Формирование музыкально-эстетического интереса при использовании музыкального фольклора Донского края
Международная
публикация
Выпуск:
ART 13564
УДК
159.95
:
37.036
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Черевик
К.
С. Формирование музыкально-эстетического интереса при использовании музыкального фольклора Донского края // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – № S7. – С.
16–20. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/13564.htm.
Аннотация. Статья посвящена развитию музыкально-эстетического интереса учащихся средствами музыкального фольклора Донского края. В представленном исследовании описывается формирующий эксперимент, в котором отслеживались продвижения учащихся. В результате было выявлено, что специально организованная система занятий позволяет оказать положительное влияние на отношение школьников к музыкальному фольклору Донского края и развить, тем самым, их музыкальный интерес.
Ключевые слова:
интерес, музыкально-эстетический интерес, музыкальная педагогика, общение с прекрасным, эстетические переживания
Текст статьи
~ 1~ ART 13564
УДК 159.95:37.036Черевик Клавдия Степановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии личности ФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт имени А.П.Чехова», г. Таганрогcherevik1958@mail.ru
Формирование музыкальноэстетического интереса при использовании музыкального фольклора Донского края
Аннотация.Статья посвящена развитию музыкальноэстетического интересаучащихся средствами музыкального фольклора Донского края.В представленномисследовании описывается формирующий эксперимент, в котором отслеживались продвижения учащихся.Врезультате было выявлено, что специально организованнаясистема занятий позволяет оказать положительное влияние на отношение школьников к музыкальному фольклору Донского края и развить, тем самым, их музыкальный интерес.Ключевые слова: интерес, музыкальноэстетический интерес, музыкальная педагогика, общение с прекрасным, эстетические переживания.
Проблема интереса принадлежит к числу наиболее важных для практической педагогики. Исследователи, занимающиеся ею, подчёркивают, что интерес содействует общему психическому и умственному развитию ребёнка, расширению его кругозора. Знания, приобретённые с интересом, оказываются более глубокими и разносторонними, они могут быть с большим успехом использованы в самых разнообразных условиях. Увлечённость побуждает к самостоятельному приобретению новых знаний. Под его влиянием заметно изменяется весь характер деятельности. Она становится активной, творческой, радостной, углублённой. Музыкальная педагогика предаёт пробуждению желания заниматься музыкой огромное значение. Его наличие –этозалог подлинного музыкального воспитания, а вместе с тем формирования творческой личности.«Интерес –формапроявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности»[1, с.146].Намечая программу формирования музыкальноэстетического интереса, основывались на том, что происходит развитие свойств личности в соответственной деятельности, сопровождающейся осознанноймотивацией, А.Г.Рубинштейн подчёркивал, что интересы формируются и закрепляются в процессе деятельности, посредством которойчеловек входит в ту или иную область,или предмет. Целенаправленное формирование интереса имеет большоезначение в процессе воспитания и обучения.Удовлетворение интереса не ведёт к его угасанию, а вызывает новые интересы, отвечающие более высокому уровню познавательной деятельности.Эстетический интерес является одним из видов интереса человека, поэтому ему свойственны как общие характеристики, присущие любому интересу, так и частные, или специфические. Основой эстетического интереса является стремление к общению с прекрасным, сопровождающееся эстетическими переживаниями.~ 2~ ART 13564
УДК 159.95:37.036В ходе формирующего экспериментабыли разработаны задания различных видов и степени сложности, связанные с проявлением учащихся в музыкальноэстетической деятельности. Такими заданиями явились:слушание музыкальных произведений;анализ музыкальных произведений;исполнение народных песен;музыкальные викторины;театрализованные игры;написание творческих сочинений.Любое задание преследовало цель формирования эстетических интересов учащихся, вело к развитию творческого потенциала и совершенствовало эстетические вкусы. Поэтому в процессе деятельности фиксировалось отношение школьников к выполнению заданий, которые были направлены на выявление:привлекательных для учащихся сторон народной музыки;эмоциональнооценочного отношения к фольклору;эстетического кругозора младших школьников;стремления к общению с народной песней.Таким образом, были проведены наблюдения за динамикой эстетических интересов.Формирующий экспериментпроходил в три этапа на базе двух классов, второго и третьего. Занятия проводились один раз в неделю.На первом этаперебят знакомили с историей казачества, песенным фольклором Донского края, разновидностями народных песен. В ходе знакомства с народными песнями было включено в педагогический процесс разучивание наиболее понравившихся ребятам песен. Такие занятия вызывали живой интерес, как у второклассников, так и третьеклассников.Особенно обнаружилась активность ребят при создании ситуации выбора, когда им было предложено назвать наиболее понравившиеся песни, объяснить этот выбор.Наряду с учениками, работающими активно, подняли руки и те, кто раньше активности не проявлял.Наиболее понравилась песня «Эх, донские казаки». Ребятасразу же захотели её выучить. «Песня очень весёлая, удалая»(СашаЗ.).«В песнях казаков поётсяо жизни, о их чувствах. В них они выражают любовь к своей Родине, к своей родной земле» (КатяВ.). Все ребята поразному воспринимали народные песни Донского края, но каждый из них проявил свой интерес к народной музыке, аргументировано выражалисвоё отношение к ней.Как видно,ситуация выбора понравившихся песен усиливала эмоциональное воздействие занятий, в ходе которых учащиеся определяли ценные для себя свойства народной песни, вызвавшие у них эмоциональный отклик.Анализ показал,чтовоценочных суждениях учащихся отражены их чувства и переживания, которые реализуют их эстетический интерес.Ситуация изменилась,когда ребятамбыло предложено выбрать тот народный инструмент, на котором они хотели бы играть в ансамбле. Ложек было много,два бубна,а трещотки одни. Работа должна была опираться на опыт игры ребят. Несколько девочек выбрали трещотки. Необходимо было играть только одной. И, так как на ложках играть сложнее, то ребята сами предложили,чтобы на трещотках играл тот,кто неумеетиграть на ложках.~ 3~ ART 13564
УДК 159.95:37.036Таким образом,интерес ребят не пропал,а ситуацияразрешилась без обиды. Ребята почувствовали, что их товарищи отвели им более сложную работу, и это ещё больше их стимулировало.Постоянно задания усложнились. Ребятам было предложено написать о своих впечатлениях, выразитьсвоё отношение к прослушанной музыке.Анализ проводился с целью выявления избирательного отношения учеников, их эмоционального отклика, наличия суждений о музыке и стремления к общению с ней.Приведём фрагменты этих впечатлений.«Многие казачьипесни просторны,распевны, как безграничные степи, где живут казаки.В казачьих песнях выливается вся душа настоящего вольного казака.Донские казаки в песнях передают свою любовь к Дону» (ОляД.).«Казачьи песни бывают и радостные, и грустные, но они очень чувствительно отображаются на характере и настроении человека во время прослушивания» (КатяВ.).После таких занятий ребята стали относиться подругому к народной музыке. Интерес к народной музыке всё более возрастал, хотя красота музыки, её мелодия, текст, гармония, через которые происходит познание эстетического переживания открыты ещё не для всех учеников.После проведения нескольких занятий, ребятам было предложено написать свои впечатления о занятиях и пожелания о том, чем бы они хотели заниматься в дальнейшем.НаташаЯ. (ученица с эстетическим интересов высокого уровня):«...Такие занятия мне очень нравятся. Это впервые за все годы учёбы в школе и посещения группы продлённого дня. Очень нравится то, что мы не просто слушаем музыку народа нашего края, но и сами исполняем понравившиеся народные песни, играем на народных инструментах. Очень жалко, что занятия проводятся один раз в неделю...».Народная песня открылась девочке. Заметив её краски, особенности, ученица поняла всю прелесть народного искусства. Проникновение в песенный жанр фольклора родного края, понимание чувства его красоты подкрепилось уже имеющимся эстетическим интересом. Это определило характер эмоционального отклика на занятия. Девочка стремилась уже не к одному виду эстетической деятельности –исполнениюпесен. Ей хотелось танцевать народные танцы, играть в ансамбле. Это свидетельствует о росте эстетического интереса ученицы.АртёмА. (ученик со средним уровнем развития эстетического интереса):«У нас в группе продлённого дня проходят музыкальные занятия. На них мы узнаём о народных песнях родного края, поём их. Но больше всего мне нравится то, что, мы играем на ложках. Я раньше этого никогда не делал, но попробовал у меня получилось, и мне понравилось. А ещё хочется гденибудь выступить с нашим ансамблем».Ученику понравились занятия. Его влечёт игра на ложках. Но постоянного эмоционального отклика на прекрасное ещё нет, хотя интерес к немувозрос. Он стремится расширить свой кругозор в области народной музыки.Вадик Л. (относится к группе с низким уровнем эстетического интереса): «Наши занятия мне нравятся. На них мы слушаем музыку, поём, играем на различных инструментах. Хочу, чтобы показали какойнибудь фильм про казаков. И чтобы они обязательно сражались...».Красота музыки, её мелодия, текст, гармония, через которые происходит познание эстетического содержания, ещё пока скрыты от ученика. Но, однако, мальчик не отрицает такие занятия. Эстетический интерес ученика ещё на очень низком уровне, но он, всётаки, есть.~ 4~ ART 13564
УДК 159.95:37.036По анализу примеров впечатлений ребят, можно судить об эмоциональном отклике первой ученицы, о недостаточной, но возросшей мере у второго и третьего учеников.Полученный в итоге материал позволил зафиксировать изменения, которые произошли на первом этапе формирующего эксперимента.В основу определения уровней эстетического интереса были взяты показатели: стремление к общению с фольклором; стремление к расширению кругозора в области песенного фольклора Донского края; эмоциональный отклик на народную музыку.И конечно, положительные изменения отдельныхпоказателей коснулись в разной степени.Значительно повысился эмоциональный отклик на музыку, уровень положительного отношения к эстетической деятельности.
Наблюдается заметный рост эстетических оценок, стремление к расширению музыкального кругозора. Это свидетельствует о повышении для учеников значенияпредметов и явлений, связанных с эстетикой, о стремлении ребятк накоплению эстетических впечатлений.Гораздо меньше вырос показатель эстетического интереса, связанный с адекватным переживанием результатов деятельности. Несомненно, что для положительных изменений названного проявления учащихся требуется более длительное время.Общий рост уровней показателей эстетического интереса позволяет перевести отдельных учеников в группу более высокого уровня (табл. 1).Таблица 1Передвижение учащихся в группах к концу
Iэтапа формирующего эксперимента
Группа учащихсяКоличество учащихсяв группахВ начале экспериментаВконце IэтапаГруппа А89Группа Б1516Группа В108Всего3333
Произошли незначительные передвижения учащихся в группы с более высоким уровнем. Так, Таня В. из группы Б перешла в группу А, поскольку её стремление к общению с народной музыкой стало более постоянным и осознанным, не нуждающимсяво внешних побуждениях. Теперь число высоких показателей у Тани В. стало пять (вместо бывших трёх), что соответствует принадлежности к группе А.Из группы В,в группу Б перешли Виталий Л. и Люда О., которые под влиянием ребят и руководителя стали проявлять избирательное отношение к народной музыке. Переживания результатов деятельности у них стало адекватны.Таким образом, первый этап формирующего эксперимента создалвозможности для обеспечения дальнейшего развития эстетическойдеятельности учащихся и более целенаправленного формирования эстетического интереса.На втором этапе формирующего эксперимента ребята познакомились с календарноземледельческим фольклором –самымидревними народными песнями. Они узнали о происхождении таких праздников как Новый год, Святки, Масленица, Пасха, Троица и др., какие песни исполнялись в эти праздники.Чтобы ребята сумели проявить себя в эстетической деятельности, в программу быливключены театрализованные игры.Ребята очень активно включились в работу: корректировали своё исполнение, вносили дополнения. Самостоятельность, избирательное отношение к варианту ~ 5~ ART 13564
УДК 159.95:37.036исполнения, увлечённость ходом работы, критические замечания об исполнении товарищей и переживание успехов и неудач свидетельствовали о повышении эстетического интереса учащихся.В ходе подготовки и проведения театрализованной игры, можно было наблюдать характер протекания эстетической деятельности учащихся, их эмоциональный отклик и динамику роста эстетического интереса.Так, Саша Ч. (ученик с высоким уровнем эстетического интереса)активно включился в работу. Участвуя в театрализованной игрехороводе «Плетеньзаплетень», он говорил: «Давайте ещё раз повторим заплетение. Надо чтобы крайняя пара справа поднимала руки, а мы проходили бы через «ворота»».Затем задание было усложнено. Ребятам было предложено написать рецензию на только что прослушанную народную песню.После окончания работы был сделан анализ рецензий учеников. Можносделать вывод, что у большинства ребят повысился интерес к народной музыке, ребята стали лучше рассуждать о ней.«Песня грустная, мелодия, словно спокойное течение реки, но при малейшем дуновении ветерка на воде появляется рябь. Так и в песне, то звук усиливается, то сразу становится спокойный» (ОляД. –ученица со средним уровнем эстетического интереса).СерёжаН. (ученик с низким уровнем эстетического интереса):«Эта песня рассказывает о жизни казаков на Дону, об их тяжёлой службе. Песня мне очень понравилась, потому что в ней красивые слова,мелодия, распевы».Анализ ученика носит в основном описательный характер. Но в анализе уже присутствует суждение и избирательное отношение к музыке. Чувствуется, что ученик не остался равнодушен и безразличен к прослушанной музыке.В процессе анализа рецензий, зафиксировано то, что, несмотря на трудности написания их в младшем школьном возрасте, у ребят сложилась эстетическая оценка музыки, избирательное отношение к ней.Анализ деятельности школьников в процессе театрализованных игр и написания рецензий на народную песню, позволил зафиксировать изменения, которые произошли в развитии эстетического интереса школьников. Особенно повысились уровни показателей, связанные с выражением в деятельности. Заметное проявление получил положительный эмоциональный отклик на эстетическую деятельность, адекватность переживания результатов эстетической деятельности.Значительно возросло наличие эстетических суждений о музыке. По сравнению с первым этапом, учащиеся гораздо ярче проявлялиэмоциональный отклик на песенный фольклор, стремились к общению с ним. Несколько медленнее развивалось стремление учащихся к пополнению знаний о народной музыке.Интенсивное развитие эстетического интереса обусловило значительные передвижения учащихся в группы более высокого уровня (табл. 2).Таблица 2Передвижение учащихся в группах к концу IIэтапа эксперимента
Группы учащихсяКоличество учащихся в группахНачало экспериментаIэтапIIэтапГруппа А8914Группа Б151613Группа В1086Всего333333
~ 6~ ART 13564
УДК 159.95:37.036Из группы Б в группу А перешли пятьучащихся, у которых показатели эстетического интереса стали проявляться, в основном, на высоком и реже на среднем уровне.Группа Б пополнилась двумя учениками, перешедшими из группы В,так как показатели эстетического интереса этих ребят стали характеризоваться, как правило, средним уровнем развития, реже –высокими низким.У двух учащихся группы В были зафиксированы положительные изменения в развитии эстетического интереса, но ещё недостаточные для перевода их в группу Б. Последний, третий этап формирующего эксперимента был направленна создание оптимальных возможностей для проявления эстетического интереса школьников.Для этого ребятам было предложено провести «Посиделки»и пригласить на них учеников другихклассов. Теперь появилась возможность наблюдать проявление эстетического интереса учеников на более широком содержании материала, и проследить динамику развития интересов школьников.Ученикам, желающим участвовать в подготовке «Посиделок», было предложено составить программу проведения игры. Вначале откликнулись учащиеся с высоким уровнем развития интереса, которые затем увлекли и остальных ребят. Они вносили свои дополнения, изменения. Были выбраны «хозяйка» и «хозяин»дома. С большим интересом, энтузиазмом ребята готовили «горницу»к приёму гостей, используя стилизованные элементы –на стенах вышитые рушники, вдоль стен были расставлены лавки. Был накрыт и стол для гостей: ученики принесли самовар, угощения к чаю (бублики, баранки, блины, пряники и т. д.).Было предложено «гостям»(участники«Посиделок»объединялись по творческим группам)заданияразвлечения:принести угощение к столу (конечно, с этим заданием лучше справились девочки Вика С. и Таня К.);разучитьстаринную казачью песню для коллективного исполнения всей группой (мальчики предложили песню «Эх, донские казаки»), так как она им очень нравилась. «Мелодия имеет чёткий ритм, напоминающий маршевую поступь. Песня поднимает настроение»(Коля Ш.);выделить исполнителей русской пляски;подобрать старинные народные игры и потешки, вспомнить детские считалки;принести изделия, выполненные в традициях народных ремёсел;расспросить родственников, знакомых об интересных народныхтрадициях в проведении праздников, гуляний, «Посиделок»использовались вопросы:Давно ли живёте в нашей местности?Какими художественными ремёслами занималось местное население?Какие были традиции, обычаи?Какие песни пели, как отдыхали казаки?Какую одежду носили в будни и праздники?Самиеё шили или покупали?Что сохранилось от прошлого:старинная одежда, предметы домашней утвари, детские игрушкии т. п.?«Посиделки»прошли с успехом. В ходе подготовки и выступленияребят можнобылонаблюдать их отношение к эстетическойдеятельности, котораясталахарактеризоватьсяувлечённостью,стремлением ребят к общениюснародноймузыкой, адекватностьюпереживаниярезультатов своейдеятельности. У~ 7~ ART 13564
УДК 159.95:37.036большинстваребятярко проявились показатели эстетическогоинтереса: самопроизвольныйоткликнаэстетическую деятельность, стремление участвовать в ней, переживание за успехи и неудачи. Всё это свидетельствует о повышении уровня эстетического интереса учащихся, о совершенствовании их творческогопотенциала.Конечной задачей третьего этапа формирующего эксперимента стало проведение музыкальной викторины, с целью закрепления того, что ребята узнали о фольклоре Донского края: смогли отличить народную музыку от композиторской, 3,8% (четыречеловека) справились с заданием с трудом, и лишь 1,85% (двачеловека) с заданием не справились. Следует отметить, что все учащиеся экспериментальной группы с заданием справились.Во второй части викторины задание усложнилось: ребята должны были определить походные, обрядовые, плясовые,шуточные песни. 85,18% (92 человека) ответили на вопросы правильно. И только 14,8% (16 человек) учащимся задание показалось сложным. Опятьтаки ребята из экспериментальной группы абсолютно все справились с заданием.Эти результаты говорят о том, что у ребят расширился кругозор в области народноймузыки, развился интерес к музыкальному фольклору Донского края.Полученный в итоге материал помог зафиксировать положительные измененияв развитии эстетического интереса школьников.Положительные изменения позволили перевести учащихся в более высокие группы (табл. 3).Таблица3Перемещение в группах учащихся к концу IIIэтапа формирующего эксперимента
Группы учащихсяКоличество учащихся в группахВначалеэкспериментаIэтапIIэтапIIIэтапГруппа А891420Группа Б15161312Группа В10861Всего33333333
По завершении третьего этапа формирующего эксперимента из группы Б в группу А перешли 6 учащихся, показатели которых стали проявляться на высоком уровне.В ходе эксперимента группа А увеличилась на 12 учащихся, группа Б уменьшилась на трехучащихся, а группа В значительно сократилась (остался одинученик).Таким образом, составленная программа формирующего эксперимента полностью себя оправдала. Включённые в неё разнообразные виды занятий, разработанные ситуации позволили оказать положительное влияние на отношение школьников к музыкальному фольклору Донского края и развить, тем самым, их музыкальный интерес.Вывод.Соприкасаясьснароднойпесней, ребёноксоприкасается с жизнью, сживымнароднымтворчеством, систориейнарода.Фольклоркаждогонародаразвиваетсяна своей национальной почве, новнёмобязательносуществуют аналогии с фольклором другихнародов.Приобщаясьсдетствакистокамфольклорасвоегонарода, ребёноктемсамымприобщаетсяккультурному, историческому наследиюдругихнародов, учитсяценить, уважатьтопрекрасное, что создавалосьвеками, что,отражаетдуховнуюкрасоту,богатство,думы и чаяниякаждогонарода...~ 8~ ART 13564
УДК 159.95:37.036Следует подчеркнуть, что в ходе экспериментальной работы мы убедились, что приобщение детей к музыкальному фольклору донских казаков осуществляется успешно при:использовании форм музыкальной деятельности;приёмах и методах способствующих развитию творчества школьников;заинтересованности, а, следовательно, проявлении интереса к данной теме.
Ссылки на источники1.Психологическийсловарь/ Под ред. А. Петровского.–М., 1990.
CherevikClavdiya,candidateofPedagogicSciences, AssociateProfessoratthechairofpedagogicsandpsychologyof personality, Checkov's Taganrog State Pedagogical Institute, Taganrogcherevik1958@mail.ruThe formation of musicalaesthetic interest in the process of using the Don region music folklore Abstract.Article is devoted to the development of musical and aesthetic interest of pupils by means of folk music of Don. In the present study describes the formative experiment, which tracks the progress of students. As a result, it was revealed that a specially organized training system allows you to have a positive impact on the attitude of students to the musical folklore of the Don region and develop, thus, their musical interest.
Keywords:interest, musical and esthetic interest, musical pedagogics, communication with the beautiful, esthetic experiences.
Рекомендовано к публикации:Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
УДК 159.95:37.036Черевик Клавдия Степановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии личности ФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт имени А.П.Чехова», г. Таганрогcherevik1958@mail.ru
Формирование музыкальноэстетического интереса при использовании музыкального фольклора Донского края
Аннотация.Статья посвящена развитию музыкальноэстетического интересаучащихся средствами музыкального фольклора Донского края.В представленномисследовании описывается формирующий эксперимент, в котором отслеживались продвижения учащихся.Врезультате было выявлено, что специально организованнаясистема занятий позволяет оказать положительное влияние на отношение школьников к музыкальному фольклору Донского края и развить, тем самым, их музыкальный интерес.Ключевые слова: интерес, музыкальноэстетический интерес, музыкальная педагогика, общение с прекрасным, эстетические переживания.
Проблема интереса принадлежит к числу наиболее важных для практической педагогики. Исследователи, занимающиеся ею, подчёркивают, что интерес содействует общему психическому и умственному развитию ребёнка, расширению его кругозора. Знания, приобретённые с интересом, оказываются более глубокими и разносторонними, они могут быть с большим успехом использованы в самых разнообразных условиях. Увлечённость побуждает к самостоятельному приобретению новых знаний. Под его влиянием заметно изменяется весь характер деятельности. Она становится активной, творческой, радостной, углублённой. Музыкальная педагогика предаёт пробуждению желания заниматься музыкой огромное значение. Его наличие –этозалог подлинного музыкального воспитания, а вместе с тем формирования творческой личности.«Интерес –формапроявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности»[1, с.146].Намечая программу формирования музыкальноэстетического интереса, основывались на том, что происходит развитие свойств личности в соответственной деятельности, сопровождающейся осознанноймотивацией, А.Г.Рубинштейн подчёркивал, что интересы формируются и закрепляются в процессе деятельности, посредством которойчеловек входит в ту или иную область,или предмет. Целенаправленное формирование интереса имеет большоезначение в процессе воспитания и обучения.Удовлетворение интереса не ведёт к его угасанию, а вызывает новые интересы, отвечающие более высокому уровню познавательной деятельности.Эстетический интерес является одним из видов интереса человека, поэтому ему свойственны как общие характеристики, присущие любому интересу, так и частные, или специфические. Основой эстетического интереса является стремление к общению с прекрасным, сопровождающееся эстетическими переживаниями.~ 2~ ART 13564
УДК 159.95:37.036В ходе формирующего экспериментабыли разработаны задания различных видов и степени сложности, связанные с проявлением учащихся в музыкальноэстетической деятельности. Такими заданиями явились:слушание музыкальных произведений;анализ музыкальных произведений;исполнение народных песен;музыкальные викторины;театрализованные игры;написание творческих сочинений.Любое задание преследовало цель формирования эстетических интересов учащихся, вело к развитию творческого потенциала и совершенствовало эстетические вкусы. Поэтому в процессе деятельности фиксировалось отношение школьников к выполнению заданий, которые были направлены на выявление:привлекательных для учащихся сторон народной музыки;эмоциональнооценочного отношения к фольклору;эстетического кругозора младших школьников;стремления к общению с народной песней.Таким образом, были проведены наблюдения за динамикой эстетических интересов.Формирующий экспериментпроходил в три этапа на базе двух классов, второго и третьего. Занятия проводились один раз в неделю.На первом этаперебят знакомили с историей казачества, песенным фольклором Донского края, разновидностями народных песен. В ходе знакомства с народными песнями было включено в педагогический процесс разучивание наиболее понравившихся ребятам песен. Такие занятия вызывали живой интерес, как у второклассников, так и третьеклассников.Особенно обнаружилась активность ребят при создании ситуации выбора, когда им было предложено назвать наиболее понравившиеся песни, объяснить этот выбор.Наряду с учениками, работающими активно, подняли руки и те, кто раньше активности не проявлял.Наиболее понравилась песня «Эх, донские казаки». Ребятасразу же захотели её выучить. «Песня очень весёлая, удалая»(СашаЗ.).«В песнях казаков поётсяо жизни, о их чувствах. В них они выражают любовь к своей Родине, к своей родной земле» (КатяВ.). Все ребята поразному воспринимали народные песни Донского края, но каждый из них проявил свой интерес к народной музыке, аргументировано выражалисвоё отношение к ней.Как видно,ситуация выбора понравившихся песен усиливала эмоциональное воздействие занятий, в ходе которых учащиеся определяли ценные для себя свойства народной песни, вызвавшие у них эмоциональный отклик.Анализ показал,чтовоценочных суждениях учащихся отражены их чувства и переживания, которые реализуют их эстетический интерес.Ситуация изменилась,когда ребятамбыло предложено выбрать тот народный инструмент, на котором они хотели бы играть в ансамбле. Ложек было много,два бубна,а трещотки одни. Работа должна была опираться на опыт игры ребят. Несколько девочек выбрали трещотки. Необходимо было играть только одной. И, так как на ложках играть сложнее, то ребята сами предложили,чтобы на трещотках играл тот,кто неумеетиграть на ложках.~ 3~ ART 13564
УДК 159.95:37.036Таким образом,интерес ребят не пропал,а ситуацияразрешилась без обиды. Ребята почувствовали, что их товарищи отвели им более сложную работу, и это ещё больше их стимулировало.Постоянно задания усложнились. Ребятам было предложено написать о своих впечатлениях, выразитьсвоё отношение к прослушанной музыке.Анализ проводился с целью выявления избирательного отношения учеников, их эмоционального отклика, наличия суждений о музыке и стремления к общению с ней.Приведём фрагменты этих впечатлений.«Многие казачьипесни просторны,распевны, как безграничные степи, где живут казаки.В казачьих песнях выливается вся душа настоящего вольного казака.Донские казаки в песнях передают свою любовь к Дону» (ОляД.).«Казачьи песни бывают и радостные, и грустные, но они очень чувствительно отображаются на характере и настроении человека во время прослушивания» (КатяВ.).После таких занятий ребята стали относиться подругому к народной музыке. Интерес к народной музыке всё более возрастал, хотя красота музыки, её мелодия, текст, гармония, через которые происходит познание эстетического переживания открыты ещё не для всех учеников.После проведения нескольких занятий, ребятам было предложено написать свои впечатления о занятиях и пожелания о том, чем бы они хотели заниматься в дальнейшем.НаташаЯ. (ученица с эстетическим интересов высокого уровня):«...Такие занятия мне очень нравятся. Это впервые за все годы учёбы в школе и посещения группы продлённого дня. Очень нравится то, что мы не просто слушаем музыку народа нашего края, но и сами исполняем понравившиеся народные песни, играем на народных инструментах. Очень жалко, что занятия проводятся один раз в неделю...».Народная песня открылась девочке. Заметив её краски, особенности, ученица поняла всю прелесть народного искусства. Проникновение в песенный жанр фольклора родного края, понимание чувства его красоты подкрепилось уже имеющимся эстетическим интересом. Это определило характер эмоционального отклика на занятия. Девочка стремилась уже не к одному виду эстетической деятельности –исполнениюпесен. Ей хотелось танцевать народные танцы, играть в ансамбле. Это свидетельствует о росте эстетического интереса ученицы.АртёмА. (ученик со средним уровнем развития эстетического интереса):«У нас в группе продлённого дня проходят музыкальные занятия. На них мы узнаём о народных песнях родного края, поём их. Но больше всего мне нравится то, что, мы играем на ложках. Я раньше этого никогда не делал, но попробовал у меня получилось, и мне понравилось. А ещё хочется гденибудь выступить с нашим ансамблем».Ученику понравились занятия. Его влечёт игра на ложках. Но постоянного эмоционального отклика на прекрасное ещё нет, хотя интерес к немувозрос. Он стремится расширить свой кругозор в области народной музыки.Вадик Л. (относится к группе с низким уровнем эстетического интереса): «Наши занятия мне нравятся. На них мы слушаем музыку, поём, играем на различных инструментах. Хочу, чтобы показали какойнибудь фильм про казаков. И чтобы они обязательно сражались...».Красота музыки, её мелодия, текст, гармония, через которые происходит познание эстетического содержания, ещё пока скрыты от ученика. Но, однако, мальчик не отрицает такие занятия. Эстетический интерес ученика ещё на очень низком уровне, но он, всётаки, есть.~ 4~ ART 13564
УДК 159.95:37.036По анализу примеров впечатлений ребят, можно судить об эмоциональном отклике первой ученицы, о недостаточной, но возросшей мере у второго и третьего учеников.Полученный в итоге материал позволил зафиксировать изменения, которые произошли на первом этапе формирующего эксперимента.В основу определения уровней эстетического интереса были взяты показатели: стремление к общению с фольклором; стремление к расширению кругозора в области песенного фольклора Донского края; эмоциональный отклик на народную музыку.И конечно, положительные изменения отдельныхпоказателей коснулись в разной степени.Значительно повысился эмоциональный отклик на музыку, уровень положительного отношения к эстетической деятельности.
Наблюдается заметный рост эстетических оценок, стремление к расширению музыкального кругозора. Это свидетельствует о повышении для учеников значенияпредметов и явлений, связанных с эстетикой, о стремлении ребятк накоплению эстетических впечатлений.Гораздо меньше вырос показатель эстетического интереса, связанный с адекватным переживанием результатов деятельности. Несомненно, что для положительных изменений названного проявления учащихся требуется более длительное время.Общий рост уровней показателей эстетического интереса позволяет перевести отдельных учеников в группу более высокого уровня (табл. 1).Таблица 1Передвижение учащихся в группах к концу
Iэтапа формирующего эксперимента
Группа учащихсяКоличество учащихсяв группахВ начале экспериментаВконце IэтапаГруппа А89Группа Б1516Группа В108Всего3333
Произошли незначительные передвижения учащихся в группы с более высоким уровнем. Так, Таня В. из группы Б перешла в группу А, поскольку её стремление к общению с народной музыкой стало более постоянным и осознанным, не нуждающимсяво внешних побуждениях. Теперь число высоких показателей у Тани В. стало пять (вместо бывших трёх), что соответствует принадлежности к группе А.Из группы В,в группу Б перешли Виталий Л. и Люда О., которые под влиянием ребят и руководителя стали проявлять избирательное отношение к народной музыке. Переживания результатов деятельности у них стало адекватны.Таким образом, первый этап формирующего эксперимента создалвозможности для обеспечения дальнейшего развития эстетическойдеятельности учащихся и более целенаправленного формирования эстетического интереса.На втором этапе формирующего эксперимента ребята познакомились с календарноземледельческим фольклором –самымидревними народными песнями. Они узнали о происхождении таких праздников как Новый год, Святки, Масленица, Пасха, Троица и др., какие песни исполнялись в эти праздники.Чтобы ребята сумели проявить себя в эстетической деятельности, в программу быливключены театрализованные игры.Ребята очень активно включились в работу: корректировали своё исполнение, вносили дополнения. Самостоятельность, избирательное отношение к варианту ~ 5~ ART 13564
УДК 159.95:37.036исполнения, увлечённость ходом работы, критические замечания об исполнении товарищей и переживание успехов и неудач свидетельствовали о повышении эстетического интереса учащихся.В ходе подготовки и проведения театрализованной игры, можно было наблюдать характер протекания эстетической деятельности учащихся, их эмоциональный отклик и динамику роста эстетического интереса.Так, Саша Ч. (ученик с высоким уровнем эстетического интереса)активно включился в работу. Участвуя в театрализованной игрехороводе «Плетеньзаплетень», он говорил: «Давайте ещё раз повторим заплетение. Надо чтобы крайняя пара справа поднимала руки, а мы проходили бы через «ворота»».Затем задание было усложнено. Ребятам было предложено написать рецензию на только что прослушанную народную песню.После окончания работы был сделан анализ рецензий учеников. Можносделать вывод, что у большинства ребят повысился интерес к народной музыке, ребята стали лучше рассуждать о ней.«Песня грустная, мелодия, словно спокойное течение реки, но при малейшем дуновении ветерка на воде появляется рябь. Так и в песне, то звук усиливается, то сразу становится спокойный» (ОляД. –ученица со средним уровнем эстетического интереса).СерёжаН. (ученик с низким уровнем эстетического интереса):«Эта песня рассказывает о жизни казаков на Дону, об их тяжёлой службе. Песня мне очень понравилась, потому что в ней красивые слова,мелодия, распевы».Анализ ученика носит в основном описательный характер. Но в анализе уже присутствует суждение и избирательное отношение к музыке. Чувствуется, что ученик не остался равнодушен и безразличен к прослушанной музыке.В процессе анализа рецензий, зафиксировано то, что, несмотря на трудности написания их в младшем школьном возрасте, у ребят сложилась эстетическая оценка музыки, избирательное отношение к ней.Анализ деятельности школьников в процессе театрализованных игр и написания рецензий на народную песню, позволил зафиксировать изменения, которые произошли в развитии эстетического интереса школьников. Особенно повысились уровни показателей, связанные с выражением в деятельности. Заметное проявление получил положительный эмоциональный отклик на эстетическую деятельность, адекватность переживания результатов эстетической деятельности.Значительно возросло наличие эстетических суждений о музыке. По сравнению с первым этапом, учащиеся гораздо ярче проявлялиэмоциональный отклик на песенный фольклор, стремились к общению с ним. Несколько медленнее развивалось стремление учащихся к пополнению знаний о народной музыке.Интенсивное развитие эстетического интереса обусловило значительные передвижения учащихся в группы более высокого уровня (табл. 2).Таблица 2Передвижение учащихся в группах к концу IIэтапа эксперимента
Группы учащихсяКоличество учащихся в группахНачало экспериментаIэтапIIэтапГруппа А8914Группа Б151613Группа В1086Всего333333
~ 6~ ART 13564
УДК 159.95:37.036Из группы Б в группу А перешли пятьучащихся, у которых показатели эстетического интереса стали проявляться, в основном, на высоком и реже на среднем уровне.Группа Б пополнилась двумя учениками, перешедшими из группы В,так как показатели эстетического интереса этих ребят стали характеризоваться, как правило, средним уровнем развития, реже –высокими низким.У двух учащихся группы В были зафиксированы положительные изменения в развитии эстетического интереса, но ещё недостаточные для перевода их в группу Б. Последний, третий этап формирующего эксперимента был направленна создание оптимальных возможностей для проявления эстетического интереса школьников.Для этого ребятам было предложено провести «Посиделки»и пригласить на них учеников другихклассов. Теперь появилась возможность наблюдать проявление эстетического интереса учеников на более широком содержании материала, и проследить динамику развития интересов школьников.Ученикам, желающим участвовать в подготовке «Посиделок», было предложено составить программу проведения игры. Вначале откликнулись учащиеся с высоким уровнем развития интереса, которые затем увлекли и остальных ребят. Они вносили свои дополнения, изменения. Были выбраны «хозяйка» и «хозяин»дома. С большим интересом, энтузиазмом ребята готовили «горницу»к приёму гостей, используя стилизованные элементы –на стенах вышитые рушники, вдоль стен были расставлены лавки. Был накрыт и стол для гостей: ученики принесли самовар, угощения к чаю (бублики, баранки, блины, пряники и т. д.).Было предложено «гостям»(участники«Посиделок»объединялись по творческим группам)заданияразвлечения:принести угощение к столу (конечно, с этим заданием лучше справились девочки Вика С. и Таня К.);разучитьстаринную казачью песню для коллективного исполнения всей группой (мальчики предложили песню «Эх, донские казаки»), так как она им очень нравилась. «Мелодия имеет чёткий ритм, напоминающий маршевую поступь. Песня поднимает настроение»(Коля Ш.);выделить исполнителей русской пляски;подобрать старинные народные игры и потешки, вспомнить детские считалки;принести изделия, выполненные в традициях народных ремёсел;расспросить родственников, знакомых об интересных народныхтрадициях в проведении праздников, гуляний, «Посиделок»использовались вопросы:Давно ли живёте в нашей местности?Какими художественными ремёслами занималось местное население?Какие были традиции, обычаи?Какие песни пели, как отдыхали казаки?Какую одежду носили в будни и праздники?Самиеё шили или покупали?Что сохранилось от прошлого:старинная одежда, предметы домашней утвари, детские игрушкии т. п.?«Посиделки»прошли с успехом. В ходе подготовки и выступленияребят можнобылонаблюдать их отношение к эстетическойдеятельности, котораясталахарактеризоватьсяувлечённостью,стремлением ребят к общениюснародноймузыкой, адекватностьюпереживаниярезультатов своейдеятельности. У~ 7~ ART 13564
УДК 159.95:37.036большинстваребятярко проявились показатели эстетическогоинтереса: самопроизвольныйоткликнаэстетическую деятельность, стремление участвовать в ней, переживание за успехи и неудачи. Всё это свидетельствует о повышении уровня эстетического интереса учащихся, о совершенствовании их творческогопотенциала.Конечной задачей третьего этапа формирующего эксперимента стало проведение музыкальной викторины, с целью закрепления того, что ребята узнали о фольклоре Донского края: смогли отличить народную музыку от композиторской, 3,8% (четыречеловека) справились с заданием с трудом, и лишь 1,85% (двачеловека) с заданием не справились. Следует отметить, что все учащиеся экспериментальной группы с заданием справились.Во второй части викторины задание усложнилось: ребята должны были определить походные, обрядовые, плясовые,шуточные песни. 85,18% (92 человека) ответили на вопросы правильно. И только 14,8% (16 человек) учащимся задание показалось сложным. Опятьтаки ребята из экспериментальной группы абсолютно все справились с заданием.Эти результаты говорят о том, что у ребят расширился кругозор в области народноймузыки, развился интерес к музыкальному фольклору Донского края.Полученный в итоге материал помог зафиксировать положительные измененияв развитии эстетического интереса школьников.Положительные изменения позволили перевести учащихся в более высокие группы (табл. 3).Таблица3Перемещение в группах учащихся к концу IIIэтапа формирующего эксперимента
Группы учащихсяКоличество учащихся в группахВначалеэкспериментаIэтапIIэтапIIIэтапГруппа А891420Группа Б15161312Группа В10861Всего33333333
По завершении третьего этапа формирующего эксперимента из группы Б в группу А перешли 6 учащихся, показатели которых стали проявляться на высоком уровне.В ходе эксперимента группа А увеличилась на 12 учащихся, группа Б уменьшилась на трехучащихся, а группа В значительно сократилась (остался одинученик).Таким образом, составленная программа формирующего эксперимента полностью себя оправдала. Включённые в неё разнообразные виды занятий, разработанные ситуации позволили оказать положительное влияние на отношение школьников к музыкальному фольклору Донского края и развить, тем самым, их музыкальный интерес.Вывод.Соприкасаясьснароднойпесней, ребёноксоприкасается с жизнью, сживымнароднымтворчеством, систориейнарода.Фольклоркаждогонародаразвиваетсяна своей национальной почве, новнёмобязательносуществуют аналогии с фольклором другихнародов.Приобщаясьсдетствакистокамфольклорасвоегонарода, ребёноктемсамымприобщаетсяккультурному, историческому наследиюдругихнародов, учитсяценить, уважатьтопрекрасное, что создавалосьвеками, что,отражаетдуховнуюкрасоту,богатство,думы и чаяниякаждогонарода...~ 8~ ART 13564
УДК 159.95:37.036Следует подчеркнуть, что в ходе экспериментальной работы мы убедились, что приобщение детей к музыкальному фольклору донских казаков осуществляется успешно при:использовании форм музыкальной деятельности;приёмах и методах способствующих развитию творчества школьников;заинтересованности, а, следовательно, проявлении интереса к данной теме.
Ссылки на источники1.Психологическийсловарь/ Под ред. А. Петровского.–М., 1990.
CherevikClavdiya,candidateofPedagogicSciences, AssociateProfessoratthechairofpedagogicsandpsychologyof personality, Checkov's Taganrog State Pedagogical Institute, Taganrogcherevik1958@mail.ruThe formation of musicalaesthetic interest in the process of using the Don region music folklore Abstract.Article is devoted to the development of musical and aesthetic interest of pupils by means of folk music of Don. In the present study describes the formative experiment, which tracks the progress of students. As a result, it was revealed that a specially organized training system allows you to have a positive impact on the attitude of students to the musical folklore of the Don region and develop, thus, their musical interest.
Keywords:interest, musical and esthetic interest, musical pedagogics, communication with the beautiful, esthetic experiences.
Рекомендовано к публикации:Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»