Самоактуализация личности студентов как условие психологического здоровья

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Забелина А. В. Самоактуализация личности студентов как условие психологического здоровья // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № 9 (сентябрь). – С. 11–15. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13175.htm.
Аннотация. В статье рассматривается самоактуализация в качестве условия психологического здоровья личности студентов. Описаны результаты исследования уровня самоактуализации студентов второго курса педагогического вуза. Авторы в рамках психолого-педагогической подготовки студентов предлагают реализацию разработанного элективного курса, направленного на помощь студенту в овладении средствами самопонимания, самопринятия и саморазвития в контексте гуманистического взаимодействия с окружающими его людьми.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Забелина Анна Вячеславовна,старший преподаватель кафедры психологии и педагогики профессионального образования ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого», г. Тулаannavzabelina@mail.ru

Самоактуализация личности студентов как условие психологического здоровья

Аннотация.В статье рассматривается самоактуализация в качестве условия психологического здоровья личности студентов. Описаны результаты исследования уровня самоактуализации студентов второго курса педагогического вуза. Авторы в рамках психологопедагогической подготовки студентов предлагают реализацию разработанного элективного курса, направленного на помощь студенту в овладении средствами самопонимания, самопринятия и саморазвития в контексте гуманистического взаимодействия с окружающими его людьми.Ключевые слова:самоактуализация личности, психологическое здоровье, психологопедагогические компетенции, психологопедагогическая подготовка студентов.

В настоящее время в российских научнопедагогических кругах широко обсуждается введение профессионального стандарта педагога. Разрабатываемый документ учитывает уровни образования, предусмотренные Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и основанные на специфике педагогической деятельности. В профессиональном стандарте педагога выделены следующие категории педагогов: педагог дошкольного образования (воспитатель), педагог начальной, основной и старшей школы. Также предполагается расширить сферу его применения, разработав стандарты профессиональной деятельности для педагогов дополнительного образования и педагогов системы профессионального образования.Представленный на обсуждение профессиональный стандарт педагога является рамочным документом, определяющим основныетребования к квалификации педагога на общенациональном уровне. Помимо этого, стандарт может быть дополнен требованиями на уровне региона, в которых учитываются социокультурные, демографические и прочие особенности, и даже на уровне конкретного образовательного учреждения, отражающие специфику реализуемых в данном учреждении образовательных программ.Отражая структуру профессиональной деятельности педагога, в профессиональном стандарте педагога выделяют такие ее компоненты как обучение, воспитание и развитие ребенка. Он нацелен на реализацию стратегии модернизации современного образования и поэтому наполнен психологопедагогическими компетенциями, которые должны помочь учителю в решении постоянно изменяющихся проблем [1].Психологопедагогические компетенции неотделимы от требований к личностным качествам учителя и его профессиональных компетенций: готовность учить всех без исключения, вне зависимости от их особенностей развития, склонностей, способностей, ограниченных возможностей.Ни для кого не секрет, что в постоянно изменяющемся мире выдвигаются новые требования к квалификации педагога. Однако требовать отпедагога то, чему его никто никогда не учил неправомерно.Поэтому, введение профессионального стандарта педагога должно быть связано с изменением стандартов его подготовки в высшей школе. Кроме того, являясь открытым документом, профессиональный стандарт педагога может быть дополнен и расширен, в том числе и в сфере подготовки педагогов для системы высшего профессионального образования.Практически всем людям в течение жизни приходится сталкиваться с психологическими проблемами, связанными с нарушениями поведения, эмоциональной и психосексуальной сфер, общения,межличностных и внутрисемейных отношений, психического здоровья. Например, эмоциональная холодность, депрессия, страхи, повышенная тревожность отражают психологические проблемы эмоциональной сферы. Нарушения поведения и общения могут проявляться в агрессивности, возбудимости, конфликтности или, наоборот, в замкнутости, нерешительности, неумении отказывать и отстаивать свои интересы.Часто психологические проблемы обостряются в периоды переживания кризисов (в том числе и возрастных) в различных сферах жизни человека –социальной, личной, творческой, профессиональной. Но не все эти проблемы являются показаниями к получению профессиональной психологической помощи. Многие из них человек в состоянии решить самостоятельно, а некоторые и своевременно предупредить. Для этого ему необходимо знать основные составляющие своего психологического здоровья и уметь поддерживать его в хорошем состоянии.Выдвижение гуманистических ценностей в качестве приоритета современного образования послужило толчком для появления в науке и практике термина психологическое здоровье. В современной науке понятие «психологическое здоровье» употребляется при рассмотрении вопросов, связанных с развитием и формированием психологически здоровой личности и рассматривается как овладение смыслом собственной жизни (Ш.Бюллер); удовлетворение экзистенциональных потребностей личности (В.Франкл); «самоактуализация» личности (А.Маслоу); удовлетворение возрастных потребностей на каждом из этапов развития личности (Л.С.Выготский).Термин «психологическое здоровье» можно рассматривать как один из показателей социальнопсихологической составляющей образа жизни, характеризующий самовосприятие и самооценку индивида своего социальногоблагополучия, степени удовлетворения потребностей, качества и уровня жизни, реализации жизненных планов [2]. Понятие «психологическое здоровье» широко используется в гуманистическом направлении психологии (К.Голдштайн, А.Маслоу, К.Роджерс, В.Франкл идр.). А.Маслоу считал, что патологическими нарушениями психологического здоровья являются неврозы и психозы как следствие неверного, ошибочного психологического развития человека. Психологически здоровые люди –это «люди зрелые, с высокой степенью самоактуализации, имеющие реальные жизненные достижения и развившие свои личностные возможности» [3]. По его мнению, основными показателями психологического здоровья являются показатели самоактуализации личности, отражающие всю полноту и богатство ее развития, заложенные потенции, развитие таких качеств как автономность личности, способность к личностному и профессиональному самоопределению, принятие других людей такими, какие они есть, здоровый альтруизм, творческая направленность и др.Самоактуализация –это основополагающее свойство психологически здоровой, зрелой личности, стремящейся к полноценной реализации собственного потенциала, к саморазвитию, сохранению и максимальному проявлению своих лучших черт. Это процесс, предполагающий определенный выбор. Если личностный выбор делается каждый раз в пользу личностного развития, то это и является движением к самоактуализации и психологическому здоровью. Самоактуализирующимся людям свойственна устоявшаяся система личных ценностей, глубокая рефлексия и адекватный образ своего «Я». Ценности для актуализирующейся личности выступают в роли потребностей.Психологическое здоровье представляет собой непрерывный процесс развития, неповторимый на каждом возрастном этапе становления личности, направленный на достижение личностью своей внутренней сущности и самоактуализации. В такой трактовке самоактуализация выступает в качествевнутренней активности личности, целью которой является выявление потенциальных возможностей, ценностных ориентаций и личностно значимых смыслов. В результате такой активности личность включается в процесс самопознания и самоопределения, т.е. постигает собственную исключительность, ценности и жизненное предназначение. Таким образом, самоактуализация является условием психологического здоровья личности.Длястудентов психологопедагогических направлений подготовки высокий уровень личностной зрелости, самоактуализации и психологическое здоровье являются не только профессионально значимыми характеристиками, но и теми основными факторами, которые определяют психическое здоровье подрастающего поколения, обозначенное среди основных направлений развития общего образования вутвержденной 04 февраля 2010 года Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»:«Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья–дело не только семьи, но и педагогов».Формирующуюся личность подрастающего поколения необходимо научить справляться с жизненными трудностями и ставить перед собой конкретные жизненные цели, которые не появляются беспричинно (независимо от других людей, обстоятельств, самого ребенка). Цели в жизни человека связанны с его потребностями и обусловлены как внутренними (личностными), так и внешними (социальными) обстоятельствами. Поэтому помочь в этом может только нацеленный на самоактуализацию психологически здоровый педагог. Рассматривая самоактуализацию как непрерывный процесс и условие психологического здоровья, можно говорить о ее актуальности для всех возрастных периодов жизни человека, в том числе, в период получения высшего профессионального образования будущими педагогами. Для изучения уровня самоактуализации личности студентов педагогического университета в нашем исследовании использовался традиционный тест САТ, разработанный коллективом авторов (Л. Я.Гозман, М. В.Кроз, М. В.Латинская), который позволил определить количественные и качественные параметры уровня самоактуализации личности [4]. В проведенном нами экспериментальном исследовании самоактуализации принимал участие 104 респондента –студенты 2 курса ТГПУ им. Л. Н. Толстого. Студентам предлагалось выбрать одну из двух не строгих альтернатив, которые представляют собой суждения поведенческого или ценностного характера, по 126 пунктам опросника. Испытуемому необходимо было выбрать то суждение, которое соответствует его представлениям или его привычному способу поведения в наибольшей степени.Анализ результатов исследования проводился по двум базовым и двенадцати дополнительным шкалам. Базовые шкалы теста («Компетентность во времени» и «Поддержка») не имеют общих пунктов, поэтому являются независимыми друг от друга. Дополнительные шкалы составляют шесть парных блоков и пункты теста в них могут повторяться, т.е. фактически содержаться в базовых шкалах теста. Это позволяет, не увеличивая объема теста, проводить диагностику большего количества показателей самоактуализации. Так какколичество вопросов по шкалам теста разное (от 7 до 93), то для стандартизации сырых баллов, имеющих большой размах (разницу между минимальными и максимальными баллами), в Тбаллы использовали возможности MicrosoftExcel. Для шкал теста вычислялись значения среднего арифметического исследуемой выборки, стандартного отклонения исследуемой выборки и нормализованное значение для распределения в MicrosoftExcel, используя стандартные функции.В связи с тем, что тест САТ не содержит градации высокого, среднего и низкого уровня самоактуализации, выраженного в Тбаллах однозначно, мы, проанализировав практику использования САТ, остановились на следующей градации уровней самоактуализации: шкальные оценки менее 45 Тбаллов характерных для низкого уровня самоактуализации по шкале, 45–55 Тбаллов –для среднего уровня, 56–70 Тбаллов характеризуют высокий уровень самоактуализации. Предельного значения параметров CAT (более 70 Тбаллов), названного Э.Шостром «псевдосамоактуализацией», свидетельствующей о излишнем влиянии на результат обследования субъективной оценки общественной значимости ответов испытуемого или о желании выглядеть в лучшем свете, в нашем исследовании выявлено небыло. Результаты исследования самоактуализации личности студентов представлены в таблице (табл.1).Таблица 1Результаты исследования самоактуализации личности студентов, n=104

Шкалы тестаУровеньНизкийСреднийВысокийAбс.%Aбс.%Aбс.%Компетентность во времени (Тс)4543%2928%3029%Поддержка (I)4341%3534%2625%Ценностные ориентации (SAV) 4846%4038%1615%Гибкость поведения (Ех)2524%5250%2726%Сензитивность к себе (Fr) 3231%4240%3029%Спонтанность (S) 3736%4341%2423%Самоуважение (Sr) 4341%2928%3231%Самопринятие (Sa) 3534%3837%3130%Представление о природе человека (Nc) 4644%3938%1918%Синергия (Sy) 4341%4139%2019%Принятие агрессии (А) 3736%3635%3130%Контактность (С) 2928%4644%2928%Познавательные потребностеи (Cog) 4139%3534%2827%Креативность (Сr) 3231%4341%2928%

Проведенное нами исследование показало, что по базовым шкалам, отражающим глобальные характеристики самоактуализации, менее трети студентов имеют высокий уровень самоактуализации. Это свидетельствует о том, что только 29% студентов (шкала «Компетентность во времени») живут настоящим, то есть насыщено во всей полноте переживают каждый момент своей жизни, ощущают непрерывность всего происходящего в своем прошлом и настоящем, оптимистично смотрят в будущее, то есть видят свою жизнь единым целым. Только четверть студентов набрали высокий балл по шкале «Поддержка», что свидетельствует обих независимости в поступках, стремлении самостоятельно определять цели в жизни, приверженность собственным убеждениям и установкам, руководство собственными принципами. Гораздо больше студентов (43%) показали низкий балл по шкале «Компетентность во времени», что указывает на то, что они в большей степени ориентированы только на один отрезок своей жизни (прошлое, настоящее или будущее) и отрывочно воспринимают собственную жизнь. 41% студентов в большой степени являются зависимыми от внешних обстоятельств, конформными и несамостоятельными в принятии решений (шкала «Поддержка»).По дополнительным шкалам, ориентированным на регистрацию отдельных аспектов самоактуализации, были получены следующие результаты.Блок ценностей, представленный шкалами «Ценностная ориентация» и «Гибкость поведения», показал, что около половины опрошенных имеют низкий уровень самоактуализации: по шкале «Ценностная ориентация», характеризующей сами ценности, 46% студентов не разделяют ценности самоактуализующейся личности; по шкале «Гибкость поведения», отражающей особенности реализации указанных ценностей в поведении, 43% студентов показали низкую степень приспособленности при реализации своих ценностей в поведении, неумение взаимодействовать с окружающими людьми, неспособность адекватно и быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию. И только 15% студентов близки ценности самоактуализирующейся личности, а 16% студентов способны реализовывать свои ценности в поведении, адекватно и быстро реагируют на меняющуюся ситуацию и активно взаимодействуют с окружающими людьми.Блок чувств составляют шкалы «Сензитивность к себе», определяющей степень осознания человеком собственных чувств, и «Спонтанность», отражающей степень проявления чувств в поведении. 29% студентов в полной мере тонко ощущают их и рефлексии. Только 23% студентов могут независимо от внешних обстоятельств выражать свои чувства, вести себя непосредственно и раскованно, не боятся демонстрировать окружающим свои эмоции. Однако студентов, которые не ориентируются в своих потребностях и чувствах в полной мере, также около трети (31%), и 36% студентов с трудом выражают свои чувства и обычно ведут себя неестественно и зажато, бояться демонстрировать свои эмоции. По блоку самовосприятия диагностика показала, что 41% студентов не ценят свои достоинства и не видят положительных свойств своего характера,не уважают себя (шкала «Самоуважение»), 34% студентов не в состоянии принимать себя таким, как есть, не зависимо от оценки своих достоинств и недостатков (шкала «Самопринятие»). Только 31% студентов ценят свои положительные качества и уважают себя за своидостоинства, а 30% –принимают себя со всеми достоинствами и недостатками.Анализ блока концепции человека, представленный шкалами «Представление о природе человека» и «Синергия», показал низкий уровень самоактуализации у 44% студентов по шкале «Представление о природе человека», что свидетельствует о их склонности воспринимать большинство людей как злых и враждебных, и у 41% студентов по шкале «Синергия», отражающий неспособность к целостному восприятию окружающих и мира в целом, пониманию связи противоположностей, разделению всего только на «белое» и «черное». Только 18% студентов склоны воспринимать природу человека как положительную, т.е. считают большинство людей добрыми, и 19% осознают, что все люди разные и жизнь насыщена разными «красками», а не только «белыми» и «черными».Блок межличностной чувствительности составляют шкалы «Принятие агрессии» и «Контактность». Высокий балл по первой из шкал набрали 30% студентов, что свидетельствует о способности воспринимать свои отрицательные эмоции (раздражение, гнев и др.) как естественное проявление человеческой природы;и 36% набрали низкий балл, т. е. они считают проявления агрессии, раздражения и гнева низшими проявлениями человеческой природы. По второй шкале одинаковое количество студентов набрали высокий и низкий балл, из чего мы можем сделать вывод о том, что 28% студентов не могут открыться другому человеку, являются эмоционально скованными и замкнутыми, и такое же количество студентов готовы к тесному и глубокому интимноличностному общениюс окружающими.Блок отношения к познанию представлен шкалами «Познавательные потребности» и «Креативность» и диагностирует уровень творческой направленности личности. У 39% студентов низкая степень выраженности стремления к приобретению знании об окружающем мире и у 31% студентов низкая творческая направленность личности. Высокая степень стремления к приобретению знаний у 27% студентов, творческой направленности личности –у 28% студентов.Таким образом, исследование показало, что большое количество студентов имеют низкий уровень самоактуализации по следующим аспектам (шкалам теста) «Ценностные ориентации» (45%), «Представление о природе человека» (44%), «Компетентность во времени» (43%), «Гибкость поведения» (43%), что свидетельствует о наличии у них проблем психологического здоровья (рис 1.).

Рис 1. Преобладающие аспекты низкого уровня самоактуализации личности студентов

Современное поколение студентов живет в постоянно изменяющемся обществе, в котором в силу социальнополитических, социальноэкономических, гражданскоправовых преобразований повысился уровень требований к духовноличностной сфере будущих специалистов с высшим образованием, как к психологически здоровой и самоактуализирующейся личности. Основная ответственность в подготовке такой личности возлагается на систему высшего профессионального образования, поэтому современным вузам необходимо обеспечивать условия для более эффективной реализации студентами заложенных в них личностных потенциалов, развитию качеств, значимых для дальнейшей профессиональной деятельности, становлению ценностных ориентаций, расширению путей самопознания, самопринятия, саморазвития и самоактуализации личности, т.е. формировать психологически здоровую личность [5].В настоящее время у вузов появилась такая возможность при проектировании современных основных образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Психологическое здоровье обеспечивается в высшем образовательном учреждении тем, что в процессе психологопедагогической подготовки педагоги помогают студенту находить достойное, с его точки зрения, и удовлетворяющее его место в окружающем мире межличностных, социальных и интимных отношений, которые при благоприятных условиях все более гармонизируются на следующей возрастной ступени. Для того, чтобы помочь студенту овладеть средствами самопонимания, самопринятия и саморазвития в контексте гуманистического взаимодействия с окружающими его людьми нами был разработан элективный курс «Психологическое здоровье: путь к успеху», в котором рассматриваются основные категории и проблемы психологического здоровья человека и предлагаются конкретные методики и тренинги для его диагностики и коррекции у студентов.В соответствии с рабочей программой дисциплины в начале курса нами рассматривается проблема психологического здоровья в современном мире: освещаются психологические проблемы в жизни человека, на основе определений основных понятий курса «психическое здоровье» и «психологическое здоровье» анализируется их отличие друг от друга, прорабатываются основные положения Европейской декларации по охране психического здоровья, обобщаются имеющиеся угрозы психическому и психологическому здоровью в технологическом и урбанизированном обществе, поднимается проблема сохранения психологического здоровья личности в современном обществе и намечаются пути ее решения.Далее анализируется понимание психологически здоровой личности в зарубежных концепциях психотерапии: рассматривается понятие о психологическом здоровье в аналитической психологии К.Юнга, психоанализе З.Фрейда, бихевиоризме Д.Уотсона и Б.Скиннера, логотерапии В.Франкла, индивидуальной психологии А.Адлера, транзактном анализе Э.Берна, телесноориентированном подходе В.Райха,психодраме Я.Морено, гештальтконсультировании Ф.Перлзагуманистической психологии Г.Олпорта и А. Маслоу, экзистенциальной психологии Л. Бинсвангера и М. Босса и трансперсональной психологии У.Джеймса. Раздел «Индивидуальное развитие и психологическое здоровье личности» данного курса посвящен рассмотрению психологического здоровья на различных стадиях психического развития человека, различным аспектам реализации потребности в общении как условия социализации личности, влияние процесса социализации и становление индивидуальности человека, определению показателей и критериев психологического здоровья личности.Практикоориентированный раздел курса предлагает конкретные методики исследования эмоциональноволевых и познавательных психических процессов, а так же мотивационнопотребностной сферы для диагностики состояния психологического здоровья личности и психологические тренинги для его коррекции. Кроме того, актуализирует знания студентов об эмоциях, стрессе и депрессии, роли эмоций в регуляции поведения,волевых качествах человека и их развитии, особенностях волевой регуляции, самоконтроле;направленности личности и мотивации поведения,уровне притязаний и самооценке, просоциальном поведении, определении потребностей «Я», соотношении «Я хочу», «Я могу», «Я сделаю», формировании мотивационнопотребностной сферы личности; особенностях познавательных психических процессов человека и др.В заключительной части курса обсуждается проблема сохранения психологического здоровья и его роль в профессиональной жизни человека: предлагаются формы и способы эффективного взаимодействия индивида с внешней средой, рассматривается влияние конфликтов на психологическое здоровье человека и обсуждается проблема сохранения психологического здоровья личности в конфликте. В результате освоения элективного курса студенты усваивают основные понятия и получают знания, необходимые для осуществления дальнейшей профессиональнопедагогической деятельности:знать: основные подходы к пониманию психологического здоровья; показатели и критерии психологического здоровья; особенности влияния психологического здоровья на профессиональную деятельность; показатели становления гражданской и профессиональной зрелости человека;

уметь: использовать особенности психических процессов для сохранения психологического здоровья; использовать психодиагностические методы для исследования эмоциональноволевой сферы личности; использовать основные положения и методы психологии при решении социальных и профессиональных задач;владеть: стратегиями поведения в конфликтных ситуациях; методами психологической диагностики восприятия цвета и звука; технологиями регуляции эмоционального состояния.Таким образом, целенаправленно формируя в процессе психологопедагогической подготовки психологически здоровую и самоактуализирующуюся личность студента, мы обеспечиваем подготовку высококвалифицированных кадров с высшим образованием, способных к развитию ценностных ориентаций и профессионально значимых качеств, расширению путей для самопознания, самопринятия и саморазвития своей личности, дальнейшему решению личных проблем.

Ссылки на источники1.Проект профессионального стандарта педагога //Министерство образования и науки Российской Федерации. –URL: http://минобрнауки.рф/документы/3071.2.Шувалов А.В. Психологическое здоровье человека: антропологический подход // Вестник практической психологии образования. –2009. –№1(18),январь–март. –С.33–38. 3.Маслоу А. Самоактуализированные люди: исследования психологического здоровья // Маслоу А.Мотивация и личность. –URL: http://poznaisebya.com/psylib/books/masla01/txt11.htm.4.Гозман Л.Я., Кроз М.В., Латинская М.В. Самоактуализационный тест. –М.: Рос. пед. агентство, 1995. –43 с.5.Дубровина И.В. Психическое и психологическое здоровье в контексте психологической культуры личности // Вестник практической психологии образования.–2009. –№3(20),июль–сентябрь. –С.17–21.

ZabelinaAnna,Seniorlecturerinpsychologyandpedagogyofvocationaleducation, TulaStatePedagogicalUniversity, Tulaannavzabelina@mail.ru

Selfactualization of the individual students as a condition of psychological healthAnnotation.The article deals with selfactualization as a condition of the individual students' psychological health. The results of study of the level of selfactualization secondyear students of pedagogical high school. Authors in the psychological and pedagogical training of students offer implementation developed an elective course, designed to help students in mastering the means of selfunderstanding, selfacceptance and selfdevelopment in the context of humanistic interaction with the people around him.Keywords:selfactualization, psychological health, psychologicalpedagogical competence, psychologicalpedagogical training of students.

Рекомендовано к публикации:Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»;Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук