Полный текст статьи
Печать

Актуальность. В психологической науке актуальными являются исследования личности человека как уникального явления в мире. Человеку, как существу с высокоразвитым сознанием свойственно стремление осознать своё предназначение, свои ценностные ориентации, новые социальные представления, ожидания,  идеалы и цели. Так и в современном российском обществе формируются  новые социально-психологические феномены личности, различные структуры личности, её ценностные аспекты, которые трансформируются в соответствии со стремлением сделать жизнь ценной и целенаправленной. Психологические исследования ценностей, ценностных ориентаций не представляются возможными без обращения к феномену человеческой субъективности, психологии субъекта [1], развивающегося на основе психологии человеческого бытия.

Молодые люди являются субъектными по своей природе, они являются носителями социальной активности объективно, ежедневно совершают свой выбор, полноценно несут за него ответственность, утверждают ценности личности человека, как единственно подлинного и достойного участника общественного прогресса. Необходимо утверждение ценности жизни, наполненной смыслом человеческого существования как приоритетной цели социальной политики, как высшей ценности.

Противоречия заключаются в том, что сложившаяся ситуация развития молодёжи на сегодняшний момент неоднозначна, так как, с одной стороны, современную молодёжь отличает самостоятельность, практичность и мобильность, ответственность за свою судьбу, заинтересованность в получении качественного образования и профессиональной подготовки, влияющей на дальнейшее трудоустройство и карьеру, стремление к интеграции в международное молодежное сообщество, в общемировые экономические, политические и гуманитарные процессы.

С другой стороны, некоторым молодым людям свойственен низкий уровень интереса и участия в событиях политической, экономической и культурной жизни, криминализация молодежной среды, влияние в ней деструктивных субкультур и сообществ. Ярко существует проблема социальной интеграции молодых людей с ограниченными возможностями, детей сирот, подростков из неблагополучных семей. Противоречивые ценностные ориентации способствуют проявлению инфантилизма, непоследовательного поведения, преобладания внешних стимулов над внутренними в структуре личности.

Проблема заключается в том, что социальные изменения, происходящие в нашем обществе требуют одновременного проявления двух противоположных по своей функции индивидуально-психологических особенностей личности -социальной лабильности, гибкости, обеспечивающей постоянную адаптацию человека к меняющемуся социальному миру и развитой социальной идентичности, создающей внутреннюю основу, которая служит началом личностного и социального процесса самоопределения. Динамичность социального конструирования окружающей реальности требует от человека выбора социальной позиции, субъектности способа действия, средства достижения своих целей  [2].

Объект. Ценностные ориентации.

Предмет. Ценностные ориентации у студентов с разным уровнем субъективного благополучия.

Теоретическая часть гипотезы: существует связь ценностных ориентаций и уровня субъективного благополучия.

Теоретическая значимость - в постановке проблемы ценностных ориентаций, связанных с источниками активности человека, сформированности ценностных ориентаций, проанализированы некоторые исследования ценностных ориентаций, а также, освящена их теоретическая и методологическая основа.

Рассматривая ценностные ориентации и субъективное благополучие, как одну из составляющих структуры личности, можно выделить таких авторов, изучающих эту проблему - Б.И.Додонов, А.И.Донцов, Л.М.Смирнов, Ш.Шварц, В.А.Ядов, составивших положения о многофакторной функциональной организации системы ценностных ориентаций, ценностного сознания личности - Д.А. Леонтьев, В.А. Ядов, М.С. Яницкий и др., а также, субъектный подход к анализу психики (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, В.А. Барабанщиков, К.В. Бардин, A.B. Брушлинский, А.Л. Журавлев, В.В. Знаков, Ю.А. Индлин, Т.А. Ребеко, С.Л. Рубинштейн, В.В. Селиванов, Е.А. Сергиенко, А.Н. Славская и др.).

Практическая значимость

В практической значимости разработан комплекс диагностических методик, который может быть использован для психодиагностики ценностных ориентаций студентов и их субъективного благополучия, фундаментальность работы состоит в том, что на основании проделанной работы может быть формирован следующий цикл исследований, включающий смысловую сферу личности.

Изучая субъекта, познающего мир избирательно, можно отметить его ценностные предпочтения, субъективное восприятие, в процессе познания, действия, он не только преобразует мир, но и познаёт себя, выходит за свои пределы, обогащая свой внутренний мир. Вместе с тем это является свидетельством возникновения ценностей бытия, изменяющих экзистенциальную сущность субъекта, приобретения им новых субъектных качеств. Ценности являются не только когнитивным компонентом психики субъекта, сколько экзистенциальным, связанным с ментальным и духовным опытом.

Характеризуя первый общенаучный контекст исследования психологии ценностей, тем, что познавательные действия приводят к изменению самого субъекта, формированию его ценностной системы, В.В.Знаков и Г.В.Залевский утверждают, что познание и изменение ценностей невозможны без изменения субъекта, которому преобразование себя открывает другой взгляд на мир, со значимыми другими, чем ранее ценностями.

Вместе с этим, ценности оказывают на человека обратное действие, озаряя его мир новым светом, придавая ему завершённость, предполагающую дальнейшее развитие.

Психологический анализ ценностей субъекта в значительной мере является ключом к познанию ценностей общественного сознания. Познавая себя, субъект познаёт мир, а любое понимание основано на самопонимании. Эти утверждения базируются на очевидном факте. что человек является главной конституирующей частью человеческого мира. В каждом из нас есть не только индивидуальное, но и универсальное, общечеловеческое [3].

Анализируя современные теоретико-методологические подходы к изучению ценностных ориентаций, можно выделить одну из тенденций, характеризующих развитие психологической науки, это всё более возрастающий интерес в исследовании содержательных особенностей индивидуального сознания личности, являющимся интегрированным и многомерным отражением реальности, где всё более широко отражается вопрос о необходимости исследования индивидуальной специфики внутренней жизни и реконструкции субъективной картины мира личности [4].

То, что касается юношеского возраста, который является сензитивным и благоприятным для формирования ценностных ориентаций, именно в студенчестве, это устойчивое свойство личности способствует становлению мировоззрению, когда усиливается рефлексия, стремление к самопознанию личности, оценке своих возможностей, способностей, своего субъективного благополучия [5].

Субъективное благополучие является общим устойчивым аффективным состояниям эмоционального благополучия, так и когнитивным состоянием удовлетворённости жизнью и осмысленности жизни. Позитивный аффект или положительные эмоции, негативный аффект или отрицательные эмоции и когнитивная составляющая удовлетворённости жизнью входят в структуру субъективного благополучия [6].

Субъективное благополучие личности рассматривается как самооценка человеком своего эмоционального состояния, позитивный фактор, оптимистический взгляд на окружающие события, так Ж.С.Мамедова [6], изучая ценностные ориентации устанавливает взаимосвязи между особенностями ценностных ориентаций и положительным эмоциональным отношением к будущему [7].

Утверждения С. Л. Рубинштейна, основываются на характеристике юношеского возраста, в котором вырабатываются ценностные ориентации (научно-теоретические, философские, нравственные, эстетические), в которых выявляется самая сущность человека; складывается мировоззрение как система обобщенных представлений о мире в целом, окружающей действительности, других людях, самом себе и готовность руководствоваться им в деятельности; формируется осознанное, обобщенное, итоговое отношение к жизни, позволяющее выйти на проблему смысла человеческой жизни [8].

С точки зрения В.Франкла, вопросы смысла жизни являются насущными в юности, стремление определить цели и своё место, являются показателем личностной зрелости. В. Франкл отмечает, что феномен экзистенциального вакуума, отсутствие содержания в жизни в последнее время одновременно усиливается и распространяется. Проблема поиска смысла своего существования, определения жизненных целей важна для сохранения психического и психологического здоровья любого человека и в любом возрасте. Но есть период в жизни каждого, когда она становится действительно ключевой, определяющей, - это период юности [9].

Категории "ценности" и "ценностные ориентации", Г.М.Андреевой характеризуется как одна из самых сложных и неоднозначных, представляя одновременно когнитивные и мотивационные образования, направляющие на организацию и ориентацию поведения человека на определённые цели. Ценности выступают как некоторые категории, позволяющие человеку обозначить явления мира, выступающие основанием для восприятия, оценки и осмысления окружающего, через призму ценностей [10]. 

Направляя и корректируя процесс целеполагания, ценностные ориентации определяют отличия и характер отношений личности с окружающей действительностью, являясь детерминантами поведения, осуществляя психическую регуляцию социальной деятельности, поведения субъекта, его субъективности восприятия в социальной среде [11]. 

По мнению М. С. Яницкого, система ценностных ориентаций определяет жизненную перспективу, «вектор» развития личности, являясь важнейшим его источником и механизмом, и становится психологическим органом, связывающим в единое целое личность и социальную среду, выполняющим одновременно функции регуляции поведения и определения его цели [12].

Поэтому можно говорить о том, что ценностные ориентации – это смысловые установки субъекта, осознанные им в процессе социализации (вхождения в общество) и сформулированные в предлагаемых обществом, средствами массовой информации и т.д. терминах, позволяющих индивидуальному сознанию сделать общественную духовную ценность своим достоянием [13].

"Ценностные ориентации" развивается как понятие, раскрывающее индивидуальное и общественное  сознание человека в единстве когнитивных и аффективных процессов, образуя содержательную основу мотивации поведения и выражающее внутреннюю основу отношений личности с субъективной реальностью.

Примерные теоретические выводы. Таким образом, рассматривая некоторые теоретические исследования ценностей и ценностных ориентаций,  в рамках различных теорий можно сделать вывод, что они достаточно разнообразны. Тем не менее, представляется возможным выделить наиболее характерные психологические аспекты ценностей и ценностных ориентаций:

-ценности и ценностные ориентации связывают внутренний мир личности с окружающей действительностью, его жизненным пространством, образуя сложную, многоуровневую иерархическую систему;

-система ценностных ориентаций оказывает влияние на саморазвитие и личностный рост, его направление и способы осуществления;

-истоки ценностей находятся в культуре, обществе и личности, влияние ценностей прослеживается практически  во всех социальных феноменах;

-все люди обладают одними и теми ценностями, но в различной степени, ценности организованы в системы и упорядочены по степени важности, общее число ценностей сравнительно невелико, они являются базовыми, общечеловеческими ценностями [14].

То, что касается субъективного благополучия, оно является устойчивым аффективным состоянием эмоционального благополучия, когнитивным состоянием удовлетворённости и осмысленности жизнью, которые связаны с особенностями ценностных ориентаций и положительным эмоциональным отношением к будущему.