Методический аспект организации внеклассной работы по русскому языку

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Жажева Д. Д., Жажева С. А. Методический аспект организации внеклассной работы по русскому языку // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2012. – №5 (Май). – С. 66–70. – URL: http://e-koncept.ru/2012/1262.htm.
Аннотация. В статье рассматривается вопрос об организации внеклассной работы по русскому языку. Даются формы организации внеклассной работы, методические и дидактические принципы.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Жажева Саида Аслановна,

кандидат педагогических наук, доценткафедры русского языка и методики ФГБОУ ВПО «Адыгейскийгосударственныйуниверситет», г. Майкопpedagog84@mail.ru

Жажева Дариет Долетчериевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка и методики ФГБОУ ВПО «Адыгейскийгосударственныйуниверситет», г. Майкопpedagog84@mail.ru

Методический аспект организации внеклассной работыпо русскому языку

Аннотация.Встатье рассматривается вопрос об организации внеклассной работы по русскому языку. Даются формы организации внеклассной работы, методические и дидактические принципы.Ключевые слова: внеклассная работа, психологические особенности, принципыдидактики, дифференциация, индивидуализация, урок.

Задачи формирования у школьников творческого подхода к делу, учению, формирования активности и самостоятельности в поиске знаний особенно актуальны в настоящее время. Большую роль в развитии самостоятельности мысли, познавательного интереса каждого ученика, активизации его творческих возможностей играет начальная школа.Современный этап исторического развития характеризуется огромным динамизмом, глобальными противоречиями, радикальными изменениями во всех областях общественной жизни. Это ведет к возникновению неуправляемых процессов в различных сферах жизнедеятельности общества, требует пересмотра устоявшихся взглядов и мнений, в том числе, в образовании и воспитании. Многие из педагогических новшеств ценностно переориентируют школу и учителя, переносят акцент с усвоения знаний, умений и навыков (как основной цели образования) на развитие ребенка, на создание условий полноценного проживания детства, для становления человека, способного и готового думать, общаться, понимать другого и самого себя, принимать самостоятельные ответственные решения. В этих условиях актуальность приобретает проведение планомерной, систематической внеклассной работы по русскому языку. К сожалению, в настоящее время такая работа в школе осуществляетсяне на должном уровне.

«Родной язык –величайший наставник», –звучат непреложной истиной слова великого педагога К. Д. Ушинского. Действительно, язык и до школы, и в школе обогащает и развивает духовный мир ребенка, приобщает его к нравственным нормам жизни, к традициям и воззрениям народа. С малых лет у детей вырабатывается чутье языка, развивается речевое творчество, эстетическое чувство, любовь к художественному слову. К сожалению, огромный образовательный потенциал родного языка используется сейчас в школе не в полной мере. Ни для кого не является секретом, что наша отечественная школа переживает очередной кризис. Этому много причин: и тяжелое экономической положение страны, и традиционно малое внимание властей к проблемам образования и воспитания детей, и остаточный принцип финансирования школы, и попрежнему массовая материальная необеспеченность учителя, и многое другое. Между тем от того, как будет развиваться школьное обучение и воспитание ребенка, зависит очень многое. Число же проблем, возникающих в общеобразовательной школе, весьма велико. Одни из них носят общий характер, другие относятся к преподаванию отдельных учебных дисциплин. Все этоне могло не сказаться на организации внеклассной работы по русскому языку в современной школе. Дело в том, что проблема организации внеурочной деятельности по русскому языку отражена в трудах педагогов прошлых лет. Особый интерес к теме наблюдается в конце 70х –начале 80х годов. Однако большинство работ посвящено вопросу формирования познавательного интереса к русскому языку средствами внеклассной работы. Наше обращение к проблеме связано с попыткой поставить вопрос об ее актуальности с позиции системного подхода в организации внеурочной деятельности, адекватного в нынешней социокультурной ситуации. При организации внеклассной работы в начальных классах учитель должен учитывать психологические особенности младших школьников. Это поможет ему не только грамотно построить учебный процесс, но и способствовать наиболее качественному усвоению детьми учебного материала.Ведущим видом деятельности в младшем школьном возрасте становится учение, учебная деятельность,систематическое усвоение культурноисторического опыта человечества, выраженного в системе научных знаний. В этом возрасте формируются и закладываются основы духовного и физического развития ребенка, научнотеоретического и логического мышления, развиваются предметные и умственные действия посредством решения задач и выполнениядругих учебных заданий. У ребенка развивается способность корректировать свои текущие действия в соответствии с запланированным результатом, критически оценивать итоги своей деятельности [1].Дети проявляют интерес прежде всего к тем учебным предметам, по которым они хорошо успевают. Избирательное отношение к той или иной школьной дисциплине, дифференциация интересов свойственны больше третьеклассникам, да и то далеко не всем.Причем следует отметить, что в предпочтении того или иного предмета ученики«невольно»следуют за своим учителем, который нередко отдает симпатии какойлибо области знания.Организуя внеклассные занятия школьников по русскому языку, учитель в своей работедолжен опираться на общедидактические принципы. К ним относятся основные, исходные положения, определяющие педагогическую практику при обучении основам наук (принципы научности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, наглядности, доступности, прочности, связи теории с практикой, индивидуального подхода к учащимся и многие другие).В зависимости от особенностей предмета и специфики внеурочной деятельности, применение принципов дидактики, безусловно, имеет определенные различия. Это связано с тем, что в силу своей предельной обобщенности, дидактические принципы допускают построение весьма различных конкретных методик не только для разных школьных предметов (русского языка, математики, истории и т.д.), но даже для одного того же предмета [2].Во внеклассной работе приобретает большую актуальность принцип индивидуального подхода к учащимся, т. к.здесь несравненно больше, чем на уроке, условий для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся. Кроме того, сама внеклассная работа, призванная учитывать различные запросы школьника и стремиться к их удовлетворению, требует внимания к дифференциации и индивидуализации обучения.Помимо общедидактических, внеклассная работа строится также на основе методических принципов,которые соответствуют этой форме учебной деятельности, позволяют организовать еев наиболее оптимальных вариантах, с наиболее оптимальными результатами.Методические принципы внеклассной работы вытекают из специфики этой формы учебной деятельности, из целей и задач внеурочной работы по данной дисциплине, из существующих особенностей русского языка, как учебного предмета.Принцип избирательности. Конкретные условия, в которых организуется внеклассная работа (возраст и подготовленность учеников, наличие уних интереса к русскому языку, направленность и качество этого интереса, этап внеклассной работыи т.д.),так жекак и задачи, стоящие перед нею, требуютограничения содержания работы.При этом не имеет значения, обязательная это программа по русскому языку или наука о языке во всей своей сложности.Сказанное обусловливает действие во внеклассной работе принципа избирательности.Учитель обычно самостоятельно устанавливает направление внеурочных занятий. При этом принимается во внимание теоретический и прикладной характер обучения русскому языку, учитывается многоплановость задач, стоящих перед руководителем внеурочной деятельностью школьников, разнообразие их лингвистических интересов, нужды определенного класса, условия работы школы. Поскольку оба направления (теоретическое и практическое) тесно между собой связаны, вопрос об их выборе не может решаться альтернативным путем, т. е. выборомодного из них и полнымигнорированиемдругого. Это значит, что во внеурочной работе учитель усиливает внимание к выбранному направлению, не пренебрегая другим. Предпочтение того или иного направления, однако, не означает завершение действия принципа избирательности. Необходимо уточнить этот выбор, определив не только направление, но и тему (чаще –темы) работы. Принцип избирательности действует и в выборе форм. Так, для начального этапа, выполняющего агитационную роль, характерно преобладание массовых форм. Позднее соотношение массовых и групповых форм меняется. На первый план выступают уже групповые формы, а участники их являются инициаторами проведения вечеров, соревнований, праздников. Выбор того или иного конкретного внеклассного занятия тоже определяется указанными выше условиями (возрастом учеников, этапом работы и др.). Так, трудно представить создание в школе клуба любителей русского языка, если в ней не было активно действующего кружка. Организация«Недели русского языка»–большого школьного праздника –понастоящему возможна при условии, если в школе сложились традиции в проведении вечеров, массовых соревнований[3].Таким образом, принцип избирательности реализуется во внеклассной работе многопланово, охватывая и содержание (выбор направления, конкретной темы, определение ееобъема и аспекта подачи материала), и форму.Принцип научной углубленности. Избранный для внеклассных занятий материал не может повторять в объеме и характере работы изученное на уроке, он должен предстать перед учениками новыми гранями, в рассмотрении его важно иметь в виду перспективу –возможность участия школьников в факультативных занятиях. Сказанное позволяет выдвинуть в качестве принципа внеклассной работы научную углубленность.Действие этого принципа проявляется не только в том, что на внеклассных занятиях находят место темы, не включенные в обязательную программу или слабо в ней представленные («Ономастика»,«Этимология»,«История обучения русскому языку»и др.), но и в том, например, что программные темы даются здесь шире, чем в учебнике. Школьникам сообщаются дополнительные сведения об изучаемых явлениях, показываются их связи с другими явлениями, привлекаются для наблюдения свежие материалы. Так, тема«Фразеология русского языка«может стать сквозной, составляя программу целого года.Научная углубленность выражается и в том, что на внеклассных занятиях находит место теоретическое обобщение разрозненных фактов, данных в учебнике, или теоретическое обоснование изучаемых на уроках правил, в частности, орфографических и пунктуационных. Принцип научной углубленности осуществляется также в результате установления разнообразных межпредметных связей. Наконец, научная углубленность требует использования на внеклассных занятиях современных методов обучения, а также методов лингвистической науки (с учетом возраста и особенностей учащихся).Принцип практической направленности. Теоретический аспект изучения русского языка на внеклассных занятиях не становится самодовлеющим и не может заслонить практическую сторону. Важным и равноценным с другими принципами внеурочной работы является принцип практической направленности. Этот принцип воплощаетсяпрежде всегов связи классных и внеклассных занятий, которая не сводится к узкопрактическому аспекту, превращая внеклассные занятия в дополнительные. Постоянные контакты с обязательными учебными занятиями, опора во внеклассной работе на имеющиеся у детей знания помогают лучше осуществлять общие задачи обучения школьников русскому языку, расширяют сферу приложения приобретенных ими на уроках знаний, способствуют укреплению умений и навыков (практического владения языком, правописания).Реализация принципа практической направленности проявляется и в тесной связи изучения русского языка (в урочной и внеурочной работе) с жизнью: показ учащимся роли русского языка в разных ее областях, практической значимости получаемых знаний о родном языке. Для этогоучитель находит убедительные примеры конкретного приложения не только языка в целом или какихто его разделов, но и самых разных явлений, отдельных фактов. На зависимость интересов учеников от осознания ими практической значимости сообщаемых сведений по русскому языку обращалось внимание много раньше. Вполне естественным для каждого учителя русского языка является, например, показ школьникам практического применения алфавита, необходимости знания его. Убеждают учеников и факты, свидетельствующие о важности знания орфографии и пунктуации. Огромную роль играют также занятия стилистикой, раскрывающие«работу«одного и того же языкового явления в разных стилях речи.Принцип практической направленности находит свое осуществление и в общественнополезной деятельности участников внеклассных занятий: проведение ими работы с младшими школьниками (беседы, рассказы, чтение вспух и т.п.), изготовление наглядных пособий, организация выставок, подготовка материалов для газеты и др.С указанным выше принципом тесно связанпринцип добровольного участия школьников во внеклассной работе. Он предполагает наличие у детей«определенного круга интересов, что и позволяет им среди многих предметных кружков и других видов внеклассной работы выбрать тот вид деятельности, который более всего сможет удовлетворить их запросы».В отличие от классных занятий, которые носят обязательный характер, внеклассная работа строится и проводится на добровольных началах. Учащиеся принимают участие в различных внеклассных мероприятиях не ради отметок,а добровольно, из желания познать непознанное.Дети по своему усмотрению выбирают тот или инойвид внеклассной работы. Добровольность вступления обязывает учащихся к дисциплинированности и активности.Принцип занимательности. Данный принцип находитсвоевыражение в разнообразии и вариативности форм внеклассных занятий, методов и приемов работы. Внеклассная работа не терпит шаблона, схемы. Также следует сказать и о структуре внеклассных занятий. Развитие творческих способностей ученика требует более гибкой структуры. Чтобы добиться надежного эффекта использования занимательности, как справедливо отмечает Г.И.Щукина,«необходимо, вопервых, правильное понимание занимательностикак фактора, определенным образом влияющего на психические процессы, а вовторых, предельно ясное осознание учителем цели ее использования в каждый данный момент, потому что назначение занимательности в учебном процессе может быть очень разнообразным»[4].Говоря о занимательности во внеклассных занятиях по русскому языку, следует различать занимательность всего занятия и отдельных его компонентов, так как в том и другом случае могут быть использованы разные средства ее создания. Для целого занятия существенную роль играет композиция. Сюда относится и заглавие (название темызанятия кружка, вечера, страниц устного журнала и т.п.), которое при популяризации несет ярко выраженную рекламную функцию. Весьма важным оказывается начало занятия, имеющее нередко интригующий характер, заключающее проблему, предлагающее определенную задачу. Небезразличным является и способ преподнесения материала (в популярной литературе и на внеклассных занятиях известной традицией в создании занимательности стало, например, введение героя, выбор сюжета в виде путешествия и др.).Определяя занимательность занятия в целом, нельзя думать, что каждый его компонент обязательно должен содержать элементы занимательности. На занятии может и должен быть и незанимательный материал (элементы беседы или рассказа учителя, часть тренировочных упражнений и др.). Перегрузка занятия элементами занимательности, особенно вызывающими большой эмоциональный накал, уводит от содержательной стороны работы, превращает занятие в развлекательное. Занимательность не случайно считают довольно острым средством обучения. Трудности использования занимательности заключаются, например, в том, что далеко не всегда удается найти форму, соответствующую содержанию. В этом случае или не будет занимательности, или форма окажется настолько яркой, эмоциональный накал, созданный ею, настолько сильным, что содержание отойдет на второй план, а занимательность превратится в свою противоположность –развлекательность. Чрезмерное увлечение занимательностью, как показывают наблюдения и эксперимент, приводит не к повышению, а к снижению познавательных интересов [5].Таковы основные методические принципы организации внеклассной работы по русскому языку, соблюдение которых является обязательным условием, определяющим успех педагогической деятельности.

Ссылки на источники1.Еникеев М. И. Энциклопедия. Общая исоциальная психология.–М.:ПРИОР, 2002. –558 с.2.Львов М. Р., Рамзаева Т. Г.,Светловская Н. Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. –М.: Просвещение,1987. –415 с.3.Ушаков Н. Н. О содержании внеклассной работы по русскому языку// Русский язык в школе. –2009. –№1. 4.Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. –М.: Просвещение, 1979. –160 с.5.Ушаков Н. Н.,Суворова Г. И. Внеурочная работа по русскому языку. –М.: Просвещение, 1985. –175 с.

Zhazheva Saida,candidateofPedagogics, associateofAdyguStateUniversit, MaikopZhazhevaDariet,candidateofPedagogics, associate of Adygu State University, Maikoppedagog84@mail.ruMethodological aspect of organization of outofschoolwork in Russian languageAbstract. Forms of organization of outofschool work methodological and didactic principles are given.Key words: outofschool work, psycological peculiarities, principles, differentiation individualization, lesson.