Формирование навыков самопрезентации как профессионально необходимых качеств будущих педагогов-психологов

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Казанцева Е. В. Формирование навыков самопрезентации как профессионально необходимых качеств будущих педагогов-психологов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № S5. – С. 51–55. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13551.htm.
Аннотация. В статье предпринята попытка рассмотрения роли и значения профессиональной самопрезентации как важного качества у будущих педагогов-психологов. Автором отмечается недостаточное изучение процесса создания «профессионального образа» как профессионально значимого умения в системе педагогического общения. Активное и целенаправленное владение навыком создания профессиональной самопрезентации рассматривается автором как метаумение в рамках профессиональной деятельности.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Казанцева Елена Васильевна,кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии личности ФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт имени А. П. Чехова», Таганрог

Klein44@yandex.ru

Формирование навыков самопрезентации как профессионально необходимых качеств будущих педагоговпсихологов

Аннотация.В статье предпринята попытка рассмотрения роли и значения профессиональной самопрезентациикак важного качества у будущих педагоговпсихологов. Автором отмечается недостаточное изучение процесса создания «профессионального образа» как профессионально значимого умения в системе педагогического общения. Активное и целенаправленное владение навыком создания профессиональной самопрезентации рассматривается автором как метаумение в рамках профессиональной деятельности.Ключевые слова:профессиональный образ, метаумения, профессиональная самопрезентация, коммуникативные умения.

Умение правильно построить свой «профессиональный образ» является залогом успеха в целом ряде профессий, в том числе и в психологопедагогической деятельности. Первое впечатление об учебном предмете всегда спроецировано с фигуры педагога, его умений привлечь внимание к дисциплине и раскрыться в педагогической деятельности. Образ современного педагога наделен достаточно размытыми характеристиками, он не рождает целостного представления, не дает эталонного аналога, тоже самое можно сказать и об образе практического психолога.Традиционно в педагогической науке базисными характеристиками профессиональной компетентности будущего педагога выступают его профессиональные педагогические умения и личностные качества. В отечественной психологопедагогической литературе полноценная характеристика профессионально значимых умений, входящих в систему педагогического общения дана в исследованиях А. К. Марковой. Она выделяет такие умения как:формулировать коммуникативные задачи, учитывающие равноправные позиции собеседников,

обеспечить реализацию резервов личности и удовлетворенность участников педагогического взаимодействия, понимать позицию и точку зрения партнера по общению, воспринимать и интерпретировать его физическое и психологическое состояние с помощью вербальных и невербальных средств, создавать атмосферу открытости и доверия, выступать публично, слушать, предупреждать и конструктивно разрешать конфликты. Сюда же в эту группу входят умения, которые необходимы для реализации педагогической рефлексии и профессионального саморазвития [1]. К наиболее профессионально значимым качествам большинство исследователей относят следующие: «педагогическую направленность, педагогическое целеполагание, педагогическое мышление, педагогическую рефлексию и педагогическийтакт» [2]. Анализируя выше обозначенные педагогические умения, необходимо отметить, что в отечественных исследованиях уделяется недостаточное внимание процессу создания профессионального образа (профессиональной самопрезентации) педагога. Актуальность профессиональной самопрезентации обусловлена формированием «визуальной культуры» в сознании современного человека. Визуальный канал становится ведущим в процессе восприятия и оценки социального пространства и его участников. Быть значимым, признанным и уважаемым сегодня ‬значит быть видимым через разнообразные средства коммуникации: скайп, социальные сети, интернет. Именно поэтому внешний образ обретает первостепенную значимость, в том числе и в деятельности педагогапсихолога. В научной литературе феномен самопрезентации принято описывать как вариацию самопредъявления и самораскрытия, связанную с актуализацией разнообразных психологических явлений. Так в ряде исследований самопрезентация рассматривается как средство формирования «Образа Я» (Г. Мид, Ч. Кули); как средство самовыражения, формирования впечатления (Р.Баумейстер, А.Стейнхилбер); как саморефлексия, самоконтроль (М. Снайдер); как процесс управления образами реципиента (Е. Л. Доценко); как управление восприятием через привлечение внимания (Г. В. Бороздина). Самопредъявление описывается как способность человека быть готовым к «выражению, а также презентации себя другим людям… и использованию этих знаний в качестве своего рода направляющих, обеспечивающих контроль за собственным поведением и его управлением» [3]. В работах зарубежных и отечественных исследователей отмечается что самопредъявление, (самопрезентация) выступает как социальнопсихологический феномен, пронизывающий все стороны межличностного взаимодействия, он связан с различными потребностями и жизненными целями людей.Самопрезентация дает личности, профессионалу дополнительную возможность представить себя, заявить о своих достижениях, намерениях, умениях и навыках. Одной из форм профессиональной самопрезентации в условиях педагогической деятельности является открытая лекция, открытый мастеркласс.Резюмируя вышесказанное, можно подчеркнуть тесную взаимосвязь самопрезентации с отдельными психологическими механизмами и личностными и профессиональными умениями. В ряде работ авторы указывают, что люди обладающие навыками развитой самопрезентации легче входят в контакты с другими. Они всегда ориентированы на получение полноценной обратной связи от собеседника или аудитории, более открыто проявляют свои чувства и эмоции. Самопрезентация открываетуникальную возможность изменить внутреннюю глубинную сущность типов педагогического взаимодействия, сделать диалог между педагогом и учеником более доступным, необходимым и ценностным, сформировать новые механизмы и уровни понимания в межличностном взаимодействии. Умение демонстрировать себя, свои эмоции, выражать неподдельную эмпатию и заинтересованность в партнере по общению ‬все это должно целенаправленно формироваться в ходе практики и учебного взаимодействия. Будущие педагогипсихологи должны научиться открыто, объявлять о своих целях и способах их достижения, что позволит отказаться от использования жестких манипулятивных средств, стремиться разыскать плоскость пересечения в диалоге «педагог ‬учащийся». Ориентация на формирование профессиональной самопрезентации также требует от будущего педагогапсихолога умения получать обратную связь.

Необходимость демонстрировать себя выступает в качестве мощного стимула, активизирующего профессиональную деятельность, активность самой личности в различных сферах. Вэтой связи, самопрезентация может рассматриваться как инструмент создания Яобраза педагога и выступать как конкретная стратегия личностного и профессионального развития. Широта возможностей профессиональной самопрезентации в контексте педагогических умений, позволяет нам отнести ее к разряду метаумений. Метаумения ‬такие навыки, способы действия, которые могут быть применимы в различных сферах деятельности, а также способны обеспечивать разные уровни профессиональной компетентности [4]. Практика работы в вузе показывает что, к сожалению, очень многие навыки, формы работы у большей части студентов так и не доходят до уровня умений, остаются в зачаточном состоянии. Подобное состояние на наш взгляд, является следствием отсутствия: 1) четких представлений о возможностях применений полученных навыков, 2) практики самораскрытия, самоактуализации и самоконтроля в разнообразных социальных сферах и профессиональной деятельности 3) глубинных ментальных установок русского национального характера («авось» и «какнибудь»). Подобное положение дел требует привлечения методов активного социальнопсихологического обучения будущих педагогов таких как групповая дискуссия, брейнсторминг, методы игрового моделирования профессиональной деятельности: рефлексивноролевая, деловая и проблемнодеятельностная игра. Активные методы обучения будут способствовать развитию уровня персональной ответственности и направленности на создание уникального индивидуального профессионального образа, в том числе и средствами самопрезентации.Самопрезентация может выступать как оригинальный критерий педагогической компетентности будущих педагогов. В этом случае степень профессионализма будет регистрироваться на основе тщательной подготовки предъявляемого образа, умении его транслировать и через него открывать педагогические идеи и гуманистические ценности. Формальное (шаблонное) или вынужденное самопредъявление профессиональных умений и личностных качеств будет соответствовать низкой компетентности, а глубокое личностно отрефлексированное, вплоть до самораскрытия в рамках педагогической деятельности, будет рассматриваться как показатель высокой профессиональной компетентности.

Ссылки на источники1.Маркова А. К. Психология труда учителя. ‬М.:Просвещение, 1993.‬192с.2.Ефимова Д.В., БелолипецкийВ.В. Диалогическое взаимодействие в педагогической среде как показатель профессиональной компетентности педагога //Социосфера. ‬2010. ‬№ 1. ‬С. 51‬55.3.МихайловаЕ. В. Обучение самопрезентации. ‬М.,2006. ‬186 с.4.Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии. ‬М.,2009. ‬ 220 с.





Kazantseva Elena,candidate of psychological Sciences, associate Professor of the chair of pedagogics and psychology of personality, Taganrog state pedagogical Institute. A.P. Chehova, TaganrogKlein44@yandex.ruForming skills of selfpresentation as professional essential qualities of future teacherspsychologistsAbstract.The article makes an attempt to consider the role and importance of professional selfpresentation as an important quality of the future teacherspsychologists. The author notes the lack of study of the process of creation of «professional image» as professionally important skills in the system of pedagogical communication. Active and purposeful possess the skill of a professional selfpresentation is considered by the author as the extensive skills in the framework of the professional activity.Keywords:professional image, extensive skills, professional selfpresentation, communication skills.

Рекомендованокпубликации: ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»