Организация занятий на курсах повышения квалификации учителей с позиции деятельностного подхода

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Алексеева О. В. Организация занятий на курсах повышения квалификации учителей с позиции деятельностного подхода // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № S6. – С. 11–15. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13554.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы непрерывного профессионального образования педагогических работников на примере повышения квалификации учителей на основе принципов деятельностного подхода к обучению.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Алексеева Ольга Владимировна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образованияГОУ ВПО «Сургутский государственный педагогический университет», г. Сургутbaxitova@mail.ru

Организациязанятий на курсах повышения

квалификации учителей с позиции деятельностного подхода

Аннотация.В статье рассматриваются проблемынепрерывногопрофессиональногообразованияпедагогическихработников на примереповышенияквалификацииучителей на основе принциповдеятельностногоподходакобучению.Ключевые слова:непрерывное профессиональное образование, повышение квалификации,педагогические кадры, деятельностный подход.

В основе ФГОС НОО лежит деятельностная парадигма образования. В качестве цели образования заявлено развитие личности школьника. Согласно теории Л.С. Выготского, процессы обучения и воспитания не сами по себе развивают человека, а лишь тогда, когдаони имеют деятельностные формы. Это означает, что результатом образования являются не только предметные знания, но, прежде всего, универсальные способы деятельности.Организованный в соответствии с принципами деятельностного подхода процесс повышения квалификации максимально активизирует личностный опыт педагога, повышают мотивацию и включает в деятельность, творческий поиск, выработку личностной позиции в ходе занятий через накопление опыта и развитие саморефлексии педагогов. Генезис знаний определяется формированием действия и его применением для решения задач. Как указывал В.В.Давыдов, первичная форма существования теоретического знания ‬это способ действия. Можно выделить следующие виды учебных действий, направленных на построение содержательного обобщения и соответствующего способа ориентации в объекте:преобразование ситуации или изменение объектов для обнаружения всеобщего генетического фундаментального исходного отношения между объектами;моделирование всеобщего отношения в пространственнографической или знаковосимволической форме (создание моделей);преобразование модели отношения для выделения отношений «в чистом виде»;выведение и построение серии частных конкретнопрактическихзадач, решаемых обобщенным способом.

Как указывал В.В.Давыдов: «Важная особенность деятельности состоит в том, что она всегда носит явный или неявный предметный характер ‬все ее компоненты имеют то или иное предметное содержание, а сама она обязательно направлена на творческое созидание определенного материального или духовного продукта…» [1].Цель нашего занятия ‬построение сценария урока в начальной школе с позиций деятельностного подхода.Задание 1.Проанализируйте конспекты уроков и ответьте, действительно ли они составлены спозиции деятельностного подхода. К какому выводу вы пришли? Разделитесь на группы и выделите критерии, по которым необходимо оценивать технологические карты урока. Визуализируйте их (т.е. постройте линейки на бумаге).Примерный ответ.Обычно урок, спроектированный с позиции системнодеятельностного подхода, имеет следующую структуру.1.Самоопределение к деятельности начинается с мотивации.2.Актуализация, фиксация затруднений и определение проблемного поля.3.Совместная с обучающимися постановка цели.4.Постановка проекта выхода (совместный поиск путей решения проблемы).5.Закрепление во внешней речи (с монологическим или диалогическим оформлением решения).6.Самостоятельная работа с самопроверкой, самооценкой и взаимооценкой.7.Включение в систему знаний и повторение (неоднократность познавательных действий, практическое закрепление опыта).8.Рефлексия.Возможный ответ на вторую часть задания можно представить как в таблице (табл. 1), так и в виде гистограммы (рис. 1).Таблица 1Критерииоценки занятия

Критерии 1готипаКритерий 2готипаНаличие дидактических задач к каждому этапуПредставлено в полном объемеПланируемый результат на каждом этапеНе представлено вообщеСоотнесение деятельности учителя и учащихсяЕсть небольшие недочетыСредства достижения результатаЕсть большие недочетыКонтроль на каждом этапе

Рис.1. Критерии оценки занятия

Задание 2.Поясните содержание пунктов 1, 2 и 8.Возможные ответы.1.Мотивирование к учебной деятельности.Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:актуализируются требования к нему с позиции учебной деятельности («надо»);создаются условия длявозникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);устанавливаются тематические рамки («могу»).На этом этапе происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального «Я» с образом «Я ‬идеальный ученик», осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.Противоречие:если школьник не определит, где можно использовать результаты деятельности, то по большому счету и мотивация произведена не будет.2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.На данном этапе организуется подготовка и мотивация обучающихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.Соответственно, данный этап предполагает:актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;мотивацию к пробному учебному действию («надо» ‬«могу» ‬«хочу») и его самостоятельное осуществление;фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или в его обосновании.Противоречие:не понятно, а как собственно школьник должен зафиксировать индивидуальное затруднение. Ведь никто с ним не выделяет критерии оценки полученного результата деятельности, в лучшем случае это выделяют по принципу справился ‬не справился, и если это линейки, то еще помечают знаком её середину, но что это означает для школьника, так и остается скрытым. 3.Выявление места и причины затруднения.На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого обучающиеся должны:восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место ‬шаг, операцию, ‬где возникло затруднение;соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения ‬те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.Противоречие: так всеже,какие задания должны быть: локальные или глобальные?4.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности, т. е. мы обучаем детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность).Противоречие:декларируем одно, а реально делаем другое.Чтобы эти противоречия устранить надо:пересмотреть конструирование (отбор) содержания урока и выделить основные, так называемые «узловые вопросы», над которыми в первую очередь и надо работать;мотивировать школьников через понимание изучаемого материала по всему курсу;совершенствовать формы и методы оценивания собственной учебной деятельности.Задание 3.Заполните вторую колонку в табл.2,исходя из предшествующей работы.Таблица 2Пример задания

Этапы урокаДеятельностьМотивация и актуализация, выявление затрудненийВыявление назначения полученных результатов деятельностиПостроение проектаВыделение свойствПостроение линеек свойств, т.е. выбор критериев для оценки результатаРеализация Выделение алгоритма Первичное закрепление с проговариванием во внешней речиСопоставление с образцом, т.е. с культурной нормой, в нашем случае с учебникомРефлексия Рефлексия учебной деятельности на уроке, т.е реализация оценки результатапо заранее выбранным критериям

Задание 4.Просмотрите содержание начального курса математики и выделите те темы, изучение которых единожды можно распространить и на другие концентры.Ответ:нумерация чисел.Сложение и вычитание (умножение и деление) чисел в столбик.Нахождение площади фигуры. Решение задач с пропорциональной зависимостью.Задание 5.Для актуализации знаний составьте практикоориентированное задание по теме «Нахождение площади фигуры».Для выполнения данного задания слушатели курсов повышения квалификации должны понимать, что мы понимаем под практикоориентированными заданиями.А.В.Хуторской утверждает: «Все, что окружает ребенка в реальной жизни и значимо для него…» [2,с.23]. И мы с ним согласны. Практикоориентированный аспект заданий должен проявляется в знакомстве ребенка младшего школьного возраста с функционированием социальных объектов, таких как школы, библиотеки, поликлиники, магазины, разные виды транспорта и пр.А.А.Вербицкий указывает на тот факт, что: «Об усвоенном знании можно судить лишь по компетентному практическому действию…» [3,с.51]. Т. е. практическое действие является неотъемлемым этапом в усвоении знания. М.В.Дубова выявила, что в «…условиях адаптации компетентностного подхода к российской образовательной системе его практическая реализация может быть осуществлена путем встраивания практикоориентированного компонента в традиционное содержание на уровне учебного материала. Одним из наиболее эффективных видов организации учебного материала, отвечающим современным требованиям, может стать компетентностная (в некоторых источниках комплексная, интегрированная) задача (Кзадача)» [4].Данный автор сформулировалструктурносодержательные характеристики Кзаданий (компетентностных заданий ‬термин М.В.Дубовой). Такое задание: представляет собой достаточно объемный текст с числовыми данными и дополнительной информацией в виде знаковосимволических моделей (таблиц, диаграмм, схем, графиков и т. п.), географических карт, реалистичных рисунков, фото и пр., имеющий сложную структуру в виде системы преамбул и практикоориентированных заданий; характеризуется недоопределенностью и «зашумленностью» (в тексте представлены не все, необходимые для решения, или избыточные данные); имеет несколько способов решения, осуществляемых в интегративной плоскости (т. е. используются способы решения из разных предметных областей); обладает возможностью получения разных ответов, удовлетворяющих требованию задачи, а также получения ответа в разных формах: количественной, описательной, графической, в виде осязаемого продукта (изделия) [4]. Задание может иметь следующий вид. Школьникам демонстрируется вид школы с разных ракурсов.Вопрос: «Что мы можем сделать для благоустройства нашего двора?». Возможные ответы учащихся:

можно выложить дорожки брусчаткой;можно разбить клумбы для цветов;можно создать клумбы для декоративной травы.Хорошо. Давайте подумаем, какие клумбы мы могли бы разбить, но при этом надо помнить, что они должны быть равными по площади.

Задание 6.Определите, что же станет образом результата у младших школьников, если они будут находить площадь любой фигуры и постройте алгоритм по его нахождению.Примерный ответ.Образом результата станут представление о площади как о величине и алгоритм вычисления площадей фигур, т.е. чтобы выполнить данное вычисление младшие школьники должны будут составить алгоритм вычисления любых фигур с помощью палетки. Вопрос: какие им для этого потребуются знания младших школьников?Вспомнить, что входит в понятие величина.Величина в начальном курсе математики выделяется как особая специфическая характеристика разных свойств объектов, когда формируется система трех основных фундаментальныхотношений между величинами: «больше», «меньше», «равно». Сравнение величин происходит непосредственно и опосредствованно ‬третьим объектом ‬меркой. Таким образом, младшие школьники должны сделать вывод, что площадь ‬это величина, которая выстилает некоторую ограниченную поверхность объекта (например, геометрической фигуры) без «просветов» и измеряется квадратами. Алгоритм нахождения образа результат может быть следующим.1.Определить, средством чего будет служить результат действия.2.Определить, какими свойствами должен обладать результат, чтобы выполнять свое назначение.3.Обосновать необходимость каждого требования, указав последствия его невыполнения.4.Определить показатели оценки выполнения требований к результату.5.Построить шкалу оценки уровня выполнения требований к результату.6.Определить способы оценки достигнутых результатов.Определим, какими свойствами должен обладать алгоритм площади любой фигуры с помощью палетки (результат), чтобы выполнять свое назначение(рис. 2).

Определим показатели оценки выполнения требований к результату (табл. 3).Нужно поставить любой знак слева на линейке в соответствии с оценкой результата, достигнутого младшим школьником или группой.Определим способ оценки достигнутых результатов.

Рис. 2. Свойства алгоритмаТаблица 3Показатели оценки выполнения требований к результату

Значение параметраПонятностьТочностьКонечностьДискретностьМассовостьПонятен

Однозначность

Определено количество шаговРазбит на последовательное количество элементарных шаговУниверсальность примененияЧастично понятенНе полная одназначностьЕсть лишни шагиРазбит частично на последовательное количество элементарных шаговДля некоторых случаевНе понятенНе однозначность

Число шагов не определеноНе разбит на последовательное количество элементарных шаговДля отдельного случая

1.Выполняются задания на вычисление площади треугольника, прямоугольного треугольника, прямоугольника и площади фигур, имеющих форму, отличную от прямоугольника и состоящих из нескольких прямоугольников.2.Сравнивается алгоритм, сформулированный младшими школьниками, с алгоритмом из учебников математики для начальной школы.Шкала оценки уровня выполнения требований к результату может иметь следующий вид(рис. 3).Задание 6.Составьте план действий для работы в группах. Педагоги могут выделить три этапа работы в группе.Определить какую теорию или иное научное знание можно положить в основу решения частной задачи.Ответ.В основу решения данной задачи можно положить знания о площади как величине и о таком измерительном инструменте, как палетка, а так же знание о свойствах алгоритма.Сформулируем общую идею (принцип) решения задачи.Школьники делятся группы и каждой группе дается рисунок (рис. 4)Правила применения палетки:1.Разместить палетку поверх фигуры так, чтобы в ней поместилось максимальное количество целых клеток.2.Отдельно пересчитать количество полностью заполненных фигурой клеток и тех, которые заняты только частично.

3.Разделить количество неполных клеток на 2 и сложить результат с количеством целых клеток (рис. 4). 4.Полученный результат и будет показывать, сколько квадратных единиц (квадратов) содержится в данной фигуре, т. е. её площадь.5.Обоснование, что этих действий достаточно. Рис. 3. Шкала оценки уровня выполнения требований к результату



Рис. 4. Пример

На этом этапе младшим школьникам можно предложить сделать альбом геометрических фигур (на листы формата А4 наклеиваются плоские фигуры разной формы, цвета и размера) и определить площадь каждой из них.Задание 7.Сформулируйте (подберите) конкретнопрактическую задачу, при решении которой учащиеся должны будут выявить собственные ограничения в способе её решения. Не забывайте основного требования к конкретнопрактической задаче: предметные действия должны иметь простую структуру и в явной форме обозначать формируемый способ действия.Примерный ответ.Сделай план бассейна (вид сверху) и вычисли, используя палетку площадь дна бассейна.Задание 8.В технологической карте урока опишите структуру процесса освоения способов нахождения площади любой плоской фигуры с помощью палетки.Целесообразно предложить педагогам для выполнения данного задания перечень этапов занятия, построенного на основе деятельностного подхода (автор В.С.Лазарев), т. е. те самые этапы, которые педагоги сами прошли на занятии до этого [5]:введение обучающихся в ситуацию, требующую выполнения действия;выработка критериев (способа) оценки результата;планирование выполнения действия (построение модели действия);выполнение действия;оценка и обсуждение результата и способа выполнения действия; выработка «коррекции» способа действия;повторное выполнение действия;оценка и обсуждение результата и способа повторного выполнения действия.Алгоритм понятен, однозначен, разбит на последовательное количество элементарных шагов,конечен, универсален

Алгоритм не понятен, не однозначен, не разбит на элементарные шаги, не конечен, не универсален Алгоритм понятен, однозначен, разбит на элементарные шаги, конечен, не универсален Алгоритм понятен, но не разбит на элементарные шаги, не конечен, не универсален Задание 9.Представьте, что сегодняшний день вы провели в ресторане, и теперь директор ресторана просит ответить на несколько вопросов:1.Я съел бы еще этого…2.Больше всего мне понравилось…3.Я почти переварил…4.Я переел…5.Пожалуйста, добавьте…Участники пишут свои ответы на стикерах и приклеивают на лист ватмана, комментируя.Занятия с педагогами на курсах повышения квалификации нужно строить на основе принципов андрагогики, т. е.напринципах опоры на прошлый опыт обучаемого, партнерства, содружества и смены ролей в ходе образовательного взаимодействия, обеспечения максимальной самостоятельности и активности, рефлексивности.

Внедрение активных педагогических технологийв процесс повышения квалификации учителя способствует развитию его профессиональноличностного потенциала. Потребности в максимальной самоактуализации и самореализации учителей в новых условиях реализуется за счёт отбора содержания раздаточного материала и структуры самого занятия, обеспечивающих практикоориентированный и деятельностный характер обучения.

Ссылки на источники

1.Давыдов В.В. Что такое учебная деятельность // Начальная школа: плюсминус. ‬1999. ‬№ 7. ‬С. 12.2.Стенограмма обсуждения доклада А. В. Хуторского на отделении философии образования и теоретической педагогики РАО (23 апреля 2002 года) // Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А. В. Хуторского. ‬М.: Научновнедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. ‬С. 20‬33. 3.Вербицкий А. А.,ЛарионоваО. Г.Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. ‬М.: Логос, 2010. 4.Дубова М. В. Практикоориентированная составляющая в проектировании компетентностных задач для начальной школы. ‬URL:http://emissia.org/offline/2011/1612.htm.5.Лазарев В.С. Концептуальная модель формирования умений у студентов // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. ‬2011. ‬№ 2 (13). ‬С.5‬13.

AlekseevaOlga,candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor of the chair of theory and methods of preschool and primary education, Surgut State Pedagogical University, Surgutbaxitova@mail.ruOrganization of training courses, teacher training from the perspective of the activity approach

Abstract.The author views the problems ofcontinuousprofessionaleducationof educationalists on the example of teachers‱professionaldevelopment, based on the principles of theactivityapproachtoteaching.Keywords:continuousprofessionaleducation,advancedtraining,pedagogicalstaff,activityapproachtoteaching.

Рекомендовано к публикации:Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»