Обучение студентов проектированию рабочих программ по иностранному языку с использованием регионального материала

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Чилингарян М. В. Обучение студентов проектированию рабочих программ по иностранному языку с использованием регионального материала // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № S3. – С. 36–40. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13531.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам обучения студентов проектированию рабочей программы, содержащей вариативный (региональный) компонент государственного образовательного стандарта; рассмотрен алгоритм написания программы.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Чилингарян Марина Валентиновна,кандидат педагогических наук, старший преподавателькафедры германской филологии гуманитарного института филиала ФГАОУВПО «СеверныйАрктическийфедеральныйуниверситет им.М.В.Ломоносова»,г. Северодвинскmarinachili@yandex.ru

Обучение студентов проектированию рабочих программ по иностранному языку с использованием регионального материала

Аннотация.Статья посвящена вопросам обучения студентов проектированию рабочей программы, содержащей вариативный (региональный)компонент государственного образовательного стандарта;рассмотрен алгоритм написания программы.Ключевые слова: проектирование, этапы проектирования, рабочая учебная программа, программы федерального и регионального уровней.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (п. 2 ст. 32) в компетенцию образовательного учреждения входят разработка и утверждение рабочих программ учебных предметов и элективных курсов. Необходимость создания новых программ обусловлена следующими причинами:1. Корректировками в содержании: добавление или расширениями тем.2. Изменением порядка тем, т.е. предложением своей логики изучения материала.3. Расширением программы за счет введения альтернативных источников информации.4. Расширением программы за счет наполнения дополнительным материалом, связанным, в первую очередь, с включением в учебный процесс регионального (национальнорегионального) компонента содержания образования.Основой для создания рабочих учебных программ и ориентиром при разработке авторских учебных программ являются программы федерального и регионального уровня.Следует отметить, что проектирование образовательных процессов на пути от стандартов через федеральную программу к программе регионального уровня отвечает острой потребности в учете специфических условий региона, разработке оптимальных технологий, востребованных и возможных по условиям для внедрения. Программа регионального уровнядолжна быть тем действенным инструментом, который обеспечивает эффективность, направляет, ориентирует, но не ограничивает свободу выбора учебной литературы, творчество, имеет открытый характер, гибкость, обозримость, возможность совершенствовать и развивать основные направления и формы работы. Программа должна становиться тем фактором, который способствует улучшению качества обучения, не ограничивая индивидуальность преподавателей и студентов, давая возможность саморазвития и самосовершенствования [1].С другой стороны, согласно исследованиям, проведенным Отделением общего образования Российской академии образования по результатам введения регионального компонента государственного образовательного стандарта в обучение иностранному языку, лишь немногие учителя используют региональные материалы в своей профессиональной деятельности. Почти треть школ сократили объем регионального компонента с двух часов до одного часа, используя его не по назначению [2]. В выводах инспектирующей стороны указано, что учителя нуждаются в квалифицированной методической помощи и соответствующем учебнометодическом обеспечении. Исходя из обозначенных проблем, мы посчитали необходимым включить в практические занятия по дисциплине «Теория и методика преподавания иностранного языка» темы, ориентированные на составление программ регионального содержания. Цель занятий: научить будущих учителей проектировать рабочие программы с использованием региональной тематики для начальной, основной и старшей школы, а также реализовывать их в конкретных условиях. Принципиальная необходимость в проектировании возникает в момент осознания значимости перехода образовательной системы на качественно новый уровень своего развития и существования. В отечественной педагогике разработка проблемы проектированияначалась в конце 1990х годов, и в настоящее время понятие «проектирование» уже прочно вошло в практику и теорию образования. Педагогическое проектирование, представляя собой многоаспектное явление, рассматривается поразному: как новая развивающаяся область знания, способ трактовки педагогической деятельности (А.П.Тряпицына); одно из ведущих направлений развития современного образования (В.Я.Синенко); прикладное научное направление педагогики и организуемой практической деятельности, нацеленное на решение задач развития, преобразования, совершенствования и разрешения противоречий в современных образовательных системах (Е.С.ЗаирБек); вид профессиональной деятельности педагога (или совокупность деятельностей), направленный на преодоление постоянно возникающих противоречий во взаимосвязи педагогической науки и практики (Д.А.Махотин);практикоориентированная деятельность, целью которой является разработка новых, не существующих в практике образовательных систем и видов педагогической деятельности (М.П.ГорчаковаСибирская, И.А.Колесникова). Существующие трактовки понятия «педагогическое проектирование» не противоречат, а дополняют друг друга. Различные авторы выдвигают разные подходы к выделению этапов проектной деятельности различными, но во всех моделях можно выявить наличие общих проектных шагов, таких, как целеполагание, планирование, мероприятия по достижению поставленной цели и оценка полученных результатов. Логике нашего исследования наиболее близок подход И.А.Колесниковой и М.П.ГорчаковойСибирской, предлагающих выделить в структуре педагогического проектирования четыре этапа.1. Предпроектный этап: определение проектного замысла, построение первоначальной концепции, сбор и оценка данных, проект развернутой пояснительной записки.2. Этап реализации: корректировка проектного замысла, разработка концепции проекта, пилотажный вариант проекта программы.3. Рефлексивный этап: разработка содержательнометодического обеспечения проекта, пополнение банка данных, проект программы.4. Послепроектный этап: оформление и рецензирование программы, апробация (корректировка) проекта, определение перспектив развития проекта, авторская учебная программа, новый проектный замысел, анализ результатов.Перейдем к более полному рассмотрению последовательности проектировочных действий, которые производятся в соответствии с выделенными нами этапами проектирования. Первые три –предпроектный, реализации, рефлексивный –относятся к стадиям непосредственного проектирования и допроектирования. Результатом этих этапов является документ –рабочая программа с учетом регионального компонента, готовая к использованию. Цель последнего, послепроектного этапа –реализовать содержание программы в ходе учебного процесса, оценить и при необходимости скорректировать содержание в рамках данной программы.Предпроектный этап характеризуется определением координат в модели проектирования, осознании желания достичь какихлибо целей, формулирование этих желаний через целеполагание, определение и выбор путей достижения результатов, определения своих действий в определенных рамках образовательного пространства, системы, предмета.В ходе предпроектного этапа необходимо ответить на следующие вопросы и совершить следующие проектировочные действия.1. Какие направления политической, социальноэкономической, культурнопознавательной сферы являются для региона приоритетными и должны быть отражены в содержании программы?2. Какими должны быть по временной продолжительности разрабатываемые программы?3. Как должны отразиться особенности региона, местных традиций на содержание программы?4. В чем студенты видят воспитательный потенциал региональной среды и регионального образования?5. Какие действия нужно совершить, чтобы разработать и составить программу, реализовать данное содержание в учебной деятельности?Порядок данных проектировочных действий необязателен, но необходимо ответить на все поставленные вопросы для того, чтобы сориентировать студентов на проектирование новой программы, ее содержание и порядок (алгоритм) выполнения проектирования.Проектирование рабочей программы регионального содержания начинается с анализа документов законодательного и инструктивного характера, служащими нормативной базой для разработки образовательных программ и позволяющие выявить основные тенденции развития политики в сфере общего образования.При ознакомлении студентов гуманитарного института САФУ имениМ.В.Ломоносова с документами регионального уровня руководствуемся следующей нормативноправовой базой:концепция регионального компонента государственного стандарта общего образования Архангельской области;вариативным (региональным) компонентом государственного стандарта общего образования по учебным предметам, разработанным в соответствии с общей концепцией;региональным базисным учебным планом, учебнометодическими комплексами (учебные программы, учебные книги и хрестоматии, методические пособия для учителей, дидактические материалы).Введение вариативного (регионального) компонента, региональных базисных планов позволяет создать нормативную базу для проектирования рабочих программ регионального содержания и осуществления непрерывного образования.Любая деятельность эффективна только тогда, когда понятны ее стратегические цели и тактические задачи. Поэтому рабочие программы с использованием регионального материала должны четко формулировать цели и задачи на основе стратегий региональной языковой образовательной политики. При этом рабочая программа регионального содержания может иметь и собственные цели, которые, тем не менее, не расходятся с общепринятой в настоящий момент философией образования. Данный этап заканчивается проектом развернутой пояснительной запиской, где обосновывается выбранный подход к построению программы, приводятся аргументы в пользу новизны и продуктивности ее содержания, указывается адресат,к которому обращена программа, примерные сроки ее реализации, приводятся ссылки на имеющиеся программные аналоги.2) В ходе этапа реализациипроисходит отбор, анализ и оценка информации, необходимой для выполнения проекта –разработки программы; создание так называемого проектируемого фона; конкретизация целей с ориентацией на достижение результатов, их уточнение, сужение и фиксирование на уровне задач, определение структуры учебной программы. В рамках создания рабочей программы с учетом региональных условий центральным предметом проектирования становятся конечные цели, которые должны быть достигнуты в результате воспитания и обучения на данном уровне и ступени образования.Ознакомив студентов с целями и задачами учебной программы регионального уровня, необходимо отметить, что составитель рабочей программы может самостоятельно их конкретизировать и детализировать. При этом важно не просто сформулировать и понимать цели и задачи обучения через региональный компонент образования, но и соотнести с планируемым результатом на уровне конкретного образовательного учреждения. Следующий шаг, по важности сопоставимый с формулировкой целей и задач учебной программы, это создание структурной модели программы. Удачно выбранная структура, сочетающаяся с задачами и содержанием курса, может значительно повысить образовательный и практический эффект всего проекта. В структуру учебной программы обычно входит пояснительная записка, общий учебный план в табличном или матричном виде, где отражено количественное соотношение объема учебных тем, являющихся компонентами программы как системы, их регламентированное распределение в рамках учебного времени, а также перечень форм работы. Таким образом, этап реализациипроектирования программы характеризуется определением целей, задач и структуры проектирования. В данном случае под структурой проектирования понимается структура проектируемого документа –учебной программы регионального уровня.3) Рефлексивный этапвключает в себя разработку содержательной части, являющейся, по сути, программой действий по достижению целей. В круг задач на этом этапе проектирования входят обоснование критериев отбора содержания учебного материала; определение целесообразного отношения между его теоретической и практической составляющими; поиск наиболее эффективных педагогических технологий (с точки зрения поставленных целей); определение форм организации образовательного процесса; разработка контрольных заданий и выбор методов оценки результативности.Очевидно, что новые акценты в трактовке целей учебной программы, в основе которой лежит ориентация на региональность образования, непосредственно связаны с потребностью внесения определенных изменений в процесс учебного взаимодействия учителя и учащихся. В данной связи при проектировании программы представляетсяцелесообразным определить, какие формы работы и типы заданий могут оптимизировать процесс образования.Завершается данный этап разработкой содержания и форм текущего, промежуточного и итогового контроля. Хорошая учебная программа не может не определять заранее предполагаемый результат учебной деятельности и не соотносить цели курса с форматом и содержанием контроля. Только в том случае, если мы заранее знаем, что и как мы будем проверять в конце курса, мы сможем рационально спланировать весь процесс обучения и предоставить необходимый уровень автономии учащимся, разделить с ними ответственность за конечный результат учебного труда.4) Послепроектныйэтап проектирования (или этап реализации программы обучения) связан с подготовкой и внедрением проекта в образовательный процесс данного региона. Он является завершающим этапом проектирования, в ходе которого происходит оценка результатов разработки и внедрения данной программы, вносятся необходимые коррективы, делаются выводы по практическому использованию данной программы.При проектировании программы студенты представляют свою деятельность в виде проекта, который наиболее оптимален на данный период развития образовательного процесса. Естественно, что позднее этот проект будет изменяться и наполняться новым содержанием.Проектирование программ регионального типа существенным образом пополняет банк данных в преподавании предмета «иностранный язык» в общеобразовательной школе и вносит вклад в подготовку учителей иностранного языка. Разработки программ, изучение опыта учителей на всех уровнях образовательного пространства, безусловно, повышают уровень и качество преподавания в целом.

Ссылки на источники1.ДружининаМ.В.От языковой политики к качеству образования. –Архангельск:Поморский университет, 2004. –222 с.2.БимИ.Л. Языковой плюрализм в обучении иностранным языкам –важный фактор обновления языкового образования в России // Материалы августовского педсовета. –М., 2002. URL: www.alledu.ru.

СhilingaryanMarina,CandidateofPedagogicalscience, seniorlecturerofGermanPhilologychairintheHumanitarianInstitute, branch of the Northern Arctic Federal University after M.V.Lomonosovin the town of Severodvinsk, Archangelsk Regionmarinachili@yandex.ruTraining of students to work programmes' projection with using of regional materialsAbstract.This article is devoted to the questions of students' training to work programmes' projection containing a National Component of the State Educational Standard. The algorithm of the programme’s writing is considered.Keywords: projection, periods of projection, work training programme, programmes of federal and regional levels.

Рекомендовано к публикации: Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»