Формирование ценностных ориентаций у старшеклассников
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Мурзина
К.
Е. Формирование ценностных ориентаций у старшеклассников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – № S1. – С.
176–180. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/75036.htm.
Аннотация. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования ценностей и ценностных ориентаций у старшеклассников. В статье речь идет о приоритетах современной молодежи, их ценностях.
Похожие статьи
Текст статьи
Мурзина Ксения Евгеньевна, студентка факультета психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г.Челябинскmurzinaks@mail.ru
Формирование ценностных ориентаций у старшеклассников
Аннотация. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования ценностей и ценностных ориентаций у старшеклассников.В статье речь идет о приоритетах современной молодежи, их ценностях.
Ключевые слова: ценностные ориентации; ценности; старшеклассники. Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.
Ценностные ориентации являются частью мотивационной сферы личности, регулирующей поведение. Сегодня главной задачей системы образования является воспитание ценностных ориентаций у учащихся. Большой акцент здесь делается прежде всего на духовное и нравственное воспитание.Анализ работ специалистов привел нас к пониманию того, что ценностные ориентацииэто относительно устойчивое, социально обусловленное, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов. На любом этапе развития общества формирование ценностных ориентаций является важнейшей задачей образования [1, 2, 3, 4, 5, 7, 10].В основе ценностных ориентаций лежит определенная система ценностей, сформировавшаяся в ходе воспитания. Ценности делятся на ценности жизни (жизнь, здоровье, радости жизни, общение с себе подобными), ценности культуры (материальные и духовные) и социальнополитические ценности (общественный порядок, мир, безопасность, свобода, справедливость, человечность и равенство).Человеку свойственно ценностное восприятие мира. К любому явлению окружающего мира он относится, отталкиваясь от своего мнения. Поэтому важно, уже с подросткового возраста формировать ценностные ориентации. Именно от них будет зависеть смысл и образ жизни человека.В современном образовательном процессе ценностные ориентации являются объектом деятельности учителя и учащихся. В развитых странах мира происходит общественный и экономический прогресс. Появляются новые подходы к образованию. На обновление технологий влияют развитие общества, человека, новый взгляд на роль человека в мире, изменение роли образования. Новая структура школьного воспитания ведет к изменениям в области нравственного воспитания учащегося.Сейчас меняется образ мира, поиному рассматривается место человека в нем, молодежь отказывается от привычных стереотипов, идет переоценка ценностей. Молодежь больше стремится овладеть теми качествами, которые могли бы ей пригодиться в рыночных условиях. В старшем школьном возрасте начинается профессиональное и жизненное самоопределение, происходит осознание своего места в будущем. Старшеклассники начинают выбирать себе профессию и искать пути достижения этого. Их учебная деятельность, обусловленная профессиональной ориентацией, нацелена на будущее. Здесь важно понимать, что для полноценного развития личности важно сочетание удовлетворенности настоящим и устремленности в будущее [3, 6, 8].На старшеклассников при переходе к самостоятельному нравственному выбору ложится решение множества противоречий между «можно и нельзя», «хочу и надо». Делая этот выбор, у некоторых появляется стеснительность, лень, у других легкомыслие, цинизм. Чтобы перейти во взрослую жизнь, надо приложить много усилий.Социальноэкономическая ситуация в стране за последние годы координально изменилась, изменился мир, в который входит подросток. Меняются ценности и нормы, стали иными модели поведения. В связи с этим особенно актуальным становится вопрос о социализации молодежи, о формировании их ценностных ориентаций.Благодаря современным педагогическим и социологическим исследованиям становится ясно, что жизненные намерения подростков еще неточно определены, большинство выпускников не готово к самостоятельному выбору профессии. Они просто хотят получить высшее образование и не вполне понимают суть своей профессии. Старшеклассники не считают нужным заниматься самообразованием и самопознанием в целях личностного роста. Большинство считают целью жизни не самосовершенствование, а лучшее определение в жизни, хорошую специальность, заработок, обладание какимилибо вещами и многое другое. Никто в современном мире не хочет вырабатывать личные качества. Нельзя полностью винить в этих подростков. Ведь в школе нет практики по подготовке к социальнопрофессиональному самоопределению [9].Усилия педагогов ещё слабо ориентированы на формирование ценностей у учеников. Поэтому им сложно справляться с возникающими проблемами взрослой жизни. Главная задача старшеклассников не только приобретать знания и осваивать профессию, но и осознать ответственность за себя и за окружающий мир.Несмотря на то, что огромное количество ученых занимались проблемой формирования ценностных ориентаций старшеклассников, этот вопрос остается до конца не изученным.Не все подростки ведут сейчас здоровый образ жизни. Они не имеют представление о валеологии как науке о здоровье. У молодежи нет четкого представления о нравственнопсихологической основе любви и брака. В связи с чем наблюдается огромное количество разводов.У современной молодежи сейчас превалирует эгоцентризм. Они забыли, что такое гражданственность и патриотизм. Старшеклассники считают, что не знания правят миром, а деньги. С этим трудно бороться, так как социальное влияние очень сильно. Прежние нравственные ценности отторгаются подростками, а новые представления о мире ещё не стали для них привычными. В наш век высоких технологий старшеклассникам труднее приспособиться к современным условиям. Чтобы старшеклассники быстрее и лучше осваивались, нужно, чтоб они осознали ценности личной жизни. То есть овладели такими понятиями, как «общество», «здоровье», «семья», «профессия»..В старшем школьном возрасте подростки стремятсясвершить свои жизненные планы (выбрать внутреннюю позицию, найти свое место в мире, самоопределиться). Все эти психофизиологические и педагогические особенности помогают придти к цели, если соответствующе к ним относиться.В современное время главное не быть хорошим, добрым, а быть лучше когото, не упасть в чьихто глазах. Разные старшеклассники поразному представляют себе понятия «честь», «справедливость», «доброта». В свободное время вместо самообразования они слушают музыку, совершают бессмысленные покупки. Многие живут по принципу стадности: «как все, так и я», тем самым облегчая себе жизнь, переставая делать собственный выбор, подвергать себя самоанализу.Часто подростки не умеют отличить жизненные ценности от искусственных. Тем самым у них закрепляется негативное поведение.Ценности определяют Яконцепцию личности, которая может направлять её конструктивное поведение. Сказанное относится в полной мере даже к одаренным старшеклассникам (Долгова В.И., Ордина И.П.). Потому что особенностями Яконцепции у одаренных старшеклассников являются негативные когнитивные, эмоциональнооценочные и конативные установки, которые препятствуют конструктивному взаимодействию с окружающими людьми, развитию потенциала одаренности, самоактуализации личности. Поэтому необходимо формировать позитивную Яконцепцию всех школьников то есть систему когнитивных, эмоциональнооценочных и конативных суждений личности о себе, способствующих активизации личностного и профессионального самоопределения, реализации интеллектуального и творческого потенциала.В наше время стираются границы между женскими и мужскими ролями. Образование ученика включает то, что он приобрел в процессе школьного обучения; знания, умения и навыки, приобретенные в результате самообразования и знания, добытые из различных источников окружающей жизни. Средства массовой информации значительно повышают возможности приобретения знаний, но вместе с тем и негативно влияют на этот процесс. С помощью их девочки становятся грубыми, агрессивными, а мальчики нерешительными, слабыми.Юность это пора острой любознательности, стремления исследовать мир, человеческие отношения и общественную жизнь. Новые социальноэкономические и политические условия требуют добросовестных, творческих людей, их самовыражения и развития.Таким образом, ценностные ориентации это центральное личностное новообразование, выражающее сознательное отношение к себе, к миру и обществу. Они определяют мотивацию поведения подростков. В современное время общественные ценности размыты. Ценности меняются. Важно, чтобы между учебным и воспитательным процессом было взаимодействие. Нужно, чтобы родители и педагоги осуществляли воспитательнообразовательный процесс в единстве воспитательных, образовательных и развивающих задач. Только в этом случае молодежь будет чувствовать определенную психологическую готовность к принятию социальной ответственности, сможет принимать правильные решения, делать правильный моральный выбор в сложных ситуациях.Методы и методики исследованияИсследование по формированию ценностных ориентаций у старшеклассников проводили в естественных условиях учебновоспитательного процесса гимназии №63 города Челябинска.Методы исследованияТеоретические: анализ психологопедагогической литературы (выделение основных понятий, обобщение материала);Эмпирические: эксперимент, тестирование; Результаты и обсуждениеИсследованиепроходило в МБОУ гимназии № 63г. Челябинска. В исследовании приняло участие 25 испытуемых, 9а класс, 15 парней и 10 девушек.Для проведения исследования были использованы следующие методики:Тест Рокича «Ценностные ориентации», испытуемым были представлены 2группы ценностей: терминальные и инструментальные (терминальные убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные убеждения в том, что какойто образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации). Анализируя иерархию ценностейиспытуемых среди группы терминальных ценностей, можно сделать вывод о том, что лидирующие позиции в «конкретных»и «абстрактных ценностях», профессиональной самореализации и личной жизни занимают (см. табл.1, рис. 1).Таблица 1Иерархия терминальных ценностей старшеклассников
№п/пТерминальные ценностиМесто1
Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)52Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом)103
Здоровье (физическое и психическое)14
Интересная работа65
Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве)166
Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)77
Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)48
Наличие хороших и верных друзей29
Общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе)1310
Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)1211
Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей)1412
Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)313
Развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей)1714
Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)915
Счастливая семейная жизнь1116
Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)1817
Творчество (возможность творческой деятельности)1518
Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).8
Рис.1. Распределение терминальных ценностей старшеклассников
Среди группы инструментальных ценностей, в категории: этические ценности, ценности общения, ценности дела, индивидуалистические, конформистские и альтруистические ценности, а также ценности самоутверждения и ценности принятия других, места распределились следующим образом (см. табл.2, рис.2):Таблица 2Иерархия инструментальных ценностей старшеклассников№п/пИнструментальные ценностиМесто1Аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах102Воспитанность (хорошие манеры)13Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)164Жизнерадостность (чувство юмора)25Исполнительность (дисциплинированность)136Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)47Непримиримость к недостаткам в себе и других188Образованность (широта знаний, высокая общая культура)39Ответственность (чувство долга, умение держать свое слово)810Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)1711Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)1312Смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов713Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)614Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)1115Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)1516Честность (правдивость, искренность)517Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)1218Чуткость (заботливость)9
02468101214161820Термине центи Рис. 2. Распределение инструментальных ценностей старшеклассников
Ведущими ценностями являются: здоровье (физическое и психическое); наличие хороших и верных друзей; развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование); воспитанность (хорошие манеры); жизнерадостность (чувство юмора); образованность (широта знаний, высокая общая культура).Диагностика ценностных ориентаций школьников(М. Лукьянова. констатация реального на конец учебного года уровня базовых ценностей личности у учащихся 9х классов).Одним из важных показателей деятельности образовательного учреждения является результативность воспитательного процесса, а именно воспитанность школьника. Анализ психологопедагогической литературы привёл нас к пониманию того, что воспитательный результат следует рассматривать как меру соответствия развитых социальноценностных отношений ребёнка и его разносторонних функций, обеспечивающих полноту человеческой жизни тому уровню культуры, который достигнут обществом на данный момент своего развития.Шкала I «Познание как ценность», имеет результат по группе испытуемых следующий: Высокий (1й) уровень баллов (набрали 5 человек, это 20% от группы), набранныхпо этому показателю, свидетельствует об истинной роли для конкретного ученика и учащихся в целом учебного процесса в школе и учения в его жизни вообще. У таких учащихся велика потребность в познании, а процесс познания вызывает позитивные эмоции, познавательная деятельность доставляет удовольствие и является важным жизненным смыслом.02468101214161820аккуратностьвоспитанностьвысокие запросыжизнерадостностьисполнительностьнезависимостьнепримиримость к …образованностьответственностьрационализмсамоконтрольсмелость в отстаивании своего …твердая волятерпимостьширота взглядовчестностьэффективность в делахчуткостьИнструментальные ценностиСредний (2й) уровень баллов (набрали 12 человек, это 48% от группы), свидетельствует о понимании учащимися значения учения, познания в целом как ценности в жизни, но полного осознанного самоопределения по отношению к этой ценности не произошло.Низкий (3й) уровень баллов (набрали 8 человек, это 32% от группы), это свидетельствует о малой степени сформированности этого важнейшего показателя самоактуализирующейся. Потребность впознании минимальная или фактически отсутствует. Учащийся избегает ситуаций, которые требуют от него приложения какихлибо усилий для решения познавательных задач или освоения новых способов учебной деятельности.Шкала II «Яценность»имеет результат по группе испытуемых следующий:Высокий (1й) уровень баллов (набрали 4 человека, это 16% от группы), набранных по этому показателю, свидетельствует о сформировавшейся структуре «Я»учащегося, глубокой степени позитивного самовосприятия, умении самовыражения, уважительном отношении к себе как к личности и индивидуальности. Средний (2й) уровень показывает (набрали 14 человек, 56% от группы), что учащийся уделяет своему «Я»много внимания, старается быть позитивным в своём самовосприятии, атакже серьёзно задумывается о способах самовыражения. Низкий (3й) уровень баллов (набрали 7 человек, это 28% от группы) по данной шкале означает, что старшеклассник редко задумывается или вообще не уделяет внимания самовосприятию, самовыражению и собственной индивидуальности, негативно относится к самому себе. Ценностное отношение к себе как личности в основном не сформировано, низкий уровень самопринятия и самоуважения.Шкала III «Другойценность»имеет результат по группе испытуемых следующий:Высокий (1й) уровень баллов (набрали 3 человека, это 12% от группы), набранных по этому показателю, подтверждает сформированность у старшеклассников восприятия индивидуальности другого человека как ценности. Высокий балл по данной шкале свидетельствует о склонности учащегося воспринимать природу человека в целом как положительную, а потому и способности к быстрому установлению тесных эмоциональных контактов с другими людьми при их безусловном принятии и ориентации на их индивидуальные особенности. Средний (2й) уровень баллов (набрали 18 человек, это 72% от группы) свидетельствует, что старшеклассники признают индивидуальность другого как ценность, стараются уважать других людей, однако не всегда удаётся овладеть безусловным принятием другого человека и конструктивно общаться на основе учёта его индивидуальных особенностей. Низкий (3й) уровень баллов (набрали 4 человека, это 16% от группы) по данной шкале показывает несформированность восприятия другого человека как ценности и индивидуальности, уважительного отношения к окружающим, умения общаться с ними доброжелательно и конструктивно.Шкала IV «Общественно полезная деятельность»имеет результат по группе испытуемых следующий:Высокий (1й) уровень баллов (набрали 2 человека, это 8% от группы), набранных по этомупоказателю, подтверждает готовность старшеклассников приносить пользу своей деятельностью всему обществу, конкретной группе, быть активными в общих видах деятельности. Высокий балл по данной шкале свидетельствует о сформированности у учащихся такой ценностной ориентации, как общественно полезная деятельность. Средний (2й) уровень баллов (набрали 20 человек, это 80% от группы) свидетельствует о том, что старшеклассники понимают и принимают важность общественно полезной деятельности и готовы отдавать ей некоторую часть своего времени и сил, но не всегда это выходит на уровень их личной инициативы и самостоятельности в выборе форм общественно полезной деятельности. Низкий (3й) уровень баллов (набрали 3 человека, это 12% от группы) показывает, что старшеклассник не осознаёт значимости участия каждого отдельного индивида в общественно полезной деятельности, соответственно, не видит и своей роли в ней. Низкий балл по данной шкале свидетельствует о несформированности у учащегося такой ценностной ориентации, какобщественно полезная деятельность; он не разделяет значимости общественно полезной деятельности как важной личностной ценности.Шкала V «Ответственность как ценность»имеет результат по группе испытуемых следующий:Высокий (1й) уровень баллов (набрали 8 человек, это 32% от группы), набранных по данному показателю, свидетельствует о сформированности у старшеклассников ответственности как особо важной личностной характеристики, а также признании ответственности в качестве базовой составляющей самоактуализирующейся личности. У таких учащихся преобладает интернальный (внутренний) контроль, достаточно сильно развита рефлексивная позиция и стремление к самоанализу. Средний (2й) уровень баллов (набрали 13 человек, это 52% от группы) свидетельствует о признании старшеклассниками важности ответственности как личностного качества, о стремлении проявлять её в своих поступках. Однако не всегда для них бывают возможными понимание и осознание мотивов своих действий. Наряду с интернальным достаточно частым бывает и экстернальный контроль. Низкий (3й) уровень баллов (набрали 4 человека, это 16% от группы) показывает, что учащиеся в очень малой степени либо вообще не осознают необходимости наличия у человека ответственности за себя и свои поступки в жизни, за выбор своего поведения. Преобладает экстернальный (внешний) контроль в жизненно важных ситуациях. Ответственность как ценность у личности не сформирована, наблюдается низкий уровень рефлексии.
Рис.3. Распределение реального на конец учебного года уровня базовых ценностей личности у учащихся 9х классовШкала I "Познание как ценность"Шкала II "Яценность"Шкала III "Другой ценность"Шкала IV "Общественно полезная…Шкала V "Ответственность как ценность"ВЫСОКИЙ УР.20%16%12%8%32%СРЕДНИЙ УР.48%56%72%80%52%НИЗКИЙ УР.32%28%16%12%16%0%10%20%30%40%50%60%70%80%90%ВыводыРезультаты исследования по формированию ценностных ориентаций у старшеклассников показали, что среди группы терминальных ценностей, лидирующиепозиции в «конкретных»и «абстрактных ценностях», профессиональной самореализации и личной жизни занимают:1 местоздоровье (физическое и психическое);2 место наличие хороших и верных друзей;3 место развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);Среди группы инструментальных ценностей, в категории: этические ценности, ценности общения, ценности дела, индивидуалистические, конформистские и альтруистические ценности, атакже ценности самоутверждения и ценности принятия других, места распределились следующим образом:1 местовоспитанность (хорошие манеры);2 место жизнерадостность (чувство юмора);3 место образованность (широта знаний, высокая общая культура);Шкала I «Познание как ценность»имеет результат по группе испытуемых следующий: Высокий 20% от группы. Средний 48% от группы. Низкий32% от группы.Шкала II «Яценность», имеет результат по группе испытуемых следующий:Высокий 16% от группы. Средний 56% от группы. Низкий 28% от группы.Шкала III «Дугойценность», имеет результат по группе испытуемых следующий:Высокий12% о группы. Средний 72% от группы. Низкий 16% от группы.Шкала IV«Общественно полезная деятельность», имеет результат по группе испытуемых следующий:Высокий 8% от группы. Средний 80% от группы. Низкий 12% от группы.Шкала V «Ответственность как ценность»имеет результат по группе испытуемых следующий:Высокий 32% от группы. Средний 52% от группы. Низкий 16% от группы.Результаты представленного в этой статье исследования являются основой для дальнейшего изучения ценностных ориентаций старшеклассников и написания программы по формированию ценностных ориентаций.
Ссылки на источники1.Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию.М.: Международная пед.академия, 1995.264 с.2.АбульхановаСлавянская К.А. Деятельность и психология личности.М.: Наука, 1980.335 с.3.Аверьянов А.Н. Системное познание мира.М.: Политиздат, 1985.263 с.4.Алексеев В.П. Становлениечеловечества.М.: Политиздат. 1984.462 с.5.Богданова О.С., Черенкова С.В. Нравственное воспитание старшеклассников: кн. для учителя.М.: Просвещение, 1988. 206 с.6.Долгова В.И., Аркаева Н.И. Смысложизненные ориентации: формирование и развитие (монография) Челябинск: Искра, 2012229 с.7.Долгова В.И., Ниязбаева Н.Н. Ценностное содержание современного образования: эмпирическое исследование//Вестник национального университета им. Абая. Серия «Педагогические науки. №2 (42). 2014. Алматы, 2014. С. 2932.8.Долгова В.И., Ордина И.П. Формирование позитивной Яконцепции старших школьников [Текст] / В.И. Долгова, И.П. Ордина // Вестник Орловского государственного университета. Научный журнал. 2012. № 4.С. 6365 (0,5п.л./0,25п.л.).9.Куликова Л.Н. Воспитать себя: Кн. для учащихся.М.: Просвещение, 1991. 143 с.Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера: Беседы психолога со старшеклассниками: Кн. для учащихся.М.: Просвещение, 1987. 224 с.11.Формирование психологической безопасности общения в подростковом и юношеском возрастах//материалы Всероссийской студенческой олимпиады по направлению «Педагогика и психология», (2829 марта 2008 г.) / Федеральное агентство по образованию РФ, Гос.образовательное учреждение высш. проф. образования «Челябинский гос. пед. унт ; [сост. : Долгова В. И., Долгов П. Т., Крыжановская Н. В.].Челябинск, 2008.
Xenia Murzina, student of psychology Department, Chelyabinsk StateHydrated Pedagogical University, Chelyabinskmurzinaks@mail.ruThe formation of value orientations among seniorsAbstract.The article is devoted to actual the problem formucreation of values and value orientations in high schools. In the article we are talking about the priorities of today's youth, their values. Key words:values; values; high school students.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»;Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук
Формирование ценностных ориентаций у старшеклассников
Аннотация. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования ценностей и ценностных ориентаций у старшеклассников.В статье речь идет о приоритетах современной молодежи, их ценностях.
Ключевые слова: ценностные ориентации; ценности; старшеклассники. Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.
Ценностные ориентации являются частью мотивационной сферы личности, регулирующей поведение. Сегодня главной задачей системы образования является воспитание ценностных ориентаций у учащихся. Большой акцент здесь делается прежде всего на духовное и нравственное воспитание.Анализ работ специалистов привел нас к пониманию того, что ценностные ориентацииэто относительно устойчивое, социально обусловленное, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов. На любом этапе развития общества формирование ценностных ориентаций является важнейшей задачей образования [1, 2, 3, 4, 5, 7, 10].В основе ценностных ориентаций лежит определенная система ценностей, сформировавшаяся в ходе воспитания. Ценности делятся на ценности жизни (жизнь, здоровье, радости жизни, общение с себе подобными), ценности культуры (материальные и духовные) и социальнополитические ценности (общественный порядок, мир, безопасность, свобода, справедливость, человечность и равенство).Человеку свойственно ценностное восприятие мира. К любому явлению окружающего мира он относится, отталкиваясь от своего мнения. Поэтому важно, уже с подросткового возраста формировать ценностные ориентации. Именно от них будет зависеть смысл и образ жизни человека.В современном образовательном процессе ценностные ориентации являются объектом деятельности учителя и учащихся. В развитых странах мира происходит общественный и экономический прогресс. Появляются новые подходы к образованию. На обновление технологий влияют развитие общества, человека, новый взгляд на роль человека в мире, изменение роли образования. Новая структура школьного воспитания ведет к изменениям в области нравственного воспитания учащегося.Сейчас меняется образ мира, поиному рассматривается место человека в нем, молодежь отказывается от привычных стереотипов, идет переоценка ценностей. Молодежь больше стремится овладеть теми качествами, которые могли бы ей пригодиться в рыночных условиях. В старшем школьном возрасте начинается профессиональное и жизненное самоопределение, происходит осознание своего места в будущем. Старшеклассники начинают выбирать себе профессию и искать пути достижения этого. Их учебная деятельность, обусловленная профессиональной ориентацией, нацелена на будущее. Здесь важно понимать, что для полноценного развития личности важно сочетание удовлетворенности настоящим и устремленности в будущее [3, 6, 8].На старшеклассников при переходе к самостоятельному нравственному выбору ложится решение множества противоречий между «можно и нельзя», «хочу и надо». Делая этот выбор, у некоторых появляется стеснительность, лень, у других легкомыслие, цинизм. Чтобы перейти во взрослую жизнь, надо приложить много усилий.Социальноэкономическая ситуация в стране за последние годы координально изменилась, изменился мир, в который входит подросток. Меняются ценности и нормы, стали иными модели поведения. В связи с этим особенно актуальным становится вопрос о социализации молодежи, о формировании их ценностных ориентаций.Благодаря современным педагогическим и социологическим исследованиям становится ясно, что жизненные намерения подростков еще неточно определены, большинство выпускников не готово к самостоятельному выбору профессии. Они просто хотят получить высшее образование и не вполне понимают суть своей профессии. Старшеклассники не считают нужным заниматься самообразованием и самопознанием в целях личностного роста. Большинство считают целью жизни не самосовершенствование, а лучшее определение в жизни, хорошую специальность, заработок, обладание какимилибо вещами и многое другое. Никто в современном мире не хочет вырабатывать личные качества. Нельзя полностью винить в этих подростков. Ведь в школе нет практики по подготовке к социальнопрофессиональному самоопределению [9].Усилия педагогов ещё слабо ориентированы на формирование ценностей у учеников. Поэтому им сложно справляться с возникающими проблемами взрослой жизни. Главная задача старшеклассников не только приобретать знания и осваивать профессию, но и осознать ответственность за себя и за окружающий мир.Несмотря на то, что огромное количество ученых занимались проблемой формирования ценностных ориентаций старшеклассников, этот вопрос остается до конца не изученным.Не все подростки ведут сейчас здоровый образ жизни. Они не имеют представление о валеологии как науке о здоровье. У молодежи нет четкого представления о нравственнопсихологической основе любви и брака. В связи с чем наблюдается огромное количество разводов.У современной молодежи сейчас превалирует эгоцентризм. Они забыли, что такое гражданственность и патриотизм. Старшеклассники считают, что не знания правят миром, а деньги. С этим трудно бороться, так как социальное влияние очень сильно. Прежние нравственные ценности отторгаются подростками, а новые представления о мире ещё не стали для них привычными. В наш век высоких технологий старшеклассникам труднее приспособиться к современным условиям. Чтобы старшеклассники быстрее и лучше осваивались, нужно, чтоб они осознали ценности личной жизни. То есть овладели такими понятиями, как «общество», «здоровье», «семья», «профессия»..В старшем школьном возрасте подростки стремятсясвершить свои жизненные планы (выбрать внутреннюю позицию, найти свое место в мире, самоопределиться). Все эти психофизиологические и педагогические особенности помогают придти к цели, если соответствующе к ним относиться.В современное время главное не быть хорошим, добрым, а быть лучше когото, не упасть в чьихто глазах. Разные старшеклассники поразному представляют себе понятия «честь», «справедливость», «доброта». В свободное время вместо самообразования они слушают музыку, совершают бессмысленные покупки. Многие живут по принципу стадности: «как все, так и я», тем самым облегчая себе жизнь, переставая делать собственный выбор, подвергать себя самоанализу.Часто подростки не умеют отличить жизненные ценности от искусственных. Тем самым у них закрепляется негативное поведение.Ценности определяют Яконцепцию личности, которая может направлять её конструктивное поведение. Сказанное относится в полной мере даже к одаренным старшеклассникам (Долгова В.И., Ордина И.П.). Потому что особенностями Яконцепции у одаренных старшеклассников являются негативные когнитивные, эмоциональнооценочные и конативные установки, которые препятствуют конструктивному взаимодействию с окружающими людьми, развитию потенциала одаренности, самоактуализации личности. Поэтому необходимо формировать позитивную Яконцепцию всех школьников то есть систему когнитивных, эмоциональнооценочных и конативных суждений личности о себе, способствующих активизации личностного и профессионального самоопределения, реализации интеллектуального и творческого потенциала.В наше время стираются границы между женскими и мужскими ролями. Образование ученика включает то, что он приобрел в процессе школьного обучения; знания, умения и навыки, приобретенные в результате самообразования и знания, добытые из различных источников окружающей жизни. Средства массовой информации значительно повышают возможности приобретения знаний, но вместе с тем и негативно влияют на этот процесс. С помощью их девочки становятся грубыми, агрессивными, а мальчики нерешительными, слабыми.Юность это пора острой любознательности, стремления исследовать мир, человеческие отношения и общественную жизнь. Новые социальноэкономические и политические условия требуют добросовестных, творческих людей, их самовыражения и развития.Таким образом, ценностные ориентации это центральное личностное новообразование, выражающее сознательное отношение к себе, к миру и обществу. Они определяют мотивацию поведения подростков. В современное время общественные ценности размыты. Ценности меняются. Важно, чтобы между учебным и воспитательным процессом было взаимодействие. Нужно, чтобы родители и педагоги осуществляли воспитательнообразовательный процесс в единстве воспитательных, образовательных и развивающих задач. Только в этом случае молодежь будет чувствовать определенную психологическую готовность к принятию социальной ответственности, сможет принимать правильные решения, делать правильный моральный выбор в сложных ситуациях.Методы и методики исследованияИсследование по формированию ценностных ориентаций у старшеклассников проводили в естественных условиях учебновоспитательного процесса гимназии №63 города Челябинска.Методы исследованияТеоретические: анализ психологопедагогической литературы (выделение основных понятий, обобщение материала);Эмпирические: эксперимент, тестирование; Результаты и обсуждениеИсследованиепроходило в МБОУ гимназии № 63г. Челябинска. В исследовании приняло участие 25 испытуемых, 9а класс, 15 парней и 10 девушек.Для проведения исследования были использованы следующие методики:Тест Рокича «Ценностные ориентации», испытуемым были представлены 2группы ценностей: терминальные и инструментальные (терминальные убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные убеждения в том, что какойто образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации). Анализируя иерархию ценностейиспытуемых среди группы терминальных ценностей, можно сделать вывод о том, что лидирующие позиции в «конкретных»и «абстрактных ценностях», профессиональной самореализации и личной жизни занимают (см. табл.1, рис. 1).Таблица 1Иерархия терминальных ценностей старшеклассников
№п/пТерминальные ценностиМесто1
Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)52Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом)103
Здоровье (физическое и психическое)14
Интересная работа65
Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве)166
Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)77
Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)48
Наличие хороших и верных друзей29
Общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе)1310
Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)1211
Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей)1412
Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)313
Развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей)1714
Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)915
Счастливая семейная жизнь1116
Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)1817
Творчество (возможность творческой деятельности)1518
Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).8
Рис.1. Распределение терминальных ценностей старшеклассников
Среди группы инструментальных ценностей, в категории: этические ценности, ценности общения, ценности дела, индивидуалистические, конформистские и альтруистические ценности, а также ценности самоутверждения и ценности принятия других, места распределились следующим образом (см. табл.2, рис.2):Таблица 2Иерархия инструментальных ценностей старшеклассников№п/пИнструментальные ценностиМесто1Аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах102Воспитанность (хорошие манеры)13Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)164Жизнерадостность (чувство юмора)25Исполнительность (дисциплинированность)136Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)47Непримиримость к недостаткам в себе и других188Образованность (широта знаний, высокая общая культура)39Ответственность (чувство долга, умение держать свое слово)810Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)1711Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)1312Смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов713Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)614Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)1115Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)1516Честность (правдивость, искренность)517Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)1218Чуткость (заботливость)9
02468101214161820Термине центи Рис. 2. Распределение инструментальных ценностей старшеклассников
Ведущими ценностями являются: здоровье (физическое и психическое); наличие хороших и верных друзей; развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование); воспитанность (хорошие манеры); жизнерадостность (чувство юмора); образованность (широта знаний, высокая общая культура).Диагностика ценностных ориентаций школьников(М. Лукьянова. констатация реального на конец учебного года уровня базовых ценностей личности у учащихся 9х классов).Одним из важных показателей деятельности образовательного учреждения является результативность воспитательного процесса, а именно воспитанность школьника. Анализ психологопедагогической литературы привёл нас к пониманию того, что воспитательный результат следует рассматривать как меру соответствия развитых социальноценностных отношений ребёнка и его разносторонних функций, обеспечивающих полноту человеческой жизни тому уровню культуры, который достигнут обществом на данный момент своего развития.Шкала I «Познание как ценность», имеет результат по группе испытуемых следующий: Высокий (1й) уровень баллов (набрали 5 человек, это 20% от группы), набранныхпо этому показателю, свидетельствует об истинной роли для конкретного ученика и учащихся в целом учебного процесса в школе и учения в его жизни вообще. У таких учащихся велика потребность в познании, а процесс познания вызывает позитивные эмоции, познавательная деятельность доставляет удовольствие и является важным жизненным смыслом.02468101214161820аккуратностьвоспитанностьвысокие запросыжизнерадостностьисполнительностьнезависимостьнепримиримость к …образованностьответственностьрационализмсамоконтрольсмелость в отстаивании своего …твердая волятерпимостьширота взглядовчестностьэффективность в делахчуткостьИнструментальные ценностиСредний (2й) уровень баллов (набрали 12 человек, это 48% от группы), свидетельствует о понимании учащимися значения учения, познания в целом как ценности в жизни, но полного осознанного самоопределения по отношению к этой ценности не произошло.Низкий (3й) уровень баллов (набрали 8 человек, это 32% от группы), это свидетельствует о малой степени сформированности этого важнейшего показателя самоактуализирующейся. Потребность впознании минимальная или фактически отсутствует. Учащийся избегает ситуаций, которые требуют от него приложения какихлибо усилий для решения познавательных задач или освоения новых способов учебной деятельности.Шкала II «Яценность»имеет результат по группе испытуемых следующий:Высокий (1й) уровень баллов (набрали 4 человека, это 16% от группы), набранных по этому показателю, свидетельствует о сформировавшейся структуре «Я»учащегося, глубокой степени позитивного самовосприятия, умении самовыражения, уважительном отношении к себе как к личности и индивидуальности. Средний (2й) уровень показывает (набрали 14 человек, 56% от группы), что учащийся уделяет своему «Я»много внимания, старается быть позитивным в своём самовосприятии, атакже серьёзно задумывается о способах самовыражения. Низкий (3й) уровень баллов (набрали 7 человек, это 28% от группы) по данной шкале означает, что старшеклассник редко задумывается или вообще не уделяет внимания самовосприятию, самовыражению и собственной индивидуальности, негативно относится к самому себе. Ценностное отношение к себе как личности в основном не сформировано, низкий уровень самопринятия и самоуважения.Шкала III «Другойценность»имеет результат по группе испытуемых следующий:Высокий (1й) уровень баллов (набрали 3 человека, это 12% от группы), набранных по этому показателю, подтверждает сформированность у старшеклассников восприятия индивидуальности другого человека как ценности. Высокий балл по данной шкале свидетельствует о склонности учащегося воспринимать природу человека в целом как положительную, а потому и способности к быстрому установлению тесных эмоциональных контактов с другими людьми при их безусловном принятии и ориентации на их индивидуальные особенности. Средний (2й) уровень баллов (набрали 18 человек, это 72% от группы) свидетельствует, что старшеклассники признают индивидуальность другого как ценность, стараются уважать других людей, однако не всегда удаётся овладеть безусловным принятием другого человека и конструктивно общаться на основе учёта его индивидуальных особенностей. Низкий (3й) уровень баллов (набрали 4 человека, это 16% от группы) по данной шкале показывает несформированность восприятия другого человека как ценности и индивидуальности, уважительного отношения к окружающим, умения общаться с ними доброжелательно и конструктивно.Шкала IV «Общественно полезная деятельность»имеет результат по группе испытуемых следующий:Высокий (1й) уровень баллов (набрали 2 человека, это 8% от группы), набранных по этомупоказателю, подтверждает готовность старшеклассников приносить пользу своей деятельностью всему обществу, конкретной группе, быть активными в общих видах деятельности. Высокий балл по данной шкале свидетельствует о сформированности у учащихся такой ценностной ориентации, как общественно полезная деятельность. Средний (2й) уровень баллов (набрали 20 человек, это 80% от группы) свидетельствует о том, что старшеклассники понимают и принимают важность общественно полезной деятельности и готовы отдавать ей некоторую часть своего времени и сил, но не всегда это выходит на уровень их личной инициативы и самостоятельности в выборе форм общественно полезной деятельности. Низкий (3й) уровень баллов (набрали 3 человека, это 12% от группы) показывает, что старшеклассник не осознаёт значимости участия каждого отдельного индивида в общественно полезной деятельности, соответственно, не видит и своей роли в ней. Низкий балл по данной шкале свидетельствует о несформированности у учащегося такой ценностной ориентации, какобщественно полезная деятельность; он не разделяет значимости общественно полезной деятельности как важной личностной ценности.Шкала V «Ответственность как ценность»имеет результат по группе испытуемых следующий:Высокий (1й) уровень баллов (набрали 8 человек, это 32% от группы), набранных по данному показателю, свидетельствует о сформированности у старшеклассников ответственности как особо важной личностной характеристики, а также признании ответственности в качестве базовой составляющей самоактуализирующейся личности. У таких учащихся преобладает интернальный (внутренний) контроль, достаточно сильно развита рефлексивная позиция и стремление к самоанализу. Средний (2й) уровень баллов (набрали 13 человек, это 52% от группы) свидетельствует о признании старшеклассниками важности ответственности как личностного качества, о стремлении проявлять её в своих поступках. Однако не всегда для них бывают возможными понимание и осознание мотивов своих действий. Наряду с интернальным достаточно частым бывает и экстернальный контроль. Низкий (3й) уровень баллов (набрали 4 человека, это 16% от группы) показывает, что учащиеся в очень малой степени либо вообще не осознают необходимости наличия у человека ответственности за себя и свои поступки в жизни, за выбор своего поведения. Преобладает экстернальный (внешний) контроль в жизненно важных ситуациях. Ответственность как ценность у личности не сформирована, наблюдается низкий уровень рефлексии.
Рис.3. Распределение реального на конец учебного года уровня базовых ценностей личности у учащихся 9х классовШкала I "Познание как ценность"Шкала II "Яценность"Шкала III "Другой ценность"Шкала IV "Общественно полезная…Шкала V "Ответственность как ценность"ВЫСОКИЙ УР.20%16%12%8%32%СРЕДНИЙ УР.48%56%72%80%52%НИЗКИЙ УР.32%28%16%12%16%0%10%20%30%40%50%60%70%80%90%ВыводыРезультаты исследования по формированию ценностных ориентаций у старшеклассников показали, что среди группы терминальных ценностей, лидирующиепозиции в «конкретных»и «абстрактных ценностях», профессиональной самореализации и личной жизни занимают:1 местоздоровье (физическое и психическое);2 место наличие хороших и верных друзей;3 место развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);Среди группы инструментальных ценностей, в категории: этические ценности, ценности общения, ценности дела, индивидуалистические, конформистские и альтруистические ценности, атакже ценности самоутверждения и ценности принятия других, места распределились следующим образом:1 местовоспитанность (хорошие манеры);2 место жизнерадостность (чувство юмора);3 место образованность (широта знаний, высокая общая культура);Шкала I «Познание как ценность»имеет результат по группе испытуемых следующий: Высокий 20% от группы. Средний 48% от группы. Низкий32% от группы.Шкала II «Яценность», имеет результат по группе испытуемых следующий:Высокий 16% от группы. Средний 56% от группы. Низкий 28% от группы.Шкала III «Дугойценность», имеет результат по группе испытуемых следующий:Высокий12% о группы. Средний 72% от группы. Низкий 16% от группы.Шкала IV«Общественно полезная деятельность», имеет результат по группе испытуемых следующий:Высокий 8% от группы. Средний 80% от группы. Низкий 12% от группы.Шкала V «Ответственность как ценность»имеет результат по группе испытуемых следующий:Высокий 32% от группы. Средний 52% от группы. Низкий 16% от группы.Результаты представленного в этой статье исследования являются основой для дальнейшего изучения ценностных ориентаций старшеклассников и написания программы по формированию ценностных ориентаций.
Ссылки на источники1.Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию.М.: Международная пед.академия, 1995.264 с.2.АбульхановаСлавянская К.А. Деятельность и психология личности.М.: Наука, 1980.335 с.3.Аверьянов А.Н. Системное познание мира.М.: Политиздат, 1985.263 с.4.Алексеев В.П. Становлениечеловечества.М.: Политиздат. 1984.462 с.5.Богданова О.С., Черенкова С.В. Нравственное воспитание старшеклассников: кн. для учителя.М.: Просвещение, 1988. 206 с.6.Долгова В.И., Аркаева Н.И. Смысложизненные ориентации: формирование и развитие (монография) Челябинск: Искра, 2012229 с.7.Долгова В.И., Ниязбаева Н.Н. Ценностное содержание современного образования: эмпирическое исследование//Вестник национального университета им. Абая. Серия «Педагогические науки. №2 (42). 2014. Алматы, 2014. С. 2932.8.Долгова В.И., Ордина И.П. Формирование позитивной Яконцепции старших школьников [Текст] / В.И. Долгова, И.П. Ордина // Вестник Орловского государственного университета. Научный журнал. 2012. № 4.С. 6365 (0,5п.л./0,25п.л.).9.Куликова Л.Н. Воспитать себя: Кн. для учащихся.М.: Просвещение, 1991. 143 с.Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера: Беседы психолога со старшеклассниками: Кн. для учащихся.М.: Просвещение, 1987. 224 с.11.Формирование психологической безопасности общения в подростковом и юношеском возрастах//материалы Всероссийской студенческой олимпиады по направлению «Педагогика и психология», (2829 марта 2008 г.) / Федеральное агентство по образованию РФ, Гос.образовательное учреждение высш. проф. образования «Челябинский гос. пед. унт ; [сост. : Долгова В. И., Долгов П. Т., Крыжановская Н. В.].Челябинск, 2008.
Xenia Murzina, student of psychology Department, Chelyabinsk StateHydrated Pedagogical University, Chelyabinskmurzinaks@mail.ruThe formation of value orientations among seniorsAbstract.The article is devoted to actual the problem formucreation of values and value orientations in high schools. In the article we are talking about the priorities of today's youth, their values. Key words:values; values; high school students.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»;Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук