Подготовка и проведение научно-практических конференций на иностранном языке в неязыковом вузе

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Москвина Ю. А., Григорьева А. В. Подготовка и проведение научно-практических конференций на иностранном языке в неязыковом вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № 8 (август). – С. 36–40. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13162.htm.
Аннотация. В статье рассматривается методика проведения научно-практических конференций в неязыковом вузе, наиболее распространенные организационные недостатки. Кроме того, предложены рекомендации по их устранению.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Григорьева Александра Викторовна, преподаватель кафедры иностранных языков и межкультурных коммуникаций ФГБОУ ВПО «Уральский государственный университет путей сообщения», г.Екатеринбургkarnaukhova_a@mail.ru

Москвина Юлия Александровна, преподаватель кафедры иностранных языков и межкультурных коммуникаций ФГБОУ ВПО «Уральский государственный университет путей сообщения», г.Екатеринбургmoskvina_yuliya@bk.ru

Подготовка и проведение научнопрактических конференцийна иностранном языке в неязыковом вузе

Аннотация.В статье рассматривается методика проведения научнопрактических конференций в неязыковом вузе, наиболее распространенные организационные недостатки. Кроме того, предложены рекомендации по их устранению.Ключевые слова: научнопрактическаяконференция, иностранный язык, самостоятельная работа, научноисследовательская работа студентов, презентация.

В современных условиях обучение профессиональному английскому языку является актуальной задачей в сфереподготовки студентов технических и экономических факультетов. Несомненно, данная задача обусловлена двумя факторами. Вопервых, сегодня многие компании и даже государственные предприятия требуют от своих специалистов знания иностранного языка, поскольку как импортная, так и экспортная их деятельность зачастую связана с иностранными партнерами. Вовторых, реалии современногообразования требуют сотрудничества с зарубежными вузами[1].

Преподаватели кафедры иностранных языков и межкультурных коммуникацийУральского государственного университета путей сообщения активно участвуют в подготовке выпускников технических и экономических специальностей, для которых знание иностранного языка является необходимой составляющей в совершенствовании всесторонне развитой личности.Однако в последнее время прослеживается тенденция к уменьшению количества часов на изучение иностранных языковв неязыковых вузах. Поэтому на данном этапе важную роль играет самостоятельная работа студентов, то есть их умение изучать материал в больших объемах без практических занятий вместе с преподавателем [2].Научнопрактические конференции являются одним из наиболее важных видов самостоятельной работы студентов. Они относятся не только к учебной деятельности, но также и к воспитательной, поскольку учащиеся приобретают знания самостоятельно, путем преодоления посильных трудностей. Эти знания усваиваются прочнее, чем полученные в готовом виде. Ведь, работая самостоятельно, каждый студент непосредственно соприкасается с учебным и дополнительным материалом, концентрируя на нем все свое внимание, мобилизуя индивидуальные резервы интеллектуального, эмоционального и волевого характера. Значит, он не может быть нейтральнопассивным[3].Существует несколько видов самостоятельной внеаудиторной работы: научнопрактические конференции студентов, олимпиады, конкурсы и воспитательные мероприятия. Данные виды деятельности повышают мотивацию студентовПреподавательский коллектив кафедры иностранныхязыкови межкультурныхкоммуникациипридает огромное значение организации научнопрактических конференций для студентов технических и экономических специальностей. Данный вид учебноисследовательской деятельности давно практикуется в работе кафедры. При подготовке к участию в конференции студенты проводят исследовательскую работу в несколько этапов.Первый этап включает планирование научноисследовательской работы, включающее ознакомление с тематикой работ в профессиональной области и выбор темы исследования. Рассмотрение изучаемого вопроса проводится на иностранном языке, но осуществляется в рамках профессионального интереса. Работа выполняется на основе трудов зарубежных ученых.Во время второго этапа студенты занимаются написанием реферата. Третий этап подразумевает проведение научноисследовательской работы в соответствии с индивидуальным планом.Четвертый этап включает выступление на научнопрактической конференции.Пятый этап –публикация тезисов выступления по итогам конференции.Во время работы над исследованием у участников реализуется искусство поиска информации по теме исследования, умение планировать свою работу, правильно ее оформлять и представлять аудитории. Студент приучается творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия и прогнозировать возможные варианты презентации. Такого рода деятельность характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение своих собственных мнений, чувств и принятие личной ответственности за работу, которую он выполняет. Важен и тот факт, что при подготовке материала студент непроизвольно запоминает разнообразные лексические средства и грамматические структуры, у него стимулируется развитее творческого мышления и воображения. То есть, можно сказать, что работа над материалом конференции сочетается с созданием и упрочением языковой базы[4].

Во время проведения конференций были выявлены следующие недостатки. Тематика конференций в нашем вузе зачастую не выходит за рамки профессиональных интересов студентов. Однако тема конференций носит одно общее название «Internationalcommunications». С одной стороны, выбор подобной тематики обеспечивает свободу в выборе темы, но с другой стороны, делает рамки тематики работ эфемерными. Участие в конференции предлагается всем желающим, даже студентам, которые только начали изучение языка в вузе. Несомненно,это мотивирует студентов к изучению. Но участие студентов с разной степенью владения иностранным языком не позволяет объективно оценить исследовательскую составляющую каждой работы. Так, способность студентов к коммуникации зачастую принимается и за высокую степень разработанности изучаемой проблемы. Конференции представляют интерес для многих студентов: некоторые стремятся впервые практиковать использование иностранного языка на конференции, другие мотивированы на исследовательскую составляющую работы, поскольку участие в научнопрактической конференции на иностранном языке подразумевает под собой изучение зарубежных источников. В связи с представлением на конкурс большого количества работ сокращается время на индивидуальное выступление, что не позволяет полностью раскрыть суть исследования.При подготовке к конференции система высшего образования ориентируется на те компетенции, которыми студенты должны были овладеть в школе. В частности,это способность к грамотному оформлению и использованию презентации своей работы. К сожалению, во время выступления даже при качественно выполненной работе студенты не могут должным образом подготовить ее презентацию. Наблюдается несоответствие между защищаемыми тезисами и представляемым в презентации материалом.На конференции презентуются исследования студентов разных курсов, в том числе и магистрантов, что делает участие в конференции для первокурсников особенно сложным (нет навыков написания научноисследовательских работ, выступление на иностранном языке перед аудиторией является стрессовым моментом).Однако нам хотелось бы предоставить новые разработанные рекомендации к проведению конференций с учетом всех противоречий, которые препятствовали более эффективному освоению студентами новых знаний.Прежде всего, мы сформулируем общие рекомендации, а затем представим методы устранения вышеописанныхнедостатков.Основная цель научной конференции предоставление возможности будущим специалистам реализовать навыки и умения практического владения языком в ситуациях иноязычного профессионального и научного общения, а именно делать сообщения и доклады наиностранном языке, обсуждать темы, связанные с научной работой студентов.Работа конференции может быть организована по профилирующим направлениям вуза. Студенты технических специальностей защищают свои проекты отдельно от студентов экономического факультета.В списке участников конференции –студенты первого, второго и третьего курсов защищаются отдельно от четверокурсников и магистрантов УрГУПСа.Заседание ведут модераторы по подготовленному под руководством ведущих преподавателей английского языка сценарию. В роли модераторов могут выступать как преподаватели кафедры, так и магистранты, отличающиеся артистизмом и имеющие достаточно высокий уровень владения английским языком.Выступления докладчиков посвящены исследованиям в профессиональной сфере студентов, представляются на иностранном языке и сопровождаются демонстрацией презентаций в формате PowerPoint, длятся не более 7 минут.По каждому докладу выступающим задаются вопросы на иностранном языке членами жюри и присутствующими слушателями. Таким образом, состоится обсуждение каждого доклада.Доклады оцениваются экспертной группой (жюри) по следующим критериям:

содержание (научность, соответствие теме, фактуальная адекватность, логическое структурирование, подтверждение фактов примерами или обоснованиями);

техника речи (четкость формулировок, понятность, правильность речи, жесты, мимика, обращенность к аудитории, использование стилистических приемов);

использование наглядных средств (демонстрационные техники);

ответы на вопросы (правильность, аргументированность).В состав жюри входят представители профилирующих кафедр и кафедры «Иностранных языков и межкультурных коммуникаций», что позволило объективно оценить научную ценность, содержание докладов молодых ученых, а также их умения практического владения английским языком в ситуациях иноязычного профессионального и научного общения.После разработки основных рекомендаций хотелось бы перейти непосредственно к разработке тех приемов, которые помогут в устранении ранее упомянутых недостатков. Поскольку цель данной рекомендации мотивировать студентов на использование иностранного языка в рамках профессиональной коммуникации, предлагаем осуществлять защиту проектов по двум секциям: технической и экономической. Хотелось бы на примерах показать осуществлениеданной рекомендации. Так, одна из студенток, которая по завершению обучения в университете на факультете экономики и управления по специальности менеджментполучит квалификацию менеджерлогист, выбрала в качестве темы исследования cтруктуру логистическойкомпании в России и Японии (FeaturesoflogisticcompaniesinRussiaandJapan). Представлена разработаннаямодель логистической компании, которая подходит для российской и для японской действительности с учетом национальных особенностей каждой страны.

Другие студенты этого же факультета специальности экономика, представляя проект, работали в группах. Они подготовили исследование на тему «Деньги» (Money). Они изучили историю происхождения денег, этимологию денежный единиц, роль денег в жизни человека. Также была разработана тема рискменеджмента. Данная работа имеет важную практическую значимость, так как студенты проанализировали причины и виды рисков на конкретном предприятии и подготовили план, как избежать наиболее острых ситуаций. Другая студентка,обучающаяся на факультете управления процессами перевозокпо специальности техносферная безопасность, исследовала проблему системы безопасности на железной дороге в Австралии (ResearchofroadsafetyinAustralia). В практической части студентка самостоятельно разработала меры предосторожности, которым необходимопридерживаться на железной дороги в Австралии. Эти меры напрямую связаны с климатом страны и особенностями ее ландшафта. Данные темы показывают, что исследование, проведенное на иностранном языке, имеет практическую значимость для будущей профессии студента. На наш взгляд такие исследования заслуживают большего внимания и будут считаться более полезными для студентов в будущем, чем рефераты по страноведению и лексикологии. В каждой секции ввести два отделения: для студентов, которые только приступили к изучению иностранного языка, и для учащихся, которые уже обладают высокой способностью к межкультурной коммуникации. Приветствуется работа в группах: один из студентов занимается поиском материала, другой –готовит презентацию и выступает в качестве докладчика. Таким образом, студенты учатся работать в команде, и эта деятельность представляет собой максимально творческий процесс [5].Эта рекомендация в свою очередь позволит решить третью проблему, которая связана с большим количеством работ и с разным качеством их исполнения. А также позволит выделить не менее семи–десяти минут на прослушивание выступления каждого участника конференции. Считаем необходимым рекомендовать преподавателям иностранного языка выделить как минимум от четырех до шести практических занятий в календарнотематическом плане на изучение грамотного построения презентации на иностранном языке. Сюда входит подготовка слайдов; текста выступления, в которое будет входить обращение к аудитории, вступительное слово, актуализация темы исследования, структурирование проекта, представление самих тезисов и заключительное слово. Также на этих практических занятиях будет отрабатываться как умение учащихся формулировать вопросы в соответствии с защищаемой работой, так и способность отвечать на вопросы после представления своего исследования.В соответствие с вышеуказанными рекомендациями к проведению и подготовке научнопрактических конференций в неязыковых вузах у студентов будут формироваться и развиваться следующие компетенции. Студент должен знать:основы методологии проведения научных исследований, последовательность основных компонентов исследования;методы экспериментальных и теоретических исследований в профессиональной деятельности.Учащиеся должны иметь представление о творчестве, развитии интеллектуальных и творческих особенностей человека. А также уметь:теоретически анализировать;определять, выбирать цели творческой деятельности;разложить процесс достижения на задачи (более мелкие цели);формулировать задачу;намечать самостоятельно цели, задачи;

оперативно собирать необходимую информацию;владеть арсеналом научных методов исследований и обработки результатов;формировать алгоритм действий;выдвигать гипотезы;формулировать выводы;принимать решения организационного плана [6].

В данной статье мы проанализировали методику проведения научнопрактических конференций в неязыковом вузе. На основе ранее проведенных конференций были выявлены наиболее распространенные организационные недостатки. Нами же были предложены рекомендации по их устранению. Можно сказать, что при использовании данной методической системы у студентов совершенствуются способности к наблюдению, анализу, синтезу, механизмы памяти, внимания, увеличивается степень логичности мышления. Помимо этого, она помогает формировать многие важные качества личности: чувство ответственности, способность к оценке и самооценке, умение сопоставлять факты и делать выводы [7].

В процессе профессиональной подготовки студентов к научноисследовательской работе важно создать для каждогоиз них мотивацию для развития собственных интеллектуальных и творческих способностей, стимулировать развитие личности; приобрести опыт решения практически значимых задач профессиональной деятельности на основе овладения методологией научных исследований конкретных методов решения задач профессиональной деятельности[8].

Ссылки на источники1.Дудина М.Г.Использование видеоматериалов на уроке английского языка//Современные тенденции в обучении иностранным языкам и межкультурной коммуникации: Материалы Международной заочной научнопрактической конференции. –Электросталь: Новый гуманитарный институт, 2011. –С. 46.2.Григорьева А.В., МосквинаЮ.А.Сравнительная характеристика самостоятельной работы студентов и работы студентов с преподавателем// Интерактивный научнометодический журнал «Сообщество учителей английского языка».–2013. –№4.–URL:http://tea4er.ru/volume4/340020130712113256.3.Петухова Г.Н. Студенческая конференция как один из видов самостоятельной работы // Интерактивный научнометодический журнал «Сообщество учителей английского языка».–2013. –№4. –URL:http://tea4er.ru/volume4/324420130502150543.4.Там же.5.Там же.6.Лобова Г.Н. Подготовка студентов к научноисследовательской деятельности: содержательный аспект рабочей программы//Вестник Оренбургского государственного университета. –2004. –№5. –С. 56–59.7.Петухова Г. Н. Указ. соч.8.Лобова Г.Н. Указ. соч.

GrigorevaAlexandra, EnglishlanguagelecturerofForeignlanguagesandinterculturalcommunicationschairoftheUrals State University of Railway Transport, Yekaterinburgkarnaukhova_a@mail.ruMoskvina Yuliya, English language lecturer of Foreign languages and intercultural communications chair of the Urals State University ofRailway Transport, Yekaterinburgmoskvina_yuliya@bk.ruTraining and conducting of scientific and practical conferences in foreign language at nonlinguistic UniversityAbstract.In the article the procedure of conducting of theoretical and practical conferences at nonlinguistic University and the most common organizational drawbacks are considered. In addition, the recommendations of removal of disadvantages are proposed. Keywords:scientific and practical conference, foreign language, selfstudy training, research work of students, presentation.

Рекомендовано к публикации:Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»