Социальное проектирование как фактор профессионализации будущих специалистов социальных сфер

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Чуйкова И. В. Социальное проектирование как фактор профессионализации будущих специалистов социальных сфер // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № S2. – С. 46–50. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13522.htm.
Аннотация. В статье рассматривается возможность использования метода проектирования в образования, представлены виды социальных проектов, рассмотрен опыт реализации студентами социальных проектов.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Чуйкова Ирина Владимировна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогическийинститут», г.ШадринскIrinashadr@yandex.ru

Социальное проектирование как фактор профессионализациибудущих специалистов социальных сфер

Аннотация.В статье рассматривается возможность использования метода проектирования в образования, представлены виды социальных проектов, рассмотрен опыт реализации студентами социальных проектов.Ключевые слова:проект, проектная деятельность, социальный проект, студенческие проекты, этапы реализации.

Проектная деятельность как специфическая форма творчества является универсальным средством развития человечества. Ее можно использовать в педагогических целях практически с учащимися любого возраста. Для студентов высших учебных заведений проектная деятельность может стать эффективным средством профессиональноличностного развития, усовершенствования окружающей действительности и себя. Будущий специалист по социальной работе и педагогике в современных условиях должен быть ориентирован на решение определенных задач, направленных на улучшение качества жизни населения, гармонизацию отношений в системе «человек –общество».Проективная (или проектная) деятельность относится к разряду инновационной, творческой деятельности, ибо она предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать.Понятие «проект» объединяет разнообразные виды деятельности, характеризуемые рядом общих признаков, наиболее универсальными из которых являются:направленность на достижение определенных уникальных целей и конкретных результатов;скоординированное выполнение многочисленных взаимосвязанных действий;ограниченная протяженность во времени, с определенным началоми концом.Социальный проект–это программа (комплекс мероприятий), в соответствии с которой будет осуществляться деятельность вашей организации (объединения) по решению социальнозначимой проблемы с полным ее обоснованием и оценкой результатов.Актуальность овладения основами проектирования обусловлена:вопервых, тем, что данная технология имеет широкую область применения для всех профессий социальной направленности; вовторых, владение логикой и технологией проектирования позволит специалистамболее эффективно осуществлять аналитические, организационноуправленческие и консультационнометодические функции в социальнокультурной сфере; втретьих, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста на рынке труда, умение разработать социально значимый проект и оформить заявку на его финансирование − это реальная возможность создать себе рабочее место как в рамках существующих учреждений и организаций, так и вне их. Преимущества технологии проектирования по сравнению с другими методами целенаправленных социальных изменений заключается в том, что она сочетает в себе нормативный и диагностический подходы, характерные для программирования и планирования. При разработке программы акцентируется нормативная сторона изменений, т.е. образ«должного» доминирует над диагнозом ситуации и реальной оценкой имеющихся ресурсов, поэтому общая стратегия программы оказывается, слишком абстрактной. Планирование же, наоборот, слишком детально предписывает цели, результаты и способы деятельности. Проектное решение не имеет ярко выраженного директивного или отчетного характера, т.е. не является нормативным документом в строгом смысле, который включает перечень намечаемых на перспективу мероприятий и ожидаемых от них результатов. Создавая образцы решенияконкретных социально значимых проблем, проектирование обеспечивает научнообоснованные управленческие мероприятия, способствующие разрешение конкретной ситуации. Органично сочетая нормативный и диагностический аспекты, проектирование, вопервых, разрабатывает модель «должного»в соответствии с наличными ресурсами; вовторых, соотносит проблему с общим образом ее решения, допуская альтернативные пути и средства достижения цели; втретьих, задает более обоснованные временные рамки решения проблемы, обусловленные характеристиками проблемной ситуации. Проектирование –обязательная часть профессионального обучения. В качестве его продуктов хорошо известны учебные и технические проекты. В опыте вузовского обучения проектной деятельности используется в разных направления. С одной стороны, традиционно дипломное проектирование является обучающей и одновременно контролирующей формой организации подготовки специалиста. Создание курсового или дипломного проекта выступает в качестве результирующего акта, свидетельствующего о способности студента к самостоятельному созданию и публичному предъявлению профессионального продукта. С другой –проектирование все шире начинает применяться как особый вид педагогической деятельности, в том числе для решения задач гуманитаризации образования [1].Проектирование в подготовке будущих специалистов социальной работы рассматривается: вопервых, –как индивидуальная деятельность студентов (или совместная с педагогом другими субъектами социальной сферы) по разработке и реализации социальных проектов; вовторых, как педагогическая технология, в основе которой лежит метод проектов.Существует множество интерпретаций метода проектов (воплощение идеи в жизнь, освоение социального мира, разрешение проблемных вопросов, обучение грамотно и квалифицированно выполнять определенную работу), но все выделяют главную задачу –выбор содержания деятельности, определяемый интересами создателя проекта и продиктованный самой окружающей жизнью. Социальные проекты ориентированы на гармонизацию социальных отношений и служат удовлетворению и позитивному развитию потребностей личности. Проект обеспечивает возможность проявления творчество студентов, презентацию продукта его деятельности.Как результат социального проектирования, формируется профессиональная культура и компетентность будущих специалистов социальной сферы, которым предстоит реально перестраивать систему организации социальной работы на принципиально новых основаниях проектного мышления.Студенческие проекты –это результат самостоятельной работы по освоению программ учебных дисциплин, это обязательный компонент курсовых работ и выпускных квалификационных работ, волонтерской деятельности, включения студенческой молодежи в общественные организации.Проект может быть индивидуальным, групповым, коллективным, но обычно каждый проект есть результат скоординированных совместных действий преподавателя, студентов и специалистовпрактиков, это «коллективное продуцирование».Проектная деятельность студентов –будущих социальных работников в Шадринском государственном педагогическом институте в основном осуществляется в рамках добровольческой деятельности студентов отряда «Добрая воля» иосуществляется по двум направлениям: проектная деятельность и непроектная. В первом случае добровольческая деятельность организуется и координируется педагогами факультета, разрабатываются проекты на достаточно длительный срок. Устанавливается сотрудничество с социальными, образовательными учреждениями, благотворителями, спонсорами, определяется их роль в реализации проекта. Во втором случае добровольческая деятельность подразумевает единичные социальные, благотворительные акции, не требующие привлечения дополнительных ресурсов и осуществляющиеся в более короткие сроки.Прежде чем начать работу над проектом студенты проводят большуюподготовительную работу. На данной стадии подготовки проводитсяанализ сегодняшней ситуации на территории (насколько здесь органы власти реализуют интересы различных категорий населения), рассматриваются вопросы влияния общественности, средств массовой информации на политику Администрации.Итогом работы на этой стадии должны быть четко сформированные представления о деятельности различных ветвей власти, сферах их ответственности, специфике работы и полномочиях законодательных органов; навыки делового общения, анализа разнородных материалов (статистики, СМИ, нормативных актов и т.п.).На второй стадии необходимо довольно детально проанализировать широкий спектр вопросов, которые значимы для данной территории и требуют своего решения.Условно эту стадию можно соотнести с ромашкой, лепестки которой будут актуальные проблемы региона(экономическое развитие, демография, социальная незащищенность различных групп населения, благоустройство и инфраструктура, образование, экология и т.п.) выбирается один из них, который и станет объектом исследования и разработки варианта его решения.Необходимо, чтобы на этой стадии разработчики проекта взялись за проблему, соизмеримую уровню их возможностей, решение которой конституционно и реально на конкретной территории.Итогом работы на этой стадии должно стать ясное понимание избранной проблемы, над которой будет работать команда (индивидуальный разработчик). Формируется общее представление о работе над проектом, его этапами, разработчики проекта соответственно делятся на микрогруппы, решаются определенные организационные вопросы.Но как показывает практика, выбор проблемы всегда очевиден и студенты без труда могут найти интересующую их проблему. Так, например, студенты факультета социального образования в местной газете прочитали заметку о том, что Центр социальной защиты населения по г. Шадринску обращается к неравнодушным людям с просьбой оказать какуюлибо помощь в организации культурнодосуговой деятельности для детейинвалидов. Естественно студентыволонтеры не смогли остаться равнодушными к данной просьбе и решили создать долгосрочный проект «Подари праздник», который и был направлен на решение данной проблемы. Общий замысел данного проекта заключается в том, что студентыволонтеры поздравляют детейинвалидов с днем их рождения на дому. Дарят таким детям большого воздушного клоуна, подарки и проводят с ними конкурсы (дети не знают, что к нему придут клоуны или другие сказочные персонажи). В другие праздничные дни, студентыволонтеры готовят для многих особых деток праздничный концерт, где дети могут поиграть, пообщаться друг с другом и со сказочными героями. Студентыволонтеры дарят детяминвалидам праздник, радость, веселье, улыбки, общение и т.д.В рамках достижения цели проекта нами была разработана поэтапная технология, которая включала в себя 5 этапов.Iподготовительный этап подразумевал установление сотрудничества с социальными, культурно –досуговыми организациями, предприятиями. На данном этапе мы провели беседу со специалистами социальных служб, фандрайзинги т.д.На IIэтапе мы организовали и провели благотворительную акцию «Добрая корзина», которая предусматривала привлечение средств частных лиц, волонтеров, организаций, предприятий к комплектации подарков детяминвалидам ко дню рождения. Прежде всего, студенты использовали следующиевиды деятельности.1.Подготовка и проведение рекламной компании (изготовление печатной рекламы (листовки, плакаты,размещение рекламы в СМИ (статья в местной газете, рекламный телерепортаж, радиореклама).2.Осуществление сбора средств и комплектация подарков в зависимости от возраста, состояния здоровья, интересов, особенностей и уровня развития детейинвалидов.3.Информирование общественности о результатах проведения благотворительной акции в СМИ.Этап III.Организация и проведениекультурнодосугового мероприятия «Солнышко светит всем детям», предполагал проведение мероприятия в период декабрьской декады инвалидов на базе ГУ КЦСОН по г.Шадринску по заранее подготовленному сценарию, а такжевручение подарков детяминвалидам. На данном этапе студенты провели большую работу при подготовке мероприятия, в частности:информирование родителей детейинвалидов о мероприятии; оформление и пересылка персональных пригласительных каждому ребенку;оформление помещения для проведения праздника(в том числе за счет средств спонсоров проекта);проведение мероприятия, вручение подарков.Этап IV.Организация и проведение социальной акции «Дружеский визит», включал в себя установление социальных контактов волонтеров с детьми инвалидами и их семьями.На данном этапе студенты распределили свои обязанности по секторам:«организационный сектор» (составление сценария дня рождения в зависимости от психофизиологических особенностей каждого ребенка);«художественный сектор» (оформление открытки, плаката с поздравлением);«актерский сектор» (выступления волонтеров на праздниках);«сектор по реквизиту» (помощь в поиске и создании костюмов и реквизитов к празднику);«трансферный сектор» (помощь в осуществлении перевозки реквизита на День Рождения к детяминвалидам).Так же на данном этапе мы приступили непосредственно к поздравлению детейинвалидов в день их рождения на дому.Необходимо отметить, что в течение года так же проводились благотворительные акции, такие как: «Напиши письмо Деду Морозу», «День семьи», «Международный день защиты детей», «Первый раз в первый класс», «Читайка» и др.Студентыволонтеры факультета социального образования организовали дальнейшее индивидуальное общения с детьмиинвалидами (прогулки, помощь в освоении компьютера, музыкальных инструментов и пр.)На Vзаключительном этапе мы подвели итоги проекта, проанализировали результаты деятельности по этапам проекта, определили перспективы реализации проекта.Хотелось бы отметить, что проект «Подари Праздник» в декабре 2010 года был достойнопредставлен в числе 100 лучших проектов в городе Москве на Всероссийском конкурсе «Доброволец России 2010» и был рекомендован на реализацию в Курганской области, а так же за её пределами. В июле 2011 года наш проект был представлен на международном молодежнообразовательном форуме «Селигер 2011», проект вышел в полуфинал среди лучших молодёжных проектов. Так же в рамках IIЗауральского форума молодых предпринимателей 15 декабря 2011 года в Областном культурновыставочном центре в городе Кургане среди 80 проектов занял 1 место. Всё это помогло нам усовершенствовать наш проект, который уже более двух лет действует и развивается во благо детейинвалидов города Шадринска.Перспективы развития нашего проекта мы видим в привлечение дополнительных материальных и финансовых средств, расширение перечня мероприятий для детей инвалидов на дому (8 марта, 23 февраля,День Матери, и др.), организация экскурсий для детейинвалидов (иппотерапия).В ходе разработки и развитии проекта студенты в первую очередь приобрела опыт «живого» общения с детьми различного возраста и с различными заболеваниями, так как это понадобится в дальнейшие работе по будущей профессии. Таким образом, полученные в стенах института теоретические знания применяются на практике. Необходимо отметить, что в рамках проектной деятельности студенты добровольцы организуют благотворительные и социальные акции.В частности, студентами отряда «Добрая воля» подготовлены и проведены благотворительные и социальные акции, такие как: «Теплые носочки» для детейинвалидов Домаинтерната для умственно отсталых детей №1; социальная акция «Винтаж» для проживающих в геронтологических учреждениях, где был создан ретроклуб. К проведению социальной акции «8 Марта» были подготовлены и вручены поздравительные открытки 17 одиноким пожилым людям. С целью привлечения внимания общественности к проблеме курения и отказа от вредных привычек на городском уровне была проведена социальная акция «День отказа от курения» и другие.На базе Главного Управления Комплексного центра социального обслуживания населения по г. Шадринску создан семейный клуб, родителей воспитывающих «особых» деток, где студентыволонтеры проводят просветительские лектории. Цель данного клуба –найти пути решения проблем, семей воспитывающих детейинвалидов (темы «Специфика работы с детьмиинвалидами», «Особенности развития детейинвалидов» и т.д.).Так же в рамках проектной деятельности наши студентыволонтеры на базе МОУ СОШ № 2 г. Шадринска провели мастеркласс «Я –лидер». Студенты факультета социального образования на своем личном примере показали, как участие в волонтерском движении можно сформировать лидерские качества. Студенты проводят культурнодосуговую деятельность с детьмиинвалидами и с пожилыми людьми. Так на локальном уровне был проведен концерт, посвященный декаде инвалидов в ГУ «Геронтологический центр «Спутник»». На городском уровне к Дню защиты детей на городском уровне студентыволонтеры провели несколько развлекательных мероприятий, на которые были приглашены детиинвалиды и дети из неблагополучных семей. Большой отклик у родителей и детей получил праздник, посвященный Дню семьи, куда были приглашены родители и дети. В интересной игровой форме прошел праздник в психоневрологическом диспансере с детьми, имеющими отклонения в здоровье. В 2011 году реализуется проект «Свет добра». Студенты приезжают, поздравляют одиноких и пожилых людей и инвалидов и в качестве подарков дарят энергосберегающие лампы (в качестве спонсора выступает магазин «Крепежный»). Большой интерес среди студентовволонтеров и молодого поколения получил проект «Согласитесь –это дата!», который направлен на привлечение внимания местного сообщества к социальнозначимым датам посредством молодежного флэшмобдвижения.Необходимо отметить, что студентыволонтеры факультета социального образования оказывают и социальнобытовые услуги пожилым гражданам, которые одиноки и находятся в трудной жизненной ситуации. Эти акции волонтеры проводят в течение года.На факультете социального образования Шадринского государственного педагогического института сформирован банк лучших социальных проектов, который постоянно пополняется.Заказчиками социальных проектов выступают: управление социальной сферы, а также администрация города и района. Партнерами в реализации выступают общественные организации, учреждения системы социальной защиты населения г.Шадринска, СМИ и др. Результатом этого вида деятельности студентов являются реальные проекты, разработанные ими и реализованы в ходе различных видов практики и в свободное от учебы время. Проекты позволяют интенсифицировать деятельность всех субъектов социальных служб, учреждений, и организаций, обеспечивая специалистов реальными разработками, апробированными в конкретных условиях и получившими экспертную оценку практиков и исследователей в области социальной работы.Работа над проектом позволяет почувствовать как молодому поколению, так и любому взрослому значимость своейдеятельности, повысить их социальный статус на факультете, в городе, открыть новые возможности.Практика показала, что реализация проекта выводит студентов на решение насущных проблем различными «этажами» власти, знакомит обучающихся с механизмом принятияадминистративных решений, спецификой взаимодействия с экспертными структурами, средством массовой информации, что сказывается на повышении уровня их гражданской зрелости. Также способствует реализации способностей обучающихся, содействует проявлению лидерских качеств, способности устанавливать связи между знаниями и ситуациями, определять действия для решения проблем. Во время работы над проектом строятся новые, отношения по линиям педагогстудент, студентобщество, студентвласть.Эта работа помогает выявить не только положительные качества, но и позволяет определить свои слабые стороны, над которыми в дальнейшем необходимо работать.

Ссылки на источники1.Колесникова И.А., Горчакова М. П. Педагогическое проектирование. –М.: Академия, 2008. –288 с.

Chuykova Irina,

Candidate of pedagogical sciences, associate professor of chair of social pedagogics and social work of Shadrinsk state teacher training institute, ShadrinskIrinashadr@yandex.ruSocial designing as factor of professionalization of future experts of social spheresAbstract.The possibility of use of a designing method in education is considered in the article, types of social projects are presented, the experience of realization of social projects by students is considered.Keywords:project, project activities, social project, student's projects, realization stages.

Рекомендовано к публикации: Горевым П. М., кандидатом педагогическихнаук, главным редактором журнала «Концепт»