Формирование впечатления средством виртуального общения

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Погонцева Д. В. Формирование впечатления средством виртуального общения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № 1 (январь). – С. 86–90. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13018.htm.
Аннотация. В работе рассматривается современное представление о виртуальном общении и специфика представления себя в виртуальном пространстве; мотивы выбора тех или иных аватар, в зависимости от ситуации общения. Приводятся результаты эмпирического исследования, описывающего особенности презентации себя в виртуальном пространстве современной молодежью.
Раздел: Комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Погонцева Дарья Викторовна,кандидат психологических наук, старший преподавателькафедры социальной психологии, ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет», г. РостовнаДонуdashapgn@rambler.ru

Формирование впечатления средством виртуального общения

Аннотация.В работе рассматривается современное представление о виртуальном общении и специфика представления себя в виртуальном пространстве;мотивы выбора тех или иных аватар, в зависимости от ситуации общения. Приводятся результаты эмпирического исследования,описывающегоособенности презентации себя в виртуальном пространстве современной молодежью.Ключевые слова:виртуальное пространство, социальная сеть, представление себя, аватар, внешний облик.

Развитие электронных систем и глобализация привели к тому, что в современном обществе возрос интерес к изучению специфики виртуального общения как общепринятого вида общения в современном социуме. Повсеместное распространение интернета и социальных сетей ведет к глобализации с одной стороны, способствует развитию социальных контактов, и аддикциям с другой стороны. Сам термин «интернет»(“Internet”)состоит из двух частей: “inter”–между и “net”–сеть, т. е. это единство разнообразных компьютерных сетей. СетьИнтернет, появившаяся в конце 1970х годов, на современном этапе включает в себяпространство для общения и самопрезентациина различных уровнях. Количество пользователей социальных сетей увеличивается, в связи с простотой и легкостью общения, анонимностью и демократичностью Интернета. Одним из ярких явлений последнего десятилетия сталоформирование социальных сетей, в рамках которых каждый человек может создать вебстраницу, профайл, который будет включать описание его личности и графическое изображение (аватар) данной личности. На этапе заполнения данной анкеты личность может осознанно или не осознанно искажать информацию о себе, создавая не точную копию себя, а социально желательную или идеальную для себя личность. Таким образом, мы видим, что создание виртуальной личности, похоже на одевание «виртуальной одежды» [1]. Как отмечает Ю.Ю. Перфильев, Интернет это некое определенное «место» (пространство), но это реально несуществующее место [2, с.34–35]. В Интернете присутствуют люди, но это люди без тел, более того, часто это безличные люди в силу своей анонимности. Безличные –в смысле не имеющие реальных статусноролевых характеристик. Виртуальная реальность, по мнению Д.В. Иванова имеет следующие основные характеристики: нематериальность (изображаемое производит эффекты, характерные для вещественного); условность параметров (объекты искусственны и изменяемы); эфемерность (свобода входаили выхода обеспечивает возможность прерывания и возобновления существования) [3].Рассматривая интернет в качестве аддиктивного агента,В.А. Лоскутова [4] выделяет факторы, делающие Интернет притягательным в качестве средства ухода от реальности и способа получения удовольствия, в том числе:сверхличностная природа межличностных взаимоотношений; возможность анонимных социальных интеракций; возможность для реализации представлений, фантазий с обратной связью; вуайеристический аспект; эксклюзивная возможность поиска нового собеседника, удовлетворяющего практически любым критериям, нет необходимости удерживать его внимание; расширение возможностей для коммуникации в различных виртуальных группах, дающих возможность для получения определенного социального статуса; неограниченный доступ к информации. В зарубежных исследованиях существует иной подход восприятия пространстваИнтернета. Так, группа ученых (Sh. Zhao, Sh.Grasmuck, J. Martin) отмечает, что исследования,которые проводились ранее в Америке и Европе, изучали особенности самопредъявления в анонимной онлайн среде. Сам аспект анонимности позволяет человеку изменять свое поведение и моделировать абсолютно новую личность, включая асоциальное и девиантное поведение. Однако, по мнению авторов, социальные сети представляют собой нечто совсем иное. Сам вопрос об анонимности в данной среде включает исключительно опосредованностью. В тоже время, все социальные сети пытаются ввести контроль заполняемых анкетили профайлов. Таким образом, авторы отмечают, что социальные сети являются уже не анонимной средой, а средой, которая способствует онлайн общению как с людьми, которых вы знаете в реальной жизни, так и с теми, кого вы не встречали. Это обуславливает более честное заполнение анкеты, в которой кроме фотографии указываются хобби, музыкальные интересы, любимые книги и т.д. В другом исследовании, также посвященном социальным средам,N. J.Hum, P. E.Chamberlin, B. L.Hambright, A.C.Portwood, A. C.Schat, J. L. Bevanизучалигендерные особенности выбора фотографий и наполнение контента на “Facebook”. Авторы отметили, что не существует гендерных различий в выборе персональных фотографий, и наполнении контента по количеству и качеству изображений, следует отметить, что в данномисследовании анализировались профайлы молодых людей и девушек от 18 до 23 лет, студентов колледжа или университета. По результатам качественного анализа, было выявлено, что молодые люди выбирают фотографии, которые демонстрируют их активность, они корректны и правдивы, примерно в 98%случаев.С другой стороны, как показали ученые их ряда Европейских стран (A. Vasalou, A. Joinson, T. Banziger, P.Goldie, J. Pitt) существует несколько типов людей, с точки зрения использования ими тех или иных аватаровкак способа самопрезентации в сети. Двадцать участниковисследования были разделены на три группы: –для аватары используют такие фотографии, чтобы точно отразить себя; данная группавыбралидля отображенияфотографии, которые в наиболее выгодном свете демонстрируют личность, ее социальную роль, –это люди, которые благодаря созданной анкете в сети «вырвались на свободуиз социальныхправил, регулирующихсамопрезентацию»; –данная группа лиц используют аватарыдля того, чтобы передать некий смысл, послание конкретной аудитории, действуя по принципу «кому надо –тот поймет». Важно подчеркнуть, что авторы данной статьи использовали в своем исследовании также программу“Yahoo! Avatars customisation”, котораяпозволяет создавать рисованный персонаж, создавая ему определенную прическу, цвет волос и глаз, форму носа.Однако, как подчеркиваютA. Vasalou, A. N. Joinsonиз Английского университета, выбор аватара зависит и от среды, в которой находится человек;так существует три основных социальных онлайн среды: блоги, знакомства и игры. Люди, которые ведут блоги –выбирают фотографии наиболее честно отражающих их реальный физический облик, для знакомств –выбирают фотографии,которые могут быть наиболее привлекательны для противоположного пола, а аватар для игр выбирается такой, чтобы максимально передать интеллектуальные способности хозяина профайла. Кроме того, авторы данного исследования изучили,насколько характеристики, которым наделяют «аватар»,совпадают с теми, которые человек приписывает себе. В ходе данного исследования ученые выявили, что независимо от среды 82%из 71 человеканаделяют свой аватар такими же характеристиками, как и себя в реальной жизни.Таким образом, мы видим, что с одной стороны некая анонимность, которая создаетсяопосредованным общением через Интернет может порождать изменение профайла с создания виртуальной личности, которая будет отличаться от реальной. С другой стороны,сама специфика социальных сетей подразумевает общение с людьми,которые знакомы в реальной жизни, таким образом, опосредованное общение не является в полной мере анонимным, и может наполняться некими символами, которые будут создавать необходимые аспекты образа, как прототипа реального внешнего облика. Как отмечает В.А. Лабунская [5], «внешний облик становится одним из важнейших средств построения типологий, выделения и распознания определенных социальных групп, страт, описания стилей жизни… Внешний облик человека становится способом визуальной коммуникации и стратификации». И даже созданный виртуально, он создан как «ЯдляДругого» и наполняется за счет различных невербальных аспектов необходимой информацией о личности. В последнее время наблюдается рост количества исследований, посвященных роли физической аттракции, т. е. внешней привлекательности или непривлекательности,как фактора, влияющегона поведение людей в различных сферах жизни (учеба, трудоустройство, судебные решения, выборы и т. д.), а также феноменам категоризации и дискриминации другого по внешнему облику. В конституции любой страны заложен пункт против дискриминации;в Российской Конституции в статье 19 указывается, что запрещены любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Однако в Конституции не затрагиваются такой вид дискриминации, как дискриминация по внешности (красивый–не красивый) или лукизм. В тоже время эти виды дискриминации существуют в различных аспектах нашей жизни: фейсконтроль и дресскод в клубах и ресторанах, отсутствие одежды и обуви нужных размеров в дорогих магазинах и др. Культ молодости, худобы приводят к тому, что акцентируется такие параметры как вес и красота.Используя различные стереотипные суждения,мы делим людей на группы по внешнему облику,а каждую из этих групп наделяем определенными характеристиками, которые могут, как соответствовать данной группе, так и быть ложными.«Лукизм»как самостоятельный термин возник в Америке, одни из первых исследований относятся к 1980м годам. Под лукизмомпонимается любая дискриминация под воздействием оценки другого как красивого илине красивого. Одной из самых распространенных тем в европейских исследованиях являетсяизучение стереотипа «что красиво –то хорошо» (beautifulisgood). Как отмечают И. Олсон и К.Маршуетц красивые люди всегда получают больше льгот, отболее высокой социальной оценки до более высокой зарплаты. Р. Фелсон и Дж. Борнштедт рассматривают проблему «красивое –значит хорошее, или хорошее –значит красивое» на примере оценок школьников. В итоге они показали, что детей более умных и спортивноразвитых их одноклассники считают более красивыми. Д. Хамермеш и Э. Паркер было выявлено, что студенты, которых преподаватели считают обладающимиболее аттрактивным внешним обликом, получают более высокие учебные оценки. Так Л.А. Нордхолм, в своей работе рассматривала проблему взаимодействия врачей и пациентов;ею было выявлено, что «красивых» пациентов считают более «хорошими», покладистыми и оптимистично настроенными, чем «некрасивых» пациентов. Подобное исследование было проведено спустя 10 лет канадскими учеными Х.Д. Хаджиставропулосом, М.А.Россом и К.Л. фон Байером, ими было обнаружено, что врачи оценивают боль как более сильную у красивых пациентов.Несмотря на то, что в зарубежных исследованиях проблема влияния внешнего облика на различные аспекты взаимодействия изучается давно, в рамках российской психологии этот аспект является малоизученным. В тоже время существуют предпосылки для изучения данного феномена;это работы,посвященные общению и роли внешности в различных аспектах жизни. Авторы такихработ А.А. Бодалев, В.Н.Панферов, В.А. Лабунская, В.В. Барабанщиков и другие. Так, В.Н. Панферов считает, что эталоны внешности выполняют роль своеобразных «пусковых механизмов» процесса интерпретации субъективных свойств человека, разворачивающегося во времени. В свою очередь В.А. Лабунская говорит о том, что «внешний облик становится одним из важнейших средств построения типологий, выделения и распознания определенных социальных групп, страт, описания стилей жизни… Внешний облик человека становится способом визуальной коммуникации и стратификации».

Отсюда можно выдвинуть гипотезу о том, что женщины, являясь основным объектом оценки внешнего облика,будут чаще искажать о себе информацию в виртуальном пространстве, и в первую очередь, –визуальную информацию о себе.Как отмечалосьранее [6],на первом этапе мы проанализировали 1749 анкет:881 мужскуюи 868 женских, представленных в пространстве социальной сети vk.com. Анкеты были выбраны случайным порядком; возрастные границы были заданы заранее (18–30 лет), выбор анкет осуществлялся через фильтр. В ходе проведенного анализа нами были получены данные,представленные в таблице (табл.1).Таблица 1

Количественные показатели искаженной информации

Содержание аватараили именимжОбщее число1Не реальное имя (исторические персонажи, псевдонимы, имена звезд кино, эстрады, спорта)2725522Рисунок на аватаре (пейзаж, натюрморт, ягоды)5136873Животное 3113444Другой человек (звезды спорта, кино, эстрады)592988Всего человек271

Анализ анкет производился на основании анализа содержания аватара (фотография владельца анкеты, которую видят все пользователи) и непосредственногоименивладельца анкеты. Несмотря на то, что в правилах сайта прописан запрет на использованиечужих имен и фотографий,чуть более 15% из проанализированных анкет нарушили данное положение. Из них около 3% использовали чужие имена. Вданном аспекте необходимо отметить, что данный процент в равной степени представлен и мужчинами и женщинами. При этом большинство мужчин и женщин использовали имена вымышленных персонажейили псевдонимы (LilianaDreamfull, SunnyCat, MachoMan, Тигр Тигрофф и др.) и реже (2 мужчины и 3 женщины) исторические персонажи, имена звезд кино, эстрады, спорта (Атаман Бакланов, Роберто Баджо, Джулия Робертс, Madonna, FionaMrs. Shrek). Другой, часто нарушаемый запрет –использование чужих фотографий на аватаре (более 12%). Интересно отметить, что мужчины чаще женщин используют чужие фотографии:8%мужчин и только 4%женщин. Все фотографии,не принадлежащие владельцу,мы разделили на триусловные группы: рисунок (пейзаж, натюрморт, ягоды); животное и другой человек. В группе «Рисунок» мужчины чаще использовали пейзажи и натюрморты, при этом натюрморты были представлены снимками с деньгами, оружием, алкогольной продукцией, а пейзажи чаще включали изображение автомобилей. В тоже время на женских аватарах, относящихся к этой категории чаще изображены фрукты и ягоды (яблоко, вишня, клубника), а пейзажи чаще представлены классическими образцами художественного искусства, в том числе работамиВан Гога, И. Айвазовского и др.В группе «Животное»также существуют различия в представлении себя через животного у мужчин и женщин. Так мужчины используют изображения крупных хищных животных (тигр, лев, волк), в то время как женщины используют как домашних животных (кошки, собаки), так и таких животных как змеи, лошади, мыши и др.В последней группе «Другой человек» –представлено около 5%проанализированных анкет, это виртуальные страницы людей, которые использовали фотографии других людей. Интересно отметить, что если мужчины используют фотографии известных людей (актеры, спортсмены, музыканты), то женщины чаще используют фотографии не известных моделей из рекламы и фотографии представленные в фотобанках (интернет ресурсы содержащие изображения для коммерческого и не коммерческого использования). На втором этапе мы увеличили выборку, в два раза до 3000 анкет:1701 мужскуюи 1299 женских,представленных в пространстве социальной сети vk.com. Анкеты были выбраны случайным порядком; возрастные границы были заданы заранее (18–30 лет), выбор анкет осуществлялся через фильтр(табл. 2).

Таблица 2Количественные показатели искаженной информации

Содержание аватараили именимжОбщее число1Не реальное имя (исторические персонажи, псевдонимы, имена звезд кино, эстрады, спорта)3631672Рисунок на аватаре (пейзаж, натюрморт, ягоды)107491563Животное 6320834Другой человек (звезды спорта, кино, эстрады)13938177Всего человек483

Таким образом, увеличив выборку вдвое,мы выделили 483 анкеты с искаженной информацией. Анализируя полученные данные,мы можем выдвинуть предположениео том, что в социальных сетях люди чаще искажают визуальную информацию (86%), чем имя, что связано с затруднением поиска реальных друзей, т.к. поиск осуществляется преимущественно через запрос фамилии и имени. Мы также можем предположить, что мужчины чаще (74%), чем женщины, искажают о себе визуальную информацию (аватар). Таким образом, увеличив выборку, мы подтвердили полученные ранее данные, которые не подтверждают выдвинутую нами гипотезу. Анализируя данные,полученные в ходе исследования, мы можем предположить, что в процессе формирования образа «Я»в виртуальном пространстве,мужчины и женщины искажают информацию о себе с целью изменить, откорректировать свой образ или с целью скрыть свой настоящий облик. Однаконаиболее интересным, на наш взгляд, является тот факт, что мужчины чаще, чем женщины, искажают информацию о себе, в тоже время женщины чаще являются объектами исследований,посвященных телесному перфекционизму и формированию телесного облика (диеты, пластическая хирургия ит.д.). Таким образом, можно говорить о том, что виртуальное пространство и самопредъявление себя в этом пространстве мало изучено именно с позиции гендерных особенностей представления себя и формирования самовосприятия мужчинами.В тоже времяважно отметить, что, несмотря на процессы глобализации и распространение Интернета вцелом, и социальных сетей в частности, а также интерес к данной проблематике в западной психологии, в российской психологии существует значимый пробел в изучении социальнопсихологических особенностей самопрезентации в пространствеИнтернета, формирования имиджа, через наполнение профайлов. Большинство работ носят лишь косвенный, фрагментарный характер. Исходя из этого, в дальнейшем мы планируем более тщательно проработать данный аспект, как с позиции теоретического анализа в российской и зарубежной психологии, так и провести эмпирическое исследование, включающие различные социальнопсихологические аспекты презентации себя в пространствеИнтернета.

Ссылки на источники1.Войскунский А.Е. Метафоры Интернета // Вопросы философии. –2001. –№11. –С.64–79.2.Перфильев Ю. Ю. Российское Интернетпространство: развитие и структура. –М.: Гардарики, 2003. –272 с.3.Иванов Д.В. Императив виртуализации: Современные теории общественных изменений. –СПб.: Издво С.Петерб. унта, 2002. –261 с.4.Лоскутова В. А. Интернетзависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств: автореф.дисс. …канд.мед. наук. –Новосибирск, 2004.–28 с.5.Лабунская В.А. «Видимый человек» как социальнопсихологический феномен // Социальная психология и общество. –2010. –№ 1. –С. 26–39.6.Погонцева Д.В. Самопрезентация в киберпространстве // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. –

2012. –№1 (декабрь). – С.66–72.

PogontsevaDaria,PhD,SeniorLecturer, SouthernFederalUniversity, RostovonDondashapgn@rambler.ruCreatingimpressionsinvirtual communicationAbstract.This paperreviews the currentunderstanding ofvirtual communicationand specificrepresentationsthemselvesin virtual space.Motives forchoosingone or anotheravatar,depending on thesituation of communication.The results ofan empirical studyitselfthe presentationdescribes thefeaturesin the virtualspace of the modernyouth.Keywords:virtual space, the social network, the presentation itself,avatar,appearance.

Рекомендовано к публикации:Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»