Влияние литературных произведений на развитие художественной речи дошкольника

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Шатрова С. А. Влияние литературных произведений на развитие художественной речи дошкольника // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № S8. – С. 46–50. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13579.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам влияния произведений художественной литературы на процесс художественно-речевого развития старших дошкольников. Раскрыты компоненты и разработана модель художественно-речевого развития старших дошкольников.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Шатрова Светлана Анатольевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики дошкольного образования ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социальнопедагогический университет», г. Волгоград.shatrova63@mail.ru

Влияние литературных произведений на развитие

художественной речи дошкольника

Аннотация. Статья посвящена вопросам влияния произведений художественной литературы на процесс художественноречевого развития старших дошкольников. Раскрыты компоненты и разработана модель художественноречевого развития старших дошкольников.Ключевые слова: художественная речь, художественное слово,художественноречевое развитие детей, интегрированные занятия, литературные досуги.

Н.К.Крупская, А.В.Луначарский, А.М.Горький, C.Я.Маршак, К.И.Чуковский всегда подчеркивали необыкновенное и неповторимое влияние детской литературы на ребенка. Н. К. Крупская так определила функциюхудожественного произведения в воспитании детей:«Детская книга должна давать яркие образы, быть для ребенкаисточникомрадости,помогать ему осмысливатьокружающуюжизнь,явления природыиотношениямежду людьми». Онаотмечала также, чтовоспитательныйэффект возможен лишь втомслучае, если в художественномотношениидетскаякнигабудет«стоятьнавысоте требований, предъявляемых к литературе общей». Данные положенияи другие не менее важные быливключены в «Основные требования к детской книжке»[1].Термин «живое слово» используется также российскими детскими писателями и педагогами: Е.И.Тихеевой, Е.А.Флериной, С.Я.Маршаком. Так, С.Я.Маршак писал: «Живое слово богато и щедро. У него множество оттенков, в то время как у словатермина всего одинединственный смысл и никаких оттенков» [2]. Благодаря именно богатству средств выразительности содержание произведения воспринимается ярко и образно. Органическое единство поэтического содержания и поэтической формы непременное условие художественности произведения и речевой культуры.Известный советский ученый в области теории эстетического воспитания дошкольника Е.А.Флерина применяет термин «живое слово» в двух аспектах: как живое слово педагога и как рассказывание –речь ребенка. Она уделяет особое внимание образности речи воспитателя и эмоциональности ее донесения до ребенка: «Живое слово должно быть действенным и убедительным как по содержанию, так и по форме и тактике подачи» (Е.А.Флерина, 1961). Такой способ действия педагога побуждает и ребенка действовать (говорить, исполнять) выразительно и эмоционально. Е.А.Флерина употребляет и другой термин –«художественное слово» –для характеристики художественных произведений, знакомство с которыми является главным средством развития художественной речи детей. По ее мнению, дело не только в том, что они обогащают словарь ребенка и помогают ему усвоить грамматический строй языка. Художественные произведения активизируют воображение детей, учат их воспроизводить образы и события, видеть невидимые предметы и явления [3]. В работах многих известных педагоговпсихологов Е.И.Тихеевой, Е.А.Флериной, А.М.Виноградовой, В.Г.Нечаевой, Р.И.Жуковской,Л.А.Пеньевской и др. доказана роль использования детской литературы как важнейшего средства умственного развития, речевыхспособностейдошкольников.Только в литературе человек предстает говорящим, чему придал принципиальное значение М.М.Бахтин: «Основная особенность литературы –язык здесь не только средство коммуникации и выраженияизображения, но и объект изображения». Ученый утверждал, что «литература не просто использование языка, а его художественное познание» и что «основная проблема ее изучения» –это «проблема взаимоотношений изображающей и изображаемой речи» [4].Художественная речь осуществляет себя в двух формах: стихотворной (поэзия) и нестихотворной (проза). Способность стихотворной (поэтической) речи жить в нашей памяти (гораздо большая, чем у прозы) составляет одно из важнейших и неоспоримо ценных ее свойств,которое и обусловило ее историческую первичность в составе художественной культуры[5].Художественноречевое развитие детей –одна из задач всестороннего воспитания подрастающего поколения. В целях ее решения необходимо обеспечить создание единой системы непрерывного образования, совершенствовать деятельность ДОУ, разработать систему комплексных мероприятий, обеспечивающих систематическое, последовательное литературное развитие детей, формирование художественного аспекта их речи, создание предпосылок самостоятельной художественной деятельности дошкольников, развивающейся на основе освоенных ими произведений детской литературы.Содержание и структура этой деятельности необходиморассматривать в эстетическом аспекте, так как педагогическая практика доказала, что для полноценного художественноречевого развития детей требуется сформировать у них навыки осознания идейноэмоциональной основы литературного произведения и его словеснохудожественных образов.Художественноречевоеразвитие –однаизглавныхзадачподготовкидетейкшколе. Оновключаетвсебяследующиевидыработ:ознакомлениесразличнымижанрамихудожественнойлитературы;развитиевыразительностииобразностиречи;пересказирассказывание.В процессе этой работыу дошкольников необходимо развивать следующие художественноречевыеумения:



умение слушать художественные произведения, эмоционально отзываться на них;умение воспринимать содержание произведения в единстве с формой, понимать функциональную связь между ними, мотивированно оценивать, понимать жанровое разнообразие произведений, особенности изобразительновыразительных средств;умение пересказывать произведения эмоционально, логично, последовательно, уместно употребляя образные средства и выражения, в определённом жанре, выразительно исполнять произведение [6]. Крайневажнымзвеномвделеприобщенияребёнкаккнигемысчитаем сотрудничество его с родителями. Ясное понимание того, что чтениеспособствуетдуховнойсвязиребёнкасовзрослым,преодолениюдефицитаобщениядетейиродителей,потомучтопроцессосознанияхудожественнойлитературынеможетбытьмеханическим:этосовместнаяработадушииума.Ксожалению,оченьмногиеродителиотносятсякдетскомучтениюнетак, как этогохотелосьбы.Практикапоказывает,что этонеозначает, чтоуродителейнетжеланиячитать и рассказывать детям. Чащевсегоонинезнают,какорганизовать домашнеечтениессыномилидочерью,авоспитателизатрудняютсяпомочьимвэтом. Поэтому нами были подобраны и проведенысеминарыпрактикумывзаимодействия педагога ссемьёйпоорганизациидомашнегочтения(табл. 1).Таблица 1Темы семинаровпрактикумов

№Тематический планЧасТема 1Педагогический совет«Роль домашнего чтения в развитии и воспитании ребёнка»1,5Тема 2Педагогический час«Цели, задачи и психологопедагогические условия домашнего чтения»1Тема 3Педагогический час«Роль воспитателя в организации домашнего чтения» (организационнодеятельностная игра)1Тема 4Педагогический час«Методы организации домашнего чтения» (деловая игра)1Тема 5Круглый стол«Круг домашнего чтения» (работа в творческих подгруппах)1Тема 6Педагогический совет«Художественный синтез в литературе для детей»1,5

Эти семинары позволяют познакомить родителей со спецификой круга детского чтения, и, самое главное, с методами, приёмами и формами работы с детьми по данной проблеме. Проведение таких практикумов способствовало решению таких задач как:организация просветительской работы для родителей по вопросам домашнего чтения;соблюдение требований к предметноразвивающей среде и общению с ребёнком, обеспечивающих мотивацию к домашнему чтению;определение перспективных направлений домашнего чтения в разных возрастных группах;повышение квалификации воспитателей, развитие их творческой инициативы, оказание помощи начинающим коллегам в разработке технологий домашнего чтения;использование современных приёмов и методов организации домашнего чтения;оказание помощи в социализации детей дошкольного возраста через организацию в семье системы домашнего чтения.Необходимо использовать следующие методыактивизацииродителей:1.«Родительская ассамблея»,для определения тематики, которая интересует родителей. 2.Лекции для родителей по проблемам детского чтения, психологии возраста и восприятию книги, такие как «Роль детской литературы в умственном воспитании дошкольников», «Возрастные особенности дошкольникачитателя», «Воспитываем ребёнка как читателя», «Развитие творческих способностей детей средствами домашнего чтения», «Составление домашней библиотеки» и т.д. 3.Обязательное включение родителей в организацию и проведение литературных праздников, оформление литературного пространства, связанного с книгой: книжные выставки, аннотирование новых книг, списки –рекомендации о том, что и как читать детям.4.Получение от родителей информации о наличии книг в домашней библиотеке, частота и продолжительность домашнего чтения, детском интересе к книге.5.Участие родителей в экскурсиях в районную библиотеку. Работа библиотекаря с родителями по комплектации домашних библиотек, методике отбора книг.6.Консультации для родителей по организации домашнего чтения.Основная работа по художественно –речевому развитию старших дошкольников включается в себя четыре этапа:

Iэтап–циклзанятийпоознакомлениюдошкольниковсжанровымразнообразиемхудожественныхпроизведений. Его задачи:приобщить детей к высокохудожественной литературе, формировать у них запас художественных впечатлений;

продолжать воспитывать уважение и любовь к книге, художественной литературе;развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи), интонационную выразительность речи, способность чувствовать художественный образ;побуждать детей эмоционально и выразительно передавать содержание произведений.Помиморешенияобщихзадачна каждом занятии ставятся конкретныецели,связанныестематикойпроизведения.Разработанотематическоепланированиезанятий,содержащеепереченьосновныхидополнительныхлитературныхпроизведений,рекомендуемыхдлячтения старшимдошкольникам, атакжесписокрекомендуемойлитературой: разучиваниерусскихнародныхпесенок,потешек,загадокидр.; былиныорусскихбогатырях; авторские, литературные и народные сказки; чтение стихотворений; рассказов. Большое внимание необходимо уделять предварительномузнакомствудетейссодержаниемпроизведения. Такой подход необходим, чтобынезаниматьосновноевремязанятия, апотратитьегонадиалог(беседу)сдетьми,знакомствусавтобиографиямиписателейипоэтов,что давалодетямвозможностьузнатьобихдетствеитворчестве.Содержаниепредварительнойработыбылоразнообразно,помимочтенияхудожественнойлитературыоно включало в себя разучивание стихотворений,загадок,пословицпоопределённойтематике,рассматриваниеиллюстраций,просмотрдиафильмов ипрослушивание аудиозаписей,разыгрываниеминисценокпосказкам,подготовкадетскихрисунковиразличныхподелок.Именно на первом этапе работыудетейпроисходилоначальноеосознаниеосновжанраивозникновение литературныхпредпочтений.Этомуспособствовалиподбордемонстрационногоматериала:сборникипроизведенийписателейипоэтов,их портреты,народныемузыкальныеинструменты (маракас, бубен,металлофон)приознакомлениисмалымиформамифольклора,элементырусскогонародногокостюма,репродукциикартин,различныеиллюстрации и фотографии.

Впроцессе диалога –беседыпопроизведениямудетейпоявиласьспособностьквосстановлениюцеписобытийиустановлениюразнообразныхсмысловыхсвязейвнутрипроизведенияимеждупроизведениями,видениевнешнихдействийипониманиеоткрытыхмотивов поведения героев.

IIэтап–циклинтегрированныхзанятийдляповышенияэффективностихудожественноречевогоразвитиядошкольников, цель которого –помочьдетямвыразитьвпечатленияотпроизведенийхудожественнойлитературычерез мирмузыкииживописи. Задачивторого этапа:повысить эффективность художественноречевого развития дошкольников;пробудить интерес к творчеству, умению выражать свои мысли, чувства в речи, рисунке;формировать умение использовать накопленный литературный опыт для действия в определённой ситуации.Дляреализациипоставленныхзадач разработан перспективный планинтегрированных занятий. Внегобыли включеныобщеизвестныепроизведенияпоэтов,прозаиков,художниковикомпозиторов,тематикакоторыхблизкапосвоемусодержаниюдлядетейилогическивзаимосвязанаспервымцикломзанятий.

Интегрированные занятия проводятся одинразвмесяцпотрёмнаправлениям:музыка,рисование,художественноречеваядеятельность.Методикапроведения такихзанятийдвухэтапная:сначала детямобеспечивалосьполноценноевосприятиепроизведенийхудожественнойлитературы(чтение,рассматриваниеиллюстрацийит. д.), а затем формируются изобразительныепредставления наоснове этих восприятий.Сочетаниехудожественнойиизобразительнойдеятельностивединомзанятииоченьэффективно.Входетакогозанятиядетипереживаютсвоегородаэмоциональныйподъём.Благодаря эвристическому методу у детей создаетсяцелостныйобразотуслышанноймузыки,отвоспроизведённоговречииизображённого в рисунке.Интегрированныезанятиядают возможность использовать вразличныхсочетанияхмногоинтересныхидейственныхприёмовобучениядетей. Например,назанятиипосле чтения рассказа, детисамостоятельно создают пиктограммы, а затем используют их при пересказе.Впроцессеэтихзанятийдетиучилисьпониматьособенностиизобразительновыразительных средств в произведении; ониспособствовалиглубокомупроникновениювсмыслслова,помогалиформированиюграмотнойустнойречи,еёразвитиюиобогащению.IIIэтап–литературныедосугипопроизведениямдетскихписателей.Его цели:расширение кругозора детей;обогащение жизненного опыта;закрепление знаний о творчестве писателей и поэтов;понимание смысла литературного произведения;умение видеть своеобразие изображённой действительности;

поддержание интереса к литературному слову;закрепление жанровых особенностей литературных произведений.Литературныедосугипроводятсяодинразвмесяцвовторойполовинедняизавершаютциклзанятийпохудожественноречевомуразвитиюдошкольников.Кучастиювлитературныхдосугах необходимопривлекатьнетолькодетейгруппы,ноивзрослых:родителей,музыкальногоифизкультурногоработников.

Ноглавнымигероямидосуговостаютсядети.Онимогут активноучаствоватьвподготовкек досугу,учитьнаизустьирассказывать стихотворения,приниматьучастиевконкурсахиаттракционах.Взрослыемогут выступатьвкачествеведущих, гостейилигероевпраздника.Натакихдосугахдолжна царитьатмосферавзаимопонимания,содружества,совместного творчествадетейивзрослых.Желаниеделатьдругдлядругахорошее,радоватьокружающихпомогаетдетямиродителямобъединитьсявещёболеетесныйкруг,наладитьтотконтакт,которого иногданехватаетвихотношениях.Обычно,послетакихпраздниковдетииродителинеторопятсярасходиться,каждомухочетсявысказатьсвоёвпечатление,поделитьсярадостьюотсвоеговыступления,вспомнитьто,чтобольшевсегопонравилосьизапомнилось.



Итогомдосуговявляетсянетолькозакреплениезнанийо творчествеписателя,ноиопытвыступлениядетейвкачествеартистов.IVэтап –применениеречевыхдидактических игр с иллюстрациями дляразвитиятворческогомышления, уменияпересказыватьпроизведенияпоследовательноилогично.На этомэтапеиспользуютсянекоторыеприёмыформированияудетейнавыковпланированиясвоихречевыхвысказываний,атакженаглядногомоделированиясоставляемыхрассказов. Для этого предлагают речевыеигры,упражненияиотдельныезаданиятворческогохарактера,направленныенаразвитиевосприятия,памяти,воображенияисловесноготворчествадетей. Таким образом, при формированиихудожественноречевой деятельности старших дошкольниковнеобходимо, чтобы:все виды художественной деятельности детей складывались в русле различных видов искусства;ознакомление дошкольников с произведениями детской литературы в определенной системе способствовало развитию у них навыков эмоционального и осознанного восприятия произведений, а художественная практическая деятельность приобретала активный репродуктивный и творческий характер;комплексный подход к художественноречевой деятельности детей старшего дошкольного возраста предполагал взаимосвязь всехкомпонентов данной деятельности (восприятия, воспроизведения и творчества), которые требуют применения определенных способов действия, а также совместной работы педагога и ребенка.Для успешного формирования художественноречевой деятельности дошкольников в процессе совместноразделенной работы с педагогом их следует обучать необходимым способам действия –обобщенным и специальным. Они направлены на обучение взрослым и усвоение ребенком всех нужных операций по приобретению детьми знаний, умений и навыков, связанных с освоением литературных произведений.Исследование проблемы формирования художественноречевой деятельности детей пятишести лет свидетельствует, что совместноразделенная деятельность педагога и ребенка на занятиях должна быть направлена на обучение дошкольников и специальным знаниям, необходимым для развития у них умений и навыков восприятия, воспроизведения и элементарного словесного творчества. Впроцессе интегрированных занятий дошкольникиприобщаютсяк высокохудожественнойлитературе,уних формируетсязапасхудожественных впечатлений, развиваетсяпоэтическийслух,пробуждается интерес к творчеству, умениевыражать свои чувства и мысли в речи, рисунке,развиваетсяфантазия ивоображение. Детипроявляютстремлениекпостоянномуобщениюскнигой,испытываяявноеудовольствиеприслушаниилитературныхпроизведений. Литературные досуги способствуютпроявлению творческой активности детей.

Ссылки на источники1.Крупская Н.К. К вопросу об оценке детской книжки // Собр. соч. в 10т.Т.6.–М., 1960.–С. 75–76.2.Маршак С.Я. Воспитание словом.–М.: Сов. писатель, 1964.

3.Флерина Е.А. Эстетическое воспитание в детском саду. –М.: Изд. АПН РСФСР, 1961.4.БахтинМ.М. Вопросылитературыиэстетики. –М., 1975.5.Тамже.

Shatrova Svetlana, candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of pedagogics of preschool education, Volgograd State SocialPedagogical University, Volgogradshatrova63@mail.ruThe influence of literary works on the development of the artistic speech of preschool childrenAbstract.The article is dedicated to the questions of the literary works influence on the process of artistic speech development of senior preschool children. The author singles out the components and works out the model of artistic speech development of senior preschool children.Keywords: artistic speech, artistic word, artistic speech development of children, integrated employments, literary leisure.

Рекомендовано к публикации:Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»