Использование подвижных игр в формировании социальных компетенций детей дошкольного возраста

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Финогенова Н. В., Решетов Д. В. Использование подвижных игр в формировании социальных компетенций детей дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № S8. – С. 41–45. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13578.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам комплексного использования подвижных игр в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста, оказывающих разностороннее воздействие на их физическое развитие и формирование социальных компетенций.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Финогенова Наталья Валентиновна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики дошкольного образованияФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социальнопедагогический университет»,г. Волгоградfinogenovna@mail.ru

Решетов Денис Владимирович,кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры физического воспитания ГОУ СПО «Волгоградский политехнический колледж им. Вернадского», г. Волгоградden00734@yandex.ru

Использование подвижных игр в формированиисоциальных компетенций детей дошкольного возраста

Аннотация. Статья посвящена вопросам комплексного использования подвижных игр в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста, оказывающихразностороннеевоздействие на их физическое развитие и формирование социальных компетенций.Ключевые слова:дети дошкольного возраста, физическое воспитание, подвижные игры, совместная деятельность, двигательные способности, социальные компетенции, коммуникативные способности.

Дошкольное детство ‬продолжительный и важный этап в развитии человека. Это время первоначального складывания личности. В этот период происходит иерархия мотивов и потребностей, активно усваиваются нравственные нормы, формируются социальные компетенции, которые ученые представляют как знания, умения и навыки, которые необходимо ребенку для решения социальных и поведенческих ситуаций, характерных для данного возраста.Коммуникативный компонент является одним из ведущих в структуре социальных компетенций. Для его развития необходимо активное общение со сверстниками и взрослыми, при котором ребёнок познаёт других людей, узнаёт их интересы и потребности.Вдошкольном возрасте, в качестве параметров коммуникативной успешности принято выделятьэмоциональную отзывчивость, способность к сопереживанию,умениевстать на точку зрения другого, предвидеть его поведение, способность к совместной деятельности, инициативность, адекватность в общении со сверстниками и взрослыми.Оценку данных показателей проводили по пятибалльной шкале. Результаты исследования представлены в табл.1.

Анализируя результаты теста, отражающего особенности понимания ребенком состояний сверстников, видно, что большинство испытуемых выбрали в качестве наиболее благополучной для эмоционального комфорта ситуации, на которых изображены игры со сверстниками, а отрицательный выборвыпал на ситуации, отражающие ситуацию агрессивного нападения сверстников. Именно сверстники вызывают у дошкольников наиболее сильные чувства.Вовремя проведения теста, направленного на определении компетентности ребенка было установлено, что только у 10,1% детей отмечен высокий уровень осознания требований, предъявляемых к ним взрослыми. При этом, они не только точно указывали на нужную картинку,но и охотно объясняли, почему ими сделан именно этот выбор.

Таблица 1Результаты сформированности коммуникативных способностей

у детейстаршего дошкольного возраста

ТестыДевочки (n= 50)Мальчики (n= 53)t расч.

Р

σ± m

σ± mПонимание ребенком состояния сверстника, балл3,051,170,142,801,150,161,19�0,05«Картинки», балл2,931,260,182,861,270,170,28�0,05Представление ребенка о способах выражения отношения к взрослому, балл3,920,980,143,751,000,140,86�0,05Представление ребенка о способах выражения отношения к сверстнику, балл3,211,030,153,010,930,131,01�0,05Наблюдение за коммуникативной деятельностью, балл3,181,240,152,481,110,133,530,01

В старшем дошкольном возрасте у детейформируется способность к анализу конфликтных ситуаций, возникающих в детском коллективе, и поиску путей выхода из них. Поэтому выполняя задания теста «Картинки» участники эксперимента не просто анализировали изображаемые ситуации,нои предлагали пути выхода из них.

В результате проведения теста «Представление ребенка о способах выражения своего отношения к взрослым» было установлено, что варианты решения проблемных ситуаций, предлагаемые детьми и комментарии к ним, были неоднородны. Значительное количество детей правильно оценивают проблемы, которые возникают во взаимоотношениях со взрослыми, но при выборе способов их решения стараются уйти от решения проблем. И лишь 12,3% участников эксперимента имеют представления о принятых общественных нормах взаимоотношений детей и взрослых и способах выражения своего отношения к взрослым, оказавшимся, по мнению детей, в сложных ситуациях. Их ответы на вопросы получили «высокие» оценки. Результатыдетейв тесте «Представление ребенкао способах выражения отношения ксверстнику»показывают, что по уровню общения со взрослыми у старших дошкольников снижена инициативность в общении, преобладает стремление слушать, усваивать новую информацию, отвечать на вопросы взрослого, но не задавать своих. Таким образом, можно предположить, что в дошкольных учреждениях, необходимо проводить развивающую работу по формированию у дошкольников коммуникативных способностей, как одного из значимых для полноценногоразвития человека компонента социальных компетенций.Подвижные игры, как средство физического воспитанияявляются в дошкольном возрасте наиболее эффективным условием разностороннего развития детей. Являясь практической деятельностью, они с одной стороны, помогают детям развиваться физически, а с другой, в нихсоздаются благоприятные условия для развития внимания, памяти, мышления. При этом правила, заложенные в подвижных играх, закрепляют в сознании играющих представления о существующих в обществе отношениях между людьми, о поведении в реальной жизни[1].Вопрос физического (телесного) и личностного взаимодействия чрезвычайно важен в период дошкольного детства, когда у ребенка появляется оценочное отношение к себе и другим, что в значительной степени влияет на успешность их деятельности, способность приобретать друзей и выступать активным действующим лицом в познании внешнего мира. Решение данной проблемы возможно лишь за счет комплексного воздействия средств физического воспитания, затрагивающего одновременно физическую и личностную составляющую данного процесса. Поэтому разработка технологии направленного воздействия подвижных игр на развитие взаимоотношений детей дошкольного возраста с взрослыми и сверстниками является актуальной.Отбор и систематизация подвижных игр, содержащих в себе условия для физического и личностного развития позволил выделить три группы игр. Первую группу составили игры, имеющие индивидуальный характер деятельности в них детей, то есть каждый ребенок отвечал сам за совершенные им неточности в игре. Во вторую группу вошли игры, характер игровых действий в которых ставилдетей в условия, в которых им необходимо было не только самостоятельно выбирать вариант своего поведения, но и уметь договариваться о согласованном выполнении игрового заданияисовместно решать простейшие тактические задачис выбранным соведущим. Подобные игры способствовали формированию чувству «открытости» по отношению к партнеру, то есть давали возможность чувствовать и понимать его.В третью группу включались подвижные игры, в которых игровые задания, выполняю небольшой группой‬командой. Основное влияние на характер проявления контактов детей в таких играх оказывают игровые правила. Они определяют последовательность выполнения действий, способы их выполнения, необходимость проявления определенных физических качеств.Указывая детям способы выполнения действий, правила побуждают играющих регулировать свое поведение. Являясь для всех участников обязательными, они требуют от каждого ребенка наличие умений соблюдать и подчиняться определенным требованиям, способствуя тем самым формированию опыта регуляции поведения.Физическая и психическая составляющая в них взаимосвязаны и, по мнению Д.В.Решетова[2],дети в таких играх не только учатся владеть собой, согласовывать свои действия с действиями других игроков, но и совершенствуют основные двигательные навыки.Основной формой работы по физическому воспитанию в детском саду являются непосредственно образовательная деятельностьпо физической культуре. Именно в нейвозможно рациональное сочетание физических упражнений и подвижных игр направленного воздействия на формирование положительных взаимоотношений и навыков общения. Проводимые под непосредственным контролем преподавателя, они являются эталоном взаимоотношений детей в коллективных формах работы. Вовремя прогулок, основная направленностькоторых‬сосредоточить развивающеевоздействие на резервных возможностях детей и специфических недостатках в их коммуникативном поведении, применялись игрыиндивидуального характера и парные подвижные игры. В них, прежде всего, включались детис низким уровнем развития коммуникативных способностей. Их основная направленность ‬создать условия, чтобы дети могли договориться в малых группах (в парах, тройках) о том, в какую игру они будут играть, и определить игровые правила и роли.Во время проведения досугов и праздниковсоздавались условия для воспитания у детей умения творчески применять свой двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками,приучения проявлять инициативу в разнообразных видах деятельности.Чтобы показать детям образцы командного взаимодействия на фоне эмоционального напряжения досуги и праздники проводили в тематической форме с введением литературных героев, роли которых исполняли взрослые или старшие дети. Дошкольники участвовали в них индивидуально или коллективно. При этом главной задачей педагога являлось: на фоне радостного настроения, стимулирование активности каждого ребенка с учетом его индивидуальных возможностей, предоставление возможности испытать приятное ощущение удовольствия от выполняемых им и другими детьми движений, а также радости от успехов товарищей. Включение подвижных игр направленного воздействия на развитие коммуникативных способностей в содержание годового планирования детского сада осуществляется на основе последовательного обучения компонентам коммуникативных способностей(табл. 2).Таблица 2Схема введения подвижных игр впедагогический процесс дошкольного образовательногоучреждения

Этапы внедрения подвижных игр в педагогический процессХарактер взаимодействия детей в игре

Комплексное воздействие подвижных игрПодготовительный этап:сентябрь ‬октябрь(спортивная площадка)Индивидуальные подвижные игрыРазвитие коммуникативных способностей: формирование у детей умений распознавать эмоции других и владеть своими чувствами, обучение умению выражать свои потребности с помощью вербальных и невербальных средств общения, соблюдение элементарных правил общения в игре.Развитие физических способностей: скоростных, скоростносиловых, выносливости.Совершенствование двигательных действий:в беге с преодолением препятствий, непрерывном беге до 2 минут; в беге змейкой;в прыжках на двух ногах с продвижением вперед, в перепрыгивании через предметы;в бросках и ловле мяча из различных исходных положенийОбучающий этап:ноябрь ‬февраль (спортивный зал)Парные подвижные игрыРазвитие коммуникативных способностей:развитие умения сотрудничать, помогать друг другу, взаимодействовать, уступать и обмениваться в ходе игр информацией.Развитие физических способностей: координационных, скоростносиловых, гибкости.Обучение двигательным действиям:в беге с обеганиемпредметов;в прыжках с короткой скакалкой; в прыжках с продвижением вперед;в бросках, ловле и передаче мяча в парах (тройках)Формирующий этап:март ‬май (спортивный зал,спортивная площадка)Командные подвижные игрыРазвитие коммуникативных способностей: закрепление навыков нравственноценностных способов взаимоотношений со сверстниками, закрепление интереса к играмсоревнованиям Развитие физических способностей: скоростных и скоростносиловых, выносливости.Совершенствование двигательных действий: в ходьбе, беге, метании и т. п.

Для определения внешних проявлений сформированности коммуникативных способностей дошкольников во время проведения подвижных игр, необходимо проводить за поведением детей по таким параметрам: внешние проявления коммуникативных способностей;усвоение норм и правил общения;взаимодействие, сотрудничество со взрослыми и сверстниками;отношение к окружающим (табл.3).Таблица 3Оценка проявления коммуникативных способностей

детейв ходе эксперимента

Уровень проявленияПроявление коммуникативных способностейВнешниепроявленияУсвоение норм,правил общенияВзаимодействие,сотрудничествосо взрослыми и сверстникамиОтношение к окружающим

ВысокийЖивой интерес, выдержка, спокойствие богатство эмоцийТворчество, самостоятельность, разумная исполнительностьАктивность, сотворчество, доверие, понимание, согласие, взаимоконтрольГуманность, чуткость, великодушие, преданность, любовь, уважение

Выше среднегоИнтерес, активность, положительные эмоции, спокойствиеСдержанность вежливость, исполнительность самоконтрольСотрудничество, стремление помочь, активность, способность считаться с чужим мнениемТерпимость, заботливость, уважительность внимательность

СреднийРавнодушие, пассивность, безучастность, слабость, вялость эмоций, фамильярностьИсполнительность (формально под контролем), знание, но не выполнение, бескомпромиссность, авторитарностьПассивность, выполнение поручений по требованию, нейтральность по отношению к другим, автоматизм, безынициативностьОтсутствие интереса, невнимательность, равнодушие, скрытность, формализм



НизкийГрубость, неуважительность отрицательные эмоции, импульсивность, кривляние, бурные реакции, чрезмерная активность (пассивность), крикливостьНедостаток знаний,неспособность к соблюдению правил и норм поведения, вызов, бесконтрольность

Эгоизм, неспособность считаться с чужим мнением, конфликтность (драчливость)Открытый ‬скрытый негативизм, обман, подозрительность, заискивание и ложная стыдливость

Для определения эффективности празработанного варианта включения подвижных игр в педагогический процесс дошкольного учреждения, был проведен эксперимент. В нем принимали участие дети старшего дошкольного возраста. Непосредственно образовательная деятельность по физической культуре, проводилось на основе требований основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» [3], но условия проведения подвижных игр изменялись в зависимости от этапа формирования коммуникативных способностей.Анализируя показатели двигательной подготовленности детей, участвующих в эксперименте можно говорить о их значительном увеличении. При этом в большей степени изменились результаты, характеризующие развитие координационных и скоростносиловых способностей (табл.4). Наблюдение за качеством выполнения игровых заданий показывает, что дети стали уверенно (не ища поддержки у педагога) и без ошибок выполнять игровые приемы, демонстрируя при этом элементы командного взаимодействия.

Таблица 4Изменение показателей физической подготовленности и развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в ходе эксперимента

ПоказателиРезультатыисследованияЭкспериментальная группа (n = 24)Контрольная группа (n = 24)

mt

mt1t2Бег 10м, с2,800,102,600,10

1,42 (р�0,05)2,700,102,900,10

1,42 (р�0,05)2,14 (р0,05)Челночныйбег 3х5 м, с7,100,206,200,080

4,20 (p0,001)7,000,306,400,09

1,93 (p�0,05)1,66 (р�0,05)Прыжки в длину, см110,702,30116,752,20

1,88 (p�0,05)109,90±2,20112,601,80

1,42 (р�0,05)1,46 (р�0,05)Метание

малого мяча, см773,0421,30872,0425,60

2,99 (р0,01)763,0025,50810,4018,40

1,50 (р�0,05)2,00 (р0,05)Наклонвперед, см3,700,704,500,40

1,00 (р�0,05)3,400,503,970,48

0,82 (р�0,05)0,85 (р�0,05)Наблюдение за коммуникативной деятельностью, балл3,290,224,290,14

3,84 (p0,001)3,330,194,040,20

2,62 (p0,01)1,04(р�0,05)Условные обозначения:числитель ‬данные начала эксперимента;знаменатель ‬данные окончания эксперимента.

Анализ материалов наблюдений, проводимых экспертами за детьми в ходе игровой деятельности показал, что среднегрупповой показатель внешнего проявления коммуникативных способностей у детей экспериментальной группы в течение эксперимента плавно и стабильно изменялся в сторону увеличения.По окончании исследования у 70% детей дружеские отношения со сверстниками приобрели устойчивый характер, хотя в начале работы их общение отличалось кратковременностью. Таким образом, можно утверждать целесообразность включения подвижных игр с акцентом на развитие социальных компетенций дошкольников в содержание непосредственно образовательной деятельности по физической культуре. При этом играя и реализуя различные формы активности дети познают себя и осваиваютмежличностныевзаимоотношения.

Ссылки на источники1.Коган О.Н. Эффективность физических занятий игровой направленности в специализированном дошкольном учреждении: автореф. дис. … канд. пед. наук. ‬Челябинск, 2000. ‬22 с. 2.Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования«От рождения до школы»/Под ред.Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. ‬М.: «МОЗАИКАСИНТЕЗ», 2011.3.Решетов Д.В. Методика использования подвижных игр в физическом воспитании старших дошкольников с акцентом на формирование социальной активности: автореф. дис. … канд. пед. наук. ‬Волгоград: ВГАФК, 2010. ‬24 с.

Finogenova Natalia,сandidateof Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of pedagogics of preschool education, Volgograd State SocialPedagogical University, Volgogradfinogenovna@mail.ruReshetov Denis,сandidate of Pedagogic Sciences,lecturer at the chair of physical education, Volgograd Polytechnic College named after Vernadsky, Volgogradden00734@yandex.ruThe use of mobile games in the formation of social competence of preschool age children Abstract.The article is devoted to the issues of comprehensive use of mobile games in physical education of preschool age children, providing versatile effect on their physical development and the formation of social competence.

Keywords:children of preschool age, physical education, outdoor games, joint activity, motor skills, social skills, communication skills.

Рекомендовано к публикации:Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»