Влияние рынка образовательных услуг на развитие экономики и эффективность функционирования рынка труда
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Уткина
А.
Н. Влияние рынка образовательных услуг на развитие экономики и эффективность функционирования рынка труда // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – № 1 (январь). – С.
16–20. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/13004.htm.
Аннотация. Имеющиеся в настоящее время диспропорции в структуре подготовки специалистов по сравнению с потребностями рынка труда приводят к снижению эффективности функционирования всего экономического механизма (возрастает дефицит кадров определённых специальностей на глобальном и локальных рынках труда; замедляется развитие отраслей и производств в случае отсутствия квалифицированных работников), обостряются социальные проблемы (существует переизбыток специалистов некоторых профессий, растёт явная и скрытая безработица), возникает потребность согласования стратегических планов развития сферы экономики и сферы образования.
Ключевые слова:
профессиональное образование, рынок образовательных услуг, рынок труда, вуз, молодые специалисты, трудовая мобильность
Текст статьи
Уткина Антонина Николаевна,кандидат социологических наук, доцент кафедры экономики Беловского института (филиала) ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», г. Белово3845224760@kemtel.ru
Влияние рынка образовательных услуг на развитие экономики и эффективность функционирования рынка труда
Аннотация. Имеющиеся в настоящее время диспропорции в структуре подготовки специалистовпо сравнению с потребностями рынка труда приводят к снижению эффективности функционирования всего экономического механизма (возрастает дефицит кадров определённых специальностей на глобальном и локальных рынках труда; замедляется развитие отраслей и производств в случае отсутствия квалифицированных работников), обостряются социальные проблемы (существует переизбыток специалистов некоторых профессий, растёт явная и скрытая безработица), возникает потребность согласования стратегических планов развития сферыэкономики и сферы образования.Ключевые слова:рынок образовательных услуг, рынок труда, профессиональное образование, вуз, молодые специалисты, трудовая мобильность.
Ориентация на «экономику знаний» стимулирует и спрос на высшее образование, и его предложение. Однако стремительный рост численности студентов на фоне упадка рынка труда ведёт к снижению цены труда: независимо от уровня образования снижается оплата труда всех работников, хотя в наиболее неблагоприятных обстоятельствах в отношении гарантий трудоустройства оказываются наименее образованные кадры. В результате оплата труда специалистов зачастую не соответствует ни затратам на их подготовку, ни уровню предъявляемых на рабочем месте требований.Кризис90х годов ХХ века оказал деструктивное воздействие преимущественно на такие отрасли экономики какпромышленность, строительство, сельское хозяйство. Соответственно, спрос на естественнотехнические и естественнонаучные специальности сократился. Вузы отреагировали на изменение рыночной конъюнктуры переориентацией на подготовку более престижных профессий для предприятий сферы услуг, гуманитарного профиля, а также специалистов в области экономики и права. Негосударственные вузы также взяли старт на подготовку кадров в области гуманитарносоциальных специальностей, экономики и управления.Уже сегодня названные ориентиры отраслевой подготовки кадров на текущие потребности рынка трудапривели к острой нехватке кадров инженерных, строительных специальностей, рабочих профессий [1, с. 145](табл. 1).Несбалансированность между спросом и предложением кадров на рынке труда в определённой степени связана с отсутствием эффективного взаимодействия между деятельностью вузов от потребностями реального сектора. Следует, наконец, осознать, что одним из важнейших и реальных заказчиков на специалистов является бизнес. В условиях недостатка в квалифицированных специалистах, в том числе, в узкопрофильных областях знаний, бизнес начинает активно восполнять дефицит знаний «своими силами» или через новые формы дополнительного образования –второе высшее образование, курсы повышения квалификации, семинары, бизнесшколы и т. п. Эти образовательные формы гораздо быстрее ориентируются на потребности современного общества, на появление новых отраслей и производств, чем традиционное пятилетнее образование.Таблица 1Диспропорции рынка труда и рынка образовательных услуг
ДиспропорцияОписаниеПричиныРазрыв между спросом, и предложением на квалифицированных рабочих в количественном и качественном выраженииНедостаточное предложение рабочих строительных специальностей, машинистов транспортных средств и установок, рабочих ЖКХ, рабочих легкой промышленностиВ структуре экономики лидирующее положение занимают отрасли машиностроения, химической промышленности, электроэнергетики. Популяризация высшего образования нарушает баланс подготовки специалистов различных уровней образованияРазрыв между спросом и предложением специалистов АПКНедостаточное предложение зоотехников, агрономов, механизаторов, животноводовНеразвитость социальнокультурной сферы на селе, низкая оплата трудаПереизбыток специалистов финансовоэкономического профиляНедостаточный спрос на бухгалтеров, финансистов, экономистовПерепроизводство специалистов с высшим профессиональным образованием.Заказчиком услуг высшей школы является население, которое не учитывает региональный спрос на специалистовМолодежная безработицаНа рынке труда требуются специалисты, имеющие опыт работыНизкая конкурентоспособность выпускников вуза; отсутствие информации о потребностях рынка на момент поступления в вуз и о реальных возможностях трудоустройства; рынок труда характеризуется избыточным предложением высококвалифицированных специалистовПовышенная демографическая нагрузка на трудоспособное населениеДинамика соотношения трудоспособного и нетрудоспособного населенияНегативные демографические тенденции; при количественном восполнении дисбаланса (привлечении мигрантов) –качественное несоответствие уровней образованияСельская безработицаТерриториальное несоответствие объёма вакансий предложению рабочей силыНеразвитость социальнокультурной сферы и инфраструктуры в сельской местности
Безусловно, стратегическая образовательная политика должна обеспечивать предоставление молодым специалистам рабочих мест, в соответствии с уровнем их профессиональной подготовки и с учетом возможностей национальной экономики. Однако, приоритетность роли спроса на рынке труда в достижении данной цели не является бесспорной. Достижение рыночного равновесия возможно в условиях идеальной рыночной экономики, в реальных же условиях действуют различные исключительные факторы, которые вносят свои коррективы и с которыми необходимо считаться.Так, относительный избыток специалистов с высшим образованием на рынке трудас точки зрения объективных экономических законов требует сокращения количества вузов, набора студентов, затрат на образование. Однако социокультурный анализ этой проблемы свидетельствует о том, что такие действия сократят интеллектуальный потенциал общества, негативно отразятся на его качестве, станут сдерживающим фактом экономического роста, наконец, вступят в противоречие с объективными же процессами общественного прогресса –формирования информационного общества и экономики знаний. Следовательно, необходимо не сокращать, а о переориентировать развитие высшего образования, создавать механизмы согласования предложения образовательных услуг и потребностей рынка труда, заниматься стратегическим планированием развития данной сферы. Рынок труда формулирует современные требования к рынку образовательных услуг, поэтому эффективность образовательной политики следует измерять по показателям качества образования, его доступности и соответствия потребностям рынка труда. Актуальность данной проблемы становится ещё более очевидной на фоне расширения сферы платного образования. В анализе данных проблем важно учитывать, что структура современного рынка труда представлена постояннымии переменными детерминантами [2, с. 146]. Постоянные детерминанты обладают относительнойустойчивостью, их не сложно прогнозировать, а предложение по этим детерминантам, как правило, превышает спрос, что обеспечивает конкуренцию рабочих мест и возможность выбора у работодателей. Сюда относятся специальности, связанные с развитием наиболее важных отраслей любой страны, а потому имеющие устойчивый спрос на рынке труда.Особенностьювременных детерминант является скачкообразное возникновение повышенного спроса, и такое же быстрое снижение после удовлетворения предложения. Такова специфика новых потребностей, возникающих в обществе, новых видов работ и услуг, соответственно, профессий и специальностей. Механизм функционирования постоянныхи переменных детерминант представлен на рисунке (рис. 1).
Постоянные детерминантыПеременные детерминанты
В обществе существует потребность в развитии жизненно важных отраслей и сфер деятельностиОбщество формирует потребность в новых видах работ и услуг
Относительно устойчивый спрос на рынке труда на соответствующих специалистовСпрос на соответствующих специалистов на рынке труда резко возрастает
Относительно устойчивое предложение этих специалистов сферой профессионального образованияРезко увеличивается предложение этих специалистов сферой профессионального образования
Относительное равновесие между спросом и предложением на рынке труда ограничивается некоторым превышением предложенияРавновесие между спросом и предложением на рынке труда
Данный сектор рынок труда насыщается. Спрос на специалистов резко падает. Предложение по инерции продолжает расти.
Данный сектор рынок труда переполняется.Равновесие нарушается. На рынке труда избыток данных специалистов.
Рис. 1. Механизм функционирования постоянных и переменных детерминант
Проблема нарушения равновесия на рынке труда усугубляется низким уровнем информированности молодежи о состоянии и динамике спроса на конкретные специальности, формированием общественного мнения о престижности или непрестижности различных профессий, а зачастую –действием сиюминутных предпочтений при выборе специальности. Таким образом, молодым людям предлагается множество профессий, однако отсутствуют объективные критерии (или информационный доступ к ним), позволяющие оценить будущую эффективность сегодняшнего профессионального выбора. А это, в свою очередь, обостряет проблему инвестирования в человеческий капитал.Обращаясь к опыту западных стран, мы можем констатировать, что в наиболее развитых из них прогнозированию динамики рынка труда уделяется большое внимание. В частности, в США такие прогнозы разрабатываются и на федеральном уровне, и на уровне штатов, и доступны любому заинтересованному лицу. На федеральном уровне прогнозированием рынка труда занимаются следующие учреждения:Бюро трудовой статистики (БТС), которое ведёт регулярную статистику о состоянии рынка труда и каждые два года рассчитывает прогнозы по профессиям и по отраслям экономики; Министерства образования; Национальный Научный Фонд (ННФ) –крупный центр по изучению проблем кадрового обеспечения научноисследовательской деятельности в стране; причём отслеживается профессиональное становление кадров, начиная с учеников старших классов школ, студенческого контингента, аспирантов, докторантов и, наконец, выпускников вузов разных уровней квалификации (бакалавр, мастер или доктор) [3, с.127–128]. Полученные из этих учреждений материалы формируют максимально достоверную и современно организованную статистическую базу, которая позволяет прогнозировать динамикурынка труда с использованием инструментария математической статистики и теории вероятности.Конечно, подобного рода прогнозы не всегда отличаются точностью, но в том специфика очень динамичного и подверженного влияниям разноуровневых факторов –от глобальных и мировых до региональных и местных –рынка труда. Например, масштабы и последствия окончания «холодной войны» или нынешнего финансового кризиса вряд ли возможно было предвидеть и отразить в подобного рода прогнозах.А между тем, рост величины частных инвестиций в систему высшего образования, увеличение доли студентов, обучающихся на платной основе, возрастание расходов населения на сопутствующие получению образования расходы –делают актуальным вопрос об экономической эффективности данных инвестиций. Очевидно, что возможности аналитических служб и государственных ведомств прогнозировать потребности рынка труда в работниках отдельных профессий очень ограниченны не только в долгосрочной, но и в среднесрочной перспективе (на время обучения в вузе). Взаимосвязи между уровнем образования и успешной карьерой слишком сложны и зависят от многих детерминант, поэтому сложно давать гарантии относительно будущей востребованности полученного сегодня образования отдельно взятой личностью.Растущий интерес к услугам высшего профессионального образования без учёта потребностей рынка труда объясняется социальной ценностью высшего образования как фактора устойчивого социального положения индивида в обществе.Отсутствие у молодёжи уверенности в перспективах трудоустройства, ведёт к воспроизводству последними нестандартных стратегий для выделения из общей массы. Так, западными специалистами выявлена одна из популярных стратегий «массовой индивидуализации» [4, с. 70–71], которая заключается в сочетании обучения в вузе с работой или последовательной и попеременной сменой учебы и работы. Исследования, связанные с изучением опыта трудоустройства и трудовой мобильности выпускников российских вузов, свидетельствуют о чрезвычайно высоких масштабах массового перепрофилирования молодых дипломированных россиян [5, с. 6], в том числе позволяют выявить следующее:рост числа перепрофилировавшихся дипломированных выпускников вузов;невостребованность ряда специалистов, связанная с отсутствием приемлемой работы или приемлемой зарплаты как главной причины неудовлетворённости своего трудоустройства и ориентация молодежи на смену профессии (прежде всего это касается биологов, математиков, химиков, физиков, инженеров, педагогов, специалистов в области электроники, приборостроения и связи и т. д.);востребованность и достойная оплата труда специалистов сферы перераспределения (экономика, финансы, торговля, бытовой и досуговый сервис и т.п.) и с юриспруденции, строительства, психологии, программирования и вычислительной техники, фармацевтики;со стороны работодателей запрос на высшее образование у работников зачастую связан с символическим характером вузовского диплома, гарантирующего наличие минимально общекультурного уровня у работника;доминирующими механизмами трудоустройства попрежнему остаются связи и знакомства.Следствием подобного рода тенденций является некий парадокс: профессионалов в разных областях деятельности (в том числе экономической и юридической) не хватает, а молодым специалистам трудно найти хорошую работу. И объясняется он одной деталью –у современных работодателей востребуются только квалифицированные работники.Перспективы прогрессивного развития современного общества определяются в первую очередь высшим профессиональным образованием. Поэтому не случайно программы развития общедоступного высшего образования внедряются во многих странах мира –США, Франции, Германии, Великобритании, Японии и других. На этом фоне патриархальными кажутся заявления некоторых членов нашего Правительства о том, что в России слишком много студентови необходимо изменить ситуацию в направлении увеличения учащихся ПТУ и средних профессиональных учебных заведений [6, с. 23].В решении проблемы согласования развития рынка труда и системы профессионального образования несовременными и недальновидными являются идеи об опережающем развитии начального и среднего профессионального образования, поскольку профессиональные образовательные учреждения не должны превращаться в инкубатор подготовки кадров для заполнения имеющихся вакансий на локальных рынках труда. Профессиональное образование может и должно противостоять таким характеристикам рынка труда, как непостоянный уровень спроса на продукцию образовательных учреждений, включая знания и умения выпускников [7, с. 26–28]. Более того, благодаря профессиональномуобразованию –созидателю новых знаний –рынок труда переоценивает значимость различных видов работ, профессий, сфер деятельности, модифицирует требования к трудовым ресурсам.Таким образом, в отличие от наиболее развитых стран мира, где роль образования вобеспечении конкурентоспособности страны общепризнанно является приоритетной, а потому государством созданы механизмы доступа к образованию различных социальных слоёв населения, –в нашей стране государство самоустранилось от выработки адекватных механизмов, позволяющих реализовать социальные программы в образовании. В результате в получении наиболее востребованногосегодня образования определяющую роль играют коррупционные механизмы, гарантирующие получение качественного образования вне зависимости от условий конкурсности и каких бы то ни было объективных критериев. Следовательно, подобное образование и молодые специалисты не могут быть нашим конкурентным преимуществом. Если вложения в человеческий капитал не будут являться конкурентоспособными, то инвесторы станут искать альтернативные направления вложения своих капиталов.
Ссылки на источники1.Кузьмина А. Потенциал рабочей силы и рынок образовательных услуг // Вопросы экономики. –2007. –№ 1. –С. 144–146.2.Там же.3.Государственные приоритеты в науке и образовании / А.И. Ракитов, А.Н. Авдулов, Н.И. Иванова и др.; Отв. ред. А.И. Ракитов. –М.: ИНИОН РАН, 2001. –232 с.4.Линдберг М.Е. Традиционные и нетрадиционные формы получения высшего образования и перспективы трудоустройства // Экономика образования. –2007. –№ 1 (38). –С. 70–73.5.Александрова О.А. Экономика образования и экономическая политика государства // Экономика образования. –2006. –№ 3. –С. 4–19.6.Смолин О.Н. Законодательство о дистанционных образовательных технологиях: перспективы и новые проблемы // Экономика образования. –2004. –№ 1. –С. 19–25.7.Синицкая Н.Я. Экономические основы механизма финансирования социальной сферы // Экономика образования. –2004. –№ 5. –С. 22–32.
UtkinаAntonina,
Candidate soc., Associate Professor of Economics, Belovo Institute (branch) of Kemerovo State University, Belovo3845224760@kemtel.ruEffect the education market for economic development and effective functioning of labor marketAbstract. Currently available distortions of training compared to the needs of the labor market lead to a reduction in the efficiency of the entire economic mechanism (increasing shortage of certain specialties at the global and local labor markets, slowing the development of industries and enterprises in the case of a lack of qualified workers), growing social the problem (there is a surplus of specialists in certain occupations, increasing overt and hidden unemployment), there is a need to align the strategic plans for the development of the economy and education.Keywords: education market, the labor market, vocational training, college, young professionals, labor mobility.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт».
Влияние рынка образовательных услуг на развитие экономики и эффективность функционирования рынка труда
Аннотация. Имеющиеся в настоящее время диспропорции в структуре подготовки специалистовпо сравнению с потребностями рынка труда приводят к снижению эффективности функционирования всего экономического механизма (возрастает дефицит кадров определённых специальностей на глобальном и локальных рынках труда; замедляется развитие отраслей и производств в случае отсутствия квалифицированных работников), обостряются социальные проблемы (существует переизбыток специалистов некоторых профессий, растёт явная и скрытая безработица), возникает потребность согласования стратегических планов развития сферыэкономики и сферы образования.Ключевые слова:рынок образовательных услуг, рынок труда, профессиональное образование, вуз, молодые специалисты, трудовая мобильность.
Ориентация на «экономику знаний» стимулирует и спрос на высшее образование, и его предложение. Однако стремительный рост численности студентов на фоне упадка рынка труда ведёт к снижению цены труда: независимо от уровня образования снижается оплата труда всех работников, хотя в наиболее неблагоприятных обстоятельствах в отношении гарантий трудоустройства оказываются наименее образованные кадры. В результате оплата труда специалистов зачастую не соответствует ни затратам на их подготовку, ни уровню предъявляемых на рабочем месте требований.Кризис90х годов ХХ века оказал деструктивное воздействие преимущественно на такие отрасли экономики какпромышленность, строительство, сельское хозяйство. Соответственно, спрос на естественнотехнические и естественнонаучные специальности сократился. Вузы отреагировали на изменение рыночной конъюнктуры переориентацией на подготовку более престижных профессий для предприятий сферы услуг, гуманитарного профиля, а также специалистов в области экономики и права. Негосударственные вузы также взяли старт на подготовку кадров в области гуманитарносоциальных специальностей, экономики и управления.Уже сегодня названные ориентиры отраслевой подготовки кадров на текущие потребности рынка трудапривели к острой нехватке кадров инженерных, строительных специальностей, рабочих профессий [1, с. 145](табл. 1).Несбалансированность между спросом и предложением кадров на рынке труда в определённой степени связана с отсутствием эффективного взаимодействия между деятельностью вузов от потребностями реального сектора. Следует, наконец, осознать, что одним из важнейших и реальных заказчиков на специалистов является бизнес. В условиях недостатка в квалифицированных специалистах, в том числе, в узкопрофильных областях знаний, бизнес начинает активно восполнять дефицит знаний «своими силами» или через новые формы дополнительного образования –второе высшее образование, курсы повышения квалификации, семинары, бизнесшколы и т. п. Эти образовательные формы гораздо быстрее ориентируются на потребности современного общества, на появление новых отраслей и производств, чем традиционное пятилетнее образование.Таблица 1Диспропорции рынка труда и рынка образовательных услуг
ДиспропорцияОписаниеПричиныРазрыв между спросом, и предложением на квалифицированных рабочих в количественном и качественном выраженииНедостаточное предложение рабочих строительных специальностей, машинистов транспортных средств и установок, рабочих ЖКХ, рабочих легкой промышленностиВ структуре экономики лидирующее положение занимают отрасли машиностроения, химической промышленности, электроэнергетики. Популяризация высшего образования нарушает баланс подготовки специалистов различных уровней образованияРазрыв между спросом и предложением специалистов АПКНедостаточное предложение зоотехников, агрономов, механизаторов, животноводовНеразвитость социальнокультурной сферы на селе, низкая оплата трудаПереизбыток специалистов финансовоэкономического профиляНедостаточный спрос на бухгалтеров, финансистов, экономистовПерепроизводство специалистов с высшим профессиональным образованием.Заказчиком услуг высшей школы является население, которое не учитывает региональный спрос на специалистовМолодежная безработицаНа рынке труда требуются специалисты, имеющие опыт работыНизкая конкурентоспособность выпускников вуза; отсутствие информации о потребностях рынка на момент поступления в вуз и о реальных возможностях трудоустройства; рынок труда характеризуется избыточным предложением высококвалифицированных специалистовПовышенная демографическая нагрузка на трудоспособное населениеДинамика соотношения трудоспособного и нетрудоспособного населенияНегативные демографические тенденции; при количественном восполнении дисбаланса (привлечении мигрантов) –качественное несоответствие уровней образованияСельская безработицаТерриториальное несоответствие объёма вакансий предложению рабочей силыНеразвитость социальнокультурной сферы и инфраструктуры в сельской местности
Безусловно, стратегическая образовательная политика должна обеспечивать предоставление молодым специалистам рабочих мест, в соответствии с уровнем их профессиональной подготовки и с учетом возможностей национальной экономики. Однако, приоритетность роли спроса на рынке труда в достижении данной цели не является бесспорной. Достижение рыночного равновесия возможно в условиях идеальной рыночной экономики, в реальных же условиях действуют различные исключительные факторы, которые вносят свои коррективы и с которыми необходимо считаться.Так, относительный избыток специалистов с высшим образованием на рынке трудас точки зрения объективных экономических законов требует сокращения количества вузов, набора студентов, затрат на образование. Однако социокультурный анализ этой проблемы свидетельствует о том, что такие действия сократят интеллектуальный потенциал общества, негативно отразятся на его качестве, станут сдерживающим фактом экономического роста, наконец, вступят в противоречие с объективными же процессами общественного прогресса –формирования информационного общества и экономики знаний. Следовательно, необходимо не сокращать, а о переориентировать развитие высшего образования, создавать механизмы согласования предложения образовательных услуг и потребностей рынка труда, заниматься стратегическим планированием развития данной сферы. Рынок труда формулирует современные требования к рынку образовательных услуг, поэтому эффективность образовательной политики следует измерять по показателям качества образования, его доступности и соответствия потребностям рынка труда. Актуальность данной проблемы становится ещё более очевидной на фоне расширения сферы платного образования. В анализе данных проблем важно учитывать, что структура современного рынка труда представлена постояннымии переменными детерминантами [2, с. 146]. Постоянные детерминанты обладают относительнойустойчивостью, их не сложно прогнозировать, а предложение по этим детерминантам, как правило, превышает спрос, что обеспечивает конкуренцию рабочих мест и возможность выбора у работодателей. Сюда относятся специальности, связанные с развитием наиболее важных отраслей любой страны, а потому имеющие устойчивый спрос на рынке труда.Особенностьювременных детерминант является скачкообразное возникновение повышенного спроса, и такое же быстрое снижение после удовлетворения предложения. Такова специфика новых потребностей, возникающих в обществе, новых видов работ и услуг, соответственно, профессий и специальностей. Механизм функционирования постоянныхи переменных детерминант представлен на рисунке (рис. 1).
Постоянные детерминантыПеременные детерминанты
В обществе существует потребность в развитии жизненно важных отраслей и сфер деятельностиОбщество формирует потребность в новых видах работ и услуг
Относительно устойчивый спрос на рынке труда на соответствующих специалистовСпрос на соответствующих специалистов на рынке труда резко возрастает
Относительно устойчивое предложение этих специалистов сферой профессионального образованияРезко увеличивается предложение этих специалистов сферой профессионального образования
Относительное равновесие между спросом и предложением на рынке труда ограничивается некоторым превышением предложенияРавновесие между спросом и предложением на рынке труда
Данный сектор рынок труда насыщается. Спрос на специалистов резко падает. Предложение по инерции продолжает расти.
Данный сектор рынок труда переполняется.Равновесие нарушается. На рынке труда избыток данных специалистов.
Рис. 1. Механизм функционирования постоянных и переменных детерминант
Проблема нарушения равновесия на рынке труда усугубляется низким уровнем информированности молодежи о состоянии и динамике спроса на конкретные специальности, формированием общественного мнения о престижности или непрестижности различных профессий, а зачастую –действием сиюминутных предпочтений при выборе специальности. Таким образом, молодым людям предлагается множество профессий, однако отсутствуют объективные критерии (или информационный доступ к ним), позволяющие оценить будущую эффективность сегодняшнего профессионального выбора. А это, в свою очередь, обостряет проблему инвестирования в человеческий капитал.Обращаясь к опыту западных стран, мы можем констатировать, что в наиболее развитых из них прогнозированию динамики рынка труда уделяется большое внимание. В частности, в США такие прогнозы разрабатываются и на федеральном уровне, и на уровне штатов, и доступны любому заинтересованному лицу. На федеральном уровне прогнозированием рынка труда занимаются следующие учреждения:Бюро трудовой статистики (БТС), которое ведёт регулярную статистику о состоянии рынка труда и каждые два года рассчитывает прогнозы по профессиям и по отраслям экономики; Министерства образования; Национальный Научный Фонд (ННФ) –крупный центр по изучению проблем кадрового обеспечения научноисследовательской деятельности в стране; причём отслеживается профессиональное становление кадров, начиная с учеников старших классов школ, студенческого контингента, аспирантов, докторантов и, наконец, выпускников вузов разных уровней квалификации (бакалавр, мастер или доктор) [3, с.127–128]. Полученные из этих учреждений материалы формируют максимально достоверную и современно организованную статистическую базу, которая позволяет прогнозировать динамикурынка труда с использованием инструментария математической статистики и теории вероятности.Конечно, подобного рода прогнозы не всегда отличаются точностью, но в том специфика очень динамичного и подверженного влияниям разноуровневых факторов –от глобальных и мировых до региональных и местных –рынка труда. Например, масштабы и последствия окончания «холодной войны» или нынешнего финансового кризиса вряд ли возможно было предвидеть и отразить в подобного рода прогнозах.А между тем, рост величины частных инвестиций в систему высшего образования, увеличение доли студентов, обучающихся на платной основе, возрастание расходов населения на сопутствующие получению образования расходы –делают актуальным вопрос об экономической эффективности данных инвестиций. Очевидно, что возможности аналитических служб и государственных ведомств прогнозировать потребности рынка труда в работниках отдельных профессий очень ограниченны не только в долгосрочной, но и в среднесрочной перспективе (на время обучения в вузе). Взаимосвязи между уровнем образования и успешной карьерой слишком сложны и зависят от многих детерминант, поэтому сложно давать гарантии относительно будущей востребованности полученного сегодня образования отдельно взятой личностью.Растущий интерес к услугам высшего профессионального образования без учёта потребностей рынка труда объясняется социальной ценностью высшего образования как фактора устойчивого социального положения индивида в обществе.Отсутствие у молодёжи уверенности в перспективах трудоустройства, ведёт к воспроизводству последними нестандартных стратегий для выделения из общей массы. Так, западными специалистами выявлена одна из популярных стратегий «массовой индивидуализации» [4, с. 70–71], которая заключается в сочетании обучения в вузе с работой или последовательной и попеременной сменой учебы и работы. Исследования, связанные с изучением опыта трудоустройства и трудовой мобильности выпускников российских вузов, свидетельствуют о чрезвычайно высоких масштабах массового перепрофилирования молодых дипломированных россиян [5, с. 6], в том числе позволяют выявить следующее:рост числа перепрофилировавшихся дипломированных выпускников вузов;невостребованность ряда специалистов, связанная с отсутствием приемлемой работы или приемлемой зарплаты как главной причины неудовлетворённости своего трудоустройства и ориентация молодежи на смену профессии (прежде всего это касается биологов, математиков, химиков, физиков, инженеров, педагогов, специалистов в области электроники, приборостроения и связи и т. д.);востребованность и достойная оплата труда специалистов сферы перераспределения (экономика, финансы, торговля, бытовой и досуговый сервис и т.п.) и с юриспруденции, строительства, психологии, программирования и вычислительной техники, фармацевтики;со стороны работодателей запрос на высшее образование у работников зачастую связан с символическим характером вузовского диплома, гарантирующего наличие минимально общекультурного уровня у работника;доминирующими механизмами трудоустройства попрежнему остаются связи и знакомства.Следствием подобного рода тенденций является некий парадокс: профессионалов в разных областях деятельности (в том числе экономической и юридической) не хватает, а молодым специалистам трудно найти хорошую работу. И объясняется он одной деталью –у современных работодателей востребуются только квалифицированные работники.Перспективы прогрессивного развития современного общества определяются в первую очередь высшим профессиональным образованием. Поэтому не случайно программы развития общедоступного высшего образования внедряются во многих странах мира –США, Франции, Германии, Великобритании, Японии и других. На этом фоне патриархальными кажутся заявления некоторых членов нашего Правительства о том, что в России слишком много студентови необходимо изменить ситуацию в направлении увеличения учащихся ПТУ и средних профессиональных учебных заведений [6, с. 23].В решении проблемы согласования развития рынка труда и системы профессионального образования несовременными и недальновидными являются идеи об опережающем развитии начального и среднего профессионального образования, поскольку профессиональные образовательные учреждения не должны превращаться в инкубатор подготовки кадров для заполнения имеющихся вакансий на локальных рынках труда. Профессиональное образование может и должно противостоять таким характеристикам рынка труда, как непостоянный уровень спроса на продукцию образовательных учреждений, включая знания и умения выпускников [7, с. 26–28]. Более того, благодаря профессиональномуобразованию –созидателю новых знаний –рынок труда переоценивает значимость различных видов работ, профессий, сфер деятельности, модифицирует требования к трудовым ресурсам.Таким образом, в отличие от наиболее развитых стран мира, где роль образования вобеспечении конкурентоспособности страны общепризнанно является приоритетной, а потому государством созданы механизмы доступа к образованию различных социальных слоёв населения, –в нашей стране государство самоустранилось от выработки адекватных механизмов, позволяющих реализовать социальные программы в образовании. В результате в получении наиболее востребованногосегодня образования определяющую роль играют коррупционные механизмы, гарантирующие получение качественного образования вне зависимости от условий конкурсности и каких бы то ни было объективных критериев. Следовательно, подобное образование и молодые специалисты не могут быть нашим конкурентным преимуществом. Если вложения в человеческий капитал не будут являться конкурентоспособными, то инвесторы станут искать альтернативные направления вложения своих капиталов.
Ссылки на источники1.Кузьмина А. Потенциал рабочей силы и рынок образовательных услуг // Вопросы экономики. –2007. –№ 1. –С. 144–146.2.Там же.3.Государственные приоритеты в науке и образовании / А.И. Ракитов, А.Н. Авдулов, Н.И. Иванова и др.; Отв. ред. А.И. Ракитов. –М.: ИНИОН РАН, 2001. –232 с.4.Линдберг М.Е. Традиционные и нетрадиционные формы получения высшего образования и перспективы трудоустройства // Экономика образования. –2007. –№ 1 (38). –С. 70–73.5.Александрова О.А. Экономика образования и экономическая политика государства // Экономика образования. –2006. –№ 3. –С. 4–19.6.Смолин О.Н. Законодательство о дистанционных образовательных технологиях: перспективы и новые проблемы // Экономика образования. –2004. –№ 1. –С. 19–25.7.Синицкая Н.Я. Экономические основы механизма финансирования социальной сферы // Экономика образования. –2004. –№ 5. –С. 22–32.
UtkinаAntonina,
Candidate soc., Associate Professor of Economics, Belovo Institute (branch) of Kemerovo State University, Belovo3845224760@kemtel.ruEffect the education market for economic development and effective functioning of labor marketAbstract. Currently available distortions of training compared to the needs of the labor market lead to a reduction in the efficiency of the entire economic mechanism (increasing shortage of certain specialties at the global and local labor markets, slowing the development of industries and enterprises in the case of a lack of qualified workers), growing social the problem (there is a surplus of specialists in certain occupations, increasing overt and hidden unemployment), there is a need to align the strategic plans for the development of the economy and education.Keywords: education market, the labor market, vocational training, college, young professionals, labor mobility.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт».