Формирование основ правовой компетентности у студентов-бакалавров в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Слизкова Е. В. Формирование основ правовой компетентности у студентов-бакалавров в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № 4 (апрель). – С. 116–120. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13088.htm.
Аннотация. В статье представлены основные аспекты реализации компетентностного подхода в образовательном процессе вуза, предусматривающем использование современных образовательных технологий, нацеленных на организацию продуктивной деятельности студента-бакалавра в течение освоения учебной дисциплины.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Слизкова Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагоги и педагогики детства ФГБОУ ВПО «Ишимскийгосударственный педагогический институт им. П. П. Ершова», г. Ишимlick_diana@mail.ru

Формирование основ правовой компетентности у студентовбакалавров в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения

Аннотация.Встатье представлены основные аспекты реализации компетентностного подхода в образовательном процессе вуза, предусматривающем использование современных образовательных технологий, нацеленных на организацию продуктивной деятельности студентабакалавра в течение освоения учебной дисциплины.Ключевые слова: компетентностный подход, правовая компетентность,образовательная технология, самопрезентация,социальнопедагогическая деятельность, конкурентноспособный выпускник.

Совершенствование системы высшего образования, повышение его качества неразрывно связано с общемировыми тенденциями, на федеральном уровне речь идет о внедрении и обеспечении реализации государственного образовательного стандарта третьего поколения, разработанного на основе компетентностного подхода. Приоритетность данного подхода обусловлена возрастанием запросовразвития экономики и социальной сферы, науки, техники, технологий, федерального и региональных рынков труда, а также перспективным потребностям их развития. Наиболее значимым в общем контексте формируемых компетенций у студентабакалавра педагогического вуза является некоторое целостное профессиональное качество, позволяющее ему успешно выполнять профессиональные задачи правовой направленности, взаимодействовать с разными возрастными категориями людей, взяв во внимание их индивидуальные различия [1].Поскольку возрастной ценз не имеет значения при взаимодействии и определении проблем правового поля субъектов общения, тем не менее, важно научить студентабакалавра в период обучения в педагогическом вузе соразмерять свое социальное поведение с действиями и поступками окружающих его людей. Следует научить их видеть норму, знать её, и определять продуктивный путь к ней, вместе с субъектами взаимодействия следовать норме и своевременно оказывать помощь нуждающихся. Поэтому сегодня следует сделать акцент в вузовском образовании на компетентностноориентированной системе.В целом новая компетентностноориентированная система подготовки студентабакалаврапедагогического вуза предусматривает активное включение субъекта в правовое поле государства, где речь идет о его правовой компетентности. Мы разделяем позицию В.И. Андреева, при разработке рабочей программы дисциплины «Ювенальное право в социальнопедагогической деятельности» мы основывались на его трактовки понятия «правовая компетентность», основанием которого являются правовые ценности, отражающие готовность и способность специалиста применять систему правовых знаний и умений в процессе профессиональной социальнопедагогической деятельности.Читаемый курс «Ювенальное право в социальнопедагогической деятельности» дает возможность студенту педагогического вуза, обучающегося по направлению подготовки 050400 Психологопедагогическое образование, профиль Психология и социальная педагогика быть готовым решать следующие профессиональные задачи [2]: реализация на практике прав ребенка; осуществление комплекса мероприятий по социальной защите обучающихся из числа детейсирот и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, включая взаимодействие социальных институтов; организация комплекса мероприятий по развитию и социальной защите обучающихся в образовательном учреждении и по месту жительства; соблюдение норм профессиональной этики и др. [3].Профессиональная этика современного, мобильного и конкурентноспособного студентабакалавра предопределена рядом фактов:–знание основных норм и правил, регулирующих правовые отношения в обществе;–четкое видение и использование механизмов правового регулирования межличностных и общественных отношений в различных сферах жизнедеятельности человека;–грамотное чтение ситуаций, требующих разрешения с использованием эффективных правовых средств, вне зависимости от возраста и социального статуса;–способность анализировать и оценивать возникшую правовую ситуацию с различных позиций и с учетом состязательности и юридически грамотно проведенных процедур;–умение прогнозировать правовые последствия принимаемых решений и совершаемых действий, последействий и поступков.Несомненно, умение моделировать сложившиеся правовые ситуации студентомбакалавром, осуществлять выработку решений, не нарушающих юридических процедур в практической деятельности, это и есть показатель качества правового образования педагогического вуза, характеризующегосясвоевременностью читаемого курса, готовностью студента к осознанию информации, и видение им сферы применения этих знаний.Практика показывает, что прямой зависимостью между наличием правовых знаний у студентов и навыком их, демонстрирующим должна стать продуктивная деятельность, которая основывается на непосредственной работе с нормативноправовыми документами различного уровня, изучением жизненных ситуаций, требующих квалифицированного анализа и создание банка правовых решений часто встречающихся в практике студентабакалавра.Читаемый курс направлен на активизацию познавательной деятельности студентовбакалавров через применение в образовательном процессе вуза активных форм и методов обучения. Многообразие использования различных форм занятий продуктивно сказывается не только на активизации познавательной активности в пределах педагогического вуза, но и активизирует самостоятельную работу студента за пределами образовательного учреждения.Чаще всего лекционный курс «Ювенальное право в социальнопедагогической деятельности» представляет собой процесс решения проблемы совместно с аудиторией; выработку вариантов решения; подбор механизмов продуктивного рассмотрения возникших проблем; обсуждение реальных жизненных ситуаций, требующих грамотного учета юридических процедур.Реальность, осознанность, заинтересованность дисциплиной, демонстрация юридической грамотности прослеживается через реализуемую в педагогическом вузе балльнорейтинговую систему, которая успешно демонстрирует стабильность знаний студентовбакалавров, мотивацию и успешную социализацию в окружающей их действительности.В целом формирование основ правовой компетентности у студентовбакалавров педагогического вуза, при изучении дисциплины «Ювенальное право в социальнопедагогической деятельности», включает в себя следующие структурные компоненты: когнитивный; оценочный и волевой.Первый компонент–когнитивный. Когнитивный компонент дисциплины характеризуется совокупностью понятий, представлений, взглядов и идей, относительно закрепленных на уровне международного права и национального законодательства усиленной защиты прав и интересов несовершеннолетних. Дети и подростки в любом государстве находятся под правовой защитой. Правовое поле Российской Федерации охватило ряд направлений: охрана прав и законных интересов несовершеннолетних, это обусловлено рядом факторов среди них: беспомощность; беззащитность; отсутствие достаточного жизненного опыта; доверчивость; склонность к подражанию; неумеренность в себе и своих силах; эмоциональность; отсутствие страха и др.Все это свидетельствует о том, что студентубакалавру необходимо знать и понимать систему работы нормативноправовых актов, которые работают в интересах несовершеннолетнего и расценивают его как участника общественноправовых отношений. Акцент необходимо сделать и на том, что все без исключения сферы жизнедеятельности несовершеннолетнего попадают в радиус правового поля: воспитание; обучение; досуговая деятельность; социальное окружение и др. Ратифицированные документы Конвенция ООН о правах ребенка, Декларация о правах ребенка и др. нацелены на сохранение базовых гарантий обеспечения жизнедеятельности и развития несовершеннолетнего; обеспечение беспрепятственного доступа детей и подростков к системам образования и здравоохранения и др., перечисленные виды документов дают возможность студентубакалавру представить основные базовые понятия правового поля, а соответственно и подбирать механизмы решения правовых проблем.Студенты знакомятся с нормативноправовыми актами, относящимися к нормам ювенального права и классифицируемых в социальнопедагогической деятельности по критериям: международные правовые акты; законы и подзаконные акты, действующие на территории Российской Федерации; региональное законодательство по вопросам, относящимся в соответствии со ст. 72 Конституции к совместному ведению РФ и ее субъектов и к исключительной компетенции субъектов РФ (защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение).Второй компонент–оценочный. Оценочный компонент дисциплины обеспечивает, с одной стороны, адекватность оценки студентами правовых норм и явлений, с другой, способность их применения в социальнопедагогической деятельности.В процессе лекционного и практического курса «Ювенальное право в социальнопедагогической деятельности» студенты изучают направления работы социального педагога, которые касаются охраны, защиты прав и интересов несовершеннолетних.Так, например, знакомясь с гл. 11 Семейного кодекса, именуемой «Права несовершеннолетних детей», в которой в полном соответствии со смыслом Конвенции о правах ребенка закреплена система их личных и имущественных прав, главным из которых является право несовершеннолетних детей жить и воспитываться в семье. Эти права конкретизируются посредством установления обязанностей родителей по воспитанию детей и защите их прав и интересов (гл. 12). Знание данной нормативноправовой базы дает возможность социальному педагогу эффективно работать с семьей несовершеннолетнего, предотвращая тем самым ущемление прав и свобод последних [4].В свою очередь знание межотраслевого законодательства (Закон «Об образовании»; Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и др.), содержащего нормы ювенального права, возможно определение социальным педагогом механизмов эффективной защиты прав несовершеннолетних, закрепленных в других законах («Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка» и принятые на его основе законы субъектов РФ). Важно, что данный компонент дает возможность обучающемуся определить для себя личностное отношение к тем нормативноправовым ценностям, которые усваиваются в ходе накопления информации при работе с первоисточниками, что с нашей точки зрения, является продуктивным переходом от правовых знаний к правовым убеждениям. Таким образом, оценочный компонент, реализуемый в ходе изучения дисциплины «Ювенальное право в социальнопедагогической деятельности» расширяет горизонты правового поля работы социального педагога в сфере ювенального права, вместе с тем вырабатывает умения давать правовую оценку различным фактам и обстоятельствам, имеющим место в социальнопедагогической деятельности, осмысливать конкретные события с точки зрения их соответствия или несоответствия нормам права.Третий компонент–волевой. Готовность демонстрировать студентомбакалавром педагогического вуза правовое поведение, которое является следствием наличия у него профессиональных правовых привычек и навыков, находящих свое применение и в профессиональной и повседневной жизни [5]. Это достигается путем использования на практических занятиях технологии самопрезентации, сущность которой состоит в том, чтобы с помощью имеющейся информации у студентабакалавра по обсуждаемой проблеме, имелись собственные варианты ее решения, которые он может продемонстрировать сокурсникам в виде аргументированной позиции; нормативноправового документа, мнения или точки зрения. Для успешной реализации технологии самопрезентации студентбакалавр должен учесть, что она имеет две стороны: содержательную и процесс реализации. Только в совокупности эти стороны могут определить результат конечного продукта деятельности –качество достижения поставленной цели. Технология самопрезентации для студентабакалавра определяется в трех ключевых понятиях: подготовка, процесс и результат.Первый этап –подготовка презентации, аккумулирует в себе наиболее важные вопросы публичного выступления, в которых необходимо отразить цель, время и место, адресность, уточнить структуру и подобрать подходящуюинформацию, используя первоисточники нормативноправовых документов, а также справочную литературу: энциклопедии и словари по изучаемой дисциплине.Данный этап помогает студентубакалавру тщательным образом просмотреть предложенное задание и выбрать приоритетные направления работы.Второй этап –процесс презентации. Преимущество данного этапа заключается в том, что помимо сообщения студентбакалавр налаживает персональный контакт с аудиторией, включение в процессе диалога личных акцентов и чувств, превращает выступление в процесс взаимодействия со слушателями, формируя у них конкретные правовые знания и правовые взгляды и убеждения. Работая с аудиторией, студент педагогического вуза учиться получать кредит доверия от сокурсников. Решая поставленную задачу, студентбакалавр, моделирует процесс демонстрации правовых знаний и убеждений, который включает в себя три основные части: начало презентации, основную часть и рефлексивную часть.Практика показывает, что в процессе работы над презентацией студент преодолевает ряд сложностей (сложностью начального этапа –волнение; сложность основной части –«потеря» мысли; путаница в терминологии; вопросы слушателей; сложность заключительного этапа –несущественные прения), которые мешают аудитории углубиться в решаемую ими проблему, в то время как процесс неоднократной самопрезентации позволяет их преодолеть.Третий этап –результат презентации (рефлексия). Студентбакалавр совместно с аудиторией оценивает свой уровень достижения поставленной цели. Индикаторами внимания к презентации студентабакалавра по решаемой им проблеме являются внешние характеристики поведения аудитории: желание совместно проектировать модели эффективных способов работы социального педагога с приемными и патронатными семьями; обмен правовыми знаниями; интерес к работе с нормативноправовыми документами, или, скучные и вместе с тем озадаченные взгляды, взгляды на дверь, часы и др.Таким образом, гражданскоправовое общество сегодня хочет видеть конкурентно способных людей, знающих международное и российское законодательство и способных, вопервых, быть достойными гражданами свой страны, понимающими свою роль, возможности и ответственность в обществе, знающих свои права и обязанности, и, вовторых, чтобы обучаясь в стенах педагогического вуза, имелась возможность получить необходимые для профессиональной деятельности правовые знания и навыки, позволяющие им самостоятельно понимать действующие законы, юридические нормы, умело в них разбираться и применять в профессиональной деятельности.

Ссылки на источники1.Конституция Российской Федерации. –URL:http://zakonprost.ru/konstitucijarf/.2.Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 Психологопедагогическое образование от «22» марта 2010 г. №200.3.Коротун А.В. Формирование правовой компетентности у будущих социальных педагогов в процессе профессиональной подготовки: дисс. …канд. пед. наук. –Екатеринбург, 2010.–279 с.4.Семейный кодекс Российской Федерацииот 29.12.1995 N 223ФЗ –URL: http://www.consultant.ru/ popular/family.5.Высоцкий Л.А. Формирование правовой компетентности студентов колледжа на основе интегративномодульных технологий обучения // Человек и образование. –2011. –№ 4(29). –С. 105–109.

Slizkova Yelena,the Candidate of Science (Pedagogics), the associate professor of the Chair of Psychologyof the Ishim Ershov State Teachers Training Institute, Ishimlick_diana@mail.ruForming the fundamentals of legal competence of Bachelor undergraduates studying on the Federal Educational Standards of the third generationAbstract.The main aspects of the realization of the competencebased approach in the educational process of higher education institution are presented in the given article. It provides the use of modern educational technologies, aimed at the organization of productive activity of the bachelor during the development of the subject.Keywords: competencebased approach, legal competence, educational technology, selfpresentation, social and pedagogical activity, competitive graduate.

Рекомендованокпубликации:ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»