Формирование социальной активности студентов вуза в процессе волонтерской деятельности

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Рюмина Ю. Н. Формирование социальной активности студентов вуза в процессе волонтерской деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № S2. – С. 36–40. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13520.htm.
Аннотация. В статье раскрываются теоретические основы формирования социальной активности личности студента вуза. Представлен анализ психолого-педагогических и физиологических аспектов понятий «активность» и «социальная активность». Социальная активность при этом рассматривается как интегральное качество личности, которое при определенных условиях имеет возможность успешного формирования в учебной и внеучебной деятельности студентов. Одним из таких условий является вовлечение студентов в социально активную деятельность.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Рюмина Юлия Николаевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогическийинститут», г.ШадринскJRumina@mail.ru

Формирование социальной активности студентов вуза в процессе волонтерской деятельности

Аннотация. В статье раскрываются теоретические основы формирования социальной активности личности студента вуза. Представлен анализ психологопедагогических и физиологических аспектов понятий «активность» и «социальная активность». Социальная активность при этом рассматривается как интегральное качество личности, которое при определенных условиях имеетвозможность успешного формирования в учебной и внеучебной деятельности студентов. Одним из таких условий является вовлечение студентов в социально активную деятельность. Ключевые слова:активность, социальная активность, социальная работа, волонтер, волонтерская деятельность.

Образование, ориентированное исключительно на передачу знаний ушло в прошлое. Современная система образования ориентирована на формирование у выпускника определенных профессиональных навыков и умений. Так, А.Б. Звездова, В.Г. Орешкин указывают на то, что современные требования к выпускнику складываются под влиянием ситуации на рынке труда и таких процессов, как ускорение темпов развития общества и повсеместной информатизации среды, дроблением производственных функций на ряд задач и видов деятельности[1]. Результатом профессиональной подготовки, таким образом, является соответствующих компетентностей как комплекса навыков, социального поведенияи определенных качеств, таких, как способность работать в группе, инициативность, социальная активность, инновационность, мобильность, гибкость, умение принимать решение и отвечать за свои действия и их последствия.В системе подготовки специалистов социальной сферы данные тенденции проявляются в полной мере. В последнее время обозначился интерес к личности профессионала: его особенностям, качествам и свойствам, его готовности к деятельности и своему развитию (С.А. Беличева, В.Г. Бочарова, И.А. Зимняя, В.И. Жуков, В.В. Колков, П.Д. Павленок, А.М. Панов, Л.В. Топчий, М.В. Фирсов, Б.Ю. Шапиро, Е.И. Холостова, Н.Б. Шмалева и др.) [2]. Бесспорно то, что эффективность и результативность социальной работы напрямую зависит от личностных качеств специалиста. От современного социального работника и социального педагога требуется система готовностей и способностей комплексного изучения и решения социальных проблем, активная гражданская и социальная позиция. Важным компонентом личности социального работника как профессионала следует выделить такое качество, как социальная активность, которая, по мнению Н.Б. Шмелевой, развивается в процессе деятельности.Собственно категория «активность» как одна из двух составляющих определения «социальная активность» является более широкой по содержанию. Понятие «активность» было введено в науку Эпикуром и получило свое дальнейшее развитие в философских работах Лейбница, Толанда, Дидро, Гельвеция, Гегеля и других. В качестве философской категории, активность понимается большинством ученых как всеобщее свойство материи, ее атрибут (Л.Н. Ляхова). Поэтому термин «активность» широко используется в различных отраслях: химии, астрономии, географии, физиологии, педагогике и психологии. Анализируя данные психологопедагогических исследований (А.Ф.Лазурский, С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович, Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, Д.Б. Богоявленская и др.), есть все основания считать, что активность является сложной характеристикой личности, через которую выражается ее отношение к деятельности. Активность личности выступает как совокупность инициативных действий субъекта, обуславливаемых его внутренними противоречиями, опосредованными средовыми влияниями.Активность сознания С.Л. Рубинштейн связывает с так называемой побудительной реакцией человеческого поведения, осуществляемой при помощи чувств и волевых процессов. При этомученый связывает активность с чувствами как с видом отражения действительности. Анализируя целостный волевой акт в процессе активности сознания, по представлению С.Л. Рубинштейна, можно сделать следующий вывод. В начале, как и в конце волевого акта (активность сознания), лежат определенные эмоции. Если в начале этого процесса они выступают как мотив, побудительная сила, то в конце –как удовлетворение возникшей потребности.Побудителями активности сознания, являются раздражители извне –окружающая среда [3]. В.Н. Дружинин считает активность более общей категорией и предлагает считать поведенческую активность как внешнее (внесубъективное) проявление активности психики во взаимодействии субъекта с окружающей средой.Причем данное взаимодействие может иметьлибо адаптивный (приспособленческий), либо преобразующий характер[4].В частности, активность преобразующего характера подразделяется ученым на два подтипа: творческое поведение (активность), направленное на создание новой среды (конструктивная активность); разрушающее поведение (дезадаптивное), направленное на уничтожение прежнего.Другими учеными выделяются, помимо репродуктивного и творческого, и промежуточные уровни проявления активности (Т.И. Шамова, Г.И. Щукина и др.). К примеру, Г.И. Щукиной выделяются такие уровни активности, как: репродуктивноподражательная, поисковоисполнительская, творческая активность. Каждый из этих уровней характеризуется определенным отношением к деятельности, уровнем знаний и умений, необходимых для ее осуществления, испособностью личности мобилизовать свои нравственноволевые усилия для достижения целей в этой работе.Существует большое количество определений понятия социальной активности, но все авторы подчеркивают в ней осознаваемое, целенаправленное взаимодействие личности и социума, то есть то, что социальная активность специфическим образом мотивирована. Следует отметить, что мотивационная структура социальной активности является органической составной частью ее сущности. А мотивы социальной активности–это осознанные причины, по которым люди вступают во взаимодействие друг с другом, оказывают влияние друг на друга и осуществляют различные виды социальнозначимой деятельности.Философы С.С. Батенин, Л.П. Буева, Л.Н. Митрохин, А.Г. Хрипковаи др. рассматривалисоциальную активность как особую форму взаимодействия субъекта с окружающей средой, как особое состояние любой деятельности, характеризуемое позитивно выраженной стороной.В социологической литературе уточняется и формируется представление о «социальной деятельности», как о деятельности, связанной непосредственно с выполнением социальных функций (И.В. Андреенкова, Э.С. Соколова, И.А. Филиппова и др.). «Социальная деятельность» представала в разнообразии социальных связей. По мнению ученых в социальной деятельности личность проявляет себя в различных видах активности. Было введено понятие «степень социальной активности», установлена её зависимость от соотношения между социальными функциями личности и её субъективными установками, от отношения человека к своим общественным обязанностям.Понятие «социальной активности личности» в психологическом плане раскрывается с точки зрения представлений о природе качества личности как системы действий, потребностей и мотивов поведения (Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, B.C. Мерлин, Л.С. Славин и др.). Отмечается, что социальную активность как качество личности, с одной стороны, характеризуют общественно ценные мотивы, с другой –активное поведение, умение не только приспосабливаться к обстоятельствам, но и учитывать и изменять их в соответствии с усвоенными моральными требованиями. По утверждению ученых, социальная активность является стержневым показателем проявления жизненной позиции личности.В педагогике эта проблема рассматривалась многоаспектно. «Социальная активность» понималась как главное в характеристике личностисубъекта общественных отношений (Т.Е. Конникова, Т.Н. Мальковская, А.В. Зосимовский и др.), как мера проявления социальной дееспособности человека (Н.П. Аникеев, Н.Г. Огурцов, Е.С. Малах и др.), как ответственное и заинтересованное отношение человека к труду, обществу, духовной и общественной жизни (Ю.П. Азаров, Л.М. Архангельский, Л.Ю. Гордин, С.М. Дудина и др.).Социальная активность рассматривается как интегральное качество личности. Рассмотрим это интегральное качество личности в аспекте его профессионализации в период обучения.Студенчество как социальная группа, по мнению Е.С. Соколовой, характеризуется особыми условиями жизни, труда и быта, общественным поведением и психологией. Для студентов приобретение знаний и подготовка себя как специалистов и профессионалов является основным занятием. Внеучебная, общественная работа, выполняемая в вузе, создает оптимальные условия для формирования лидерских качеств молодого человека. В этом случае лидерство означает социальную активность, или активную жизненную позицию молодого специалиста, в которой особенно заинтересованы работодатели. Она представляет собой некий гарант свежих идей, неординарных подходов, смелых управленческих решений и способствует развитию любого бизнеса. Таким образом, являясь специфической социальной группой, студенты обладают социальнопсихологическими особенностями, которые необходимо учитывать при выявлении структуры мотивов социальной активности молодежи.Н.Б. Шмелевауказывает, что процесс профессиональной подготовки социальных работников в вузе будет эффективнее при условии социальной активности обучаемых [5]. Социальная активность в своем развитии может быть реализована при осуществлении следующих задач:формирование мотивационных основ познавательной деятельности при обучении профессии на всех этапах педагогического процесса;развитие самостоятельности в приобретении профессиональных и прикладных знаний, необходимых для профессиональной деятельности;понимание, осмысление и обобщение получаемой информации, поиск дополнительной информации;развитие креативности личности будущего социального работника, его деловых качеств;формирование рефлексивных умений, направленных на анализ собственных действий и состояний;формирование умений видеть ближние и дальние перспективы социальной работы, влиять на социальные процессы, своевременно решая все возникающие в деятельности сферы социальной работы вопросы и задачи;ознакомление с различными видами исследований в сфере социальной работы.использование знаний об особенностях социальной работы с различными слоями населения и общества в целом для прогнозирования, проектирования и осуществления ее в различных условиях и на различных уровнях.Безусловно, социальная активность–это качественная характеристика личности специалиста социальной работы, связанная с творческим отношением к своей профессии. Только социальноактивный специалист стремится кардинально преобразовать окружающий социум, способен влиять на социальные процессы, эффективно решая возникшие проблемы в меняющихся условиях.Воспитание такой профессионально и социально активной личности требует от современного профессионального образования применения совершенно новых методов и технологий. В связи с этим перспективным является, на наш взгляд вовлечение студентов в социально активную деятельность, которая дает возможности формирования социальной активности, активной жизненной позиции. Таким видом деятельности студентов является волонтерская деятельность. На факультете социального образования Шадринского государственного педагогического института ведется экспериментальная работа по организации волонтерской деятельности студентов факультета и внедрению технологии ее социальнопедагогического сопровождения. Социальнопедагогическое сопровождение добровольческой деятельности студентов представляет собой организованный социальнопедагогический процесс, предполагающий комплекс целенаправленных педагогических действий, ориентирующих молодых людей на волонтерскую деятельность; прогнозирующий проблемы и трудности студента в волонтерской деятельности; оказывающий содействие в их предупреждении и преодолении. Социальнопедагогическое сопровождение предполагает планирование, консультирование, координацию и анализ деятельности студентов –волонтеров.

В общих чертах социальнопедагогическое сопровождение организации добровольческой деятельности студентов вуза может осуществлятьсяв рамках трех модулей: ориентировочном, обучающем и основном.Ориентировочный модель предназначен для информирования и привлечения; отбора и ориентации участников в предстоящей добровольческой деятельности; углубленного изучения собственных мотивов и установок добровольческой деятельности. В рамках данного модуля проводится анкетирование притендентов, собеседование, наблюдение, тестирование.Обучающий модуль подразумевает обучение основам добровольческой деятельности, развитие навыков добровольческой деятельности, формирование социальнозначимых качеств личности студента, потенциального волонтера.Обучение направленно на актуализацию деятельности и передачу знаний; изучение форм и методов деятельности; формирование и сплочение группы.Специфика организации добровольческой деятельности в вузе обусловлена тем, что основной целью образования здесь является профессиональная подготовка студентов к будущей профессиональной деятельности. Однако, привлечение студентов будущих специалистов социальной сферы к добровольческой деятельности может решать не только задачи профессиональной подготовки, но и формирования личности человека в целом. Развития у него социальнозначимых качеств.Обучение волонтеров строится как процесс инструктирования по всевозможным, связанным с работой умениями и навыками, которые потребуются волонтерам для осуществления их индивидуальной добровольческой деятельности. Если волонтерская деятельность связана с детьми, инвалидами, то учеба строиться таким образом, чтобы волонтер получил необходимый минимум знаний не только о том, что и как придется делать, но и информацию о характерных особенностях проблемы и возможностях снижении её последствий. В курс обучения целесообразно включить не только беседы, но и лекции. Так, формирование основ волонтерства, развитие нравственных качеств личности будущего специалиста по социальной работе осуществляется в рамках дисциплины «Основы добровольческой деятельности». Она ориентирована на формирование у студентов гуманистической, нравственной направленности профессиональной деятельности, формирование социальной активности, ответственности. Задачами дисциплины являются: овладение базовыми понятиями профессиональной деятельности: милосердие, гуманизм, альтруизм; формирование у студентов профессиональнозначимых качеств личности; формирование гуманистических установок по отношению к объекту и процессу социальной работы. В рамках дисциплины студент не только разбирается в сущности понятий «милость», «милосердие», «альтруизм», «волонтерство», «добровольчество», «благотворительность», и др. Но особую значимость приобретает деятельностный компонент дисциплины, развитие личностных качеств, знаний, умений в практической деятельности. А именно: освоение основ организации добровольческих инициатив, планирования и организации социальных акций, овладение навыками общественнозначимой социальной деятельности, основанной на принципах милосердия и человеколюбия. Специфика курса «Основы добровольческой деятельности» состоит в направленности на развитие у студента способности к самоуправлению, самоорганизации, самоконтроля, самокоррекции. С этой целью используются разнообразные формыаудиторнойи самостоятельной работы студентов. Так, в форме дискуссии проходит обсуждение вопроса о понимании сущности милосердия в разных культурах, о соотношении явлений милосердия и долга, милосердия и справедливости, рассматриваются взгляды мыслителей, философов, писателей. Свои мысли по поводу сущности милосердия, обоснованности милосердия в современном обществе, характеристику милосердного человека студенты излагают в процессе написания сочинений. Следующий цикл занятийпосвящен различным аспектам альтруизма как мотива оказания помощи и просоциального поведения. Далее учащимся предлагается провести миниэксперимент «Жизнь по образцу идеальной нравственности» (И.П.Зеленкова, Е.В.Беляева) [6]. В течение недели каждый студент ведет дневник, где отмечает выполнение намеченных заранее мероприятий по работе над собой, анализирует свои поступки, отношение к близким, дальним, самому себе, ставит запреты, определяет установки, намечает перспективы своего личностного роста.Студенты проводят различные наблюдения, выполняют творческие задания, разрабатывают проекты волонтерских инициатив и проводят благотворительные акции.Основной модуль представляет собой блок практической деятельности, в процессе которой осуществляетсянепосредственная добровольческая деятельность студентов по различным направлениям.Основными задачами организации добровольческой деятельности студентовявляются:вовлечение студентов в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития; предоставление возможности студентов проявить себя, реализовать свой потенциал и получить заслуженное признание социуме;развитие созидательной активности студенческой молодежи.К прикладным задачам относятся: обучение студентов определенным трудовым навыкам и стимулирование профессиональной ориентации; получение навыков самореализации и самоорганизации для решения социальных задач;формирование социальнозначимых качеств личности студентов;замещение асоциального поведения социальным; обеспечение определенного временного формата занятости молодежи.Практическая добровольческая деятельность студентов в рамках волонтерского студенческого отряда осуществляется по двум направлениям: проектная деятельность и непроектная. В первом случае разрабатываются и реализуются социальные проекты на достаточно длительный срок. Во втором случае добровольческая деятельность подразумевает единичные социальные, благотворительные акции, не требующие привлечения дополнительных ресурсов и осуществляющиеся в более короткие сроки. Устанавливается сотрудничество с социальными, образовательными учреждениями, благотворителями, спонсорами, определяется их роль в реализации проекта. Подведение итогов работы отряда волонтеров, поощрение волонтеров и выработку рекомендаций для дальнейшего усовершенствования работы –это важные компоненты предлагаемой технологии. Поощрение может быть прямым и косвенным. Формы прямого поощрения: участие добровольцев в торжественном мероприятии;слова признательности;благодарственное письмо добровольцам, их родственникам;празднование юбилея работы добровольца в организации; рекомендательный отзыв. Косвенное поощрение может иметь не меньший эффект, чем прямое. Формы косвенного поощрения: предоставление контакта со средствами массовой информации;подключение к принятию решений и планированию;предоставление возможности выступать в качестве представителя организации в какихлибо мероприятиях и пр. Для развития волонтерского движения необходим ряд условий:наличие группы единомышленников, выступающих инициаторами и координаторами волонтерской деятельности;наличие институциональной «принадлежности»волонтерского движения учреждения, организации, поддерживающие волонтерскую деятельность);учет специфики мотивационной структуры молодежной группы по отношению к участию в волонтерской деятельности;стремление избежать администрирования и бюрократизации волонтерского движения;обеспечение благоприятного морального климата, престижности, создание «моды»на волонтерское движение в молодежной среде (это возможно, прежде всего, в среде образовательных учреждений);использование значимой для молодых людей деятельности как основы волонтерства;использование волонтерства как способа повышения социального статуса молодого человека.Таким образом, социальнопедагогическое сопровождение добровольческой деятельности может стать одной из эффективных технологий формирования целого комплекса компетенций будущего специалиста социальной сферы, в том числе и социальнойактивности личности.

Ссылки на источники1.Звездова А.Б., Орешкин В.Г. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании. –URL: http://www.miep.edu.ru/uploaded/zvezdova_oreshkin.pdf.2.Зимняя И.А. Ключевые компетенции –новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. –2003. –№ 5. –С. 22–27.3.РубинштейнС. Л.Основы общей психологии. –СПб.:Питер, 1999. –С. 590.4.Дружинин В.Н.Психология общих способностей. –М.: Лантерна вита, 1995. –152 с. 5.ШмелеваН.Б. Формирование и развитие личности социального работника как профессионала. –М.: Дашков и К, 2006. –196с.6.Зеленкова И. Л.,БеляеваЕ.В. Этика.–Минск: ТетраСистемс, 2000. –365 с.

RuminaJulia,Candidate of pedagogical sciences, the senior lector Snadrinsk Stat Teacher Training Institute, SnadrinskJRumina@mail.ruFormation of social activity of students of the University in the process of volunteer activitiesAnnotation.In article reveal the theoretical bases of formation the social activity of a high school student. The analysis of psychological aspects of the concepts activity and social activity is presented.Social activity is considered as integrated quality of a person which under certain conditions nas possibility of successful formation in educational and noneducational activity of students. One of such conditions is involving the students in to the social activity. Keywords: activity, social activity, social work, volunteer, volunteer activity.

Рекомендовано к публикации: Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»