Технология контекстного обучения как способ формирования готовности будущего учителя иностранного языка к использованию региональной тематики в учебном процессе

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Чилингарян М. В. Технология контекстного обучения как способ формирования готовности будущего учителя иностранного языка к использованию региональной тематики в учебном процессе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № S3. – С. 41–45. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13532.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам использования технологии контекстного обучения с целью предъявления регионального материала на уроках английского языка. Автор акцентирует внимание на возможностях контекстной технологии при формировании готовности будущего учителя иностранного языка к реализации региональной тематики в учебном процессе.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Чилингарян Марина Валентиновна,кандидат педагогических наук, старший преподавателькафедры германской филологии гуманитарного института филиала ФГАОУВПО «СеверныйАрктическийфедеральныйуниверситет им.М.В.Ломоносова»,г. Северодвинскmarinachili@yandex.ru

Технология контекстного обучения как способ формирования готовности будущего учителя иностранного языка к использованию региональнойтематики в учебном процессе

Аннотация. Статья посвящена вопросам использования технологии контекстного обучения с целью предъявления регионального материала на уроках английского языка.Автор акцентирует внимание на возможностях контекстной технологиипри формировании готовности будущего учителя иностранного языка к реализации региональной тематики в учебном процессе.Ключевые слова: технология контекстного обучения, региональная тематика, региональноориентированные дискуссии, проблемный семинар.

Языковое образование в современном мире обладает огромным потенциалом, связанным не только с изучением иностранного языка, но и вместе с тем с направленностью на развитие личности. Его показатели многообразны: функциональное владение иностранными языками, способность представлять свою национальную и региональную культуру, отстаивать свои профессиональные интересы на международном уровне, проявлять социальную и профессиональную мобильность. Вместе с тем, под влиянием новых социокультурных, общественнополитическихи экономических условий его изменение обусловлено общими тенденциями мирового, европейского, федерального и регионального уровней.Вопервых, подписание Россией Болонской декларации и вхождение в европейское образовательное пространство требует радикальной перестройки функционирования структур высшего профессионального образования, разработку единых международных требований к подготовленности выпускников высших учебных заведений и их реализацию в российском профобразовании. Открытость образования ведет к диверсификации образовательной среды регионов, поскольку именно здесь формируются условия для адекватного и равноправного общения в ситуации многообразия языков, культур и профессий.Вовторых, введение в Российской Федерации государственных образовательныхстандартов, предусматривающих включение федерального (инвариантного) и регионального (вариативного) компонентов, разделяет компетенции в области разработки содержания образования между федеральным центром и субъектами Российской Федерации. Поиск эффективных подходов к обеспечению оптимального баланса между соотношением федеральной и региональной составляющих до сих пор остается дискуссионной проблемой, требующей своего решения. Вместе с тем, новый федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает законодательное определение на уровне Российской Федерации только федерального компонента. Значительный пласт содержания образования фактически выходит за рамки федерального стандарта, что, несомненно, актуализирует необходимость осмысления и разработки теории и практики построения и изучения региональных компонентов содержания языкового образования уже вне рамок разработки федерального образовательного законодательства. Втретьих, доминирующим в образовании становится компетентностный подход, который определяет интегральные качества профессиональной компетентности выпускников. Поскольку языковые факультеты педагогических вузов ставят перед собой задачу подготовить учителей способных выявлять и использовать возможности региональной и культурной образовательной среды, структура их профессиональнопедагогической компетентности становится более развернутой. Возникает потребность в развитии у будущих учителей иностранного языка ее регионального аспекта.Необходимым условием формирования профессиональной готовности учителя иностранного языка к использованию региональной тематики в учебном процессе является применение современных образовательных технологий на практических занятияхв вузе (проблемнодеятельностное обучение, технологии группового обучения, контекстное обучение, игровое обучение, мультимедийные технологии). Они отражают основы личностноориентированного, коммуникативнокогнитивного, деятельностного и культурологического подходов к обучению иноязычной речевой деятельности в условиях языкового факультета педагогического вуза и отвечают личностноориентированным, культурноориентированным и деятельностноориентированным принципам обучения [1].Выбор технологий в целях подготовки студентов к профессиональной деятельности в условиях региональной направленности языкового образования обусловлен тем, что при их комплексном использовании реализуются все потенциалы личности будущих педагогов ‬познавательный, интеллектуальный, эмоциональный, моральный, нравственный, творческий, коммуникативный и эстетический. Все эти умения и качества личности формируют готовность и способность собирать факты и региональный материал по различным темам, выдвигать гипотезы решения проблем региона, сопоставлять информацию, устанавливать закономерности, делать обобщения и аргументированные выводы, быть коммуникабельным, контактным, уметь найти выход в конфликтных ситуациях.Целью данной статьи является определение возможностей использования технологии контекстного обучения как способа предъявления регионального материала на уроках английского языка и рассмотрение сущности ее деятельности как таковой.Технология контекстного обученияразработана с учетом основных закономерностей теории проблемного обучения и деятельностного подхода. Системообразующим понятием данной технологии является «контекст», т.е. обладающая смысловой завершенностью устная и письменная речь, позволяющая выяснить смысл и значение отдельных входящих внее фрагментов слов.В контекстном обучении этот термин рассматривается как психологическая категория, с помощью которой объясняются психические процессы, происходящие на самых различных уровнях. Контекст, по А.А.Вербицкому, это система внутренних и внешних условий поведения и деятельности человека, которая влияетна восприятие, понимание и преобразование субъектом конкретной ситуации, придавая смысл и значение этой ситуации как целому, так и ее компонентам [2].В контекстной технологии основной упор делается на формирование профессиональной мотивации развития личности. Поэтому содержание учебной деятельности студента формируется не только исходя из логики изучаемых предметов, но и исходя из модели специалиста, т.е. логики будущей профессиональной деятельности.В контекстной технологии используются методы обучения,имитирующие естественные формы организации человеческого поведения.Региональноориентированные дискуссии являются сложным учебным приемом и требуют длительной подготовительной работы. В методическом словаре дискуссия определяется как «1. Вид диалогической речи, публичный спор на научную или разговорнобытовую тему. 2. Метод обучения, повышающий интенсивность и активность учебного процесса за счет активного включения обучаемых в обсуждение поставленной проблемы» [3].Дискуссия предполагает обсуждение спорной темы, более острое столкновение точек зрения, а такжебольшую активность и самостоятельность, определяя проблематику, содержание и ход обсуждения. Преподаватель занимает диалогическую позицию: поддерживает, стимулирует обсуждение эвристическими приемами, поощряет обмен информацией, различные подходы к обсуждаемой теме, побуждает студентов к поиску соглашения в виде общего мнения или решения. Преподавателю рекомендуется разработать учебнометодический план педагогического взаимодействия с обучающимися. Такой план может включать следующие пункты.1. Вводная беседа собучающимися по ознакомлению с предполагаемой тематикой дискуссии и выбор проблемы обсуждения, актуальной для данного региона.2. Ознакомление обучающихся с альтернативными точками зрения на проблемы, которые предполагается затронуть в дискуссии, на основе анализа материалов средств массовой информации.3. Выделение основного тезиса. Тезисное представление основных дискутируемых положений по выбранной теме.4. Выполнение обучающимися комплекса коммуникативнопознавательных поисковых заданий, с помощью которых они получают информацию для дальнейшего ее использования в дискуссии.5. Выполнение обучающимися коммуникативных упражнений для развития риторических умений.6. Обсуждение с учителем содержания опорных конспектов предполагаемых выступлений основных оппонентов по дискутируемой проблеме.7. Подготовка из числа обучающихся ведущего дискуссии, который регулирует отклонение от тематики дискуссии.8. Проведение дискуссии.9. Подведение итогов дискуссии, выявление коммуникативных умений, которые требуют дальнейшей отработки.Примером региональноориентированной дискуссии может быть следующее упражнение.

«Организуемтуризм» («Let's Do Tourism»)Let's Do Tourism(The idea is taken from www. esl. about. com.). Преподаватель вводит студентов в ситуацию:A company called «Let's Do Tourism» is planning to invest a large amount of money to turn Severodvinsk into a major center for tourists. They have made plant to build a number of hotels and other tourist infrastructure in your town. They have also made plant to radically improve the night life in your town by opening a string of clubs and bars. They hope that by the year 2012 your town will be a major competitor within the tourist industry in your country.Преподаватель делит группу студентов на две команды и ориентирует студентов относительно задач каждой команды в данной дискуссии. Каждой команде предлагается несколько идей, которые помогут начать дискуссию. Студенты могут заранее получить тезисы,на основе которых они должны подготовить свое выступление. Предполагается, что студенты должны также высказывать свое мнение по обсуждаемым вопросам, опираясь на изученную региональную информацию и тематическую лексику. Следует рекомендовать учащимся использовать репликиклише для выражения своего мнения по проблеме, а также согласия / несогласия с высказываниями участников.

Group 1You are representatives of «Let's Do Tourism». Your aim is to promote the plans of your company and to convince representatives of the other group that tourism is the best solutions for Severodvinsk and the Archangelsk Region. Points to concentrate on:‬The increase in jobs that will come with the increase in investment.‬The money that the tourists will bring into the local economy. ‬Better for the young people of your city as there will be much more investment inleisure industries.Group 2You are the representatives of the residents of your city and are in opposition to the plans of «Let's Do Tourism». Your aim is to convince representatives of the other group that this is a bad idea for your town. Points to consider:‬Environmental issues ‬tourists = pollution.‬Troublemakers ‬many tourist have no respect for the places they visit and are only interested in getting drunk and causing trouble.‬The rise in tourism will bring about radical changes and will result in the traditional way of life in your town being lost. Perhapsforever.

Проблемный семинар предполагает более активную по сравнению с дискуссиейработу со знанием, которое является в данном случае фактором, определяющим содержательное движение семинара, т.е. участники семинара в своей работе должны отражать способы работы со знанием. Проблемный семинар является одной из важных и действенных форм формирования творческих способностей, познавательной активности будущего специалиста. От традиционного семинара он отличается тем, что опирается не на готовые факты (например, сообщенных ранее на лекции), а строится на основе самостоятельного получения знания в ходе решения проблем.В структуре проблемного семинара можно выделить следующие этапы.1. На первом этапе проблемного семинара создается проблемная ситуация и ставится учебная проблема. Следует заметить, что наиболее эффективным приемом является привлечение студентов к постановке и формулировке проблемы. Задача преподавателя ‬подобрать такую жизненную ситуацию, которую каждому студенту захотелось бы разрешить.Например, при изучении темы «Роль Северного фольклора в современной жизни» («TheroleofNorthernfolkloreinmodernlife»), говоря о Северной культуре, преподаватель может представить проблемную ситуацию следующим образом: ItgoeswithoutsayingthateachofyouknowswhatNortherncultureis afantasticthing. All genres of Russian folklore were fully developed here and for a long time remained intact. Moreover, I'm quite sure that many of you know something about the Culture of Russian North. Why do we know so little about our culture? What is the reason for this phenomenon? Trytocallthisproblem.Когда будет названа проблема исчезновения культуры Севера и европизации российской культуры, преподаватель подчеркивает, что данная проблема действительно является очень серьезной и опасной, выясняет вместе со студентами ее причины и предлагает подумать о способах ее решения.2. Анализ проблемной ситуации, формулирование конкретной проблемы. На втором этапе занятия студенты выдвигают предположения, гипотезы по решению проблемы, исходя из собственного жизненного опыта и руководствуясь своей языковой и коммуникативной компетенцией. Преподаватель может фиксировать на доске варианты решений, предложенных студентами.3. Решение проблемы (выдвижение, обоснование гипотез, их проверка). На этом этапе большую роль играет чтение. Текст является важнейшим источником информации для доказательства наличия проблемы, поиска ее решения и основой будущего высказывания студентов. «Говорение на основе чтения ‬это предпосылка качественного ситуативного (неподготовленного) говорения» [4].4. Проверка правильности решения проблемы. После того, как решение проблемы путем собственной исследовательской деятельности или благодаря информации, содержащейся в тексте, найдено, студенты сравнивают его с гипотезами, предложенными ранее, выясняют, почему некоторые из них не являются оптимальным решением данной проблемы и выделяют те варианты, которые также могут быть выходом из предложенной проблемной ситуации. После этого студенты самостоятельно формулируют правило, если учебная проблема была связана с тем или иным грамматическим явлением или составляют развернутое высказываниевывод о путях решения поставленной в начале занятия проблемы.Таким образом, использование контекстной технологии на практических занятиях по иностранному языку способствует прочному усвоениюязыкового и регионального материала, а также вызывает у студентов желание самостоятельно более углубленно изучить или исследовать информацию по данной проблеме.

Ссылки на источники1.Гусева С.Г. Формирование информационной культуры будущих педагогов на основе комплексного использования информационных и образовательных технологий (в условиях языкового факультета): автореф.дис. …канд. пед. наук. ‬Петрозаводск, 2006. ‬21 с.2.Там же.3.Там же.4.Алиева О.Н. Использование технологии проблемного обучения как средства саморазвития личности // Учительская газета. ‬2008. ‬№ 16. ‬С. 21‬27.

СhilingaryanMarina,CandidateofPedagogicalscience, seniorlecturerofGermanPhilologychairintheHumanitarianInstitute, branch of the Northern Arctic Federal University after M.V.Lomonosovin the town of Severodvinsk, Archangelsk Regionmarinachili@yandex.ruСontext training technology as a method of forming future foreign languages teachers readiness to realization of regional matter in educational processAbstract. This article is devoted to the questions of context training technology usage with the aim of regional material's presentation at the English lessons.The author focuses on the related workability ofcontext technology as a method of forming future foreign languages teachersˈ readiness to realization of regional matter in educational process.Keywords: context training technology, regional matter, regional oriented discussions, problem seminar.

Рекомендовано к публикации: Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»