Педагогические основы взаимодействия преподавателей и студентов в образовательном процессе
Международная
публикация
Выпуск:
ART 13559
УДК
378.147
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Филиппова
А.
Р. Педагогические основы взаимодействия преподавателей и студентов в образовательном процессе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – № S6. – С.
36–40. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/13559.htm.
Аннотация. В статье раскрываются педагогические основы взаимодействия субъектов образовательного процесса. В частности, анализируются принципы и модели организации педагогического взаимодействия преподавателя и студентов, а так же условия, способствующие построению их совместной деятельности.
Ключевые слова:
взаимодействие, педагогическое взаимодействие, принципы педагогического взаимодействия, формы, модели взаимодействия
Текст статьи
Филиппова Аксана Равильевна,ассистент кафедры теории и методики дошкольного и начального образованияГОУ ВПО «Сургутский государственный педагогический университет», г. Сургутfilippov1976@yandex.ru
Педагогические основы взаимодействия преподавателей
и студентов в образовательном процессе
Аннотация.В статье раскрываются педагогические основы взаимодействия субъектов образовательного процесса. В частности, анализируются принципы и модели организации педагогического взаимодействия преподавателя и студентов, а так же условия, способствующие построению их совместной деятельности.Ключевые слова:взаимодействие, педагогическое взаимодействие, принципы педагогического взаимодействия, формы, модели взаимодействия.
Вопросы педагогического взаимодействия определяют сущность образовательного процесса. Необходимоcть организации продуктивного взаимодействия субъектов образования обусловлена анализом сложившейся ситуации в образовании, когда накоплен большой объем педагогических знаний, отражающих новую педагогическую дейcтвительность в форме фактов, понятий, законов гуманистической парадигмы, а так же недоcтаточным использованием данных знаний в педагогичеcком процессе. Актуальность данной темы возрастает в условиях усиливающихся противоречий между роcтом cоциальной активности людей и направленноcтью этой активности; потребноcтью общеcтва в социальной ответственности каждого человека и резким падением диcциплины, профеccионализма, качества продукции; между потребностью к взаимодействию на демократических принципах и конфронтацией, проявляющейcя во всех сферах реального взаимодействия. Реактивная (запаздывающая) cтратегия и тактика дидактического воздействия не позволяют организовывать динамичный образовательный процесс, не создают полноценных условий для cовместной деятельности и развития взаимодействующих в образовании cубъектов [1].
В образовательном процессе вопросы отношений между педагогами и обучающимися, педагогами и детьми, педагогами и родителями являются основой динамичного развития субъектов и исследуются многими учеными.Взаимодействие, прежде всего, философская категория, отражающая процесс воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого (Е.Н.Аверьянов, Р.А.Аронов, Л.М.Архангельский, Л.П.Буева, М.С.Каган, В.Н.Чусовитин,Ф.Энгельс и др.).Взаимодействие как категория педагогических исследований, изучалось на различных уровнях: социальнополитическом, психологопедагогическом (методическом), функциональноролевом и личностном (Ю.К.Бабанский, А.А.Вербицкий, В.К.Дьяченко, В.И.Загвязинский, И.А.Зимняя, В. А.КанКалик, Я.Л.Коломинский, В.Я.Ляудис, Л.М.Митина, А.Б.Орлов, Н.Ф.Радионова, В.В.Рубцов и др.). В ряде отечественных и зарубежных педагогических исследований при рассмотрении учебного процесса за его единицу принимается взаимодействие преподавателя и студентов (Б.П.Битинас, В.Д.Веблер, Л.А.Левшин, И.П.Юнгер и др.).Педагогическое взаимодействие предполагает специфические цели, содержание и технологии в условиях образовательного учреждения. По мнению ученых, педагогическое взаимодействие –это систематическое, постоянное осуществление коммуникативных действий педагога, имеющих целью вызвать реакцию со стороны обучающегося, причем вызванная реакция вызывает в свою очередь реакцию воздействующего. Это специфическая форма общения, устанавливающаяся в ходе целостного педагогического процесса [2].В психологопедагогической литературе различают следующие основания классификации взаимодействия.По субъекту и объектсубъекту выделяют следующие виды связи: «личность–личность», «ученик –ученики», «ученик –учитель», «учитель –ученик», «педагог –педагог»; «коллектив –коллектив».По способу воздействия: прямое (непосредственное), косвенное, параллельное взаимодействие: прямое как непосредственное воздействие друг на друга, когда между субъектами прямой контакт; косвенное же направлено на оказание влияния через чтото (предметы, действия, обмен информацией), либо через когото (опосредованно другими людьми референтной группой, референтным лицом, героями книг, фильмов и т. д.); параллельное воздействие (влияние через коллектив) [3].По типу связи в процессе взаимодействия: «на равных» (субъектсубъектные отношения), «руководство» (объектные отношения).В зависимости от содержания (предмета) взаимодействия выделяют духовный и практические планы взаимодействия. Духовное взаимодействие –это общение, представляющее собой обмен духовными ценностями, информацией. Практическое взаимодействие –результат обмена физическими, материальными ценностями, предметами.По степени регламентируемости связей субъекта и объекта принято разделять взаимодействие на формальное, характеризующееся жесткими связями между индивидами и относительной стабильностью во времени, и неформальное, основанное на личностном характере обучения при ярко выраженной эмоциональности [3].Различные подходы и типы взаимодействия свидетельствуют о многогранности и многоаспектности этого процесса. При этом учеными делались попытки выделить такой тип взаимодействия, который предполагает наиболее высокий уровень личностной активности взаимодействующих, богатство и разнообразие их взаимосвязей и отношений, широкий спектр мотивов, обеспечивающих творческую, продуктивную деятельность субъектов. В настоящее время происходит преобразование сущностной основы взаимодействия преподавателей и студентов вуза. Студентов привлекают к обсуждению основных проблем образовательного учреждения, организации учебного процесса. К ним внимательнее, чем раньше, прислушиваются при оценке качества работы преподавателя, куратора группы. Однако, анализ эмпирических данных, полученных исследователями за последние 10–15 лет, показывает, что в массовой практике устойчиво сохраняется функциональный характер взаимодействия, нередко обуславливающий его формализацию. Для такого взаимодействия типичны: взаимное отчуждение преподавателей и студентов; потребительское отношение студентов к педагогам и друг к другу; недооценка педагогами внутренних законов жизни вуза, ориентация на внешние формы поведения студентов; насыщенность отношений педагогов и студентов конфликтными ситуациями, которые обусловлены отсутствием взаимопонимания, сопереживания, реального соучастия и т. д. Усиливающееся в современных условиях противоречие между потребностью молодых людей в равноправном взаимодействии со взрослыми и не готовностью не только студентов, но и педагогов к конструированию и организации такого взаимодействия делает рассматриваемую проблему особо актуальной.Ученые Ш.А.Амонашвили, Г.А.Ковалев, С.В.Кондратьев, Н.Ю.Синягина, Г.А.Цукерман делают вывод о том, что наибольшая продуктивность взаимодействия достигается при условии организации совместной деятельности по типу диалогического общения, сотрудничества. Среди них особое место принадлежит общению (специфическая форма субъектсубъектного взаимодействия) и совместной деятельности (специфическая форма субъектобъектсубъектного взаимодействия). Не менее важным в характеристике содержания взаимодействия субъектов образовательного процесса является определение его основных принципов. Формулируя принципы организации педагогического взаимодействия, А.Б.Орлов выделяет четыре, ведущим из которых является принцип диалогизации. Бесспорно, монологизированное педагогическое взаимодействие, является неравноправным в плане обмена информации, ролевого социального взаимодействия и межличностного взаимодействия преподавателя и студента. Второй принцип организации педагогического взаимодействия –принцип проблематизации, который ведет к изменению ролей и функций преподавателя и студента. Педагог не должен воспитывать, преподавать, а стимулировать студента к личностному росту, создавать условия для самостоятельного обнаружения и постановки им познавательных проблем и задач. Третий –принцип персонализации, требующий включения во взаимодействие таких элементов личностного опыта (чувств, переживаний, эмоций, соответствующих действий и поступков), которые не соответствуют ролевым ожиданиям и нормативам. Четвертый –принцип индивидуализации, который означает выявление и культивирование в каждом индивидуально специфических элементов общей и специальной одаренности, построение такого содержания и методов обучения, воспитания, которые были бы адекватны возрастным и индивидуальным особенностям и возможностям, способностям и склонностям учащихся. Перечисленные принципы не являются принципиально новыми для психологопедагогической теории и практики, но, тем не менее, их практическая реализация сталкивается определенными с трудностями [4].Моделирование взаимодействия позволяет определить его базовые характеристики и разработать соответствующие технологии их реализации (рис. 1).
Рис. 1. Взаимодействие как единица учебного процессаПервая модель представляет взаимодействие как единицу учебного процесса. Каждое педагогическое взаимодействие имеет некоторые рамочные условия, в которых оно протекает. Рамочные условия –это то, что определяет время, место, материальное обеспечение и юридическое нормирование единицы учебного процесса [5].Помимо этого, взаимодействие имеет цель участия в нем педагога и обучающихся, которая может быть согласована и не согласована его участниками, может быть осознанной и неосознаваемой, декларируемой и скрытой.Взаимодействие, какие бы цели оно не преследовало, всегда строиться на определенном содержании, в котором согласование педагога и обучающихся никак непредусмотрено. Все названные элементы единицы учебного процесса (преподаватель, студент, цель, содержание, рамочные условия) начинают реально взаимодействовать через метод как способ достижения цели передачи педагогом содержания обучаемым в определенных условиях. Таким образом, данная иерархия элементов учебного взаимодействия делает метод ключевым моментом учебного процесса, на него возлагается ответственность за удовлетворенность учебной деятельностью, педагогами и сокурсниками.Вторая модель взаимодействия описывает технологию его организации.Развитие личности происходит, если: он сам проявляет активность, взаимодействует с миром; характер активности определяется субъективно свободным отношением личности; педагогическое влияние должно ориентировать обучающихся на определенное отношение к социальным ценностям; взаимодействие педагога и весь процесс взаимодействия с обучающимся должны производиться на уровне современной культуры и в соответствии с целью образования в вузе [5].Взаимодействие педагога и студентов предполагает нечто большее, чем взаимное влияние друг на друга. Логика педагогического взаимодействия представлена на рисунке(рис. 2).
Рис. 2. Логика педагогического воздействия
Для осуществления взаимодействия необходимо принятие собеседниками друг друга как равноправных субъектов этого общения, что на практике в системе «учитель –ученик», «преподаватель –студент» встречается не так часто.Взаимодействие успешно развивается и оказывается своевременным при соответствующем педагогическом подходек конструированию и организации учебновоспитательного процесса. Этот подход предполагает:изучение и оценку общего состояния взаимодействия педагогов и студентов как системы, анализ их отношений как результата функционирования и развития системы, выявление основных противоречий (внутренних и внешних), обозначение основных путей дальнейшего развития за счет внутренних резервов, расширения внешних связей, уточнения основных функций;отбор и «выстраивание» вариантов взаимодействия в логике «ситуаций развития» на различных этапах педагогического процесса (целеполагание, целеосуществление, оценивание);конструирование и реализацию новых форм взаимодействия в конкретных условиях между преподавателем и студентом, между студентами разных факультетов и курсов обучения.анализ и оценку полученных результатов как на стороне студентов, так и на стороне педагогов.Овладение таким подходом требует соответствующей психологической, нравственной и практической готовности как преподавателей, так и студентов. Существенная роль в её формировании принадлежит специальной подготовке. Успешность такой подготовки определяется рядом условий:желанием самих педагогов и студентов самосовершенствоваться во взаимодействии друг с другом не только профессионально, но и личностно;установкапедагогического коллектива вуза на творческое, развивающее взаимодействие со студентами;целостной системой подготовки преподавателей и студентов к взаимодействию, которая отражает в себе совокупность интересов, мотивов, ожиданий; которая органически связана с жизнедеятельностью педагогического коллектива и существенно влияет на неё; которая вносит существенный вклад в повышение результативности педагогического процесса.обеспечение инновационной подготовки студентов к субъектсубъектным отношениям;увеличение доли рефлексивных форм работы с целью овладения практикой взаимодействия, создания общего фонда профессиональных ценностей.Взаимодействие педагогов и студентов обладает богатыми возможностями саморазвития; влияние на развитие учебновоспитательного процесса, системы, в которой он разворачивается; актуализации и обогащения творческих потенциалов его участников, гуманизации их отношений.Таким образом, совместная деятельность педагогов и студентов, их партнерские отношения создадут необходимые условия для развития качеств личности, становления профессионала в едином ценностносмысловом пространстве саморазвития, границы которого заданы целью системы образования как социокультурного института.
Ссылки на источники1.Майер А.А., Богославец Л.Г. Организациявзаимодействия субъектов в ДОУ.
–СПб.: Детствопресс, 2012. –176 с.2.Там же.3.Широкова Е.Ф., Шептенко П.А. Теоретикопсихологические основы личностно ориентированного педагогического взаимодействия.–URL:http:www.informika.ru/windows/magaz/pedagog/ pedagog_11/tpo.html.4.Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. –М.: Логос, 1995. –224 с.5.Кирилюк Л.Г. Коммуникация как способ конструирования знания. –URL:http://charko.narod.ru/text/alm2/kiriluk.html.
Filippova Aksana,assistant of a lecturer at the chair of theory and methods of preschool and primary education, Surgut State Pedagogical University, Surgutfilippov1976@yandex.ruPedagogical bases of interaction between teachers and students during the educational processAbstract. The author reveals the pedagogical bases of interaction between the subjects during the educational process in a higher education institution.In particular, the principles and models of the organization of pedagogical interaction between the teacher and student and the conditions, promoting the creation of their joint activity are analyzed.Keywords:interaction, pedagogical interaction, principles of pedagogical interaction, forms, interaction models.
Рекомендовано к публикации:Абрамовских Н.В., доктором педагогических наук, профессором;Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Педагогические основы взаимодействия преподавателей
и студентов в образовательном процессе
Аннотация.В статье раскрываются педагогические основы взаимодействия субъектов образовательного процесса. В частности, анализируются принципы и модели организации педагогического взаимодействия преподавателя и студентов, а так же условия, способствующие построению их совместной деятельности.Ключевые слова:взаимодействие, педагогическое взаимодействие, принципы педагогического взаимодействия, формы, модели взаимодействия.
Вопросы педагогического взаимодействия определяют сущность образовательного процесса. Необходимоcть организации продуктивного взаимодействия субъектов образования обусловлена анализом сложившейся ситуации в образовании, когда накоплен большой объем педагогических знаний, отражающих новую педагогическую дейcтвительность в форме фактов, понятий, законов гуманистической парадигмы, а так же недоcтаточным использованием данных знаний в педагогичеcком процессе. Актуальность данной темы возрастает в условиях усиливающихся противоречий между роcтом cоциальной активности людей и направленноcтью этой активности; потребноcтью общеcтва в социальной ответственности каждого человека и резким падением диcциплины, профеccионализма, качества продукции; между потребностью к взаимодействию на демократических принципах и конфронтацией, проявляющейcя во всех сферах реального взаимодействия. Реактивная (запаздывающая) cтратегия и тактика дидактического воздействия не позволяют организовывать динамичный образовательный процесс, не создают полноценных условий для cовместной деятельности и развития взаимодействующих в образовании cубъектов [1].
В образовательном процессе вопросы отношений между педагогами и обучающимися, педагогами и детьми, педагогами и родителями являются основой динамичного развития субъектов и исследуются многими учеными.Взаимодействие, прежде всего, философская категория, отражающая процесс воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого (Е.Н.Аверьянов, Р.А.Аронов, Л.М.Архангельский, Л.П.Буева, М.С.Каган, В.Н.Чусовитин,Ф.Энгельс и др.).Взаимодействие как категория педагогических исследований, изучалось на различных уровнях: социальнополитическом, психологопедагогическом (методическом), функциональноролевом и личностном (Ю.К.Бабанский, А.А.Вербицкий, В.К.Дьяченко, В.И.Загвязинский, И.А.Зимняя, В. А.КанКалик, Я.Л.Коломинский, В.Я.Ляудис, Л.М.Митина, А.Б.Орлов, Н.Ф.Радионова, В.В.Рубцов и др.). В ряде отечественных и зарубежных педагогических исследований при рассмотрении учебного процесса за его единицу принимается взаимодействие преподавателя и студентов (Б.П.Битинас, В.Д.Веблер, Л.А.Левшин, И.П.Юнгер и др.).Педагогическое взаимодействие предполагает специфические цели, содержание и технологии в условиях образовательного учреждения. По мнению ученых, педагогическое взаимодействие –это систематическое, постоянное осуществление коммуникативных действий педагога, имеющих целью вызвать реакцию со стороны обучающегося, причем вызванная реакция вызывает в свою очередь реакцию воздействующего. Это специфическая форма общения, устанавливающаяся в ходе целостного педагогического процесса [2].В психологопедагогической литературе различают следующие основания классификации взаимодействия.По субъекту и объектсубъекту выделяют следующие виды связи: «личность–личность», «ученик –ученики», «ученик –учитель», «учитель –ученик», «педагог –педагог»; «коллектив –коллектив».По способу воздействия: прямое (непосредственное), косвенное, параллельное взаимодействие: прямое как непосредственное воздействие друг на друга, когда между субъектами прямой контакт; косвенное же направлено на оказание влияния через чтото (предметы, действия, обмен информацией), либо через когото (опосредованно другими людьми референтной группой, референтным лицом, героями книг, фильмов и т. д.); параллельное воздействие (влияние через коллектив) [3].По типу связи в процессе взаимодействия: «на равных» (субъектсубъектные отношения), «руководство» (объектные отношения).В зависимости от содержания (предмета) взаимодействия выделяют духовный и практические планы взаимодействия. Духовное взаимодействие –это общение, представляющее собой обмен духовными ценностями, информацией. Практическое взаимодействие –результат обмена физическими, материальными ценностями, предметами.По степени регламентируемости связей субъекта и объекта принято разделять взаимодействие на формальное, характеризующееся жесткими связями между индивидами и относительной стабильностью во времени, и неформальное, основанное на личностном характере обучения при ярко выраженной эмоциональности [3].Различные подходы и типы взаимодействия свидетельствуют о многогранности и многоаспектности этого процесса. При этом учеными делались попытки выделить такой тип взаимодействия, который предполагает наиболее высокий уровень личностной активности взаимодействующих, богатство и разнообразие их взаимосвязей и отношений, широкий спектр мотивов, обеспечивающих творческую, продуктивную деятельность субъектов. В настоящее время происходит преобразование сущностной основы взаимодействия преподавателей и студентов вуза. Студентов привлекают к обсуждению основных проблем образовательного учреждения, организации учебного процесса. К ним внимательнее, чем раньше, прислушиваются при оценке качества работы преподавателя, куратора группы. Однако, анализ эмпирических данных, полученных исследователями за последние 10–15 лет, показывает, что в массовой практике устойчиво сохраняется функциональный характер взаимодействия, нередко обуславливающий его формализацию. Для такого взаимодействия типичны: взаимное отчуждение преподавателей и студентов; потребительское отношение студентов к педагогам и друг к другу; недооценка педагогами внутренних законов жизни вуза, ориентация на внешние формы поведения студентов; насыщенность отношений педагогов и студентов конфликтными ситуациями, которые обусловлены отсутствием взаимопонимания, сопереживания, реального соучастия и т. д. Усиливающееся в современных условиях противоречие между потребностью молодых людей в равноправном взаимодействии со взрослыми и не готовностью не только студентов, но и педагогов к конструированию и организации такого взаимодействия делает рассматриваемую проблему особо актуальной.Ученые Ш.А.Амонашвили, Г.А.Ковалев, С.В.Кондратьев, Н.Ю.Синягина, Г.А.Цукерман делают вывод о том, что наибольшая продуктивность взаимодействия достигается при условии организации совместной деятельности по типу диалогического общения, сотрудничества. Среди них особое место принадлежит общению (специфическая форма субъектсубъектного взаимодействия) и совместной деятельности (специфическая форма субъектобъектсубъектного взаимодействия). Не менее важным в характеристике содержания взаимодействия субъектов образовательного процесса является определение его основных принципов. Формулируя принципы организации педагогического взаимодействия, А.Б.Орлов выделяет четыре, ведущим из которых является принцип диалогизации. Бесспорно, монологизированное педагогическое взаимодействие, является неравноправным в плане обмена информации, ролевого социального взаимодействия и межличностного взаимодействия преподавателя и студента. Второй принцип организации педагогического взаимодействия –принцип проблематизации, который ведет к изменению ролей и функций преподавателя и студента. Педагог не должен воспитывать, преподавать, а стимулировать студента к личностному росту, создавать условия для самостоятельного обнаружения и постановки им познавательных проблем и задач. Третий –принцип персонализации, требующий включения во взаимодействие таких элементов личностного опыта (чувств, переживаний, эмоций, соответствующих действий и поступков), которые не соответствуют ролевым ожиданиям и нормативам. Четвертый –принцип индивидуализации, который означает выявление и культивирование в каждом индивидуально специфических элементов общей и специальной одаренности, построение такого содержания и методов обучения, воспитания, которые были бы адекватны возрастным и индивидуальным особенностям и возможностям, способностям и склонностям учащихся. Перечисленные принципы не являются принципиально новыми для психологопедагогической теории и практики, но, тем не менее, их практическая реализация сталкивается определенными с трудностями [4].Моделирование взаимодействия позволяет определить его базовые характеристики и разработать соответствующие технологии их реализации (рис. 1).
Рис. 1. Взаимодействие как единица учебного процессаПервая модель представляет взаимодействие как единицу учебного процесса. Каждое педагогическое взаимодействие имеет некоторые рамочные условия, в которых оно протекает. Рамочные условия –это то, что определяет время, место, материальное обеспечение и юридическое нормирование единицы учебного процесса [5].Помимо этого, взаимодействие имеет цель участия в нем педагога и обучающихся, которая может быть согласована и не согласована его участниками, может быть осознанной и неосознаваемой, декларируемой и скрытой.Взаимодействие, какие бы цели оно не преследовало, всегда строиться на определенном содержании, в котором согласование педагога и обучающихся никак непредусмотрено. Все названные элементы единицы учебного процесса (преподаватель, студент, цель, содержание, рамочные условия) начинают реально взаимодействовать через метод как способ достижения цели передачи педагогом содержания обучаемым в определенных условиях. Таким образом, данная иерархия элементов учебного взаимодействия делает метод ключевым моментом учебного процесса, на него возлагается ответственность за удовлетворенность учебной деятельностью, педагогами и сокурсниками.Вторая модель взаимодействия описывает технологию его организации.Развитие личности происходит, если: он сам проявляет активность, взаимодействует с миром; характер активности определяется субъективно свободным отношением личности; педагогическое влияние должно ориентировать обучающихся на определенное отношение к социальным ценностям; взаимодействие педагога и весь процесс взаимодействия с обучающимся должны производиться на уровне современной культуры и в соответствии с целью образования в вузе [5].Взаимодействие педагога и студентов предполагает нечто большее, чем взаимное влияние друг на друга. Логика педагогического взаимодействия представлена на рисунке(рис. 2).
Рис. 2. Логика педагогического воздействия
Для осуществления взаимодействия необходимо принятие собеседниками друг друга как равноправных субъектов этого общения, что на практике в системе «учитель –ученик», «преподаватель –студент» встречается не так часто.Взаимодействие успешно развивается и оказывается своевременным при соответствующем педагогическом подходек конструированию и организации учебновоспитательного процесса. Этот подход предполагает:изучение и оценку общего состояния взаимодействия педагогов и студентов как системы, анализ их отношений как результата функционирования и развития системы, выявление основных противоречий (внутренних и внешних), обозначение основных путей дальнейшего развития за счет внутренних резервов, расширения внешних связей, уточнения основных функций;отбор и «выстраивание» вариантов взаимодействия в логике «ситуаций развития» на различных этапах педагогического процесса (целеполагание, целеосуществление, оценивание);конструирование и реализацию новых форм взаимодействия в конкретных условиях между преподавателем и студентом, между студентами разных факультетов и курсов обучения.анализ и оценку полученных результатов как на стороне студентов, так и на стороне педагогов.Овладение таким подходом требует соответствующей психологической, нравственной и практической готовности как преподавателей, так и студентов. Существенная роль в её формировании принадлежит специальной подготовке. Успешность такой подготовки определяется рядом условий:желанием самих педагогов и студентов самосовершенствоваться во взаимодействии друг с другом не только профессионально, но и личностно;установкапедагогического коллектива вуза на творческое, развивающее взаимодействие со студентами;целостной системой подготовки преподавателей и студентов к взаимодействию, которая отражает в себе совокупность интересов, мотивов, ожиданий; которая органически связана с жизнедеятельностью педагогического коллектива и существенно влияет на неё; которая вносит существенный вклад в повышение результативности педагогического процесса.обеспечение инновационной подготовки студентов к субъектсубъектным отношениям;увеличение доли рефлексивных форм работы с целью овладения практикой взаимодействия, создания общего фонда профессиональных ценностей.Взаимодействие педагогов и студентов обладает богатыми возможностями саморазвития; влияние на развитие учебновоспитательного процесса, системы, в которой он разворачивается; актуализации и обогащения творческих потенциалов его участников, гуманизации их отношений.Таким образом, совместная деятельность педагогов и студентов, их партнерские отношения создадут необходимые условия для развития качеств личности, становления профессионала в едином ценностносмысловом пространстве саморазвития, границы которого заданы целью системы образования как социокультурного института.
Ссылки на источники1.Майер А.А., Богославец Л.Г. Организациявзаимодействия субъектов в ДОУ.
–СПб.: Детствопресс, 2012. –176 с.2.Там же.3.Широкова Е.Ф., Шептенко П.А. Теоретикопсихологические основы личностно ориентированного педагогического взаимодействия.–URL:http:www.informika.ru/windows/magaz/pedagog/ pedagog_11/tpo.html.4.Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. –М.: Логос, 1995. –224 с.5.Кирилюк Л.Г. Коммуникация как способ конструирования знания. –URL:http://charko.narod.ru/text/alm2/kiriluk.html.
Filippova Aksana,assistant of a lecturer at the chair of theory and methods of preschool and primary education, Surgut State Pedagogical University, Surgutfilippov1976@yandex.ruPedagogical bases of interaction between teachers and students during the educational processAbstract. The author reveals the pedagogical bases of interaction between the subjects during the educational process in a higher education institution.In particular, the principles and models of the organization of pedagogical interaction between the teacher and student and the conditions, promoting the creation of their joint activity are analyzed.Keywords:interaction, pedagogical interaction, principles of pedagogical interaction, forms, interaction models.
Рекомендовано к публикации:Абрамовских Н.В., доктором педагогических наук, профессором;Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»