Современное педагогическое образование: тенденции и перспективы развития

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Абрамовских Н. В. Современное педагогическое образование: тенденции и перспективы развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № S6. – С. 6–10. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13553.htm.
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы развития современного педагогического образования, определяются особенности и перспективы его функционирования в современном обществе, выстраиваются возможные направления проектирования содержания профессиональной подготовки будущих педагогов.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Абрамовских Наталья Викторовна,доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры теории и методики дошкольного и начального образованияГОУ ВПО «Сургутский государственный педагогический университет» г. Сургутnatali270171@mail.ru

Современное педагогическое образование: тенденции и перспективы развития

Аннотация.В статье рассмотрены вопросы развития современного педагогического образования, определяются особенности и перспективы его функционирования в современном обществе, выстраиваются возможные направления проектирования содержания профессиональной подготовки будущих педагогов.Ключевые слова:педагог, педагогической образование, педагогическая компетентность, профессиональная подготовка.

Тенденции развития профессионального педагогического образования как проявленные возможности определяют не только его направленность, но и перспективы развития. Ведущие тенденции развития профессионального педагогического образования, отражая в себе общие тенденции ‬мировые, национальные, региональные, ‬включают и специфические, характерные для системы педагогического образования. В связи с чем, необходим их анализ для определения основных направлений проектирования системы подготовки будущих специалистов. Подготовка педагогов в вузе ‬относительно самостоятельный вид профессионального образования, результатом которого является формирование профессионального мышления, педагогического сознания, профессиональнонаправленного поведения у будущего педагога, приобретение студентом знаний, умений и навыков, позволяющих конструктивно выполнять педагогическую деятельность в соответствии с требованиями к профессиональной компетентности будущего педагога. Значимость педагогической деятельности определяется не только необходимостью передачи опыта подрастающим поколениям через специально организованный педагогический процесс, но и возрастанием социальных, экономических проблем, которые могут решать представители педагогических профессий. В условиях обострения данных проблем требуется социальная помощь молодежи, в среде которой растет преступность, увеличивается число беспризорных и безнадзорных детей, становится проблемой детский алкоголизм и проституция. С другой стороны самого пристального внимания педагогического сообщества требует организация системы педагогической поддержки одаренных, талантливых детей. Как отмечается в Федеральном законе «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 N 273ФЗ) [1,с.9‬10] в целях реализации права каждой личности на получение качественных образовательных услуг в системе образования «создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц…». В связи с этим необходимо включение в реализацию в системе профессионального педагогического образования с помощью адекватных методов, приемов и технологий социальнопедагогического содержания соответствующих курсов, направленных на формирование системы компетенций будущего педагога, позволяющих ему разрабатывать комплексные программы социальнопедагогической помощи детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации развития.

Поэтому можно обозначить такую тенденцию развития педагогического образования, как востребованностьсоциальнопедагогической деятельности, являющейся феноменом цивилизованного общества и подготовки квалифицированных кадров для ее оптимального функционирования. В работах А.М.Новиков и Д.А.Новиков отмечается, что в настоящее время осуществляется смена образовательной парадигмы индустриального общества на образовательную парадигму постиндустриального общества [2]. В связи с этим, необходимо отказаться от понимания образования как получения готового знания и представления о педагоге как носителе готового знания. Образование является достоянием личности, средством ее самореализации в жизни, построения личной карьеры. А это изменяет цели учения, его мотивы, нормы, формы и методы, роль педагога и т. д. Проблема гуманизации образования связана с подготовкой педагога, имеющего сориентированное на гуманистические ценности педагогическое мышление, владеющего вариативными технологиями гуманистического воспитания, способного к инновационной творческой деятельности.В процессе исследования нами проводилось ранжирование основных личностных качеств специалиста системы «человек ‬человек» (всего около 50 позиций) по методике Л.М.Митиной [3]. В опросе принимали участие студенты 1‬3хкурсов очного отделения факультета психологии и педагогики Сургутского государственного педагогического университета (70 человек). Наиболее значимыми респонденты называли следующие (приводятся в порядке убывания значимости): доброта, гуманность, справедливость, тактичность, выдержка и самообладание, наблюдательность, критичность, инициативность, ответственность, организованность, смелость. Таким образом, именно гуманистические качества педагога, по мнению большинства студентов, обеспечивают оптимальное качество его деятельности.Гуманизация образования понимается как процесс создания условий для самореализации, самоопределения личности студента в пространстве современной культуры, раскрытия ее творческого потенциала, формирования ценностных ориентаций и нравственных качеств с последующей их актуализацией в профессиональной и общественной деятельности. Гуманитаризация образования включает расширение перечня гуманитарных дисциплин, углубления их содержания для получения системного знания [4]. Эти процессы дополняют друг друга и должны рассматриваться во взаимосвязи, интегрируясь с процессами фундаментализации образования. В теоретикопрактических исследованиях отмечается, если вуз не сформирует у своих выпускников способности осваивать достижения фундаментальных наук и творчески их использовать в профессиональной деятельности, то он не обеспечит выпускникам необходимую конкурентоспособность на рынке труда. Поэтому уже с первого курса должно поддерживаться стремление студентов к глубокому освоению фундаментальных знаний. Фундаментальность сегодня является основой профессиональной гибкости, требуемой постоянно изменяющимися условиями современного рынка. К фундаментальным наукам относятся естественные науки (т.е. науки о природе во всех ее проявлениях) ‬физика, химия, биология, науки о космосе, человеке и т. д., а также математика, информатика и философия. Без усвоения данных наук невозможно глубокое осмысление знаний о природе и обществе, о роли человека в современном мире. Фундаментализация высшего образования ‬системное обогащение учебного процесса фундаментальными знаниями и методами творческого мышления, выработанными науками. Итак, возрастает необходимость интеграции фундаментального, гуманитарного, специального знания, обеспечивающее всестороннее видение будущим педагогом своей профессиональной деятельности в современных условиях развития общества, что определяет тенденцию поиска соответствующей гуманистической парадигмы построения образовательного процесса.Вместе с другими социокультурными институтами педагогическое образование выполняет рядбазовых функций по отношению к личности и обществу [5], среди которых можно выделить: реляционная функция ‬направлена на освоение определенных социальных ролей и статусов студентами, приобретаемых в процессе социализации и профессионализации, вхождения в мир будущей профессии; регулятивная функция ‬нацелена на выработку стандартов поведения будущего специалиста в соответствии с требованиями педагогической деятельности, осуществление социального контроля над его деятельностью и поведением; аксиологическая функция ‬связана с осознанием и овладением ценностными основаниями педагогической деятельности студентом в процессе его профессиональной подготовки;образовательная функция ‬направлена на формирование у студентов системы фундаментальных и специальныхзнаний, необходимых для качественного выполнения профессиональных обязанностей, овладение технологиями педагогической деятельности, методологией научноисследовательской работы;воспитательная функция ‬обусловлена необходимостью целостного развития личности педагога, его нравственного, физического, эстетического, экономического, экологического воспитания, развития целостного мировоззрения основывающегося на социальнонравственных нормах, ценностях, идеалах и проявляющегося в гуманистическом отношении к окружающему миру, к осваиваемой профессии;развивающая функция ‬направлена на развитие интеллекта, творческого мышления студентов, индивидуального стиля работы, профессионально значимых личностных качеств будущего педагога;экономическая функция ‬активное включение педагогического образования в функционирование и развитие рынка образовательных услуг, развитие деятельности научноисследовательских групп и коллективов преподавателей и студентов с целью получения средств из фондов внебюджетного финансирования учреждений образования, что способствует экономическому росту материальной обеспеченности учреждений образования;инновационная функция ‬определяет разработку, развитие, распространение научных идей, технологий, инновационного опыта работы в сфере педагогической деятельности с целью совершенствования качества педагогического образования.В современной ситуации развития общества и системы образования достаточно ярко проявляется тенденция появление многообразия функций системы профессиональной подготовки специалистов, что связано с ее вариативностью, сложностью проблем, которые предстоит решать будущим педагогам. Одним из наиболее значимых выводов, вытекающим из осмысления функций образования, является признание его общей направленности на гармоничное развитие личности. Модернизационные процессы в системе образования предполагают расширение возможностей введения нелинейного (асинхронного) обучения в рамках следующих основных мер: унификации дисциплин на всех направлениях подготовки; отказ от рассмотрения студенческих групп как основных единиц организации учебного процесса и формирования их по направлениям подготовки и соответствующим профилям; возможности создания временных студенческих групп на время изучения одной дисциплины. Возрастает самостоятельность вуза в выборе содержания обучения. Все это является обязательными условиями перехода на организацию учебного процесса по нелинейной схеме.Гуманистическая цель педагогического образования требует пересмотра его средств, содержания и технологий. По нашему мнению, необходимо моделировать адекватную современным тенденциям развития системы педагогического образования систему профессиональной подготовки от линии «группа студентов ‬преподаватель ‬учебник, учебное пособие» ‬к линии «студент, индивидуум, личность ‬преподаватель, владеющий технологиями индивидуализированного обучения ‬совокупность новых педагогических технологий и информационных средств». Такое построение процесса профессиональной подготовки предусмотрено в адаптивных системах образования. Адаптивная система профессиональной подготовки педагогов ‬это социальноличностнообусловленная целостность взаимодействующих субъектов образовательного процесса на основе сотрудничества между собой, окружающей средой и их духовными и материальными ценностями, приспосабливающаяся к индивидуальным особенностям студентов изменением педагогической ситуации формирования профессиональной компетентности будущего педагога с целью оптимизации вхождения личности в профессию и гармонизации ее взаимодействия с профессиональной средой.Содержания адаптивной системы педагогического образования должно включать гуманитарные личностно развивающие знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоциональноценностное отношение к миру и человеку в нем, а также систему нравственноэтических чувств, определяющих поведение человека в многообразных жизненных ситуациях.Образовательные программы подготовки педагога должны быть направлены на воссоздание целостного знания (гуманитарного и естественнонаучного) ‬в логике целостной единой картины мира.Необходимо отметить, что развитие компетентной личности в адаптивной системе профессионального педагогического образования должно реализоваться через оптимальное сочетание фундаментального, гуманитарного и профессионального блоков дисциплин, их взаимопроникновения на основе межпредметных связей, интегрированных курсов, курсов по выбору студентов, междисциплинарных форм контроля, обеспечивающих формирование целостного сознания на основе системного знания. Это обеспечивает реализацию требований фундаментализации системы высшего образования, междисциплинарности, вариативности технологий обучения будущих педагогов. Процесс профессионального становления педагога ‬это проявление актуализирующейся (творящей самое себя) личности не только в будущей профессии, науке, общественной жизни, но и в становлении личностной позиции, определяющей присущую именно этому человеку линию профессионального поведения. Трансляция чисто объективных, безличных знаний или способов деятельности, приводит к тому, что студентне может проявлять себя в соответствующих областях профессии и не развивается как творческая личность. Если же он, осваивая профессиональные обязанности, делает открытие в самом себе, при этом переживает пробуждение новых умственных и душевных сил, то педагогическая деятельность становится «его миром», пространством возможной самореализации. Профессиональная подготовка педагога может быть представлена как совокупность направлений развития личности в процессе теоретического обучения и практической деятельности, то есть интеграции теоретической и практической подготовки. Широкий спектр задач, которые приходится решать данному специалисту требует высокого уровня теоретической обоснованности технологий его деятельности. Это в свою очередь предусматривает самостоятельную постановку и решение профессиональных проблем, поиск необходимой для этого информации, владение методами социальнопедагогических наук, готовности к инновационной деятельности, творческого подхода к выбору методического обеспечения педагогической деятельности. Решение данных задач осуществляется путем оптимального распределения учебного времени на теоретические и практические занятия, а также различные виды производственной практики, предусмотренной учебным планом по педагогическому направлению подготовки. Решение данной проблемы видится в применении преподавателями высшей школы профессионально ориентированных адаптивных технологий, позволяющих в единстве реализовать теоретикометодологическую и деятельностнотехнологическую составляющие подготовки будущего педагога. Данное положение определяет системность знаний будущего педагога, что в свою очередь является важнейшим показателем его профессиональной компетентности и проявляется в умении опираться на научные знания по философии, социологии, политологии, педагогике, психологии, физиологии и др., в определении структуры объектов и явлений, отношений между ними и умении выделять наиболее существенные из них. Системность знаний в практической деятельности педагога наиболее ярко проявляется при анализепричин тех или иных педагогических ситуаций, поступков детей и подростков, определение технологии оказания педагогической поддержки, помощи личности в процессе ее социализации.Увеличение времени на практическую подготовку педагогов в рамках реализации адаптивной системы может достигаться за счет: организации систематической внеаудиторной профессиональнопрактической деятельности студентов, например в рамках общественнополезнойпрактики; бактивного вовлечения студентов в волонтерскую деятельность в учреждениях социальной направленности и общественных организациях педагогического и социального профиля; научноисследовательской деятельности студентов (научное сообщество, участиев олимпиадах, конкурсах научных работ, разработка актуальных проблем педагогических наук в рамках спецкурсов и др.).Таким образом, методологическим основанием проектирования адаптивной системы профессиональной подготовки педагога в вузе становится тенденция актуализации личностноориентированного образования, разрабатываемого в современной науке. И в традиционной системе образования используемый преподавателем вуза технологический и методический арсенал является достаточно разнообразным. Вместе с тем принципиальное различие его применения в адаптивной системе профессиональной подготовки состоит в том, что применение различных методов ставится на прочную рефлексивную основу. Методы выбираются не случайно, а в тесной связи как с разноуровневым содержанием образовательных программ, так и с избранной педагогической технологией. В связи с чем необходима разработка системы оперативного (в режиме постоянно действующего мониторинга) контроля результативности образовательной программы и (в случае необходимости) ‬оперативной корректировки целей, задач, методов и средств стратегической деятельности, ее согласования с изменениями, происходящими в развитии профессиональной компетентности будущего педагога, а также с общественногосударственной политикой в сфере педагогического образования, изменениями социальных запросов населения, с результатами инновационной и опытноэкспериментальной педагогической деятельности в стране и за рубежом и т.п.Таким образом, проектирование и реализация системы педагогического образования в соответствии с определенными тенденциями его развития в современном обществе имеет следующиеособенности:ценностносмысловое восприятие и понимание личности студента на уровне его индивидуальности, развивающейся в ходе педагогического взаимодействия;вариативнопоисковый характер разработки учебновоспитательного процесса, активно формируемый всеми субъектами, возможность выбора индивидуальной образовательной траектории обучения, актуализирующей возможности применения необходимых профессиональных и личностных компетенций будущим педагогом;проектирование содержания гибкой, вариативной, адаптивнойсистемы профессионального образования на основе прогностических тенденций развития общества, педагогической сферы деятельности, а также уровня развития профессиональной компетентности будущего педагога;соотнесение технологий системы профессиональной подготовки будущих педагогов с закономерностями профессионального развития личности, с профессиографическим мониторингом организации данного процесса.

Ссылки на источники1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». В редакции, вступающей в силус 1 сентября 2013 г. ‬М.: КНОРУС, 2013. ‬176 с.2.Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. ‬М.:СИНТЕГ, 2007. ‬668 с.3.МитинаЛ.М. Психология профессионального развития учителя. ‬М.: Флинта,1998. ‬200 с.4.Педагогика и психология высшей школы / Отв. редактор М.В. БулановаТопоркова. ‬РостовнаДону: Феникс, 2002. ‬544 с.5.Педагогика профессионального образования / Под ред. В. А. Сластенина. ‬М.: Академия, 2004. ‬368с.

Abramovskykh Natalya,doctor of Pedagogic Sciences, Associate Professor,Professor at the chair of the theory and methods of preschool and primary education, Surgut State Pedagogical University, Surgutnatali270171@mail.ruModern pedagogical education: tendencies and prospects of evolutionAbstract.The author views the questions of evolution of modern pedagogical education, determines the features and prospects of its functioning in modern society, finds out the possible directions of the content planning of future teachers professional training.Keywords:teacher, pedagogical education, pedagogical competence, professional training.

Рекомендовано к публикации:Некрасовой Г.Н., доктором педагогическихнаук, профессором, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»