Начальное экологическое образование в условиях современного города

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Панова В. А. Начальное экологическое образование в условиях современного города // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № 10 (октябрь). – С. 61–65. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13203.htm.
Аннотация. В статье описано одно из перспективных направлений реализации процесса экологического образования младших школьников в свете перехода к компетентному подходу в сфере образования. Рассматриваются возможность и условия проведения экскурсии по экологической тропе в условиях современного города, которые будут способствовать формированию экологически грамотного поведения младших школьников в природе.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Панова Валентина Анатольевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры естествознания и безопасности жизнедеятельности ФГБОУВПО«Ростовский государственный экономический университет», г. Ростовpanval2008@gmail.com

Начальное экологическое образование в условияхсовременного города

Аннотация.В статье описано одно из перспективных направлений реализации процесса экологического образования младших школьников в свете перехода к компетентному подходу в сфере образования. Рассматриваются возможность и условия проведения экскурсии по экологической тропе в условиях современного города, которые будут способствовать формированию экологически грамотного поведения младших школьников в природе. Ключевые слова:экологическое образование, экологическая экскурсия, экологическая тропа, экосистемный подход, компетентный подход.

В последние годы беспокойство за судьбу человечества стало прерогативойуже не только представителей соответствующих организаций и служб, авызывает рост обеспокоенности к экологической проблематике у каждого человека. Загрязнение атмосферы, отравлениеводоемов, кислотныеи радиоактивные дожди, нефтяное загрязнение –все это не могут не повлиять на рост интереса населения к проблемам экологии [1].

Если до 60х годов прошлого столетия на экологию смотрели, главным образом, как на один из разделов биологии, то сейчас она вышла зарамки теоретической дисциплины,непосредственно затрагивая все аспектычеловеческой жизни. Можно сказать, чтоот знания экологической составляющей окружения человека зависит его здоровье и безопасность.В современных условиях расширения промышленных районов и застройки многих рекреационных площадейгорода все меньше становится мест для общения с природой. Урбанизация создает относительно ограниченные площади особенно интенсивного взаимодействия населения, общества, хозяйства и природы. Города и их природная среда образуют определенную целостность. Вэтих условиях экологическое образование приобретает особую значимость и свою специфику.Однако, следует отметить, что разрешение экологическихкризисов в природной средележит не только в области хозяйственноэкономической деятельности людей, но и в сфере нравственного совершенствования человека, его культуры взаимоотношений с природой и другими людьми. Между экологией и культурой существует неразрывная связь: качество взаимодействия человека с окружающей его средой всегда отражает тот уровень культуры, носителем которого он является. Воспитание у молодого поколения экологической культуры, котороеможносформировать толькона основеполноценного экологического образования,поможет восстановить утраченное равновесие и гармонию в отношениях человек –природа. В.В.Краевский, и А.В.Хуторской обращают внимание на одну из основных проблем современной школы, заключающуюся в том, что учащиеся могут успешно овладеть теоретическими знаниями, но испытывают трудности при использовании этих знаний на практике. Это привело к необходимости включения в образовательный процесс компетентногоподхода к обучению. Образовательные компетенции моделируют деятельность ученика для его будущей полноценной жизни [2].Компетентный подход играет большое значение в области реализации экологического образования учащихся, так как является основойэкологически грамотного отношения, и,следовательно, экологически культурного поведения в окружающей природной среде. Это становится возможнымв процессе проведения экологических экскурсий в условиях современного города.

В современной педагогической науке выделяют следующую типологию субъективных отношенийчеловекак природе:эмоциональноценностные отношения, которые заключаются в потребности в эмоциональном переживании процесса общения с природой. Данные отношения реализуются в эмоциональных реакциях при взаимодействии с природной средой;рациональные, основанные на рассудочном освоении окружающей реальности, в основе которых лежит необходимость познания и раскрытие закономерностей природы;деятельностнопрактические, выраженные в желании включиться в активную деятельностьпо преобразованию окружающей среды[3].Одним из наиболее значимых способов,образования таких отношений является практический, который реализуетсяв процессе непосредственного взаимодействия с природным объектом.Е.Ф.Козина обращает внимание на то, что необходимо учитывать данную типологию при выборе адекватной педагогической стратегии в процессе обучения и приобщения учащихся к природе. Преждевременное привлечение ребенка, ориентированного на эмоциональное восприятие природык природоохранной деятельности, может вызвать у него равнодушиек окружающему[4].Опираясь на данную типологию, следуетобратиться к экосистемному подходу, который в большой степени может способствовать формированию экологической культуры младших школьников. Он может применяться как приознакомлении с природнымиобъектами и явлениями на экскурсии, так и при организацииисследовательских работ учащимисяв процессе экскурсии. Суть его заключалась в изучении интересующих природных объектов и явлений в рамках какойлибо экосистемы ивыявлениевсех взаимосвязей между объектами живой природы и окружающей их средой. В начальнойшколе экосистемный подходможно реализовать в процессеэкскурсии по экологической тропе.Экологическая тропа является специализированным маршрутом, в процессе которого учащиеся наглядно и на практике могут познакомиться с основными понятиями экологического образования. Их протяжённость редко превышает два километра, поскольку считается, что учебная экскурсия не должна занимать более трех часов. Такие тропы рассчитаны в первую очередь на учащихся школ, лицеев, а также студентов различных вузов. Естественно,что предлагать такие маршруты младшим школьникам неприемлемо. Экологическая экскурсия должна быть гораздо меньшей протяженности и соответствовать возможностям учащихся младшего школьного возраста.Многие учителя стараются избегатьпроведения экскурсий, тем более экологических, аргументируя сложностью маршрута для младших школьников, атакже трудностью его разработки в урбанистических условиях городского пейзажа.В настоящее время большая часть экологических тропсоздаются на охраняемых заповедных территориях. Однако, многолетний опыт работы в этом направлении показывает, что учебные экологические тропы, где младшие школьники могут максимально приблизиться к окружающей их природе, можно создавать в каждом городе и населенном пункте. Практически нет такого населенного пункта, в котором отсутствовали бы парки, скверы и другие зеленые насаждения. Любой такой уголок при ближайшем рассмотрении даст множество возможностей для демонстрации младшим школьникам тонких взаимосвязей между растениями, животными и их средой обитания. Такие места можно выделить непосредственно либо рядом со школой, либо в специально отведенной рекреационной зоне, куда приводят младших школьников на запланированную фенологическую экскурсию. Хорошо если в районе экскурсии будет небольшой местный водоем, на примере обитателей которого можно охарактеризовать основные экологические понятия. Необходимо только иметь достаточно подробную информацию о природных объектах, которые могут здесь обитать.

При разработке содержания экскурсии по экологической тропе важно, с нашей точки зрения учитывать типологию субъективных отношений учащихся к природе. Огромное значение в познании окружающей природы играет эмоциональная составляющая экологической экскурсии. Для учащихся ориентированных на эмоциональноценностные отношения, которые заключаются в потребности в переживании процесса общения с природой, полезно опираться на принципы Джозефа Корнелла, автора «Давайте наслаждаться природой вместе с детьми» и «Давайте испытывать радость от общения с природой. Джозеф Корнелл выделяет определеннуюпоследовательность в общенииучащихся с природой, котораяосновывается на психологическихособенностяхчеловека [5].На первой стадий экскурсии происходит пробуждение энтузиазма. Вполне понятно, что любой поход в природу воспринимается учащимися начальной школы с воодушевлением. Под пробуждением энтузиазма здесь подразумевается спокойный напряженный личный интерес и повышенную готовность воспринимать новое. Энтузиазм учащихся также должен быть основан на правильных установках, которые получают учащиеся перед началом экскурсии в ходе предварительной беседы с учителем, который излагает цели и значение экскурсии с экологической точки зрения. Энтузиазм пробуждается не только у учащихся, ориентированных на эмоциональноценностные отношения, но и у тех, кто рассудочно и рационально воспринимает окружающую реальность, кто получает удовольствие от познания и раскрытия закономерностей природы.Учащиеся узнаюто правилах поведенияи общениясприродой, атакже осознают образовательное значение данной экологической экскурсии.Необходимо также учесть, что познание природы должно быть пронизано радостью, как в форме открытого веселья, так и в форме спокойного внимания. Дети естественным образом тянутся к познанию, если учителю удается поддерживать атмосферу радости. На второй стадии большое значение придается сосредоточению внимания. Вступительная беседа с учителем с самого началадолжна задать верныйтон путешествию в природу. При этом важно занять внимание всех учащихся, задавая вопросы и показывая, что интересного можно увидеть и услышать. Внимание большинства современных детей бывает рассеяно, поэтому необходимо показать им, что может представлять интерес, и постепенно воспитывать в них наблюдательность. Все участники экскурсии должны почувствовать, что их открытия интересны и учителю.В процессе наблюдения рождается и крепнет такое свойство человеческой личности, какнаблюдательность. Какую бы профессию, став взрослым, не выбрал теперешний ученик, качество–это для него всегда будет необходимым[6].На третьей стадии происходит приобретение опыта общения с природой. При концентрации вниманияна окружающей среде, у учащихся обычно задействованы все каналы восприятия информации.Учащиеся наблюдают за растениями,слушают шелест листвы, ощущают аромат цветов изапах трав. Обыденный пейзаж обогащается впечатлениями,одновременнонаполняясь новым содержанием. Представления учащихся о мирерасширяются. С помощью спокойного внимания они могут лучше вписаться в ритм и жизнь окружающей природы. Сосредоточенное внимание повышает восприимчивость и способность впитывать ощущения, пропускать их черезсвой внутренний мир, то есть помогает непосредственным образом познавать природу, осознавая взаимосвязь всего живого, тонкие связи, возникающиемежду объектамиприроды и с самим человеком. Поэтому во время третьей стадии приобретается прямой опыт общения с природой. На этой стадии учащиеся самостоятельно исследуют окружающую их среду и делают маленькие неожиданные для них самих открытия. Особенно это важно для тех учащихся, которые реализуютдеятельностнопрактическое отношение к природе, выраженное в желании включиться в активную деятельность по преобразованию окружающей среды.

Например, на одной из стоянок разработанной нами экскурсии в прибрежной зоне Таганрогского залива учащиеся изучают и наблюдают замелкими животными.Для городских школьников такие занятия становятсянастоящим откровением. Оказывается, если хорошо присмотреться, можно увидеть,как много всего ползает и плавает в воде. После того как найдено новоеживотное, у учащихся появляется желание найти еще одно. Каждая раковина моллюска, особенноокаменевшие отпечаткираковин моллюсковв известняке могутпослужить примером вымирания некоторых видов животных и, следовательно, плавным переходом к необходимости охраны остальных живущих и ныне видов. Одним их наиболее важных моментовна этом этапе является показать значениеприроды, отследить тонкую сеть связей вокруг, значимость всех представителей природного сообщества, показать,что изучениеприроды может быть стать одним из интереснейших приключений в жизни ребенка.Четвертую стадиюДжозеф Корнелл определяет,как стадию передачи своего вдохновения другим. На основании опыта более глубокого, чем обычно общения с природой,возникает и более полное еевосприятие. Общаясьс природой, учащиесяпроникаются чувством единства с миром, окружающих их, сливаются с ней и, таким образом происходит переход от антропоцентрического восприятия природы к биоцентрическому. В это время они могут ощутить огромную, охватывающую радость, или глубокое полное счастье, или всепоглощающее чувство красоты, или огромную творческую силу. Учитель может способствовать усилению в своих учениках чувства вдохновения, рассказывая истории о природе, которые возвышают и вдохновляют душу, или истории из жизни великих натуралистов и борцов за сохранение природы. Огромную радость учащимся доставляет передача своего вдохновения, полученного от природы, через общение друг с другом, с учителем, а дома, с родителями [7].Большое преимущество маршрута экологической тропы в городских условиях над экологической тропой в условиях заповедной территории заключено в том, что урбанистический пейзаж позволяет во многом подробнопродемонстрировать негативное воздействие человека на окружающую среду, опираясь на опыт,приобретенный в процессе экологической экскурсии. После экскурсии вполне обосновано задание учителя на дом, в котором он предлагает учащимся составить рассказ от имени, встреченногона экскурсиирастения или животного о жизни в современном городе.Таким образом,очевидно, что современные урбанистические условия городов не только не являются препятствием для проведения экологических экскурсий, но и предоставляют дополнительные возможности для разработки и проведения таких маршрутов среди учащихся начальной школы.

Ссылки на источники 1.Рузавин Г. И. Концепции современного естествознания. –М.: Издво «Проект», 2002. –336 с. 2.Краевский В. В., Хуторской А. В. Основы обучения. Дидактика и методика. –М.: Академия, 2008.–352с.3.Козина Е. Ф., Степанян Е. Н.Методикапреподавания естествознания. М.: Академия, 2008.–496 с.4.Там же.5.Аквилева Г. Н., Клепинина З. А. Методика преподавания естествознания в начальной школе. М.: Владос, 2001.–240с.6.Там же.7.КорнеллДж. Давайте наслаждаться природой вместе с детьми. –URL:http://www.ecosystema.ru.

Panova Valentina,Ph.D., assistant professor of natural science and life safety Rostov State Economic University, RostovInitial ecological education in the modern city environmentAnnotation.This article describes one of the promising directions in the implementation process ecological education of the schoolchildren in the light of transition to the competent approach in the field of education. Discusses the possibility and conditions of the excursion along the ecological trail in the modern city environment that will promote formation of ecologically competent behaviour of junior schoolchildren in nature.Keywords:ecological education, ecological excursion, the ecological path, the ecosystem approach, competent approach

Рекомендованокпубликации:Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»