» [13]. В Чувашии в 1967‬1968 учебном годуфункционировало 26 народных университетов культуры с числом слушателей 4460 человек. Из них 10 университетов (1593 слушателей) находились в сельской местности. Обучение велось 347 преподавателями, высококвалифицированными специалистами, из которых 190работало на постоянной основе (табл. 2‬5). В этот период определяются задачи, связанные с развитием деятельности народных университетов культуры в Чувашской АССР:создание университетов культуры по всем видам искусств;обеспечение необходимой литературойпреподавателей и слушателей;совершенствование методики занятий;внедрение в практику занятий наглядных пособий;проведение внеаудиторных занятий;введение в практику занятий выполнения самостоятельных заданий.Народные университеты культуры являлись доходчивой и популярной формой пропаганды искусства. Главное место в университете занимала лекция, предполагающая изложение основ теории и истории искусства, отдельных его видов. Лекционный курс университета отличался от клубных лекториев систематичностью и глубиной изложения материала. Часто лекционная часть сопровождалась художественноиллюстративной. В качестве иллюстраций использовались кинофильмы, выступления артистов, музыкантов, литературнодраматические и музыкальные произведения в грамзаписи. Таблица 2Распределение университетов культуры в Чувашской АССР

по продолжительности обучения в них (1968 г.)

Продолжительность обучения (в гг.)Количество университетов1152833Постоянно действующие‬

Таблица 3Состав слушателей народных университетов культуры в Чувашской АССР по категориям (1968 г.)

Категория слушателейСостав слушателейРабочие905Колхозники457Служащие1232Учащиеся1524Пенсионеры208Другие234

Таблица 4Состав слушателей народных университетов культуры в Чувашской АССР по образованию (1968 г.)

Категория слушателейСостав слушателейВысшее285Начальное высшее510Среднее1846Начальное среднее207

Таблица 5Состав слушателей народных университетов культуры в Чувашской АССР по возрасту (1968г.)

Категория слушателейСостав слушателейДо 30 лет2248От 30 до 50 лет1100Свыше 50 лет429

На примере деятельности Вурнарского народного университета можно составить представление о работе других университетов, сочетавших в себе функции образовательных заведений и культурнопросветительных учреждений. В Вурнарском районе первые народные университеты появились в 1960 г. [14]. В колхозах начали функционировать университеты сельскохозяйственных знаний, на предприятиях ‬университеты культуры. В 1960‬1961 учебном году народный университет открылся в Вурнарском районном Доме культуры, где в течение ряда лет жители района слушали лекции и участвовали в практических занятиях по литературе, музыке, изобразительному искусству и эстетике быта и производства. После выхода упомянутого постановления «Об улучшении работы народных университетов» в 1968 г. в Вурнарском районе было решено создать во всех колхозах и совхозах народные университеты широкого профиля. Был создан районный совет народных университетов, куда вошли представители райкома КПСС, районной организации общества «Знание», народного образования, отделов культуры, управления сельского хозяйства, районной прокуратуры и больницы. В 1968‬1969 учебном году в университете при районном Доме культуры были организованы факультеты правовых, педагогических, медицинских знаний и культуры. Факультет культуры Вурнарского народного университета большое внимание уделял улучшению эстетического воспитания жителей районного центра. Здесь рабочие, служащиеи старшеклассники ‬более 150 человек ‬знакомились с новыми достижениями науки, литературы и искусства. Программа рассматривалась ежегодно на первом занятии преподавателями и слушателями факультета культуры. После одобрения она раздавалась всем лекторам и слушателям. Приведем пример учебной программы факультета культуры на 1972‬1973 учебный год (табл. 6). Таблица 6План занятий факультета культуры Вурнарского народного университета

ДатаНаименование темЛекторы25октября1972 г.XXIVсъезд КПСС о литературе и искусстве.Виды и жанры музыкального искусстваФилиппова А.К.Ахтимиров В.К.22ноября1972 г.Великое наследие классиков русской литературы.Великие художникиМолчанов П.В.Родионов Н.М.27декабря1972 г.Что нам дает музыка.Моральный облик советского человекаЮдин А.И.Николаев П.Н.24января1973г.Советское изобразительное искусство.Классики советской литературыРодионов Н.М.Филиппова А.К.28февраля1973г.Секреты киноискусства.Правила хорошего тонаСтепанов Г.П.Зиновьев А.З.28марта1973г.Образ современника в чувашской литературе.Советская песняТихонов П.А.Юдин А.И.25апреля1973г.Композиторы Чувашии.Поэзия наших днейДолгов Н.А.Родионова К.В.30мая1973г.Над чем работают чувашские художники.Чувашская поэзия в музыкеРобенгольд А.В.Тихонов П.А.

Каждое занятие сопровождалось кинофильмом по теме, концертом или спектаклем художественной самодеятельности. На факультете культуры имелось четыреотделения: литературное, музыкальное, эстетическоеи изобразительного искусства. За каждым отделением был закреплен определенный круг лекторов, считающих участие в деятельности факультета общественным долгом, то есть работающих бесплатно. Ректором народного университета П.А. Тихоновым отмечалась особая активность преподавателей литературы Вурнарской средней школы Ангелины Кирилловны Филипповой, Калерии Васильевны Родионовой, художественного руководителя народного ансамбля песни и пляски Анатолия Ивановича Юдина, директора детской музыкальной школы Валерьяна Константиновича Ахтимирова, преподавателя рисования Вурнарской средней школы Николая Михайловича Родионова. Вместе с лекциями на занятиях факультета культуры использовались и другие формы пропаганды знаний: диспут, вечер вопросов и ответов, тематический вечер, встреча с работниками литературы и искусства. Гостями нередко бывали чувашские писатели В. ДавыдовАнатри, Н. Евстафьев, Г. Краснов, Ю. Петров. Занятия проводили композиторы Ф. Лукин, А. Асламас, А. Михайлов, артисты Чувашского музыкального театра В. Иванова и А. Александров. Народный университет при районном Доме культуры оказывал необходимую помощь сельским университетам. Лекторы районного центра часто выезжали в сельские дома культуры и клубы для проведения занятий. В районах также работали факультеты культуры. Успешно проводились занятия по литературе, музыке, изобразительному искусству, эстетике быта и производства в Янгорчинском, Ершепосинском, Калининском и других домах культуры.Содержание деятельности народных университетов культуры в Чувашии было направлено преимущественно на изучение литературы и искусства. Интересными были лекциивыставки художников республиканской галереи Н. Садюкова, А. Макарова, директора галереи Л. Карандаева на тему «Чувашское изобразительное искусство», цикл лекций Т. Дорогиной «Знаменательные даты художников». Художник Б.Белоусов, выезжавший на неделю в Алатырский район, читал лекции не только в университетах культуры, но и во многих культурнопросветительных учреждениях и организациях. В народных университетах культуры проходили лекции по проблемам литературы. На занятия университетов выезжали писатели, драматурги, поэты Н. Дедушкин, М. Шумилов, А. Калган, В. Канюков, Н. Ильбеков и др. Они выступали перед слушателями Батыревского, Канашского, Козловского, Алатырского районов республики. В районах университетах выступали чувашские композиторы А. Михайлов, Г.Хирбю, Ф. Лукин, В. Ходяшев и музыковед Ю.А. Илюхин. Их лекции сопровождались выступлениями артистов Чувашской государственной филармонии и Музыкального драматического театра. Неоднократно выезжали заслуженный артист Чувашской АССР Т. Серов, заслуженный артист Чувашской АССР Л. Романенко, солист Чувашского музыкальнодраматического театра А. Александров. Слушатели знакомились с творчеством чувашских, русских и зарубежных композиторов. Часты были встречи слушателей с приезжими мастерами искусств. Так, в 1968 г. в республику были приглашены артисты московских театров Л. Харитонов, В. Земляникин, Н.Веселовская. Однако в деятельности народных университетов культуры имелись и недочеты, особенно в сельских районах. Например, план лекционных занятий в некоторых университетах недостаточно продумывался, не всегда в нем учитывались духовные запросы слушателей. Учебные занятия часто не были связаны своспитательной работой. Таким образом, народные университеты занимали особое место и значение в культурнопросветительской деятельности. Их отличительные особенности:подлинная «народность», одинаковая доступность для всех желающих, независимо от пола, возраста, социального положения;творческий подход к работе народных университетов со стороны их организаторов и преподавателей;решение одновременно образовательных, культурных и воспитательных задач;отличие целеполагающих установок для данных видов учреждений по отношению к учебным заведениям (народные университеты давали не определенную сумму знаний, а приучали взрослых людей к регулярному самообразованию).

Из перечисленных особенностей народных университетов можно вычленить основные принципы их организации, а именно: общественность, общедоступность, самостоятельность, полнота отдельных звеньев, систематичность, планомерность, принцип районной организации.

Народные университеты в настоящее время являются одной из форм просветительной работы, которая возрождается в деятельности культурнодосуговых и культурнопросветительских учреждений. Сейчас народные университеты являются клубными формированиями, в задачи которых входит организация гражданского образования населения в области культуры, науки, техники и других отраслей знаний. Их деятельность характеризуется преобладаниемлекционной и семинарской форм учебных занятий.

Ссылки на источники1.Протоколы и стенографические отчеты съездов и конференций Коммунистической партии Советского Союза. Восьмойсъезд РКП (б). Март 1919 года. Протоколы.‬М.: Институт МарксизмаЛенинизма при ЦК КПСС, 1959. ‬С. 425.2.Сергеев Т.С. Культура Советской Чувашии: к 70летию автономии республики.‬Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1989.‬С. 236.3.Государственный исторический архивЧувашской Республики. Ф. 6. Оп. 4. Д. 36. Л. 64.4.Там же.5.Там же. Л. 67.6.Там же. Ф. 123. Оп. 1. Д. 66. Л. 1.7.Государственный исторический архив Чувашской Республики.Ф. 123. Оп. 1. Д. 66. Л. 3; Ф. 2387. Оп. 1. Д. 1. Л. 94.8.Бройтман Б. В университете культуры. О Чебоксарском университете культуры / Советская Чувашия. ‬1962.‬18 сент. ‬№ 223 (9969).

9.Об улучшении работы народных университетов: постановление ЦК КПСС от 08. 10.1968 // Справочник партийного работника. Вып. 9. ‬М., 1969.10.Емельянов Б. Народные университеты культуры // Вопросы литературы.‬1959.‬№ 11.‬С. 248252. 11.Романова Ф. В университете культуры // Советская Чувашия. ‬1962.‬6 янв.‬№ 5 (10363). 12.В университете музыкальной культуры // Советская Чувашия. ‬1968.‬1 мая.‬№ 102 (12630). 13.Государственный исторический архив Чувашской РеспубликиФ. 1898. Оп. 1. Д. 382. Л. 154.14.Тихонов П.А. Родник знаний.‬Чебоксары: Метод.каб.культпросветработы Мин.культуры ЧАССР, 1973.‬13 с.

Alzheykina Galina,Ph.D, Associate Professor of the Chuvash state institute of culture and arts, Cheboksaryalzheykina@mail.ruThe work of national universities of culture in ChuvashiaAbstract.The article is devoted to the work of national universities of culture, which are essential part of cultural and educational activities in Chuvashia. The main aims of national universities of culture were to organize persistent process of education and to form fully developed personality. They were an intelligible and popular way to promote art.Key words and phrases: national universities, educational work, educational organization, students of national universities