Формирование и развитие гражданской позиции личности будущего педагога в исследованиях зарубежных и отечественных ученых

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Казаева Е. А. Формирование и развитие гражданской позиции личности будущего педагога в исследованиях зарубежных и отечественных ученых // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № S2. – С. 31–35. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13519.htm.
Аннотация. В статье представлен анализ трудов зарубежных и отечественных ученых по проблеме формирования и развития гражданской позиции личности будущего педагога. Рассматриваются философские, психологические и педагогические аспекты данного процесса.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Казаева Евгения Анатольевна,доктор педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», г. Шадринскsinderella@glstar.ru

Формирование и развитие гражданской позиции личности будущего педагога в исследованиях зарубежных и отечественных ученых

Аннотация.В статье представлен анализ трудов зарубежных и отечественных ученых по проблеме формирования и развития гражданской позиции личности будущего педагога. Рассматриваются философские, психологические и педагогические аспекты данного процесса. Ключевые слова:позиция, гражданская позиция, будущий учитель.

Проблема формирования гражданской позиции личности являлась актуальной на всех этапах развития общества. Качества, характеризующие человека со зрелой гражданской позицией, изменялись в зависимости от социального строя государства, от господствующей идеологии, от религиозных или светских убеждений, от уровня развития педагогической науки, зависели от взглядов и убеждений человека. Так, в философской и педагогической литературе, отражающей проблемы гражданского воспитания, определилась точка зрения о том, что гражданская позиция является одной из важнейших характеристик личности. Гражданское становление взаимосвязано с проблемами морального выбора, идеалами добра и гуманизма, нравственным развитием человека.Становление личности со сформированной гражданской позицией, соответствующей социальным потребностям, которая была бы способна ориентироваться в сложнейших и противоречивых условиях современной общественной, политической и экономической действительности, могла быть готова к выполнению основных социальных функций, к общественнопреобразующей деятельности, то есть являлась бы полноценным гражданином России –эта задача стоит перед современной школой.Проблема становления гражданской позиции будущих учителей пока не получила достаточного развития, что вызывает определенные трудности в процессе работы. Педагогическая наука все еще не определилась в целях, методах, формах воспитания гражданской позиции личности молодого человека. Интересные подходы в решении данной проблемы наметились в исследованиях О.С. Газмана, А.С. Гаязова, Е.И. Кокориной, С.В. Митросенко, А.Ф. Никитина, И.Н. Руссу, М.Т. Студеникина, М.И. Шиловой и др. В то же время проблема становления гражданской позиции личности молодого человека –будущего учителя в современных условиях является особенно актуальной в связи с социальными и экономическими преобразованиями общества.В современной теории сложились различные подходы к трактовке понятия «позиция», которое является предметом исследования в философии, психологии, социологии, педагогике и рассматривается как «социальная позиция», «нравственная позиция», «профессиональная позиция», «педагогическая позиция», «гражданская позиция».В философских работах «позиция» трактуется как взгляд человека нажизнь и характер его отношений к обществу [1, с. 419] и рассматривается как целостное, системное, духовнопрактическое образование личности («призма ценностей»), характеризующее формы и способы ее включения в жизнедеятельность (Е.А. Ануфриев [2, с. 59], Л.А. Беляева [3, с. 79], Л.Б. Волченко [4, с. 52]). Позиция фактически дает возможность представить то «пространство», в котором осуществляется «движение человека, в которое он включен объективно». Философы представляют «позицию» в качестве целостной характеристики конкретного человека как личности и индивидуальности. Если личность –это определенность позиции человека в отношении с окружающими (в том числе в процессе учебной и профессиональной деятельности), то индивидуальность –это определение собственной позиции в жизни, сама определенность внутри самой жизни [5]. Феномен «позиция», как отношение личности, характеризует человека многоаспектно, в единстве объективного и субъективного, внешнего и внутреннего, потенциального и актуального.В социологических исследованиях «позиция рассматривается как место личности в структуре общественных отношений через выполнение социальных ролей» (А.В. Мудрик [6] и др.).Согласно исследованиям психологов, позиция личности представляет собой сложную систему отношений, установок и мотивов, которыми она руководствуется в деятельности, целей и ценностей, на которые направлена деятельность (К.А.АбульхановаСлавская [7, с. 41], Б.Г. Ананьев [8, с. 196], В.С. Библер [9, с.135], А.А. Бодалев [10, с. 203], Л.И. Божович [11, с. 145], А.Н. Леонтьев [12, с. 28] и др.). Э.Фромм указывает на две кардинально противоположные жизненные позиции всех живущих на земле: на позицию «иметь» и позицию «быть». Первая означает сведение смысла жизни к потреблению: «Я есть то, чем я обладаю». Вторая заключается в самом проживании взаимодействия с миром: «Я есть то, что со мной происходит». При первой человек концентрируется на средствах существования, при второй –на содержании жизни. В этом случае говорят о выборе личностью своей позиции в жизни, о ее индивидуальноличностном и профессиональном самоопределении [13, с. 228].Позиция (от лат. «position»–положение) –это «точка зрения, мнение в какомлибо вопросе, отношение к чемулибо, а также действие поведение, обусловленные этим отношением»[14, с. 816]. В «Энциклопедическом словаре» позиция определяется как «…точка зрения, отношение к чемулибо; действия, поведение, обусловленные этим отношением» [15, с. 936]. В «Психологическом словаре» термин «позиция» характеризуется как «устойчивая система отношений к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении и поступках. Позиция –развивающееся образование. Зрелость позиции характеризуется непротиворечивостью и относительной стабильностью» [16]. Следует отметить один из существенных компонентов содержания позиции –такой, как устойчивость, упомянутый в определении. Кроме этого, как развивающееся образование личности, позиция при определенных условиях и внешних факторах трансформируется из пассивного состояния в активное, из социально принимаемого в социально осуждаемое и (или) наоборот. Отсутствие подобных переходов свидетельствует об устойчивости позиции личности.В психологической литературе (Б.Г. Ананьев [17], С. Л. Рубинштейн [18]) позиция личности представлена как образование, объединяющее разные виды ценностных ориентаций и характеризуется как «устойчивая система отношений к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении и поступках. Позиция –развивающееся образование. Зрелость позиции характеризуется непротиворечивостью и относительной стабильностью». Следует отметить один из существенных компонентов содержания позиции –такой, как устойчивость, упомянутая в определении. Кроме этого, как развивающееся образование личности, позиция при определенных условиях и внешних факторах трансформируется из пассивного состояния в активное, из социально принимаемого в социально осуждаемое илинаоборот. Отсутствие подобных переходов свидетельствует об устойчивости позиции личности.Впервые понятие «позиция личности»было употреблено А. Адлером [19], который обращал свое внимание, прежде всего на социальную основу деятельности личности. В основе его учения лежит мысль о психологическом развитии человека, которое связано и зависит от стремления занять определенную «позицию (position) по отношению к логике человеческой общественной жизни». Й. Лингарт рассматривал «позицию» как результат процесса социализации и одновременно как внутреннюю тенденцию личности действовать в определенной ситуации определенным образом.В социальной психологии, рассматривающей личность в аспекте межличностного общения, в сфере социальных отношений, позиция характеризуется как сложная система отношений личности к обществу, людям, самой себе. В частности, Л.И.Божович считает, что внутренняя позиция складывается из того, как ребенок на основе предшествующего опыта, своих потенциальных возможностей, ранее возникших потребностей и стремлений относится к тому объективному положению, какое он занимает в настоящий момент и какое положение он хочет занимать в будущем [20].Зарубежные исследователи (Е. Томас, Р. Бидл) связывают позицию, которую личность занимает в своей группе, то есть ее достижения, репутация, авторитет, с выполнением ею определенной роли. Тем самым, позиция –признанная категория лиц, для которых характерны общее поведение и общие реакции других людей по отношению к ним.Другой зарубежный исследователь Т. Парсонс [21] (один из теоретиков «социального действия») идентифицирует понятия «позиция» и «установка». Позиция, по его мнению, означает психологическую и моральную установку, которую имеет один субъект по отношению к другому в связи с его значением для своей деятельности, своего проявления. От позиции зависит выполнение индивидом роли и характер соответствующих действий. Т. Парсонс считает, что моральные ценности являются центральными составными частями человеческой личности, то есть по существу нормативными установками (позиция личности). Ценности определяют идеальные и ожидаемые права им обязанностилюдей в их непосредственных отношениях друг с другом. Следовательно, позиция в личностном смысле, понимается Т. Парсонсом как система ценностей и норм, которая лежит в основе структуры систем в процессе социализации и является основой характера структуры отдельной личности.В педагогической литературе (Н.П. Капустин [22], Б.Т. Лихачев [23], М.И. Шилова [24] и др.) позиция определяется как:–ведущая характеристика личности, регулирующая ее проявления;–стержневое системное образование личности, заключающеев себе движущие силы психического развития;–отношение человека к объективной действительности;–система взглядов человека на жизнь.К.А. АбульхановаСлавская считает, что позиция –устойчивая система отношений человека к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении [25].К проблеме формирования позиции личности в педагогической науке обращались Т.М. Абрамян, П.А. Баранов, Е.И. Кокорина, В. Крысяк, Б.Т. Лихачев, С.В.Митросенко, Е.В. Ростовцева и др., которые связывают позицию личности с деятельностью человека во всех сферах общественной жизни: учении, общении, труде. Рассмотрим различные контексты «позиции личности»: Т.М. Абрамян выделяет позицию как «важнейшую составную структурыличности, а воспитание ее (позиции) становится в зависимость от организационнопедагогических условий, обеспечивающих общественную оценку, статус личности в коллективе, развитие ее направленности [26]. Как сложную интегративную характеристику, отражающую активноизбирательное, инициативноответственное, преобразовательное отношение личности к себе, к деятельности, к миру и жизни в целом рассматривает «позицию» Г.И. Аксенова [27]. Иная точка зрения сформировалась у М.Т. Громковой, которая считает, что позиция –это видение своего места, своих функций. Позиция проявляется в убеждениях личности [28]. А.В. Гуторова [29] рассматривает позицию в двух аспектах: содержательном и внутреннем, включающем знания, жизненный опыт, систему взглядов, ценностей личностии процессуальном или поведенческом, направленным на решение определенных задач. В отличие от нее, Б.Т. Лихачев позицией обозначает социально значимое поведение человека, что является результатом сформированности мировоззрения, убеждений, мотивов деятельности и поведения [30]. А Т.Н. Мальковская видит позицию личности как отношение человека к объективной действительности [31]. Обобщив в своем исследовании множество подходов к определению понятия «позиция» С.В. Митросенко [32] считает, что позиция –этосложное интегративное качество, проявляющееся как ответственное отношение человека к себе, своей деятельности, к выбору собственного жизненного и профессионального пути, к труду, как творческая активность, самостоятельность личности. Позиция включает линию поведения человека как субъекта и реализацию его жизненных устремлений, ценностных ориентаций. Сформированная позиция актуализирует личностное и профессиональное развитие человека, проявляясь в развертывании собственной жизнедеятельности. Диалектика развития позиции заключается в формировании собственных ценностей, в упорядочении собственного внутреннего мира, в социально значимых поступках личности. Многие ученые используют обобщающий подход в определении позиции, который включает в себя широкий спектр элементов дифференцированных научных направлений, что не только затрудняет ее изучение, но и не отражает внутреннюю психологическую сущность. Поэтому для исследования гражданской позиции мы опираемся на результаты работ большинства исследователей, которые характеризуют позицию личности как сложное, целостное личностное образование, как «многомерное динамическое пространство», каждое измерение которого соответствует определенному виду общественных отношений. Эти отношения формируются у личности на основе ее представлений о данных предметах и явлениях действительности как о ценностях, способных удовлетворить ее возникающие потребности, проявить эмоциональные переживания, заинтересованность или способствовать формированию убеждений личности. В.Н. Мясищев [33] заметил, что в анализе эту систему можно дробить на бесконечное количество отношений личности к различным предметам действительности, но в итоге каждое их них всегда остается личностным.Процесс воспитания позиции предполагает активное включение молодых людей в различные виды деятельности и отношений, а также получение основного результата в виде устойчивых качеств личности, черт характера, определенного уровня воспитанности. Таким образом, в период профессионального становления происходит активное формирование гражданской позиции личности.Однако в современной педагогической науке нет единого подхода к определению понятия «гражданская позиция». В соответствии с нашими задачами мы обратились к определению «гражданской позиции» в психологопедагогической литературе. В исследованиях Т.М. Абрамян мы выявили, что гражданская позиция –важнейшая составная структуры личности, по сути, она представляет собой совокупность действий, способов поведения, осознание и принятие на себя личностью ответственности [34]. П.А. Баранов рассматривает гражданскую позицию как доминантную сферу личностной характеристики, определяющую смысл, направленность поступков, сопричастность личности к судьбе Отечества, к процессу в целом [35]. У Г.Я. Гревцевой [36] гражданская позиция представляет собой интегративное качество личности, включающее в себя знания, понятия, убеждения, поведение, нравственные характеристики. По мнению Н.П. Капустина [37], гражданская позиция –комплекс качеств личности, включающих социальную активность, следование Закону, доминирование мотивов общественного долга. Г.Н. Филонов утверждает, что гражданская позиция –это принятие общечеловеческих нравственных ценностей, это гуманизм взаимоотношений людей, это проявление достоинства, которое утверждается личностью в общении с другими людьми, на основе взаимного уважения и признания самобытности каждого. Она, по его мнению, комплекс субъективных качеств личности, проявляющихся в деятельности и отношениях человека, включая сферы труда, семейнобытовых, межнациональных и межличностных отношений [38]. А.М. Шаленов придерживается точки зрения, что гражданская позиция –это различные аспекты отношений –духовных, трудовых, нравственных и др. [39]. По мнению С.В. Митросенко, гражданская позиция представляет собой комплекс качеств личности, включающий систему знаний, ценности личности, ее отношение к действительности, социально значимую деятельность человека.В педагогической теории и практике существуют различные подходы к решению проблемы формирования гражданской позиции педагога в период обучения в педагогическом вузе и в процессе профессиональной педагогической деятельности, которые исследовались М.Т. Громковой, В.Д. Семеновым, В.А. Сухомлинским и др. Обращаясь к проблеме формирования гражданской позиции будущегоучителя, Ю.П.Азаров [40] утверждает, что энергия и гражданская заинтересованность в судьбе детей –наилучший метод воспитания. По его мнению, формирование гражданской позиции и профессионализма в подготовке педагога имеют особый смысл. Учитель не может замыкаться в узких границах школы, в основе его деятельности должен лежать гражданский мотив: учитель должен жить тревогами народа, знать и любить его историю, заботиться о приумножении духовного богатства учительства. Стержень учительства –гражданственность и гуманизм, что проявляется в гражданской позиции учителя, подчеркивает Ю.П. Азаров. Гражданская позиция –одна из важнейших характеристик педагогической профессии, считают В.Д. Семенов, В.А.Сухомлинский, И.Д. Фрумин и др.Гражданская позиция педагога проявляется в работе учителя с учащимися, в выполнении государственного заказа на выпускников. Гражданская позиция –деятельность учителя как личная ответственность за то, что учитель учит выпускника владеть собой, способам деятельности, научит выбирать нравственные решения и нести за них личную ответственность перед собой (совесть), перед близкими (долг), перед Родиной (честь), считает В.Д. Семенов [41]. Проанализировав дефиниции с точки зрения развития гражданской позиции будущих учителей, мы посчитали верным трактовку категории позиция личностикак сложного, многомерного, динамического, целостного личностного образования, каждое измерение которого соответствует определенному виду общественных отношений. Эти отношения формируются у личности на основе ее представлений о данных предметах и явлениях действительности как о ценностях, способных удовлетворить ее возникающие потребности, проявить эмоциональные переживания, заинтересованность и способствовать формированию убеждений личности. Процесс развития позиции предполагает активное включение молодых людей в различные виды деятельности и отношений, а также получение основного результата в виде устойчивых качеств личности, черт характера, определенного уровня воспитанности. С точки зрения общественной значимости, позиция личности является гражданской и может быть как позитивной, конструктивной, адекватной общественным нормам и идеалам, так и негативной, деструктивной, ориентированной на подрыв существующих в обществе устоев, традиций, правил общежития. Однако критерий правильности (истинности) позиции лежит не только в общественном признании и одобрении, порождающих иногда настроение конформизма и апатии. Гораздо более важным для понимания позиции, по утверждению Ю.М. Резника, является соблюдение автономных прав и гражданских свобод личности. Именно такая позиция приобретает характер гражданской. Исследователь характеризует понятие «гражданская позиция» как «устойчивую позицию личности, направленную на изменение и преобразование общественных условий жизнив соответствии с ее убеждениями, взглядами, совестью» [42, с. 159]. Таким образом, анализ литературы показывает, что общество на всех ступенях своего развития заботилось о формировании человека со зрелой гражданской позицией –нравственной личности, способной приносить пользу государству, соблюдать правила совместного общежития, трудиться на благо общества, защищать в случае необходимости его от врагов. Понятие «гражданское воспитание» рассматривается с позиции взаимосвязи политических, правовых и нравственных отношений. Оно является предметом философского, психологического и педагогического исследований.

Ссылки на источники1.Философский энциклопедический словарь. –М.: Сов. энцикл., 1989. –815 с. 2.АнуфриевЕ. А. Изучение материалов XXVII съезда КПСС в курсе научного коммунизма. –М.: Высш. шк., 1986. –102 с.3.БеляеваЛ.А. Социальная модернизация в России в конце XX века. –М.: ИФРАН, 1997. –173 с. 4.ВолченкоЛ.Б. Гуманность, деликатность, вежливость и этикет. –М.: Издво МГУ, 1992. –117 с.5.Большой толковый психологический словарь. Т. 1. (АО). –М.: Вече АСТ, 2000.–592 с.6.МудрикА.В. Социализация человека. –М.: Academia, 2006. –303 с.7.АбульхановаСлавскаяК.А. Деятельность и психология личности. –М.: Наука, 1980. –335 с.8.АнаньевБ.Г. Психология и проблемы человекознания: избр. психол. труды. –Воронеж: МОДЭК, 2008. –431 с.9.Библер В. С. От наукоучения –к логике культуры: два философских введения в двадцать первый век. –М.: Политиздат, 1991. –412 с.10.БодалевА.А. Психология личности. –М.: МГУ, 1998. –187 с. 11.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. –М.: Просвещение, 1968.–464 с.12.ЛеонтьевА.Н. Деятельность, сознание, личность. –М.: Политиздат, 1977. –304 с.13.ФроммЭ. Человек для самого себя. –М.: Изида, 2004. –399 с.14.Большой толковый психологический словарь.Указ. соч.15.Там же.16.Там же.17.АнаньевБ.Г. Указ. соч.18.Рубинштейн С.Л. Человек и мир. –М.: Наука, 1997. –190 с.19.АдлерА. Практика и теория индивидуальной психологии. –М.: Акад. проект, 2007. –232 с.20.БожовичЛ.И. Указ. соч.21.Парсонс Т. О структуре социального действия. –М.: Акад. проект, 2002. –877 с.22.Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. –М.: Академия, 1999.–214 с.23.ЛихачевБ.Т. Педагогика. Курс лекций. –М.: Прометей, 1992.–528 с.24.ШиловаМ.И. Учителю о воспитанности школьников. –М.: Педагогика, 1990. –142 с.25.АбульхановаСлавскаяК.А. Указ. соч.26.Абрамян Т.М. Подготовка будущего учителя к гражданскому воспитанию подростков: дисс. …канд. пед. наук. –М., 1991.–185 с.27.АксеноваГ.И. Формирование субъективной позиции учителя в процессе профессиональной подготовки: дисс. …дра пед. наук. –М., 1998.–448 с.28.Громкова М.Т. Педагогическое мастерство преподавателя: модели взаимодействия // Магистр. –1996. –№ 1.–С. 31–40.29.Гуторова А.В. Формирование профессиональной позиции у студентов педагогического вуза:автореф.…канд. пед. наук. –Волгоград, 1996.–21 с.30.ЛихачевБ.Т. Указ. соч.31.МальковскаяТ.Н. Социальная активность старшеклассников. –М.: Педагогика, 1988.–144 с.32.МитросенкоС.В. Проблема гражданского становления будущего учителя в процессе изучения педагогических дисциплин в старших классах в системе «школа–педкласс–педвуз» // Гражданское образование в Красноярском крае. –Красноярск, 1997. –С. 66–68.33.МясищевВ.Н. Психология отношений. –Воронеж: МОДЭК, 2003. –398 с.34.Абрамян Т.М. Указ. соч.35.Баранов П.А. Современный гуманизм и гражданская позиция личности // Гражданское образование: материалы международного семинара. –СПб., 1997.–С. 10–20.36.Гревцева Г.Я. Воспитание гражданственности у старшеклассников средствами общественных дисциплин: дисс. …канд. пед. наук. –Челябинск, 1998.–214 с.37.Капустин Н.П. Указ. соч.38.ФилоновГ.Н. Гражданское воспитание: реальность и тенденции развития // Педагогика. –1999. –№ 8.–С. 45–51.39.Шаленов А.М. Проблема воспитания гражданственности школьников в советской педагогике 70–80 гг.: автореф. … канд. пед. наук. –М., 1991.–18 с.40.Азаров Ю.П. Семейная педагогика. –М.: Аргументы и факты, 1993.–448 с.41.СеменовВ.Д. Гражданственность как ядро педагогическойпрофессии // Магистр. –1996. –№ 3.–С. 3–9.42.РезникЮ. М. Гражданское общество как феномен цивилизации. Ч. 2. –М.: Союз, 1998. –559 с.

Kazayeva Evgenia,doctor of pedagogical sciences, associate professor of chair of social pedagogics and social work of "Shadrinsk State Teachers’ Training Institute", Shadrinsksinderella@glstar.ruFormation and development of a civic stand of the future teacher’s personality in researches of foreign and domestic scientistsSummary.The analysis of works of foreign and domestic scientists about a problem of formation and development of a civic stand of the future teacher’s personality is presented in the article. Philosophical, psychological and pedagogical aspects of this process are considered. Keywords:the position, the civic stand, the future teacher.

Рекомендовано к публикации: ЗиновкинойМ. М., доктором педагогических наук, профессором, действительным членом Академии профессионального образования Российской Федерации