Проблема формирования толерантности в профессиональной подготовке будущих педагогов

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Русинова М. М. Проблема формирования толерантности в профессиональной подготовке будущих педагогов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № S7. – С. 11–15. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13563.htm.
Аннотация. В современной России одной из приоритетных задач государственного масштаба является формирование у молодежи толерантности и умения жить в поликультурной среде. В статье анализируется проблема толерантности в поликультурной среде и даются рекомендации будущим педагогам, необходимые в их будущей профессиональной деятельности.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
~ 1~ Русинова Маргарита Маратовна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии личности ФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт имени А.П.Чехова», г. Таганрогmargaritarusinova@yandex.ru

Проблема формированиятолерантности

в профессиональной подготовке будущих педагогов

Аннотация. В современнойРоссии одной из приоритетных задач государственного масштаба является формирование у молодежи толерантности и умения жить в поликультурной среде.Встатье анализируется проблема толерантности в поликультурной средеи даются рекомендациибудущимпедагогам,необходимыев их будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова:поликультурная среда, толерантность, образовательный процесс, программы, тренинг.

Для России эпохи радикальных социальных преобразований характерно возрастание межэтнической напряженности, усугубляющейся объективной полиэтничностью Российской Федерации с ее многочисленными субъектами, которые объединяют более ста двадцати различных этносов. В качестве необходимого условия общения людей разных культур, этнических и межконфессиональныхгрупп выступает толерантность, зафиксированная в «Декларации принципов толерантности» в ноябре 1995 года 185 государствамичленами ЮНЕСКО, включая и Россию. В документе указано, что «толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности».

Изменения, произошедшие в нашем обществе за последние годы во многом стали причиной нетерпимости к представителям других национальностей, вероисповедания, привели к дезориентации и отсутствию активной жизненной позиции у молодежи, к несформированности понимания представителями молодого поколения своей принадлежности к культуре, с присущими ей этническими особенностями и национальными ценностями. В данном контекстеименно молодежь является той социальной группой, которая требует к себе пристального внимания исследователей и практиков.Перед педагогической наукой стоит комплекснаяпроблемаразработки и реализации системы форм, средств и методов, направленных на формирование толерантности,как мировоззренческого качества личности молодого человека, повышения культуры межнационального общения в мультикультурном регионе, создания поликультурного образовательного пространства.В рамках поликультурного образовательного пространства человек оказывается на рубеже культур, и перед ним возникают две важнейшие личностно значимые проблемы: сохранение своей культурной идентичности и адаптация в поликультурной среде. Высшей ценностью поликультурного образовательного пространстваявляется человек, личность учащегося, а главный смысл и цель образования должны быть связаныс его развитием, социальнопедагогической поддержкой, защитой индивидуальности, ненасильственным культурносообразным воспитанием, созданием условий для творческойсамореализации[1, c.58].

Важную роль в становлении этнотолерантности, отразили в своих трудах А.Г.Асмолов, Л.П.Ильченко, Н.М.Лебедева, Ю.П.Политова, Е.И.Шлягина, Дж.Бери, М.Плизента.~ 2~ Формирование этнотолерантности способствует приобщению молодежи к родной культуре; усвоению знаний о культурах иных этнических общностей и их представителях; осмыслению общего, особенного и единичного в традициях, образе жизни, культурных ценностях народов; формированию готовности и умению жить в мультикультурной среде.Этот процесс приобретает особое значение в ситуации ухудшения качества и уровня жизни российского населения. Острота проявления отношений социальной напряженностиусугубляется объективнымрасслоением общества, являющегося следствием рыночных реформ и демократических преобразований, статусной неопределенностью и поиском социальных ролей у молодежи, трудностями их освоения, возрастными психологическими особенностями. Именно поэтому воспитание толерантности у молодежи в нашей стране является одной изприоритетных задач государственного масштаба. Значительная роль в решении этой проблемы принадлежит образованию, поскольку оно представляет собой интегральную сферу социализации и его основной целью является развитие личности обучающихся, а ведь только развитая личность, человек высокой общей культуры понастоящему способен к этнотолерантному мышлению и поведению. Приобщение обучаемых к нравственноэтическому потенциалу народа, родной культуры, передача им этнокультурных ценностей и традиций, должно статьодним из ведущих принципов обучения и образования, который при этом не нарушал бы принципа мультикультурности образования. Высшее образование, как часть общей образовательной системы, не только способно, но и призвано эффективно работать в этом направлении.З.Р.Вагабова отмечает,что «в настоящее время этническая толерантность вызвана к жизни необходимостью согласовывать этнические формы жизнедеятельности и поведения, различные (порой альтернативные), преодолевая при этом негативные особенности этноцентристского видения мира, этнические стереотипы, поскольку приходится решать немало общих проблем» [2,с.173].

Необходимость формирования этнотолерантности диктуется, с одной стороны, условиями среды образования, потому, что молодой человек в силу объективных обстоятельств обучается в многонациональном коллективе. А с другой –условиями среды профессиональной деятельности, которые предполагают впоследствии работу в многонациональном коллективе, где как раз и проявится его готовность и способность не только терпеливо, но и уважительно относиться к ценностям другой культуры.

В Декларации принципов толерантности подчеркивается, что «наиболее эффективное средство предупреждения нетерпимости –воспитание. Оно должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчужденности по отношению к другим». Формированию толерантности студентов в поликультурной средепедагогического вуза способствует реализация ряда педагогических условий при соответствующем научнометодическом сопровождении:, содержание отдельных учебных дисциплин, единство учебной и внеаудиторной деятельности студентов; информационнопсихологическое просвещение и обучение студентов; личностноориентированное взаимодействие «студент –преподаватель»,волонтерская деятельность студентов, педагогическая практика, разработкаи реализация студентами соответствующих программ, моделей и проектов.Программы и модели поликультурного образования могут быть разработаны как для полиэтничных школ, где представители различных культур находятся в ~ 3~ постоянном непосредственном взаимодействии и которых во всем мире становится все больше, так и для относительно культурногомогенных школ. Во втором случае не стоит задачи межкультурной интеграции коллектива, однако изучение позитивных аспектов «иных» культур, работа по уменьшению этноцентризма, обучение пониманию различийможет быть полезна будущим педагогам и в этом случае.В настоящее время в России активно развиваются технологии поликультурного образования, создаются специальные программы, имеющие под собой обоснованную теоретическую базу.Многие исследователи выделяют в качестве одного из эффективных методов метод интерактивного обучения –тренинг. Метафорично данную форму называют процессом интенсивной социализации, а в контексте этнической толерантности –инкультурации и аккультурации.Основными целями программ межкультурного тренинга являются формирование и развитие у его участников способностей справляться с трудностями в ситуациях культурного многообразия, помочь им жить, учиться и работать в поликультурной среде, минимизировать конфликты, основанные на межкультурном непонимании. Подразумевается, что подобный тренинг направлен на изменения в установках учащихся, связанные с сензитивностью к культурным различиям и их принятием, а также на развитие этнокультурной компетентности.Процесс развития этнокультурной компетентности и сензитивности в ходе эффективного межкультурного тренинга описан в модели освоения чужой культуры Милтона Беннетта, который выделяет шесть этапов, отражающих отношение индивидов к различиям между родной и другими культурами. Согласно этой модели, человек проходит шесть этапов личностного роста: три этноцентристских (отрицание межкультурных различий; защита от различий с их оценкой в пользу своей группы; минимизация различий) и три этнорелятивистских (признание различий; адаптация к различиям между культурами или этносами, т. е.способность не только их признавать, но и действовать соответствующим образом; интеграция, т. е.применение этнорелятивизма к собственной идентичности)

В своем широком поле применения межкультурный тренинг может помочь людям приспособиться к жизни в новом культурном окружении, научить их эффективно общаться с членами других групп в полиэтничной среде или просто ознакомить с особенностями представителей других культурных групп. Для решения этих задач в тренинговых процедурах должны быть задействованы многие психологические процессы:снижение тревожности, в частности, относительно воспринимаемой и реальной угрозы;развитие когнитивной и эмоциональной эмпатии;рост саморегуляции;осознание сходства между культурами;коррекция ложных атрибуций;снижение несоответствия между декларируемыми ценностями и реальным поведением;моделирование и усиление позитивного поведения.Выполняя эти конкретные задачи, межкультурный тренинг направлен и на достижение более глобальныхцелей, так как способствует

изменению социальной и культурной ситуации: ослаблению расизма, шовинизма и других форм существующих в обществе предубеждений идискриминации; урегулированию конфликтов и пропаганде более гармоничных межэтнических отношений.~ 4~ В поликультурных странах особое внимание в последнее время уделяется развитию концепций мульткультурализма, постепенно внедряющих в массовое сознание представления о выгодах и преимуществах сосуществования на одних территориях представителей различных этносов и культур.Во многих странах интенсивно разрабатываются концепции поликультурного образования. В их основу, в частности, лег тезис, что «ни одна культура не является незваным гостем в истории человечества, и ни один человек не должен рассматриваться как культурный самозванец» Актуальность межкультурного образованияосознана педагогической общественностью большинства полиэтнических государств и стала важным направлением их государственной политики. Определенный интерес в этом отношении вызывает опытСША.В рамках мультикультурного образования США, в арсенале которого наиболее разработанные и апробированные технологии, исследователи выделяют в соответствии с задачами три основных вида программ:программы, ставящие своей задачей интеграцию учебного материала, содержащего информацию о расовых, этнических и культурных группах в содержание учебных программ;программы, в большей степени направленные на повышение успеваемости учащихся из числа представителей этнических меньшинствсоциальноориентированные программы, направленные на развитие культурной и расовой толерантности.Активизация профессиональной подготовки будущих педагогов,овладение определенными знаниями и навыками, необходимыми в их будущей профессиональной деятельности, формирование позитивных стереотипов поведения и мышления в поликультурном обществе, требуют учета следующих основных рекомендаций.1.Развивать интерес к проблеме толерантности: воспитание толерантности во многом зависит оттого, насколько ребенок осознает значимость этой категории и связь ее с жизнью, видит ее результаты.2.Развивать мотивации к самосовершенствованию и формированию у себя толерантности: только при наличии мотивации и осознании ребенком того, зачем именно ему необходимо это качество (личная цель) и осознания значимости для общества (социальная цель) возможно формирование толерантности.3.Четко определить конечный результат воспитательных воздействий: для этого необходимо ставить цель исходя из интересов, потребностей, особенностей учащихся.4.Опираться на положительный опытывзаимодействия ребенка с миром: необходимо ориентироваться не только на ситуации в обществе вообще, но и на жизненные ситуации, связанные с толерантным взаимодействием в общении ребенка с близкими, друзьями, педагогами,необходимо единство социально организованного воспитательного процесса и реального жизненного опыта, отсутствие расхождения слова с делом.5.Учитывать культурный уровень микросреды ребенка (класс, семья, друзья).6.Использовать потенциал культуры мира.7.Демонстрация последствий толерантности.8.Организация общения с позиции педагогического такта, доброжелательности, ориентируясь на гуманное отношение в любых обстоятельствах. Независимо от позиции ребенка, его мировоззрения, уважительное отношение к нему является ~ 5~ необходимым условием воспитательного процесса. При формировании толерантности этот условие приобретает двойную значимость. Уважая и принимая (не обязательно соглашаясь) позицию и мнение ребенка, но при необходимости корректируя их, мы показываем ему пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир.9.Выявлять, поддерживать и развивать у воспитанников установки на толерантность: воспитывая данное нравственное качество, социальный педагог должен поддерживать развитие, видеть в ребенке саморазвивающуюся личность, готовую к изменениям и самореализации.10.Создание ситуации успеха.11.Опираться на возможности и уровень социальной среды: воспитание толерантности во многом обусловленно влиянием социальной среды. Чем менее толерантна среда окружения ребенка, тем сложнее процесс ее формирования. Поэтому необходимо изучить социальную среду и переносить в нее идеи толерантности, подбирая для этого соответствующиеформы, методы и приемы работы.12.Использование в деятельности таких методов как совет, просьба, анализ воспитывающих ситуаций, поручений и др.13.Создание атмосферы ненасилия ибезопасного взаимодействия в коллективе педагогов, в детском коллективе, в отношениях учителей и учащихся.14.Использование демократического стиля педагогического руководства: организация диалога и сотрудничества в коллективе;15.Организация активных форм и методов воспитания толерантности. Необходимо побуждать учащихся к осмыслению и осознанию собственных действий, приемов, способов деятельности.16.Учет индивидуальных, возрастных и гендерных особенностей учащихся.

Ссылки на источники1.Кадырова Ф. М. ,Агафонова Н. А. Поликультурное образование.–Казань: ЗАО «Новое знание»,2006.–182с. 2.ВагабоваЗ.Р. Ценностные аспекты этнической толерантности // Этнонациональные ценности в условиях глобализации: Материалы Всероссийской научнотеоретической конференции (г.Махачкала, 25–26 сентября 2008г.) / Отв. ред. М.И.Билалов. –Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2008.

Rusinova Margarita,candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of pedagogics and psychology of personality, Checkov's Taganrog State Pedagogical Institute, Taganrogmargaritarusinova@yandex.ruThe problem of tolerance formation in the process of future teachers professional trainingAbstract. In modern Russia, one of the priorities of national importance is the formation of young people tolerance and the ability to live in a multicultural environment. The article analyzes the problem of tolerance in a multicultural environment and provides recommendations to the future teachers needed in their future professional activity.Keywords:multicultural environment, tolerance, educational process, formation process, curriculum, training.

Рекомендовано к публикации:Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»