Осилит дорогу идущий

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Звягинцева Е. П. Осилит дорогу идущий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 86–90. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53019.htm.
Аннотация. Статья посвящена попытке осмысления педагогических принципов и подходов на примере личного опыта автора.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
1Звягинцева Елена Петровна, Ст.преподаватель кафедры «Иностранные языки 2», Финансовый университет, Москваzv_elena@list.ru



ОСИЛИТ ДОРОГУ ИДУЩИЙ

Статья посвящена попытке осмысления педагогических принципов и подходов на примере личного опыта автора. Учитель, опыт, педагогический путь, профессиональное образование, воспитание.

Учитель, перед именем твоимПозволь смиренно преклонить колени.Н.А.Некрасов

Практический каждый роман в современной литературе начинается с предисловия, в котором упоминаются с благодарностью все те, ктопомог автору воплотить его художественный замысел в жизнь. Во время награждения премией Оскар со слезами на глазахпобедители благодарят своих близких, коллег и соратников, кто внес вклад в становление их таланта, в рождение новой успешной киноленты. Список можно продолжать, но думаю, у каждого человека есть такие люди –Учителя, Наставники кто дал толчок к развитию, кто запомнился навсегда, по кому «сверяем шаг» всю оставшуюся жизнь. К сожалению, они уходят из жизни. И пусть трудно сказать, что я достигла заоблачных высот в профессии, стала популярной или меня отмечают особыми наградами, но эта статья –дань уважения простым учителям, которые остаются в душах и памяти только своих учеников, а хочется рассказать о них многим; учителям, благодаря которым система российского образования считалась одной из самых сильных в мире; учителям, которые работали не за страх или деньги, а за совесть.Безусловно, статья не претендует на научность, но историю пишут простые люди. А простые истории миллионов –это история целой страны.

Стать учителем –моя мечта с детства. И главное мое педагогическое кредо берет свое началооттуда, из детства. Сделать обучение радостным, чтобы оно приносило ощущение праздника, удовольствия от путешествия в страну знаний всем моим студентам, чтобы каждое занятие было открытием и ожидалось с нетерпением–такое же мировоззрениебыло у многих моих учителей. Мой педагогический путь начался задолго до того, как я приняла решение поступить в пединститут. Моя мама –учитель начальных классов, и я помню еевсегдаза работой: проверка тетрадей, оформление раздаточногоматериала, изготовлениенаглядныхпособий. Многое делали и мы с младшей сестрой, помогая маме готовиться к урокам. Поэтому игра «в школу» была естественным и любимым занятием для меня. Не могу сказать того же о сестре, ибо ей всегда отводилась роль ученицы. Разница между нами в 3 года подразумевала наличие дедовщины в отдельно взятой детской, и ее бунт на корабле в заявлениях типа «Я тоже хочу быть учителем!» подавлялся мною на корню. Мне казалось, что я старше, умнее, что имею полное право руководить ею, поучать ее. Тогда, в детстве, страшно 2раздражали ее медлительность, нежелание следовать моим инструкциям, проявление строптивости. Теперь я понимаю, что это была всего лишь ширма, за которой сестра пыталась спрятаться от моего детского диктата и эгоизма. Потом случилось страшное и непоправимое горе: 9летняя сестренка умерла от менингита. Сказать, что я испытала шок –не сказать ничего. Даже сейчас, по прошествии стольких лет, во мне саднит эта боль. И теперь я понимаю, что иногда нельзя получить прощения за прошлое, даже покаявшись. Тогда я дала себе слово, что стану учителем, хорошим учителем и никогда не буду кричать на своих учеников, обижать их, постараюсь с терпимостью относиться к их слабостям. Сейчас осознаю, что так рождалась толерантность, которой я пытаюсь следовать и по сей день.Став старше, я только укрепилась в желании стать преподавателем. Иногда эта мысль возникала не благодаря, а вопреки. Помню, на меня неизгладимое впечатление произвел один случай. Литературу и русский язык у нас вела учительница, которую я обожала. Она казалась самой начитанной, умной, опытной. Однажды мы, перепутав чтото в расписании, пошли всем классом на урок немецкого языка вместо урока русского. Прошло минут 15, и вдруг все застывают в немой сцене, как у Гоголя –на пороге кабинета наш разъяренный словесник, оскорбленная до глубины души, что ееурок ученики предпочли другомупредмету. Все стали лихорадочно собирать портфели, побежали в класс литературы, а она шла следом и приговаривала: «Вы как стадо, вас только с пастухом водить». Мы, наверное, и вправдупоходили на стадо: испуганные ее гневом, жалкие, сбившиеся в кучку, молча и безропотно шли как на заклание. А у меня в душе все кипело, чувство собственного достоинства мешало слиться с толпой. Экзекуция продолжалась и в классе: зачинщиков и бунтарей надо было выявить и примерно наказать, чтоб другим не повадно было срывать уроки, чтоб советская система тотального единодушия и послушания не дала трещину в отдельно взятом классе рядовой школы. Както так получилось, что одноклассники в целях самосохранения указали на меня как на главного виновника. Я, не чувствуя за собой никакой подлости, пыталась все объяснить, но это еще больше разозлило уважаемого педагога и меня потащили в класс к учителю немецкого языка, чтобы расставить все точки над i. Огромноечувство благодарности я тогда испытала к ней, нашей немке, за то, что она не свалила вину на меня (а была ли вина?), попыталась успокоить коллегу. Мы в полной тишине возвращались в класс, притихший от страха, и обе понимали, что вот сейчас, в этот момент, умирает моя любовь к ней, рвутся невидимые духовные нити, связывавшие нас, и она теряет одну из лучших своих учениц. «Не сотвори себе кумира!» Эти слова потом надолго стали моим девизом в жизни. И я снова поклялась себе, что, став учителем, буду видеть в каждом ученике личность, уникальную и неповторимую. Так зарождался личностноориентированный подходв моей практике.Выпускные классы новой школы, куда я перешла после переезда, вспоминаю с благодарностью и теплотой. Они прошли под девизом, который я сейчас определяю как созидательнокреативную жизненную позициюучащихся и педагогов. Та внешняя (возможно, ущербная, но разрешенная) и внутренняя свобода, удивительное раскрепощениеконца 80х, вовлечение в процесс творчествакаждого из нас, создавали ауру особогоотношения к делу не только у наших педагогов, во многом новаторов, но и у нас, учеников. С благодарностью вспоминаю нашего классного руководителя –Баланову Людмилу Васильевну, учителя русского языка и литературы. Она не боялась показаться нам наивной, не знающейчегото. Мы посвящали ей опусы на День рождения, писали свои сочинения в стихах. Будучи значительно старше нас по возрасту, уже собираясь на пенсию, она не подчеркивала этой разницы, была молода душой, она не довлела над нами, хотя и была авторитетом. Не бесспорным, ибо она сама учила нас спорить, думать, не 3соглашаться, отвергать каноны и доказывать свое видение мира, оценивать себя в этом мире и стремиться найти свою нишу, свое место в нем. Ее любовь к слову, поэзии, родному языку и русской литературе, привитая и нам, до сих пор помогают облекать мысли в форму, чувствовать изящество фраз, находить оттенки и различать нюансы устной и письменной речи. Тогда я поняла, что демократичность и искренность в общении –это ключ к сердцу любого, самого педагогически запущенного ученика, а в открытую дверь всегда легче войти, чем ломиться в закрытую. Этот Педагог от Бога еще больше укрепил во мне желание стать учителем, но выбор факультета определил всетаки другой человек.Имбыла наша преподаватель немецкого языка Елизавета Мартыновна Вайланд. Она была хорошим специалистом, но в те годы, в конце 80х, знание иностранного языка не было таким актуальным, как сейчас. Особенно наплевательски относились к урокам немецкого наши мальчишки. Помню, как она страдала от того, что ктото не выполнил домашнюю работу, комуто скучно на уроке. Изо всех сил она старалась разнообразить задания, придумать какието приемы, новые формы работы, чтобы пробудить нашу интеллектуальную и учебную мотивацию. Коекто в нашем классепонял, что она очень мягкий человек и беззастенчиво этим пользовался. Иногда мне было ее жаль, но я не могла обвинять ее в мягкотелости, т.к. ее открытость подкупала. В общении с ней не было фамильярности, запанибратства, а только желание видеть достойного собеседника. Сейчас это не принято, но тогда мы, ученики, частенько бывали у нее дома, говорили «за жизнь», и я еще больше начинала уважать ее как личность. Она очень переживала за свою работу, ей казалось, что она не на своем месте, раз интерес к ее уроку не такой высокий, как хотелось бы. Мы с моей подружкой Галкой из кожи вон лезли, чтобы приободрить ее, доказать, что она самая лучшая из наших «иностранок», мы выполняли ее задания с изюминкой, творчески, не формально и видели свет, а иногда и слезы в ее глазах. Это подкупало и убеждало, что мы на правильном пути. Наше решение поступить на англонемецкое отделение возникло из чувства благодарности к Елизавете Мартыновне, нам хотелось ее морально поддержать и доказать, что ее знаний, вложенных в наши головы, вполне достаточно для поступления на один из престижных факультетов. Не забыть, как она плакала и радовалась больше нас самих, когда мы пришли к ней с победой: нас зачислили, мы –студентки! Вообще в тот год из нашего класса поступило 7 человек в педагогические училища или вузы, это говорит о многом.Мои родители никогда не лишали меня свободы выбора. Сама будучи учителем, вкусив в полной мере всех трудностей педагогического бытия, моя мама не пыталасьотговаривала меня от решения пойти по ее стопам. Воспитывая нас опосредованно, родители научили добиваться всего в жизни самостоятельно. Очень хорошо помню свой вопрос: «Куда пойти учиться? Кем бы ты хотела меня видеть?» «Прежде всего, будь человеком, дочь, и тогда ты везде будешь на своем месте», отвечала мама. Та свобода выбора друзей, решений, жизненных убеждений, спутника жизни, которую мне предоставляли родители, не могла не сказаться на моем характере и тоже повлияла на мой педагогический путь. Многое испытав, испробовав, пройдя «путь от рядового до комсостава», поработав в детском саду, школе, в профессиональном образовании(колледже), я нашла себя в вузе.Мои друзья и подруги, делающие карьеру, недоумевают: как ты, извечный лидер, школьный заводила, с таким необходимым сейчас знанием языка,продолжаешь «сеять разумное, доброе, вечное», у тебя бы получилось чтото более масштабное. А я не могу изменить своим принципам, не могу бросить все то, что составляло мою сущность, к чему я готовилась с детства. Весь опыт, багаж знаний, приобретенный за годы работы в системе образования, хочется передать молодому поколению.

4Хорошие студенты, жаждущие знаний, и вариативность форм образования –это то, что меня привлекает в стенах Финансового университета. Разнообразие учебной и внеучебной деятельности преподавателей и студентов, самостоятельная работа учащихся и использование Интернетресурсов во время аудиторной и внеаудиторной работы позволяют активизировать процесс передачи знаний от педагогов к студентам. Важным условием нашей работы является непрерывность учебного процесса: экономические классыв школах и в гимназиях при Финуниверситете, подготовительные курсы, бакалавриат и возможности продолжить обучение в магистратуре, аспирантуре, последипломное образование по программе MBA, второе высшее и т.д. Есть возможности пройти обучение на краткосрочных и долгосрочных программаху вузовпартнеров за рубежом, получить второй диплом, параллельно обучаясь в американском вузе. Но образование –ничто без воспитания. Многиев моем окружениисомневаются в том, что можно както повлиять на мировоззрение студентов, практически взрослых людей, но я придерживаюсь двух убеждений:1.как преподавательметодист не устаю повторять, что никогда не поздно начать учить иностранный язык;2.как педагог уверена, что осилит дорогу самоактуализацииидущий. Профессиональное образование без культуры, воспитания, развития личности в контексте доктрины гуманистического подходав образовании обречено оставаться неконкурентоспособным в мире и будет «штамповать» специалистовузкопрофильников. В то же время социальный заказ общества ориентирован на подготовку специалистов, способных к эффективной профессиональной коммуникации в поликультурной среде. Из этого вытекает цель работы всего нашегоколлектива сочетание профессионального образования с индивидуальными траекториями личностного развитиякаждого студента. Комплексная направленность образования в виде межпредметных связей, совместное творчество отдельных кафедр, внеаудиторная творческая и научная деятельностьпомогает вырастить, воспитать и дать знания будущим профессиональным работникам сферы экономики, управления, юриспруденции.Ведь плохие экономисты и управленцы, способные погрузить страну в пучину нищеты и хаоса –не пришельцы с другой планеты, они –наше порождение, наш брак, который может дорого обойтись. Сможет ли школьное и вузовское педагогическое сообщество нынешней России возродить в обществе желание «преклонить колени» перед наставником, давшим инструментарий и знания тебе, а, значит, и следующим поколениям? Удастся ли ему сделать так, чтобы не рубль, а духовные ценности встали во главу угла? Сумеет ли оно выпестовать желание помнить об этих ценностях, пронося и воплощая их на деле всюжизнь?Основная задача моих коллег и, безусловно, моя –научить студентов учиться, дать толчок к самопознанию и самосовершенствованию, постоянному движению дальше, выше, вперед. Вместе с нами.Потому что мы сами были учениками замечательных учителей.

Elena Zvyagintseva, Senior teacher of Foreign Language Department2,Finance University, Moscow

A WAYGOER WILL OVERCOME THE WAY

The article is dedicated to the attempt of undertaking some pedagogical principles and approaches based on the personal experience of the author’s.

5Teacher, experience, pedagogical way, professionally oriented education, fostering.