Исследование особенностей самореализации студентов с разным уровнем социально-психологической адаптации

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кулагина И. В. Исследование особенностей самореализации студентов с разным уровнем социально-психологической адаптации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S28. – С. 11–15. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75371.htm.
Аннотация. В статье рассматривается взаимосвязь явлений самоактуализации и самореализации в едином процессе личностного совершенствования. Представлены результаты экспериментального исследования особенностей самореализации студентов-первокурсников с разным уровнем социально-психологической адаптации к условиям высшей школы.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Кулагина И. В.Исследование особенностей самореализации студентов с разным уровнем социальнопсихологической адаптации// Концепт. –2015.–Спецвыпуск №28.–ART75371. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75371.htm. –ISSN2304120X. 1

ART75371УДК159.9.07

Кулагина Ирина Васильевна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной психологииФБГОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет», г. Тольяттиkulagina.i.v@mail.ru

Исследование особенностей самореализации студентов с разным уровнем социальнопсихологической адаптации

Аннотация.В статье рассматривается взаимосвязь явлений самоактуализации и самореализации в едином процессе личностного совершенствования. Представлены результаты экспериментального исследования особенностей самореализации студентовпервокурсников с разным уровнем социальнопсихологической адаптации к условиям высшей школы.Ключевые слова: личность, самоактуализация, самореализация, социальнопсихологическая адаптация.Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

Несмотря на внушительную историю исследования феномена самореализации, а нем остается много не раскрытых сторон. Психологи гуманистического направления [1, 2] считают стремление к самораскрытию и самоосуществлению личности врожденной тенденцией и равнозначно обозначают ее то термином самоактуализация, то самореализация. С нашей точки зрения это не вполне корректно и следует, скорее, представлять эти явления как две стороны одного процесса, но идущие последовательно в онтогенезе. Если самоактуализация представляет собой процесс познания и раскрытия бытийных тенденций личности, то следующая за ней самореализация заключается в непосредственном их деятельностном воплощении. Несмотря на условную разделенность во времени эти феномены взаимосвязаны и взаимозависимы.Самоактуализация и самореализация в работах разных авторов предстают то ведущим мотивом, то целью жизни и деятельности личности, то процессом, то результатом роста и развития. Представления о структуре и содержании данных феноменов также разняться. Сложно найти какоелибо психологическое направление, которое бы не рассматривало самореализацию в том или ином аспекте. Воззрения психологовгуманистов[1] о том, что роль окружающей среды состоит исключительно в помощи актуализации врожденной тенденции к максимально полному воплощению потенций и возможностей может вызвать определенные сомнения. Их корень кроется в том, что у человека присутствует еще одна врожденная потребность, а именно потребность в адаптации к окружению, в частности социальному. Адаптация, даже если брать только социальнопсихологическую ее разновидность, представляет собой напряженный и противоречивый процесс поиска гармоничного равновесия со средой, результатом которого не обязательно является самореализующаяся личность[3]. Человек в своейизначальной ипостаси является биологическим существом, что свидетельствует о приоритете адаптационных стратегий, и лишь достигнув высших потребностных этажей, он может отчетливо ощутить необходимость самореализации. Именно соотношение этих двух врожденныхтенденций обусловило наш исследовательский интерес.Кулагина И. В.Исследование особенностей самореализации студентов с разным уровнем социальнопсихологической адаптации// Концепт. –2015.–Спецвыпуск №28.–ART75371. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75371.htm. –ISSN2304120X. 2

Мы предположили, что стремление к адаптации является более сильным и устойчивым, вследствие чего будет накладывать отпечаток на другие личностные особенности, в частности на выраженность некоторых аспектов самореализации.Наиболее показательным в рамках рассматриваемой проблемы нам представляется юношеский возраст. По мнению И.Д. Егорычевой [4],самореализация представляет собой совокупность циклов последовательно сменяющихся стадий саморазвития и, одновременно, заключительный этап каждого цикла. Юношество, таким образом, представляет собой период качественной трансформации самоактуализации в самореализацию, т.е. начинается деятельностная реализация самоактуализированных тенденций и, вместе с тем, у большинства молодых людей возникает необходимость в адаптации к новым условиям высшего учебного заведения. Наше исследование посвящено изучению особенностей самореализации личности в зависимости от уровня психологической адаптации студентовпервокурсников.Исследование было проведено на базе Тольяттинского государственного университета. Выборка представлена 198 студентамипервокурсниками гуманитарных специальностей дневного отделения в возрасте 17–18 лет. Для решения поставленных задач из всего диагностического комплекса были использованы результаты респондентов по следующим методикам: «Методика диагностики социальнопсихологической адаптации» К.Роджерса и Р.Даймонда [5], «САМОАЛ» А.В.Лазуркина в адаптации Н.Ф.Калина [6]. Использование опросника«САМОАЛ» обусловлено рассмотренным выше представлением о взаимосвязи самоактуализации и самореализации в едином процессе самоосуществления личности. По результатам изучения социальнопсихологической адаптации все респонденты статистически достоверно были распределены по группам в соответствии с уровнем адаптированности к условиям вуза.

Рис. 1. Гистограмма распределения респондентов по группам в соответствии с уровнем социальнопсихологической адаптации

Анализируя результаты представителей группы с высоким уровнем адаптации (n=56)можно говорить, что им характерно достаточно полное освоение и принятие норм и ценностей высшего учебного заведения, стремление к активному взаимодействию со средой, реализации своей осознанной индивидуальности.В процессе совместной деятельности им удается установить равновесие между требованиями из вне и собственными интересами и возможностями. Позитивное самоотношениесовместно с развитой рефлексией и критичностью позволяет студентам этой группы реализовать социогенные потребности, удовлетворяя ролевым ожиданиям группы и получать удовольствие от самоутверждения. В отношении респондентов со средним уровнем социальнопсихологической адаптации (n=84) можно заметить, что ими Кулагина И. В.Исследование особенностей самореализации студентов с разным уровнем социальнопсихологической адаптации// Концепт. –2015.–Спецвыпуск №28.–ART75371. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75371.htm. –ISSN2304120X. 3

вполне осознаются требования, предъявляемые со стороны учебной группы и вуза в целом, присутствует стремление соответствовать большинству из них.Потребность во взаимодействии реализуется через приятельские отношения с большей частью коллектива и дружеские с определеннымимикрогруппами, что позволяет увеличить арсенал способов самоутверждения в новой социальной среде. У студентов с низким уровнем адаптированности (n=58) отмечаются трудности при организации социального взаимодействия различного уровня, медленное освоение, а подчас непринятие установленных групповых норм и обычаев, в том числе неформальных. Пониженная самооценка, тревожность, неудовлетворительные критичность и рефлексия препятствуют процессам индивидуализации и самоутверждения в коллективе. Значительные энергозатраты при межличностном взаимодействии выражаются в эпизодическом интересе данных респондентов к овладению новыми ролевыми функциями, в низкой продуктивности деятельности, отрицательном самочувствии.На следующем этапе исследования был проведен анализ особенностей самореализации групп с разным уровнем адаптированности соотносительно со шкалами методики«САМОАЛ».Анализируя особенности самореализации респондентов с высоким уровнем социальнопсихологической адаптацией (рис. 2) следует отметить, что наибольшие показатели обнаружены по шкалам «Ценности» и «Креативность». Это свидетельствует о том, что респонденты понимают и разделяют ценности самоактуализирующейся личности, что выражается в стремлении к гармонии с окружающим социумом, потребности в партнерских отношениях, основанных на взаимном уважении, а также осознании индивидуальной самодостаточности. Не стандартный подход к жизни и деятельности позволяет находить новое и неизведанное в каждом моменте, окрашивая его положительными эмоциями и стремлением к личностному росту. Незначительные показатели (по сравнению с другими результатами) отмечены по шкале «Спонтанность», что, скорее всего, вызвано необходимостью овладения новыми способами поведения и деятельности в изменившихся условиях обучения, и впоследствии эти показатели увеличатся.

Рис. 2.Особенности самоактуализации респондентов с высоким уровнем социальнопсихологической адаптации. Примечание:по оси абсцисс расположены шкалы «САМОАЛ»: 1–шкала ориентации во времени; 2–шкала ценности; 3–шкала взгляд на природу человека; 4–шкала потребность в познании; 5–шкала креативность; 6–шкала автономность; 7–шкала спонтанность; 8–шкала самопонимание; 9–шкала аутосимпатия; 10–шкала контактность; 11–шкала гибкость в общенииКулагина И. В.Исследование особенностей самореализации студентов с разным уровнем социальнопсихологической адаптации// Концепт. –2015.–Спецвыпуск №28.–ART75371. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75371.htm. –ISSN2304120X. 4

Показатели респондентов со средним уровнем социальнопсихологической адаптации (рис. 3) свидетельствуют о преобладании сходных с первой группой результатов. Также наиболее выражены тенденции шкал «Ценности» и «Креативность». Стремление к самоактуализации рассматривается ими как принятие и деятельностное воплощение таких ценностей как добро, истина, справедливость и т.д. Поиск оригинальных идей и проектов порождает творческий подход к организации собственной жизни, нестандартное мышление и поведение. Низкие показатели шкалы «Взгляд на природу человека» отражают некоторую неуверенность в собственных силах, а также могут интерпретироваться как следствие напряженного процесса установления межличностных отношений в новом учебном коллективе.

Рис. 3.Особенности самоактуализации респондентов со средним уровнем социально–психологической адаптации. Примечание: по оси абсцисс расположены шкалы «САМОАЛ»: 1–шкала ориентации во времени; 2–шкала ценности; 3–шкала взгляд на природу человека; 4–шкала потребность в познании; 5–шкала креативность; 6–шкала автономность; 7–шкала спонтанность; 8–шкала самопонимание; 9–шкала аутосимпатия; 10–шкала контактность; 11–шкала гибкость в общении

Студенты с низким уровнем социальнопсихологической адаптации в целом продемонстрировали сниженные показатели по всем шкалам методики «САМОАЛ» (см. рис. 4). Но, несмотря на это, общая картина схожа с особенностями ранее рассмотренных групп. Наибольшие показатели наблюдаются по шкалам «Ценности» и «Креативность». Исходя из этого, можно сказать, что респонденты осознают потребность в организации гармоничного бытия с окружающим миром на основе высших человеческих ценностей, стремятся внести в повседневную жизнь и деятельность творческий элемент, экспериментируют с различными способами мышления и поведения.

Кулагина И. В.Исследование особенностей самореализации студентов с разным уровнем социальнопсихологической адаптации// Концепт. –2015.–Спецвыпуск №28.–ART75371. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75371.htm. –ISSN2304120X. 5

Рис. 4.Особенности самоактуализации респондентов с низким уровнем социально–психологической адаптации. Примечание: по оси абсцисс расположены шкалы «САМОАЛ»: 1–шкала ориентации во времени; 2–шкала ценности; 3–шкала взгляд на природу человека; 4–шкала потребность в познании; 5–шкала креативность; 6–шкала автономность; 7–шкала спонтанность; 8–шкала самопонимание; 9–шкала аутосимпатия; 10–шкала контактность; 11 –шкала гибкость в общении

Низкие баллы отмечены по шкалам «Спонтанность» и «Аутосимпатия», характеризуя представителей этой группы как неуверенных в себе, с плохо осознаваемой и неадекватной самооценкой, испытывающих затруднения в установлении и поддержании социальных контактов, в частности вследствие боязни самовыражения и сомнений в привлекательности для собеседника. Данные личностные особенности этой группы респондентов были также отмечены и при исследованиисоциальнопсихологической адаптации.Завершая анализ полученных экспериментальных данных можно констатировать, что для студентовпервокурсников преобладающими аспектами в процессах самоактуализации и самореализации являются бытийные ценности и творческий подход к окружающей действительности. Им свойственно стремление организовать жизненное и деятельностное пространство в соответствии с представлением о высших гуманистических ценностях, внося при этом в повседневность элемент уникальности и оригинальности, особого личностного взгляда. Достоверно установленная высокая корреляционная связь показателей шкал «Ценности» и «Креативность» методики «САМОАЛ»с показателями социальнопсихологической адаптации респондентов,позволяет сделать вывод о взаимосвязи уровня адаптированности личности к новым социокультурным условиям и степени выраженности самореализационных тенденций.Выявленные соответствия между уровнем адаптированности и уровнем выраженности самореализационных аспектов в рассмотренных группах в период приспособления к изменившимся условиям жизни и деятельности свидетельствует о приоритетных позициях адаптационных стратегий.Результаты, полученные в ходе исследования, дополняют представление об особенностях самореализации личности, имеющееся в научной литературе. Выводы, сделанные по результатам исследования, обладают практической значимостью,так какмогут быть использованы психологами при составлении коррекционных и развивающих программ, в частности в рамках работы, направленной на повышениеадаптированности студентовпервокурсников к условиям вуза.Кулагина И. В.Исследование особенностей самореализации студентов с разным уровнем социальнопсихологической адаптации// Концепт. –2015.–Спецвыпуск №28.–ART75371. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75371.htm. –ISSN2304120X. 6

Ссылки на источники1.Маслоу А. Психология бытия. –М.: «Ралфбук», «Ваклер», 1997. 2.Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека.–М., 1994.3.Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика /А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. –СПб.: ПраймЕВРОЗНАК, 2006. 4.Егорычева И.Д. Самореализация как деятельность (к постановке проблемы)// Мир психологии. –2005.–№3. –С. 11–33. 5.Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика.Методики и тесты: учеб.пособие. –Самара: Изд.дом «БАХРАХМ», 2001. 6.Батаршев А.В. Психодиагностика в управлении: практическое руководство: учеб.практ. пособие.–М.: Дело, 2005.

Irina Kulagina,Candidate of Psychological Sciences, Docent of the department “Theoretical and practical psychology”, Togliatti State University, Togliattikulagina.i.v@mail.ruResearch of features of selfrealization of students with different levels of sociopsychological adaptationAbstract.The article examines the relationship of the phenomena of selfactualization and selfrealization in a single process of personal improvement. The results of experimental studies of the peculiarities of selfrealization of firstyear students with different levels of sociopsychological adaptation to the conditions of higher school.Keywords:personality, selfactualization, selfrealization, sociopsychological adaptation.

Рекомендованокпубликации:

ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived09.11.15Получена положительная рецензияReceived a positive review18.11.15ПринятакпубликацииAccepted for publication18.11.15ОпубликованаPublished01.12.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Кулагина И. В.,2015www.ekoncept.ru