Подготовка студента-психолога к работе по профилактике межэтнических подростковых конфликтов

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Куликова Т. И. Подготовка студента-психолога к работе по профилактике межэтнических подростковых конфликтов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № 4 (апрель). – С. 106–110. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13086.htm.
Аннотация. В статье рассматривается проблема подростковых конфликтов на этнической почве. Приводятся результаты экспериментальной работы по изучению уровня этнической толерантности подростков в школах г. Тулы. Описывается опыт реализации спецкурса «Этническая толерантность в межкультурном взаимодействии» в процессе подготовки педагогов-психологов как составляющей профилактики межэтнических конфликтов в подростковом возрасте. Установлено, что именно подростковый возраст является наиболее сензитивным периодом формирования рефлексивного отношения к «своему» и «чужим» этносам, а формированию этнической толерантности способствует развитие личности, становление этнокультурной компетентности и опыт позитивных межэтнических контактов.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Куликова Татьяна Ивановна,кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии управления ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого», г. Тулаtativkul@gmail.com

Подготовка студентапсихолога к работе по профилактике межэтнических подростковых конфликтов1

Аннотация.В статье рассматривается проблема подростковых конфликтов на этнической почве. Приводятся результаты экспериментальной работы по изучению уровня этнической толерантности подростков в школах г.Тулы. Описывается опыт реализации спецкурса «Этническая толерантность в межкультурном взаимодействии» в процессе подготовки педагоговпсихологов как составляющей профилактики межэтнических конфликтов в подростковом возрасте. Установлено, что именно подростковый возраст является наиболее сензитивным периодом формирования рефлексивного отношения к «своему» и «чужим» этносам, а формированию этнической толерантности способствует развитие личности, становление этнокультурной компетентности и опыт позитивных межэтнических контактов. Ключевые слова: подросток, этнические конфликты, психологическая профилактика, этническая толерантность.

Социальная ситуация современной России характеризуется интенсивностью этнической миграции. Усиление миграционных потоков из бывших республик СССР вызывает такие негативные последствия как обострение этнонациональной напряженности, рост межнациональных конфликтов. Проблема полиэтничности актуальна и для Тульской области. Согласно данным региональной службы статистики, начиная с 2005 года,миграция в Тульском регионе носит положительный характер. К настоящему моменту в области зарегистрировано 20 национальных объединений и около 200 религиозных организаций. Взаимная непримиримость, нетерпимость и культурный эгоизм все чаще проникают в школу. Многие школы этнически перемешаны, имеют очень разный этнический состав. Дети часто не могут даже представить себе, что перед ними другая культура со своей особой логикой мышления и поведения. Наиболее острые проблемы в сфере общения между представителями разных национальностей возникают у детей в подростковом возрасте. Именно подростковый возраст является наиболее сензитивным периодом формирования рефлексивного отношения к «своему» и «чужим» этносам. Неприязнь определенной группы школьников к какойто этнической общности, начинает проявляться в насмешках, прозвищах, кличках, которые с трудом переносятся людьми изза культурных различий. В связи с этим, существует высокий риск возникновения конфликтов на этнической почве. Для некоторых школ эта проблема может казаться надуманной и далекой от повседневной реальности,для других же она является острой. Особенно ярко она проявляется в ситуации, в которую включены подростки ‬ведь для этого возраста характерно экспериментирование, поиск различных способов разрешения сложностей и реализации своих интересов. «Под 1Работа выполнена при финансовой поддержке проекта РГНФ №131671005а/Ц.

ростковый синдром» усиливает, гипертрофирует и абсолютизирует разницу между «своими» и «чужими», что приводит к всплеску межэтнической конфликтности [1]. Подростковый возраст играет важную роль в становлении этнических установок и формировании этнической толерантности. От того, какие будут в данный период сформированы психические новообразования, обеспечивающие межэтническое взаимодействие (этнические установки и стереотипы, этническая толерантность, этническая конфликтность и т.п.), будет зависеть система межэтнических отношений в зрелом возрасте (Н.М. Лебедева, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко, В.Ю. Хотинец).Особую актуальность данная проблема обретает в связи с реализацией национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», в которой сформулированы ключевые социальные результаты образования, как: российская гражданская идентичность и стремление к консолидации общества, основанные на способности взаимопонимания и взаимного доверия представителей различных конфессиональных групп, взаимодействиикультур при сохранении этнической идентификации. Проблема этнических конфликтов в течение последних десятилетий является одной из наиболее актуальных тем для исследователей, представляющих различные сферы науки. Главная причина столь пристального внимания к данному вопросу заключается в трудноразрешимости подобного рода конфликтов, которые к тому же стали одним из наиболее распространенных источников общественных противоречий и социальной нестабильности. В США, Канаде, Австралии, во многих полиэтнических странах Европы существуют специальные этнопсихологические консультационные службы, которые занимаются, в частности, вопросами предупреждения различных этнических конфликтов [2]. Тревожным фактором служит тенденция к социальным формам протеста среди подростков, что проявляется в создании неформальных объединений, военизированных формирований, молодежноподростковых организаций экстремистского толка, нацеленных на разжигание межэтнической розни. В настоящее время эти проблемы являются приоритетными в деятельности международных государственных и общественных организаций (ООН, ЮНЕСКО). Ключевым документом является Декларация принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995), в которой толерантность определяется как «уважение, принятие и правильное понимание богатого разнообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности».Для Российской Федерации проблема конфликтов на этнической почве также одна из наиболее серьезных. Это подтверждается многочисленными исследованиями социальнопсихологических особенностей групп (этнических общностей) и межгруппового (межэтнического) взаимодействия (В.С. Агеев, Г.М. Андреева, Г.Тэджфел, Дж. Тернер, С.Московичи, П.Н. Шихирев, Б.Н. Поршнев и др.). Решению вопроса о мере соотношения национальной и интернациональной направленности в межличностном и межгрупповом общении, учебновоспитательном процессе посвящены работы А.В. Мудрика, А.А. Сусоколова и др.Современными учеными проводятся исследования этнической идентичности (Т.Г. Стефаненко,Н.М. Лебедева, Е.М. Галкина, О.Л. Романова, Л.И. Науменко, А.Д. Коростылев, В.В. Гриценко, А. Татарко, В.Н. Павленко, В.П. Левкович, Л.Д.Кузмицкайте, В.Ю. Хотинец и др.) и этнической толерантности (А.Г. Асмолов, Г.У. Солдатова, Н.М. Лебедева, Ф.М. Малхозова, Ю.А. Гаюрова, Е.И. Шлягина, С.Н. Ениколопов, Л.А. Шайгерова и др.). Достаточно обстоятельно изучена психологами проблема этнической идентичности в подростковом возрасте, о чем свидетельствуют работы таких авторов, как Т.Г. Стефаненко, О.Л. Романова, Е.М. Галкина, И.А. Снежкова, В.П. Левкович, Л.Д. Кузмицкайте и др. Многие исследователи занимаются изучением этнической толерантности подростков (В.Б. Новичков, П.В. Степанов, З.Ф. Мубинова, Н.П. Едыгова и др.). Различные аспекты формирования этнической толерантности выступают предметом социальнопсихологического анализа гораздо реже (Н.В. Мольденгауэр, Г.У.Солдатова, Л.А. Шайгерова). Анализ и обобщение этих исследований позволяет констатировать, что социальнопсихологические детерминанты межэтнических отношений у подростков, а также возможные пути предупреждения подростковых конфликтов на этнической почве изучены не в полной мере.Необходимость формирования у школьников готовности к толерантному межкультурному взаимодействию определило проблему нашего исследования профилактика подростковых конфликтов на этнической почве и формирование благоприятного климата межэтнического взаимодействия в школах города Тулы. Мы провели экспериментальное исследование общего уровня этнической толерантности старших подростков в школах города Тулы (n= 127). Для проведения эксперимента была разработана диагностическая программа, включающая следующие психодиагностические методики [3]: тест для измерения межнациональной толерантности (В.С.Собкин, Д.В. Адамчук); диагностический тест отношений (Г.У. Солдатова); типы этнической идентичности (Г.У. Солдатова, С.В. Рыжова). Результаты теста для измерения межнациональной толерантности представляют биполярный фактор толерантность или интолерантность, который фиксирует корреляции между вопросами, определяющими различные аспекты интолерантных и толерантных проявлений к представителям других национальностей. Среднегрупповой индекс толерантности испытуемых значительно превышает индекс интолерантности. Тем не менее, у 28% экспериментальной выборки выявлен индекс интолерантности. Собственно толерантная/интолерантная позиция в межнациональных отношениях прослеживается, прежде всего, в чувстве гордости от принадлежности к своей национальности (71%). Большинство подростков (53%) демонстрируют отстраненную позицию в отношении к тому, что представители национальных меньшинств, проживающие в России, отмечают свои национальные праздники. Из числа испытуемых 37% считают, что все народы должны иметь возможность отмечать свои национальные праздники, проживая в России, что свидетельствует об уважении прав личности и проявлении этнической толерантности. Доминирующее большинство выборки не склонно объяснять возникновение конфликтов при общении национальностью собеседника (64%), тогда как 27% приемлет такой способ объяснения причин конфликта, т.е. фиксирует «скрытую» интолерантную установку в отношении представителей других национальностей. При ответе на вопрос о причинах негативного отношения к людям, приезжающим жить в Россию, выявлены три содержательные позиции испытуемых. Так, 31% испытуемых считают, что реальных причин нет, и объясняют такое отношение существующими предрассудками. Наибольшее количество испытуемых ‬47% ‬объясняют такое отношение к приезжим поведенческим аспектом их проживания в России (ухудшают криминогенную обстановку в городе (29%),не платят налоги (29%),плохо относятся к русским (17%),занимают рабочие места 11%). И, наконец, 22% испытуемых видят причины негативного отношения к мигрантам в их национальной и религиозной принадлежности (соответственно 17% и 5%) и в том, что мигранты проявляют агрессивный характер (17%).По результатам методики диагностического теста отношений, можно заключить, что по отношению к себе у доминирующего числа подростков (51%) в группе выявлен средний уровень позитивного этнического стереотипа, однако 17% выборки продемонстрировали результат, близкий к негативной стереотипизации. У 32% испытуемых выявлен средний уровень негативного этнического стереотипа. Сравнение образа типичного представителя какойлибо национальности с «Идеалом» позволяет выявить этнические предпочтения подростков. Негативный стереотип по отношению к «усредненному» представителю своей национальности выражен ярче, чем по отношению к «идеальному» (36% и 6% соответственно). Данный фактор свидетельствует о стремлении испытуемых видеть в «усредненном» представителе своей национальности черты «Идеала». В «Типичном» представителе другой национальности подростки не видят свой идеал. В отношении к иноэтническому окружению у подростков преобладает высокий уровень негативного стереотипа (23%), а по отношению к «Идеалу» ‬позитивный этнический стереотип (35%). Для анализа этнической идентификации и межэтнической дифференциации мы сравнили коэффициенты, полученные для образа «Я» и различных этнических групп. Таким образом, можно констатировать, что у подростков выявлен средний уровень интенсивности негативного этнического стереотипа по отношению к образу «Я» (17%) и высокий уровень по отношению к «типичному» представителю другой национальности (41%). В целом позитивный стереотип преобладает по отношению к образу «Я». У доминирующего большинства испытуемых группы (59%) выявлен тип этнической идентичности, соответствующий норме, т.е. позитивная этническая идентичность. У 17% выборки выявлен такой тип этнической идентичности как этнонигилизм, т.е. отход от собственной этнической группы и поиски устойчивых социальнопсихологических ниш не по этническому критерию, в связи с чем мы можем говорить, что для данной категории подростков этническая принадлежность не имеет решающего значения. Этноэгоизм выявлен у 14% испытуемых, что может быть проявлением, например, напряженности и раздражения в общении с представителями других этнических групп или признания за своим народом права решать проблемы за «чужой» счет, т.е. присутствует интолерантность. У12% подростков выявлена этническая индифферентность, т.е. размывание этнической идентичности, выраженное в неопределенности этнической принадлежности, неактуальности этничности, и мы можем предположить, что эти испытуемые склонны проявлять толерантное отношение по отношению к иноэтничному окружению.Такие типы этнической идентичности как этноизоляционизм и этнофанатизм не выявлены в группе, что свидетельствует об отсутствии в группе убежденности в превосходстве своего народа, об отсутствии ксенофобии, отказ от признания приоритета этнических прав народа над правами человека и оправдания любых жертв в борьбе за благополучие своего народа.Доказано, что подростковый возраст является наиболее сензитивным к усвоению социально значимых ценностей и формированию толерантности. Именно в этом возрасте идет поиск приемлемых социальных ролей, личностного самоопределения, развитие социальной активности и социальной ответственности, стремление проявить себя за рамками ближайшего социума. Перед системой современного образования стоит задача формирования готовности и способности школьников к жизни в открытом обществе, где сосуществуют представители разных национальностей и этнических групп, а следовательно, носители разных культурных традиций. Без разрешения этой проблемы невозможно в полной мере ставить и решать задачи модернизации образования, воспитания подрастающего поколения в духе высокой нравственности, веротерпимости, готовности к межкультурному взаимодействию в условиях сложных общественных отношений.Вместе с тем, по мнению исследователей, выполнение данного положения на сегодняшний день оказывается весьма проблематичным, так как школа продолжает оставаться консервативным социальным институтом с присущим ему чрезмерным академизмом, схоластичностью, оторванностью от жизни. Данные опроса специалистов системы образования показывают, что 49% школьных психологов не занимаются проблемами адаптации детей мигрантов, лишь 7% проводят регулярную работу по адаптации учащихся из семей мигрантов.Мы считаем, что особая роль в целенаправленном формировании у школьников адекватных представлений о различных аспектах межэтнического взаимодействия, привития им навыков цивилизованного межэтнического и межкультурного общения на основах принципа ненасилия, этнической толерантности принадлежит школьным психологам. В связи с чем подготовка психологов в вузе должна быть ориентирована на развитие этнической толерантности студентов, ценностного отношения к межкультурному взаимодействию [4]. Изучение психологических особенностей проявления толерантности студентами ‬будущими психологами ‬позволит сформировать определенные представления об этом конструкте в контексте профессии, выявить возможности формирования и развития этнической толерантности на этапе профессиональной подготовки. Учитывая тот факт, что сферой деятельности педагоговпсихологов являются различные образовательные учреждения, необходимо воспитывать у будущих психологов искусство жить в мире непохожих людей и идей. Кроме того, как отмечают исследователи, студенческий возраст ‬важнейший этап формирования этнического самосознания, следовательно, именно на данном этапе воздействие на этнические стереотипы и установки может оказаться наиболее эффективным. С целью развитияэтнической толерантности будущих педагоговпсихологов и подготовки их к профессиональной деятельности в условиях межкультурных институтов на основе толерантного поведения нами был разработан и реализован спецкурс «Этническая толерантность в межкультурном взаимодействии» [5]. Спецкурс «Этническая толерантность в межкультурном взаимодействии» предназначен для студентов, обучающихся по специальности «Педагогпсихолог» и профилю подготовки бакалавров «Практическая психология в образовании». Он может читаться либо как отдельная дисциплина по выбору студентов, либо в качестве составной части курса «Этнопсихологии». Для овладения содержанием спецкурса необходимы знания и умения из истории психологии, общей психологии, психологии личности, социальной психологии и этнопсихологии. Содержание обозначенных дисциплин способствует синтезированию многообразных знаний и формированию этнопсихологической компетентности студентовпсихологов. В рамках общей логики спецкурс «Этническая толерантность в межкультурном взаимодействии» представлен несколькими основными разделами. Первый разделпосвящен рассмотрению теоретических аспектов и основных подходов к пониманию толерантности в работах зарубежных и отечественных ученых (Августин,И.А. Ильин, И. Кант, Д. Мильтон, Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, А.Г. Асмолов, Б.С. Гершунский, Д.В. Колесов, Д.А. Леонтьев, В.С. Мухина, Г.У. Солдатова и др.); дается характеристика толерантной личности и принципов толерантного поведения; определяется структура толерантности педагогапсихолога как комплексного личностного феномена. Теоретическое изложение второго разделавыстроено так, что в процессе рассмотрения взаимосвязи этнической идентичности и этнического самосознания личности происходит формирование мировоззренческой позиции студентов и развитие этнической компетентности и позитивного национального самосознания. В третьем разделедается характеристика личности в ситуациях межкультурного взаимодействия; рассматриваются различные этнические стереотипы, установки, предубеждения и границы межкультурного понимания, а также различные модели толерантного взаимодействия с представителями других этносов и народов [6]. В результате освоения данного курса студенты приобретают теоретические знания основных психологических категорий и понятий (толерантность, интолерантность, этническая идентичность, этническое самосознание, нация, межкультурная компетентность и т. д.); норм и принципов толерантного поведения; сущностных характеристик основных типов межкультурного общения; этностереотипов и методов их преодоления для успешного межкультурного взаимодействия.Особенностью данного спецкурса является его практическая направленность. Наряду с традиционной лекционной формой подачи материала значительное количество учебного времени отводится организации семинаров и практических занятий. На семинарских занятиях организуются различные дискуссии, способствующие развитию критического мышления. Так, при подготовке к дискуссии «Представляем мир толерантности» студенты ориентируются на заранее сформулированные вопросы: «Что изменится в нашем обществе, если мы будем последовательно работать для утверждения культуры мира, демократии и прав человека? Как культура толерантности проявляется в жизни семьи, сообщества, в политике страны и в международных отношениях? Как, по вашему мнению, соотносятся толерантность и утверждение мира? Могут ли права человека осуществляться без приверженности общества идее толерантности? Существует ли, по вашему мнению, взаимосвязь между правами человекаи демократией? Что в связи с проблемой толерантности беспокоит лично Вас и Ваше сообщество? Как Ваши тревоги соотносятся с проблемой толерантности в глобальном масштабе? Можете ли вы проследить взаимосвязь между решением ваших собственных проблем и установлением мира во всем мире?». Практические занятия, предусмотренные программой спецкурса, проводятся с использованием активных методов обучения и ориентированы на развитие у студентовпсихологов чувства собственного достоинства и уважения достоинства других; осознание собственных негативных установок по отношению к другим; понимание механизмов стереотипизации; обучение межкультурному пониманию и толерантному поведению в межэтнических отношениях. В ходе практических занятий студенты представляют свои творческие и исследовательские работы; принимают участие в ролевых играх, «межкультурных» викторинах, тренинговых упражнениях; проводят самодиагностику личностных свойств и т.п. Большое внимание уделяется рефлексии. Таким образом, студенты овладевают необходимыми навыками для снятия психологической напряженности в межкультурном взаимодействии и нивелирования негативных этностереотипов в своем собственном поведении. Самостоятельная работа студентов в рамках данного спецкурса предполагает широкий спектр форм и видов исследовательской и творческой деятельности: конспектирование первоисточников и другой учебной литературы; подготовка аннотаций к научным статьям; написание рефератов и научных эссе; разработка программ психологической помощи. Реализация данного спецкурса способствует повышению уровня этнической толерантности и снижению уровня негативного стереотипа в отношении к иноэтничному окружению в группе студентовпсихологов. Личностная предрасположенность учителей и школьных психологов к общению с представителями иной культуры будет способствовать организации профилактической работы, направленной на формирование позитивных, стрессоустойчивых и толерантных форм поведения в ситуациях межличностного взаимодействия. Таким образом, для адекватного восприятия подростками представителей другой национальной культуры нужна психологопедагогическая и этнокультурная подготовка будущих учителей и психологов, этнокультурная направленность образования.

Ссылки на источники1.Смирнова А. Е. Социальнопсихологические детерминанты межэтнических отношений в подростковой группе:автореф.дисс. … канд.псих.наук. ‬Ярославль, 2007. ‬27 с.2.Солдатова Г.У., Нестик Т.А., Шайгерова Л.А. Принципы формирования толерантности и управления рисками ксенофобии // Национальный психологический журнал. ‬2011.‬№6. ‬С.60‬80.3.Собкин В.С., Адамчук Д.В. Измерение толерантных установок в сфере межличностных отношений // Вестник практической психологии. ‬2006. ‬№3. ‬С.58‬60.4.Резникова И.Б. Формирование этнической толерантности у студентов вузов вусловиях национального региона: автореф. дисс. … канд. пед. наук. ‬Владикавказ, 2007. ‬22 с.5.Куликова Т. И. Опыт реализации спецкурса «Этническая толерантность в межкультурном взаимодействии» в процессе подготовки педагоговпсихологов // Психология в вузе. ‬2009. ‬№ 4. ‬С.107‬113.6.Куликова Т.И. Психологические особенности проявления этнической толерантности студентамипсихологами// В мире научных открытий. ‬2010. ‬№ 4 (10), Ч.7. ‬С.79‬80.

KulikovaTatyana,PhD in Psychology (Candidate of Psychological Science), docent, Department of Psychology of Management, Leo Tolstoy Tula state pedagogical university, Tulatativkul@gmail.comPreparing psychology students to work on prevention of ethnic teens’ conflictsAbstract.The article deals with the problem of teenage ethnic conflicts. The results of experimental research of the level of ethnic tolerance adolescents in schools of Tula are given. In the article it is a description of the experience of the implementation of the special course "Ethnic tolerance in intercultural interaction" in the preparation of educational psychologists as a component of prevention of ethnic teenage conflicts. It is found that adolescence is the most sensitive period of formation reflexive attitude to "own" and "other" ethnic groups, and the formation of ethnic tolerance promotes personal development, the development of ethnocultural competence and experience of positive interethnic contacts. Keywords:teen, ethnicconflicts, psychological prevention, ethnic tolerance.

Рекомендовано к публикации:Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»