Развитие социально значимых качеств личности студента в процессе профессиональной подготовки

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Шанц Е. А. Развитие социально значимых качеств личности студента в процессе профессиональной подготовки // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № S2. – С. 51–55. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13523.htm.
Аннотация. В статье рассмотрены теоретико-прикладные аспекты развития инициативности как одного из социально значимых качеств личности в процессе профессиональной подготовки студентов
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Шанц Евгения Альфридовна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы ФГБОУ ВПО «Шадринскийгосударственный педагогическийинститут», г.Шадринскsokrovische@glstar.ru

Развитие социальнозначимых качеств личности студента в процессе профессиональной подготовки

Аннотация.Встатье рассмотрены теоретикоприкладные аспекты развития инициативности как одного из социальнозначимых качеств личности в процессе профессиональной подготовки студентов.Ключевые слова:инициатива,инициативность,социальная активность,социально значимые качества,социально значимая деятельность.

Существенные изменения, произошедшие в жизни российского общества в последние десятилетия, в его ценностноцелевых ориентирах определяют актуальность рассмотрения проблемы формирования социальнонравственных основ личности молодого человека. На современном этапе своего развития государство и общество остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих нравственные компоненты в содержании образования. В связи с этим, особый интерес представляет процесс формирования социально значимых качеств личности в образовательных учреждениях. В этом плане важны последовательные действия по реализации Федеральной программы развития образования, выполнению законов РФ «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». При этом к числу ключевых положений, которые могут обеспечить формирование социально значимых качеств личности студентов можно отнести следующие:идею личностноориентированной, или индивидуализированной модели образования, предполагающей создание наиболее эффективных механизмов подготовки студентов;обновление содержания и технологий обучения, гуманитаризация, перенесение в учебный процесс достижений и технологий научного поиска; создание соответствующей инфраструктуры для замены части аудиторных учебных занятий на участие в творчестве, научных исследованиях, подготовке социально значимых проектов; сюда можно отнести также разработку инновационных образовательных программ;научнометодическую поддержку процесса фундаментализации образования; изучение классических гуманитарных предметов: философии, истории, иностранного языка, физической культуры,это, безусловно, невозможно без подготовки (на конкурсной основе) нового поколения учебникови учебных пособий, обеспечения надлежащего уровня переподготовки преподавательских кадров;переход от дисциплинарной к системной и проблемной модели содержания образования.Теоретикометодологическую основу формирования социально значимых качеств личности составляют научные положения о роли деятельности в формировании личности (А.Н. Леонтьев); теория системного подхода к изучению социальных явлений (В.И.Андреев,Л.Ф. Спирин, Е.Н. Степанов, Э.Г. Юдин); философские, социологические и психологопедагогические концепции развития и профессионального становления личности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Е.А. Климов, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин); современные теории и концепции социального воспитания (Л.В. Байбородова, Б.З.Вульфов, И.П. Иванов, В.А.Караковский, А.В. Мудрик, М.И. Рожков).Анализ научной литературы и результатов ряда исследований (Т.А. Бунакова, Т.А. Бурцева, И.Г. Лукичев, Н.Б. Русских,А.А. Сухарев и др.) позволяет сделать предположение, что к социально значимым качествам личности относятся социальная активность, направленность на самореализацию в деятельности, ответственность, самостоятельность, инициативность.Формированиеинициативности предполагает превращение деятельности молодых людей, которую они организуют совместно со взрослыми, в их самодеятельность. Инициативность рассматривается как предпосылка развития человека и как результат воспитания. Смыслом воспитательной деятельности, направленной на формированиеинициативности, является помощь студенту в строительстве собственной личности посредством созидательной деятельности. Педагог в этом случае ориентируется на интересы, потребности детей, их способности. Способность личности к инициативе, самостоятельным начинаниям, активности, предприимчивости и сформированная потребность в деятельности образует личностное качество –инициативность.

В ходе специальных исследований феномена инициативы учеными были определены ее понятия, значение, выделены структура, виды, формы. Однако, в понимании терминов инициативы и инициативности все еще немало спорного.Инициатива (лат. Initiare–начинать) –почин, предприимчивость в выдвижении и реализации какойлибо новой идеи, в решении какойлибо проблемы; внутренне побуждение к новым формам деятельности.В педагогическом словаре инициативность трактуется как черта личности, характеризующаяся способностью и склонностью к активным и самостоятельным действиям.К.А.АбульхановаСлавская определяет инициативу как форму самовыражения личности, проявление встречной активности по отношению к другому человеку.Е.А. Погонина под инициативой понимает форму активности, которая является причиной начала и развертывания деятельности. Реализуя системный подход к изучению инициативы, автор выделяет в ее структуре мотивационнопотребностный, эмоциональный и когнитивный компоненты и две фазы инициативы: выдвижение нового замысла (начинание) и его реализация.Педагогическую значимость инициативы подчеркивает иН.С.Степашов, указывая на системообразующую функцию инициативы длякомпонентов творческой системы обучения и подчеркивая, что через творческую инициативу может осуществляться влияние на цели и содержание обучения.Проблему классификации инициатив изучали различные авторы (М.С.Говоров, Н.С.Степашов, П.М.Ершов, А.П.Ершова, В.М.Букатов).Н.С. Степашов классификацию инициатив в обучении проводит по разным основаниям: по субъекту (т.е. носителю инициативы); по характеру и масштабам вносимых инициативой изменений; по видам деятельности в обучении; по изменению элементов системы обучения и связей между ними. По характеру инициативы подразделяются на инициативы регулярного усовершенствования; радикальные (новые парадигмы, программы); революционные (новые виды, типы, формы и методы деятельности, требующие новых средств реализации). По типам выделяются методические инициативы (поиск новых методов, форм организации обучения); технологические (создание новых технологий); общественные (образовательнаяпрактика связана с новыми целями, содержанием, организационной структурой, системой управления).П.М. Ершов, А.П. Ершова и В.М. Букатов выделяют два вида инициативы: наступательную и оборонительную. В наступлении раскрывается цель человека как его позитивная программа, подразумевающая объяснение смысла своих действий (мотивы, прогнозируемые результаты, средства). Оборона рассматривается как показатель отсутствия наклонностей, интересов (незаинтересованность человека в карьере, в материальных благах, в сохранении собственного здоровья, выполнении порученного дела, обязанностях, людях). Оборона может быть связана с выжидательной позицией, осознанной передачей инициативы партнеру по общению и с умением слушать собеседника.В исследованиях М.С.Говорова, нанаш взгляд, дана более разветвленная классификация видов инициативы по направленности, общественной значимости инициативы (положительная, отрицательная); по роду проявления (индивидуальная, коллективная); степени самостоятельности (совершенно самостоятельнаяи инициатива, способная проявляться лишь тогда, когда ее поддерживают товарищи); длительности психологической деятельности, подготавливающей проявление инициативы (внезапная; инициатива, проявляющаяся в результате длительной подготовки); степени творчества (репродуктивная, творческая); степени развития инициативы как черты личности (эпизодическая, постоянная); мотивации (эгоистическая и инициатива, развивающаяся под влиянием общественно значимых мотивов); богатству внутреннего содержания: внешняя (по существу–пустая) и инициатива с богатым содержанием; продуманности инициативных действий (правильное инициативное действие; ошибочное, поспешное, хотя и отличающееся новизною и оригинальностью); широте (инициатива, постоянно проявляющаяся в нескольких видах деятельности; инициатива, проявляющаяся во всех основных видах деятельности); устойчивости (кратковременность инициативных действий и длительность проявления инициативы).Преодолению локальности отдельных взглядов на инициативу способствует системный подход, который позволяет рассматривать инициативу в нескольких плоскостях. Вопервых, как сложное антропологическое явление, которое обеспечивается потенциалом потребностномотивационной, волевой, когнитивной, поведенческой сфер личности. Вовторых, как форму социальной активности личности и деятельность, позволяющую формировать социально значимые качества. К.А.АбульхановаСлавская подчеркивает значимость субъектных условий для возникновения инициатив и выделяет причины их отсутствия: неумение реализовывать и представлять инициативы изза несформированности внутреннего побуждения; подавление инициативных проявлений на ранних этапах развития; отсутствие развитых социальнопсихологических способностей организаторских умений, что не позволяет реализовывать инициативы организационнопрактически; блокирование инициатив самой личностью по причине предполагаемого неодобрения окружающих. В работах Е.А.Погодиной поддержка значится в числе важных факторов проявления инициативы. Автор предпринимает попытку выявить пути и условия превращения отдельных актов инициативы и инициативного поведения в инициативность как устойчивое качество личности. Исследователь указывает, что зарождению инициативы способствуют социальнопсихологические факторы: общественная потребность, одобрение, поощрение, поддержка коллектива, положительная оценка идей, помощь коллектива в реализации замыслов, что побуждает личность к проявлению инициативы, укрепляя уверенность в себе. Структура инициативности представляется Т.С.Борисовой состоящей из взаимосвязанных компонентов: когнитивного, интеллектуального, мотивационного, волевого, эмоционального, поведенческого, деятельностного, рефлексивнооценочного[1].1.Когнитивный компонент рассматривается как наличие у субъекта знаний об окружающем его мире, о многообразии жизненныхформ, разнообразии человеческого бытия, взглядов, отношений, суждений, вероисповеданий, знаний о себе, о своих возможностях и сильныхсторонах своейличности, творческого подхода в решении поставленных задач без ущемленияправ в отношениидругих людей. 2.Мотивационный компонент направлен на формирование у личности ценностных ориентаций, мотивации инициативных действий, в основе которых лежит нравственная составляющая. 3.Деятельностный компонент предполагает включениемолодогочеловекав созидательнуюактивность, которая, с одной стороны, востребовала бы проявлениеим личностныхкачеств, а с другой–ставилабыуровень развитости этих качеств под сомнение, активизируярефлексивные процессы анализа и самоанализанаосновесравнения, сопоставления,соотнесенияпредставления о себе с теми параметрами «меня лучшего», которые предполагает данная деятельность. 4.Интеллектуальный компонент характеризуется определеннойсистемой интеллектуальных качеств: таких как компетентность, активность, инициатива, творчество, саморегуляция, уникальность складаума.Интеллектуальнаякомпетентность–особый тип организации знаний, обеспечивающий возможность принятия эффективныхрешений,в том числе и в экстремальных условиях. Интеллектуальная активность –интегральное свойство личности, которое обеспечивает возможность выхода за пределы заданной ситуации, действия вне требованийизвне. Мерой интеллектуальнойактивности может служить интеллектуальная инициатива. Интеллектуальное творчество –процесс создания субъективно нового, основанный на способности выдвигатьоригинальные идеи и использовать нестандартные способы деятельности. 5.Волевой компонент. В психологической литературеинициативность чаще всего рассматривается как волевое качестволичности. Существенную роль в инициативности играет интенсивность побуждений, активность стремлений. В генезисе личностиинициативностьформируется,как выработанное в процессе специальных упражненийумение ставить перед собой новые задачи и осуществлять их.6.Поведенческийкомпонентхарактеризуетсятакими параметрами, как разнообразие способов поведения, которыми располагает индивид; быстрота, гибкость, своевременность переключения с одного способа действий на другой в случае необходимости; точный учет ситуации и ее динамики; умение действовать на основании прогноза, при действиях на основании установки –гибкость, точность,своевременность объективации; способность совершать с полной затратой усилий, не останавливаясь передзатруднениями; способность доводить начатоедо конца, удерживатьотдаленную цель.Активность во взаимосвязи с инициативой и ответственностью формирует субъективноличностную основу человека, являющуюся ведущим параметром при построении жизненной стратегии, так как эти качества пронизывают все сферыжизнедеятельности человека. Гармоничное и продуктивное сочетание инициативы и ответственности позволяет личности полностью сохранять свою автономию и высокий уровень активности.Обществом признается социальная значимость молодежных общественных организаций. В отличие от неформального сообщества (группы, компании, банды) в организации молодому человеку предоставляется возможностьстать субъектом права и социальной деятельности. Онавключает субъектавсистемусоциальныхотношений, помогает постигатьновые социальные роли.В связи с этим необходимо обратиться к проблеме организации социально значимой деятельности студенческой молодежи.Под деятельностьюв науке понимают специфическую форму отношения человека к окружающему миру и самому себе, выражающуюся в целесообразном изменении и преобразовании мира и человеческого сознания. Социальная деятельностьпонимается как совокупность социально значимых действий, осуществляемых субъектом (общество, класс, группа, личность) в различных сферах и на различных уровнях социальной организации общества, преследующих определенные социальные цели и интересы и использующих во имя достижения этих целей и удовлетворения интересов различные средства–экономические, социальные, политические и идеологические. Социальная деятельность имеет место тогда, когда личность, группа, класс или общество в целом ставят перед собой цели и активно участвуют в их реализации.Социально значимая деятельность рассматривается и как нормативно организованный цикл процессов человеческой активности, направленный на удовлетворение какойлибо социальнозначимой потребности (Н.Н. Колмагорцева)[2]. Этот цикл состоит из нескольких процессов.1.Фиксация возникновения социально значимой потребности. То, чего не хватает обществу для обеспечения своего жизнесуществования. 2.Создание деятельности по достижению продукта, который может удовлетворить данную потребность 3.Получение требуемого продукта 4.Фиксация удовлетворения потребности (+контроль над сделанной работой).Есть особенности, которые отличают социальные действия от других действий.1.Социальный заказ общества –общественные проблемы, существующие в данный момент.2.Социально значимая деятельность не должна быть разовой (постоянная деятельностьзалог успеха).3.Социальная деятельность должна соответствовать возможностям, социальным ролям личности. 4.Для социальных действий важно наличие результативности.

Формирование личности происходит в результате усвоенияи присвоения индивидом общественно выработанного опыта. Основным средством формированиясоциально значимых качеств является, на наш взгляд, организация и функционирование уже в течение 4х лет на базе факультета социального образования ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт» студенческого экскурсионного бюро (СЭБ) «Исида». Это студенческая некоммерческая организация, имеющая следующие цели: содействие в социализации, адаптации и включении в общественную и социальную жизнь школьников, студентов факультета, вуза;установление сотрудничества с организациями, заинтересованными в деятельности студенческого экскурсионного бюро (отдел образования администрации г. Шадринска, отдел по спорту, физической культуре и туризму администрации г. Шадринска, образовательные учреждения г. Шадринска и Шадринского района, учреждения дополнительного образования, КЦСОН г. Шадринска); осуществление и организация культурного досуга студентов, расширение их знаний в области истории и культуры г.Шадринска, Шадринского района, области, истории ШГПИ.Студенты, избравшиеспециальность «Социальнокультурный сервис и туризм»,должны владеть необходимыми теоретическими и практическими навыками в области экскурсионного дела, и работа СЭБ является полезным дополнением к специальным учебным дисциплинам. Заметим, что современноесостояние отечественного экскурсионнотуристского бизнеса требует повышения профессионального уровня экскурсоводов и расширения круга квалифицированных специалистов. Соединение базового институтского образования студентов ШГПИ со специальной теоретическойи практической подготовкой в СЭБ, позволяет студентам овладеть профессией экскурсовода с учетом всех современных требований к этой специальности.

В процессе работы СЭБ могут быть решены следующие общественные, методические и учебные задачи:организация образовательной работы со студентами, участвующими в туристскоэкскурсионной деятельности;организация и проведение некоммерческих туристскоэкскурсионных маршрутов для студентов ШГПИ, школьников города и района, детей с ограниченными физическими возможностями;организация фотовыставок, оформление летописи студенческого экскурсионного бюро «Исида», иллюстрирующих работу СЭБ;организация и проведение различных конкурсов, отражающих специфику туристскоэкскурсионной деятельности;подготовка печатных материалов научнопрактических исследований студентов по различным аспектам сферы сервиса и туризма.Работа СЭБ осуществляется вне рамок учебного плана силами студентов и преподавателей.Студенты и преподаватели участвуют в работе (СЭБ) на добровольной основе. В рамках деятельности СЭБ регулярно организуются и проводятся следующие мероприятия: ознакомительные и обзорные экскурсии по вузу и г.Шадринску; экскурсии, предназначенные для углубления базовых знаний студентов и школьников, по конкретным историческим темам;прочие виды экскурсий, такие как: загородные, природоведческие, литературные, архитектурноградостроительные, искусствоведческие, религиозные, производственные, музейные.

Напериод 2012–2013учебный годучастниками студенческого бюро «Исида» планируетсяорганизация и осуществление мероприятий: проведение мониторинга объектовкультурного наследия, на базе которых возможно построение туристскихмаршрутов для социальных групп населения;организация и проведение тематических мероприятий на базе учреждений культуры, расположенных в объектах культурного наследия (творческие встречи, концерты, выставочные мероприятия и т.д.); проведение мониторинга потребности втуристских услугах с учетом возрастных особенностей потенциальных потребителей услуг;проведение мониторинга туристскихуслуг образовательной направленности (краеведение, историкокультурное наследие, патриотическое воспитание), предоставляемыхобучающимся;организация и проведение познавательных экскурсий: «Забытые ремесла», «Лошадиные истории», «Театральный Шадринск», «Военный Шадринск», «Знаменитые земляки», «Меценаты Шадринска», «Монастырская вотчина» и др. Таким образом, личность рассматривается как член общества, в котором интегрированы социально значимыекачества. Большое значение для их формирования имеют общественная деятельность, социальное взаимодействие, в процессе которых у личности появляется способность выходить за пределы требуемого, самостоятельно брать на себя решение какихлибо задач, обладающих просоциальными ценностями, осознавать необходимость достижения цели с позиции должного.

Ссылки на источники1.Борисова Т. С. Активность и инициативность как основа формирования социальной ответственности учащихся// Вестник ТГПУ. –2011. –Вып.1 (103). –С. 131–136.2.Колмагорцева Н.Н. Технология организации социально значимой деятельности в образовательном пространстве. –Шадринск: «Шадринский Дом Печати», 2008. –70 с.

Shants Evgenia,candidateof pedagogical sciences, associate professor of chair of social pedagogics and social work of Shadrinsk state teacher training institute, Shadrinsksokrovische@glstar.ruDevelopment of socially important qualities of the student identity in the course ofvocational trainingSummary.Theoreticallyapplied aspects of development of initiative as one of socially important qualities of the personality in the course of vocational training of students are considered in the article.Keywords:initiative,initiativity,social activity,socially important qualities,socially important activity.

Рекомендовано к публикации: Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»