Некоторые проблемы обучения взрослых

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Новгородцева И. В., Бледных О. И., Микрюкова Н. В. Некоторые проблемы обучения взрослых // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № 4 (апрель). – С. 111–115. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13087.htm.
Аннотация. В статье раскрываются проблемы психологического характера, возникающие в процессе обучения взрослых. Представлены результаты исследования, характеризующие специфику обучения взрослых.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Новгородцева Ирина Владимировна,

кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии и педагогики ГБОУ ВПО «Кировская государственная медицинская академия», г. Киров inovgorodceva@mail.ru

Бледных Ольга Игоревна,старший преподаватель кафедры денег, кредита и финансов ФГБОУ ВПО «Вятская государственная сельскохозяйственная академия», г. Киров

Микрюкова Наталья Васильевна,старший преподаватель кафедры денег, кредита и финансов ФГБОУ ВПО «Вятская государственная сельскохозяйственная академия», г. Кировmikryukovan@mail.ru

Некоторые проблемы обучения взрослых

Аннотация.В статье раскрываются проблемы психологического характера, возникающие в процессе обучения взрослых. Представлены результаты исследования, характеризующие специфику обучения взрослых.Ключевые слова:образование взрослых, непрерывность образования, процесс обучения.

Возрастающая значимость образования взрослых –общепризнанный факт. В мире нет страны, которая не была бы в той или иной мере обязана ему своим технологическим, социальноэкономическим, культурным прогрессом.Понятиеобразования взрослыхохватывает собой весь комплекс непрерывных процессов обучения, с помощью которых взрослые люди развивают свои способности, обогащаются знаниями, совершенствуют профессиональные квалификации или же применяют их в новом направлении.Одна из важнейших задач, возникающих в процессе образования взрослого человека состоит в том, чтобы определить и внедрить в практику такие педагогические условия, которые позволят взрослому занять позицию субъекта учения, способного самостоятельно и эффективно решать стоящие перед ним учебнопознавательные задачи. Эффективность системы образования взрослых определяется его непрерывностью, целевой и содержательной преемственностью на разных этапах жизни и профессиональной деятельности человека. Поэтому системное, согласованное развитие образования взрослых рассматривается как задача непрерывного образования.Непрерывность образования определяется двумя основными факторами [1]:1йфактор –знания и навыки, мотивация к их обновлению, способствующие развитию и конкурентоспособности.2йфактор –развитие личности, способствующее формированию умений активно участвовать в общественных процессах. Новые знания и навыки, получаемые взрослыми, становятся гарантией всеобщего непрерывного доступа к образованию с целью получения и обновления имеющихся у взрослых навыков, необходимых для включения в информационное общество. Это и компьютерная грамотность, и социальные навыки, адаптация к переменам в обществе, умение учиться. Почему образование взрослых актуально? Выделим опорные точки:–образование взрослых является ключевым звеном развития образования в России; –образование взрослых –это сфера образовательных услуг;–образование взрослых адекватно времени обучения;–взрослые люди сохраняют высокую жизненную и производственную активность 25–30 и более лет, следовательно, инвестиции в образование именно взрослых оказываются более рентабельными.Известно, что обучение часто оказывает на взрослого психологическое давление. Переход от профессиональной деятельности к учебной у многих взрослых сопровождается трудностями (неуверенностью и страхом перед возникшей ответственностью за учение), внутренним дискомфортом, вызванным негативными воспоминаниями о прежних формах обучения в школе и в вузе (пассивное восприятие материала, заучивание, негибкаясистема контроля и т.д.). Необходимо принять во внимание и то, что возможность механического запоминания материала у взрослых с возрастом снижается, часто человеку, имеющему высокий профессиональный статус, трудно принять роль ученика, предполагающую, что он знает далеко не все и ставящую его в зависимость от преподавателя. Однако современная система обучения взрослых имеет множество проблем по оптимизации учебного процесса, что оказывает влияние на формирование профессиональной компетентности. Поэтому,одна из важнейших задач, возникающих в процессе образования взрослого человека, состоит в том, чтобы определить и внедрить в практику такие педагогические условия, которые позволят взрослому занять позицию субъекта учения, способного самостоятельно и эффективно решать стоящие перед ним учебнопознавательные задачи, обрести способность быть субъектом собственного профессионального развития. То есть, процесс обучения должен приобрести андрагогические характеристики. Так, М.Ш. Ноулз дает представление об андрагогической модели обучения (табл. 1) [2, 3].Продолжая вопрос особенностей обучения взрослых, было проведено исследование, в котором приняли участие магистры очной формы обучения, обучающиеся по направлениям «Менеджмент» (профиль «Финансовый менеджмент»), «Экономика» (профиль «Маркетинг») и слушатели экономического факультета заочной формы обучения Вятской государственной сельскохозяйственной академии в количестве 111 человек. Известно, что учебную деятельность взрослых стимулируют внешние и внутренние факторы (такие как цели, деятельность, мотивы и др.). Мотив является побуждением к деятельности и придает ей определенную специфику в отношении выбора средств и способов достижения цели. В зависимости от мотивов люди поразному относятся к своей деятельности.Так, было выявлено, что ведущим мотивом, побудившим магистрантов и слушателей к получению образования, является желание повысить свою квалификацию, на втором месте –требование работодателя (табл. 2). При работе с взрослой аудиторией каждый преподаватель использует определенный стиль обучения. В педагогической литературе представлено достаточно классификаций, раскрывающих содержание стилей обучения по разным основаниям. Магистрантам и слушателям была предложена анкета с целью определения предпочтительного для них стиля обучения: зависимого, сотрудничества, независимого. Кратко представим содержание стилейобучения.Первыйстиль –зависимый. Ведущая роль в обучении принадлежит преподавателю. Такой стиль целесообразен при изучении нового, незнакомого материала, технологий. В основе стиля лежат знания и авторитет преподавателя.Таблица 1Андрагогическая модель обучения

Социальнопсихологические установки обучающихсяХарактер установкиДеятельностьи рольобучающегосяДеятельностьи рольобучающегоХарактерорганизации процессаобученияСамосознание обучающегосяОсознанное стремление к самостоятельности, независимости, самоуправлемостиАктивная, ведущая роль в определении параметров обучения; самостоятельный поиск информацииОказание помощи в определении параметров обучения и поиске информацииПроцесс самостоятельного определения параметров обучения и поиска знаний, умений, навыковОпыт обучающегосяБогатый источник обучения. Наличие значительного жизненного (бытового, социального, профессионального) опытаВажная роль опыта обучающегося; использование его в качестве одного из источников обученияОказание помощи в выявлении и использовании в процессе обучения опыта обучающегосяОпора на опыт обучающегося; поисковоопытные методы обученияГотовность обучающегося к обучению (мотивация) и цель обученияОпределяется стремлением к развитию личности овладению социальными ролями, необходимостью решить жизненно важную проблему; высокая мотивацияВедущая роль и деятельность в формировании и мотивации, определении цели обучения Оказание помощи в выявлении образовательных потребностей и определении цели обученияИндивидуализация обучения, преследующая конкретные индивидуальные цели обученияПрименение полученных знаний, умений, навыковНемедленное, в целях решения жизненно важной проблемыПриобретение знаний, умений, навыков, необходимых для решения жизненно важной проблемыОказание помощи в отборе содержания обученияОбучение по междисциплинарным модулям (блокам)Участие в организации процесса обученияАктивноеАктивное участие в организации процесса обучения на всех его этапахОрганизация совместной деятельности по организации процесса обученияСовместная деятельность обучающегося и обучающего по организации процесса обучения

Таблица 2Результаты процентного распределения выбора мотивов обучения

№ п/пВарианты ответовАбсолютное значениеУдельныйвес, (%)1Необходимость получить документ об образовании (диплом)1311,712Желание повысить свою квалификацию5448,653Требование моего работодателя2825,234Желание повысить свой уровень знаний (расширить кругозор)1614,415Учусь за компанию00,006Другое (указать мотив)00,00

Второйстиль –сотрудничество. Преобладает активное участие взрослых обучающихся в овладении материалом. Такой стиль позволяет приспосабливаться к разной аудитории, привлекать в ходе обучения имеющиеся знания. Авторитет преподавателя не задан изначально, а возникает в процессе обучения.Третийстиль –независимый. Взрослые в основном самостоятельно овладевают материалом при консультировании и организационной поддержке со стороны преподавателя. Применяется при наличии у обучающихся достаточных знаний и навыков самостоятельной работы, в основном при индивидуальном обучении и работе в малых группахсо сходными интересами.Результаты показали, что магистранты и слушатели предпочитают стиль сотрудничества. Они отметили, что данный стиль способствует эффективной организации учебного процесса (рис. 1).

Рис. 1. Результаты процентного распределения выбора стилей обучения взрослых

Полученные результаты, отображенные на рис. 1, соответствует основным положениям М. Ш. Ноулза [4, 5], который отмечает, что главными характеристиками обучениявзрослого являются активность, ведущая роль самого взрослого в построении и осуществлении программы обучения, с одной стороны, и совместная деятельность обучающегося и обучающего, с другой, т.е. атмосфера обучения должна быть дружеской, неформальной, основанной на взаимном уважении, совместной работе (табл. 3).Таблица3Процесс обучения взрослых

ЭтапСодержаниеПсихологический климат обученияНеформальный, основанный на взаимном уважении и совместной работеПланирование учебного процессаСовместно с обучающимисяОпределение потребностей обученияСовместно с обучающимисяФормулирование целей обученияСовместно с обучающимисяПостроение учебного процессаВ зависимости от готовности взрослого к обучению, проблемные единицыУчебная деятельностьТехнология поиска новых знаний на основе опытаОценкаСовместное определение новых учебных потребностей, совместная оценка программ обучения

4,594,31,2Стили обученияЗависимый стильСтиль сотрудничестваНезависимый стильТак же был выявлен преобладающий тип обучающихся: «активисты», «мыслители», «теоретики» и «прагматики» (рис. 2).

Рис.2. Результаты процентного распределения преобладающего типа взрослых обучающихся

Среди обучающихся доминирует тип «теоретики». Магистранты и слушатели предпочитают логичность, последовательность изложения материала, ясность целей и задач, достаточное количество времени для размышлений, четкость инструкций. Респонденты, относящиеся к типу «мыслители» предпочитают трудоемкие исследования, сопровождающиеся сбором и анализом информации с возможностью работать в собственном темпе. Для «активистов» характерна свобода выбора идей, возможность руководить или организовывать деятельность других людей. Для «прагматиков» характерно желание и возможность практического применения полученных знаний, возможность видеть быстрый, очевидный эффект от обучения.Под обучением в дидактике понимается преднамеренно организованный процесс; специальное «средство передачи социального опыта», что может служить средством создания предпосылок, необходимых для рациональных способов осуществления подготовки к профессиональной деятельности; как процесс деятельности преподавания и учения; как познание или вид познавательной деятельности и другие подходы[6].Однако, знания, умения и навыки –не физические предметы, их передать просто нельзя. Они могут возникнуть только в результате собственной активности. Их нельзя просто получить, они должныполучаться в результате психической активности и прежде всего мышления.Так, П.И. Пидкасистый отмечает, что обучение выступает как деятельность, а процесс обучения как смена состояний системы деятельности, создаваемой самими людьми и реализуемая ими.Поэтому, процесс обучения взрослых должен включать четыре фазы.Фаза 1 –практический опыт. Преподаватель выбирает значимые для обучаемого практические проблемы, которые могут служить мотивом и предметом обучения. Обучающийся познает новую информацию, требующую оценки со стороны преподавателя. На этом этапе может производиться разбор конкретных ситуаций.Фаза 2 –осмысление опыта. На этом этапе происходит анализ слушателями имеющегося у них практического опыта и информации, полученной в первой фазе. Фаза 3 –обобщение опыта. Здесь происходит интерпретация итогов, проведенных во второй фазе, выработка и формулирование нового знания на основании проведенного анализа.10,465,216,67,8Тип обучающегосяАтивистыТеоретикиМыслителиПрагматикиФаза 4 –практическое применение. Происходит установление связей между изученным материалом, новыми знаниями и профессиональной жизнью обучаемого, закрепление нового знания в практических заданиях и в ходе разработки программ самообразования в послекурсовой период.Однако, как показывает практика, все четыре фазы в обучении взрослых полностью не реализуются. Итак, проведенное исследование позволяет утверждать, что взрослыелюдихотятучиться, если онивидятнеобходимостьобученияивозможностиприменения его результатов для улучшения своей деятельности. Имеют возможность привносить в обучающие ситуации собственный опыт и свои жизненные ценности, соотносить обучающую ситуацию со своими целями и задачами. Взрослые осваивают новые знания и навыки с разной скоростью, поэтому при работе с ними требуется уделять особое внимание уделять индивидуализации обучения, повышать самооценку и чувство собственного достоинства каждого человека. Взрослый человек –инициатор процесса собственного обучения, характеризующегося сознательностью мотивов обучения, направленностью на сотрудничество. При этом многие взрослые люди испытывают трудности с обучением. В большинстве случаев это связано с неготовностью к изменениям и с психологическими причинами: беспокойством о своем авторитете, боязнью выглядеть некомпетентными в глазах окружающих, несоответствием собственного образа «солидного человека» традиционно понимаемой роли ученика (нежеланием «вернуться в детство», «сесть за парту»). Сегодня сложность обучения взрослых усугубляется еще и тем, что все они испытали на себе воздействие старойпедагогической парадигмы, со всеми присущими ей недостатками, такими как: догматический тип обучения, лекционная форма проведения занятий, отрыв обучения от жизни, преобладание технократического мышления, ориентация на усвоение готовых знаний и индивидуальные формы работы.

Ссылки на источники1.Тетенькин Б.С. Проблемы образования взрослых. –Киров: Кировский институт переподготовки и повышения квалификации кадров АПК, 2012. –324 с.2.Там же.3.Василькова Т.А. Основы андрагогики. –М.: КНОРУС, 2009. –256 с.4.Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. –М.: ПедагогическоеобществоРоссии, 2002. –608 с.5.Василькова Т.А. Указ. соч.6.Педагогика. Указ. соч.

Novgorodtseva Irina,Candidate of Pedagogical Sciences, docent, Head of the Department of Psychology and Pedagogy Kirov State Medical Academy, Kirovinovgorodceva@mail.ruBlednih Olga,Senior Lecturer of money, credit and finance Department of Economics, Vyatka State Agricultural Academy, KirovMikryukova Natalia,Senior Lecturer of money, credit and finance Department of Economics, Vyatka State Agricultural Academy, Kirovmikryukovan@mail.ruThe problem of adult education Abstract.The article describes the psychological problems that arise in the process of adult learning. Presented results of the study, describing the specifics of adult learning.Keywords:adult education, continuing education, the learning process.

Рекомендовано к публикации:Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»