Рабочая тетрадь как средство оптимизации самостоятельной работы студентов по дисциплине Фармакология

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Иванова Л. Ю. Рабочая тетрадь как средство оптимизации самостоятельной работы студентов по дисциплине Фармакология // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 81–85. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53018.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам организации самостоятельной работы студентов специальностей 060101 Лечебное дело, 060501 Сестринское дело СПО по дисциплине Фармакология с использованием рабочих тетрадей.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
ИвановаЛариса Юрьевна, преподаватель Областногообразовательногоавтономногоучреждениясреднего профессионального образования

«Елецкий медицинский колледж»,г. Елецlarlion@yandex.ru«Рабочая тетрадь как средство оптимизации самостоятельной работы студентовпо дисциплине Фармакология»Аннотация. Статья посвящена вопросам организации самостоятельной работы студентов специальностей 060101 Лечебное дело, 060501 Сестринское делоСПО по дисциплине Фармакология с использованием рабочих тетрадей. Ключевые слова: рабочая тетрадь, самостоятельная работа студентов, индивидуализация, оптимизация, активизация.

Основными задачами профессионального образования является подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на основе мировых стандартов,готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования.Решение этих задач невозможно без повышения роли самостоятельной работы студентов надучебным материалом, усиления ответственности преподавателей за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста студентов, воспитание их творческой активности и инициативы.Увеличение доли самостоятельной работы студентовтребует соответствующей реорганизации учебного процесса, модернизации учебнометодической документации, разработки новых дидактических подходов для глубокого самостоятельного освоения учебного материала[1].

В свете требований ФГОС СПО особое значение в учебном процессе, направленном на подготовку средних медицинских работников, приобретает формирование у студентов навыков самостоятельного умственного труда, характеризующегося внедрением в практику более совершенной методики обучения, обеспечивающей повышение качества учебной работы. Это тем более важно, что, какие бы знания и в каком объеме не получали наши студенты на занятиях, эти знания имеют необходимую тенденцию быстро устаревать, отставать от потребностей жизни. Наша цельнаучить студентов учиться самостоятельно, приобретать знания из различных источников информации самостоятельным путем, овладеть как можно большим разнообразием видов самостоятельной работы.Самостоятельная работаэто один из наиболее существенных факторов формирования творческой личности, целеустремленной и настойчивой в достижении вершин профессионального обучения.Перед педагогами встают вопросы, как рационально организовать самостоятельную работу студентов, увеличить объем самостоятельной учебной деятельности каждого на всех этапах процесса обучения?В поисках ответов на эти вопросы в последнее время делается попытка разработатьи применить в учебном процессе так называемыерабочие тетради,т. е. дидактические пособия, позволяющие эффективно организовать самостоятельные занятия обучаемых и обеспечивающие повышение их познавательной активности[2].

Существенный вклад в разработку рабочих тетрадейвнесли Алтухов Б.Н., Громов А.П., Тилюпо Н.И., Смолина М.Н., Корнеева А.О. и др. Начали они эту работу еще в 1960е годы, разработав специальные дидактические материалы по русскому языку и математике[3].

Большую работу по разработке рабочих тетрадей для учащихся проводил педагогический коллектив техникума связи г. Москвы под руководством директора техникума Ю.Г. Моисеева. Ими разработаны рабочие тетради по предмету «Электропитание устройств связи», «Теория передачи сигналов электросвязи», «Автоматическая коммутация», «Анализ хозяйственной деятельности» (по специальностям 0101 «Экономика и планирование в отраслях народного хозяйства» и 0102 «Бухгалтерский учет, контроль и анализ хозяйственной деятельности»)[4].

Рабочие тетрадипериодически разрабатывались по отдельным учебным предметам, эпизодически использовались на занятиях, а затем на долгие годы исчезали. Большинство из них были использованы при исследовании ряда вопросов повышения эффективности учебного процесса на основе развития способности учащихся самостоятельно приобретать знания.

Пособия прежних лет были несовершенны: чаще всего они представляли собой краткие сборники задач;в них отсутствовала вариативность заданий; они редко ориентировали учащихся на усвоение теоретических понятий. В конце прошлого векапоявилосьновоепоколениерабочих тетрадейдля школ. Их изготовили и предложили школьникам IXIклассов авторы комплексного образовательного проекта «Шаг за шагом»[5].Кроме того, издательство «Просвещение» выпустило «Тетради по математике» для первоклассников» (автор Н.Н.Моро).Педагоги Института проблем развития СПО разработали специальные дидактические материалы рабочие тетради по русскому языку, на основе которых организовали самостоятельное изучение и первичное закрепление учащимися новых знаний.Изучение психологопедагогической литературы, научных исследований, анализ массового опыта работы учреждений среднего профессионального образования показали, что, несмотря на безусловную ценность и оригинальность имеющегося опыта, организация самостоятельной работы студентов и ее методическое обеспечение еще не достаточно используется в системе профессиональной подготовки будущих медицинских работников.Преподаваниедисциплины «Фармакология» в Елецком медицинскомколледже в последние годы от жесткой системы обучения перешло к более гибкой, мобильной, которая помогаетликвидировать противоречия между стабильным и меняющимся содержанием учебного материала. Учебный процесс обеспечивает возможность приспособления содержания и путей его усвоения к индивидуальным способностям и возможностям студентов с учетом приоритетных целей, их запросов и интересов в самоопределении и саморазвитии.Такая переориентация образовательного процесса внесла изменения в структуру организации процесса обучения, его содержание, систему контроля и оценки знаний, потребовала обновления всего информационнометодического материала в содержательном и структурном планепо дисциплине.Медицина неустанно развивается, совершенствуются новые методы лечения и диагностик. В связи с этимнеобходимоеще в стенах учебного заведения приучить будущих медиков к самостоятельной работе. Они должны уметь быстро принимать решения, хорошо ориентироваться в справочниках, специальной литературе, медицинских пособиях.Чтобы подготовить высококвалифицированного специалиста, мало применять прогрессивные методы обучения, необходимо научить студентов рациональным методам организации умственного труда, пробудить в нем желания постоянно углублять свои знания. Мы знаем, что успешное обучение зависит не только от прилежания и работоспособности студентов, но и связано с организацией учебного процесса и его методическим обеспечением.

Нами разработаны пособиядля самостоятельной работы в видерабочих тетрадей по дисциплине «Фармакология»для студентов и преподавателеймедицинских училищ и колледжей.Рабочие тетради

отвечают следующимтребованиям:



возможностьсистематизировать материалразличных типов пособий;

открытостьдля дополнений и расширений;

обеспечениестудентов необходимым уровнем знаний и уменийв соответствии с ФГОС;

облегчение усвоение студентами учебного материала;

возможность индивидуализации обучения;

совершенствованиеконтроляи самоконтроля;

обеспечениевзаимосвязимежду аудиторной и внеаудиторной работой;

повышение результативностиучебного процесса.Специфика рабочей тетради по дисциплине «Фармакология»заключается в том, что в отличие от большинства других пособий, которые носят информационный характер, иликонтролирующий, она являетсядидактическим комплексом, предназначенным для самостоятельной работы студентов в колледже и дома непосредственно на ее страницах. Очевидно, рабочая тетрадь должна совершенствовать методику обучения, технологию учебного процесса в колледже. Поэтому она не заменит учебник по дисциплине. Это его дополнение, дидактический материал к нему. Рабочая тетрадь разрабатывается в полном соответствии с требованиями ФГОС специальностей 060101 Лечебное дело, 060501 Сестринское дело СПОи содержит разделы «Внеаудиторная самостоятельная работа студентов» и «Аудиторная самостоятельная работа студентов».Материал раздела «Внеаудиторная самостоятельная работа студентов» изложен в следующей последовательности:

цель самоподготовки;

вопросы для изучения;

задания различных видов и типов;

средства для самоподготовки (список литературы, перечень наглядных средств обучения и др.);

вопросы для самоконтроля.Приступая к подготовке кзанятию, студент должен:

изучить цель самоподготовки;

повторить исходный материал по фармакологии и смежным дисциплинам;

изучить тему по указанной литературе, используя план изучения;

выполнить предложенные по теме задания, решить задачи, ответить на вопросы, тестовые задания, ответив на которые, можно определить уровень подготовки по теме;

отметить неясности и подготовить вопросы для преподавателя.Раздел «Аудиторная самостоятельная работастудентов» включает информационный блок, блок «Контроль исходного уровня знаний», экспериментальный блок, проблемный блок, блок «Контроль за усвоением полученных знаний и умений», приложения и литературу.Созданные намирабочиететрадиобладают рядом преимуществ. 1.Каждый студент включается в активную и эффективную учебнопознавательную деятельность, работает с дифференцированной по содержанию и степени помощи программой.2. Рабочие тетради формируют у студентов мыслительные навыки и умения; помогают разрабатывать умение преодолевать трудности для достижения намеченных целей.3. Рабочие тетради обеспечивают индивидуализацию обучения для каждого студента, исходя из его уровня знаний и умений и предыдущего обучения путем комбинирования необходимыхзаданий, таким образом, идет индивидуализация учебного процесса, в том числе контроля, самоконтроля, коррекции, консультирования, степени самостоятельности.4. Студент имеет возможность в большей степени самореализоваться, что способствует мотивации обучения.5. Данные пособия гарантируют каждому студенту освоение стандарта образования и продвижения на более высокий уровень образования, так как в них заложен гибкий подход, основанный на конкретной потребности обучающегося.6. Постоянная проверка результатов своей деятельности каждым студентом, сравнение своих ответов ипрактических действий с алгоритмамии текстами для самопроверки содействует ускорению понимания новых знаний и формированию первоначально правильных умений применения знаний на практике.7. Принципиально изменилась роль преподавателя в учебном процессе. Преподаватель становится организатором процесса обучения и консультантом в ходе выполнения работ студентами.8. По мере изменений требований сферы труда в рабочую тетрадь могут быть оперативно внесены необходимые изменения.9. Создается ощущение успешности у каждого обучающегося самой организацией учебного процесса, в рамках которой обучающийся может и должен сам управлять своим обучением, он приучает его брать ответственность за собственное обучение, а в дальнейшем за собственный профессиональный рост.Таким образом, рабочая тетрадь является средством обеспечения стандартизации и индивидуализации обучения.Включение студентов в работу с тетрадями значительно увеличивает объем самостоятельной деятельности всех студентов. Индивидуальные задания вызывают у каждого студента чувство ответственности, удовлетворения, способствуют формированию познавательных интересов, креативных способностей, умения оценивать и соизмерять свои индивидуальные способности и возможности, проявлять инициативность, самостоятельность, реализовывать личностный потенциал[6].Повышению активностистудентов способствуети то, что налицо результаты деятельности, т. к. работа с дидактическими материалами ставит каждого обучаемого в ситуацию открытости для всех.Здесь уже не спрячешься, не затаишься, не создашь видимость работающего студента. Здесь все работают, и деятельность каждого проверяется и оценивается.Наблюдение, анкетирование, эксперимент, изучение результатов деятельности показал: для студентов с высоким и средним уровнем обучаемости более продуктивно гибкое управление их самостоятельной работой (студенты самостоятельно выбирают себе задания и сами определяют формы контроля), для студентов с низким уровнем обучаемости, которым необходим постоянный текущий контроль, более результативно жесткое управление (когда преподаватель дает студентам конкретные задания, указывает формы и сроки контроля). Отдельных студентов с высоким уровнем обучаемости и владеющих навыками самостоятельной работы можно переводить на индивидуальные заданияповышенной сложности.Как видим, активизация мыслительной деятельности каждого студентадостигается благодаря нахождению их в условиях необходимости самостоятельного совершения действий, включением в процесс наблюдения, формирование выводов, проверки результатов своей работы и установкой на обязательный отчет. В итоге при такой организации самостоятельной работы с максимальной пользой, эффективно используется время внеаудиторной работы, а также рабочее время практического занятия за счет перекрываемого времени, за счет заинтересованности, увлеченности студентов, за счет исключения непроизводительных, не нужных приемов,таких как: беседа с опоздавшим, замечания по поведению во время занятия, призывы работать активнее. Так как студенты с первой минуты занятия и до последней вовлечены в активную творческую работу, у них возникает больше вопросов, т. е. возникает «спрос» на знания, начинается естественный процесс развития личности.Время, затраченное на правильную организацию самостоятельной работы студентов, всегда окупается благодаря тому, что знания, полученные таким образом, прочнее, а главное приобретенные навыки учебного труда в дальнейшем облегчают выполнение как аудиторных, так и домашних заданий.Внедрение рабочих тетрадей впрактику учебного процесса позволяет решить следующие задачи: эффективноеразвитие мышления студентов; обеспечениеболее прочнымусвоениемтеоретических знаний, а также приобретение общих и профессиональных компетенций; формирование у студентов уменийи навыков самообразования и самоконтроля.Использование рабочих тетрадей для самостоятельной работы способствует стандартизации и индивидуализации обучения.Таким образом, можно прийти к следующим выводам:1. Недостатки нетрадиционной системы обучения по предметному обучению очень существенны и неадаптированны к современным требованиям усовершенствования качества подготовки профессиональных специалистов.2. Для внедрения новейших достижений в области педагогики, психологии и компьютерной технологии обучения необходимо обратить особое внимание на разработку учебнометодических пособий с учетом компетентностного подхода.3. Самостоятельная работа студентов способствует прочному закреплению приобретенных знаний, их углублению и расширению, воспитанию культуры умственного труда, воспитанию чувства ответственности за выполнение учебных заданий, трудолюбия, настойчивости и упорства в достижении цели. 4. Навыки самостоятельной работы у будущих медиков нужно формировать систематически в процессе теоретических, практических занятий и во внеурочное время.5. Рабочая тетрадь должна совершенствовать методику обучения, технологию учебного процесса в колледже.6.Совершенствование рабочих тетрадей и учебного процесса это не разовое мероприятие, а постоянная деятельность средних специальных учебных заведенийпо учету, с одной стороны, накапливаемых педагогической наукой знаний о закономерностях обучения и воспитания, а с другой данных практического педагогического опыта, являющегося естественной опытной базой по проверкеэффективности имеющихся рабочих тетрадей на практике.7. Рабочие тетради и учебная программа построены на основе идентичных дидактических требований:

они должны составлять единый непротиворечивый комплекс с Федеральным государственным образовательным стандартом, квалификационной характеристикой выпускника. Это значит, что в основе всех этих документов должна лежать единая педагогическая концепция и единый государственный подход к содержанию дисциплины;

должны обеспечивать выработку общих и профессиональных компетенцийи возможность индивидуального самосовершенствования и саморазвития студентов;

должны обеспечивать единый подход к аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работе и давать единую содержательную базу для этого;

обеспечивать единство обучения и контроля;

обеспечивать цельное представление об изучаемой дисциплине, быть отчетом о продвижении студентов в области познания дисциплины и программой для его дальнейшего доучивания.8. Рабочая тетрадь является «выжимкой» из многочисленных учебных пособий и представляет собой цельное, комплексное изучение темы, с индивидуальным отражением этой темы в сознании и деятельности студентов. 9. Система составления и расположения заданий в рабочих тетрадях приучает студентов вдумчиво относиться к выполнению работы, нацеливает их строго следовать определенной последовательности в учебной деятельности. 10. Проверка каждым студентом своих действий (как умственных, так и практических) содействует активизации их мыслительной деятельности, развивает внимание, наблюдательность, мобилизует память, желание безошибочно выполнять задания, поддерживает интерес, предупреждает появление ошибок, облегчает осуществление обратной связи.11. Самоконтроль активизирует познавательную деятельность студентов, воспитывает сознательное отношение к проверке, способствует выработке уметь находить и исправлять ошибки. Все это необходимо для формирования навыков самообразования.12. Использование самопроверки, вызывая интерес к изученному материалу, положительно сказывается и на настроении студентов, развитии их познавательных способностей, на качестве усвоения нового материала.13. Работа с тетрадями является одним из направлений личностноориентированного обучения, направлена на развитие аналитических способностей, интеллекта, памяти, речи, креативных способностей, а в конечном итоге на улучшение освоения студентами учебного материала в соответствии с требованиями ФГОС.14. Рабочая тетрадь является средством обеспечения стандартизации и индивидуализации обучения.15.Рабочие тетрадивносят полезное разнообразие в учебный процесс, содействуют активизации внимания студентови оптимизации их самостоятельной работы.16. Главная функция рабочих тетрадей обеспечение условий для профессионального саморазвития и самореализации личности.17. Функции преподавателяна занятиях сводятся не к простому «накачиванию» студентов знаниями, а к консультационно координирующей.Поэтому, рабочую тетрадь следует использовать для самостоятельной работы студентов, как в аудиторное, так и во внеаудиторное время:1. для их самоподготовки к занятиям;2. при проведении практических занятий по дисциплине.Особенно значимо их использование там, где от студентов требуется овладение минимальным стандартом умений выработать свой индивидуальный стиль и там, гдесодержание дисциплины быстро меняется, так как бурное развитие современной фармакологии и фармацевтической промышленности привело к развитию огромного числа лекарственных средств и расширило возможности практической медицины в фармакотерапии многих заболеваний. В этих условиях особенно важно понимание и знание современной классификации лекарственных средств, характера и механизма действия каждой из групп препарата, представление о возможности использования этого действия для лечения больных, знание наиболее важных показаний, противопоказаний, типичных побочных эффектов и способов применения для каждой группы препаратов.Поэтому необходимость разработки рабочих тетрадей по фармакологии не вызывает сомнения.Не все ещепроблемы создания современных рабочих тетрадейразрешены педагогической наукой, и в этих условиях приходиться применять решения на основе опыта, интуиции или самостоятельных исследований, а поэтому и созданные рабо чие тетради в разных образовательных учреждениях СПОи по разным дисциплинам, специальностям будут отражать их специфику. Создание современных рабочих тетрадей дело времени, затраты которого зависят от объема дисциплиныи числа квалифицированных разработчиков, однако в любом случае необходимо учитывать некоторые естественные стадии развития рабочих тетрадей как психологопедагогического объекта.

Ссылки на источники1. «Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений» письмо Минобразования РФ от 27.11.02. № 1455996 ИН /15 С.96.2. Казакова А.Г.Организация самостоятельной работы студентов. М.,1995.3. Казакова А.Г. О дидактическом материале для самостоятельной работы учащихся при ознакомлении с новым материалом.// Новые исследования в педагогических наукахМ.,1972, № 5, С. 103. 4. Преображенская Н. Г.Новое поколение рабочих тетрадей //Педагогика 1996№1, М., С. 3134).5. Серия рабочих тетрадей образовательного проекта «Шаг за шагом».М.: Издательство гимназия «Открытый мир», 19951997. 5254с.6. Сластенин В.А., Подымова Л.С.Педагогика: инновационнаядеятельность. М., 1997.С.208209.

Ivanova Larisa YurievnaTeacher at the Regional educational autonomous institution of secondary professional education «Yelets medical college», Yelets, Russialarlion@yandex.ru

Work book as a means of optimizing the independent work of students in the discipline of PharmacologyAbstract. Article is devoted to questions of the organization of independent work of students of specialties 060101 Curative affair, 060501 Nursing affairof secondary professional education (SPE) on discipline Pharmacology with use of workbooksKeywords: workbook, independent work of students, individualization, optimization, activization.