Структура построения научно-педагогической теории развития методологической компетентности у аспирантов

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Козубцов И. Н. Структура построения научно-педагогической теории развития методологической компетентности у аспирантов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № 11 (ноябрь). – С. 76–80. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13228.htm.
Аннотация. В статье рассмотрен ход построения научно-педагогической теории развития компетентности у аспирантов. Наглядно раскрыто взаимосвязи структурных элементов теории. Автор на основе структуры научной теории предлагает практическое построение теории развития методологической компетентности аспирантов.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Козубцов Игорь Николаевич,кандидат технических наук, ведущий научный сотрудник научноисследовательской лаборатории междисциплинарных исследований Научного центра связи и информатизации Военного института телекоммуникаций и информатизации Национального технического университета Украины «Киевский политехнический институт», г. Киевkozubtsov@mail.ru

Структура построения научнопедагогической теории развития

методологической компетентности у аспирантов

Аннотация.В статье рассмотрен ход построения научнопедагогической теории развития компетентности у аспирантов.Наглядно раскрыто взаимосвязи структурных элементов теории. Автор на основе структуры научной теории предлагает практическое построение теории развития методологической компетентности аспирантов.Ключевые слова:научнопедагогическая теория, развитие, структура, компетенции, аспирант.

Завершающим этапом диссертационного исследования [1] является построение теории развития методологической компетентности аспирантов. Это наиболее высокая форма обобщения и систематизации знаний, которая дает целостное представление о закономерностях и существенных связках действительности. Сейчас у аспирантов обитает имплицитное представление о структуре любой теории. Поэтому возникает сложность ее логического построения у тех диссертационных исследований, в научныхспециальностях которых есть направления теоретических исследований. Паспорт научной специальности, например, 13.00.04(08) «Теория и методика профессионального образования» предполагает построение теории. Однако четкой теории в диссертационном исследовании выудитьневозможно, таким образом, сама диссертация превращается в некую теорию.Анализируянаучнопедагогическуюлитературуудалось обнаружить, что в направлениипо разработке теории развития методологической компетентности до нас работала Н.М.Самарук [2]. Над формированием методологической компетентности учителя географии занималась Е.Г.Вегнер [3]. В.А. Даниилович в 2012 защитила диссертацию по развитию методологической компетентности у лиц сферы физической культуры и спорта [4].Нерешенным остается вопрос созданиячеткой структуры теории развития компетентности аспирантов. Целью этой статьи является освещение пути к созданиютеории, а также структуры теории развития компетентности у аспирантов.Под теорией будем понимать учение об обобщенном практическомопыте [5]. Теорию будем строить на результатах, полученных на эмпирическом уровне исследований. Эти результаты упорядочиваются, вписываются в стройную систему, объединенную общей идеей, уточняются на основе введенных к теории абстракций, идеализаций, принципов, которые дают возможность обобщить и познать существующие процессы и явления, проанализировать влияние разных факторов и предложить использовать их в практической работе. Теория выступает как форма синтетического знания, в пределах которого отдельныепонятия, гипотезы и законы теряют прежнюю автономность и превращаются в элементы целостной системы научных знаний.Изобразим наглядно структуру достижения конечной цели ‬теории (рис.1).

Рис.1.Логическое развитие идеи и превращение ее в теорию

Исходную структуру компонентов мы взяли из учебного пособия Г.С.Цехмистровой [6], руководствуясь следующими рассуждениями достоверности,признанными:рецензентами: Д.М.Стеченко ‬докторомэкономических наук, профессором, заведующимкафедрой менеджмента и маркетинга в туризме Киевского университета туризма, экономики и права; М.А.Дудченко ‬докторомэкономических наук, профессоромКиевского института международных отношенийКиевского Национального университета им. Тараса Шевченко;рекомендацией к изданию научнометодическим советом Киевского Университета туризма, экономики и права;рекомендацией к изданию научнометодической комиссией по направлению «Туризм»;рекомендацией Министерстваобразования и науки Украины как учебногопособиядля студентов высших учебных заведений.Требования к теории должны быть эффективными, конструктивными, простыми и практически наглядными. Даннаяструктура из предложенных компонентов не представляет еще теорию, поскольку не раскрыты связи между компонентами. Исходным положением теории является генеральная идея. Генеральная идея ‬это продукт творческого мышления автора диссертационного исследования, форма духовнопознавательного отображения действительности, направленная на ее превращение. Таким образом, исходной точкой в создании теории есть генеральная идея. Сформулируем генеральную идею применительно к будущей теории реального диссертационного исследования [7] следующим образом. Общий процесс физиологического развития человека как индивидуума заложено на генетическом уровне и определяется некоторым кодом ДНК. Этот процесс подобен происходящим уживотных, деревьеви т.д.Процесс развития человека как социального индивидуума,на наш взгляд,во многом зависит от избранной программы интеллектуального развития. Она определяется системой взаимосвязанности образовательных составляющих: дидактической, воспитательной и развивающей. Индивид, получив образование, становится развитымне толькоинтеллектуально, но и, частично, физиологически. Одновременно развивается рефлексивная способность.

Следовательно, научносоциальное значение для общества должно было бы стать разработкой в контексте диссертационного исследования программы развития методологической компетентности, которая реализовала многовековую теориюи практику опыта человечества.Следующим этапом на пути исследования является необходимость в написании научной гипотезы. Гипотеза ‬научное предвидение, предположение, истинность которого не определено, выдвинутого для объяснения любых явлений, процессов, причин, которые предопределяют данное следствие.Качество учебы студентов, курсантов, слушателей зависит не только от их собственной мотивации и способностей, а в первую очередь от методологической компетентности научнопедагогических кадров высшей квалификации, которые, собственно, реализуют программу интеллектуального развития. В профессиональные обязанности научнопедагогических и научных кадров высшей квалификации входит необходимость профессионального занятия научными поисками. Поэтому очевидно, что при несформированной за время учебы в аспирантуре методологической компетентности,это отобразится на качестве научной продукции и образовании обучающихся.

Следовательно, мы допускаем, выдвигая гипотезу, что от качества и сформированностиспособности к развитию методологической компетентности научнопедагогических и научных кадров высшей квалификации будет зависеть научнопедагогическая и научная культура их профессиональной деятельности. Процесс вариативной организации деятельности является предметом методологии. Отмеченные причины низкой методологической деятельности можно также объяснить низкой методологической основой, которую заложил их научный руководитель (консультант). Достичь процесса развития методологической компетентности у аспиранта можно с помощью теории. Теория ‬учение, система идей или принципов, высокая форма обобщения и систематизации знаний, направленных на определение того или другого явления. Это форма синтетического знания, в пределах которого отдельные понятия, гипотезы и законы теряют прежнюю автономность и превращаются в элементы целостной системы научных знаний.Проведенныйанализ научно педагогической литературы и диссертаций не позволил нам обнаружить наглядное содержание и функциональную зависимость между моделями, которые якобы реализуют теорию. Современные научные теории педагогической отрасли, на наш взгляд,авторы представляют имплицитно:путанно, опосредствовано. Это сделано с той целью, чтобы придать ей профессиональную запутанность. Мало осведомленный читательпосле нескольких обращений к толковому словарю за разъяснением, не найдя надлежащего достоверного ответа, рефлексивно создаст собственное умозаключение об якобы высоком уровне образованности этого автора. Однако лишь те читатели, которые смотрят в корень,сразу же поймут озапутанности, а автора заподозрят в научном дилетантстве. Плодом нашего длительного творческого мышления выработана следующая взаимосвязанная структура содержаниятеории развития методологической компетентности аспиранта (рис.2).

Рис.2. Структура содержание теории развития компетентности аспиранта

Рассмотрим ключевые дефиниции составных теории, которые будут использоваться в разрабатываемой теории развития методологической компетентности аспирантов.Факт научный ‬реальность, действительность, составной элемент основы научного знания, отражения объективных свойств вещей и процессов. Характерные свойства научного факта ‬новизна, точность, объективность, достоверность. На основе фактов строятся теории, выводятся законы.Категория ‬форма логического мышления, в которой раскрываются внутренние, существенные стороны и отношения исследуемых предметов. Аксиома ‬утверждение, положения, которые принимаются без доведения.Принципы ‬главные исходные положения любой теории, учения, науки; внутренние убеждения человека, ее устоявшийся взгляд на тот или другой вопрос.Умозаключение ‬это такая форма мышления, в результате которой из одного или нескольких суждений, которые отображают связи, и отношения предметов объективной действительности,выводится новое суждение, рассуждение, новая мысль, которая содержит уже новое знание об исследуемых предметах, явлениях, процессах.Суждение ‬это форма мысли об определенном предмете или явлении.Понятие ‬отображении наиболее существенные и свойственные предмету или явлению признаков.Построение теории мы начнем с обоснования социальной необходимости вообще этой теории. Она полагает развитие методологической компетентности, которая в будущем будет способствовать организациисвоейили общественнойдеятельности. Мырассматриваем методологическую компетентность как исходную категориюметодологии. Под методологией мы будем понимать учение об организации деятельности. Такое четкое и однозначное определение дает А.М. Новиков [8,с.20; 9,с.6; 10,с.3]. Таким образом, методологическая компетентность ‬это качественная способность научных и научнопедагогических работников высшей квалификации. Они, как и ученые, обязаны уметь вариативно выполнять служебные и профессиональные обязанности в изменяющихся обстоятельствах. Объективным законом являетсято, что, не прикладывая к человеку образовательной компоненты, он всеже будет развиваться на рефлексивном физиологическом уровне. Чтобы процесс развитиякомпетентности не пустить на самотек, нами акцентировановнимание на созданиипрограммы развития, подобно той, что существует в заложенной в молекуле ДНК. Частично программа развития заложена в ДНК в виде индивидуальных способностей и способности человека к самопознанию, рефлексии, необходимо только ее целенаправленно ориентировать в дидактической, воспитательной и развивающей среде. Вот эти три «кита», обозначенные нами, и будут главным образом отличать структуру методологической компетентности аспиранта от предложенных [11, 12]. Они предоставляли структуру безучета их, в результате чего терялось ее жизненность. Подробное рассмотрение программы развития методологической компетентности будет посвящено дальнейшее исследование и публикации.Рассмотренная нами выше структура позволяет существенно уменьшитьимпликативное понимание классической структуры научнопедагогической теории развития личностных качеств.

Ссылки на источники1.Козубцов І.М. Обговорення робочої концепції програми розвитку методологічної компетентності аспіранта військового вищого навчального закладу // Междисциплинарные исследования в науке и образовании, 2013. ‬№2. ‬URL: www.es.rae.ru/mino/1641323.2.СамарукН. М. Формування професійної компетентності майбутніх економістів // Вісник Національної академії Державної прикордонної служби України.‬2011. ‬№ 2.‬URL: http://archive.nbuv.gov.ua/ejournals/Vnadps/2011_2/zmist.html.3.Вегнер Е.Г.Методологическая компетентность учителя географии. ‬Новокузнецк : ИПК, 2010. ‬119 с.4.Данилович В.А. Развитие методологической компетентности исследователей в сфере физической культуры и спорта на этапе обучения в аспирантуре: автореф.дисс. … канд. пед. наук.‬Минск, 2012. ‬27 с.5.Цехмістрова Г.С. Основи наукових досліджень. ‬Київ: Видавничий Дім «Слово», 2004. ‬240 с.6.Вегнер Е.Г.Указ. соч.7.Козубцов І.М.Указ. соч.8.Новиков А.М.,НовиковД. А. Методология. ‬М.: СИНТЕЗ, 2007. ‬668 с.9.Новиков А.М.,НовиковД. А. Методология научного исследования. ‬М.: Либроком, 2010 ‬280 с.10.Новиков А.М., Новиков Д. А.Методология: словарь системы основних понятий. ‬М.: Либроком, 2013. ‬208 с.11.СамарукН.М.Указ. соч.12.Вегнер Е.Г.Указ. соч.



Kozubcov Igor, candidate of Engineering Sciences, Professor of Russian Academy of Natural History, leading researcher, scientific and research laboratory of interdisciplinary researches of the Scientific center of connection and informatization of the Military institute of telecommunications and informatization of the National technical university of Ukraine, Kievan polytechnic institute, Kievkozubtsov@mail.ru

Structure of the scientific and pedagogical theory of methodological competence development in PhD studentsAbstract.The author views the structure of the scientific and pedagogical theory of methodological competence development in PhD students. The author reveals the interconnection betweenthe structural units of the theory and suggests the theory of methodological competence development in PhD students.Keywords: scientific and pedagogical theory, development, structure, jurisdictions, PhD student.

Рекомендовано к публикации:Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»