Проект педагогогической системы «Возможности организации предметно-пространственной образовательной среды кабинета «Театр» для развития эмоциональной сферы воспитанников»

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Заречнева О. А. Проект педагогогической системы «Возможности организации предметно-пространственной образовательной среды кабинета «Театр» для развития эмоциональной сферы воспитанников» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 71–75. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53016.htm.
Аннотация. Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста посредством организации предметно-пространственной среды на занятиях «Театр».
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
1. Заречнева Ольга Александровна2. Педагог дополнительного образования первой квалификационной категории Центра дошкольного развития «Светлячок»Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Городской дворецу творчества детей и молодежи № 1», город Набережные Челны, Республика Татарстан.3. svetlyachok_15@mail.ru

ПРОЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

«Возможности организации предметнопространственной образовательной среды кабинета «Театр» для развития эмоциональной сферы воспитанников»

Краткая аннотация:развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возрастапосредством организации предметнопространственной среды на занятиях «Театр»

Ключевые слова: театр, театральная деятельность,эмоции,развитие эмоциональной сферы, педагогическая система, предметнопространственная среда, диагностика эмоциональной сферы,технологическая цепочка

ПРЕАМБУЛА К ПРОЕКТУ

Программа «Театр» рассчитана на детей в возрасте от 4 до 6 лет. Программа является модернизированной, т.к. основывается на программах «Сообщество» и «Развитие». При составлении программы учитывалась методика Сорокиной, Миланович, Антипиной. В связи с освоением личностноориентированного обучения в программе будут внесены изменения в методы и средства обучения, учебный план, а также дополнения, которые выявятся во время апробации проекта.В апробации участвует группа №5, второго года обучения, в количестве 15 человек. Дети имеют средний уровень подготовки (диагностика психологов). У многих наблюдается познавательный интерес к театральной деятельности. Имеются дети, у которых преобладает повышенная степень эмоционального напряжения, преобладание отрицательных эмоций, маловыразительная мимика, некоторым сложно выражать свои чувства к произведению, к поступкам детей и взрослых. Следует обратить внимание на проблемы нравственноэтического направления:эмоциональнотеплые отношения со сверстниками (дружба);добро и зло;честность и справедливость.





1Оглавление

стр.I.Введение..……….………………………………………………2II.Теоретические основы проекта………………………………..4III.Способы диагностики результатов обучения………………...8IV.Технологическая цепочка действий, операций, коммуникаций в соответствии с целью……………………….

10V.Система способов взаимодействия педагога и воспитанников с учетом их индивидуальных качеств……….

13VI.Средства обучения……………………………………………...14

Литература………………………………………………………16

Приложение №1. Карта личностного развития воспитанника……………………………………………………

17

Приложение №2. Задания для изучения эмоциональной сферы ребенка…………………………………………………..20

Приложение №3. Памятка для педагогов по созданию предметнопространственной среды на занятиях…………….27

Приложение №4. Занятие по проекту…………………………28

Приложение №5. Документация для отслеживания результатов эксперимента……………………………………..

32

2I. Введение.Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на неё. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность. На этом возрастном этапе реакции ребёнка достаточно импульсивны, выражение эмоций носит непосредственный характер. Маленький ребёнок, не умеющий управлять своими переживаниями, почти всегда оказывается во власти у захватившего его чувства. В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера не развивается. Ее необходимо развивать.Вформировании эмоциональности в дошкольном возрасте важную роль играют несколько факторов. Наиболее сильные эмоциональные переживания вызывают у ребёнка его взаимоотношения с другими людьми. Но, к сожалению, сейчас большое количество времени дети проводят у экранов телевизоров и компьютеров, а время на живое общение с окружающими, на подвижные и развивающие игры сводится к минимуму, а феномен Л.С.Выготского «засушенное сердце»(отсутствие чувства) не теряет актуальности и в наше время, когда помимо соответствующей направленности воспитания и обучения, «обесчувствованию» способствует технологизация жизни, в которой участвует ребенок.Каждому известно такое явление нашего века, как дефицит доброты. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому работа, направленная на развитие доброжелательности, сопереживания, сочувствия очень актуальна и необходима. В апробации участвует группа №2, второго года обучения, в количестве 13 человек. Дети имеют средний уровень подготовки (диагностика психологов). У многих наблюдается познавательный интерес к театральной деятельности. Имеются дети, у которых преобладает повышенная степень эмоционального напряжения, преобладание отрицательных эмоций, маловыразительная мимика, некоторым сложно выражать свои чувства к произведению, к поступкам детей и взрослых. Следует обратить внимание на проблемы нравственноэтического направления:эмоциональнотеплые отношения, добро и зло, честность и справедливость(см. приложение №2).Взаимодействие педагога и воспитанникадолжно строиться за счёт создания среды, актуализирующей процессы самопознания, самоопределения, саморазвития индивидуальности каждого.Эффективное развитие ребёнка, как личности, обеспечит наличие развивающей личностноориентированной образовательной среды (гипотеза программы развития Городского дома творчества детей и молодёжи). В неё включены три компонента:

психодидактический;

социальный;пространственнопредметный.Личностноориентированное обеспечение.В рамках психодидактического компонентабольшая роль отводится изучению личностным особенностям воспитанника и составлению карты личностного развития воспитанника (КЛВР, см. приложение №1), что обеспечивает положительную динамику развития воспитанника. Целенаправленное использование педагогом приёмов и методов актуализации субъектного опыта детей, исходя из цели занятий, помогает не терять интерес к занятию и планомерно развиваться. Во время занятий педагог побуждает детей к управлению своим поведением в соответствии с общечеловеческими ценностями и внутригрупповыми нормами. Педагог взаимодействует с детьми на основе межсубъектных отношений. Широкое использование рефлексивности, форм 3и методов, способствующих сотрудничеству, сотворчеству, взаимопомощи, помогает развитию индивидуальных способностейдетей.В рамках социального компонентапедагог строит доброжелательные отношения с детьми, создаёт благоприятный климат в коллективе. Педагог должен овладеть искусством долгого убеждения –глубоким диалогом с детьми, не запрещать, а убеждать, использоватьпотенциал коллективных способов в организации образовательного процесса. В рамках пространственнопредметного компонента(стимульновзаимодействующего), необходимо предоставить среду, которая даёт возможность для самовыражения в ней ребёнку и педагогу. Среда должна быть развёрнута на ребёнка, его потребности и интересы, содержать личностную нотку.Для этого необходимо организовать увеличение разнообразия и насыщенности условий ведения образовательного процесса дополнительными педагогическими возможностями, за счёт приобретения, пополнения, изготовления дидактических материалов, в том числе силами детей и родителей. Целенаправленно увеличивать возможности среды, через повышение её сложности, структурированности: используя зонирование и дизайнерское решениеоформления помещения. Гибкая изменчивость, периодическая обновляемость условий ведения образовательного процесса, повышает его управляемость со стороны всех субъектов образовательного процесса. Активно использовать возможности помещения для повышения их эмоциональной и смысловой нагруженности детей. Содействовать появлению и укреплению у детей чувства «своего» пространства и сопричастности происходящему в образовательном процессе.

4II. Теоретические основы проекта.

Эмоции –переживания отношений, возникшие в данный момент и носящие ситуативный характер, выражают оценку личностью определённой ситуации, связанной с удовлетворением потребностей человека в данный момент.[5,с.112]

Эмоции –элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей. [11,с.58]

Эмоции –один из наиболее ярко обнаруживающихся феноменов внутренней жизни человека, в определённой степени доступный самонаблюдению, самоанализу и рефлексии.[3,с.97]

Эмоциональностьхарактеристика личности, проявляющаяся в частоте возникновения разнообразных эмоций и чувств.В психологической литературе существует множество определений эмоций, но все авторы сходятся во мнении, что эмоции–это определённые переживания,вызванные тем или иным явлением общественной жизни.Дошкольный возраст является сензетивным периодом для развития аффектной (эмоциональноценностной) области деятельности ребенка. К ней относятся цели формирования эмофциональноличностного отношения к явлениям окружающего мира, начиная от простого восприятия, интереса, готовности реагировать до усвоения ценностных ориентаций и отношений, их активного проявления. В эту сферу попадают такие цели, как формирование интересов и склонностей, переживание тех или иных чувств, формирование отношения, его осознание и проявление в деятельности.Л.С.Выготский считал, что «эмоциональное развитие детей –одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психическойжизни человека, и, прежде всего ребенка». Его последователи, основываясь на теоретических изысканиях, развивают идею о взаимосвязи все компонентов человеческой психики, в частности эмоционального и интеллектуального.[4,с.11]Этот факт является основополагающимв организации образовательной работы с детьми дошкольного возраста.Н.Ежкова утверждает, что эффективность образования обусловлена степенью включенности в нее эмоциональных проявлений ребенкакак заданных природой естественных ценностных форм жизни. Способствовать этому может, с одной стороны, специально организованное эмоциональнонасыщенное общение взрослого с детьми, а с другой –акцентирование педагогического процесса на выделение эмоционального компонента на равных правах с познавательным и действеннопрактическим.[14,с.24]Ключевыми моментами эмоционального развития ребенка дошкольного возраста являются:освоение социальных форм выражения эмоции;формирование чувства долга, получают дальнейшее развитие эстетические, интеллектуальные, моральные чувства;благодаря речевому развитию эмоции становятся осознанными;эмоции являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия.

Главная цель развития эмоциональной сферы дошкольника:научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих их людей;дать представления в способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово);совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.

5В работах Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева и др. были обозначены четыре этапа развития эмоций у детей, обусловленные их возрастом.[7,с.294]Iэтап Способность к «заражению» эмоциональным состоянием другого в непосредственном взаимодействии.IIэтап Подчинение эмоций словесной инструкции взрослого.IIIэтап Возникновение особых форм эмоций. Эмоции начинают предвосхищать ход выполнения действий и выполняют коррекционную роль.IVэтап Ребенок может предвидеть результат своей деятельности и поведения. Дифференциация внешнего и внутреннего означает появление мира чувств.Знание этапности в развитии эмоций детей позволяет педагогу в процессе организации деятельности ориентироваться на эту взаимосвязь и осуществлять поиск адекватных методов стимулирования эмоций детей.Каждому ребенку для развития и самореализации нужна предметнообразовательная среда. Важным компонентом образовательной среды является структурная организация помещения или предметнопространственная среда. Ее правильная организация и умелое включение ребенка в процесс активного взаимодействия с окружающим предметным миром составляют важную сторону педагогической работы.Понятие «среда»буквально означает «середина», то, что занимает промежуточное положение между рассматриваемыми объектами и является между ними посредником. В пространственно –предметной среде для дошкольников создаются условия для самостоятельного приобретения ребёнком опыта взаимодействия со сверстниками и педагогом, с миром вещей, и моделируются различные социальные ситуации и отношения.Предметно –пространственная среда оказывает сильнейшее влияние на результаты процесса обучения.

Психологиопределяет средукак особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, обуславливающих и динамику развития, и новые качественные образования. Сущность среды в педагогическом процессе заключается,как условие для творческого саморазвития личности, где культуре отводится особое место в телесной и духовной организации ребёнка.Через саморазвитие личности осуществляется её воспитание и образование.Важно отметить, что необходимо организовать пространство не только для достижения предметных целей, но и внедрить личностно –ориентированную направленность в сторону ценности личности каждого ребёнка.Значимостьпроекта заключается в организации предметнопространственной среды, которая предполагает возможность для реализации индивидуальных потребностей детей и эффективного накопления ими личного опыта для успешного развития эмоциональной сферы ребенка.Театрально –игровая среда строится на основе принципов, обеспечивающих эмоциональный комфорт детей и развитие активности личности: комфортности, индивидуализации условий для каждого ребёнка, доступности, творческого подхода и безопасности.Поиск организации среды ведется в двух уровнях: духовнопространственном и предметнопространственном. Уровни обеспечивают отношение ребенка к среде и его активность в ней.Е.А.Лазарь условно выделила два вида отношений личности к среде: «среда для личности» и «личность для среды».Взаимосвязь среды и личности позволяет объяснить многое в поведении и развитии ребенка, его эмоциональном состоянии. Создание среды должно обеспечивать психологический комфорт личности ребенка предупредить развитие негативных проявлений, обуславливать его творческую активность.

6Игра –это естественная деятельность ребенка, которая характеризуется самостоятельными личностными проявлениями на основе эмоций.Предметная среда выполняет ответственную функцию –она побуждает к игре, формирует соображение. Она является материальной средой мысли ребенка.Театр –одна из наиболее ярких эмоциональнонасыщенных форм освоения действительности. По силе эмоционального воздействия театр занимает совершенно особое место в ряду других видов искусства. Театральная деятельность –это идеальная арена для эмоциональнонасыщенного и осмысленного научения.Исходя из выше сказанного, педагогической идеей проекта будет: создание условий(театральноигровой мини среды) для становления ребенка активным субъектом эмоциональнонравственных проявленийв различных видах детской театральной деятельности, пробудить эмоциональную отзывчивость и сопереживание.Цель проекта:

развивать способность воспитанников управлять своими чувствами и эмоциями с помощью организации предметно пространственной среды в кабинете «Театр».Для реализации цели необходиморешитьследующие задачи:1.Познакомить воспитанников с многообразием человеческих эмоций.2.Научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих их людей.3.Повысить мотивацию к активной деятельности на занятиях.4.Подбирать содержание, созвучное опыту детей, отвечающее их потребностям, вызывающее эмоциональный отклик.5.Использовать методы приемы, стимулирующие активность ребенка, побуждающие его к практической деятельности.

Каким образом я это буду делать?1.Используя методы ЛОО:ДиагностическиеПедагогическая поддержкаСоздание ситуации выбора и успехаИгровыеДиалогРефлексивные.2.Развитие эмпирического обобщения (обобщение своего собственного чувственного опыта) –методы развития эмоций.3.Организация предметнопространственной среды личностноориентированной направленности:Создание театральноигровой среды в кабинете «Театр», опираясь на принципы, обеспечивающие возможность для реализации индивидуальных потребностей детей.4.Организация совместных семейных театральных праздников.5.Проведение консультаций для родителей.

Ожидаемые результатыобучения:1.Повышение уровня развития эмоциональной сферы воспитанников:использование выразительных средств (мимики, пантомимики, вокальной мимики).восприятие детьми графического изображения эмоций.понимание детьми эмоционального состояния людей.2.Адекватная реакция воспитанников на различные явления окружающей среды;

73.Адекватное проявление эмоционального состояния воспитанников в коммуникативной сфере;4.Формированиеу воспитанниковчувства эмоционального комфорта, уверенности в себе.5.Формирование у воспитанниковнравственных ценностных представлений:сопереживания, сочувствия, доброты и заботы, милосердия и справедливости.6.Освоение детьмиосновныхправил и норм поведения в обществе, регулирующих отношение человека к окружающим людям, материальным ценностям, к самому себе7.Освоение театральноигровой среды детьми и педагогом.Гипотеза проекта:развитие способности воспитанников управлять своими чувствами и эмоциями будет успешнее, если предметнопространственная среда будет организована с учетом следующих условий:Показатели качества театрально –игровой среды:

организация центров деятельности, которые позволяют детям свободно перемещаться в кабинете, а также побуждают их к необходимости делать выбор и активно заниматься, играть.

применение педагогом материалов, соответствующих уровню развития детей (изготовленные педагогом и детьми), возрастным особенностям.

применение педагогом игр с использованием многоцелевых открытых материалов.расположение материалов на уровне глаз детей, ярких и привлекательных внешне;

при необходимости педагог изменяет окружающую среду для удовлетворения потребностей детей.

сам педагог служит примером толерантного, доброжелательного отношения к окружающим, поддерживает порядок в кабинете, всегда опрятно одет.

мебель расставлена педагогом таким образом, чтобы дети могли работать индивидуально, группой и коллективно.

педагог использует на занятии разнообразный дидактический материал, стенды, плакаты.

8III. Способы диагностики результатов обучения.Диагностика –вид деятельности педагога, от эффективности которого во многом будет зависеть решение проблемы. Диагностика детей дошкольного возраста имеет свои особенности в выборе методов проведения. Определение развития эмоциональной сферы ребёнка –сложная задача, при решении которой используются результаты наблюдений, бесед, графических изображений.В ходе наблюдений следует обратить внимание на такиеинтегральные критерии эмоциональных проявлений, как:эмоциональный фон –даёт педагогу информацию о степени эмоционального благополучия воспитанников;диапазон эмоциональных переживаний –насколько богат иразнообразен эмоциональный мир, быстрота, частота смены эмоций.Документы для отслеживания результатов эксперимента (см. приложение №5).Развитие эмоционального фона.Низкий уровень:преобладает подавленное, плохое настроение, ребёнок рассеян. Ребёнок почти не улыбается, голова и плечи опущены, руки висят вдоль тела или лежат на столе, выражение лица грустное; возникают проблемы в общении и установлении контакта. Ребёнок часто плачет, легко обижается, иногда без видимой причины.Средний уровень:

характерна резкая и частая смена настроения, повышенная эмоциональная неустойчивость; напряжённость в установлении контактов; неинициативен.Высокий уровень:

преобладает приподнятое настроение, улыбчивость; позы открытые и расслабленные руки свободно двигаются, голова приподнята, во время беседы корпус направлен в сторону собеседника.Произвольность эмоциональной сферы.Низкий уровень: неспособность сопереживать другому человеку ни в реальной ситуации, ни при прослушивании художественной литературы; отсутствие способности к эмоциональной саморегуляции, и контролю за своим поведением; преобладают отрицательные эмоции, мимика вялая, бедная, маловыразительная.Средний уровень: эпизодически сопереживает окружающим; не всегда регулирует своё поведение; иногда может живо и эмоционально реагировать на жизненные явления.Высокий уровень: глубоко и эмоционально сопереживает другим людям, стремится помочь; хорошо владеет собой, регулирует своё поведение в соответствии с обстоятельствами. Мимика живая, выразительная.Диапазон эмоциональных переживаний.Низкий уровень: не умеет выражать свои чувства; не освоили культурные формы выражения эмоций; эмоции односторонние, невыраженные.Высокий уровень:

имеет богатую гамму чувств; усвоены оттенки эмоций; осознаёт и дифференцирует переживаемые эмоции.В качестве основных показателей развития эмоциональной сферы можно выделить следующие:

91.явно положительная окраска участия детей в ролевых играх, где возникает необходимость подчинить свои непосредственные желания требованиям и правилам игры;2.появление эмоциональной детерминации;3.наличие выраженного эмоционального смещения;4.радость от правильного (т.е. положительно оцениваемого взрослыми и сверстниками) воспроизведения эталонов поведения взрослого по поводу решения определенных социальных задач.

Принципы построения предметно –пространственной среды.В построении театрально –игровой мини –среды мы опираемсяна принципы В.А.Петровского:Принцип открытости. Открытость обществу и открытость своего «я». Данный принцип предполагает персонализацию среды. Персонализация среды –это включённость некоторого места, объекта в сферу своего «я», экспозиция с его помощью себя другим (работа на сцене перед зрителем, выставка фотографий).Принцип функционального зонирования.Принцип мобильности. Взаимосвязан с принципом функционального зонирования. Ребёнок может изменять среду соответственно своим потребностям.В кабинете «Театр» находятся стулья, передвижные ширмы, которые позволяют педагогу построить деловое или игровое пространство в соответствии со своими замыслами и целями, которые в дошкольном возрасте чаще всего бывают стихийными и требуют сиюминутного воплощения. (Игры «Дорога», «Строитель», «Моряки», «Театр», «Декораторы»).Принцип активности, самостоятельности и творчества.Принцип интегрированности театра и других видов искусства, способствующих разнообразию возникающих эмоциональных реакций детей (музыка, изобразительное искусство, ручной труд)Принцип эмоциогенности или ориентации на психологическую комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребёнкаПамятка для педагогов по созданию предметнопространственной среды на занятиях (см. приложение №3).

10IV. Технологическая цепочкадействий, операций, коммуникаций занятия в соответствии с целью.(см. приложение №6)

1.Мотивационная готовность и положительный эмоциональный настрой воспитанников к работе на занятии.Цель:обеспечить включенность детей в работу на занятии,активизировать познавательную деятельность воспитанников,создать комфортные условия образовательного процесса, уравновесить эмоциональное состояние группы, снять напряжение, создать условия для сплочения коллектива.Создание ситуации волшебства, новизны, удивления, актуальности.Предметно пространственная среда: Театральноигровая зона,стенд настроения.На этом этапе педагогуособенно важно соблюдать некоторые правила:

опрятный вид;

улыбка;

спокойная речь;

доброжелательное отношение к каждому ребёнку;

внимание на эмоциональное состояние каждого воспитанника;

помочь каждому воспитаннику поверить в свои силы.Методыи приёмы:изучение социального паспорта ребёнка;задания для изучения эмоциональной сферы ребёнка;консультации с психологом по результатам заданий;консультации и беседы с другими педагогами, обучающими детей данной группы;индивидуальные беседы с родителями;оформление стенда «Моё настроение»;знаковые символы правил поведения в Городском доме творчества детей и молодёжи, в кабинете«Театр».2.Знакомство воспитанников с многообразием человеческих эмоций.Цель: научить детей распознавать эмоциональное состояние по различным выразительным средствам (мимике, пантомимике, интонации).Предметно –пространственная среда: театральная мастерская, зона «Волшебства», «Речевичок».Методыи приёмы:разнообразие наглядного и дидактического материала

игры «Пиктограммы».«Шары», Облака».Театральная мастерская –изготовление куклы –автопортрета.Рассматривание и анализ иллюстраций из книг.Выставка детских рисунков.Работа над этюдами, направленных на развитие основных эмоций.Положительный фон создаёт «ситуация успеха», благоприятная для развития личностных качеств воспитанников: уверенности, активности, инициативы, мотивации художественно –исполнительской деятельности.3.Создание условий для эмоционального и творческого самовыражения воспитанников средствами создания художественного образа.Работа направлена развитие эмоционально –эстетических, нравственных, коммуникативных, рефлексивных качеств личности воспитанников.Цель: формирование волевых качеств, эмпатийных отношений, умения оценивать и анализировать свои поступки, осознание необходимости выполнять правила этикета.

11Предметно –пространственная среда: театрально –игровая зона, зона «Речевичок», «Золотой ключик», театральная мастерская, свободная деятельность в кабинете по выбору детей.Театрально –игровая среда помогает приобрести понимание красоты, ритмичности, организованности окружающей среды и возможности собственного тела ребёнка по мере овладения способами сообщать другим о своих мыслях, чувствах и эмоциях.Методыи прёмы:

Театрализованные игры: режиссёрские игры, игры –драматизации;Нравственные беседы: «Серёжа и щенок», «Шутки»;Кукольный театр «Друзья познаются в беде»;Этюды (психогимнастика);Пиктограммы;Создание куклы –автопортрета и работа с ней;Работа с иллюстрациями «Хорошо –плохо»;Работа с настольной печатной книгой «Хорошо –плохо»;Просмотр мультфильмов;Беседа о безопасности жизни людей (01, 02, 03, 04);Безопасные сказки;Рисование «облака радости, гнева, удивления, грусти»;Шарик настроения;Просмотр видео записей выступлений детей, фотографий.В режиссёрских играх ребёнок не является действующим лицом, он создаёт сцены, ведёт роль игрушечного персонажа. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой.Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который при этом может использовать куклы«бибабо», марионетки. Ребёнок в этом случае играет сам, преимущественно используя свои средства выразительности –интонацию, мимику, пантомимику.Театральные этюды–форма с действенным терапевтическим эффектом, который достигается путём взаимосочетания трёх компонентов этого метода: воображаемой ситуации, адекватно заданной темы и присутствия воспитанников в качестве персонажей,Основным инструментом работы по данной методике являются атрибуты кукольного театра: ширма, тряпичные куклы, маски. Они способствуют самораскрытию маленьких актёров, «высвечиванию» патологических черт личности. Особое внимание уделяется подготовке к спектаклю, изготовлению детьми кукол под руководством взрослых. Воплощая свои замыслы в жизнь, концентрируя внимание на деталях, характеризующих персонаж, ребёнок приобретает возможность увидеть результат своего творчества. Как средство перевоплощения кукла облегчает процесс постановки спектакля, так как далеко не каждый человек способен играть на сцене.Театрализованная деятельность –неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение комногим нравственным проблемам, учится правилам поведения, приобретает уверенность в свои силы, учится адекватно реагировать на разнообразные ситуации.4. Создание ситуации выбора на занятииПредметная структура театрально –игровой мини –среды моделируется в соответствии с тремя уровнями: низком, среднем, высоком. Ребёнок, обладающий недостаточным опытом, может самостоятельно выбрать тот способ действия в среде, который соответствует уровню его развития сегодня, или самостоятельно 12попробовать незнакомый ему способ, то есть он будет находиться в ситуации выбора. Это, с одной стороны, позволит предупредить возникновение негативных эмоций, оградить ребёнка от неуспеха, а с другой –создаст возможность сориентироваться на «завтрашний» день, попробовать самостоятельно преодолеть трудности. Преодолевая трудности и получая успешный результат, ребёнок испытывает удовлетворение, начинает оценивать эстетические достоинства предметов среды и свои личностные качества, проявившиеся во взаимодействии со средой. Таким образом, ценности предмета, вещи переходят в ценности личности.Предметнопространственная среда: театральноигровая зона,театральная мастерская, зона «Речевичок», «Золотой ключик», зона костюмирования.2.Рефлексия.Цель: активизировать взаимодействие между детьми. Каждый ребёнок должен почувствовать себя частью коллектива, научиться понимать чувства других, оказывать им поддержку и сопереживать.Предметно –пространственная среда:зонирование кабинета «Театр»: театрально –игровая, «Золотой ключик», «Театральная мастерская», «Речевичок», «Костюмерия»; ТСО; стенды.Познание детьми самих себя, лучшее понимание эмоционального состояния и поступков других людей приводятк возникновению чувства симпатии, уважения и сопереживания, что является непременным условием живого общения с окружающими детьми. Способность поставить себя на место другого помогает лучше понять партнёра по общению, выделить отдельные черты его характера и их проявления, выражающиеся в поступках и действиях. Дети учатся быть терпимыми к чужим недостаткам, учатся сопереживанию, а это прямой путь к полноценному общению.Важную роль в процессе общения играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника. Владея собственными жестами и выразительными движениями, ребенок способен тонко понимать все оттенки в выражении лица, жестов, и движения тела другого человека.Методыи приёмы:

Игры –перевоплощения.Сюжетно –ролевые игры («Супермаркет», «Больница»).Хороводы, подвижные игры.Коллективный рисунок.Упражнения с куклами «бибабо».Игры на ковролине (оценочные шары, флажки, цветочки, звёздочки).Игры с тканью, лентами.Изготовление куклыавтопортрета.Стенд «Тилитили, траливали»:1. Это я придумал сам!2. Об этом я хочу узнать!Положительный фон создаёт «ситуация успеха», благоприятная для развития личностных качеств воспитанников: уверенности, активности, инициативы, мотивации художественно –исполнительской деятельности.6.Взаимодействие с родителями. Ребёнок –родители –педагог.Цель: познакомить родителей с развитием эмоциональной сферы детей дошкольного возраста и влиянием её на личность ребёнка, дать возможность увидеть ребёнка в обучающей среде(общение со сверстниками, с педагогом, позиция в коллективе), показать родителям не только, чему научился, но и как научился их ребёнок (родители чувствуют, что они активные участники процесса обучения). Присутствие родителей на занятии является «защитой»для ребёнка, у 13ребёнка есть возможность, показать, что он умеет, чему научился (У ребёнка появляется ощущение, что он может решить любую проблему вместе с родителями).Предметно –пространственная среда: знакомство родителей с предметно –пространственнойсредой кабинета «Театр», с некоторыми средствами развивающего обучения (необходимо показать родителям, что можно иметь дома для развития эмоциональной сферы ребёнка, можно предложить родителям создать в домашних условиях театрально игровую зону).

Методы, приёмы, совместные праздники:

«Семейные мастерские» «Вторая жизнь –старым вещам»;«Костюмерная»;«Реквизиторская»;Консультации;Посещение родителями открытых занятий, праздников;Совместные праздники «Актёрские секретики»;

Технологическую цепочку можно отследить по конспекту занятия (см. приложение №4).

V. Система способов взаимодействия педагога и воспитанников с учётом их индивидуальных качеств.

Очень важно создавать благоприятный климат в коллективе. Поэтому улыбка, спокойствие педагога, доброжелательное отношение ко всем воспитанникам, позволит снять некоторое напряжение, стеснительность, скованность, улучшит взаимоотношения в коллективе.Педагог, с одной стороны, должен умело включиться в организованный образовательный процесс, например, в игровую деятельность, на правах равноправного партнёра, с другой, осуществлять постоянный контакт с каждым из детей.Очень важно, чтобы ребёнок ощутил удовольствие и радость от общения с взрослым, оттого,что решил новую для него задачу, нашёл выход из той или иной ситуации путём практических проб.Для проявления своей активности дети должны чувствовать поддержку педагога в течение всего занятия и должны знать, что в любом случае получат помощь и даже в случае ошибки отношение останется прежним.



14VI. Средства обученияЗоны кабинета«Театр» (см. приложение №7)№ п\пЗоныкабинета «Театр»Функциональная рольОсобенности эксплуатации1.

Игроваязона(основная)Игровая, познавательная, развивающая, релаксационная, эмоционально –волевая, творческая, регулирующая

Организация упражнений, игр, спектаклей, музыкальных ритмических движений.

орг. моменты: 1. начало занятия (постановка цели, проблемная ситуация);2.заключительная часть (рефлексия);

импровизация;

расстановка декораций, знакомство с театральными профессиями, правилами размещения декораций.2.Зона«Золотой ключик» (кукольный театр: настольный, би –ба –бо, марионетки), (основной)Развивающая, социальная, регулирующая, творческая, эмоционально ценностнаяОрганизация выбора любого вида кукольного театра.1 этап –заинтересовать (показать кукольный театр для детей)2 этап –знакомство с правилами3 этап –зарядка для кистей рук4 этап –работа за ширмой (на столе) –индивидуально, парами, группами3.Зона«Речевичок» (вспомогательная)Познавательная, развивающая, творческаяРазмещение книг, иллюстраций, которые уже анализировали, инсценировали

сюжеты –картинки, по которым нужно придумать рассказ

картинки –«Определи последовательность действий»

иллюстрации к сказкам (в некоторых не хватает начала или конца рассказа)4.Костюмерная зонаТворческая, эмоционально –ценностная, развивающаяКомплектация центра костюмами, театральными реквизитами. Проявляя самостоятельность и творчество, дети составляют свой костюм.Обычные остатки ткани помогают создать оригинальный костюм (зимы, весны, мишутки, страшилки и т. д.)5.Театральномастерская зонаТворческая, эмоционально –ценностная, развивающаяСоздание масок, пальчиковых кукол, кукол –автопортретов, театральных реквизитов (бусы, фотоаппарат, бинокль).Рисование любимого героя сказки.Центр обогащает эмоции ребёнка, стимулирует ребёнка к проявлению активности6.Технические средства обучения (музыкальный центр, телевизор, DVD+видео, Познавательная, развивающая

образцы профессионального актёрского мастерства

просмотр и анализ фильмов, мелодий, где проявляется художественно –театральная направленность ребёнка

15аудио картотека)7.Стенд «Тили –тили, трали –вали»Развивающая, творческаяМатериал стенда оперативно меняется по мере изменения, накопления информации. Делится на два раздела:1.Это я придумал сам!2.Об этом я хочу узнать!Стенд помогает выявить интересы детей, изменить, усовершенствовать, дополнить предметно –пространственную среду

16Ссылки на источники1.Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии.

М.: ТЦ Сфера,2003.128 с. (Серия «Вместе с детьми»).2.Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. для воспитателя дет.сада.

М.: Просвещение, 1991.127с.:ил.3.Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.,1967.4.Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка //Вопросы психологии.1966. №6.5.Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии.М., 1998.6.Горохова Л.А., Макарова Т.Н. Музыкальная и театрализованная деятельность в ДОУ: Интегрированные занятия /Под ред. К.Ю.Белой.

М:ТЦ Сфера,2005.64с.(Программа развития).7.Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ.М.:Айриспресс,2004.160с.(Библиотека психолога образования).8.Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений.М.:АРКТИ,2000.48с.(Развитие и воспитание дошкольника).9.Образовательная работа в детском саду по программе «Развитие»: Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений/ Под ред. О.М.Дьяченко, В.В.Холмовской

М.:Издательство «ГНОМ иД»,2001.80с.10.Овчар О.Н., Колягина В.Г. Формируем личность и речь дошкольников средствами арттерапии.

М.:Издательство «Гном и Д»,2004.11.Психология/ Под ред. А.А.Смирнова, С.Л.Рубинштейна, Б.М.Теплова. М,1962.12.Сорокина Н.Ф. Сценарии театральных кукольных занятий. Календарное планирование: Пособиедля воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов.М.:АРКТИ,2004.288с.:ил. (Развитие и воспитание дошкольника).13.Широкова Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста./Г.А.Широкова.

Ростов н/Д:Феникс,2005.304 с. (Школа развития).14.Ежкова Н. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности //Дошкольное воспитание.2003.№8.



17Приложение №1

Сводная таблица показателей динамики и уровня личностного развития воспитанников объединений ГДТДиМФИО педагога____________________________________________ объединения _______________________________________ в 20__/20__уч. годуотдел ____________________ тип образовательной программы __________________________________________________________________ группа_______________________________ возраст детей ________ год обучения _____ особые замечания__________________________________



Ф. И. воспитанника

Показатели развития личности воспитанникаИндивидуальные

особенности личности ребенка

Итог

АктивностьРазвитие интеллектуальной сферыРазвитие эмоциональной сферыЦелеустремленностьКреативностьСформированность отношений к различным сферам действительностиНравственное развитиеНСКНСКНСКНСКНСКНСКНСК

НК1.

















2.

















3.

















4.

















5.

















6.

















7.

















8.

















9.

















10.

















11.

















12.

















18Шкала оценки развития личности ребенка

Баллы по данной шкале выставляются в КЛРВ следующим образом: низкий



средний



высокий___1___________2__________3___________4___________5__________6____________7___1.Активность:

Низкий уровень–преимущественно поведенческая пассивность, либо ситуативно обусловленная активность, исполнительского плана;Средний уровень–регулярно проявляющаяся исполнительская активность, иногда проявление инициативной активности, как ситуативно обусловленной, так и основанной на собственном устойчивом интересе;Высокий уровень–стабильно проявляет инициативную активность, иногда проявляет организаторские способности или самостоятельно автономно организует свою деятельность по предложенному заданию.В качестве наивысшего уровняразвития данного показателя у воспитанника –это продуктивная самостоятельно и ответственно организованная активность.2.Развитость интеллектуальной сферы:Низкий уровень не всегда понимаети часто затрудняется в анализе условий задачи; трудно осваивает новую информацию и практические действия; не всегда может логично и систематизировано изложить требуемое и свои мысли.Средний уровень–как правило, понимает и умеет проанализировать условия задания, умеет объяснить полученный конкретный результат и способ его получения; не всегда умеет применять знания на практике за пределами ситуации их получения.Высокий уровень–хорошо понимает и всегда анализирует условия заданного до выполнения, может выполнить заданное несколькими способами и умеет выделить и рассказать о наиболее существенном в процессе получения результата; как правило, имеет свое мнение и умеет его представить другим; умеет делать обобщения, выводы; хорошо применяет полученные знания на практике.3.Развитость эмоциональная сферы:Низкий уровень:свойственны отчужденность, безразличность, равнодушие к происходящему вокруг или кратковременный ситуативно обусловленный отклик, затруднения в регуляции своего поведения, не умение и нежелание сочувствовать, сопереживать другим людям.Средний уровень:иногда может живо и эмоционально реагировать на жизненные явления, умеет сочувствовать, сопереживать другим людям, но проявляется это нерегулярно; не всегда регулирует свое поведение.Высокий уровень:умеет глубоко эмоционально проживать и живо реагировать на жизненные явления; как правило, не только сочувствует и сопереживает другим людям, но и старается помочь преодолеть им жизненные трудности; хорошо владеет собой, умеет успешно регулировать свое поведение в соответствии с обстоятельствами.4.Целеустремленность:Низкий уровень:человек еще не определился со своими перспективными и краткосрочными жизненными планам; плывет по течению, по воле обстоятельств; отсутствует целенаправленная работа в выбранном направлении; нуждается в систематической помощи и побуждении определиться.Средний уровень:активен в плане самоопределения, задумывается над своими жизненными планами и целями; целенаправленно, но не всегда последовательно продвигается в выбранном направлении, нуждается в поощрении совершаемых усилий и признании успехов.

19Высокий уровень:процесс самоопределения временно закончен; упорно и настойчиво движется по направлению к цели.

5.Сформированность отношения к различным сферам действительности:Низкий уровень– проявляет преимущественно ситуативно обусловленное (в зависимости от того, как сложились обстоятельства), мало дифференцированное отношение к основным сферам действительности; не умеет строить позитивные отношения с окружающими и самим собой.Средний уровень–как правило, имеет избирательное, но достаточно устойчивое отношение к различным сферам действительности; складываются внутренние установки, привычки и индивидуальные предпочтения в соответствии с принятыми в ближайшем сообществе нормами; умеет строить позитивные отношения с окружающими и самим собой.Высокий уровень–имеет внутренние отношенческие установки к разным сферам действительности, которые осознанно определены и проявляются в поведении в различных ситуациях; умеет строить гибкие позитивные отношения с окружающими и самим собой.6.Креативность:Низкий уровень–предпочитает решать стандартные типовые задачи, действовать по образцу; крайне редко проявляет творческую инициативу, даже добиваясь очень высоких результатов.Средний уровень–проявляет стремление решать нестандартные, оригинальные задачи, находить собственные способы решения, без опоры на заданные образцы, но не всегда доводит начатое до конца; добиваясь результата, может довольствоваться внешним оригинальничанием.высокий уровень–предпочитает решать только новые, нестандартные, оригинальные задачи; всегда искать различные, в том числе и собственные пути решения; продуктивен, ориентирован на получение гармоничного «красивого» результата; часто имеет свое мнение.7.Нравственное развитие:Низкий уровень–не осознает нарушения норм и правил поведения, принятых в обществе, как у себя, так и у других; имеет неразвитый эстетический вкус и плохо развитую речь.Средний уровень–чаще осознает нарушения норм и правил поведения, принятых в обществе,пытается нормы не нарушать; сформированы избирательные вкусовые предпочтения и развитую речь.Высокий уровень–всегда осознает нарушения норм и правил поведения, принятые в обществе, успешно контролирует свое поведение в ситуациях нравственного выбора; имеет развитый эстетический вкус и хорошо развитую, выразительную и ясную речь.

20Приложение №2ЗАДАНИЯ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКАПредложенные задания позволят исследовать эмоциональное развитиедетей 57 лет (в пределах обозначенных эмоций), а также определенные изменения (если после проведения игровых и познавательных занятий еще раз выполнить с детьми эти же задания).Наличие у детей во время выполнения заданий и последующей работы большой степени замкнутости, резкой смены настроений, частых вспышек раздражения, гнева требует особого подхода и внимания к ним.ЗАДАНИЕ 1.Изучение особенностей использования детьми мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции. (Проводится индивидуально, в двух сериях.)Первая серия. Ребенку предлагают продемонстрировать веселого, печального, испуганного, сердитого, удивленного мальчика (девочку). Каждое эмоциональное состояние называют по мере выполнения.Выразительное средство, используемое ребенком при демонстрации указанного эмоционального состояния, обозначают знаком "+" в соответствующей графе таблицы 1.Таблица 1

Ф.И. ребенкаВеселыйПечальныйИспуганныйСердитыйУдивленный

МПМПМПМПМП





























М –мимика, П–пантомимика.Вторая серия. Ребенку предлагают назвать и изобразить героя сказки или мультфильма, который был веселым, грустным, испуганным, сердитым, удивленным. Эмоциональное состояние героя называют по мере выполнения задания или отказа от выполнения предыдущего.В таблицу 2 записывают, какой персонаж выбрал ребенок. Знаком "+" обозначают используемое ребенком выразительное средство во время изображения предъявленного героя.

21

Таблица 2

Ф.И ребенкаВеселыйПечальныйИспуганныйСердитыйУдивленныйПрМпПрМпПрМпПрМпПрМп











































М —мимика, П —пантомимика, Пр —персонаж.

Обработка данных. Анализируют использование детьми выразительных средств припоказе каждого эмоционального состояния. Сравнивают результаты первой и второй серии исследования.

ЗАДАНИЕ 2.Изучение выразительности речи. (Проводитсяиндивидуально)Ребенку предлагают произнести фразу "У меня есть собака" радостно, грустно, испуганно, сердито, удивленно.Адекватно переданную эмоцию обозначают знаком "+" в соответствующей графе таблицы 3.Таблица 3

Ф.И. ребенкаРадостноГрустноИспуганноСердитоУдивленно











Обработка данных. Делают сравнительный анализ выразительности речи у детей при передачи разных эмоциональных состояний.

ЗАДАНИЕ 3.Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций. (Проводится индивидуально.)Ребенку предлагают карточки с графическим изображением радости, горя, страха, гнева, удивления. Предъявляют их по одной с вопросом: "Какое это лицо?"

22

Ответы детей записывают в таблицу 4.



Таблица 4

Ф.И. ребенкаРадостьГрустьСтрахГневУдивление











Обработка данных. Выясняют, как воспринимают дети графические изображения эмоциональных состояний. Сравнивают графические изображения по сложности восприятия их детьми.ЗАДАНИЕ 4.Изучение понимания детьми эмоциональных состояний людей. (Проводится индивидуально, в двух сериях.)Первая серия. Ребенку предлагают ответить на вопросы:—Когда бывает интересно?—Когда человек удивляется?

Когдачеловек получает удовольствие?

Когдабывает стыдно?

—Когдабывает страшно?—Когдачеловек злится?

Когда бывает радостно?

Когда у человека горе?Каждый следующий вопрос задают после ответа ребенка на предыдущий. Ответы заносятся в таблицу 5.Таблица 5

Ф.И. ребенкаОтветы ребенка





23

Вторая серия. Ребенку предлагают ответить на вопросы:

Как ты думаешь, почему детям больше нравятся книги с картинками?

Что произойдет с человеком, если он увидит на березегруши?

Что ты чувствуешь, когда ешь любимую конфету?

Как ты думаешь, почему покраснела девочка, когда ейсделали замечание?

Что чувствует кошка, когда за ней гонится собака?

Что чувствует собака, когда другая собака утащила у неекость?

Что почувствует мальчик, если ему подарят "Денди"?

Что почувствует человек, если у него пропадет любимая собака?Каждый следующий вопрос задают после ответа ребенка на предыдущий. Ответы заносятся в таблицу 6.Таблица 6

Ф.И. ребенкаОтветы ребенка





Обработка данных. Оценивают соответствие ответов детей заданным вопросам. Сравнивают понимание детьми эмоционального состояния людей в ситуациях, обозначенных в вопросах первой и второй серии исследования.ЗАДАНИЕ 5.Изучение понимания детьми своего эмоционального состояния. (Проводится индивидуально или группой в течение нескольких дней. За один раз дети рисуют дветри эмоции.)Детям предлагают вспомнить и нарисовать ситуацию, когда они испытывали интерес,удивление, удовольствие, стыд, страх, злобу, горе, радость.Обработка данных. Оценивают содержательную сторону детских работ, расположение изображения на листе бумаги, величину изображения, использование цвета.

24Диагностика эмоциональной сферы детей 2 группыЗадание 1.Изучение особенностей использования детьми мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции.

Ф.И. ребёнкаВесёлыйПечальныйИспуганныйСердитыйУдивлённый МПМПМПМПМПАтласов Валера+

+

+

+

+

Баязитов Ильдар+

+

+

++

Бичевая Оля+

+

++

+

Гребнев Вася+

+

+

+

Грошев Виталий

++

++

+Денисова Аня+

+

+

+

+

Заятдинова Эллина

+

+

++

+

Зайнутдинов Айдар+

+

+

+

+

Коваленко Данил







Нечаева Катя+

+

++

+Нигматуллина Аделя

+

+

+

+

+Прокоповских Георгий+

+

+

+

+

Шарипов Адил+

+

+

+

+

М –мимика, П –пантомимка.

Задание 2.Изучение выразительности речи.Ф.И. ребёнкаРадостноГрустноИспуганноСердитоУдивлённоАтласов Валера++++

Баязитов И льдар++++

Бичевая Оля+++++Гребнев Вася+++++Грошев Виталий+++++Денисова Аня++

+

Зиятдинова Эллина+++++Зайнутдинов Айдар++

+

Коваленко Данил



Нечаева Катя++

++Нигматулина Аделя+++++Прокоповских Георгий++

+

Шарипов Адил++

+

Задание 4.Изучение понимания детьми эмоциональных состояний людей.Первая серия.1.Когда бывает интересно?2.Когда человек удивляется?3.Когда человек получает удовольствие?4.Когда бывает стыдно?5.Когда бывает страшно?

256.Когда человек злится?7.Когда бывает радостно?8.Когда у человека горе?

Ф. И. ребёнкаОтветы детейАтласов Валера1. на улице

2.

3. в Египте

4. когото обидит

5. в темноте, в лесу

6. бьют, обзывают

7. купят (животное)

8. бьютБаязитов Ильдар1. везде

2. новое

3. купят игрушку

4. чтото плохо сделал

5. никогда

6.обидят

7.на празднике, на шашлыках

8. Бичевая Оля1. в «Светлячке»

2. увидит чтото необычное

3. в цирке, в Макдональсе

4.

5.

6. ударят

7. на дне рождении

8. Гребнев Вася1. в зоопарке

2.сам летишь

3. расслабляешься

4. обидел людей

5.день рождение

6. в темноте, чтото шевелится

7.день рождение

8.потерялсяГрошев Виталий1.чтото узнаёшь новое

2.волшебному

3.играть в компьютер

4.сделал не правильно

5.

6.деруться

7.играть, баловаться с папой

8.ктото умерДенисова Аня1.на улице, на празднике

2.увидит чтото большое

3.съест конфету

4.

5.когда обижают

6.чтото не получается

26

7.прыгаем,танцуем с мамой

8.чтото потерялЗиятдинова Элина1.где весело

2. новое

3.когда веселье

4.чтото порвала, разбила

5.в темноте

6.когда кричат

7.на праздниках

8.Зайнутдинов Айдар1.на улице

2.в цирке

3.

4.стал грязным

5.одному

6.

7.на улице

8.обижаютКоваленко Данилвременно отсутствует

Нечаева Катя1.день рождение у когото

2. чтото интересное, непонятное

3.

4.сделаю не то, наругают

5.динозавры

6.сделаешь чтото неправильно

7.в припрыжку на улице

8.Прокоповских Георгий1.чтото узнаёт

2.чемуто научился

3.

4.чтонибудь не делает

5.ктото злится

6.

7.гуляет

8.не делают как надоШарипов Адил1. заниматься каратэ

2.увидел чтото впервые

3.от радости

4.

5.

6.обижают

7.когда выигрываешь

8.когда заболел

Задание №5.Изучение понимания детьми своего эмоционального состояния. (См. Приложение №2).

27Приложение №3

Памятка для педагогов по созданию предметно –пространственной среды на занятиях.Психолого педагогические исследования В.В.Давыдова, Л.Б.Перевезева, В.А.Петровского определили требования к предметно –пространственной среде образовательного процесса.Для достижения цели проекта, необходимо придерживаться следующих требований:1.Предметно –пространственная среда должна быть:

сменяемой;

разнообразной;

вариативной;

динамичной.2.Предметно –пространственная среда не должна быть завершённой, застывшей, её необходимо периодически преобразовывать, обновлять для стимуляции творческой и интеллектуальной активности детей. 3.В создание среды необходимо активно включать детей. Это способствует формированию осознанного отношения ребёнка к среде.4.Предметно –пространственная среда должна быть организована таким образом, чтобы материалы и оборудование, необходимые детям, были: в поле зрения;доступны.5. Вместе с тем необходимо приучать детей все материалы убирать на место. Во–первых, потому, что порядок во всём обеспечивает уют и красоту, радует глаз, создаёт хорошее настроение. Во–вторых, потому, что материалы и предметы могут понадобиться для занятий другим детям.6. Предметно –пространственная среда должна соответствовать возрастным, психофизиологическим особенностям детей.7.Развивающий эффект театрально –игровой мини –среды зависит не столько от условий, сколько в большей мере от характера общения педагога с ребёнком, от ситуации, заданий, способов, стимулирующих эмоциональное развитие ребёнка, его творческого мышления, самостоятельности.8. Характер организации образовательной среды, а значит и особенности планировки и оборудования кабинета определяется той учебновоспитательной моделью, которая лежит в их основе –личностно ориентированная образовательная среда.9.Учитывая изменяющиеся интересы детей, появляющиеся у них конструктивные идеи и предложения, предметно –пространственная среда пополняется новыми атрибутами, реквизитами, декорациями, играми.Приветствуются атрибуты, сделанные детьми своими руками.В соответствии с выше перечисленными требованиями в кабинете «Театр»создана комфортная предметно –пространственная среда, предоставляющая воспитанникам оптимальные возможности для проявления самостоятельности, для практического овладения жизненными навыками, для индивидуальной, групповой, коллективной работы на занятии.

28Приложение №4Занятие по проекту:Развитие эмоциональной сферы воспитанников посредством организации прндметнопространственной среды на занятиях «Театр» школы раннего развития «Светлячок».

Тема занятия: Магазин заводных игрушек.

Целизанятия:1. Воспитывающая воспитывать эмпатийные отношения между детьми.2. Обучающая учить вести диалог; учить передавать точные выразительные движения и согласовывать их с музыкой.3. Развивающая развивать творчество, воображение; развивать способность проявлять себя в ситуации свободного выбора (выбор роли, выбор музыкального сопровождения, выбор костюма, маски, эмоции, сценического пространства). Предполагаемые результаты1. Ребенок осваивает умения:Договариваться;Быть вежливым;Выслушивать друзей;Регулироватьсвое поведение в соответствии с схемамисигналами;Оценивать свое настроение.2. Ребенок:Точно передает движения;Осваивает умение передавать свои чувства с помощью выразительных движений;Активно участвует в сюжетноролевой игре;Высказывает свои суждения.3. Ребенок развивает:Умение составлять пиктограмму эмоций;Умение быть ответственным за свой выбор;Умение проявлять самостоятельность в работе;Развитие творчества и воображения в выборе роли, музыкального сопровождения, костюма, маски, эмоции, сценического пространства.Предметнопространственная среда:основная –театральноигровая;вспомогательные –костюмерная, художественная мастерская.Оборудование и материалы:

красивая коробочка с игрушками (меховыми, тряпичными, пластмассовыми, резиновыми, железными) и ключик для заводной игрушки.

карточки на каждого ребёнка с буквами (ж железная игрушка, р резиновая, п пластмассовая, м мягкая);

карточки на каждого ребёнка с изображением скрипичного ключа и разных эмоций (пиктограммы: радость, грусть, удивление, злость);

силуэты куколавтопортретов на каждого ребёнка;

фломастеры (6 цветов) на каждого ребёнка;

игры на ковролине («Азбука настроения»).Музыкальное сопровождение:П. И. Чайковский «Детский альбом» («Болезнь куклы», «Новая кукла»,«Марш оловянных солдатиков»), «Вальс». Песня из мультфильма «Мы едем, едем, едем в далёкие края».

ХОД ЗАНЯТИЯ:1.Мотивационноориентированный аспект занятия.

29Мотивационная готовность и положительный эмоциональный настрой воспитанников к работе на занятии.*Этот этап занятия проходит в театральноигровой зоне.а) приветствие в кругу;б) беседа о любимых игрушках (обратить внимание из чего сделаны игрушки);в) играпревращение «Вокруг себя повернись в любимую игрушку превратись», игра на напряжение и расслабление мышц «Деревянные и тряпичные куклы» музыкальное сопровождение. (Создание ситуации успеха для неуверенных детей, поощрение, погладить по голове, отметить оригинальность позы, движения).Сегодня на занятии мы должны научиться точно передавать выразительные движения игрушек и правильно соотнести их с музыкой (вывесить схемусигнал на мольберт). А какими мы должны быть, чтобы у нас всё получилось? (схемысигналы: внимательными, уметь выслушивать друзей, договариваться, быть вежливыми и дружными). 2. Содержательный и организационный аспекты занятия.

Вы знаете, хоть я и взрослая, у меня есть игрушки, которые у меня сохранились и сейчас ими играют мои дети. Хотите посмотреть? Я сейчас оченьочень быстро принесу. (В спешке случайно роняю коробку с игрушками, и все игрушки рассыпаются).

Ой, извините, как же это так получилось? (не надо торопиться). Игрушек так много, что мне придётся целый час их рассортировывать, чтобы повнимательнее их рассмотреть. (Выдержать паузу, может дети сами предложат помощь.)

А можно вас попросить помочь? Спасибо, вы настоящие друзья. Игра «Из чего сделана игрушка?» (определить из чего сделана игрушка, и поставить её к соответствующей карточке ж железная, п –пластмассовая, р –резиновая, м –мягкая). Можно попросить 12 детей проверить правильно ли выполнено задание. Обязательно поощрение детей.У детей вызывает интерес ключик от заводной игрушки (ключик есть, а заводной игрушки нет). Педагог предлагает отправиться в магазин заводных игрушек, чтобы найти игрушки с самыми интересными движениями и нарядами. (Сели на стульчики).

А вы видели когданибудь заводные игрушки? Чем они отличаются от простых игрушек? А какие движения могут быть у заводных игрушек? А из чего могут быть сделаны заводные игрушки? Могут ли эти игрушки быть музыкальными? Послушайте музыку, и постарайтесь догадаться какая игрушка и как может двигаться под эту музыку? Почему? (Выполняют движения все дети. Выслушиваются ответы детей после каждой музыкальной композиции).Игра на развитие выразительных движений «Магазин заводных игрушек».Создана ситуация выбора* (введены костюмерная зона и зона «Театральная мастерская»). Создание условий для эмоционального и творческого самовыражения воспитанников средствами создания художественного образа*.

выбор роли (покупатель, продавец, игрушка);

выбор костюма, реквизита (в костюмерной зоне);

выбор карточек (из чего сделана игрушка, какая мелодия поможет сопровождать движение игрушки);Пока дети, которые выбрали роль игрушки, готовятся в костюмерной зоне, дети, выбравшие роль покупателя работают в художественной мастерской, составляя пиктограмму эмоции игрушки, которую они хотят купить. Знакомство воспитанников с многообразием человеческих эмоций*. Именно здесь есть возможность поговорить о том, как вести себяв магазине, как культурно и вежливо *Введение технологической цепочки действий на занятии.

30разговаривать с продавцом, какие вопросы можно задать продавцу. При этом разговоре должен присутствовать и сам «продавец», и определить какие ценные качества должны быть у продавца.Во время игры следует задавать вопросы:

Чем тебе понравилась эта игрушка?

Для кого покупаешь игрушку?

Как с ней можно играть?Эти вопросы может задать и продавец.«Покупателю» необходимо расплатиться с «продавцом», соотнести свою пиктограмму с купленной игрушкой.«Продавцу» нужно правильно вести диалог, заводить ключиком (из коробки) «игрушку», упаковать игрушку в «коробку» и «завязать бантик» (имитация движений).Итог игры: Как удалось изобразить такие красивые заводные игрушки?

Чем «продавец» был похож на настоящего продавца?

Что помогло «покупателю» быстро выбрать заводную игрушку?Телефонный звонок.

Ой, какая грустная, печальная музыка звучит. Послушайте. (П. И. Чайковский «Болезнь куклы»). Что вы чувствуете, когда звучала эта музыка?Этот звонок из кукольной мастерской. Срочно отправляемся на подмогу. Я уверенна, что вы отличные мастера.Танец «Весёлые путешественники».Игра на развитие выразительных движений и эмоций «Кукольная мастерская». ( Детям, которые в предыдущей игре были «покупателями», предлагается роль игрушки, кто был «игрушками» мастерами).Под музыку П. И. Чайковского «Болезнь куклы» дети«игрушки», выражают свои чувства, эмоции с помощью выразительных движений.Под музыку П. И. Чайковского «Новая кукла» детимастера «находят поломку и производят ремонт «игрушки».Педагогом комментируются оригинальные выразительные движения.Вопросы: Как чувствуют себя сломанные игрушки? А когда их отремонтируют?

Что почувствовали «мастера», когда отремонтировали «игрушки»?

Как нужно обращаться со своими игрушками? Почему?Поощрение детей. Выделить ценностные человеческие качества, опираясь на индивидуальность ребёнка.На этом этапе учитывается индивидуальность ребёнка (психофизические особенности).3. Результативность занятия.Введена рефлексия*достижения результата.Самооценка воспитанниками собственной деятельности. Дети переходят в художественномастерскую зону.Детям предлагается выполнить куклуавтопортрет. На одной стороне нарисовать своё настроение, а на обратной нарисовать красный кружочек, если ребёнок считает, что он постарался выполнить все правила занятия и выразительные движения соответствовали музыке; синий –если чтото не удавалось (узнать что).Занятие заканчивается в театральноигровой зоне. Дети стоят в кругу с кукламиавтопортретами. Итог занятия.

Чем мы занимались на занятии?

Чему научились?

Что помогло точному выполнению выразительных движений?

Каким нужно быть, чтобы суметь договориться со взрослыми и друзьями?Для рефлексивных умений детей нужна рекомендательная функция педагога Давай вместе подумаем, почему у тебя сегодня так хорошо всё получилось. Следует 31оценить сотрудничество детей. Предложить детям поиграть дома в игру «Магазин заводных игрушек» с родителями и вместе сделать атрибут любимой игрушки. Взаимодействие с родителями. Ребенок –родитель –педагог*.4. Информационный аспект занятия.В разные игрушки мы превращались, но вот такой (педагог достаёт из коробочки куклу «бибабо») мы не были, и не будем. С этой куклой на следующем занятии мы отправимся в кукольный театр, где будем прекрасными кукловодами.



32Приложение №5

Бланк наблюдения за воспитанником (200_200_ уч. год)

(Ф.И. воспитанника)

№Показатели и критерии наблюденияДата наблюденияКритериальная шкала











НереализованоЧастичнореализованоПолностью реализованов меньшей мерев большей мере1.Эмоциональный фон:













2.

Произвольность управления собственным эмоциональным состоянием:













3.Диапазон эмоциональных переживаний, эмоциональная подвижность.













Н –низкий уровень, С –средний уровень, В –высокий уровень.39Приложение №6

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕПОЧКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКА



Цель: обеспечить включенность детей в работу на занятии, активизировать познавательную деятельность, уравновесить эмоциональное состояние группы, создать комфортные условия образовательного процесса, создать ситуацию успеха, новизны, удивления, актуальности.Цель: научить детей распознавать эмоциональное состояние по различным выразительным средствам (мимике, пантомимике, интонации).Методы: «Пиктограммы», игры «Шары настроения», «Облака».Цель: формирование волевых качеств, эмпатийных отношений, умения оценивать и анализировать свои поступки, осознание необходимости выполнять правила этикета.Методы: режиссерские игры, игры –драматизации, нравственная беседа, кукольный театр.



Цель: учить преодолевать трудности, получить успешный результат, оценивать эстетические достоинства предметов среды и свои личностные качества.Цель: познание детьми самих себяМетоды: стенд «Тилитили, траливали», ковролин (оценочные шары), куклаавтопортрет.Цель: познакомить родителей с развитием эмоциональной сферы детей и влиянием ее на личность ребенка.Методы: совместные праздники, консультации.

1. Мотивационная готовность и положительный эмоциональный настрой воспитанников к работе на занятии

2. Знакомство воспитанников с многообразием человеческих эмоций3. Создание условий для эмоционального и творческого самовыражения воспитанников средствами создания худ. образа

4. Создание ситуации выбора на занятиях

5. Рефлексия6. Взаимодействие с родителямиРебенокродителипедагог

40ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕПОЧКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКА

МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ И ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ НАСТРОЙ ВОСПИТАННИКОВ К РАБОТЕ НА ЗАНЯТИИЗНАКОМСТВО ВОСПИТАННИКОВ С МНОГООБРАЗИЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЭМОЦИЙСОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО И ТВОРЧЕСКОГО САМОВЫРАЖЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ СРЕДСТВАМИ СОЗДАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗАСОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ ВЫБОРА НА ЗАНЯТИЯХРЕФЛЕКСИЯВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ.РЕБЕНОКРОДИТЕЛИПЕДАГОГ

40Приложение №7ПРЕДМЕТНОПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА В КАБИНЕТЕ «ТЕАТР»Основные зоны: театральноигровая, «Золотой ключик».Вспомогательные зоны: костюмерная, театральная мастерская, «Речевичок», уголок волшебства, ТСО.

ТСОСЦЕНАУГОЛОКВОЛШЕБСТВА

КОСТЮМЕРНАЯРЕЧЕВИЧОКТЕАТРАЛЬНАЯ МАСТЕРСКАЯТЕАТРАЛЬНОИГРОВАЯЗОНА«ЗОЛОТОЙКЛЮЧИК»(кукольный театр)