Изучение психологических трудностей первокурсников в условиях адаптации к обучению в вузе

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Пухачева Л. И. Изучение психологических трудностей первокурсников в условиях адаптации к обучению в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № S1. – С. 31–35. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13507.htm.
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению трудностей адаптации первокурсников к обучению в вузе, приобщению недавних абитуриентов к студенческим формам коллективной жизни.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Пухачева Людмила Ивановна,старший преподаватель кафедры психологииФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Елабугаpuhacheva_1947@mail.ru

Изучение психологических трудностей первокурсников в условиях адаптации к обучению в вузе

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению трудностей адаптации первокурсников к обучению в вузе, приобщению недавних абитуриентов к студенческим формам коллективной жизни.

Ключевые слова: адаптация,стабилизация характера, поведенческая регуляция, коммуникативные способности.

Проблема адаптации, будучи междисциплинарной, занимает большое место в исследованиях отечественных [1] и зарубежных психологов. В психологическую науку термин «адаптация» был введен из биологических дисциплин. В частности, в физиологии термин означает реакцию приспособления органов чувств по отношению к воздействию соответствующих раздражителей, а в биологии –приспособление строения функций органов к условиям существования организма. Смысл приспособления остается и в психологии. Особенно это выражено в тех психологических концепциях, которые направлены на анализ взаимоотношения индивида с окружающей средой.Психологическое содержание понятия «адаптация» является значительно более широким, чем в биологических науках. Вшироком смысле адаптация представляет собой динамическое образование, результат и процесс приспособления организма или личности к условиям внешней среды, а также свойство любой саморегулирующейся системы (биологической, социальной или технической), которое состоит в способности приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды.Термин «студент» латинского происхождения, в переводе на русский язык означает усердно работающий, занимающийся, т.е. овладевающий знаниями. Студент как человек определенного возраста и как личность может характеризоваться с трех сторон: с психологической, социальной, биологической. Психологическая сторона представляет собой единство психологических процессов, состояний и свойств личности. Главное в психологической стороне –психические свойства (направленность, темперамент, характер, способности), от которых зависит протекание психических процессов, возникновение психических состояний, проявление психических образований. Однако, изучая конкретного студента, надо учитывать вместе с тем особенности каждого данного индивида, его психических процессов и состояний. Социальная сторона воплощает в себе общественные отношения, качества, порождаемые принадлежностью студента к определенной социальной группе, национальности и т. д.Биологическая сторона включает тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение, черты лица, цвет кожи, глаз, рост и т. д. Эта сторона в основном предопределена наследственностью иврожденными задатками, но в известных пределах изменяется под влиянием условий жизни.

Студенческий возраст характеризуется достижением наивысших, «пиковых» результатов, базирующихся на всех предшествующих процессах биологического, психологического, социального развития.Если же изучить студента как личность, то возраст 18–20 лет –это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессиональнотрудовых и др. Студенческий возраст характерен и тем, что в этот период достигаются многие оптимумы развития интеллектуальных и физических сил. Но нередко одновременно проявляются «ножницы» между этими возможностями и их действительной реализацией.Время учебы в вузе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт.Вместе с тем специалисты в области возрастной психологии и физиологии отмечают, что способность человека к сознательной регуляции своего поведения в 17–19 лет развита не в полной мере. Нередки немотивированный риск, неумение предвидеть последствия своих поступков, в основе которых могут быть не всегда достойные мотивы. Юность –пора самоанализа и самооценок. Самооценка осуществляется путем сравнения идеального «Я» с реальным. Но идеальное «я» еще не выверено и может быть случайным, а реальное «Я» еще всесторонне не оценено самой личностью. Это объективное противоречие в развитии личности молодого человека может вызвать у него внутреннюю неуверенность в себе и сопровождается иногда внешней агрессивностью, развязностью. Факт поступления в вуз укрепляет веру молодого человека в собственные силы и способности, порождает надежду на полнокровную и интересную жизнь. Студенческий возраст

является сенситивным периодом для развития основных социогенных потенций человека. Высшее образование оказывает огромное влияние на психику человека, развитие его личности. За время обучения в вузе, при наличии благоприятных условий, у студентов происходит развитие всех уровней психики. Они определяют направленность ума человека, т.е. формируют склад мышления, который характеризует профессиональную направленность личности[2]. Для успешного обучения в вузе необходим довольно высокий уровень общего интеллектуального развития, в частности восприятия, представлений, памяти, мышления, внимания, эрудированности, широты познавательных интересов, уровня владения определенным кругом логических операций и т.д.Необходимым условием успешной деятельности студента является освоение новых для него особенностей учебы в вузе. На протяжении начальных курсов складывается студенческий коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание к избранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, устанавливается система работы по самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности.Развитие студента на первом курсе имеет некоторые особые черты. Первый курс решает задачи приобщения недавнего абитуриента к студенческим формам коллективной жизни. В целом же, развитие личности студента как будущего специалиста с высшим образованием идет в ряде направлений:–укрепляются идейная убежденность,профессиональнаянаправленность, развиваются необходимые способности;–совершенствуются, «профессионализируются» психические процессы, состояния, опыт;–повышаются чувство долга, ответственность за успех профессиональной деятельности, рельефнее выступает индивидуальность студента;–растут притязания личности студента в области своей будущей профессии;–на основе интенсивной передачи социального и профессионального опыта и формирования нужных качеств растут общая зрелость и устойчивость личности студента;–повышается удельный вес самовоспитания студента в формировании качеств, опыта, необходимых ему как будущему специалисту;–крепнут профессиональная самостоятельность и готовность к будущей практической работе.Адаптация студентов первого курсак обучению в вузе связана с решением двух основных задач:–изменение некоторых методов обучения школьников, хотя бы старших классов с учетом форм и методов, используемых в вузах;–спервых же дней обучения студентов в вузе предоставление им необходимой информации о требованиях, методах, формах и специфических особенностях обучения каждой специальности (специализации) в вузе.Эта проблема будет, по крайней мере, ещё достаточно долго существовать, поэтому от успешного её решения зависит, кто из поступивших в вуз успешно его закончит[3].

От того, как долго по времени ипо различным затратам происходит процесс адаптации, зависят текущие и предстоящие успехи студентов, процесс их профессионального становления.Резкая ломка многолетнего привычного рабочего стереотипа, основу которого составляет динамический стереотип, иногда приводит к нервным срывам и стрессовым реакциям. По этой причине период адаптации, связанный с ломкой прежних стереотипов, может на первых порах обусловитьи сравнительно низкую успеваемость, и трудности в общении. У одних студентов выработка нового стереотипа проходит скачкообразно, у других –ровно. Несомненно, особенности этой перестройки связаны с характеристиками типа высшей нервной деятельности, однакосоциальные факторы имеют здесь решающее значение. Знание индивидуальных особенностей студента, на основе которых строится система включения его в новые виды деятельности и новый круг общения, дает возможность избежать дезадаптационного синдрома, сделатьпроцесс адаптации ровным и психологически комфортным[4].В проведенных исследованиях процесса адаптации первокурсников к вузу обычно выделяются следующие главные трудности: отрицательные переживания, связанные с уходом вчерашних учеников из школьного коллектива с его взаимной помощью и моральной поддержкой, неопределенность мотивации выбора профессии, недостаточная психологическая подготовка к ней; неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения и деятельности, усугубляемое отсутствием привычки повседневного контроля педагогов; поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях; налаживание быта и самообслуживания, особенно при переходе из домашних условий в общежитие; наконец, отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать, работать с первоисточниками, словарями, справочниками, указателями.Все эти трудности различны по своему происхождению. Одни из них объективно неизбежны, другие носят субъективный характер и связаны со слабой подготовкой, дефектами воспитания в семье и школе.Адаптация –это предпосылка активной деятельности и необходимое условие ее эффективности. Исследователи различают три формы адаптации студентовпервокурсников к условиям вуза:–адаптация формальная, касающаяся познавательноинформационного приспособления студентов к новому окружению, к структуре высшей школы, к содержанию обучения в ней, ее требованиям, к своим обязанностям;–общественная адаптация, т.е. процесс внутренней интеграции (объединения) групп студентовпервокурсников и интеграция этих же групп со студенческим окружением в целом;–дидактическая адаптация, касающаяся подготовки студентов к новым формам и методам учебной работ[5].Во всех вузах обычно специально планируется система мероприятий, способствующая адаптации первокурсников к условиям вуза. К числу наиболее важных мероприятий относятся: работа по формированию и комплектованию академических групп; ритуал «Посвящение в студенты» и чтение курса «Психологопедагогическое сопровождение личности»; выступления ведущих преподавателей в группах; знакомство с историей вуза и выпускниками.Исследование студентовпервокурсников проводилось в Елабужском филиале К(П)ФУ на инженернотехнологическом факультете. Было обследовано 30 человек. В качестве методики исследования был выбран многоуровневый личностный опросник «Адаптивность», разработанный А. Г. Маклаковым, С. В. Чермяниным. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» предназначен для оценки адаптационных возможностей личности с учетом социальнопсихологических и некоторых психофизиологических характеристик, отражающих обобщенные особенности нервнопсихического и социального развития. В основу методики положено представление об адаптации как о непрерывном процессе активного приспособления человека к постоянно меняющимся условиям социальной среды и профессиональной деятельности. Эффективность адаптации во многом зависит от того, насколько реально человек воспринимает себя и свои социальные связи, точно соизмеряет свои потребности с имеющимися возможностями и осознает мотивы своего поведения. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушению адаптации, что может сопровождаться повышенной конфликтностью,нарушением взаимоотношений, понижением работоспособности и ухудшением состояния здоровья. Степень соответствия этому «интервалу» психической и социальнонравственной нормативности обеспечивает эффективность процесса социальнопсихологической адаптации, определяет личностный адаптационный потенциал, являющийся важнейшей интегральной характеристикой психического развития. Характеристику личностного потенциала адаптации можно получить, оценив уровень поведенческой регуляции, коммуникативные способности и уровень моральной нормативности. Поведенческая регуляция –это понятие, характеризующее способность человека регулировать свое взаимодействие со средой деятельности. Она осуществляется в единстве энергетических, динамических и содержательносмысловых аспектов. Основными элементами поведенческой регуляции являются: самооценка, уровень нервнопсихической устойчивости, а также наличие социального одобрения (социальной поддержки) со стороны окружающих людей. Все выделенные структурные элементы не являются первоосновой регуляции поведения. Они лишь отражают соотношение потребностей, мотивов, эмоционального фона настроения, самосознания, «яконцепции» и др. Поэтому система регуляции –это, сложное, иерархическое образование, а интеграция всех ее уровней в единый комплекс и обеспечивает устойчивость процесса регуляции поведения. Другой характеристикой, определяющей эффективность процесса социальнопсихологической адаптации и выступающей в качестве одной из основных составляющих личностного адаптационного потенциала, являются коммуникативные качества человека. Поскольку человек практически всегда находится в социальном окружении, его деятельность сопряжена с умением строить отношения с другими людьми. Коммуникативные возможности (или умение достигнуть контакта и взаимопонимания с окружающими) у каждого человека различны. Они определяются наличием опыта и потребности общения, а также уровнем конфликтного. Не менее важной стороной процесса адаптации является соблюдение моральных норм поведения, обеспечивающих способность адекватно воспринимать индивидом предлагаемую для него определенную социальную роль. В данном тесте вопросы, характеризующие уровень моральной нормативности индивида, отражают два основных компонента процесса социализации: восприятие моральнонравственных норм поведения и отношение к требованиям непосредственного социального окружения. Обработку результатов проводят по четырем «ключам», соответствующих шкалам: «достоверность», «нервнопсихическая устойчивость», «коммуникативные способности», «моральная нормативность», «личностный адаптивный потенциал». На каждый вопростеста обследуемый может отвечать «да» или «нет». Поэтому при обработке результатов учитывается количество ответов, совпавших с «ключом». Каждое совпадение с «ключом» оценивается в один «сырой» балл. Шкала достоверности оценивает степень объективности ответов. В случае если общее количество «сырых» баллов превышает 10, то полученные данные следует считать недостоверными вследствие стремления учащегося соответствовать социально желаемому типу личности. Результаты исследования студентовпервокурсников показали, что в целом студенты первого курса адаптировались к обучению в вузе. 20%ответов явились недостоверными. Наибольшее количество –65%студентов составляет группа высокой и нормальной адаптации. Лица этой группы достаточно легко адаптировались к новымусловиям деятельности, быстро вошли в новый коллектив, достаточно легко и адекватно сориентировались в ситуации, быстро выработали стратегию своего поведения. Как правило, не конфликтны, обладают высокой эмоциональной устойчивостью.

Общее социальное самочувствие студентов довольно неплохое. Очевидно, сказывается успешное для большинства завершение вступительных экзаменов, радостное ощущение («Я–студент»).Между характером оценки адаптации к студенческой жизни и социальным самочувствием студента существует тесная взаимосвязь: чем труднее и дольше шел процесс адаптации, тем ниже социальное самочувствие студентов. Благоприятная картина в основном определяется мнением тех студентов, кто свое социальное самочувствие оценивает достаточно высоко (45 баллов по 5балльной системе). Доля таких студентов в общем массиве достаточно велика: каждые 7 из 10 студентов оценили свое социальное самочувствие в 4 (52%) и 5 (18%) баллов. Но именно поэтому особое внимание должно быть уделено тем трем из каждых десяти студентовпервокурсников, чей процесс адаптации к вузу был трудным и долгим, а потому и свое социальное самочувствие они оценили крайне низко–в 1–2 (6%) и 3 (24%) балла.25% студентовпервокурсников составили группу с удовлетворительной адаптацией. Большинство лиц этой группы обладают признаками различных акцентуаций, которые в привычных условиях частично компенсированы и могут проявляться при смене деятельности. Поэтому успех адаптации зависит от внешних условий среды. Эти лица, как правило, обладают невысокой эмоциональной устойчивостью. Возможны асоциальные срывы, проявление агрессии и конфликтности. Лица этой группы требуют индивидуального подхода, постоянного наблюдения, коррекционных мероприятий.

10% студентовпервокурсников составили группу лиц с низкой адаптацией. Лица этой группы обладают признаками явных акцентуаций характера и некоторыми признаками психопатий, а психическое состояние можно охарактеризовать, как пограничное. Возможны нервнопсихические срывы. Лица этой группы обладают низкой нервнопсихической устойчивостью, конфликтны, могут допускать асоциальные поступки. В группе студентов адаптированных на низком уровне мотивационносмысловая симптоматика достижения характеризуется слабой ориентацией на себя, склонностью к соперничеству, излишнейкритичностью по отношению ко всем социальным явлениям и окружающим людям. Реализации этой потребности препятствуют конформность, мягкость, ожидание помощи и советов, склонность к сотрудничеству, компромиссность.В данной группе симптоматика познания сопряжена с влиянием семьи, с низким стремлением студентов к реализации своих творческих возможностей, со скромностью, робостью, уступчивостью. В процессе учебной деятельности студенты склонны к ожиданию помощи и советов от других, зачастую не имеют все это, что снижает возможности реализовать познавательную потребность. Мотивационносмысловое образование обеспечивает личности направленность к сотрудничеству, кооперации, гибкости и компромиссам при решении проблем и в конфликтных ситуациях. Понимание реализации потребности связано с материальным благополучием, со стремление к установлению благоприятных отношений с окружающими людьми. Слабая выраженность доминирования коррелирует с робостью, уступчивостью, трудностями переключения в процессе общения, эмоциональной чувствительностью к неудачам в общении, оценкам окружающих людей. Удовлетворенность студентов связана со стремлением к социальным контактам, с эмоциональной чувствительностью к неудачам в общении. Самопознание характеризуется стремлением к объективной информация об особенностях своего характера, способностях и других личностных качествах. Самоотношение характеризуется отсутствием собственного мнения (конформность), послушным выполнением своих обязанностей, ожиданием помощи и советов. Их характерологические особенности включают в себя скромность, робость, уступчивость, что коррелирует с негативными эмоциональными переживаниями. В начале первого курса мотивационносмысловая симптоматика достижения соединена со стремлением к повышению уровня своей образованности, с ценностями семейных отношений, признания, уважения, одобрение со стороны наиболее значимых лиц, к более высокому материальному положению. Значимы корреляции со стремлением к реализации творческих возможностей, со значимостью благоприятных отношенийс окружающими людьми, с достижением ощутимых результатов на данный период жизни, но и с наличием «ощущением» независимости от других людей, с уверенностью в себе. У 20%человек отмечается завышенная выраженность эгоистических черт, ориентации на себя, но при этом есть повышенная чувствительность к неудачам в работе. Симптоматика познания коррелирует со стремлением к благоприятным отношениям с окружающими людьми, заинтересованностью проблемами общественной жизни, с повышенными негативными эмоциональными переживаниями, связанными с учебой. 45%студентов стремятся разнообразить круг своего общения, установить благоприятные отношения с окружающими, изменить для этого свою личность и характер. Важным является получение морального удовлетворения, сохранение своей индивидуальности. Доминирующие тенденции характеризуются стремлением к деятельности, к разнообразию социальных контактов, к моральному удовлетворению, к независимости от других людей. Доминирование направлено на приобретение уверенности в себе, ориентированности на себя. Уверенность в себе формируется ценностью семейных отношений, признанием и одобрением со стороны других, высоким материальным положением.Студенты направлены на достижение конкретных и ощутимых результатов, на сохранение своеобразия и неповторимости своей личности, взглядов, убеждений. Они легко переключаются в процессе общения, стремятся к разнообразию коммуникативных программ. Смыслы доминирования обнаруживают себя в учебной деятельности, в сфере увлечений, где студенты также стремятсяк сохранению своеобразия. Реализация потребности в доминировании коррелирует с уровнем материального благосостояния студентов, фрустрация потребности в доминировании вызывает у студентов негативные эмоциональные переживания. Это люди, уверенные в себе, упорные и настойчивые, стремящиеся проявить себя в сфере увлечений, в достижении более высокого уровня материального благосостояния, энергичные в стремлении к независимости. Благоприятные отношения с окружающими людьми устанавливаются за счет приспособления, мягкости, вежливости, определенной склонности к восхищению окружающими. Стремясь помочь другим людям, они получают от этого моральное удовлетворение. «Нервнопсихическая устойчивость». Данный параметр характеризуется склонностью к сотрудничеству, компромиссностью в конфликтных ситуациях, связан с учебой, заниженным стремлением к признанию и уважению со стороны наиболее значимых людей, повышенным стремлением к установлению благоприятных отношений с другими людьми, достижением за счет этого высоких результатов.Негативные эмоциональные переживания связаны с учебой, семьей, стремлением к повышению материального состояния, тягой к независимости, компромиссностью при решении конфликтных ситуаций. Низкий уровень поведенческой регуляции –определенная склонностьк нервнопсихическим срывам, отсутствие адекватности самооценки и реального восприятия действительности наблюдается у 15%исследуемых студентовпервокурсников.У остальных 85%студентовпервокурсников наблюдается высокий уровень нервнопсихической устойчивости и поведенческой регуляции, высокая адекватная самооценка и реальное восприятие действительности.«Моральная нормативность». Показатели моральной нормативности ниже среднего у 35%студентовпервокурсников. На первом курсе мотивационносмысловая симптоматика достижения коррелирует с адаптированностью, учебной тревожностью, социальными контактами. Снижается стремление к повышению уровня образованности, познавательная активность, чувствительность к неудачам в общении и деятельности. Симптоматика познания характеризуется снижением стремления к повышению уровня образованности, но возрастает стремление к признанию, одобрению, уважению со стороны значимых лиц. Уменьшается проявления конформности, ожидание помощи и советов и других, склонность к сотрудничеству, компромиссности в конфликтных ситуациях чувствительность к неудачам в учебной деятельности. Возрастают негативные эмоциональные переживания. У 65%студентовпервокурсников наблюдается высокий уровень моральной нормативности. Данные студенты реальнооценивают свою роль в коллективе, ориентируется на соблюдение общепринятых норм поведения.«Коммуникативные способности». У 30%опрошенных студентов наблюдается снижение коммуникативной значимости общения, необходимое в социальных контактах. Чувствительность к неудачам в общении снижается, но сохраняется ориентация на себя. В учебной деятельности снижается стремление к общению как таковому. Изменяется направленность общения: становятся важными достижение уважения, признания других. Растет стремление к независимости от других, неповторимости, своеобразию своей личности. Растут негативные эмоциональные переживания. Уверенность в себе формируется в учении, возросшим стремлением к реализации своих творческих возможностей, благоприятными отношениями с окружающими людьми, ориентацией на себя. У 70%студентовпервокурсников наблюдается высокий уровень развития коммуникативных способностей, они легко устанавливают контакты с однокурсниками, окружающими, не конфликтны.В целом исследуемая группа студентовпервокурсников достаточно успешно адаптировалась в учебной деятельности в вузе.

Ссылки на источники1.Андреева Д.А. О понятии адаптация. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе// Человек и общество. –Л.: ЛГУ, 1973. –Вып. 13. –С. 62–69.2.ВражноваМ.О системе профессиональной адаптации студентов // Высшее образование в России. –2004. –№ 9.–С. 118.3.Гапонова С.А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения // Социс. –1994. –№ 3. –С. 131–135.4.Жданов И.А.Адаптация и прогнозирование деятельности.–Казань: Издво Казан. унта, 1991. –254 с.5.Кузнецов П.С. Адаптация как функция развития личности. –Саратов, 1991. –189 с.

Puhacheva Ludmila,Senior teacher, psycholoqical department of Kazan (Volga) FederalUniversity, Yelabugapuhacheva_1947@mail.ruThe study of the psychological difficulties of firstyear students in the conditions of adaptation to training in a higher educational institutionAbstract. The article is devoted to the difficulties of adaptation ofthe firstyear students to study in the University, the integration of recent entrants to the student forms of collective life.Keywords: adaptation of the stabilisation of the nature, behavioral control, communication abilities.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»;Утёмовым В. В.,кандидатом педагогических наук