Структурно-функциональная модель социально-ценностного поведения детей на этапе перехода от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бахтеева Э. И. Структурно-функциональная модель социально-ценностного поведения детей на этапе перехода от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № S8. – С. 1–5. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13570.htm.
Аннотация. В статье проанализирован переходный период от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту как наиболее благоприятный для становления предпосылок устойчивого социального поведения ребенка. Особое внимание уделяется обоснованию ведущего значения детской субкультуры в формировании опыта социального поведения детей 5–7 лет. На основе проведенного исследования автором раскрывается сущность понятия «социально-ценностное поведение». В статье представлены компоненты и структурно-функциональная модель социально-ценностного поведения.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Бахтеева Эльвира Инсафутдиновна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики дошкольного образования ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственныйсоциальнопедагогический университет», г. Волгоградbahteeva82@mail.ru

Структурнофункциональная модель социальноценностного поведения детей на этапе перехода от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту

Аннотация.В статье проанализирован переходный период от старшегодошкольного к младшему школьному возрасту как наиболее благоприятный для становления предпосылок устойчивого социального поведения ребенка.Особое внимание уделяется обоснованию ведущего значения детской субкультуры в формировании опыта социального поведения детей 5–7 лет. На основе проведенного исследования автором раскрывается сущность понятия «социальноценностное поведение». В статье представлены компоненты и структурнофункциональная модель социальноценностного поведения.Ключевые слова:ребенокдошкольник, детская субкультра, социализация, взаимоотношения, социальное взаимодействие, социальные нормы и ценности, социальноценностное поведение.

Проблема формирования и развития личности ребенка в период перехода от старшего к младшему школьному возрасту заслуживает особого внимания, т.к. основы личности закладываются именно в этот период и именно этот период сензитивен для социальных воздействий. Если на первых этапах развития личности мы можем наблюдать не связанные между собой проявления отдельных формирующихся структур (качеств, свойств, сторон) психики, то с возрастом усиливается взаимосвязь различных личностных характеристик, происходит расширение и углубление связей личности с окружающим миром, на основании чего формируется относительная цельность личности. В исследованиях А.Г.Рузской и Л.А.Венгерапоявление новой, по сравнению с дошкольным возрастом, схемы взаимодействия ребенка с посторонним человеком связано с возникновением у ребенка представления о новом «мире» –мире взрослых, мире социальных отношений, мире, регламентированном некоторыми иными, чем в близком окружении, нормами. Возникая после пяти лет, представление о постороннем взрослом приобретает черты схемы поведения. Ребенок, вступая в контакты с окружающими, включаясь в разнообразные общности, выполняя определенные роли, в то же время остается собой, ощущает себя существом в чемто неизменным. В процессе социализации ребенок преодолевает эгоцентризм, начинает четко отделять свое «Я» от окружающего мира. Расширение жизненного опыта приводит к тому, что объекты окружающей действительности в процессе взаимодействия с ними все больше открываются ему как субъекты [1]. Детство является тем периодом, когда происходит тесное взаимодействие и взаимопроникновение пространства взрослого мира и мира ребенка. Ребенок 5–7 летспецифичными для его возраста способами познает мир, начиная моделировать образцы собственного поведения по эталонам взрослого, мир, где возникают собственные тайны, смыслы и интерпретации, обнаруженные им в процессе взаимодействия с другими людьми. Созидая собственный мир, ребенок формирует свой индивидуальный и неповторимый образ мира[2]. К концу дошкольного возраста на основе целого ряда психических новообразований, возникающих в процессе социализации ребенка, он объективно представляет собой уже достаточно устойчивую интегративную систему и способен в специфической для своего возраста форме осознать себя в этом качестве и дать отчет в своем отношении к окружающему. Иначе говоря, у ребенка появляется осознание своего социального Я.В этот период меняются социальные роли и функции детей, значительно расширяющиеся отношения с окружающим миром и другими людьми. Они активно осваиваются в общественной жизни, учатся устанавливать,как со сверстниками, так и со взрослыми определенные взаимоотношения, постигают смысл их действий и поступков. Опыт взаимоотношений детей друг с другом приводит к развитию рефлексии и самоанализу. На фоне формирования этих способностей начинает развиваться притязание ребенка на признание среди сверстников и формируется индивидуальный стиль социального поведения. Положение в группе сверстников существенно отражается на развитии личности ребенка в целом и его поведении в частности, от этого зависит, в какой мере ребенок будет усваивать нормы отношений со сверстниками. Интерес к сверстнику достаточно рано становится одной из важнейших социогенных потребностей ребенка. Возникшее эмоциональное отношение к сверстникам воспринимается как желательное, положительно окрашенное отношение, которые они стремятся пережить вновь. В этом периоде развития отношения характеризуются ситуативной мобильностью, легко меняются под влиянием переходящего эмоционального состояния. Ситуация взаимодействия детей со сверстниками –это ситуация относительного равноправия партнеров, что влияет на развитие у ребенка критичности по отношению к другим людям, умения отстаивать свою точку зрения, согласовывать свои действия с другими людьми. Детское общество является источником информации о явлениях социального мира, и процесс принятия информации носит активный характер. Дети не только познают социальный мир, но они постоянно взаимодействуют, совершают поступки, накапливают опыт поведения. В любом обществе дети имеют собственный язык, различные формы взаимодействия, свои моральные регуляторы поведения. Детская субкультура дает возможностьребенку социально адаптироваться, обрести социальную компетентность. В пространстве детского сообщества ребенок овладевает нормами, ценностями социума и вырабатывает собственную стратегию поведения [3].

В отличие от отношений «ребенок –взрослый», в которых социальные ценности, нормы и правила поведения принимаются совершенно готовыми, данными раз и навсегда в силу значимости близкого взрослого. С возрастом желание (мотивы) получить поощрение со стороны взрослых растет, следовательно, усиливается и потребность следовать норме, таким образом, в отношениях «взрослый–ребенок» дети подчиняют свое поведение требованиям взрослых; в отношениях «ребенок–ребенок» дети получают возможность отбора нужных качеств для конкретного детского общества. Находясь в системе «ребенок–взрослый» –ребенок попадает в ситуацию подчинения: он принимает все вердикты взрослого, даже несправедливые, он рано или поздно почувствует эту несправедливость. Моральное принуждение характеризуется односторонним уважением (моральная обязанность, чувство долго) всякое предписание исходящее от лица, к которому испытывает ребенок уважение –исходная точка обязательного правила. Обязанность поступать так, а не иначе, говорить правду и т.д. –все многочисленные виды обязанностей, которые ребенок глубоко чувствует, хотя они исходят не от него непосредственно –это предписания, обязанные происхождению взрослому и принятые ребенком. В ситуации «ребенокребенок», которая развивает его потребность в кооперации и взаимной симпатии –в ребенке возникает мораль нового типа –мораль взаимности, а не повиновения [4]. В этих отношениях дети учатся дружить и осваивать способы социальноценностного поведения, т.е. соблюдают нормы и ценности социума в ситуации морального выбора, вопреки возможности их нарушить –личностные ценности выражаются в социальном поведении. Актуальность проблемы формирования устойчивого социальноценностного поведения обусловлена противоречием между социальной потребностью современного общества в развитии у детей, начиная с дошкольного возраста, субъектности, коммуникабельности, положительных нравственных качеств, ценностного поведения, основанного на признании ценности человека и отсутствием системы педагогических условий, научнометодических разработок, обеспечивающих полноценное личностное развитие ребенка. Ориентируясь на противоречия, возникает объективная необходимость организации социальнонравственного воспитания детей, способных к нравственному поступку и успешной реализации в поведении социальных норм и ценностей; необходимо создание условий в образовательных учреждениях для эмоционального благополучия и полноценного социального развития личности ребенка, что должно стать приоритетным направлением деятельности педагогов. Социальноценностное поведение рассматривается нами как активность личности в сфере гуманных взаимоотношений с социумом, направленная на практическую реализацию в поступках социальных норм и ценностей, воспринимаемых ребенком как личностно значимые. Формирование социальноценностного поведения двусторонний процесс: с одной стороны, адаптирует ребенка в обществе благодаря усвоению социального опыта, ценностей, норм и правил поведения, присущие этому обществу, а с другой стороны –сохраняет и развивает независимость и индивидуальность ребенка, способствуя формированию собственной позиции и выработке личностных ценностей. Социальноценностное поведение находит свое отражение во внешнем проявлении –в условиях межличностного взаимодействия (общение и совместная деятельность); и во внутреннем –рефлексии, самосознании(самопонимание, самооценка) и саморегуляции.Анализ существующих исследований по близкой проблематике позволяет нам выделить следующие компоненты (на основе структурных компонентов отношений и ценностных ориентаций личности) в структуре социальноценностного поведения детей 5–7 лет: эмоциональнооценочный, включающим такие позитивные качества социального развития, как расположение к другим людям (взрослым и детям), которое в непосредственном общении и поведении выражается во внутреннем чувстве доверия к ним и проявляется в развивающейся способности к сопереживанию; когнитивный, который связан с познанием другого человека, способностью к накоплению и осмыслению нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, интерес к содержанию нравственных правил поведения, норм и ценностей социума; мотивационноповеденческий, проявляющимся в реальном содействии и заботе в отношениях к окружающим, наличии личного опыта социального поведения, выбор социальноценных образцов поведения.По нашему мнению именно такая структура компонентов обуславливает содержание социальноценностного поведения детей 5–7 лет, что обуславливает эмоциональное благополучие и устойчивое поведение ребенка в социальном мире.Учитывая структурнофункциональную модель социальноценностного поведения и представление о целостном педагогическом процессе как последовательности взаимосвязанных этапов, мы разработали модель процесса формирования социальноценностного поведения. Модель процесса формирования социальноценностного поведения детей 5–7 лет представленная как определенная последовательность его этапов, продвигающих детей на более высокий уровень сформированности ценностного поведения. Модель, созданная на основе целостного подхода, базирующаяся на принципах гуманистической направленности воспитания; самопознания и самореализации личности ребенка; включенности детей в социальные отношения; создания единого развивающего пространства, обеспечивает целостность развития личностной сферы ребенка. При моделировании процесса формирования социальноценностного поведения предполагается включение детей в следующие системы взаимодействия: «старший дошкольник–младший школьник –взрослый человек –социальная среда –ценности общества». Взаимодействие по этим направлениям влечет за собой достижение целостности эмоциональных переживаний, знаний социальных норм и ценностей общества, поведенческого опыта, следовательно, способствует формированию социальноценностного поведения. Данное взаимодействие будет более успешным,если оно осуществляется в ситуации морального выбора, на основе нравственных суждений ребенка в условиях общения, совместной учебной и игровой деятельности, что предоставляет возможность ребенку реализовать полученные знания в опыте социальноценностного поведения. Модель процесса формирования социальноценностного поведения представлена как система педагогических средств и педагогических условий. Педагогические условия создаются целенаправленно в едином образовательном пространстве, которое обеспечивает взаимосвязь и взаимоответственность главных участников воспитательного процесса –дошкольного учреждения, родителей и школы. Создание педагогических ситуаций направлено на возникновение определенной личностной активности ребенка, как условия осознанного формирования социальноценностного поведения. Эта и определило отбор системы средств, применение которых привело к достижению запланированной цели. Под социальнопедагогическими средствами формирования социальноценностного поведения в исследовании выступали: игровая ситуация –в условиях игровых отношений дети осваивают нормативное поведение, в игре это происходит гораздо легче, чем в реальных отношениях, таким образом, дети в игре упражняются в различных способах выстраивания отношений с окружающими и тем самым подготавливает себя для того, чтобы выстраивать нормативные отношения в практике реального поведения. Игра представляет собой модель социального взаимодействия, средство усвоения ребенком социальных отношений. Проблемная ситуация как педагогическое средство формирования социальноценностного поведения способствует приобретению детьми позитивногоопыта нравственного поведения, так как решение конкретных проблем ориентирует ребенка на конкретные дела и поступки. Ориентируясь на собственные чувства инравственные знания ребенок, решая определенную проблему, в ситуации морального выбора, моделирует различные варианты поступков и поведения. Беседа на нравственные темы –беседа как средство нравственного воспитания представляет собой способ привлечения детейк обсуждению и анализу поступков; выработке нравственных оценок, углубление нравственных понятий; обогащение и закрепление знаний; формирование нравственных убеждений. Совокупность материальных и духовных объектов,культуры и социума (устное народное творчество, искусство, детская литература) –использование художественных средств познания мира обогащает нравственное сознание, чувства и стимулирует преобразование поведения ребенка.Процесс формирования социальноценностного поведения осуществляется поэтапно, включая: эмоциональнопобудительный этап. Цель данного этапа состоит в формировании у детей эмоционального опыта регуляции собственного поведения в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми с учетом их интересов и переживаний. Достижение поставленной цели предполагает создание педагогических условий, способствующих расширению эмоциональных и оценочных суждений. Организация совместной деятельности, направленной на успех общего дела, игровой детальности, требующей согласованности действий, направленные на переживание общих эмоций способствует более глубокому пониманию ребенком своего внутреннего мира, формирует чувство общности, развивает личностный потенциал ребенка, его эмпатийные способности.Когнитивноориентировочный этап. Предусматривает в своей цели освоение детьми содержательной стороны моральныхпонятий, формирование системы ценностных представлений; данный этап направлен на обогащении личностного опыта воспитанников на основе нравственных понятий, ценностей, норм и правил поведения. Педагогические условия актуализируют знания о моральных нормах, о нравственных и безнравственных поступках. В качестве педагогических средств использовались художественные произведения (фольклор и авторские сказки), также эффективным является создание игровых ситуаций.Ценностнорефлексивный этап. Цель третьего этапа заключается в формировании способности выстраивать стратегию социального поведения в отношениях со сверстниками и взрослыми в ситуации морального выбора, реализовывать в опыте поведения ценностное отношение к социальной норме.Педагогические средства, применяемые на данном этапе, активизируют личностный потенциал ребенка, ставят его в новые обстоятельства, требующие выработки определенной модели поведения. В педагогических ситуациях, в которых каждый ребенок имеет возможность проявить себя в решении задач, целесообразным является использование ролевых игр. Комплексное применение ролевых игр и драматизации сказок, реальнопрактических действий в совместной деятельности и общении создает возможность апробировать полученные знания в опыте реального поведения. Ситуации морального выбора той или иной стратегии поведения создает вариативность выбора ребенком форм межличностного взаимодействия, опосредованного внутренней эмоциональной регуляцией поведения.Модель формирования социальноценностного поведения, представленная данными этапами, отражает в себе гуманистические ценности (признание личности человека как ценности; направлены на активизацию чувств, эмоций, переживаний ребенка; создают условия для осмысления идеалов добра, красоты, любви, равенства); культурнопознавательные ценности (познание ребенком мира культуры, ее общечеловеческой ценности –мир ценностей природы, человека, предметов, отраженных в произведениях искусства); нравственные ценности (представления, способы, регулирующие действия ребенка в социуме с помощью социальных норм и правил; формируют опыт нравственных отношений, общения и поведения). Таким образом, данную модель можно представить следующим образом: чувствовать (нравственные чувства) –знать (моральные суждения, ценностные представления, нравственное сознание) –уметь и быть способным (социальноценностное поведение).Таким образом, каждый этап выводит ребенка на соответствующий уровень социальноценностного поведения: эмоциональное отношений к окружающим близким ведет к пониманию нравственных норм поведения (дружба, взаимопомощь, сочувствие и сорадование), соответственно, эмоциональные чувства и знания находят свое отражение в поведении как способе реализации нравственных отношений. Реализация этапов формирования социальноценностного поведения направлена на отвлечение детей от фиксированности на собственном «Я» и сосредоточенности на отношении к сверстнику; сформированности нравственных чувств, ценностных представлений и нравственных мотивов поведения; развитие способности согласовывать собственное поведение с поведением других людей [5].

Ссылки на источники1.Рузская А.Г. Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками // Психология дошкольника: хрестоматия / под ред. Г.А.Урунтаева. –М.:Академия, 1997. –19 с.

2.Русевич В. В. Педагогические условия формирования образа мира у детей 5–7 лет: дис.… канд. пед. наук. –Волгоград, 2009.–210с.3.Абраменкова В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. –М.: НПО «МОДЭК», 2000. –416с.4.Пиаже Ж. Моральное суждение у ребенка. –М.:Академический Проект, 2006. –480с.5.Шарапова(Бахтеева) Э. И. Формирование социальноценностного поведения детей 5–7 лет:дис.…канд. пед. наук. –Волгоград, 2008.–208с.

BakhteevaElvira, candidateof Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of pedagogics of preschool education, Volgograd State SocialPedagogical University, Volgogradbahteeva82@mail.ruStructurally functional model of socially valuable behavior of children at the stage of transition from the senior preschool age to primary school ageAbstract.The author analyses the transition period from the senior preschool age to primary school age as optimum for development of preconditions of stable social behavior of the child. Special attention is given to the background of leading value of children's subculture in formation of experience of social behavior of 5–7 year old children. On the basis of the research, carried out by the author, the essence of the concept “sociallyvaluable behavior”is revealed. The components and structurally functional model of sociallyvaluable behavior are presented.Keywords:preschool child, children's subculture, socialization, relationships, social interoperability, social norms andvalues, sociallyvaluable behavior.

Рекомендовано к публикации:Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»