Профессиональный план как структурный компонент самоопределения личности

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Левицкая И. А. Профессиональный план как структурный компонент самоопределения личности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № 1 (январь). – С. 91–95. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13019.htm.
Аннотация. Статья посвящена актуальным проблемам профессионального самоопределения как сознательного выбора субъектом жизненной позиции и осознании личностью себя как субъекта конкретной профессиональной деятельности. Обосновывается значение организованного процесса педагогического сопровождения профессионального самоопределения в образовательной среде вуза. Обозначаются основные компоненты профессионального плана. Рассматриваются возможности управления профессиональным самоопределением личности субъекта.
Раздел: Экономика
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Левицкая Ирина Александровна,кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой социальногуманитарных дисциплин филиала ФГБОУ ВП «Кузбасский государственный технический университет им.Т. Ф. Горбачева», г. Междуреченскlevitskaya_ia@mail.ru

Профессиональный план как структурный компонент самоопределения личности

Аннотация.Статья посвящена актуальным проблемам профессионального самоопределения как сознательного выбора субъектом жизненной позиции и осознании личностью себя как субъекта конкретной профессиональной деятельности. Обосновывается значение организованного процесса педагогического сопровождения профессионального самоопределения в образовательной среде вуза. Обозначаютсяосновные компоненты профессионального плана. Рассматриваются возможности управления профессиональным самоопределением личности субъекта.Ключевые слова:профессиональное самоопределение, педагогическое сопровождение профессионального самоопределения, профессиональный план личности, субъектная позиция, самоактуализация.

Профессиональное самоопределениеличности является не только одним из приоритетных направлений профессиональной ориентации, но и выполняет важную социальную функцию. Профессиональное самоопределение нивелирует противоречия процесса социализациимолодежи, корректирует соответствие личных профессиональных планов с потребностями рынка труда.Социологическиеисследования фиксируют рост абитуриентов, руководствующихся неадекватными мотивами при выборе специальности и вуза. Наблюдается рост числа студентов, чьи профессиональные планы узки и утилитарны, не ведут к реализации личностного потенциала. Тем не менее, у обучающихся в высших учебных заведениях формируется свое представление о месте и ролипрофессиональной деятельности в жизни человека. Поэтому исследование проблемы профессионального самоопределения личности как в общеобразовательной школе, так и в системе вуза сегодня особенно актуально. Необходимость изучения механизма формирования личных профессиональных планов субъектов профессионального самоопределения объясняется несколькими факторами. Вопервых, прагматической ориентацией нового поколения школьников, предпочитающих совмещать учебную деятельность и досуг с освоением престижных вмолодежной среде знаний и умений. Вовторых, ориентацией общества на раннюю профессионализацию (специализированные, профильные классов, дифференциальная и разноуровневаяподготовка и т.д.). К тому же динамичный ритм современной жизни в обществе с нестабильной экономикой предъявляет иногда завышенные требования к старшему школьникукак субъекту социализации. Формирование профессиональных планов рассматривается как целостныйи многоаспектный процесс в рамках профессионального самоопределения, осуществляемый в условиях профессионального образования, направленный на проектирование этапов, шагов для самореализации в социальной и избираемой профессиональной деятельности в соответствии с интересами, склонностями личности и требованиями общества и рынка труда к современному профессионалу [1].Актуальность проблемы профессионального самоопределения заключается прежде всего в том, что выбор профессии –одно из важнейших стратегических решений в жизни человека и сложная комплексная проблема. Это сложный акт самоопределения, сознательного выбора субъектом жизненной позиции, которая становится решающим фактором в выборе способов решения тех или иных жизненных проблем.Профессиональное самоопределение личности –длительный, характеризующийся поэтапнымразвитием субъективнообъективный процесс согласования профессиональнопсихологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиии рынка труда, отражающий социальное развитие личности, ее потребности в самоактуализациии самореализации. Профессиональное самоопределение –это многомерный процесс, который можно рассматривать с разных точек зрения. Вопервых, как серию задач, которые общество ставит перед личностью, и которые данная личность должна решить за определенный период времени. Вовторых, как процесс поэтапного принятия решений, с помощью которых индивид формирует баланс между своими пожеланиями и наклонностями, с одной стороны, и потребностями общества –с другой. Наконец, профессиональное самоопределение понимается как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность. Вместе с тем профессиональное самоопределение предполагает самопознание и объективную оценку субъектом собственных индивидуальных особенностей, сопоставление своих профессиональноважных качеств и возможностей с требованиями, необходимыми для овладения конкретной профессией. Это процесс принятия личностью решение о выборе будущей трудовой деятельности (выбор профессии, профессионального учебного заведения, места работы) [2].Поэтому профессиональное самоопределение заключается в осознании личностью себя как субъекта конкретной профессиональной деятельности и предусматривает:–самооценку человеком собственных индивидуальнопсихологических качеств и сопоставление своих возможностей с психологическими требованиями профессии к специалисту;–осознание своей роли в системе социальных отношений и своей ответственности за успешное выполнение деятельности и реализацию своих способностей;–саморегуляциюповедения, направленного на достижение поставленной цели [3].Таким образом, субъектом профессионального самоопределения личность является, реализуя свои потенциальные особенности, переводя их в статус актуальных личностных образований, которые, в свою очередь, способствуют: самоорганизации, самореализации, самооценкев процессе построения личного профессионального плана. Структурным компонентом профессионального самоопределения является наличие профессионального плана –обоснованное представление о выбранной сфере трудовой деятельности, о способах овладения будущей профессией и перспективах профессионального роста. Профессиональный план суть составная часть жизненного плана –представление человека о желаемом образе жизни, т.е. о социальной, профессиональный, семейный статус, а также о путях и способах его достижения.На основании анализа психологопедагогической литературы и ретроспективного анализа собственной педагогической деятельности мы рассматриваем профессиональный план как не только важнейшую структурную организацию личности, присущую ей на этапе ее самоопределения, но и одновременно как сложное многозначное явление педагогической действительности, как стратегическую цель образовательной деятельности, как показатель социальной зрелости субъектов, активного отношения к жизненному и профессиональному пути. В нашем исследовании профессиональный план личности обобщенно представляет собой схему сознательной регуляции личностью своей жизненной и профессиональной биографии [4].Основные элементы профессионального плана:–представления о роли труда в жизни человека (ценностномотивационный аспект выбора профессии);–знание профессий и соответствующих профессиональных учебных заведений;–перспективная профессиональная цель (мечта), согласованная с другими жизненными целями (семья, уровень материального благосостояния, престиж и др.);–тактические профессиональные цели (как этапы, средства и пути достижения дальней цели);–резервные варианты и их ранжирование (иерархия);–осознание собственных возможностей для достижения поставленной цели (реальная самооценка внутренних и внешних факторов выбора профессии);–знание путей подготовки к достижению поставленных целей и путей работы над собой;–реальная подготовка к достижению цели и реализация отдельных компонентов профессионального плана в ходе пробных поисковых действий;–при необходимости –другой вариант профессионального плана, новый профессиональный выбор в случае несоответствия возможностей и избранных перспектив [5].Изучение особенностей плана дает возможность рассматривать профессиональный план личности, вопервых, как результат сложного и синтетического процесса, включающего формирование системы взаимосвязанных представлений о будущей профессиональной деятельности; вовторых, как категорию, обладающую неким потенциалом динамики, развивающуюся поэтапно; втретьих, как совокупность обоснованных представлений о выбранной области трудовой деятельности, способах овладениябудущей профессией, перспективах профессионального роста. Учитывая накопленный научный опыт, данные анализа психологопедагогической литературы и результаты опытноэкспериментальной работы считаем основными такие компоненты структуры профессионального плана как: ценностный, личностноволевой, целевой, познавательный, рефлексивный и деятельностный.При этом выделение нами ценностного компонента как системообразующегов структуре профессионального плана обусловлено доминирующим положением ценностных установок в ориентации личности на выбор перспектив профессионального развития. Особое место отводитсяличностноволевому и рефлексивному компонентам, поскольку активная позиция личности в овладениипрофессией стимулирует и способствует самоактуализации личности в процессе профессионального самоопределения [6].Педагогические условия формирования профессиональных планов подразумевают обеспечение непрерывности, преемственностии поэтапности формирования профессиональных планов в образовательной среде вуза. Включение студентов в научноисследовательскую, социально значимую деятельность способствует реализацииличностных и социально значимых потребностей. Применение комплекса педагогических условий обеспечивает преемственностьприобретения социокультурного и профессионального опыта. В данной связи педагогически организованный процесс профессионального самоопределения в образовательной среде вуза представляет собой создание педагогических условий для целенаправленногоформирования готовности субъекта самостоятельно и осознаннопланировать, корректировать и реализовывать собственные профессиональные намерения [7].В целях формирования профессиональных планов субъектов, в ходе опытноэкспериментальной работы реализовываются следующие основные направления: изучение ценностныхориентаций, профессиональной направленности, индивидуальнопсихологических особенностей личности старшеклассников; консультационная работа; разработка и совершенствование содержания профориентированных программ и их реализация; составление и ведение профильных элективных курсов; совершенствование индивидуальной и дифференцированной работы со старшеклассникамис учетом уровня сформированности их профессиональных планов; проведение мастерклассов, тренингов, семинаров; профориентационные ролевые и имитационные игры; профессиональные пробы, активизация позиции участников опытноэкспериментальной работы по профессиональному самоопределениюв образовательной и социальнозначимой деятельности. В процессе управления профессиональным самоопределением личности необходимо учитывать систему жизненных смыслов, которые определяет для себя человек. Они непосредственно влияют на образовательную деятельность и жизненную стратегию. Но, однако, и обратное влияние достаточно сильно. Недостаточно осмысленное перемещение собственного «Я»в ситуацию, не отвечающую жизненным смыслам, по мере развития личности субъекта приводит к конфликту между учебной деятельностью и жизненными целями человека. Конфликт становится неизбежным, поскольку эта деятельность либо позволяет, либо не позволяет их реализовать. Нарушение деятельностносмыслового единства ведет, в конечном счете, к тотальной дисгармонии личности студента, возникновению внутриличностного конфликта. Это, в свою очередь, отрицательно воздействует на управляемость процесса профессионального самоопределения личности студента [8].Социальнопедагогическое управление процессом профессионального самоопределения личности предполагает не прямое воздействие на индивида, а опосредованное, через факторы и условия, в которых протекает этот процесс. Опосредованность состоит здесь в том, что практически управление осуществляется теми факторами, то есть внешними условиями, которые формируют потребности и интересы людей. Поэтому разработка концепции системы социального управления процессом профессионального самоопределения личности студента вуза предполагает учет всей совокупностиобъективных и субъективных факторов, детерминирующих данный процесс. Ведущая роль здесь принадлежит объективным условиям. Являясь первичными, они создают базу, основу для возможного действия субъективного фактора. Само же действие объективных условий проявляется только через действие субъективного фактора. В нашем исследовании мы опираемся на следующие предпосылки, факторы и условия, способствующие формированию профессиональных планов, раскрывающие особенности профессионального самоопределения субъектов:–формирование механизмов психической регуляции учебной деятельности и формирования профессиональных планов –многоаспектный процесс, детерминированный условиями и содержанием образовательного процесса;–способности к регуляции учебной деятельности и формированию профессиональных планов –интегративные личностные образования, формирование которых является важнейшим условием субъективной образовательной активности;–структура и содержание функционирования механизмов формирования профессиональных планов и психической регуляции учебной деятельности студентов обусловливается характером самой учебной деятельности; –эффективность влияния механизмов формирования профессиональных планов и регуляции на успешность ученой деятельности зависит от способностей субъекта оценивать себя в настоящем и в перспективе;–становление эффективных механизмов формирования профессиональных планов и регуляции учебной деятельности студента невозможно без психологопедагогического сопровождения процесса профессионального самоопределения;–оптимизация механизмов формирования профессиональных планов и регуляции учебной деятельности предполагает учет в образовательном процессе личностных, когнитивных, мотивационных, эмоциональноволевых особенностей субъекта;–ядро структуры механизмов формирования профессиональных планов и психической регуляции учебной деятельности составляют мотивационная сфера и сфера способностей;–мотивационная сфера, сфера способностей и специфика их взаимоотношений являются важнейшими составляющими механизмов формирования профессиональных планов и психической регуляции учебной деятельности субъектов [9]. Эти психические образования имеют сложную, многокомпонентную структуру. В сфере мотивации это общая личная направленность, профессиональная направленность, деловая направленность, направленность на взаимодействие, направленность на достижение. В сфере способностей это интеллектуальные способности, способности оценки себя в настоящий момент, оценка своей перспективы, регулятивные способности. При этом структура взаимосвязи мотивации и способностей имеет различную выраженность у студентов, и ее основу составляет профиль, характеризующий различные стороны субъективной жизни учащегося, в частности, его представление своей профессиональной карьеры [10].Педагогическое сопровождениепрофессионального самоопределения предусматривает организацию и осуществление управляющего воздействия на психологическую сферу личности субъекта соответствующим арсеналом психологопедагогических средств с целью подготовки к сознательному и самостоятельному выбору профессии. Педагогическое руководство процессом профессионального самоопределения не следует рассматривать как отрицание принципа свободы выбора профессии, поскольку:–профессиональное самоопределение никак не ограничивает свободу действий личности;–свободный выбор профессии должен подчиняться сознательной необходимости согласовывать стремления и намерения личности с потребностями общества;–выбор профессии предполагает соотнесение собственных качеств и возможностей с требованиями, предъявляемыми каждая профессия к человеку.

Ссылки на источники1.Гросс А. Б. Управление профессиональным самоопределением личности студента в системе вуза: Социологический анализ: автореф. … дисс. канд. социол. наук.– М.,2005. –23 с.2.Андреева Л. И. Профессиональное самоопределение школьников в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения: автореф. … дисс. докт. пед. наук. –Тольятти, 2010. –45 с.3.Сапожникова Т. Н. Педагогическое сопровождение жизненного самоопределения старшеклассников: автореф. … дисс. докт. пед. наук. –Ярославль,2010. –45 с.4.Панина С. В. Формирование профессиональных планов старшеклассников в процессе социальнодосуговой деятельности: На примере городского социума: автореф. … дисс. канд. пед. наук. –Якутск,1999. –22 с.5.Пряжников Н. С. Имитационная игра как средство формирования у оптантов умения строить личные профессиональные планы (ЛПП): автореф. … дисс. канд. психол. наук. –М.,1989. –21 с.6.Солодова Г.Г. Становление профессионального самоопределения студентов вуза впедагогической культуре изменяющегося социума: автореф. … дисс. докт. пед. наук. –Кемерово, 2011. –42 с.7.Ильясов Е.П. Современная модель сопровождения профессионального выбора студентов: автореф. … дисс. докт. пед. наук. –М., 2010. –55 с.8.Пак Л. Г. Педагогическое обеспечение субъектноразвивающей социализации студента: автореф. … дисс. докт. пед. наук. –Оренбург,2011. –46 с.9.Махновец С. Н.Системные факторы формирования жизненных, профессиональных планов и психической регуляции учебной деятельности подростка: дис. ... дра психол. наук. –Тверь, 2002. –298 c.10.Дружилов С. А. Становление профессионализма человека как реализация индивидуального ресурса профессионального развития. –Новокузнецк:Издво ИПК, 2002. –242 с.

Levitskaya Irina,

Candidate of pedagogical sciences, Head of the department of social and humanitarian disciplinesBranch of federal state budgetary educational institution of the higher professional education « Kuzbass State Technical University named by T.F. Gorbachеv», MezhdurechenskProfessional plan as structural component of selfdetermination personslevitskaya_ia@mail.ruSummary.

Article is devoted to actual problems of professional selfdetermination as conscious choice by the subject of a living position and understanding by the identity of as subject of specific professional activity. Value of the organized process of pedagogical maintenance of professional selfdetermination locates in the educational environment of higher education institution. Possibilities of management are considered by professional selfdetermination of the identity of the subject.Keywords:professional selfdetermination, pedagogical support forprofessional selfdetermination,professional plan of the personality, subject position, selfactualization.

Рекомендовано к публикации:Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»