Развитие субъектности личности в системе дополнительного образования

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Городецкая Ю. А. Развитие субъектности личности в системе дополнительного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № 7 (июль). – С. 66–70. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13150.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблеме субъектности личности в сфере дополнительного образования. В статье рассматривается эксперимент, проведённый на базе Дома детской культуры г. Владикавказа. Изложены результаты эксперимента, сделаны выводы о том, что развитие субъектности личности, осуществляемое в учреждениях дополнительного образования, воздействует позитивно на развитие творческого потенциала школьника.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Городецкая Юлия Александровна,кандидатпедагогических наук, старший преподаватель кафедры общественных наук Владикавказского филиала ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при ПравительствеРоссийской Федерации», г. Владикавказugorodeckaya@gmail.com

Развитиесубъектностиличности в системе дополнительного образования

Аннотация.Статья посвящена проблеме субъектности личности в сфере дополнительного образования. В статье рассматривается эксперимент, проведённый на базе Дома детской культуры г. Владикавказа. Изложены результаты эксперимента, сделаны выводы о том, что развитие субъектности личности, осуществляемое в учреждениях дополнительного образования, воздействует позитивно на развитие творческого потенциала школьника.Ключевые слова:субъектность личности,дополнительное образование, самооценка личности.

В последние годы проблема субъектности личности в образовательновоспитательном процессе стала одной из наиболее острых проблем не только педагогики, но и всего общества в целом. Необходимыми условиями формирования современного гармонически развитого человека являются богатство его внутренней духовной культуры, интеллектуальная свобода, высокий нравственный потенциал, хороший эстетический вкус, пластичность межличностного, межнационального и социального общения. Развитие всех этих качеств невозможно без создания эффективной системыдополнительногообразования детей.Система обучения, ориентированная преимущественно на изучение и освоение внешнего мира, без достаточной опоры на чувственное восприятие, постепенно привела к утрате ощущения внутреннего родства человека и мира. Целостное восприятие рассматривается как необходимое условие гармонизации отношений человека с миром.Сегоднямногие достижения в педагогической практике связаны с творческим развитием личности. Ведь именно творчество учит ребёнка главному –умению сопереживать, сочувствовать, сострадать, смотреть на мир глазами другого человека. В современных условиях в учреждениях дополнительного образования выдвигаются и решаются следующие задачи эстетического воспитания.1.Систематическиразвивать творческие способности школьников. 2.Приобщать учащихся к художественно –конструкторской деятельности, развивая художественный вкус средствами дизайна.3.Формироватьспособность самостоятельно конструировать одежду.4.Развиватьхудожественнотворческиеспособностидетей, активизируя творческое воображение и инициативу.Все формы занятий в учреждениях дополнительного образования должны способствовать творческому развитию учащихся, т.е.вырабатывать в них стремление к самостоятельному мышлению, проявлению собственной инициативы, желанию сделать чтото свое, новое, интересное[1].Организация творческой деятельности в системе дополнительного образования направлена на самовыражение, саморазвитие и индивидуализацию способов систематизации полученных знаний.Выполнение творческих заданийразвивает самостоятельность мышления учащихся, делает богатым и инициативным воображение, способствуют проявлению множества зрительных и слуховых образов. Очень,важно чтобы и учащийся, и педагог дополнительного образования имели представлениео своих природных особенностях, умели их правильно использовать. Большоеместо на занятиях занимают дидактические игры и упражнения. Они заставляют детей думать, решать, ставят их в поисковую ситуацию, развивают творческие способности[2].Фантазия воображения, элементы творческих проявлений сопровождают каждую игру детей. Общее воодушевление в игре, радость исполнения активизируют робких, нерешительных детей. Важно развивать в каждом ребенке заинтересованность, помогать детям приобрести веру в себя, освободиться от напряженности, стеснения. Воспитанники достигают такого развития, которое рассматривается физиологами и психологами как необходимая база для дальнейшего развития психики в новых для них условиях: в общеобразовательной школе, в учреждениях дополнительного образования.

Осознание детьми значимости их совместной творческой деятельности, общности цели, зависимости успеха каждого из них от успеха всего коллектива, а успеха всего коллектива –от успеха каждого участника способствует интенсивному развитию всех способностей и качеств личности учащегося.Большое значение имеет общий творческий и эмоциональный настрой в совместной деятельности, развитие способности учащихся к сотворчеству, организация совместного труда, общей радости, коллективного успеха[3].

Внеучебная деятельность как важнейший фактор воспитания при разнообразии форм учитывает организацию ее вокруг творческого коллектива. Основной целью творческой деятельности должно быть формирование, познавательных, творческих интересов, взглядов и вкусов личности. Детям нужно преподносить истинные художественные ценности.На каждом занятии необходимым условием является увлеченность творчеством, интерес к занятиям. Под влиянием интереса в детях развивается наблюдательность, обостряется работа воображения, восприятия, усиливается внимание, сосредоточенность. Возрастает значение творческой деятельности как фактора воспитывающего,поднимающего уровень всех занятий.Становление человека, его духовного мира, развитие творческого потенциала в полной мере находится под влиянием школьного, дополнительного и семейного воспитания.Именно в этом периоде, когда зарождаются и крепнут истоки творческих сил и способностей школьников, могут быть созданы все условия для развития духовнонравственных потребностей, чувства и ума, заложены основы всей будущей деятельности. Дополнительное образование сегодня –необходимое звено в воспитании многогранной личности, ее образовании и профессиональной ориентации. Оно предназначено для свободного выбора и освоения детьми дополнительных образовательных программ, которые близки к их природной сущности, отвечая внутренним потребностям и помогая удовлетворять интересы ребят, развивая их интеллект и профессиональные умения и навыки [4].Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, помогая подросткам в их профессиональном самоопределении испособствуя реализации сил и знаний, которые они получат в школе. А главное –в условиях дополнительного образования дети могут удовлетворить индивидуальные потребности, развивать свой творческий потенциал и адаптироваться в современном обществе, а также имеют возможность правильно организовать свое свободное время: ведь если ребенок живет полноценной жизнью, социально реализует себя и готовится к освоению профессии, у него больше шансов достичь успехов в будущем.Фактически основу дополнительного образования составляет способность педагога планировать и осуществлять осознанное включение детей в коллективно полезное дело, вызватьихоткликиинициативу,развиватьунихпозитивноеобразовательноорганизационное отношение к делу[5].Одно из приоритетных направлений работы муниципального учреждения дополнительного образования –Дома детской культурыг. Владикавказа –занимает организация творческой деятельности. Авторские программы дополнительного образования помогают развитию личности, способствуют проявлению способностей детей, повышению культуры неформального общения.

На базе Дома детской культуры проводился эксперименте, в котором приняли участие воспитанницы студии моды «Стильная девчонка» и учащиеся 9 «А» класса СОШ № 15.

На начальном этапе эксперимента было проведено анкетирование.На вопрос: «Приносят ли пользу занятия?»–были получены следующие ответы.1.96,8%опрошенных считают, что занятия приносят им пользу, из них:–52,7%отмечают развитие своих способностей, знаний, качеств, необходимых для обучения в данном творческом объединении;–21,7%отмечают хорошее самочувствие и пользу для здоровья;–10,45%детей просто интересно учиться;–7,27% опрошенных считают, что обучение даст им возможность развивать художественный вкус в дизайне одежды,опираясь на закономерность художественно –конструкторской деятельности;–8,6%важно общение в группе;–5,9%отмечают пользу занятий в будущем для взрослой жизни;–0,4%опрошенных отмечают повышение уверенности в себе.2.1,8%воспитанниц недали ответа о пользе занятий.3.1,8% опрошенных затруднились ответить.Можно сделать вывод, о том, что воспитанницы студии моды «Стильная девчонка» имеют четкое представление о пользе занятий и о возможности реализовать свои интересы и способности.На вопрос: «С каким настроением вы приходите и уходите с занятий?»–были получены следующие ответы:а)на занятия школьницы приходят:–с веселым –47,7%;–радостным –26,8%;–счастливым –11,8%;–спокойным настроением –32,2%;–с серьезным –5%, –с грустным –1,8%;–с раздраженным настроением –0,9%, –с сердитым –0%;б)с занятий школьницы уходят:–с веселым–40,9%;–спокойным настроением –26,8%;–с серьезным –3,6%; –с грустным –2,3%;–с раздраженным настроением –0,4%, –с сердитым 0,9%учащихся.Вывод: общий фон настроения воспитанниц студии моды положительныйкак в начале, так и в конце занятий.На вопрос: «Какие взаимоотношения в классе преобладают?»–были получены следующие ответы:–86,3% детей отмечают теплые, дружественные взаимоотношения в группе;–11,3% опрошенных считают, что в группе преобладают нейтральные взаимоотношения;–8% детей считают отношения в группе проблемными.Отсюда следует, что в основном в группах преобладают дружественные взаимоотношения способствующие развитию доброжелательного общения.На вопрос: «В чем вы видите смысл посещения студии моды “Стильная девчонка”»–были получены следующие ответы:–75% воспитанниц видят смысл в развитии своих способностей;–19,1% –в познании и понимании окружающего мира;–15,4% –в самопознании и самосовершенствовании;–12,7% школьниц видят смысл посещения занятий в подготовке к профессиональной деятельности.Это говорит о том, что учащиеся понимают реальное значение дополнительного образования.На вопрос: «Поддерживают ли вас родители и друзья?»–были получены следующие результаты:–94,5% школьниц видят поддержку со стороны родителей и друзей;–1,5% только со стороны родителей;–0,4% ответили поразному;–1,8% не ответили;–0,9% учащихся отметили, что их никто не поддерживает.Итак, основная масса воспитанниц студии моды ощущает поддержку со стороны родителей и друзей, что является дополнительным стимулирующим фактором к посещению занятий и развитию своих способностей. Тестирование, проведённое с целью изучения самооценки личности учащихся 9«А» класса СОШ№15, показало, что почти все учащиеся обладают средним и низким уровнем самооценки. Школьники болезненно переносят критику в свой адрес, стараются всегда считаться с мнением других и часто страдают от «комплекса неполноценности».

Повторное тестирование поизучению самооценки личности выявило, что учащиеся, вошедшие в экспериментальную группу (ЭГ) в большинстве своём показали высокий уровень самооценки, который проявлялся в том, что они правильно реагировали на замечания других, редко сомневались в своих действиях, небыли отягощены «комплексом неполноценности». Тогда как учащиеся контрольной группы (КГ) продемонстрировали средний и низкий уровень самооценки. Полученные результаты позволяют сделать вывод о наметившейся положительной динамике развития субъектности личности учащихся экспериментальной группы (ЭГ), посещающих студию моды «Стильная девчонка».В ходе эксперимента с учащимися экспериментальной и контрольнойгрупп был проведён тест «Эстетическая шкала». Учащиеся экспериментальной группы (ЭГ) показали высокие результаты по всем параметрам тестирования. Воспитанницы студии моды «Стильная девчонка» отдавали предпочтение более сложным, динамичным и асимметричным фигурам, предложенным в тесте, что свидетельствует о хорошем эстетическом вкусе, являющемся средством оценки личностного стиля. Проведённое тестирование свидетельствует о высоком уровне творческого потенциала воспитанниц студии моды, в то время, как учащиеся контрольной группы (КГ) показали средние результаты тестирования.Тесты, посвящённые моде, помогли учащимся как контрольной (КГ), так и экспериментальной (ЭГ) групп сориентироваться в мире моды, получить конкретные рекомендации, имеющие важное значение в поисках собственного стиля, умения проявлять в одежде своё отношение к миру.В процессе эксперимента с учащимися 9 «А» класса СОШ №15 в количестве 20 человек была проведена диагностика творческой активности, результаты которой свидетельствовали о том, что уровень творческой активности у всех учащихся 9 «А» класса являлся почти одинаковым, т.е. составлял в среднем 0,85%. Затем школьники данного класса были поделены на контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ) группы. В контрольную группу (КГ) вошли 10 учащихся 9 «А» класса СОШ №15, ограничившиеся только обучением в школе. Тогда как 10 школьников этого же класса, вошедшие в экспериментальную группу (ЭГ), изъявили желание обучаться в студии моды «Стильная девчонка» Дома детской культуры. В экспериментальной группе (ЭГ), в процессе обучения в студии моды «Стильная девчонка» осуществлялось развитие художественно –творческого мышления воспитанниц, логически –конструктивного восприятия формы, цвета, направления, стиля. На занятиях учащиеся получали навыки, необходимые для работы модельера –дизайнера, закройщика, мастера по изготовлению одежды.Для проверки выдвинутой в исследовании гипотезы проводилась повторная диагностика уровня творческой активности школьников по четырем критериям: чувство новизны; критичность; способность преобразовывать структуру объекта; направленность на творчество[6].Критерий «чувство новизны» определяет способность комбинировать части разных объектов и создавать объекты с новыми свойствами.Критерий «критичность» выявляет способность мысленно сопоставлять два и более предмета и сравнивать их.

Критерий «способность преобразовывать структуру объекта» включает в себя определение способности к выделению существенных признаков из множества случайных и умение быстро перестраиваться с одной идеи на другую.

Критерий «направленность на творчество» определяет способность, позволяющую ребёнку управлять процессом творчества.Приведем полученные результаты в ходе эксперимента. По критерию «чувство новизны» средний балл у 25% опрошенных школьников составил 1,1, у 34% –1,4; у 14% –1,5, у 20% –1; у 7% –0,9.По критерию «критичность» результаты были невысоки. Почти все школьники показали средний результат, который составил 0,6. Высокий результат среднего балла опрошенных по критерию «способность преобразовывать структуру объекта» составил от 1,4 до 1,9. И наконец, анализ по критерию «направленность на творчество» показал следующие результаты: у 43% опрошенных школьников средний балл составил 0,9; у 37% –1, у 20% –1,3.По каждому из критериев былавычислена самооценка.1.По критерию «чувство новизны»: у 16% –1; у 19% –1,1; у 23% –1,2; у 12% –1,4; у 30% –1,5. 2.По критерию «критичность»: у 43% –1, у 17% –1,1; у 40% –1,2. 3.По критерию «способность преобразовать структуру объекта»: у 26% –1,1; у 34% –1,5; у 27% –1,7; у 13% –1,8. 4.По критерию «направленность на творчество»: у 34% –1,3; у 51% –1,4; у 15% –1,5.Низкий уровень творческой активности выявлен у 12% учащихся 9 «А» класса, которые составляют контрольную группу (КГ).Средний уровень творческой активности выявлен у 68% учащихся 9«А» класса (КГ),и у 74% опрошенных школьников 9 «А» класса, которые представляют экспериментальную группу (ЭГ).Высокий уровень творческой активности выявлен у 20% учащихся 9«А» класса (КГ) и у 26% обучаемых9 «А» класса (ЭГ).Результаты исследования представлены на рис.1.

Рис. 1. Определение уровня творческой активности

На основе полученных эмпирических данных был осуществлен сопоставительный анализ среднего балла по каждому из критериев с самооценкой. Средний результат между оценкой и самооценкой позволил определить уровень творческой активности школьников.Эмпирические данные эксперимента приведены в табл.1.

Таблица 1Результаты эксперимента

ОценкаСамооценкаЧувство новизныКГ –0,15%ЭГ –1,1%КГ –1,1%ЭГ –1,5%КритичностьКГ –0,14%ЭГ –0,6%КГ –1,5%ЭГ –1,6%Преобразовать структуру объектаКГ –0,16%ЭГ –1,9%КГ –1,4%ЭГ –2,0%Направленность на творчествоКГ –0,17%ЭГ –0,9%КГ –1,4%ЭГ –2,0%Сопоставительный анализ среднего балла уровня творческойактивности в КГ и ЭГ.Контрольная группа:–оценка среднего балла составляет 0,45%;–самооценка среднего балла составляет 1,26%.–итого (0,45+1,26)/2=0,85%.Экспериментальная группа:–оценка среднего балла составляет 0,62%;–самооценка среднего балла составляет 1,62%;–итого (0,62+1,62)/2=1,1%Вывод: средний балл уровня творческой активности в КГ (0,85%) ниже, чем в ЭГ (1,1%).Проведенный анализ эмпирических данных позволяет сделать вывод о том, что развитие субъектности личности, осуществляемое в учреждениях дополнительного образования, воздействует позитивно на развитие творческого потенциала школьника.

Полученные в ходе исследования результаты свидетельствуют о следующем.1.Школьники, обучающиеся в студии моды «Стильная девчонка» Дома детской культуры, вошедшие в экспериментальную группу (ЭГ), имеют четкое представление о пользе занятий и о возможности реализовать свои интересы и способности.2.Общий фон настроения учащихся ЭГ положительный как в начале, так и в конце занятий.3.В экспериментальной группе (ЭГ) преобладает дружеское взаимоотношение, способствующее развитию доброжелательного тона.4.Учащиеся понимают реальное значение занятий в Доме детской культуры.5.Основная масса воспитанников ощущает поддержку со стороны родителей и друзей, что является дополнительным стимулирующим фактором к посещению занятий в студии моды «Стильная девчонка» и развитию своих творческихспособностей и интересов.6.Авторская программа обучения и воспитания учащихся студии моды «Стильная девчонка» Дома детской культуры г.Владикавказа поможет наиболее полно реализовать творческий потенциал воспитанниц, обеспечит самоактуализацию личности, реализацию возможностей, потребностей и способностей личности. Данная программа может быть рекомендована как для учреждений дополнительного образования, так и во внеучебной деятельности общеобразовательных школ.

На основании вышеизложенного и опираясь на результаты опытноэкспериментального исследования, мы пришли к следующим выводам.1.Проблемы дополнительного образования учащихся включают в себяпсихологический, культурологический, общепедагогический и дидактикометодический аспекты.2.Анализ результатов эксперимента свидетельствует о том, что произошли позитивные изменения (тенденция к повышению уровня творческой активности) в качестве знаний учащихся.3.Результаты опытно –экспериментального исследования показали, что творческая деятельность, осуществляемая в образовательном процессе Дома детской культуры, оказывает позитивное влияние на развитие личности в целом, сказывается науровне сформированности творческой активности.

4.Развитие творческого потенциала воспитанниц студии моды «Стильная девчонка» создает условия для самоопределения школьниц и позволяет:–заложить основы для развития эстетических идеалов, представлений, взглядов о гармоничной форме и целесообразной конструкции изделий;–создать оптимальные педагогические условия для проявления инициативы в выборе видов деятельности для реализации своих способностей;–развивать творческое мышление;–приобщить школьниц к культурным ценностям общества и открыть возможности образования в будущем.5.Исходя из свободного набора видов художественной деятельности и степени сложности программы, обучаемые могут посредством присвоения системы ценностей наиболее полно реализовать свой творческий потенциал, обеспечить самоактуализацию, т.е. произойдет наиболее полная реализациявозможностей и потребностей личности.6.Система дополнительного образования учащихся строится на основе свободного выбора видов деятельности с учётом возрастных психологопедагогических особенностей детей.

Ссылки на источники1.Борисанова Н.В. Образовательная среда для педагога дополнительного образования // Дополнительное образование. –2003. –№6. –С. 34–36.2.Гриншпун С.С. Воспитание творческой личности // Внешкольник. –2000. –№8. –С. 48–51.3.Горский В.А., Попова Г.Н. Дидактическое обеспечение деятельности педагога дополнительного образования // Воспитание и дополнительное образование детей. –2003. –Вып. 1. –88 с.4.Горский В.А., Журкина А.Я., Ляшко Л.Ю., Усанов В.В. Система дополнительного образования детей // Дополнительное образование. –2000. –№1. –С.6–10.5.Попова Г.Н., Горский В.А. Региональное дополнительное образование: Проблемы и перспективы // Дополнительное образование. –2003. –№10. –С. 8–10.6.Дереклеева Н.И. Методика диагностики уровня творческой активности обучаемых по 4мкритериям. –М.: Вербум–М, 2001.

Gorodetskaya Julia,PhD, Senior Lecturer, Department of Social Sciences Vladikavkaz branch FGOBU VPO "Financial University under the Government of the Russian Federation", Vladikavkazugorodeckaya@gmail.comSubjectivity of the individual in the development of the system of supplementary educationAbstract.The article is devoted to the subjectivity of the individual in the field of the additional education. This article describes an experiment carried out on the basis of Children's Culture House of Vladikavkaz. Presented the results of the experiment and draw conclusions about what the development of subjectivity Personal Progress, carried out in the institutions of further education, the impacta positive effect on the development of the creative potential student.Keywords:subjectivity of the individual, additional education, selfassessment of personality.

Рекомендовано к публикации:Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»