Связь позитивного мышления, смысложизненных ориентаций и жизнестойкости у студентов

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Новикова К. А., Касимова С. Г. Связь позитивного мышления, смысложизненных ориентаций и жизнестойкости у студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № 7 (июль). – С. 71–75. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13151.htm.
Аннотация. В статье рассматривается связь позитивного мышления, смысложизненных ориентаций и жизнестойкости личности. Эмпирическое исследование, проведенное на выборке студентов, показало, что между различными параметрами позитивного мышления, смысложизненными ориентациями и жизнестойкостью у студентов имеются положительные корреляции.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Новикова Ксения Андреевна,студентка IVкурса факультета психологии ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Кировnysha1907@yandex.ru

Касимова Светлана Геннадиевна,кандидат психологических наук, доцент кафедры практической психологии ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Кировentrance@vshu.kirov.ru

Связь позитивного мышления, смысложизненных ориентаций и жизнестойкости у студентов

Аннотация. В статье рассматривается связь позитивного мышления, смысложизненных ориентаций и жизнестойкости личности. Эмпирическое исследование, проведенное на выборке студентов,показало, что между различными параметрами позитивного мышления, смысложизненными ориентациями и жизнестойкостью у студентов имеются положительные корреляции. Ключевые слова: позитивное мышление, оптимизм, смысложизненные ориентации, осмысленность жизни, жизнестойкость.

Большинство жизненных ситуаций имеют как позитивные, так и негативные стороны. Позитивное мышление помогает человеку адаптироваться к реальности и её трудностям. Ценность оптимистического взгляда на жизнь никогда не подвергалась сомнению, но лишь сравнительно недавно оптимизм стал предметом научных исследований [1].Исследователи уделяют значительно больше внимания негативным аспектам функционирования человека, чем позитивным. Проблема оптимизма стала остро актуальной в последние десятилетия, когда распространение депрессии приняло характер эпидемии [2]. В последнее десятилетия в рамках позитивной психологии стала интенсивно разрабатываться проблематика позитивного мышления. Позитивное мышление определяется как «специфический вид мышления, характеризующийся положительной эмоциональной окраской, стремлением решить проблему». Основным признаком такого вида мышления, как указывает Л. С. Колмогорова, являются позитивные установки в анализе ситуации, в планировании предстоящих действий, в осмыслении собственной жизни, когда мыслительная работа по интерпретации того или иного события приводит к положительной эмоции или к изменению знака эмоции –с отрицательного на положительный [3].Попытки понять смысл и содержание позитивного мышления предпринимались и предпринимаются как в зарубежной (Д. Джампольски,М. Джеймс, Дж.Капрара, К.Петерсон, М. Селигман и др.), так и в отечественной науке (Т. О. Гордеева, И.В.Дубровина, А. И. Захаров, В. Леви, Е. Н. Осин, С. Л. Рубинштейн и др.). Исследования психологов, направленные на изучение позитивного мышления, обнаружили множество преимуществ оптимистичного взгляда на жизнь. Оптимисты лучше адаптируются к негативным ситуациям. Оптимизм благоприятствует целенаправленному решению проблем, чувству юмора, планам на будущее, позитивной переинтерпретации и принятию ситуации, если та не поддается контролю. Таким образом, когда речь идет о преодолении трудностей, у оптимистов есть преимущества. Следует заметить, что оптимисты не склонны отрицать существование проблемы, в то время как пессимисты часто стараются дистанцироваться от нее. Оптимисты прилагают больше усилий для достижения цели и не склонны сдаваться, полагая, что с ситуацией можно успешно справиться тем или иным способом. Оптимисты ведут более здоровый образ жизни и находятся в лучшей физической форме, чем пессимисты. Оптимисты демонстрируют и большую производительность труда [4]. Позитивное мышление дает человеку жизнерадостное мироощущение, способность воспринимать, аккумулировать и распространять положительные мысли и эмоции. Радость обостряет восприимчивость человека к миру, позволяет восхищаться и наслаждаться им. Оптимистичный человек видит мир в его красоте и гармонии, ощущает сопричастность к окружающей действительности [5]. Позитивное мышление и уверенность в собственный успех создают положительный настрой, что представляется существенным этапом самоопределения человека, а одним из важнейших результатов самоопределения личности является нахождение смысла жизни.А. А. Бодалев под смыслом жизни понимает отраженную в сознании и переживаниях человека как субъективно предельно значимую для него и превратившуюся в главный регулятор его поведения какуюто ценность, ставшую его собственной, самой большой ценностью [6].В ряде работ (В. Э. Чудновский, Д. А. Леонтьев, Г. В. Акопов, А.В.Горбачева, З.К. Голышева) понятие смысла жизни отождествляется с понятием смысложизненных ориентаций. При этом Д.А. Леонтьев раскрывает содержание данного феномена следующим образом. По мнению Д.А.Леонтьева смысложизненные ориентации как сложные социальнопсихологические образованияпорождаются реальными значимыми жизненными взаимоотношениями субъекта и бытия, они релевантны по отношению ко всему жизненному пути личности (включая прошлое, настоящее, будущее), задают вектор и границы самореализации личности как субъекта жизненного пути через структурную организацию жизненных целей –ценностей [6].Смысложизненный выбор у каждого индивидуален, скопировать с когото и построить жизнь по чужому сценарию невозможно: смысл жизни должен быть осознан, определен, намечен самим индивидом. Смысложизненная ориентация –это основной стержень убеждений человека, его принципов, целей, который является импульсом, толчком всей жизнедеятельности, вне зависимости от мировоззренческих установок. Смысложизненный выбор –это стратегическая линия, проходящаячерез всю жизнь человека, подчиняющая его поступки и поведение, и отклонение от нее или ее потеря могут привести к внутренним конфликтам индивида или к нравственной, а то и физической гибели [7].Смысложизненные ориентации рассматриваются как многоуровневая психическая система с шестью подсистемами: осмысленность жизни, эмоциональная насыщенность жизни или процесс, определенность будущего или цели жизни, удовлетворенность самореализацией или результат, вера в управляемость жизни или локус контроляЖизнь, способность управлять событиями собственной жизни или локус «контроляЯ [8].Наряду с оптимизмом, успешное противостояние личности стрессовым ситуациям, чувство опоры и уверенность в себе и своих силах обеспечивает такая личностная переменная как жизнестойкость. Жизнестойкость в психологии понимается как способность нормально функционировать и развиваться, несмотря на явно неблагоприятные условия. В переводах иногда данное понятие синонимично термину «жизнеспособность». Жизнеспособные дети справляются с опасной средой благодаря твердой уверенности в своих силах, навыком преодоления трудностей и умению избегать опасных ситуаций, они способны противостоять подстерегающим их бедам или оправляться от них [9].Жизнестойкостьпредставляет собой систему убеждений осебе, о мире, об отношениях с миром и включающая в себя три сравнительно автономных компонента:вовлеченность, контроль и принятие риска. Жизнестойкость, как и оптимизм, придает личности уверенность в себе, обеспечивает чувство опоры. С другой стороны, эффективное совладание со стрессовыми обстоятельствами предполагает их адекватную оценку, с чем выраженный оптимизм может рассогласовываться [10].Целью исследованияявилось изучение и анализ взаимосвязи позитивного мышления со смысложизненными ориентациями и жизнестойкостью у студентов. Гипотеза исследования, сформулированная на основе работ Т. О. Гордеевой, Е.Н.Осина и Д. А. Леонтьева, состояла в предположении о том, что позитивное мышление взаимосвязано со смысложизненными ориентациями и жизнестойкостью у студентов, чем выраженнее позитивное мышление, тем более выраженными и осозознанными будут смысложизненные ориентации и жизнестойкость у студентов.Методы исследования: опросник стиля объяснения успехов и неудач для взрослых (СТОУНВ) Т. О. Гордеевой, Е.Н. Осина и В. Ю. Шевяховой; тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д. А. Леонтьева; тест жизнестойкости Д. А. Леонтьева и Е. И. Рассказовой. Для математической обработки данных применялись коэффициент ранговой корреляции Спирмена; непараметрический Uкритерий МаннаУитни; непараметрический Hкритерий Крускала Уолиса; обработка данных проводилась на базе компьютерной программы SPSSверсия 14.0.В качестве респондентов выступили студенты факультета психологии I–IIIкурсов ВятГГУ (N=82) в возрасте от 16 до 21 года, в том числе 16 юношей и 66 девушек.Эмпирическое исследование состояло из трех этапов.На первом этапе был проведен анализ особенностей выраженности позитивного мышления у студентов. Результаты представлены в табл. 1.По результатам проведенного сравнительного анализа выраженности показателей оптимистического атрибутивного стиля, между студентами I, II, IIIкурсов психологического факультета (непараметрический Нкритерий КрускалаУоллиса, можно заметить, что студенты I–IIIкурсов не имеют существенных различий по всем исследуемым показателям позитивного мышления.Таблица 1Нормы по опроснику СТОУНВ

ПоказательСредние значенияДостоверность различийIкурсIIкурсIIIкурсПараметр стабильности61,8860,6363,71p≤ 0,244Параметр глобальности67,8872,8873,10p≤0,150Параметр контроля80,0070,8876p≤0,082Общий показатель оптимизма209,47204,38212,81p≤0,309Оптимизм в ситуации успеха90,4788,8895,26p≤0,232Оптимизм в ситуации неудачи119,00115,50117,55p≤0,634Оптимизм в сфере достижений122,59118,50125,93p≤0,185Оптимизм в межличностной сфере86,8885,8886,88p≤0,833

Для более качественного анализа была применена стратегия попарного сравнения данных, а именно результатов Iи IIкурсов, Iи IIIкурсов, IIиIIIкурсов факультета психологии. Результаты представлены в табл.2.Таблица 2Результаты попарного сравнительного анализа выраженности показателей позитивного мышления у студентов I–IIIкурсов (непараметрический Uкритерий Манна –Уитни)

ПоказателиIи IIкурсIи IIIкурсIIи IIIкурсU–эмп.Достоверность различийU–эмп.Достоверность различийU–эмп.Достоверность различийПараметрстабильности172p≤ 0,396331p≤ 0,765364p≤ 0,081Параметрглобальности142p≤0,100241p≤0,066479p≤0,854Параметрконтроля129p≤0,046281p≤0,249374p≤0,107Общий показатель оптимизма173p≤0,404344p≤0,932375p≤0,110Оптимизм вситуации успеха195p≤0,801292p≤0,330369p≤0,094Оптимизм вситуации неудачи167p≤0,327313p≤0,544459p≤0,649Оптимизм в сфере достижений174p≤0,427334p≤0,798347p≤0,049Оптимизм в межличностной сфере182p≤0,559348p ≤0,993455p≤0,615

Было выявлено, что студенты Iи IIкурсов различаются только по сформированностиконтроля (среднее арифметическое значение соответственно равно 80,00 и 70,88). Причем у студентов –первокурсников контроль в начале учебного года значительно выраженнее; между студентами IIи IIIкурсов существенные различия были выявлены по параметру оптимизм в сфере достижений, причем среднее арифметическое значение у студентов IIIкурса (125,93) по данному параметру выше, чем у студентов IIкурса (118,50). Между студентами Iи IIIкурса существенных различий не выявлено ни по одному из показателей.Полученные данные позволили выделить три уровня выраженности отдельных показателей оптимизма у студентов (низкий, средний и высокий) и рассчитать процентные соотношения этих уровней по каждой из шкал (табл. 3).Таблица 3

Выраженность позитивного мышления (стиля объяснения успехов и неудач) у студентов

ШкалаУровень выраженности показателей оптимизма, %НизкийСреднийВысокийОбщий показатель оптимизма14,672,013,4Параметр стабильности15,969,514,6Параметр глобальности18,364,617,1Параметр контроля12,274,413,4Оптимизм в ситуации успеха9,870,719,5Оптимизм в ситуации неудачи14,670,814,6Оптимизм в ситуациях достижения12,272,015,8Оптимизм в межличностных ситуациях17,165,817,1

Проанализировав выраженность позитивного мышления по различным шкалам, можно отметить, что наиболее ярко выраженным параметром позитивного мышления является «оптимизм в ситуациях успеха», т. к. у большей части респондентов (90,2%) данный параметр имеет средний и высокий уровень выраженности. Также ярковыраженными параметрами оказались «оптимизм в ситуациях достижения» и параметр контроля, связанные с восприятием успехов и результатов деятельности, т. к. высокий и средний уровень выраженности эти параметры имеют у 87,8% респондентов. «Общий показатель оптимизма» имеет среднюю степень проявления, так как у достаточно большой части респондентов этот показатель определяется как средне и сильно выраженным (85,4% респондентов).Второй этап эмпирического исследования представлял собой анализ особенностей выраженности смысложизненных ориентаций и жизнестойкости у студентов. Были получены следующие данные (табл. 4). Таблица 4

Средние по тесту смысложизненных ориентаций и методике для изучения жизенстойкости личности

ПоказательСредние значенияДостоверностьразличийIкурсIIкурсIIIкурсОсмысленность жизни103,47108,17103,93p≤0,602Цели32,9432,5432,07p≤0,685Процесс29,6532,3831,19p≤0,541Результат25,2426,6726p≤0,803Локус контроля –Я2122,5021,26p≤0,479Локус контроля –жизнь31,9432,2931,48p≤0,648Вовлеченность36,0637,9234,90p≤0,549Контроль32,0631,0429,38p≤0,688Риск19,5919,7117,33p≤0,146Жизнестойкость87,7089,0881,64p≤0,393

По результатам проведенного сравнительного анализа выраженности показателей смысложизненных ориентаций и жизнестойкости, между студентами I, II, IIIкурсов психологического факультета (непараметрический Hкритерий Крускала Уолиса), можно заметить, что студенты I–IIIкурсов также не имеют существенных различий по всем исследуемым показателям.Полученные данные позволили выделить три уровня выраженности отдельных показателей смысложизненных ориентаций и жизнестойкости у студентов (низкий, средний и высокий) и рассчитать процентные соотношения этих уровней по каждой из шкал (табл. 5).Проанализировав выраженность отдельных показателей осмысленности жизни можно сказать, что наиболее ярко выраженным параметром смысложизненных ориентаций является «локус контроля –Жизнь», так как высокий и средний уровень выраженности проявляется у 90,2% респондентов. Высокие баллы по данному параметру свидетельствует об убеждении о том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь.Проанализировав данные о параметрах жизнестойкости, можно отметить, что наиболее ярко выраженными являются параметры «принятие риска» и «вовлеченность», высокий и средний уровень выраженности выявлено у 86,6% испытуемых. В соответствии с этим, можно утверждать, что данным испытуемым характерна убежденность о том, что все то, что с ним случается, способствует его развитию за счет

Таблица 5

Выраженность смысложизненных ориентаций и жизнестойкости у студентов

ШкалаУровень выраженности смысложизненных ориентаций и жизнестойкости, %НизкийСреднийВысокийОсмысленность жизни11,074,414,6Цели12,272,015,8Процесс11,072,017,0Результат12,274,413,4Локус контроля –Я11,076,812,2Локус контроля –жизнь9,873,117,1Жизнестойкость 14,665,914,6Контроль20,759,819,5Риск13,474,412,2Вовлеченность13,470,715,9

знаний, извлекаемых из опыта –неважно, позитивного или негативного, а вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности.Третий этап эмпирического исследования был нацелен на выявление наличия и характера взаимосвязей между показателями оптимизма, смысложизненных ориентаций и жизнестойкости у студентов.При анализе связей общего показателя оптимизма с его параметрами, параметрами смысложизненных ориентаций и жизнестойкости были получены множественные положительные корреляции (табл. 6), что свидетельствует о существовании значимых связей между исследуемыми параметрами.Таблица 6Корреляции общего показателя оптимизма у студентов

Показатели

СпирменаУровень значимостиОптимизм в ситуациях достижения0,927p0,01Оптимизм в межличностных ситуациях0,856p0,01Оптимизм в ситуации неудачи0,828p0,01Оптимизм в ситуациях успеха0,795p0,01Параметр стабильности0,759p0,01Параметр глобальности0,686p0,01Параметр контроля0,663p0,01Локус контроля –жизнь0,531p0,01Цели в жизни0,521p0,01Результативность жизни0,496p0,01Локус контроля –Я0,493p0,01Осмысленность жизни0,479p0,01Жизнестойкость0,419p0,01Контроль0,411p0,01Процесс жизни0,399p0,01Вовлеченность0,379p0,01Принятие риска0,367p0,01

Следует отметить, что общий показатель оптимизма имеет более значимые корреляции с ее составляющими, наиболее значимыми среди которых является оптимизм в различных ситуациях, и параметрами смысложизненных ориентаций, то есть оптимизм в большей степени зависит оттого, как он проявляется в различных жизненных ситуациях, в которые вовлечен человек; насколько определенным для человека является его будущее; достаточно ли удовлетворен человек своей самореализацией, верит в управляемость собственной жизни и способен управлять ее событиями.В ходе анализа связей осмысленности жизни и параметров оптимизма и жизнестойкости (табл. 7), выявлено, что осмысленность жизни имеет более значимые корреляции с ее составляющими и параметрами жизнестойкости, менее значимые связи обнаружены между осмысленностью жизни и шкалами оптимистического атрибутивного стиля. Таким образом, осмысленность различных сторон жизнедеятельности в большей степени зависит оттого, имеются ли у человека конкретные цели в жизни; воспринимает человек процесс своей жизни интересным и эмоционально насыщенным, либо неудовлетворен своей жизнью; обладает ли свободой в выборе необходимых путей действия, либо не способен контролировать и управлять происходящими с ним процессами; получает человек удовольствие от проделанной им работы, или ощущает себя «вне» жизни и др.Таблица 7

Корреляции параметра осмысленность жизни у студентов

Показатели

СпирменаУровень значимостиЛокус контроля –жизнь0,919p0,01Процесс жизни0,897p0,01Результативность жизни0,891p0,01Локус контроля –Я0,880p0,01Жизнестойкость 0,843p0,01Цели в жизни0,814p0,01Контроль 0,800p0,01Вовлеченность 0,791p0,01Принятие риска0,717p0,01Параметр глобальности0,573p0,01Общий показатель оптимизма0,479p0,01Параметр стабильности0,479p0,01Оптимизм в межличностных ситуациях0,467p0,01Оптимизм в ситуации неудачи0,436p0,01Оптимизм в ситуациях достижения0,410p0,01Оптимизм в ситуациях успеха0,387p0,01Параметр контроля–p0,01

В ходе анализа связей жизнестойкости и параметров оптимизма и смысложизненных ориентаций (табл. 8), можно выделить, что жизнестойкость имеет более значимые корреляции с ее составляющими и параметрами смысложизненных ориентаций. Интересным является тот факт, что осмысленность жизни и жизнестойкость не имеют значимых взаимосвязей с такой составляющей позитивного мышления как параметр контроля. Значит, на данные аспекты не влияет то, как объясняются индивидом успехи (зависящие или независящие от собственных усилий) и неудачи (подверженные или неподверженные изменению).Исходя из полученных при анализе данных можно с уверенностью говорить о тесных взаимосвязях позитивного мышления, смысложизненных ориентаций и жизнестойкости у студентов.

Таблица 8 Корреляции жизнестойкости у студентов

Показатели

СпирменаУровень значимостиВовлеченность0,944p0,01Контроль0,932p0,01Осмысленность жизни0,843p0,01Принятие риска0,843p0,01Результативность жизни0,800p0,01Локус контроля –Я0,797p0,01Локус контроля –жизнь0,795p0,01Процесс жизни0,768p0,01Цели в жизни0,693p0,01Параметр глобальности0,570p0,01Параметр стабильности0,458p0,01Оптимизм в межличностных ситуациях0,441p0,01Оптимизм в ситуации неудачи0,426p0,01Общий показатель оптимизма0,419p0,01Оптимизмв ситуациях достижения0,348p0,01Оптимизм в ситуациях успеха0,274p0,05Параметр контроля–p0,01

Таким образом, при анализе связи общего показателя оптимизма и параметров позитивного мышления были получены множественные положительныекорреляции, что свидетельствует о существовании значимых связей между позитивным мышлением и такими показателями как стабильность, глобальность, контроль, а также оптимизмом в ситуациях успеха, неудачи, достижений и межличностных взаимодействий.Также в процессе эмпирического исследования было выявлено, что осмысленность жизни имеет более значимые корреляции с ее составляющими и параметрами жизнестойкости, менее значимые со шкалами оптимистического атрибутивного стиля и не имеет взаимосвязей с такой составляющей позитивного мышления как параметр контроля.С практической точки зрения из полученных данных следует актуальность проведения психологических тренингов, формирующих у школьников и студентов умение мыслить позитивно, гибко, оптимистично и конструктивно интерпретировать как трудности и неудачи, так и позитивные жизненные ситуации.

Ссылки на источники1.Гордеева Т. О.,Осин Е. Н. Позитивное мышление как фактор учебных достижений старшеклассников // Вопросы психологии. –2010. –№ 1. –С. 24–33. 2.Перова Е. А.,Ениколопов С. Н. Оптимизм как одна из составляющих субъективного благополучия // Вопросы психологии. –2009. –№ 1. –C. 51–57.3.КолмогороваЛ. С.,Лычева М. В.Позитивное мышление в свeте отечественных и зарубежных исследований // ВестникБарнаульскогогосударственного педагогического университета. Серия«Психологопедагогическиенауки». –2006. –№ 6. –С. 4–10.4.Бонивелл И. Ключи к благополучию: Что может позитивная психология. –М.: Время, 2009. –192 с.5.Ромах О. В.,Лапухина М. В. Позитивное мышление в интеллектуальнокультурологическом аспекте. –URL: http://www.analiculturolog.ru.6.Чулкова М. А. Смысложизненные ориентации и особенности их проявления в юношеском возрасте // Психология в современном развивающемся мире: теория и практика: материалы Международной научнопрактической конференции. –Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2012. –260 с.7.Хвоина Т.В. Особенности смысложизненных ориентаций у юношей и девушек, обучающихся в разных образовательных средах // Молодежь и наука: Сборник материалов VI Всероссийской научнотехнической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых.–

Красноярск : Сиб. федер. унт, 2011.8.Чернов Д. Ю. Смысложизненные ориентации и профессиональное становление педагогов // Ученые записки СПбГИПСР.–2010. –Вып. 1,Т. 13. –С. 22–27.9.Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. –М.: АСТ МОСКВА; СПб.: ПраймЕВРОЗНАК, 2009. –811 с.10.Леонтьев Д. А.,РассказоваЕ. И.Тест жизнестойкости. –М.: Смысл, 2006. –63 с.11.Новикова К. А. Связь позитивного мышления и учебных достижений у старшеклассников // Вестник ВятГГУ. Педагогикаипсихология. –2012. –№2(3). –С. 11–15.

Novikova Ksenia,IV year student of the Faculty of Psychology of Vyatka State University of Humanities,Kirovnysha1907@yandex.ruKasimova Svetlana,Ph.D., Associate Professor, Department of Applied Psychology Vyatka State University of Humanities, Kiroventrance@vshu.kirov.ruCommunication of positive thinking, orientation of meaning and viabilityof studentsAbstract.The article is concerned with the problem of positive thinking, orientation of meaning and person viability. It is shown by the empirical study on a sample of students that various parameters of positive thinking, orientation of meaning and viability of students are positively correlated.Keywords:positive thinking, optimism, orientation of meaning, meaningfulness of life, viability.

Рекомендовано к публикации:Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»