Самореализация человека в профессиональной деятельности
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Зуева
С.
П. Самореализация человека в профессиональной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – № 2 (февраль). – С.
11–15. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/13027.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблеме успешности самореализации личности, которая определяется осознанием человеком собственных возможностей и потенциалов в различных видах его активности. В адекватной профессиональной деятельности сочетаются инструментальный и социальный аспекты самореализации, что позволяет ее рассматривать как наиболее благоприятное пространство сознательной самореализации человека.
Ключевые слова:
деятельность, личность, самореализация, сознание, профессиональная деятельность, целеполагание, целедостижение
Похожие статьи
Текст статьи
ЗуеваСветланаПетровна,кандидатпедагогическихнаук,доценткафедрыобщейпсихологииипсихологииразвитияФГБОУВПО«Кемеровскийгосударственныйуниверситет»,г.Кемеровоzueva_s@mail.ru
Самореализациячеловекавпрофессиональнойдеятельности
Аннотация.Статьяпосвященапроблемеуспешностисамореализацииличности,котораяопределяетсяосознаниемчеловекомсобственныхвозможностейипотенциаловвразличныхвидахегоактивности.Вадекватнойпрофессиональнойдеятельностисочетаютсяинструментальныйисоциальныйаспектысамореализации,чтопозволяетеерассматриватькакнаиболееблагоприятноепространствосознательнойсамореализациичеловека.
Ключевыеслова:самореализация,сознание,деятельность,личность,профессиональнаядеятельность,целеполагание,целедостижение.
Внастоящеевремяроссийскоеобществоориентированонамодернизациюиразвитиекаквсоциальноэкономическомплане,такивотношенииличностичеловека.Всвязисэтимвостребованнымиявляютсяисследованияпсихическихфеноменовимеханизмовсамореализацияличности.Сокращениепроизводствавстране,изменениепрофессиональнойструктурыобществапривеликнеобходимостиисследоватьвзаимосвязьхарактеристикпрофессиональнойдеятельностиипроцессасамореализациичеловека.Самореализациячеловекапроявляетсявисполнениижеланий,надежд,достижениицелейличности.С.И.Кудинов[1]указывает,что термин «самореализация» (selfrealisation)впервыебылприведенв«Словарепофилософииипсихологии».Всовременныхисследованияхпонятие«самореализация»преимущественнотрактуетсякак«реализациясобственногопотенциала».С.И.Кудинов[2]отмечает,чтоещев1940годуукраинскийпсихологГ.С.Костюк,рассматриваяидеюсаморазвития,отмечал«сознательнуюцелеустремленность»вкачествесущественнойхарактеристикипроцесса.«Приналичиитакойцелеустремленностиличностьдонекоторойстепенисаманачинаетруководитьсвоимсобственнымпсихическимразвитием».Проблемасамореализацииличностиисследуетсясиспользованиемосновразличныхпсихологическихнаправлений.Вместестемнепредставляетсявозможнымвыделитьединуюконцепциюсамореализации.Следуетотметить,чтосуществованиебольшогочислатеоретическихизысканийнепривелокразработкесбалансированнойпоточкамзрениятеориисамореализации.Сложностьпредставляеттакжевыработкаединогоопределенияданногопонятия.Предпринимаютсяпопыткирассмотретьсамореализациючерезблизкиепосмыслупонятия–такиекак,стратегияжизнивотечественнойпсихологическойтеории[3],идентичностьвтеорииЭ.Эриксона[4],самоактуализациявтеорииА.Маслоу[5].Вгуманистическойпсихологиисамореализациюрассматриваетсякаксмыслжизничеловека,отмечаетсявзаимосвязьсамореализациисобщественнымвкладомчеловека,какпоотношениюкблизкимлюдям,такиковсемучеловечеству,взависимостиотмасштабовличностичеловека.Методологическойпроблемойявляетсянеопределенностьпонятийногостатусасамореализации.Требуетуточнениясоотнесенностьфеноменасамореализациистремямодусамипсихического–следуетлирассматриватьеевкачествепроцесса,состояния(потребности)илисвойстваличности.
Рядисследователейопределяютсамореализациюкакявление,обусловленноестремлениемксамоактуализации,присущимприродечеловека.Висследованияхтакжепредставленаточказрения,рассматривающаявозможностьпроцессуальнойдетерминацииявлениясамореализации[6].Невозможностьнепосредственногонаблюденияявлениясамореализацииивсилуданногообстоятельстванеобходимостьдовольствоватьсяфиксированиемэлементовеепроявлениявповедениисубъектовосложняюткактеоретическоеописаниеявлениясамореализации,такиеёэмпирическоеисследование.Трудностьизмерениясамореализацииобусловленавысокойстепеньюеесубъективности.Требуетсяразработкаспецифическихприемовиспособовотслеживанияиконтролявходеэкспериментаэффектовсамореализации,таккакнеобходимоучитыватьвлияниезначительногочислафакторов.
Различныеподходыобнаруживаютсякакприрассмотренииприродысамореализацииимеханизмовееосуществления,такиванализеиописанииусловийифакторов,оказывающихвоздействиенаеепротеканиеиуспешность.
Предлагаетсярассматривать(Р.А.Зобов,В.Н.Келасьев,Л.А.Коростылева)[7]субъективныеиобъективныефакторы,влияющиенасодержаниеидинамикупроцессасамореализации.1.Зависящиеотчеловека(субъективные)–ценностныеориентации,желаниеивозможностьчеловекаработатьссобой,рефлексивность,нравственныекачества,воляидр.
2.Независящиеотчеловекаобъективные)–социальноэкономическаяситуациявстране,уровеньжизни,материальнаяобеспеченность,влияниеначеловекасредствмассовойинформации,экологическийстатусжизничеловека).
Рядисследователей(И.П.Смирнов,Е.В.Селезнева)[8]отмечаютзначимостьдляпроцессасамореализациивлиянийвнешнейсредынапсихикучеловекаввидерезультатовобразования,социализации,обучениятруду,межличностноговзаимодействия,общениясдругимилюдьми.Следуетполагатьтакже,чтособственнопсихологическийаспектсамореализациизаключаетсявразвертываниивсехличностныхпотенциаловчеловекавкакомлибовидедеятельностиилисфережизни.Впереводессанскритаслово«самореализация»дословнопереводитсякак«проявлениесвоегодуха».Можнопредположить,чтосознаниечеловекаиестьтотсамыйдух,проявлениемактивностикоторогоиявляетсяпроцесссамореализации.Вероятно,будетнедостаточнымрассматриватьпроцесссамореализациикакпростоепроявлениечеловеческихвозможностей,способностей,знаний,умений.
Встаетвопрос–действительнолинаиболееполноераскрытиеспособностейчеловекавозможнолишьвобщественнозначимойдеятельности?Всегдалисамореализацияестьпроцесссознакомплюс,позитивноеявление,социальноприемлемое?Вконтекстепроблемысвободывыборачеловекаможносделатьвывод,чтоэтический,нравственный,социальныйпараметрысамореализацииличностинеявляетсясущественнымиилисущностными.ОднакообращениекнравственнымкатегориямприрассмотрениипроблемысамореализациинаходимвутвержденииТ.В.Скородумовой[7],утверждающей,чтосамореализацияличности–этопроцессреализацииличностьювсебеивобществеидеидобраиистинывихонтологическомединстве.Такойподходозначаеттотфакт,чтосамореализацияличностидолжнарассматриватьсякакположительное,соответствующееприродечеловекаиспособствующеееговосхождениюквершинамдухаиразвитию,явление.Самореализация личности возможна при условии, что человек осознает необходимость для него жизненной самореализации, верит в свое индивидуальное предназначение, видит в нем высший смысл своей жизни. Без осознания человеком своих способностей, интересов, жизненных предпочтений самореализация не может осуществиться. Вероятно, не менее важным условием самореализации личности выступает осознание человеком своей интегрированности в окружающий мир, его способности к гармоничному и конструктивному взаимодействию с другими людьми и природой.
Д.А.Леонтьев[8]предлагаетрассматриватьпроцесссамореализацииспозицииличностногороста,отмечаяеесоциальнуюнаправленностьнадругихлюдей,обществовформесозданиядлянихдуховного,культурногосодержанияилиматериальногообъекта.
Инструментальный аспект самореализации личности связан с имеющимися у человека знаниями, умениями и навыками, позволяющими ему выполнять конкретную трудовую деятельность и выстраивать системы отношений с людьми и социумом.
Средифакторов,затрудняющихсамореализациюличности,следуетотметитьатомарность,уединенностьбытиячеловека,егоневключенностьвактивнуюжизнь,духовнуюикультурнуюограниченность,неразвитостьсознания,неадекватныйпрофессиональныйвыбор.Неконструктивноевлияниенапроцесссамореализацииличностиоказываюттакиеявлениякакприоритетматериальныхиузкопрагматическихценностей,уходвкриминальныеструктуры,наркомания,алкоголизмит.д.
Есливсообществе,социокультурномисоциальноэкономическомпространствебытиячеловеканедостаточноусловийдляегосамореализации,могутвозникатьзастойныеявления,создаватьсясоциальнопсихологическиеоснованиядлясоциальногоиэкономическогокризиса.Е.Е.Вахромовотмечает:«Проведениевластнымиэлитамиполитики,направленнойнавоспрепятствованиепроцессамсамоактуализации,чреватоантисоциальнымипроявлениямиэкстремизма,терроризма.Нарастаниеинволюционныхтенденций,вовлечениевпроцессыинволюциибольшихгрупплюдей,маргинализацияотдельныхрегионовистранчреватысерьезнойугрозойдляразвитияцивилизацииикультурывцелом»[9].Внешняяформасамореализацииличностипредставленаактивностьюиндивидавпрофессии,творчестве,спорте,искусстве,учебе,политическойиобщественнойдеятельностиидр.Внутренняяжеформапредставляетсобойсамосовершенствованиечеловекавразличныхаспектах:нравственном,духовном,физическом,интеллектуальном,эстетическом[10].Такимобразом,профессиональнаядеятельностьчеловекаявляетсяоднимизсущественныхнеобходимыхусловийразвертыванияпроцессасамореализацииличности.Сучетомтребованийдеятельностногоподходаследуетполагатьналичиеванализетакогородапсихологическойреальностикатегориисознания.Именносознаниедетерминируетхарактервзаимосвязипрофессиональнойдеятельностиипроцессасамореализацииличности.В.В.Давыдовопределялсознаниекак«воспроизведениечеловекомидеальногопланасвоейцелеполагающейдеятельностииидеальногопредставительствавнейпозицийдругихлюдей»[11].Сознательноеповедениечеловекапредполагаетотражениеиучётпотребностей,интересовипозицийдругихиндивидов.Вероятно,следуетпредположитьвзаимосвязьпроцессасамореализацииличностисотражением, представленностью,активностьюсоциума,другихлюдей.
«Ктобыикогдабынидействовал,–отмечалГ.П.Щедровицкий,–онвсегдадолженфиксироватьсвоесознание,вопервых,наобъектахсвоейдеятельности–онвидитизнаетэтиобъекты,авовторых,насамойдеятельности–онвидитизнаетсебядействующим,онвидитсвоидействия,своиоперации,своисредстваидажесвоицелиизадачи»[12].Рассматриваясистемуфункцийсознаниявконтекстепрофессиональнойдеятельностикакдеятельностногопространствасамореализациичеловека,можновыделитьвструктурепрофессиональногосознанияпрофессиональныецели,профессиональныезнания,профессиональноеотношение,профессиональныепланыипрограммы,профессиональноесамосознаниеидр.СредиосновныхусловийсамореализацииличностиА.И.Катаев[13]отмечаетналичиеучеловекатакихпроизводныхсознаниякакразвитоесамосознаниеирефлексиясактуализированнойспособностьюпознаватьиосознаватьсебяиокружающиймир,реальныеипотенциальныеспособностиивозможности,интересыиценности,перспективыличностногоипрофессиональногороста.Дляанализафеноменасамореализациинеобходимопредусмотретьпараметрцелеполаганияицеледостижения.Самореализацияестьнетолькопроявлениесебя,ноиосуществлениечеловеком,достижениеимкакихлиборезультатоввреализуемойимактивности.Степеньосознаниячеловекомсебя,своихцелей,возможностей,потенциаловиресурсовможетвыступатьрегулятивнымначалом,механизмомпроцессасамореализации.Профессиональнаядеятельность,отражаемаявсознаниичеловекакакпространствосамореализации,можетобеспечитьтриаспектасамореализации:собственнопсихологический,социокультурныйиинструментальный.Психологическийаспектсамореализации,какотмечалосьвыше,выступаеткакосознаниеивыражениеличностныхпотенциаловвпрофессиональнойдеятельности.Инструментальныйаспектсамореализациипредполагаетвостребованностьииспользованиепотенциалов,ресурсов,опытавформезнаний,умений,навыков,способностейчеловека.Социокультурныйаспектпроявляетсявосознанииивыполнениечеловекоминдивидуальноймиссиичерезсвоюпрофессиональнуюдеятельностьпоотношениюкдругимлюдям,социуму,человечеству.Вероятно,именнотакойконструктотносительнопрофессиональнойдеятельности,формирующийсявсознаниичеловека,способствуетуспешнойсамореализацииличности.
Действенностьтакогоконструктаопределяетсяценностнымпозитивнымотношениемчеловекаксвоейпрофессиональнойдеятельности,адекватностьюпрофессиональноговыбора,оптимальностьюпрофессиональногосамоопределения.Цельпрофессиональногосамоопределениязаключаетсявпостепенномформированиивнутреннейготовностичеловекакосознанномуисамостоятельномупостроению,корректировкеиреализацииперспективсвоегоразвития(профессионального,жизненногоиличностного).Принимаявовниманиединамизм,изменчивостьвсовременныхусловияхструктурыпрофессиональнойзанятостивобществе,следуетотметитьоткрытость,незавершенность,а,следовательно,иактуальностьдляличностипроцессапрофессиональногосамоопределениявовзаимосвязисеесамореализацией.
Готовность человека рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности во многом определяет эффективность процесса самореализации. Н.Р.Хакимова отмечает, что в современных психологических исследованиях профессиональное самоопределение рассматривается как «выбор себя» в профессии, выбор способа самореализации. Данные эмпирических исследований подтверждают значимость для оптантов такого мотива выбора профессии как мотив «возможность самореализации».Вместесэтимвстаетвопрососоотношениисодержательных(цельисмыслпрофессиональнойдеятельностикакмиссииличностивобществе)ипрагматическихматериальныхаспектах(профессиякакисточникдохода)профессиональнойдеятельности,осознаваемыхчеловеком.Преобладаниевсознаниичеловекаконструктов,связанныхспрагматизмомпрофессиональнойдеятельностидлянего,затрудняетегосамореализациювпрофессии.
Содержательныйаспектпрофессииотражаетсявсознаниичеловекасовокупностьюпредставленийобобъектах,целях,результатахисмыслахпрофессиональнойдеятельности.Востребованностьизначимостьдляобществарезультатовпрофессиональнойдеятельность,атакжесобственныепредставлениячеловекаобэтомвыступаюткакосознаваемыепредпосылкиформированияотношениячеловекаксвоейпрофессиикакмиссиивобществеисобственномбытие.
Возможностьчеловекаполностьюреализоватьсебячерезпрофессиюопределяетсяадекватностьюпрофессиональноговыбора.Вместесэтим,теоретическиследуетдопуститьвероятностьсуществованияфрагментарной,частичнойсамореализацииличностивпрофессии.
Такимобразом,можновыделитьрядпараметров,определяющихусловиясамореализациичеловекавпрофессиональнойдеятельности:степеньосознаниячеловекомсвоеголичностногопотенциалаиинструментальныхресурсов;степеньадекватностипрофессиональноговыбора;уровеньразвитияобществаиобщественногопроизводства,способныйобеспечитьдоступностьдлячеловекапрофессиональноговыбора;сформированностьучеловекапредставленийосамореализациикакомиссиипоотношениюкдругимлюдямиобществу.
Ссылки на источники
1.КудиновС.И.Экспериментальнотеоретическиеаспектыисследованиябазовыхсвойствличности//Личностноеразвитиеспециалиставусловияхвузовскогообучения:МатериалыВсероссийскойнаучнопрактическойконференции.–Тольятти:ТГУ,2005. –С.95–98.2.Там же.3.АбульхановаСлавскаяК.А.Стратегияжизни.–М.:Мысль,1991.–299с.4.ЭриксонЭ.Идентичность:юностьикризис.–М.:Прогресс,1997.–340с.5.МаслоуА.Самоактуализация//Психологияличности.Тексты/Подред.Ю.Б.Гиппенрейтер,А.А.Пузырея.–М.:ИздвоМГУ,1982. –С.108–117.6.ГалажинскийЭ. В. Системная детерминация самореализации личности. –Томск: Издательство Томского государственногоуниверситета, 2002. –212 с.7.КоростылеваЛ.А.Проблемысамореализацииличностивсистеменаукочеловеке//Психологическиепроблемысамореализацииличности. –С.Петербург,1997. –С.3–19.8.Там же.9.ВахромовЕ.Е.Психологическиеконцепцииразвитиячеловека:теориясамоактуализации.–М.:Международнаяпедагогическаяакадемия,2001.–180с.10.Там же.11.ДавыдовВ.В.Проблемыразвивающегообучения.–М.,1996.–240с.
12.ЩедровицкийГ. П.Избранныетруды. –М., 1995.–800 с.13.КудиновС. И. Указ. соч.
ZuevaSvetlana,CandidateofPedagogical Sciences, associate professor at the chair of general psychology and psychology of development of Federal State Budget educational institution “Kemerovo State University”zueva_s@mail.ruSelfrealization of man in professional activitiesAbstract.Thesuccessfulnessofperson’sselfrealizationisdefinedbyman’srealizingofhisownpossibilitiesandpotentialsindifferentkindsofhisactivity.Inanadequateprofessionalactivityinstrumentalandsocialaspectsofselfrealizationarecombinedanditallowstoexamineitasthemostfavourableareofman’sconsciousselfrealization.
Keywords:selfrealization,consciousens,professionalactivity,aimrelief,aimachievement.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Самореализациячеловекавпрофессиональнойдеятельности
Аннотация.Статьяпосвященапроблемеуспешностисамореализацииличности,котораяопределяетсяосознаниемчеловекомсобственныхвозможностейипотенциаловвразличныхвидахегоактивности.Вадекватнойпрофессиональнойдеятельностисочетаютсяинструментальныйисоциальныйаспектысамореализации,чтопозволяетеерассматриватькакнаиболееблагоприятноепространствосознательнойсамореализациичеловека.
Ключевыеслова:самореализация,сознание,деятельность,личность,профессиональнаядеятельность,целеполагание,целедостижение.
Внастоящеевремяроссийскоеобществоориентированонамодернизациюиразвитиекаквсоциальноэкономическомплане,такивотношенииличностичеловека.Всвязисэтимвостребованнымиявляютсяисследованияпсихическихфеноменовимеханизмовсамореализацияличности.Сокращениепроизводствавстране,изменениепрофессиональнойструктурыобществапривеликнеобходимостиисследоватьвзаимосвязьхарактеристикпрофессиональнойдеятельностиипроцессасамореализациичеловека.Самореализациячеловекапроявляетсявисполнениижеланий,надежд,достижениицелейличности.С.И.Кудинов[1]указывает,что термин «самореализация» (selfrealisation)впервыебылприведенв«Словарепофилософииипсихологии».Всовременныхисследованияхпонятие«самореализация»преимущественнотрактуетсякак«реализациясобственногопотенциала».С.И.Кудинов[2]отмечает,чтоещев1940годуукраинскийпсихологГ.С.Костюк,рассматриваяидеюсаморазвития,отмечал«сознательнуюцелеустремленность»вкачествесущественнойхарактеристикипроцесса.«Приналичиитакойцелеустремленностиличностьдонекоторойстепенисаманачинаетруководитьсвоимсобственнымпсихическимразвитием».Проблемасамореализацииличностиисследуетсясиспользованиемосновразличныхпсихологическихнаправлений.Вместестемнепредставляетсявозможнымвыделитьединуюконцепциюсамореализации.Следуетотметить,чтосуществованиебольшогочислатеоретическихизысканийнепривелокразработкесбалансированнойпоточкамзрениятеориисамореализации.Сложностьпредставляеттакжевыработкаединогоопределенияданногопонятия.Предпринимаютсяпопыткирассмотретьсамореализациючерезблизкиепосмыслупонятия–такиекак,стратегияжизнивотечественнойпсихологическойтеории[3],идентичностьвтеорииЭ.Эриксона[4],самоактуализациявтеорииА.Маслоу[5].Вгуманистическойпсихологиисамореализациюрассматриваетсякаксмыслжизничеловека,отмечаетсявзаимосвязьсамореализациисобщественнымвкладомчеловека,какпоотношениюкблизкимлюдям,такиковсемучеловечеству,взависимостиотмасштабовличностичеловека.Методологическойпроблемойявляетсянеопределенностьпонятийногостатусасамореализации.Требуетуточнениясоотнесенностьфеноменасамореализациистремямодусамипсихического–следуетлирассматриватьеевкачествепроцесса,состояния(потребности)илисвойстваличности.
Рядисследователейопределяютсамореализациюкакявление,обусловленноестремлениемксамоактуализации,присущимприродечеловека.Висследованияхтакжепредставленаточказрения,рассматривающаявозможностьпроцессуальнойдетерминацииявлениясамореализации[6].Невозможностьнепосредственногонаблюденияявлениясамореализацииивсилуданногообстоятельстванеобходимостьдовольствоватьсяфиксированиемэлементовеепроявлениявповедениисубъектовосложняюткактеоретическоеописаниеявлениясамореализации,такиеёэмпирическоеисследование.Трудностьизмерениясамореализацииобусловленавысокойстепеньюеесубъективности.Требуетсяразработкаспецифическихприемовиспособовотслеживанияиконтролявходеэкспериментаэффектовсамореализации,таккакнеобходимоучитыватьвлияниезначительногочислафакторов.
Различныеподходыобнаруживаютсякакприрассмотренииприродысамореализацииимеханизмовееосуществления,такиванализеиописанииусловийифакторов,оказывающихвоздействиенаеепротеканиеиуспешность.
Предлагаетсярассматривать(Р.А.Зобов,В.Н.Келасьев,Л.А.Коростылева)[7]субъективныеиобъективныефакторы,влияющиенасодержаниеидинамикупроцессасамореализации.1.Зависящиеотчеловека(субъективные)–ценностныеориентации,желаниеивозможностьчеловекаработатьссобой,рефлексивность,нравственныекачества,воляидр.
2.Независящиеотчеловекаобъективные)–социальноэкономическаяситуациявстране,уровеньжизни,материальнаяобеспеченность,влияниеначеловекасредствмассовойинформации,экологическийстатусжизничеловека).
Рядисследователей(И.П.Смирнов,Е.В.Селезнева)[8]отмечаютзначимостьдляпроцессасамореализациивлиянийвнешнейсредынапсихикучеловекаввидерезультатовобразования,социализации,обучениятруду,межличностноговзаимодействия,общениясдругимилюдьми.Следуетполагатьтакже,чтособственнопсихологическийаспектсамореализациизаключаетсявразвертываниивсехличностныхпотенциаловчеловекавкакомлибовидедеятельностиилисфережизни.Впереводессанскритаслово«самореализация»дословнопереводитсякак«проявлениесвоегодуха».Можнопредположить,чтосознаниечеловекаиестьтотсамыйдух,проявлениемактивностикоторогоиявляетсяпроцесссамореализации.Вероятно,будетнедостаточнымрассматриватьпроцесссамореализациикакпростоепроявлениечеловеческихвозможностей,способностей,знаний,умений.
Встаетвопрос–действительнолинаиболееполноераскрытиеспособностейчеловекавозможнолишьвобщественнозначимойдеятельности?Всегдалисамореализацияестьпроцесссознакомплюс,позитивноеявление,социальноприемлемое?Вконтекстепроблемысвободывыборачеловекаможносделатьвывод,чтоэтический,нравственный,социальныйпараметрысамореализацииличностинеявляетсясущественнымиилисущностными.ОднакообращениекнравственнымкатегориямприрассмотрениипроблемысамореализациинаходимвутвержденииТ.В.Скородумовой[7],утверждающей,чтосамореализацияличности–этопроцессреализацииличностьювсебеивобществеидеидобраиистинывихонтологическомединстве.Такойподходозначаеттотфакт,чтосамореализацияличностидолжнарассматриватьсякакположительное,соответствующееприродечеловекаиспособствующеееговосхождениюквершинамдухаиразвитию,явление.Самореализация личности возможна при условии, что человек осознает необходимость для него жизненной самореализации, верит в свое индивидуальное предназначение, видит в нем высший смысл своей жизни. Без осознания человеком своих способностей, интересов, жизненных предпочтений самореализация не может осуществиться. Вероятно, не менее важным условием самореализации личности выступает осознание человеком своей интегрированности в окружающий мир, его способности к гармоничному и конструктивному взаимодействию с другими людьми и природой.
Д.А.Леонтьев[8]предлагаетрассматриватьпроцесссамореализацииспозицииличностногороста,отмечаяеесоциальнуюнаправленностьнадругихлюдей,обществовформесозданиядлянихдуховного,культурногосодержанияилиматериальногообъекта.
Инструментальный аспект самореализации личности связан с имеющимися у человека знаниями, умениями и навыками, позволяющими ему выполнять конкретную трудовую деятельность и выстраивать системы отношений с людьми и социумом.
Средифакторов,затрудняющихсамореализациюличности,следуетотметитьатомарность,уединенностьбытиячеловека,егоневключенностьвактивнуюжизнь,духовнуюикультурнуюограниченность,неразвитостьсознания,неадекватныйпрофессиональныйвыбор.Неконструктивноевлияниенапроцесссамореализацииличностиоказываюттакиеявлениякакприоритетматериальныхиузкопрагматическихценностей,уходвкриминальныеструктуры,наркомания,алкоголизмит.д.
Есливсообществе,социокультурномисоциальноэкономическомпространствебытиячеловеканедостаточноусловийдляегосамореализации,могутвозникатьзастойныеявления,создаватьсясоциальнопсихологическиеоснованиядлясоциальногоиэкономическогокризиса.Е.Е.Вахромовотмечает:«Проведениевластнымиэлитамиполитики,направленнойнавоспрепятствованиепроцессамсамоактуализации,чреватоантисоциальнымипроявлениямиэкстремизма,терроризма.Нарастаниеинволюционныхтенденций,вовлечениевпроцессыинволюциибольшихгрупплюдей,маргинализацияотдельныхрегионовистранчреватысерьезнойугрозойдляразвитияцивилизацииикультурывцелом»[9].Внешняяформасамореализацииличностипредставленаактивностьюиндивидавпрофессии,творчестве,спорте,искусстве,учебе,политическойиобщественнойдеятельностиидр.Внутренняяжеформапредставляетсобойсамосовершенствованиечеловекавразличныхаспектах:нравственном,духовном,физическом,интеллектуальном,эстетическом[10].Такимобразом,профессиональнаядеятельностьчеловекаявляетсяоднимизсущественныхнеобходимыхусловийразвертыванияпроцессасамореализацииличности.Сучетомтребованийдеятельностногоподходаследуетполагатьналичиеванализетакогородапсихологическойреальностикатегориисознания.Именносознаниедетерминируетхарактервзаимосвязипрофессиональнойдеятельностиипроцессасамореализацииличности.В.В.Давыдовопределялсознаниекак«воспроизведениечеловекомидеальногопланасвоейцелеполагающейдеятельностииидеальногопредставительствавнейпозицийдругихлюдей»[11].Сознательноеповедениечеловекапредполагаетотражениеиучётпотребностей,интересовипозицийдругихиндивидов.Вероятно,следуетпредположитьвзаимосвязьпроцессасамореализацииличностисотражением, представленностью,активностьюсоциума,другихлюдей.
«Ктобыикогдабынидействовал,–отмечалГ.П.Щедровицкий,–онвсегдадолженфиксироватьсвоесознание,вопервых,наобъектахсвоейдеятельности–онвидитизнаетэтиобъекты,авовторых,насамойдеятельности–онвидитизнаетсебядействующим,онвидитсвоидействия,своиоперации,своисредстваидажесвоицелиизадачи»[12].Рассматриваясистемуфункцийсознаниявконтекстепрофессиональнойдеятельностикакдеятельностногопространствасамореализациичеловека,можновыделитьвструктурепрофессиональногосознанияпрофессиональныецели,профессиональныезнания,профессиональноеотношение,профессиональныепланыипрограммы,профессиональноесамосознаниеидр.СредиосновныхусловийсамореализацииличностиА.И.Катаев[13]отмечаетналичиеучеловекатакихпроизводныхсознаниякакразвитоесамосознаниеирефлексиясактуализированнойспособностьюпознаватьиосознаватьсебяиокружающиймир,реальныеипотенциальныеспособностиивозможности,интересыиценности,перспективыличностногоипрофессиональногороста.Дляанализафеноменасамореализациинеобходимопредусмотретьпараметрцелеполаганияицеледостижения.Самореализацияестьнетолькопроявлениесебя,ноиосуществлениечеловеком,достижениеимкакихлиборезультатоввреализуемойимактивности.Степеньосознаниячеловекомсебя,своихцелей,возможностей,потенциаловиресурсовможетвыступатьрегулятивнымначалом,механизмомпроцессасамореализации.Профессиональнаядеятельность,отражаемаявсознаниичеловекакакпространствосамореализации,можетобеспечитьтриаспектасамореализации:собственнопсихологический,социокультурныйиинструментальный.Психологическийаспектсамореализации,какотмечалосьвыше,выступаеткакосознаниеивыражениеличностныхпотенциаловвпрофессиональнойдеятельности.Инструментальныйаспектсамореализациипредполагаетвостребованностьииспользованиепотенциалов,ресурсов,опытавформезнаний,умений,навыков,способностейчеловека.Социокультурныйаспектпроявляетсявосознанииивыполнениечеловекоминдивидуальноймиссиичерезсвоюпрофессиональнуюдеятельностьпоотношениюкдругимлюдям,социуму,человечеству.Вероятно,именнотакойконструктотносительнопрофессиональнойдеятельности,формирующийсявсознаниичеловека,способствуетуспешнойсамореализацииличности.
Действенностьтакогоконструктаопределяетсяценностнымпозитивнымотношениемчеловекаксвоейпрофессиональнойдеятельности,адекватностьюпрофессиональноговыбора,оптимальностьюпрофессиональногосамоопределения.Цельпрофессиональногосамоопределениязаключаетсявпостепенномформированиивнутреннейготовностичеловекакосознанномуисамостоятельномупостроению,корректировкеиреализацииперспективсвоегоразвития(профессионального,жизненногоиличностного).Принимаявовниманиединамизм,изменчивостьвсовременныхусловияхструктурыпрофессиональнойзанятостивобществе,следуетотметитьоткрытость,незавершенность,а,следовательно,иактуальностьдляличностипроцессапрофессиональногосамоопределениявовзаимосвязисеесамореализацией.
Готовность человека рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности во многом определяет эффективность процесса самореализации. Н.Р.Хакимова отмечает, что в современных психологических исследованиях профессиональное самоопределение рассматривается как «выбор себя» в профессии, выбор способа самореализации. Данные эмпирических исследований подтверждают значимость для оптантов такого мотива выбора профессии как мотив «возможность самореализации».Вместесэтимвстаетвопрососоотношениисодержательных(цельисмыслпрофессиональнойдеятельностикакмиссииличностивобществе)ипрагматическихматериальныхаспектах(профессиякакисточникдохода)профессиональнойдеятельности,осознаваемыхчеловеком.Преобладаниевсознаниичеловекаконструктов,связанныхспрагматизмомпрофессиональнойдеятельностидлянего,затрудняетегосамореализациювпрофессии.
Содержательныйаспектпрофессииотражаетсявсознаниичеловекасовокупностьюпредставленийобобъектах,целях,результатахисмыслахпрофессиональнойдеятельности.Востребованностьизначимостьдляобществарезультатовпрофессиональнойдеятельность,атакжесобственныепредставлениячеловекаобэтомвыступаюткакосознаваемыепредпосылкиформированияотношениячеловекаксвоейпрофессиикакмиссиивобществеисобственномбытие.
Возможностьчеловекаполностьюреализоватьсебячерезпрофессиюопределяетсяадекватностьюпрофессиональноговыбора.Вместесэтим,теоретическиследуетдопуститьвероятностьсуществованияфрагментарной,частичнойсамореализацииличностивпрофессии.
Такимобразом,можновыделитьрядпараметров,определяющихусловиясамореализациичеловекавпрофессиональнойдеятельности:степеньосознаниячеловекомсвоеголичностногопотенциалаиинструментальныхресурсов;степеньадекватностипрофессиональноговыбора;уровеньразвитияобществаиобщественногопроизводства,способныйобеспечитьдоступностьдлячеловекапрофессиональноговыбора;сформированностьучеловекапредставленийосамореализациикакомиссиипоотношениюкдругимлюдямиобществу.
Ссылки на источники
1.КудиновС.И.Экспериментальнотеоретическиеаспектыисследованиябазовыхсвойствличности//Личностноеразвитиеспециалиставусловияхвузовскогообучения:МатериалыВсероссийскойнаучнопрактическойконференции.–Тольятти:ТГУ,2005. –С.95–98.2.Там же.3.АбульхановаСлавскаяК.А.Стратегияжизни.–М.:Мысль,1991.–299с.4.ЭриксонЭ.Идентичность:юностьикризис.–М.:Прогресс,1997.–340с.5.МаслоуА.Самоактуализация//Психологияличности.Тексты/Подред.Ю.Б.Гиппенрейтер,А.А.Пузырея.–М.:ИздвоМГУ,1982. –С.108–117.6.ГалажинскийЭ. В. Системная детерминация самореализации личности. –Томск: Издательство Томского государственногоуниверситета, 2002. –212 с.7.КоростылеваЛ.А.Проблемысамореализацииличностивсистеменаукочеловеке//Психологическиепроблемысамореализацииличности. –С.Петербург,1997. –С.3–19.8.Там же.9.ВахромовЕ.Е.Психологическиеконцепцииразвитиячеловека:теориясамоактуализации.–М.:Международнаяпедагогическаяакадемия,2001.–180с.10.Там же.11.ДавыдовВ.В.Проблемыразвивающегообучения.–М.,1996.–240с.
12.ЩедровицкийГ. П.Избранныетруды. –М., 1995.–800 с.13.КудиновС. И. Указ. соч.
ZuevaSvetlana,CandidateofPedagogical Sciences, associate professor at the chair of general psychology and psychology of development of Federal State Budget educational institution “Kemerovo State University”zueva_s@mail.ruSelfrealization of man in professional activitiesAbstract.Thesuccessfulnessofperson’sselfrealizationisdefinedbyman’srealizingofhisownpossibilitiesandpotentialsindifferentkindsofhisactivity.Inanadequateprofessionalactivityinstrumentalandsocialaspectsofselfrealizationarecombinedanditallowstoexamineitasthemostfavourableareofman’sconsciousselfrealization.
Keywords:selfrealization,consciousens,professionalactivity,aimrelief,aimachievement.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»