Летопись важнейших событий становления и развития региональной системы дошкольного образования в Мордовии с 1913 по 2013 г.
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кондрашова
Н.
В. Летопись важнейших событий становления и развития региональной системы дошкольного образования в Мордовии с 1913 по 2013 г. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – № 9 (сентябрь). – С.
16–20. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/13176.htm.
Аннотация. Статья представляет собой летопись исторических событий и фактов о развитии системы дошкольного образования в Мордовии на протяжении 100 лет. В ней представлены ключевые события, повлиявшие на становление, развитие и модернизацию дошкольной сети, системы подготовки кадров для ДОУ и управления дошкольным образованием Мордовии на разных исторических этапах, а именно в период открытия первых дошкольных учреждений (1913–1917 годы); становления дошкольного образования как важного звена государственной образовательной системы (1917 – начало 30-х годов); интенсивного развития дошкольного образования (30–50-е годы ХХ века); устойчивого развития дошкольного образования (60–80-е годы ХХ столетия); муниципализации и модернизации дошкольного образования (90-е годы ХХ века – 2010 год) и на современном этапе (с 2010 года и по настоящее время).
Ключевые слова:
дошкольное образование, дошкольное учреждение, этап, региональная система, летопись, столетие
Текст статьи
Кондрашова Наталья Владимировна,кандидатпедагогических наук, доцент кафедры педагогики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева», г. Саранскnatakondrashova@mail.ru
Летопись важнейших событий становления и развития региональной системы дошкольного образования в Мордовии с 1913 по 2013 годы
Аннотация.Статьяпредставляет собой летопись исторических событий и фактов о развитии системы дошкольного образования в Мордовии на протяжении 100 лет. В нейпредставлены ключевые события, повлиявшие на становление, развитие и модернизацию дошкольной сети, системы подготовки кадров для ДОУ и управления дошкольным образованием Мордовии на разных исторических этапах, а именно в период открытия первых дошкольных учреждений (1913–1917 годы); становления дошкольного образования как важного звена государственной образовательной системы (1917–начало 30х годов); интенсивного развития дошкольного образования (30–50е годы ХХ века); устойчивого развития дошкольного образования (60–80е годы ХХ столетия); муниципализации и модернизации дошкольного образования (90е годы ХХ века –2010 год) и на современном этапе (с 2010 года и по настоящее время). Ключевые слова: дошкольное образование, этап, региональная система, столетие, летопись, дошкольное учреждение.
2013 год − особенный в истории дошкольного образования. В этом году исполняется ровно 100 летс момента открытия первых детских садов на территории современной Республики Мордовия. В Мордовии дошкольная сеть развивалась поэтапно, сложно и противоречиво. Период зарождения дошкольных учреждений по инициативе общественности сменился этапом становления учреждений как звена государственной образовательной системы, когда акцентировалось внимание на построении работы с учетом этнокультурной специфики. В последующем активно осуществлялось создание дошкольной сети, учитывающей характер трудовой и общественной занятости населения в различные сезоны, а также ценностноцелевые ориентиры повышения ресурсной обеспеченности и качества работы учреждений в конкретноисторических условиях. В процессе укрепления дошкольной сети, с одной стороны, отмечалось увеличениеколичества постоянно действующих дошкольных учреждений и улучшение ресурсной обеспеченности изза ведомственной принадлежности, с другой –наличие сложностей с охватом детей дошкольными учреждениями, снижением уплотненности групп, отражением региональногоаспекта в воспитательнообразовательной работе. В контексте современных политических, социальноэкономических и иных преобразований в стране в целом и регионе в частности кардинальные изменения коснулись и дошкольной сети Республики Мордовия, повлияв на видовое разнообразие, ведомственную принадлежность, ресурсную и программнометодическую обеспеченность учреждений. Педагогическая деятельность современных учреждений дошкольного образования не столь единообразна как в предыдущие годы и отражает исследовательский характер деятельности отдельных педагогических коллективов. К числу нововведений последних лет следует отнести открытие центров развития ребенка, работу отдельных учреждений в инновационном режиме, разнообразие образовательных услуг и групп кратковременного пребывания для детей дошкольного возраста, увеличение финансовой самостоятельности отдельных учреждений и перевод их на самоокупаемость. Современная система дошкольных учреждений стремится в наибольшей степени отвечать запросам основных потребителей ее услуг и региональным условиям функционирования. В целом с момента открытия первых учреждений и по настоящее время условно можно выделить шесть этапов развития региональной системы дошкольного образования. Остановимся на каждом из этих периодов более подробно и выделим наиболее важнейшие исторические события, повлиявшие на рассматриваемый процесс[1–4].Первый этап зарождения дошкольных учреждений(1913–1917 годы)Этот период обусловлен активизацией общественнопедагогического движения, усилением внимания к вопросам развития общественных форм воспитания дошкольников. Для этого периода характерно:открытие немногочисленных детских садов, площадок и яслей по инициативе общественности; осуществление в учреждениях преимущественно присмотра и ухода за детьми; подготовка работников для дошкольных учреждений на столичных курсах и т. д. Ключевым событием рассматриваемого периода стало открытие первых учреждений для детей дошкольного возраста в Мордовском крае. В 1913 годуодин детский сад был открыт в городе Кадоме (просуществовал только год) и один в городе Темникове (он с момента открытия активно действовал около 80 лет), основными воспитанниками которых изначально являлись дети различных социальных слоев [5].Детский сад, открытый в Темникове в 1913 годупервоначально располагался в деревянном здании на улице Р. Люксембург. Его воспитанниками являлись 30 детей различных социальных слоев. Второй этап становления дошкольного образования как звена государственной образовательной системы(1917–начало 30хгодов)Этот период связан с образовательной и национальной политикой Советской России, приобретением дошкольными учреждениями государственного статуса и возможностью реализации потребностей этнокультурного и образовательного развития нерусских этносов, в том числе и мордвы(табл. 1). Для этого период характерно:функционирование сезонных и стационарных дошкольных учреждений, доминирование летних учреждений;
Наличие 3 подходов в деятельности дошкольных учреждений (часть учреждений решали задачи присмотра и ухода за детьми; другие учреждения реализовывали педагогические задачи; в отдельных детских садах осуществлялась работа с опорой на родной язык и национальную культуру воспитанников);появлениев крае системы краткосрочной подготовки специалистов дошкольного образования и т. д.
Таблица 1Ключевые события
1917–1918годы
Подписаны Декрет Совнаркома (9 ноября 1917 года) и Декларация «О дошкольном воспитании» (20 декабря 1917 года) и «Основные принципы единой трудовой школы» (16 декабря 1918 года), которые обусловили коренные изменения в образовательной системе и жизни российского общества. Принятие этих документов способствовало включению дошкольного воспитания в систему народногообразования и приобретению детскими дошкольными учреждениями государственного статуса. В итоге становление дошкольного воспитания по всей стране, в том числе и на территории Мордовского края, стало во многом обусловливаться развитием государственной системы образования[6].1919 год
7 февраля был утвержден мордовский отдел Народного комиссариата просвещения, который возглавил П. П. Башаев [7]. Он был организован после того как направляющим и регулирующим центром в Советском правительстве по решению национальных вопросов с 6 октября 1917 годастал Народный Комиссариат по делам национальностей (далее Наркомнац)1919–1921годы
В Мордовском крае создавалась сеть местных представительств Наркомнаца: при исполкомах губернских и уездных советов организовывались национальные отделы и подотделы (а именно, при Тамбовском, Самарском, Саратовском и других губисполкомах); при губернских и уездных комитетах партии образовывались национальные мордовские секции. Всю их работу с 18 июля 1921 годакоординировало Центральное бюро мордовских секций при Центральном Комитете Российской Коммунистической партии большевиков (далее ЦК РКП (б). Деятельность указанного Наркомнаца и его местных представительств охватывала различные стороны хозяйственной и культурнополитической жизни мордвы и тем самым способствовала изменению патриархального семейного уклада этого этноса[8–10]1921 год
В Мордовии открываются Ардатовскийи Саранский педагогические техникумы, которые долгие годы в Мордовском крае осуществляли подготовку специалистов дошкольного образования[11]1928 год
Создан Дом мордовки, который оказывал большое содействие в обучении национальных кадров для работы в детских садах. Решая вопросы подготовки женщин нерусской национальности для различных отраслей народного хозяйства и повышения их социальной активности, Дом мордовки организовывал курсы и для работников системы дошкольного воспитания. В частности, в декабре1929 годабыло принято решение о том, что «на курсах, проводимых в Доме мордовки, надо готовить колхозные кадрыорганизаторов хозяйствзаведующих и воспитателей колхозных садов, площадок, яслей. В 1930 годуДом мордовки выполняя вышеуказанное партийное постановление, готовил из крестьянокмордовок организаторов по отдельным отраслям сельского хозяйства, а также советский кооперативный женский актив»[12]
Третий этап интенсивного развития дошкольного образования
(начало30х –50е годыХХ столетия)Этотэтап ознаменован установлением государственного монополизма во всех сферах общественной жизни. Как следствие этого устойчивой тенденцией рассматриваемого периода становилась централизация управления в области дошкольного образования. Функции контроля и координирования деятельности педагогических работников МАССР в этот период возлагались на подотделы по дошкольному воспитанию при местных органах образования и республиканский методический кабинет(табл. 2).Для этого периода характерно:многообразие видов учреждений (в их числе сезонные и постоянные; массовые, образцовые, примитивы и оздоровительные); установление единообразия в работе всех дошкольных учреждений на основе типовых программ и без опоры на региональную специфику;совершенствование подготовки дошкольных работников за счет использования не только краткосрочных курсов, но и очной и заочной форм обучения в педагогических училищах МАССР, а также применения средств повышения профессиональной компетентности педагогов и т. д.[13].Таблица 2Ключевые события
1930 год
Открылся Ичалковский педагогический техникум, который в последующие годы стал осуществлять подготовку специалистов дошкольного образования1932 год
Открылся ЗубовоПолянский педагогический техникум, который в последующие годы начал осуществлять подготовку специалистов дошкольного образования1932 годДля повышения профессиональной компетентности практических работников дошкольных учреждений в Мордовии стали предприниматься меры по организации заочного обучения на базе педагогическихтехникумов республики [14]1932 годВслед за введением всеобщего, обязательного и повсеместного начального обучения (1930 год), с 1932 годаприоритетной задачей в области дошкольного воспитания стало «достижение дошкольного всеобуча»[15]1932 годНа основании решения ЦК ВКП(б) от 28 августа 1932 годапри Мордовском здравотделе было создано Ясельное управление[16]1932 год
Состоялась IОбластная конференция работников дошкольного образования. Участниками конференции осознавалась и обсуждалась необходимость приспособления программ к этнокультурным условиям региона1932 год
Стали организовываться образцовые дошкольные учреждения, имевшие достаточно основательную материальнотехническую базу, уровень проводимой воспитательнообразовательной работы и организуемые для обобщения и распространениялучшего педагогического опыта1934 год
Совет Народный комиссаров издает постановление «О повышении квалификации учителей», а 6 февраля принимается решение о создании Института повышения квалификации работников народного образования при Мордовском Областном отделе народного образования[17]1934 год
Планировалась организация педологической экспедиции, основной целью которой являлось изучение умственного и физического развития мордовских детей. Основную исследовательскую работу должны были проводить сотрудники НИИ под общим руководством Г.А. Ласа. В планы педологической экспедиции входило проведение исследовательской работы в двух типичных мордовских районах с целью определения особенностей умственного и физического развития мордовских детей, изучения социальной среды их пребывания. На основе полученных данных предусматривалась разработка стандартов умственного и физического развития детей мордовской национальности[18].1937 год
В декабре на первой республиканской конференции работников дошкольных учреждений и детских домов МАССР участниками было решено «Поставить перед Народным КомиссариатомПросвещения вопрос о необходимости срочно организовать в городе Саранске дошкольный методический кабинет»[19]
Этап устойчивого развития дошкольного образования(60–80е годыХХ столетия)На протяжении этого периода в условиях усиления централизации и унитаризации отечественного дошкольного образования отмечалось:укрепление и развитие сети за счет стационарных яслей, садов и яслисадов;совершенствование педагогической работы при использовании обновленной типовой программы воспитания и обучения в детском саду от 1962 г.;совершенствование системы подготовки и повышения квалификации работников дошкольного образования на основе ранее апробированных способов ее осуществления и т. д.(табл. 3).
Таблица 3Ключевыесобытия
1959–1960 годы
В МАССР активизировалась работа по пополнению сети новым видом дошкольных учреждений –яслисадов. Необходимость создания этого вида дошкольных учреждений была продиктована рядом причин. С одной стороны, изучение законов и особенностей развития детей раннего возраста способствовало переоценке бытовавшего ранее мнения об определяющем значении питания и санитарногигиенических условий в развитии детей (решением этих вопросов занимался на данный момент Минздрав). С другой − со стремлением создать последовательную и преемственную систему воспитания детей раннего и дошкольного возраста, отвечающую задачам последующего обучения в школе. Как правило, открытие нового вида ДОУ в этот период осуществлялось путем объединения детских садов и яслей в одно учреждение. Практические работники республики в своих отчетах по поводу объединения ДОУ сообщали, что полезная площадь на каждого ребенка с 3,33,5 квадратных метров значительно увеличивалась при сохранении прежнего состава воспитанников за счет переоборудования хозяйственных помещений разных ДОУ, которые ранее располагались в одном здании. В 1959 г. в республике действовало уже 90 учреждений[20]1961 год
Состоялся первый выпуск дошкольного отделения Ичалковского училища[21]
Этап муниципализации и модернизации сети учреждений дошкольного образования (90е годыХХ века–2010 годы)Развитие системы дошкольного образования с 90х годовХХ векавплоть до 2010 годаосуществлялось в условиях модернизации, децентрализации и регионализации всей отечественной системы образования и во многом было обусловлено региональными особенностями. Этот период ознаменован переводом значительной части ДОУ Мордовии в муниципальную собственность, сокращением дошкольной сети, открытием новых видов учреждений, групп кратковременного пребывания. Кроме того, вэти годы отмечалось:создание многофункциональной сети, включающей и национальные детские сады, внедрение малозатратных форм дошкольного образования;построение педагогического процесса на основе выбираемой педагогическим коллективом каждого ДОУ комплексных и парциальных программ, внедрение национальнорегионального компонента образовательного стандарта;введение подготовки педагогов дошкольного образования с высшим специальным образованием на базе Мордовского государственного педагогического института и пр.(табл. 4).Современный этап (с 2010 года и по настоящее время)Современный этап развитиядошкольных учреждений с 2010 г. ознаменован предстоящими кардинальными изменениями в области дошкольного образования. в их числе: усиление вариативности дошкольного образования за счет развития инновационных форм;информатизация дошкольного образования;обновление содержания и технологий педагогической деятельности в условиях внедрения федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы, переосмысление педагогической работы и программнометодического обеспечения учреждения;совершенствование системы подготовки педагогов дошкольного образования.Таблица 4Ключевыесобытия
1990 год
Впервые в республике появилась возможность готовить специалистов высшего образования для ДОУ, т. к. на базе Мордовского государственного педагогического института создан и с 5 октября начал действовать как самостоятельное структурное подразделение факультет дошкольного воспитания1990 год
При Мордовского республиканском институте повышения квалификации работников образования создана кафедра дошкольного и начального образования1998 год
С этого года активно внедряются новые формы дошкольного образования, обеспечивающие кратковременное пребывание дошкольников в образовательных учреждениях и содействующие повышению охвата детей общественным дошкольным воспитанием. В их числе: адаптационные, физкультурнооздоровительные, группы развития и подготовки детей к школе, выходного дня, медикосоциальнопедагогической реабилитации, группы одаренных детей2001 год
Опубликована программа для реализации национальнорегионального компонента дошкольными образовательными учреждениями Мордовии. Программа «Валдоня» («Светлячок»)[22] основана на результатах многолетней научноисследовательской работы преподавателей Мордовского государственного педагогического института им. М. Е. Евсевьева в области этнокультурного образования дошкольников2002 год
22 ноября 2002 годауспешно защищена кандидатская диссертация по теме «Становление и развитие дошкольного образования в Мордовском крае (19001950е годы)»[23]. Это первая научная работа, в которой введены в научный оборот ранее не используемые архивные документы и материалы периодической печати о дошкольном образовании в Мордовии, воссоздана целостная картина становления и развития системы дошкольного образования в Мордовском крае с момента открытия первых садов до 50х годов ХХ века; определены основные этапы данного процесса; обоснованы особенности организации и содержания деятельности детских учреждений Мордовии; изучены содержание, основные подходы и формы организации воспитательнообразовательной работы ДОУ и пр.2003 год
В процесс подготовки специалистов на факультете дошкольного воспитания Мордовского государственного педагогического института введен курс по выбору о становлении и развитии дошкольного образования на территории Мордовии2007 годВ 2007–2008 годахпод руководством Н. В. Кондрашовой осуществлялась работа в рамках Гранта РГНФ «РК 2007 Волжские земли: Республика Мордовия» по теме «Состояние и перспективы развития дошкольных образовательных учреждений в РеспубликеМордовия»2008 год
Начался перевод отдельных дошкольных образовательных учреждений в автономные с целью наиболее полного удовлетворения потребностей населения в услугах дошкольного образования. К 2010 году коло 3,1% ДОУ от общей численности в республики –автономные2008 год
При финансовой поддержке РГНФ и Правительства РМ опубликована первая монография о дошкольном образовании в Мордовии «Состояние и перспективы развития дошкольных образовательных учреждений в Республике Мордовия: монография»[24], которая в 2009 годустала Лауреатом Всероссийского конкурса «Лучшая научная книга года», проводимого Фондом развития отечественного образования
Таблица 5Ключевые события
2010 годСостоялось открытие первого частного детского сада в Республике Мордовия2010 год
Открыт Центр продленного дня при ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева», в которомреализуются дополнительные образовательные услуги для детей дошкольногои младшего школьного возраста2011 год
Коллективом Мордовского государственного педагогического института имени М.Е.Евсевьева опубликована программа «Мы в Мордовии живем»[25],котораяявляется примерным региональным модулем программы для дошкольных образовательных учреждений, подготовленным с учетом достижений науки и практики дошкольного образования и в соответствии с действующими «Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»2011 годВ республике начата онлайн запись в дошкольные образовательные учреждения2011 год
В ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» впервые осуществлен набор абитуриентов для подготовки специалистов среднего профессионального дошкольного образования. В настоящее время среднее профессиональное образование по специальности Дошкольное образование получают свыше 40 человек
Итак, в 2013 г. Мордовия отмечает столетие с момента открытия первых детских садов. За вековой период становления и развития системы дошкольного образования на территории Мордовии были достигнуты несомненные успехи. Накопленный вековой опыт убеждает, что успешность развития дошкольного образования во многом зависит от консолидированных усилий государственных, общественных организаций и ведомств, многофункциональности и разнообразия видов учреждений дошкольного образования, действующих с учетом специфики поликультурного региона и с разным режимом работы, удобным для различных категорий населения, многоканальности их финансирования, возможности проявления педагогами самостоятельности и инициативы и т. д.
Ссылки на источники1.Кондрашова Н. В. Становление и развитие дошкольногообразования в Мордовском крае (1900–1950е гг.): дис. … канд. пед. наук. –Саранск, 2002. –198 с.2.Кондрашова Н. В., Зарубина О. В. Создание сети учреждений дошкольного воспитания на территории Мордовии в первой половине ХХ в. // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. –2010. –№ 2. –С. 84–943.Кондрашова Н. В. Методологические основы изучения дошкольного образования Мордовии // Гуманитарные науки и образование. –2010. –№ 3. –С. 7–12.4.Кондрашова Н. В. Дошкольное воспитание на территории Мордовии в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. –2010. –№ 4 (16 2010). –С. 94–101.5.Не хочется верить, что он отжил свое // Темниковские известия. –1998. –31 октября. –С.2.6.Народное образование в СССР: сб. документов. 1917–1973 / Сост. А.А.Абакумов, Н. П.Кузин и др. –М.: Педагогика, 1974. –С. 137–145.7.Очерки истории Мордовской организации КПСС / Ред. кол. Г.М.Измалкин и др. Саранск: Мордов.кн. издво, 1979. –712с.8.Ульянов Г. К. вопросу о подготовительных работах по всеобщему обучению среди нацмен // Народное просвещение. –1928. –№8–9. –С. 141–152. 9.Очерки истории Мордовской организации КПСС. Указ. соч. 10.Васькин И.А. Народы, возрожденные октябрем. –Саранск: Ковылкинская типография, 1971.11.Кондрашова Н. В. Подготовка и стимулирование педагогов к обеспечению качества дошкольного образования в Мордовии // Казанский педагогический журнал. –2008. –№ 6. –С. 62.12.Климкина А.В. Женщины Мордовии в борьбе за социализм (1919–1929 гг.) / Под ред. В.Н.Смирновой. –Саранск: Мордов. кн. издво, 1975. –С. 122.Кондрашова Н. В. Становление и развитие… Указ. соч.14.ЦГА РМ, фр –297, оп. 1, д. 64, л. 47.15.ЦГА РМ, фр –297, оп. 1, д. 65, л. 94.16.ЦГА РМ, фр –150, оп. 1, д. 22, л. 258.17.Седакова Л. В. Институту–70! // Народное образование Республики Мордовия. –2004. –№ 1. –С.9.18.Богданов Д. Изучить умственное и физическое развитие ребенка // Красная Мордовия. –1934. –12 января. –С. 4.19.ЦГА РМ, фр –704, оп. 1, д. 73, л. 45.20.ЦГА РМ, фр –464, оп. 1, д. 2628, л. 1; там же д. 2471, л. 1, л. 4, л. 18.21.Летопись Ичалковского педагогического колледжа. –URL: http://mich.edurm.ru/index.php.22.Валдоня(Светлячок): программа и метод. рекомендации для дошкольных образовательных учреждений Республики Мордовия / отв. ред. И. М. Фадеева. –Саранск : Тип. «Крас. Окт.», 2001. –108 с.23.Кондрашова Н. В. Становление и развитие… Указ. соч.24.Кондрашова Н. В. Состояние и перспективы развития дошкольных образовательных учреждений в Республике Мордовия. –Саранск, 2008. –127 с. 25.Мы в Мордовии живем: пример. регион. модуль программы дошк. образования / О. В. Бурляева и др. –Саранск: Мордов. кн. издво, 2011. –104 с.
Kondrashova Natalya,candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the Department of pedagogics of preschool and primary education «State Mordovian Pedagogical institute named after M.E. Evseveva», Saransknatakondrashova@mail.ruChronicle of major events of the formation and development of the regional system of preschool education in Mordovia since 1913 till 2013Annotation. The article is a chronicle of historical events and facts about the development of the system of preschool education in Mordovia for over 100 years. The material presented on the stages: the opening of the first stage of preschool institutions (1913–1917biennium); the stage of formation of preschool education as an important part of state educational system (1917 –beginning of 30ies); a stage of intensive development of preschool education (30–50s of the XX century); the stage of sustainable development of preschool education (60–80ies of the XX century); stage municipalization and modernization of preschool education (90ies of the XX century –2010); the modern stage (2010–present).Keywords:preschool education, stage, a regional system, the 100th anniversary, the chronicle, preschool.
Рекомендовано к публикации:Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Летопись важнейших событий становления и развития региональной системы дошкольного образования в Мордовии с 1913 по 2013 годы
Аннотация.Статьяпредставляет собой летопись исторических событий и фактов о развитии системы дошкольного образования в Мордовии на протяжении 100 лет. В нейпредставлены ключевые события, повлиявшие на становление, развитие и модернизацию дошкольной сети, системы подготовки кадров для ДОУ и управления дошкольным образованием Мордовии на разных исторических этапах, а именно в период открытия первых дошкольных учреждений (1913–1917 годы); становления дошкольного образования как важного звена государственной образовательной системы (1917–начало 30х годов); интенсивного развития дошкольного образования (30–50е годы ХХ века); устойчивого развития дошкольного образования (60–80е годы ХХ столетия); муниципализации и модернизации дошкольного образования (90е годы ХХ века –2010 год) и на современном этапе (с 2010 года и по настоящее время). Ключевые слова: дошкольное образование, этап, региональная система, столетие, летопись, дошкольное учреждение.
2013 год − особенный в истории дошкольного образования. В этом году исполняется ровно 100 летс момента открытия первых детских садов на территории современной Республики Мордовия. В Мордовии дошкольная сеть развивалась поэтапно, сложно и противоречиво. Период зарождения дошкольных учреждений по инициативе общественности сменился этапом становления учреждений как звена государственной образовательной системы, когда акцентировалось внимание на построении работы с учетом этнокультурной специфики. В последующем активно осуществлялось создание дошкольной сети, учитывающей характер трудовой и общественной занятости населения в различные сезоны, а также ценностноцелевые ориентиры повышения ресурсной обеспеченности и качества работы учреждений в конкретноисторических условиях. В процессе укрепления дошкольной сети, с одной стороны, отмечалось увеличениеколичества постоянно действующих дошкольных учреждений и улучшение ресурсной обеспеченности изза ведомственной принадлежности, с другой –наличие сложностей с охватом детей дошкольными учреждениями, снижением уплотненности групп, отражением региональногоаспекта в воспитательнообразовательной работе. В контексте современных политических, социальноэкономических и иных преобразований в стране в целом и регионе в частности кардинальные изменения коснулись и дошкольной сети Республики Мордовия, повлияв на видовое разнообразие, ведомственную принадлежность, ресурсную и программнометодическую обеспеченность учреждений. Педагогическая деятельность современных учреждений дошкольного образования не столь единообразна как в предыдущие годы и отражает исследовательский характер деятельности отдельных педагогических коллективов. К числу нововведений последних лет следует отнести открытие центров развития ребенка, работу отдельных учреждений в инновационном режиме, разнообразие образовательных услуг и групп кратковременного пребывания для детей дошкольного возраста, увеличение финансовой самостоятельности отдельных учреждений и перевод их на самоокупаемость. Современная система дошкольных учреждений стремится в наибольшей степени отвечать запросам основных потребителей ее услуг и региональным условиям функционирования. В целом с момента открытия первых учреждений и по настоящее время условно можно выделить шесть этапов развития региональной системы дошкольного образования. Остановимся на каждом из этих периодов более подробно и выделим наиболее важнейшие исторические события, повлиявшие на рассматриваемый процесс[1–4].Первый этап зарождения дошкольных учреждений(1913–1917 годы)Этот период обусловлен активизацией общественнопедагогического движения, усилением внимания к вопросам развития общественных форм воспитания дошкольников. Для этого периода характерно:открытие немногочисленных детских садов, площадок и яслей по инициативе общественности; осуществление в учреждениях преимущественно присмотра и ухода за детьми; подготовка работников для дошкольных учреждений на столичных курсах и т. д. Ключевым событием рассматриваемого периода стало открытие первых учреждений для детей дошкольного возраста в Мордовском крае. В 1913 годуодин детский сад был открыт в городе Кадоме (просуществовал только год) и один в городе Темникове (он с момента открытия активно действовал около 80 лет), основными воспитанниками которых изначально являлись дети различных социальных слоев [5].Детский сад, открытый в Темникове в 1913 годупервоначально располагался в деревянном здании на улице Р. Люксембург. Его воспитанниками являлись 30 детей различных социальных слоев. Второй этап становления дошкольного образования как звена государственной образовательной системы(1917–начало 30хгодов)Этот период связан с образовательной и национальной политикой Советской России, приобретением дошкольными учреждениями государственного статуса и возможностью реализации потребностей этнокультурного и образовательного развития нерусских этносов, в том числе и мордвы(табл. 1). Для этого период характерно:функционирование сезонных и стационарных дошкольных учреждений, доминирование летних учреждений;
Наличие 3 подходов в деятельности дошкольных учреждений (часть учреждений решали задачи присмотра и ухода за детьми; другие учреждения реализовывали педагогические задачи; в отдельных детских садах осуществлялась работа с опорой на родной язык и национальную культуру воспитанников);появлениев крае системы краткосрочной подготовки специалистов дошкольного образования и т. д.
Таблица 1Ключевые события
1917–1918годы
Подписаны Декрет Совнаркома (9 ноября 1917 года) и Декларация «О дошкольном воспитании» (20 декабря 1917 года) и «Основные принципы единой трудовой школы» (16 декабря 1918 года), которые обусловили коренные изменения в образовательной системе и жизни российского общества. Принятие этих документов способствовало включению дошкольного воспитания в систему народногообразования и приобретению детскими дошкольными учреждениями государственного статуса. В итоге становление дошкольного воспитания по всей стране, в том числе и на территории Мордовского края, стало во многом обусловливаться развитием государственной системы образования[6].1919 год
7 февраля был утвержден мордовский отдел Народного комиссариата просвещения, который возглавил П. П. Башаев [7]. Он был организован после того как направляющим и регулирующим центром в Советском правительстве по решению национальных вопросов с 6 октября 1917 годастал Народный Комиссариат по делам национальностей (далее Наркомнац)1919–1921годы
В Мордовском крае создавалась сеть местных представительств Наркомнаца: при исполкомах губернских и уездных советов организовывались национальные отделы и подотделы (а именно, при Тамбовском, Самарском, Саратовском и других губисполкомах); при губернских и уездных комитетах партии образовывались национальные мордовские секции. Всю их работу с 18 июля 1921 годакоординировало Центральное бюро мордовских секций при Центральном Комитете Российской Коммунистической партии большевиков (далее ЦК РКП (б). Деятельность указанного Наркомнаца и его местных представительств охватывала различные стороны хозяйственной и культурнополитической жизни мордвы и тем самым способствовала изменению патриархального семейного уклада этого этноса[8–10]1921 год
В Мордовии открываются Ардатовскийи Саранский педагогические техникумы, которые долгие годы в Мордовском крае осуществляли подготовку специалистов дошкольного образования[11]1928 год
Создан Дом мордовки, который оказывал большое содействие в обучении национальных кадров для работы в детских садах. Решая вопросы подготовки женщин нерусской национальности для различных отраслей народного хозяйства и повышения их социальной активности, Дом мордовки организовывал курсы и для работников системы дошкольного воспитания. В частности, в декабре1929 годабыло принято решение о том, что «на курсах, проводимых в Доме мордовки, надо готовить колхозные кадрыорганизаторов хозяйствзаведующих и воспитателей колхозных садов, площадок, яслей. В 1930 годуДом мордовки выполняя вышеуказанное партийное постановление, готовил из крестьянокмордовок организаторов по отдельным отраслям сельского хозяйства, а также советский кооперативный женский актив»[12]
Третий этап интенсивного развития дошкольного образования
(начало30х –50е годыХХ столетия)Этотэтап ознаменован установлением государственного монополизма во всех сферах общественной жизни. Как следствие этого устойчивой тенденцией рассматриваемого периода становилась централизация управления в области дошкольного образования. Функции контроля и координирования деятельности педагогических работников МАССР в этот период возлагались на подотделы по дошкольному воспитанию при местных органах образования и республиканский методический кабинет(табл. 2).Для этого периода характерно:многообразие видов учреждений (в их числе сезонные и постоянные; массовые, образцовые, примитивы и оздоровительные); установление единообразия в работе всех дошкольных учреждений на основе типовых программ и без опоры на региональную специфику;совершенствование подготовки дошкольных работников за счет использования не только краткосрочных курсов, но и очной и заочной форм обучения в педагогических училищах МАССР, а также применения средств повышения профессиональной компетентности педагогов и т. д.[13].Таблица 2Ключевые события
1930 год
Открылся Ичалковский педагогический техникум, который в последующие годы стал осуществлять подготовку специалистов дошкольного образования1932 год
Открылся ЗубовоПолянский педагогический техникум, который в последующие годы начал осуществлять подготовку специалистов дошкольного образования1932 годДля повышения профессиональной компетентности практических работников дошкольных учреждений в Мордовии стали предприниматься меры по организации заочного обучения на базе педагогическихтехникумов республики [14]1932 годВслед за введением всеобщего, обязательного и повсеместного начального обучения (1930 год), с 1932 годаприоритетной задачей в области дошкольного воспитания стало «достижение дошкольного всеобуча»[15]1932 годНа основании решения ЦК ВКП(б) от 28 августа 1932 годапри Мордовском здравотделе было создано Ясельное управление[16]1932 год
Состоялась IОбластная конференция работников дошкольного образования. Участниками конференции осознавалась и обсуждалась необходимость приспособления программ к этнокультурным условиям региона1932 год
Стали организовываться образцовые дошкольные учреждения, имевшие достаточно основательную материальнотехническую базу, уровень проводимой воспитательнообразовательной работы и организуемые для обобщения и распространениялучшего педагогического опыта1934 год
Совет Народный комиссаров издает постановление «О повышении квалификации учителей», а 6 февраля принимается решение о создании Института повышения квалификации работников народного образования при Мордовском Областном отделе народного образования[17]1934 год
Планировалась организация педологической экспедиции, основной целью которой являлось изучение умственного и физического развития мордовских детей. Основную исследовательскую работу должны были проводить сотрудники НИИ под общим руководством Г.А. Ласа. В планы педологической экспедиции входило проведение исследовательской работы в двух типичных мордовских районах с целью определения особенностей умственного и физического развития мордовских детей, изучения социальной среды их пребывания. На основе полученных данных предусматривалась разработка стандартов умственного и физического развития детей мордовской национальности[18].1937 год
В декабре на первой республиканской конференции работников дошкольных учреждений и детских домов МАССР участниками было решено «Поставить перед Народным КомиссариатомПросвещения вопрос о необходимости срочно организовать в городе Саранске дошкольный методический кабинет»[19]
Этап устойчивого развития дошкольного образования(60–80е годыХХ столетия)На протяжении этого периода в условиях усиления централизации и унитаризации отечественного дошкольного образования отмечалось:укрепление и развитие сети за счет стационарных яслей, садов и яслисадов;совершенствование педагогической работы при использовании обновленной типовой программы воспитания и обучения в детском саду от 1962 г.;совершенствование системы подготовки и повышения квалификации работников дошкольного образования на основе ранее апробированных способов ее осуществления и т. д.(табл. 3).
Таблица 3Ключевыесобытия
1959–1960 годы
В МАССР активизировалась работа по пополнению сети новым видом дошкольных учреждений –яслисадов. Необходимость создания этого вида дошкольных учреждений была продиктована рядом причин. С одной стороны, изучение законов и особенностей развития детей раннего возраста способствовало переоценке бытовавшего ранее мнения об определяющем значении питания и санитарногигиенических условий в развитии детей (решением этих вопросов занимался на данный момент Минздрав). С другой − со стремлением создать последовательную и преемственную систему воспитания детей раннего и дошкольного возраста, отвечающую задачам последующего обучения в школе. Как правило, открытие нового вида ДОУ в этот период осуществлялось путем объединения детских садов и яслей в одно учреждение. Практические работники республики в своих отчетах по поводу объединения ДОУ сообщали, что полезная площадь на каждого ребенка с 3,33,5 квадратных метров значительно увеличивалась при сохранении прежнего состава воспитанников за счет переоборудования хозяйственных помещений разных ДОУ, которые ранее располагались в одном здании. В 1959 г. в республике действовало уже 90 учреждений[20]1961 год
Состоялся первый выпуск дошкольного отделения Ичалковского училища[21]
Этап муниципализации и модернизации сети учреждений дошкольного образования (90е годыХХ века–2010 годы)Развитие системы дошкольного образования с 90х годовХХ векавплоть до 2010 годаосуществлялось в условиях модернизации, децентрализации и регионализации всей отечественной системы образования и во многом было обусловлено региональными особенностями. Этот период ознаменован переводом значительной части ДОУ Мордовии в муниципальную собственность, сокращением дошкольной сети, открытием новых видов учреждений, групп кратковременного пребывания. Кроме того, вэти годы отмечалось:создание многофункциональной сети, включающей и национальные детские сады, внедрение малозатратных форм дошкольного образования;построение педагогического процесса на основе выбираемой педагогическим коллективом каждого ДОУ комплексных и парциальных программ, внедрение национальнорегионального компонента образовательного стандарта;введение подготовки педагогов дошкольного образования с высшим специальным образованием на базе Мордовского государственного педагогического института и пр.(табл. 4).Современный этап (с 2010 года и по настоящее время)Современный этап развитиядошкольных учреждений с 2010 г. ознаменован предстоящими кардинальными изменениями в области дошкольного образования. в их числе: усиление вариативности дошкольного образования за счет развития инновационных форм;информатизация дошкольного образования;обновление содержания и технологий педагогической деятельности в условиях внедрения федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы, переосмысление педагогической работы и программнометодического обеспечения учреждения;совершенствование системы подготовки педагогов дошкольного образования.Таблица 4Ключевыесобытия
1990 год
Впервые в республике появилась возможность готовить специалистов высшего образования для ДОУ, т. к. на базе Мордовского государственного педагогического института создан и с 5 октября начал действовать как самостоятельное структурное подразделение факультет дошкольного воспитания1990 год
При Мордовского республиканском институте повышения квалификации работников образования создана кафедра дошкольного и начального образования1998 год
С этого года активно внедряются новые формы дошкольного образования, обеспечивающие кратковременное пребывание дошкольников в образовательных учреждениях и содействующие повышению охвата детей общественным дошкольным воспитанием. В их числе: адаптационные, физкультурнооздоровительные, группы развития и подготовки детей к школе, выходного дня, медикосоциальнопедагогической реабилитации, группы одаренных детей2001 год
Опубликована программа для реализации национальнорегионального компонента дошкольными образовательными учреждениями Мордовии. Программа «Валдоня» («Светлячок»)[22] основана на результатах многолетней научноисследовательской работы преподавателей Мордовского государственного педагогического института им. М. Е. Евсевьева в области этнокультурного образования дошкольников2002 год
22 ноября 2002 годауспешно защищена кандидатская диссертация по теме «Становление и развитие дошкольного образования в Мордовском крае (19001950е годы)»[23]. Это первая научная работа, в которой введены в научный оборот ранее не используемые архивные документы и материалы периодической печати о дошкольном образовании в Мордовии, воссоздана целостная картина становления и развития системы дошкольного образования в Мордовском крае с момента открытия первых садов до 50х годов ХХ века; определены основные этапы данного процесса; обоснованы особенности организации и содержания деятельности детских учреждений Мордовии; изучены содержание, основные подходы и формы организации воспитательнообразовательной работы ДОУ и пр.2003 год
В процесс подготовки специалистов на факультете дошкольного воспитания Мордовского государственного педагогического института введен курс по выбору о становлении и развитии дошкольного образования на территории Мордовии2007 годВ 2007–2008 годахпод руководством Н. В. Кондрашовой осуществлялась работа в рамках Гранта РГНФ «РК 2007 Волжские земли: Республика Мордовия» по теме «Состояние и перспективы развития дошкольных образовательных учреждений в РеспубликеМордовия»2008 год
Начался перевод отдельных дошкольных образовательных учреждений в автономные с целью наиболее полного удовлетворения потребностей населения в услугах дошкольного образования. К 2010 году коло 3,1% ДОУ от общей численности в республики –автономные2008 год
При финансовой поддержке РГНФ и Правительства РМ опубликована первая монография о дошкольном образовании в Мордовии «Состояние и перспективы развития дошкольных образовательных учреждений в Республике Мордовия: монография»[24], которая в 2009 годустала Лауреатом Всероссийского конкурса «Лучшая научная книга года», проводимого Фондом развития отечественного образования
Таблица 5Ключевые события
2010 годСостоялось открытие первого частного детского сада в Республике Мордовия2010 год
Открыт Центр продленного дня при ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева», в которомреализуются дополнительные образовательные услуги для детей дошкольногои младшего школьного возраста2011 год
Коллективом Мордовского государственного педагогического института имени М.Е.Евсевьева опубликована программа «Мы в Мордовии живем»[25],котораяявляется примерным региональным модулем программы для дошкольных образовательных учреждений, подготовленным с учетом достижений науки и практики дошкольного образования и в соответствии с действующими «Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»2011 годВ республике начата онлайн запись в дошкольные образовательные учреждения2011 год
В ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» впервые осуществлен набор абитуриентов для подготовки специалистов среднего профессионального дошкольного образования. В настоящее время среднее профессиональное образование по специальности Дошкольное образование получают свыше 40 человек
Итак, в 2013 г. Мордовия отмечает столетие с момента открытия первых детских садов. За вековой период становления и развития системы дошкольного образования на территории Мордовии были достигнуты несомненные успехи. Накопленный вековой опыт убеждает, что успешность развития дошкольного образования во многом зависит от консолидированных усилий государственных, общественных организаций и ведомств, многофункциональности и разнообразия видов учреждений дошкольного образования, действующих с учетом специфики поликультурного региона и с разным режимом работы, удобным для различных категорий населения, многоканальности их финансирования, возможности проявления педагогами самостоятельности и инициативы и т. д.
Ссылки на источники1.Кондрашова Н. В. Становление и развитие дошкольногообразования в Мордовском крае (1900–1950е гг.): дис. … канд. пед. наук. –Саранск, 2002. –198 с.2.Кондрашова Н. В., Зарубина О. В. Создание сети учреждений дошкольного воспитания на территории Мордовии в первой половине ХХ в. // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. –2010. –№ 2. –С. 84–943.Кондрашова Н. В. Методологические основы изучения дошкольного образования Мордовии // Гуманитарные науки и образование. –2010. –№ 3. –С. 7–12.4.Кондрашова Н. В. Дошкольное воспитание на территории Мордовии в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. –2010. –№ 4 (16 2010). –С. 94–101.5.Не хочется верить, что он отжил свое // Темниковские известия. –1998. –31 октября. –С.2.6.Народное образование в СССР: сб. документов. 1917–1973 / Сост. А.А.Абакумов, Н. П.Кузин и др. –М.: Педагогика, 1974. –С. 137–145.7.Очерки истории Мордовской организации КПСС / Ред. кол. Г.М.Измалкин и др. Саранск: Мордов.кн. издво, 1979. –712с.8.Ульянов Г. К. вопросу о подготовительных работах по всеобщему обучению среди нацмен // Народное просвещение. –1928. –№8–9. –С. 141–152. 9.Очерки истории Мордовской организации КПСС. Указ. соч. 10.Васькин И.А. Народы, возрожденные октябрем. –Саранск: Ковылкинская типография, 1971.11.Кондрашова Н. В. Подготовка и стимулирование педагогов к обеспечению качества дошкольного образования в Мордовии // Казанский педагогический журнал. –2008. –№ 6. –С. 62.12.Климкина А.В. Женщины Мордовии в борьбе за социализм (1919–1929 гг.) / Под ред. В.Н.Смирновой. –Саранск: Мордов. кн. издво, 1975. –С. 122.Кондрашова Н. В. Становление и развитие… Указ. соч.14.ЦГА РМ, фр –297, оп. 1, д. 64, л. 47.15.ЦГА РМ, фр –297, оп. 1, д. 65, л. 94.16.ЦГА РМ, фр –150, оп. 1, д. 22, л. 258.17.Седакова Л. В. Институту–70! // Народное образование Республики Мордовия. –2004. –№ 1. –С.9.18.Богданов Д. Изучить умственное и физическое развитие ребенка // Красная Мордовия. –1934. –12 января. –С. 4.19.ЦГА РМ, фр –704, оп. 1, д. 73, л. 45.20.ЦГА РМ, фр –464, оп. 1, д. 2628, л. 1; там же д. 2471, л. 1, л. 4, л. 18.21.Летопись Ичалковского педагогического колледжа. –URL: http://mich.edurm.ru/index.php.22.Валдоня(Светлячок): программа и метод. рекомендации для дошкольных образовательных учреждений Республики Мордовия / отв. ред. И. М. Фадеева. –Саранск : Тип. «Крас. Окт.», 2001. –108 с.23.Кондрашова Н. В. Становление и развитие… Указ. соч.24.Кондрашова Н. В. Состояние и перспективы развития дошкольных образовательных учреждений в Республике Мордовия. –Саранск, 2008. –127 с. 25.Мы в Мордовии живем: пример. регион. модуль программы дошк. образования / О. В. Бурляева и др. –Саранск: Мордов. кн. издво, 2011. –104 с.
Kondrashova Natalya,candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the Department of pedagogics of preschool and primary education «State Mordovian Pedagogical institute named after M.E. Evseveva», Saransknatakondrashova@mail.ruChronicle of major events of the formation and development of the regional system of preschool education in Mordovia since 1913 till 2013Annotation. The article is a chronicle of historical events and facts about the development of the system of preschool education in Mordovia for over 100 years. The material presented on the stages: the opening of the first stage of preschool institutions (1913–1917biennium); the stage of formation of preschool education as an important part of state educational system (1917 –beginning of 30ies); a stage of intensive development of preschool education (30–50s of the XX century); the stage of sustainable development of preschool education (60–80ies of the XX century); stage municipalization and modernization of preschool education (90ies of the XX century –2010); the modern stage (2010–present).Keywords:preschool education, stage, a regional system, the 100th anniversary, the chronicle, preschool.
Рекомендовано к публикации:Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»