Педагогические средства развития рефлексивного компонента профессионально-творческого саморазвития студентов

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кунгурова И. М., Рындина Ю. В. Педагогические средства развития рефлексивного компонента профессионально-творческого саморазвития студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № 4 (апрель). – С. 76–80. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13080.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам технологического обеспечения развития рефлексивного компонента профессионально-творческого саморазвития студентов педагогического вуза.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Кунгурова Ирина Михайловна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков ФГБОУ ВПО «Ишимский государственный педагогический институт им. П. П. Ершова», г. Ишимirinakungur2011@rambler.ru

Рындина Юлия Валерьевна,кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры иностранных языков ФГБОУ ВПО «Ишимский государственный педагогический институт им.П. П. Ершова», г. Ишимmelodica@yandex.ru

Педагогические средства развития рефлексивного компонентапрофессиональнотворческого саморазвития студентов

Аннотация.Статья посвящена вопросам технологического обеспечения развития рефлексивного компонента профессиональнотворческого саморазвития студентов педагогического вуза.Ключевые слова: профессиональнотворческое саморазвитие студентов, рефлексия, рефлексивный компонент, «Дневник личностного роста», «Портфолио саморазвития», «Психологопедагогический практикум», эргономические условия.

В различных психологопедагогических исследованиях профессиональнотворческое саморазвитие (далее –ПТС) трактуется как творческое саморазвитие в учебном процессе, предполагающеетворческую самореализацию в профессиональной деятельности или как процесс и результат развития профессиональных творческих способностей, проявляющихся в творческом отношении к профессии, поиске оригинальных способов профессиональной деятельности. Мы рассматриваем ПТС как потребность в изменении себя как субъекта профессиональной деятельности и становлении профессиональной позиции. Ориентируясь на взгляды В.А. Сластенина, мы рассматриваем позицию педагога как систему интеллектуальных, волевых и эмоциональнооценочных отношений к педагогической действительности и выделяем такие компоненты ПТС, как мотивационный, эмоциональноволевой, креативный и рефлексивный. В данной статье мы рассмотрим педагогические средства развития последнего компонента (рефлексивного).Понятие «рефлексия» происходит от латинского слова reflexio –обращение назад. В словаре иностранных слов рефлексия определяется как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. В толковом словаре русского языка рефлексию трактуется как самоанализ. В современных педагогических исследованиях ученые понимают под рефлексией самоанализ деятельности и её результатов. Мы понимаем под рефлексией деятельность самопознания, направляющую субъект на критический анализ способов преобразования собственногоЯ. Рефлексия помогает пересмотреть, «пережить» достоинства и недостатки собственной личности, способствует самоопределению вактуальной деятельности, программированию своих изменений, соответсвующих этой деятельности. Благодаря рефлексии происходит осознание своего отношения к значимой деятельности, ее результатам.Развитие рефлексивного компонента обеспечивается работой студентов с «Дневниками личностного роста», «Портфолио саморазвития», а также реализацией «Психологопедагогического практикума». В процессе работы с «Дневниками личностного роста» реализуются следующие задачи: обогащение психологопедагогической культуры будущего учителя; развитие способности познания себя, другого, самопринятия и самопонимания; осознание своей индивидуальности и ее проявление в педагогической профессиональной деятельности; овладение приемами и техниками, стимулирующими самообразовательную деятельность. Студенты выполняют задания по самонаблюдению, самоанализу, самовоспитанию личностных качеств, играющихз определяющую рольв профессиональной деятельности. Форма ведения дневника свободная: сюда могут входить сочинения, рассказы, ответы на поставленные перед собой вопросы, зафиксированный самим студентомсамодиалог, рисунки, эссе и др. По желанию некоторые задания можно включить в «Портфолио саморазвития». В качестве примера мы приведем несколько заданий, которые вошли в «Дневник личностного роста».1.Обобщите, как вы понимаете «ПТС» по отношению к себе. Выделите ведущие направления ПТС.2.Сформулируйте качества, над которыми нужно работать для овладения профессиональной педагогической деятельностью, наметьте пути коррекции тех или иных качеств, свойств личности.3.Опишите в дневнике 2–3 своих поступка, которые вы могли бы вынести на обсуждение и анализ в группе.4.Запишите в «Дневник личностного роста» ситуации, вызывающие у вас волнение, неуверенность в себе. Опишите ситуацию, когда вы чувствуете себя уверенно, спокойно.5.Заполните бланк «Я–концепция» ПТС: в прошлом (2–3 года назад), в настоящем и будущем (2–3 года вперед). В процессе самоанализа деятельности и поступков составьте рассказ о себе. В форме индивидуального сообщения поделитесь с группой результатами своей деятельности.6.Разработайте «Я–концепцию» ПТС с учетом своих индивидуальных склонностей и способностей.Идея портфолио впоследние годы приобретает все большую популярность. Портфолио сегодня выступает одним из главных элементов модернизации образования, происходящей как в нашей стране, так и по всему миру. По мнению С.А. Вдовиной портфолио –«способ фиксирования, накопления, анализа и оценки индивидуальных достижений» [2, с. 66]. Как считает ученый, портфолио направлен как на процесс оценивания, так и на самооценивание, основной целью которого является оказание помощи в развитии способностей давать анализ и самоанализ собственной деятельности. Рефлексия занимает важное место в технологии портфолио [3, с. 66]. Профессиональный портфолио сегодня является научно обоснованной технологией мониторинга профессионального становления личности и представляет собой систему, реализующую функции сбора информации, структурирования, анализа полученной информации, реализации обратной связи и др. В основу профессионального портфолио заложены такие принципы, как: принцип непрерывности, принцип диагностичности, принцип проблемной ориентированности, принцип технологичности критериев отслеживания, широкого спектра обнаружения изменений, принцип обратной связи, принцип научности и принцип совершенствуемости. Назначение «Портфолио саморазвития» –познание студентами качеств и свойств своей личности с целью их дальнейшего совершенствования. «Портфолио саморазвития» –это фиксация шагов студента на пути к ПТС. Иначе, это получение частных результатов, складывающихся в целостное образование педагога как творческой личности, подтверждение его значимости и неповторимости его пути к достижению индивидуальных вершин профессиональной деятельности. Предметом систематизации могут послужить материализованные результаты динамики ПТС в различных его проявлениях. Работа с «Портфолио саморазвития» представляет изсебя не просто сбор отдельных фактов, это изучение студентом особенностей его личности и спланированная на основе полученных данныхработа по их совершенствованию для ПТС. Основным средством достижения эффективности выступает заложенный в «Портфолио саморазвития» механизм рефлексии –осмысление событий своей жизни через призму ценностей, установок, предпочтений, устремлений. «Портфолио саморазвития» –это своеобразный дневник самопознания и самосовершенствования. В качестве примера мы приведем несколько разделов:1.«Диагностика». Студенты, выполняя предложенные диагностические методики, возвращаются к ним некоторое время спустя и сравнивают результаты, анализируя произошедшие изменения.2.«Интервью с самим собой». Студенты отвечают на предложенные вопросы, которые объединены в 10 групп. Эти же вопросы студенты задают себе сами спустя некоторое время, сравнивают свои ответы и анализируют произошедшие изменения в представлениях о себе, окружении, своих будущих перспектив и оценке своих собственных возможностей какличности. Например: «Как я оцениваю свое физическое развитие и внешность в целом? Как я выгляжу на фоне семьи, друзей, одногруппников, коллег?», «Что мне нравится и не нравится в окружающей действительности и самом себе? Что мне хотелось бы изменить, исправить?» и др.3.«Главные события в моей жизни». Студенты перечисляют события своей жизни, которые кажутся им особенно важными в прошлом, в настоящем и в будущем. В конце студенты отвечают на вопрос «Какое событие оказало самое большое влияние на тебя и твою жизнь?».4.«Как я отношусь к себе». Студенты определяют, как они относятся к себе в данный момент. Позже они выполняют это задание повторно и узнают, как меняется их отношение.5.Насколько я знаю себя. Студенты определяют, какие характеристики относятся к ним.Это же задание предлагается товарищам. Полученные результаты сравниваются.Личность педагога –сложное структурное образование, представляющее систему ценностей, смыслов жизни и профессиональной деятельности. Важное место в данном образовании принадлежит самосознанию и самопониманию, проявляющихся в ценностном отношении личности к себе в профессиональной педагогической деятельности. В процессе реализации «Психологопедагогического практикума» поддерживается индивидуальный опыт каждого участника, переживания и чувства, испытываемые студентами в процессе самопознания. В практикуме находят применение такие методы и приемы, как: самодиагностика, самоанализ, самонаблюдение, ролевые игры, игровые упражнения и др. При этом студенты овладевают знаниями о способах иприемах самопознания и саморазвития; умениями понимать и оценивать себя, свои личностные профессиональные качества, понимать других.«Психологопедагогический практикум» построен по определенному алгоритму: информационный блок, диагностический блок, развивающий блок и выполнение домашних заданий. В процессе проведения занятий практикума используются такие методические приемы, как: групповая дискуссия, анализ практических ситуаций, ролевые игры, игровые упражнения и др. Деятельность студентов в предлагаемомпрактикуме направлена на осознание мотивов своего поведения, своей роли в различных профессиональных ситуациях, причин возникновения тех или иных способов поведения и эмоционального реагирования. В качестве примера приведем игру «Кинорежиссеры» (по В. Ю.Бабайцевой). Студенты разбиваются на подгруппы, каждая подгруппа играет роль кинорежиссеров какойлибо киностудии. Ее задача –найти актеров для съемки нового фильма (учителя, молодой психолог и т. д.). Кинорежиссеры определяют качества,которые им необходимы для создания данных образов, и качества, для них нежелательные. При обсуждении анализируется, почему студенты выбрали именно тех, чем отличаются друг от друга образы главных героев. Какие качества студенты обнаруживают у себя? Данное задание помогает взгдянуть на профессию педагога со стороны, оценить значимость некоторых качеств личности в профессиональном плане.На наш взгляд, развитие рефлексивного компонента ПТС будет проходить наиболее эффективно при соблюдении следующих эргономических условий, рассматривающих ПТС личности студента как эргономическую систему «преподаватель –студент –средства обучения –среда»:–достаточный уровень работоспособности субъектов педагогического процесса;–рациональное использование технических средств обучения, средствновых информационных и инновационных технологий;–создание эргономической учебнопредметной среды» [4].«Эргономический подход заключается в ориентации на «человеческий фактор» и состоит в полной приспособленности информационнопредметной среды, средств обучения к деятельности субъектов педагогического процесса» [5].

Такая организация постепенного вхождения будущего учителя в профессиональную деятельность, на наш взгляд, испособствует развитию ПТС личности.

Ссылки на источники1.Вдовина С.А. Педагогические средства развития рефлексии // Педагогическое образование и наука. –2007. –№6. –С. 64–67.2.Там же.3.Там же.4.Воронина Е.В. Реализация эргономического подхода в образовательном процессе современной школы: автореф. дисс.…канд. пед. наук. –Омск, 2001. –22 с.5.Воронина Е.В. Педагогическая эргономика как отрасль науки // Международный научноисследовательский журнал. –2012. –№6(6) (октябрь). –URL:http://researchjournal.org/featured/pedagogy/pedagogicheskayaergonomikakakotraslnauki/.

Kungurova Irina,candidate of pedagogical sciences, associate professor of the Department of Foreign Languages, Federal State Budget Establishment of Higher Education «Ershov Ishim State Teachers Training Institute», Ishimirinakungur2011@rambler.ruRyndina Yuliya,candidate of pedagogical sciences, senior teacher of the Department of Foreign Languages, Federal State Budget Establishment of Higher Education «Ershov Ishim State Teachers Training Institute», Ishimmelodica@yandex.ruPedagogical means of the development of the reflexive component of professional and creative selfdevelopment of studentsAbstract. Thearticle is devoted to questions of technological support of the development of the reflexive component of professional and creative selfdevelopment of future teachers.Keywords: professional and creative selfdevelopment, reflection, reflexive component, «A personal growth journal», «A selfdevelopment portfolio»,«Psychologicalpedagogical practical work», ergonomic conditions.

Рекомендовано к публикации:Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»