Гендерные особенности ценностных ориентаций студентов вуза
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Шевченко
Я.
Ю. Гендерные особенности ценностных ориентаций студентов вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – № 7 (июль). – С.
46–50. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/13146.htm.
Аннотация. В статье анализируются ценностные ориентации юношей и девушек в студенческом возрасте. Представлены материалы эмпирического исследования, направленного на изучение гендерных особенностей ценностных ориентаций студентов, обучающихся в гуманитарном и техническом вузе.
Похожие статьи
Текст статьи
Шевченко Яна Юрьевна,студентка IIIкурса факультета психологии и социальной педагогики ФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт имени А.П.Чехова», г.Таганрогshevchenko.yana91@mail.ru
Гендерные особенности ценностных ориентаций студентов вуза
Аннотация. Встатье анализируются ценностные ориентации юношей и девушек в студенческом возрасте. Представлены материалыэмпирического исследования, направленного на изучение гендерных особенностей ценностных ориентаций студентов, обучающихся в гуманитарном и техническом вузе. Ключевые слова:ценности, ценностные ориентации, гендер, гендерные стереотипы.
Каждый человек индивидуален и обладает своеобразными различными свойствами и качествами. Невозможно найти двух одинаковых людей, однако при всем людском многообразии есть различия, которые сразу бросаются в глаза –различия между мужчиной и женщиной.В дальнейшем, говоря о мужчине и о женщине, мы будем иметь в виду некого типичного представителя своего пола, поведение которого отвечает стереотипам, исторически сложившимся в обществе.Изучение психологии мужчины и женщины и их отличий друг от друга имеет непосредственное отношение не только к человеку как таковому, но также ко всему обществу в целом. Сколько должна зарабатывать женщина и сколько мужчина? Кто должен нянчить детей, а кто продвигаться по служебной лестнице? Как следует разделить домашние обязанности? На эти и другие вопросы в современном обществе до сих пор нет единого ответа.Вопросы, связанные с особенностями пола человека и его психологическими различиями, в последнее время входят в число наиболее активно обсуждаемых. Ведь роль мужчины и женщины в общественной среде сегодня претерпевает значительные изменения.Данная проблема волнует умы многих современных ученых, которые предвидят переоценку «гендерных» ценностей.За последнее время в обществе значительно вырос интерес к жизненным ценностям, к различиям междумужчинами и женщинами. Нам было интересно узнать, какие приоритетные ценности выделяют студенты –юноши и девушки в возрасте 18–25 лет.Цель нашего исследования: выявить и сравнить ценностные ориентации юношей и девушек в студенческом возрасте. Прежде всего, рассмотрим основные понятия.Анализ литературы показал, что психологи предпочитают употреблять термин «гендер», вместо слова «пол». Подчеркивая тем самым, что многие различия между мужчинами и женщинами создаются культурой, тогда как слово «пол» подразумевает, что все различия являются прямым следствием биологического пола[1, с.12].В широком смысле гендер(от лат. «род») –это социальный пол. Иногда понятие «гендер»употребляют как синоним понятий «мужское и женское».То, что гендер –одна из важныхкатегорий социальной жизни человека, проявляется в повседневной реальности. К представителям одного пола предъявляется особый набор поведенческих норм и ожиданий, значительно отличающийся от требований к другому полу. Для этого используются специальные термины и слова, поразному описывающие мальчиков и девочек, мужчин и женщин. Все это находит свое отражение в особых формах проявления общественного сознания –стереотипах [2, с. 155].Традиционно под словом «стереотип» понимают некую схему (клише), на основе которой происходит восприятие и оценка информации. Эта схема выполняет функцию обобщения некого явления, предмета или события, с ее помощью человек действует или производит оценку автоматически, практическине задумываясь.Гендерный стереотип–это одиниз видов стереотипов, основанный на принятых в обществе представлениях о феминном, т.е. женственности и маскулинном, т.е. мужественности.Веками у людей складывались стереотипные представления об образе мужчины и женщины, которые до сих пор распространяютсяна всех представителей того или иного пола, независимо от их индивидуальных особенностей и возраста.Длительное время в европейской культуре существовала однополая модель человека, описанная античным философом–врачом Галеном во II векен. э. Согласно этой модели организм женщины рассматривался как биологически несовершенный мужской организм.Изучению гендерных стереотипов было посвящено множество зарубежных исследований. Поначалу они были направлены на то, чтобы изучить само явление стереотипизации, формы проявления стереотипов. Позднее эти исследования углубились в поиск механизмов функционирования и объяснительных схем, на основе которых и происходит этот процесс.Первые исследования полоролевой стереотипизации были связаны с попытками вычленить типичные различия, относящиеся к представлениям женщин и мужчин друг о друге и о себе. Подытоживая эти исследования, в 1957 годуДж. Макки и А.Шеррифс выделили типичный мужской образ и типичный женский [3].Мы предположили, что под влиянием гендерных стереотипов формируются ценностные ориентации у юношей и девушек, наглядно это проявляется в студенческом возрасте. Этот период характеризуется как период профессионального самоопределения, когда «осуществляется более глубокое осмысление человекомсвоих жизненных планов и позиций, идеалов и путей их достижения, своего рода переоценка ценностей» [4].В настоящее время возрастает интерес к исследованию ценностных ориентаций молодежи. Ведь от того, какие ценностные ориентации будут сформированы у молодого поколения, будет зависеть, какое общество получится в целом, и каких ценностей будет придерживаться новое поколение.Существуют разные определения понятия «ценности». Ценность определяется как предмет любого интереса, предпочтения и оценки. Ценность может иметь разное содержание, зависящее от содержания потребностей человека. В связи с этим выделяются ценности витальные, социальные, нравственные, интеллектуальные, эстетические и т.д.
Ценностные ориентации –это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых имв качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров.
Понятие ценностные ориентации было введено в послевоенной социальной психологии как аналог философского понятия ценностей, однако четкое разграничение между этими понятиями до сих пор отсутствует.Мы исходили из того, что мир жизненных ценностей мужчин и женщин различен. Эти различия обусловлены существующими в обществе гендерными стереотипами. Еще с детского возраста родители покупают своим детям одежду и игрушки, которые соответствуют их полу, с этого и начинается формирование ценностных представлений. Также в детском возрасте можно наблюдать, что мальчики чаще всего играют в догонялки, танки, стрелялки и т. д., а девочки –в дочкиматери, в куклы,доктора. Каждый человек выбирает свой индивидуальный путь, он выбирает тот набор ценностей, который для него значим. Выбирает он эти ценности по целям в жизни, по потребностям, по содержанию интересов. Он сам решает, что для него имеет большое значение в жизни, а что не играет никакой роли.Вопрос заключается только в том, как люди понимают жизненные ценности, как осмысляют, как принимают. И не приписывается ли обществом идеальных, общественных представлений о ценностях.
Существует множество форм существования ценностей. Одной израспространенных является общественный идеал –выработанное общественным сознанием и присутствующее в нем обобщенное представление о совершенстве в различных сферах общественной жизни. При этом следует отличать реальные ценности от идеалов.Интересно узнать, как молодежь умеет определить и поставить для себя цель в жизни, найти свое место, призвание. Что для нынешнего поколения в приоритете, а что практически, утратило свое значение. Склонна ли молодежь больше к любви, дружбе или всетаки она стремится идти ввысь по карьерной лестнице. Также нам интересен вопрос: «Отличаются ли ценности мужчин от женских ценностей?»Именно это в нашем исследовании мы и хотим выяснить.
На основании выше изложенного для выявления ценностных ориентаций у студентов, мы провелиопрос. В исследовании принимали участие студенты 4 курса Таганрогского технологического института Южного федерального университета (радиотехнического факультета) и студенты 3 курса Таганрогского государственного педагогического института им. А. П. Чехова (факультета психологии и социальной педагогики).
Не случайно мы выбрали для исследования именно эти факультеты. Традиционно на радиотехническом факультете обучаются в основном юноши, т.к. это чисто мужская, техническая специальность. А факультет психологии и социальной педагогики связан с социумом, с общением, на нем обучается смешанный коллектив, конечно, преобладают девушки, но достаточно часто туда поступают и юноши.
В нашем опросе участвовало 49 респондентов. 18 студентовюношей радиотехнического факультета и 31 студент факультета психологии и социальной педагогики (8 юношей и 23 девушки).
Студентам было предложено выбрать из представленного нами перечня 7 ценностей, которые они считают наиболее важными в жизни, а также определить ранговое место предложенных им ценностей.При составлении списка ценностей мы опирались на исследование С.Ю.Шаловой, в котором выделены наиболее значимые ценности современной культуры:–витальные ценности (человеческая жизнь как абсолютная ценность);–прагматические ценности (благо, успех, польза, целесообразность);–интеллектуальные ценности (знание, интеллектуальные способности);–социальныеценности (общение, сотрудничество, свобода, справедливость);–нравственные ценности (доброта, гуманизм);–эстетические ценности (красота, гармония) [5].В ходе анализа эмпирических данных были получены следующие результаты. Сначала мы сравнили ценностные ориентации юношей и девушек гуманитарного факультета. В их выборах было много общего.Чаще всего юноши и девушки выбирали такие ценности как: –семейное благополучие; –рождение, воспитание и успех своих детей; –создание своей семьи; –здоровье; –радость, удовольствие, развлечение, путешествия; –духовный рост, самопознание; –доброта, гуманное отношение к людям.Гораздо реже выделяли: –социальный статус, положение в обществе; –приобщение к ценностям культуры; –получение образования; –всестороннее развитие; –внешняя красота; –активная жизнь.И меньше всего респонденты выбирали: достижение определенного профессионального уровня; лидерство;общение (совершенствование себя в общении); общественное признание.Различие состояло в том, что у девушек значимую роль занимают такие ценности как: духовная и физическая близость с любимым человеком; интересная работа; самостоятельность, независимость иблизкие отношения с семьей.В то время как у юношей в приоритете следующие ценности: нахождение настоящей любви; повышение уровня знаний; уважение к старшим.Результаты сравнительного анализа представлены в таблице(табл.1). Таблица 1Ценностные ориентации юношей и девушек, обучающихсяв гуманитарном вузе
МестоЮношиДевушки№Ценности1СемьяСемья2ЗдоровьеЛюбовь3Любовь; друзьяЗдоровье4Активная жизньДрузья5Материальное обеспечениеПознание6РазвлеченияМатериальноеобеспечение7ПознаниеАктивная жизнь8
Развлечения
Результаты проведенного анализа ценностей, выбранных юношами, показали, что первое место занимает семья, второеместо –здоровье, на третьем мнения разошлись, его поделили любовь и друзья, четвертоеместо занимает такая ценность, как «активная жизнь»;5еместо практически единодушно юноши отдали ценности «материальное обеспечение», шестое место занимают развлечения, на седьмом месте –познание.Девушки, так же, как и юноши, на первое место поставилисемью, на второе –любовь, на третье –здоровье, на четвертое –друзей. Пятое место занимает познание, шестое –материальное обеспечение, седьмое –активная жизнь, а восьмое досталось такой ценности, как развлечения.Нас удивил тот факт, что юноши не выбрали такие ценности, как «финансовая независимость» и «самостоятельность», а девушки не выбрали богатство.Из приведенных данных, можно сделать вывод, что у юношей и девушек ТГПИ ценностные ориентации отличаются, но незначительно. В основном, юноши и девушки заинтересованы в создании семьи, рождении детей и самопознании.Выбор данных ценностей говорит в целом о социальной направленности молодых людей о сформированности положительных качеств у студентов. Ведь каждый человек должен задумываться о своей будущейсемье, о детях, о своем саморазвитии. При этом можно отметить, что в списке у каждого молодого человека были и другие ценности. Они были самыми разными.
Рассмотрим ценностные ориентации студентов, обучающихся в техническом вузе (ТТИ ЮФУ). Подавляющее большинство юношей выбрали такие ценности: финансовая независимость; семейное благополучие; здоровье; приобщение к ценностям культуры; достижение определенного профессионального уровня; всестороннее развитие; уважение к старшим.Меньшее количество студентов предпочли следующие ценности: создание своей семьи; рождение и воспитание детей; получение образования; повышения уровня знаний; самостоятельность, независимость; внешняя красота; множество друзей; правдивость, искренность.И лишь немногие респонденты выбирали следующие ценности: социальный статус; любовь; лидерство; совершенствование себя в общении; авторитет коллег.В ходе сравнительного анализа ответов студентов разных вузов мы определили ранговые места выбранных ценностей. Данные приведены в таблице(табл.2).Таблица 2Ценностные ориентации студентов, обучающихсяв техническом и гуманитарном вузе
МестоЮноши (ТТИ ЮФУ)Девушки и Юноши (ТГПИ)№Ценности1ЗдоровьеСемья2Семья; друзьяЛюбовь3Материальное обеспечение; познаниеЗдоровье4ЛюбовьДрузья5РазвлеченияДевушки –познание, юноши –активная жизнь6Активная жизньМатериальное обеспечение7
Девушки –активная жизнь, юноши –развлечения8
Девушки –развлечения,юноши –познание
Для юношей, обучающихся в техническом вузе, на первом месте стоит здоровье, второе место занимают такие ценности, как семья и друзья; равное количество респондентов на третье место поставили ценность материального обеспечения и ценность познания, четвертое место занимает любовь, пятое –развлечение, нашестом находится активная жизнь.Если сравнивать ценностные ориентации юношей разных вузов, можно сказать, что у юношей с гуманитарной направленностью ценностный набор более ориентирован на саморазвитие, самопознание, на гуманное отношение к людям, также уделяется большое внимание хобби, досугу, развлечениям, путешествиям. У юношей с технической направленностью ведущие места в общей системе ценностей занимает: финансовая независимость и достижение высокого профессионального уровня.Обобщая итоги проведенного исследования, можно констатировать, что большинство студентов ориентированы на индивидуальные ценности (здоровье, создание семьи, семейное благополучие, рождение детей и воспитание детей). А также студенты ценят в жизни уважение к старшим.Вместе с тем,на ценностные ориентации влияют гендерные стереотипы. С большой степенью уверенности можно говорить о том, что не случайно студенты выбрали гуманитарный или технический вуз, гуманитарная направленность присуща девушкам, а техническая –юношам, это прослеживается в приведенных данных.
Ссылки на источники1.Берн Ш. М. Гендерная психология. –СПб.: ПраймЕВРОЗНАК, 2004. –320 с.2.Агеев В. С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов //Вопросы психологии.–1987. –№ 2. –С. 152–158.3.Ким Л. Гендерные стереотипы //Исследовательский проект «Влияние социальных факторов на понимание гендерных ролей». Программа «Центральноазиатские инициативы исследований». –Ташкент, 2002. –URL: http://www.undp.uz/uz/download/index.php?type=publication&id=75&parent=1851&doc=8576.4.Седова Н. В. Решение воспитательных задач в педагогической теории и практике // Вестник ТОГИРРО. –2012. –№ S1. –С. 186–188.5.Шалова С. Ю. Профессиональнопедагогические ценности в современном обществе //Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. –2009. №5. –С.15–21.
Shevchenko Yana,III year student of the Faculty of Psychology and Social Pedagogy ofTaganrog State Pedagogical Institute named after Anton Chekhov's,Taganrogshevchenko.yana91@mail.ruGender characteristics of university students' value prioritiesAbstract.The value priorities of students of both genders are analyzed in the article. The outcomes of the empirical research aimed at studying gender characteristics of technical and humanities university students' value priorities are presented. Keywords:values, value orientations, gender, gender stereotypes.
Рекомендовано к публикации:Шаловой С. Ю., кандидатом педагогических наук;Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Гендерные особенности ценностных ориентаций студентов вуза
Аннотация. Встатье анализируются ценностные ориентации юношей и девушек в студенческом возрасте. Представлены материалыэмпирического исследования, направленного на изучение гендерных особенностей ценностных ориентаций студентов, обучающихся в гуманитарном и техническом вузе. Ключевые слова:ценности, ценностные ориентации, гендер, гендерные стереотипы.
Каждый человек индивидуален и обладает своеобразными различными свойствами и качествами. Невозможно найти двух одинаковых людей, однако при всем людском многообразии есть различия, которые сразу бросаются в глаза –различия между мужчиной и женщиной.В дальнейшем, говоря о мужчине и о женщине, мы будем иметь в виду некого типичного представителя своего пола, поведение которого отвечает стереотипам, исторически сложившимся в обществе.Изучение психологии мужчины и женщины и их отличий друг от друга имеет непосредственное отношение не только к человеку как таковому, но также ко всему обществу в целом. Сколько должна зарабатывать женщина и сколько мужчина? Кто должен нянчить детей, а кто продвигаться по служебной лестнице? Как следует разделить домашние обязанности? На эти и другие вопросы в современном обществе до сих пор нет единого ответа.Вопросы, связанные с особенностями пола человека и его психологическими различиями, в последнее время входят в число наиболее активно обсуждаемых. Ведь роль мужчины и женщины в общественной среде сегодня претерпевает значительные изменения.Данная проблема волнует умы многих современных ученых, которые предвидят переоценку «гендерных» ценностей.За последнее время в обществе значительно вырос интерес к жизненным ценностям, к различиям междумужчинами и женщинами. Нам было интересно узнать, какие приоритетные ценности выделяют студенты –юноши и девушки в возрасте 18–25 лет.Цель нашего исследования: выявить и сравнить ценностные ориентации юношей и девушек в студенческом возрасте. Прежде всего, рассмотрим основные понятия.Анализ литературы показал, что психологи предпочитают употреблять термин «гендер», вместо слова «пол». Подчеркивая тем самым, что многие различия между мужчинами и женщинами создаются культурой, тогда как слово «пол» подразумевает, что все различия являются прямым следствием биологического пола[1, с.12].В широком смысле гендер(от лат. «род») –это социальный пол. Иногда понятие «гендер»употребляют как синоним понятий «мужское и женское».То, что гендер –одна из важныхкатегорий социальной жизни человека, проявляется в повседневной реальности. К представителям одного пола предъявляется особый набор поведенческих норм и ожиданий, значительно отличающийся от требований к другому полу. Для этого используются специальные термины и слова, поразному описывающие мальчиков и девочек, мужчин и женщин. Все это находит свое отражение в особых формах проявления общественного сознания –стереотипах [2, с. 155].Традиционно под словом «стереотип» понимают некую схему (клише), на основе которой происходит восприятие и оценка информации. Эта схема выполняет функцию обобщения некого явления, предмета или события, с ее помощью человек действует или производит оценку автоматически, практическине задумываясь.Гендерный стереотип–это одиниз видов стереотипов, основанный на принятых в обществе представлениях о феминном, т.е. женственности и маскулинном, т.е. мужественности.Веками у людей складывались стереотипные представления об образе мужчины и женщины, которые до сих пор распространяютсяна всех представителей того или иного пола, независимо от их индивидуальных особенностей и возраста.Длительное время в европейской культуре существовала однополая модель человека, описанная античным философом–врачом Галеном во II векен. э. Согласно этой модели организм женщины рассматривался как биологически несовершенный мужской организм.Изучению гендерных стереотипов было посвящено множество зарубежных исследований. Поначалу они были направлены на то, чтобы изучить само явление стереотипизации, формы проявления стереотипов. Позднее эти исследования углубились в поиск механизмов функционирования и объяснительных схем, на основе которых и происходит этот процесс.Первые исследования полоролевой стереотипизации были связаны с попытками вычленить типичные различия, относящиеся к представлениям женщин и мужчин друг о друге и о себе. Подытоживая эти исследования, в 1957 годуДж. Макки и А.Шеррифс выделили типичный мужской образ и типичный женский [3].Мы предположили, что под влиянием гендерных стереотипов формируются ценностные ориентации у юношей и девушек, наглядно это проявляется в студенческом возрасте. Этот период характеризуется как период профессионального самоопределения, когда «осуществляется более глубокое осмысление человекомсвоих жизненных планов и позиций, идеалов и путей их достижения, своего рода переоценка ценностей» [4].В настоящее время возрастает интерес к исследованию ценностных ориентаций молодежи. Ведь от того, какие ценностные ориентации будут сформированы у молодого поколения, будет зависеть, какое общество получится в целом, и каких ценностей будет придерживаться новое поколение.Существуют разные определения понятия «ценности». Ценность определяется как предмет любого интереса, предпочтения и оценки. Ценность может иметь разное содержание, зависящее от содержания потребностей человека. В связи с этим выделяются ценности витальные, социальные, нравственные, интеллектуальные, эстетические и т.д.
Ценностные ориентации –это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых имв качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров.
Понятие ценностные ориентации было введено в послевоенной социальной психологии как аналог философского понятия ценностей, однако четкое разграничение между этими понятиями до сих пор отсутствует.Мы исходили из того, что мир жизненных ценностей мужчин и женщин различен. Эти различия обусловлены существующими в обществе гендерными стереотипами. Еще с детского возраста родители покупают своим детям одежду и игрушки, которые соответствуют их полу, с этого и начинается формирование ценностных представлений. Также в детском возрасте можно наблюдать, что мальчики чаще всего играют в догонялки, танки, стрелялки и т. д., а девочки –в дочкиматери, в куклы,доктора. Каждый человек выбирает свой индивидуальный путь, он выбирает тот набор ценностей, который для него значим. Выбирает он эти ценности по целям в жизни, по потребностям, по содержанию интересов. Он сам решает, что для него имеет большое значение в жизни, а что не играет никакой роли.Вопрос заключается только в том, как люди понимают жизненные ценности, как осмысляют, как принимают. И не приписывается ли обществом идеальных, общественных представлений о ценностях.
Существует множество форм существования ценностей. Одной израспространенных является общественный идеал –выработанное общественным сознанием и присутствующее в нем обобщенное представление о совершенстве в различных сферах общественной жизни. При этом следует отличать реальные ценности от идеалов.Интересно узнать, как молодежь умеет определить и поставить для себя цель в жизни, найти свое место, призвание. Что для нынешнего поколения в приоритете, а что практически, утратило свое значение. Склонна ли молодежь больше к любви, дружбе или всетаки она стремится идти ввысь по карьерной лестнице. Также нам интересен вопрос: «Отличаются ли ценности мужчин от женских ценностей?»Именно это в нашем исследовании мы и хотим выяснить.
На основании выше изложенного для выявления ценностных ориентаций у студентов, мы провелиопрос. В исследовании принимали участие студенты 4 курса Таганрогского технологического института Южного федерального университета (радиотехнического факультета) и студенты 3 курса Таганрогского государственного педагогического института им. А. П. Чехова (факультета психологии и социальной педагогики).
Не случайно мы выбрали для исследования именно эти факультеты. Традиционно на радиотехническом факультете обучаются в основном юноши, т.к. это чисто мужская, техническая специальность. А факультет психологии и социальной педагогики связан с социумом, с общением, на нем обучается смешанный коллектив, конечно, преобладают девушки, но достаточно часто туда поступают и юноши.
В нашем опросе участвовало 49 респондентов. 18 студентовюношей радиотехнического факультета и 31 студент факультета психологии и социальной педагогики (8 юношей и 23 девушки).
Студентам было предложено выбрать из представленного нами перечня 7 ценностей, которые они считают наиболее важными в жизни, а также определить ранговое место предложенных им ценностей.При составлении списка ценностей мы опирались на исследование С.Ю.Шаловой, в котором выделены наиболее значимые ценности современной культуры:–витальные ценности (человеческая жизнь как абсолютная ценность);–прагматические ценности (благо, успех, польза, целесообразность);–интеллектуальные ценности (знание, интеллектуальные способности);–социальныеценности (общение, сотрудничество, свобода, справедливость);–нравственные ценности (доброта, гуманизм);–эстетические ценности (красота, гармония) [5].В ходе анализа эмпирических данных были получены следующие результаты. Сначала мы сравнили ценностные ориентации юношей и девушек гуманитарного факультета. В их выборах было много общего.Чаще всего юноши и девушки выбирали такие ценности как: –семейное благополучие; –рождение, воспитание и успех своих детей; –создание своей семьи; –здоровье; –радость, удовольствие, развлечение, путешествия; –духовный рост, самопознание; –доброта, гуманное отношение к людям.Гораздо реже выделяли: –социальный статус, положение в обществе; –приобщение к ценностям культуры; –получение образования; –всестороннее развитие; –внешняя красота; –активная жизнь.И меньше всего респонденты выбирали: достижение определенного профессионального уровня; лидерство;общение (совершенствование себя в общении); общественное признание.Различие состояло в том, что у девушек значимую роль занимают такие ценности как: духовная и физическая близость с любимым человеком; интересная работа; самостоятельность, независимость иблизкие отношения с семьей.В то время как у юношей в приоритете следующие ценности: нахождение настоящей любви; повышение уровня знаний; уважение к старшим.Результаты сравнительного анализа представлены в таблице(табл.1). Таблица 1Ценностные ориентации юношей и девушек, обучающихсяв гуманитарном вузе
МестоЮношиДевушки№Ценности1СемьяСемья2ЗдоровьеЛюбовь3Любовь; друзьяЗдоровье4Активная жизньДрузья5Материальное обеспечениеПознание6РазвлеченияМатериальноеобеспечение7ПознаниеАктивная жизнь8
Развлечения
Результаты проведенного анализа ценностей, выбранных юношами, показали, что первое место занимает семья, второеместо –здоровье, на третьем мнения разошлись, его поделили любовь и друзья, четвертоеместо занимает такая ценность, как «активная жизнь»;5еместо практически единодушно юноши отдали ценности «материальное обеспечение», шестое место занимают развлечения, на седьмом месте –познание.Девушки, так же, как и юноши, на первое место поставилисемью, на второе –любовь, на третье –здоровье, на четвертое –друзей. Пятое место занимает познание, шестое –материальное обеспечение, седьмое –активная жизнь, а восьмое досталось такой ценности, как развлечения.Нас удивил тот факт, что юноши не выбрали такие ценности, как «финансовая независимость» и «самостоятельность», а девушки не выбрали богатство.Из приведенных данных, можно сделать вывод, что у юношей и девушек ТГПИ ценностные ориентации отличаются, но незначительно. В основном, юноши и девушки заинтересованы в создании семьи, рождении детей и самопознании.Выбор данных ценностей говорит в целом о социальной направленности молодых людей о сформированности положительных качеств у студентов. Ведь каждый человек должен задумываться о своей будущейсемье, о детях, о своем саморазвитии. При этом можно отметить, что в списке у каждого молодого человека были и другие ценности. Они были самыми разными.
Рассмотрим ценностные ориентации студентов, обучающихся в техническом вузе (ТТИ ЮФУ). Подавляющее большинство юношей выбрали такие ценности: финансовая независимость; семейное благополучие; здоровье; приобщение к ценностям культуры; достижение определенного профессионального уровня; всестороннее развитие; уважение к старшим.Меньшее количество студентов предпочли следующие ценности: создание своей семьи; рождение и воспитание детей; получение образования; повышения уровня знаний; самостоятельность, независимость; внешняя красота; множество друзей; правдивость, искренность.И лишь немногие респонденты выбирали следующие ценности: социальный статус; любовь; лидерство; совершенствование себя в общении; авторитет коллег.В ходе сравнительного анализа ответов студентов разных вузов мы определили ранговые места выбранных ценностей. Данные приведены в таблице(табл.2).Таблица 2Ценностные ориентации студентов, обучающихсяв техническом и гуманитарном вузе
МестоЮноши (ТТИ ЮФУ)Девушки и Юноши (ТГПИ)№Ценности1ЗдоровьеСемья2Семья; друзьяЛюбовь3Материальное обеспечение; познаниеЗдоровье4ЛюбовьДрузья5РазвлеченияДевушки –познание, юноши –активная жизнь6Активная жизньМатериальное обеспечение7
Девушки –активная жизнь, юноши –развлечения8
Девушки –развлечения,юноши –познание
Для юношей, обучающихся в техническом вузе, на первом месте стоит здоровье, второе место занимают такие ценности, как семья и друзья; равное количество респондентов на третье место поставили ценность материального обеспечения и ценность познания, четвертое место занимает любовь, пятое –развлечение, нашестом находится активная жизнь.Если сравнивать ценностные ориентации юношей разных вузов, можно сказать, что у юношей с гуманитарной направленностью ценностный набор более ориентирован на саморазвитие, самопознание, на гуманное отношение к людям, также уделяется большое внимание хобби, досугу, развлечениям, путешествиям. У юношей с технической направленностью ведущие места в общей системе ценностей занимает: финансовая независимость и достижение высокого профессионального уровня.Обобщая итоги проведенного исследования, можно констатировать, что большинство студентов ориентированы на индивидуальные ценности (здоровье, создание семьи, семейное благополучие, рождение детей и воспитание детей). А также студенты ценят в жизни уважение к старшим.Вместе с тем,на ценностные ориентации влияют гендерные стереотипы. С большой степенью уверенности можно говорить о том, что не случайно студенты выбрали гуманитарный или технический вуз, гуманитарная направленность присуща девушкам, а техническая –юношам, это прослеживается в приведенных данных.
Ссылки на источники1.Берн Ш. М. Гендерная психология. –СПб.: ПраймЕВРОЗНАК, 2004. –320 с.2.Агеев В. С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов //Вопросы психологии.–1987. –№ 2. –С. 152–158.3.Ким Л. Гендерные стереотипы //Исследовательский проект «Влияние социальных факторов на понимание гендерных ролей». Программа «Центральноазиатские инициативы исследований». –Ташкент, 2002. –URL: http://www.undp.uz/uz/download/index.php?type=publication&id=75&parent=1851&doc=8576.4.Седова Н. В. Решение воспитательных задач в педагогической теории и практике // Вестник ТОГИРРО. –2012. –№ S1. –С. 186–188.5.Шалова С. Ю. Профессиональнопедагогические ценности в современном обществе //Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. –2009. №5. –С.15–21.
Shevchenko Yana,III year student of the Faculty of Psychology and Social Pedagogy ofTaganrog State Pedagogical Institute named after Anton Chekhov's,Taganrogshevchenko.yana91@mail.ruGender characteristics of university students' value prioritiesAbstract.The value priorities of students of both genders are analyzed in the article. The outcomes of the empirical research aimed at studying gender characteristics of technical and humanities university students' value priorities are presented. Keywords:values, value orientations, gender, gender stereotypes.
Рекомендовано к публикации:Шаловой С. Ю., кандидатом педагогических наук;Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»