Применение арт-терапии в период адаптации первоклассников
Выпуск:
ART 53030
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Гаптрахимова
Р.
С.,
Комарова
Н.
В.,
Фаткуллина
С.
Ф.,
Рыбакина
Л.
А. Применение арт-терапии в период адаптации первоклассников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 3. – С.
141–145. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/53030.htm.
Аннотация. Автором статьи является творческий коллектив учителей начальных классов МБОУ «Сош №13» города Альметьевск. В статье рассматриваются вопросы применения арт - терапии в начальном звене общеобразовательной школы в
период адаптации первоклассников. Проанализированы характерные особенности дезадаптации школьников. Особенность статьи заключается в приведении информации об исследовании учителей и его результатах -создании арт-терапевтической программы «Подружись с собой». Приводится вывод о том , что арт-терапия имеет преимущества перед другими формами работы в период
адаптации первоклассников и указываются причины данного вывода. Авторы статьи предполагают, что часть педагогов после знакомства с данной статьей будет использовать их опыт работы.
Ключевые слова:
адаптация первоклассников, функции арт-терапии, исследование первоклассников, программа по арт -терапии, «подружись с собой»
Текст статьи
Гаптрахимова Рашида СалиховнаУчитель начальных классов, МБОУ «Сош №13», г. Альметьевск gaptrahimowa@rambler.ruКомарова Наталья ВладимировнаУчитель начальных классов, школьный психолог, МБОУ «Сош№13»,г. Альметьевск sofi20061976@mail.ruРыбакина Людмила АлександровнаУчитель начальных классов, МБОУ «Сош №13», г. Альметьевск Lex121@mail.ruФаткуллина Светлана ВладимировнаУчитель начальных классов, МБОУ «Сош №13», г. Альметьевск ms.svetlana2384@mail.ru
Применение арттерапии в период адаптации первоклассников
Аннотация Автором статьи является творческий коллектив учителей начальных классов МБОУ «Сош №13» города Альметьевск. В статье рассматриваются вопросы применения арт терапии в начальном звене общеобразовательной школы в период адаптации первоклассников. Проанализированы характерные особенности дезадаптации школьников. Особенность статьи заключается в приведении информации об исследовании учителей и его результатах создании арттерапевтической программы «Подружись с собой». Приводится вывод о том , что арттерапия имеет преимущества перед другими формами работы в период адаптации первоклассников и указываются причины данного вывода. Авторы статьи предполагают, что часть педагогов после знакомства с данной статьей будет использовать их опыт работы. Ключевые слова: адаптация первоклассников, функции арттерапии, исследование первоклассников, программа по арт терапии, «Подружись с собой».
Неоднозначная современная социальная ситуация усугубляет условия жизни ребенка и выступает для него стрессогенной.В период экономических трудностей, размытости общественных идеалов, утраты ценностных ориентиров даже взрослому современному человеку требуются мобильность, творческое освоение окружающего пространства, способность быстро перестраиваться в совершенно новых, не имеющих исторических аналогов, ситуациях.
В настоящее время по фактору стресса поступление ребенка в первый класс сравнивают с полетом человека на другую планету. Школа − это совершенно иной мир со своими законами, новыми требованиями и условиями жизни. Опыт показывает, что не вседети готовы к ним. Первоклассники даже с высоким уровнем интеллектуального развития с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение.Начало обучения в школе − один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни ребенка и в социальнопсихологическом, и в физиологическом плане, так как нарушение процесса адаптации сказывается на становлении ученика как субъекта .Школьники, у которых возникли трудности в адаптации, испытывают состояние дезадаптации − трудность приспособления к новым социальным условиям. Школьной дезадаптацией называют нарушение и трудности приспособления к новым условиям учебной деятельности и нормам школьного обучения в результате низких адаптивных способностей и, как следствие, нарушение успеваемости, поведения, межличностных отношений.На адаптацию школьника влияет и стиль эмоционального реагирования ребенка. В основе эмоционального неблагополучия ученика начальной школы лежит невозможность удовлетворить основные потребности ребенка, отражающие его внутреннюю позицию школьника: быть успешным в ведущем виде деятельности и принятым взрослыми и одноклассниками.Важным свойством, влияющим на адаптацию детей в школе, их успеваемость, является обучаемость. Под обучаемостью понимается способность ребенка к усвоению знанийи способов учебной деятельности. Отсутствие познавательной активности приводит к снижению психических функций (памяти, внимания) даже при отсутствии какойлибо патологии. В свою очередь, снижение тонуса познавательной активности неразрывно связано с мотивационной сферой, когда ребенок сталкивается с трудностями в учении, получает отрицательные оценки своей учебной деятельности. Он постепенно утрачивает желание учиться, выполнять обязанности школьника, теряет веру в свои силы и возможности.Поразному происходит адаптация к школе у детей разного пола. Например, особенности поведения на уроке. Речевая стратегия девочек направлена на межличностные взаимоотношения. В школе –это на контакт со взрослыми. Девочки будут чувствовать себя более эмоционально комфортно, если будет положительный психологический настрой на учителя. Поэтому на уроке девочки слушают и смотрят в глаза учителю. Мальчики при прослушивании нового материала могут смотреть в парту или перед собой, чтото рисовать. Они лучше выполняют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи, у них лучше развито творческое мышление. Поэтому у мальчиков адаптация пройдет успешнее, когда в урок включены нестандартные задания, проводятся проблемные уроки, на которых они сами могут находить решения и выдвигать новые решения.Для того чтобы помочь ребенку стать успешным и благополучным членом общества, необходимо создать соответствующую среду, развивающую и обогащающую необходимым опытом.Поэтому задача современной школы заключается не только в приобщении учащихся кценностям общества, но и адаптации к окружающей действительности. В современной науке термин «адаптация» выступает многоаспектным, проявляющимся на всех уровнях жизни людей, структурнофункциональным, духовнопрактическим образованием и относится к разряду междисциплинарных научных понятий. Данное понятие находится в центре внимания многих наук: педагогики (Ш. А. Амонашвили, Г. А. Белова, Е. Д. Гранкина, Е. А. Кудрявцева, И. П. Подласый, Е. А. Ямбург и др.), психологии (И. А. Агафонова, М. Р. Битянова, М. Е. Зеленова, Я. Л. Коломинский, А. В. Петровский и др.), медицины (Н. К. Барсукова, Е. В. Бородкина, В. Р. Кучма, А. А. Солнцев и др.), физиологии (М. М. Безруких, М. Ю. Кистяковская, Е. Н. Сердюковская и др.). Причины нарушений адаптации, типы дезадаптивного поведения, пути профилактики и коррекции дезадаптации младших школьников исследовали Б. Н. Алмазов, С. А. Беличева, Н. В. Вострокнутов, Ж. М. Ерозман, Р. В. Овчарова, А. Ю. Потанина, В. Е. Степанов и др.Изучение процесса адаптации и его социальнопедагогическое сопровождение охватывает значительный спектр исследований в общем комплексе научных разработок: взаимосвязь готовности ребенка к обучению в школе с характером его адаптации (А. В. Петровский, Н. И. Еуткина, Л. М. Ковалева и др.); формирование системы отношений ребенка с миром и самим собой, устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, возможности личностной самореализации в школьной среде (И. В. Дубровина, Р. В. Овчарова, Н. И. Еуткина и др.). Несмотря на то, что адаптация младших школьников и процессы ее сопровождения широко изучаются представителями различных наук, среди ученых нет единого мнения о ее содержании и механизмах. Как показывает анализ отечественных исследований (Е. А. Александрова, Т. В. Анохина, Н. Б. Крылова и др.), вопросы сущности и специфики социальнопедагогической поддержки процесса адаптации первоклассников в школе раскрыты недостаточно.Однако арттерапия, которая является относительно новым методом психотерапии зарекомендовала себя одним из наиболее действенных инструментов разгрузки психофизического давления школы на ребенка. Первоначально понятие «арттерапия» (art therapy) стало использоваться в 1940 гг. М. Наумбургом и А. Хиллом, для обозначения разных форм клинической практики. Вторая половина XX в. характеризуется созданием первых профессиональных объединений арттерапевтов (в 1963 г. появились Британская ассоциация арттерапевтов. Американская арттерапевтическая ассоциация).Некоторыми содержащими определение арттерапии документами являются информационные материалы Европейского консорциума арттерапевтического образования (сокращенно ЕКАТО), объединяющего более трех десятков европейских университетов, развивающих программы подготовки специалистов по разным направлениям психотерапии искусством. В документах ЕКАТО обозначается место арттерапии в системе других направлений психотерапии искусством. Широкое применение арттерапия в образовательных учреждениях получила в США и Великобритании.Еще до оформления арттерапии в самостоятельное психотерапевтическое направление некоторые художественные педагоги в США, такие как В. Ловенфельд и Ф. Кейн выступали инициаторами новых подходов к художественному образованию, стремясь при этом соединить терапевтические и образовательные элементы. В 1970е гг. Британская ассоциация арттерапевтов сделала первые шаги по внедрению арттерапии в государственное здравоохранение. В это же время начинается подготовка специалистоварттерапевтов в США и Великобритании. А в 1980 1990е гг. характерным для арттерапевтической практики является повышение ее роли в образовании, в частности, в специализированных школах.Рассмотрение искусства как фактора психического развития детей, обоснование использования изобразительных приемов в работе с детьми в качестве психотерапевтического и психокоррекционного инструмента дается в работах X. Рид (1943), Е. Крамер (1958, 1971). Что касается отечественного опыта применения арттерапии в школах, то он отражен в работах М. Ю. Алексеевой , Е. Р. Кузьминой , Л. Д. Лебедевой , А. В. Гришиной, Л. А. Аметовой , Е. А. Медведевой, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссаровой, Т. А. Добровольской . Е. И. Бурно (1989), Г. В. Бурковского, Р. Б. Хайкина (1982), О. А. Карабановой (1997) Большое внимание педагогическому аспекту социализации и адаптации личности в процессе ее развития уделяют Г.М.Андреева, А.А.Бодалев, И.С.Кон, А.В.Мудрик, Л.И.Новикова, А.В.Петровский . Проблема целенаправленного влияния среды на личность рассматривается в трудах В.Г.Бочаровой, В.Д.Семенова, М.А.Галагузовой.Такой интерес к использованию искусства в целях коррекции, к механизму его воздействия на человека в конце XX в. заметно вырос в связи с научнотехническим прогрессом (появлением аудиовизуальных средств, медицинской техники и пр.). В свою очередь, это позволило более глубоко изучать физиологические реакции организма в ответ на воздействие прежде всего искусства в любой интерпретации. В то же время этот интерес определяется возможностью применения арттерапии как лечебнокоррекционного средства, обеспечивающего гармонизацию состояния человека: снятие напряжения, утомления, повышение эмоционального тонуса, развития эстетических потребностей.Основными функциями арттерапии являются: катарсистическая (очищающая, освобождающая от негативных состояний); регулятивная (снятие нервнопсихического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния); коммуникативнорефлексивная (обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки).К тому же в психологопедагогической литературе имеется ряд исследований, раскрывающих возможности использования арттерапии в образовании в качестве эффективного развивающего средства (М.В. Киселева, А.И.Копытин, Е.А.Медведева, И.Ю.Левченко, Л.Н.Комиссарова, Т.А.Добровольская, Л.Д.Лебедева, А.В.Сизова; изучающих роль и место феномена культуры в процессе социокультурного развития личности (М.М.Бахтин, Л.П.Буева, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, М.С.Каган, В.П.Кащенко, Б.М.Неменский, Д.Б.Эльконин и др.)Арттерапевтические занятия можно рассматривать как одну из инновационных форм работы педагогов в пределах возможных для него затрат времени. Через напоминающие детские шалости простые упражнения арттерапия одновременно диагностирует душевное и физическое состояние человека, и лечит на обоих уровнях (большинство болезней имеет психосоматический характер), и просто приносит огромное удовольствие от самовыражения и самоактуализации. Этот вид работы с первоклассниками оправдан эмоциональными проявлениями личности: застенчивостью, молчаливостью, скромностью, заторможенностью, агрессивностью, гиперподвижностью, упрямством присущим младшему школьному возрасту и неимением опыта выражения своих мыслей , эмоций.Все арттерапевтические методы базируются на утверждении, что всякий раз, когда человек не задумываясь о художественной ценности своих произведений рисует, лепит, пишет стихотворение, сочиняет сказку, танцует, в созданных образах отражается его внутреннее «Я». Творчество включает в себя очень широкий спектр видов деятельности, поэтому в рамках арттерапии постоянно появляются новые направления, которые позволяют подобрать «ключик», найти свой способ самопознания и самовыражения практически для каждого. Но если обратиться к истории то использование разных видов искусства в целях врачевания наблюдалось ещё в Древней Греции, Китае и Индии. В Древней Греции изобразительное искусство рассматривали как эффективное средство воздействия на человека. В галереях выставляли скульптуры, олицетворявшие благородные человеческие качества («Милосердие», «Справедливость» и др.). Считалось, что, созерцая прекрасные изваяния, человек впитывает все лучшее, что они отражают.Самая древняя притча, связанная с использованием музыки как лечебного средства, представлена в Ветхом Завете. В ней говорится, что Давид, играя на арфе, излечил Саула от нервной депрессии. В мифологии древних греков образы Аполлона (покровителя искусств) и его сына Асклепия (покровителя врачевания) являлись символами связи искусства и медицины.К одним из самых популярных видов арттерапии можно отнести: изотерапию и музыкотерапию. Арттерапевтические методики являются «инсайториентированными», их главная задача –достижение инсайта Упражнений и техник арттерапии существует огромное множество, но все их объединяет возможность посмотреть на свое творчество как в зеркало. Лейтмотив всех заданий –это чувства , ощущения и состояние личности. Каждое упражнение, снимая маски и зажимы, возвращает, в нашем случае ребенка, к сути, к корням, к первопричинам.На период адаптации первоклассников арттерапия ставит основными задачами: помочь сохранить психологическое здоровье в процессе изменения внутреннего мира; преодолеть негативные представления о собственной личности.
Хорошо если первоклассники на таких занятиях в созданном воображаемом сюжете активно играют с различными предметами –песком, цветной манкой, волшебными красками и тестом, мелкими бусинками и камешками. Арттерапия не преследует цель научить рисовать, брать "нужную" краску, лепить по образцу. Дети получают возможность создавать уникальное личное произведение. Арттерапевтические занятия помогают детям выражать свои мысли, чувства, настроения в процессе творчества. Ещё Б.М.Неменский подчеркивал: «Мы нередко недооцениваем роль чувств в нашей жизни. Увлеченные научнотехнической революцией, погруженные в «мир информации», мы вообще стали порой считать логическое мышление единственно достойным современного человека, а эмоции (эмоциональноассоциативное мышление) чемто атавистическим. И конечно, уж, посвятив все силы развитию в мышлении детей рационального, логического начала, зачастую перестаем обращать внимание на развитие их чувств. И получаем нередко логику бескрылую, нетворческую, а эмоциональную жизнь примитивную до невежества»Арттерапевтические упражнения не только осуществляют лечебнокоррекционное воздействие в отношении детей с эмоциональным и поведенческим нарушениям, но и учат детей творчески выражать свои чувства и развивать свои познавательные навыки. Работа с песком и цветнойманкой способствует снижению психофизического напряжения, развитию тактильной чувствительности, расслаблению, активизации интереса к деятельности;
Используемая релаксирующая музыка в сочетании с живописью и лепкой из теста помогают формировать у детей умение распознавать свои эмоции, овладевать и управлять ими, позволяет детям расслабиться, способствует развитию образной памяти, целостному восприятию мира. Прием монотипии способствуют снятию мышечного напряжения, развитию функций правого полушария, развивает креативность мышления.Педагоги нашей школы (МБОУ «Сош №13» города Альметьевск РТ) провели ряд исследований. В состав педагогического коллектива на момент исследования входили два дипломированных психолога и три учителяметодиста младших классов со стажем работы от 722 лет.Цель исследований заключалась в разработке и экспериментальной проверке модели и педагогических условий, обеспечивающих обогащение социокультурного опыта младших школьников во временном детском коллективе средствами педагогической арттерапии в частности в период адаптации учеников первых классов.
Объектом исследования являлся процесс применения арттерапии в период адаптации первоклассников.
Предмет исследования педагогическая арттерапия как альтернатива обогащения социокультурного опыта младших школьников в адаптационный период детей первого года обучения.
Объект, предмет, цель исследования определили следующие задачи исследования:
1. уточнить сущность понятия адаптация учеников первого класса;
2. разработать и экспериментально обосновать модель обогащения социокультурного опыта младших школьников во временном детском коллективе средствами педагогической арттерапии;
3. выявить эффективность реализации системы педагогических условий обогащения социокультурного опыта младших школьников во временном детском коллективе средствами педагогической арттерапии;
4. определить критерии обогащения социокультурного опыта младших школьников и соответствующие им уровни;
5. подготовить и внедрить программу и методические рекомендации обогащения социокультурного опыта младших школьников средствами педагогической арттерапии.
Педагогический коллектив выдвинул гипотезу: обогащение социокультурного опыта младших школьников во временном детском коллективе средствами педагогической арттерапии осуществляется наиболее успешно, если созданы и реализованы следующие педагогические условия:
• разработка и реализация программы педагогической арттерапии, основанной на комплексном воздействии различных видов искусств на личностьребенка;
• содержание педагогической арттерапии насыщенно, интересно и эмоционально значимо для детей, разнообразно по видам деятельности и позволяет каждому ребенку реализовывать свои творческие возможности;
• педагогами используются методы и формы работы, стимулирующие активность воспитанников в различных видах артдеятельности, закрепляющие положительную мотивацию и эмоциональноценностное отношение к ней;
• взаимоотношения педагогов с воспитанниками строятся на основе диалога, понимания, принятия.Теоретическая значимость исследования состояла в том, что уточнена сущность понятий «адаптационный период младшего школьника в первом классе» «арттерапия как инструмент обогащения социокультурного опыта младших школьников в период адаптации первоклассников ;.Практическая значимость исследования состоит в разработке авторской программы по арттерапии «Подружись с собой», в создании методических рекомендаций по применению арттерапии на период адаптации первоклассников. Положения, выводы исследования могут быть использованы в практике общеобразовательного учреждения.Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечены четкостью методологических положений исследования; реализацией гуманистического, личностнодеятельностного, диалогического,комплексного и социальноадаптирующего подходов; логикой миниисследования, применением различных взаимосвязанных теоретических и эмпирических методов исследования; экспериментальной проверкой полученных данных, сопоставленных с массовой практикой.Исследование было проведено в четыре этапа.Первый этаптеоретический анализ научной литературы, определение методологического аппарата исследования, выявление степени разработанности проблемы.Второй этапнакопление экспериментального материала, его обобщение, анализ полученных экспериментальных данных.Третий этапобработка результатов экспериментальной работы, формулирование выводов.Четвертый этапсоздание авторской программы и методических рекомендаций по применению арттерапии в адаптационный периодпервоклассников, как альтернатива обогащения социокультурного опыта младших школьников.В своей практике педагоги нашей школы предпочтение отдают групповым формам работы, т. к. групповая арттерапия позволяет развивать ценные социальные навыки, что не второстепенно на этапе адаптации первоклассников , повышает самооценку.Структура занятий предполагает две основные части: невербальная, творческая, неструктурированная, основное средство самовыражения в которой –цветной рисунок; вербальная, более структурированная: каждый ребенок интерпретирует нарисованный объект, описывает возникшие у него ассоциации.Приемы арттерапии постоянно совершенствовались , видоизменялись.Самое главное в них было то, что дети играли с красками, карандашами, песком, с любым материалом, который помогал создавать изображение, создавать собственное произведение. Дети могли делать то, что в обычной жизни строго запрещено либо не принято, и они позволяли себе расслабиться. Удовлетворялось желание и интерес к разрушительным действиям, выплескивались отрицательные эмоции, и дети становятся спокойнее. Работы являлись объективным свидетельством настроения и мыслей ребенка.Основными принципами арттерапевтических занятий былиподдерживать в ребенке его достоинство и позитивный образ;говорить о ситуации, поступке и его последствиях, а не о личности и характере самого ребенка; отмечать сдвиги в личностном росте посредством сравнения ребенка с самим собой, а не с другими детьми; не применять негативных оценочных суждений, отрицательного программирования; не навязывать ребенку способов деятельности и поведения вопреки его желанию; применять и одобрять все продукты творческой деятельности ребенка, независимо от содержания, формы и качества; не утомлять занятиями; использовать определенный ритуал занятия.Упражнения по арттерапии служили инструментом для изучения чувств, идей и событий, для развития межличностных навыков и отношений, для укрепления самооценки и уверенности и создания более уверенного образа себя .Особенностями арттерапевтического подхода являлись :1. безоценочное восприятие всех работ: в арттерапии нет ≪правильного≫или ≪неправильного≫, и это нужно было четко объяснить; детям нужно чувствовать себя в безопасности, знать, что создание образов —это способ передачи своего опыта, мыслей и чувств, и что их не будут оценивать;2. дети выступали как как эксперты; упражнения созданы были таким образом, что отправной точкой являлся опыт каждого ребенка. В этом смысле дети являлись ≪экспертами≫в отношении своих работ;3. важен вклад каждого: каждый ребенок делает важный и уникальный.Вклад; все работы нужно рассматривать с равным уважением,вне зависимости от профессионализма;4. сохранение тайны: поскольку упражнения, возможно, задействуют личный уровень, нужно охранять детские тайны;5. рассказ о своей работе: условия для рассказа и обсуждения работы ребенка не должны быть директивными; нельзя интерпретировать работу ребенка (это может делать только сам автор, по желанию), и детей нельзя заставлять раскрывать больше, чем они того желают.
Был введен примерный список основных правил:1) внимательно слушать друг друга;2) не перебивать говорящего;3) уважать мнение друг друга;4) не обязательно принимать активное участие в занятии, еслине хочется;5) все должны чувствовать себя комфортно;6) все сказанное на занятии должно оставаться конфиденциальным,если не было решено иначе
В процессе проведения исследования были тщательно подобраны материалы к занятиям, т.к. выбор учеником начальной школы материала, которым он будет пользоваться на занятии, имеет большое значение. При известных условиях материал указывает на область конфликтов и на степень готовности к эмоциональному самовыражению.Краски, изготовленные на основе муки, больше, чем другие материалы, позволяют отражать эмоции и настроения, воплощать образы.Акварель позволяет наносить мазки поразному: ярко и тускло, четко и размыто, тяжело и легко, тем самым выявляя степень выраженности тех или иных эмоций.Восковые мелки имеют очень интенсивный цвет. Они существенно тверже, чем другой материал, что позволяет тренировать навыки психической саморегуляции.Фломастеры требуют во время рисования строгого контроля. Рисование фломастерами может выявить страх ребенка перед богатством собственных переживаний и ощущений.Еслиребенок, несмотря на предложенный цветовой материал, выбирает простой карандаш, значит, возможно, чтото препятствует его эмоциональному выражению.Зачерненные места часто указывают на депрессивные расстройства или глубокую депрессию.Песок позволяет развивать "ручной интеллект", способствует гармоничному и интенсивному развитию познавательных функций, коммуникативных навыков. Кроме того, песок и вода помогают избавляться от отрицательной энергии.Цветная манка (8 цветов М. Люшера: серый, темносиний, синезеленый, красножелтый, желтокрасный, красносиний или фиолетовый, коричневый, черный) способствует снятию когнитивных установок; творения, созданные с ее помощью, провоцируют эмоциональное насыщение. Использование манки эффективно в работе с тревожными,робкими детьми. Она широко применялась для коррекции внутренних страхов.Цветное тесто развивает моторику, вызывает эмоциональное насыщение, позволяет ярко передавать образы.
Бумага большого формата способна побуждать к широким свободным движениям, позволяет отказаться от контроля и ограничений, которые требуются при работе с мелкими форматами.Для групповых рисунков использовалась обойная бумага. Также использовались дополнительные материалы: ножницы, клей ПВА, посуда для воды, составляющие для коллажа.В результате исследования педагогический коллектив МБОУ «Сош№13» города Альметьевск доказал выдвинутую в начале гипотезу: обогащение социокультурного опыта младших школьников во временном детском коллективе средствами педагогической арттерапии осуществляется наиболее успешно, если созданы и реализованы следующие педагогические условия:разработка и реализация программы педагогической арттерапии, основанной на комплексном воздействии различных видов искусств на личность ребенка;содержание педагогической арттерапии насыщенно, интересно и эмоционально значимо для детей, разнообразно по видам деятельности и позволяет каждому ребенку реализовывать свои творческие возможности;педагогами используются методы и формы работы, стимулирующие активность воспитанников в различных видах артдеятельности, закрепляющие положительную мотивацию и эмоциональноценностное отношение к ней;
взаимоотношения педагогов с воспитанниками строятся на основе диалога, понимания, принятия.Педагогический коллектив пришел к следующему выводу: арттерапия имеет преимущества перед другими формами работы в период адаптации первоклассников в связи с тем , что:в работе может участвовать каждый, т. к. она не требует наличия художественных навыков;арттерапия является средством преимущественно невербального общения, что делает ее особенно ценной в работе с детьми младшего школьного возраста;изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей, она позволяет использовать работы ребенка для оценки его состояния;является средством свободного самовыражения;вызывает положительные эмоции, формирует активную жизненную позицию;основана на мобилизации творческого потенциала внутренних механизмов саморегуляции и исцеления
Основываясь на коррекционноличностном и деятельностном подходах в развитии арттерапия на этапе адаптации первоклассников преследует единую цель гармоническое развитие ребенка ; расширение возможностей его социальной адаптации посредством искусства, адаптация в общественной и культурной деятельности в микрои макросреде.Творческим коллективом учителей была создана авторская программа и методические рекомендации обогащения социокультурного опыта младших школьников средствами педагогической арттерапии.Программа «Подружись с собой» динамична, постоянно совершенствуется и не предполагает стереотипного выполнения.
Литература:1.Аметова Л. А. Формирование арттерапевтической культуры младших школьников «Сам себе арттерапевт». М.: Московский государственный открытый педагогический университет, 2003.2.Аметова Л. А. Педагогическая технология использования арттерапии в начальной школе. Автореф. дисс. на соиск. уч. степени канд. пед. наук. Москва: Московский государственный открытый педагогический университет, 2003.3.Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учебник для вузов / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. М.: Академия, 2001.4.
Гришина А. В. Развитие творческой индивидуальности подростков средствами арттерапии в учреждениях дополнительного образования. Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Волгоград: Волгоградский государственный педагогический университет, 2004. 5.Закатова, И. Н. Социальная педагогика в школе / И. Н. Закатова ; под ред. Г. К. Селевко. −М, 1999. 6.Копытин А. И. Арттерапия в общеобразовательной школе. Методическое пособие. СПб.: Академия Постдипломного педагогического образования, 2005. 7.Копытин А. И. Теория и практика арттерапии. СПб.: Питер, 2002.8.Копытин А. И. Основы арттерапии. СПб.: Лань, 1999. 9.Лебедева Л. Д. Арттерапия в педагогике // Педагогика. –2000. - №9. –с. 2734. 10.Лебедева Л. Д. Практика арттерапии: подходы, диагностика, система занятий. СПб.: Речь, 2003.11.Медведева Е. А., Левченко И. Ю., Комиссарова Л. Н., Добровольская Т. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 12.МакНифф Ш. Целостное восприятие арттерапии //Исцеляющее искусство: журнал арттерапии. Том 8, №1, С.1023, 2005. 13.Уэлсби К. Часть целого: арттерапия в школе//Арттерапия. Хрестоматия (под ред. А. И. Копытина А. И.). СПб.: Питер, 2001.
Gaptrahimova Rashid SalikhovnaPrimary school teacher, MBOU "School № 13", Almetyevsk RTgaptrahimowa@rambler.ruNatalia KomarovaPrimary school teacher, school psychologist, MBOU "School № 13", the Almetyevsk RTsofi20061976@mail.ruRybakina LudmilaPrimary school teacher, MBOU "School № 13", Almetyevsk RTLex121@mail.ruFatkullina Svetlana Primary school teacher, MBOU "School № 13", Almetyevsk RTms.svetlana2384@mail.ru
The use of art therapy in the period of adaptation first gradersAbstract The author is a creative team of primary school teachers MBOU "School № 13" of Almetyevsk. The article examines the use of art therapy in the initial link of secondary school during the adaptation of firstgraders. Analyzed the characteristics of school maladjustment. Feature article is to bring information about the study and its results of teachers, creating arttherapy program "Make friends with me." We derive that art therapy has advantages over other forms of work in the period of adaptation of firstgraders and the reasons for the finding. The authors suggest that some of the teachers after reading this article will use their experience.Keywords: adaptation graders, function of art therapy, the study of firstgraders, a program on art therapy, "Make friends with me."
Применение арттерапии в период адаптации первоклассников
Аннотация Автором статьи является творческий коллектив учителей начальных классов МБОУ «Сош №13» города Альметьевск. В статье рассматриваются вопросы применения арт терапии в начальном звене общеобразовательной школы в период адаптации первоклассников. Проанализированы характерные особенности дезадаптации школьников. Особенность статьи заключается в приведении информации об исследовании учителей и его результатах создании арттерапевтической программы «Подружись с собой». Приводится вывод о том , что арттерапия имеет преимущества перед другими формами работы в период адаптации первоклассников и указываются причины данного вывода. Авторы статьи предполагают, что часть педагогов после знакомства с данной статьей будет использовать их опыт работы. Ключевые слова: адаптация первоклассников, функции арттерапии, исследование первоклассников, программа по арт терапии, «Подружись с собой».
Неоднозначная современная социальная ситуация усугубляет условия жизни ребенка и выступает для него стрессогенной.В период экономических трудностей, размытости общественных идеалов, утраты ценностных ориентиров даже взрослому современному человеку требуются мобильность, творческое освоение окружающего пространства, способность быстро перестраиваться в совершенно новых, не имеющих исторических аналогов, ситуациях.
В настоящее время по фактору стресса поступление ребенка в первый класс сравнивают с полетом человека на другую планету. Школа − это совершенно иной мир со своими законами, новыми требованиями и условиями жизни. Опыт показывает, что не вседети готовы к ним. Первоклассники даже с высоким уровнем интеллектуального развития с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение.Начало обучения в школе − один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни ребенка и в социальнопсихологическом, и в физиологическом плане, так как нарушение процесса адаптации сказывается на становлении ученика как субъекта .Школьники, у которых возникли трудности в адаптации, испытывают состояние дезадаптации − трудность приспособления к новым социальным условиям. Школьной дезадаптацией называют нарушение и трудности приспособления к новым условиям учебной деятельности и нормам школьного обучения в результате низких адаптивных способностей и, как следствие, нарушение успеваемости, поведения, межличностных отношений.На адаптацию школьника влияет и стиль эмоционального реагирования ребенка. В основе эмоционального неблагополучия ученика начальной школы лежит невозможность удовлетворить основные потребности ребенка, отражающие его внутреннюю позицию школьника: быть успешным в ведущем виде деятельности и принятым взрослыми и одноклассниками.Важным свойством, влияющим на адаптацию детей в школе, их успеваемость, является обучаемость. Под обучаемостью понимается способность ребенка к усвоению знанийи способов учебной деятельности. Отсутствие познавательной активности приводит к снижению психических функций (памяти, внимания) даже при отсутствии какойлибо патологии. В свою очередь, снижение тонуса познавательной активности неразрывно связано с мотивационной сферой, когда ребенок сталкивается с трудностями в учении, получает отрицательные оценки своей учебной деятельности. Он постепенно утрачивает желание учиться, выполнять обязанности школьника, теряет веру в свои силы и возможности.Поразному происходит адаптация к школе у детей разного пола. Например, особенности поведения на уроке. Речевая стратегия девочек направлена на межличностные взаимоотношения. В школе –это на контакт со взрослыми. Девочки будут чувствовать себя более эмоционально комфортно, если будет положительный психологический настрой на учителя. Поэтому на уроке девочки слушают и смотрят в глаза учителю. Мальчики при прослушивании нового материала могут смотреть в парту или перед собой, чтото рисовать. Они лучше выполняют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи, у них лучше развито творческое мышление. Поэтому у мальчиков адаптация пройдет успешнее, когда в урок включены нестандартные задания, проводятся проблемные уроки, на которых они сами могут находить решения и выдвигать новые решения.Для того чтобы помочь ребенку стать успешным и благополучным членом общества, необходимо создать соответствующую среду, развивающую и обогащающую необходимым опытом.Поэтому задача современной школы заключается не только в приобщении учащихся кценностям общества, но и адаптации к окружающей действительности. В современной науке термин «адаптация» выступает многоаспектным, проявляющимся на всех уровнях жизни людей, структурнофункциональным, духовнопрактическим образованием и относится к разряду междисциплинарных научных понятий. Данное понятие находится в центре внимания многих наук: педагогики (Ш. А. Амонашвили, Г. А. Белова, Е. Д. Гранкина, Е. А. Кудрявцева, И. П. Подласый, Е. А. Ямбург и др.), психологии (И. А. Агафонова, М. Р. Битянова, М. Е. Зеленова, Я. Л. Коломинский, А. В. Петровский и др.), медицины (Н. К. Барсукова, Е. В. Бородкина, В. Р. Кучма, А. А. Солнцев и др.), физиологии (М. М. Безруких, М. Ю. Кистяковская, Е. Н. Сердюковская и др.). Причины нарушений адаптации, типы дезадаптивного поведения, пути профилактики и коррекции дезадаптации младших школьников исследовали Б. Н. Алмазов, С. А. Беличева, Н. В. Вострокнутов, Ж. М. Ерозман, Р. В. Овчарова, А. Ю. Потанина, В. Е. Степанов и др.Изучение процесса адаптации и его социальнопедагогическое сопровождение охватывает значительный спектр исследований в общем комплексе научных разработок: взаимосвязь готовности ребенка к обучению в школе с характером его адаптации (А. В. Петровский, Н. И. Еуткина, Л. М. Ковалева и др.); формирование системы отношений ребенка с миром и самим собой, устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, возможности личностной самореализации в школьной среде (И. В. Дубровина, Р. В. Овчарова, Н. И. Еуткина и др.). Несмотря на то, что адаптация младших школьников и процессы ее сопровождения широко изучаются представителями различных наук, среди ученых нет единого мнения о ее содержании и механизмах. Как показывает анализ отечественных исследований (Е. А. Александрова, Т. В. Анохина, Н. Б. Крылова и др.), вопросы сущности и специфики социальнопедагогической поддержки процесса адаптации первоклассников в школе раскрыты недостаточно.Однако арттерапия, которая является относительно новым методом психотерапии зарекомендовала себя одним из наиболее действенных инструментов разгрузки психофизического давления школы на ребенка. Первоначально понятие «арттерапия» (art therapy) стало использоваться в 1940 гг. М. Наумбургом и А. Хиллом, для обозначения разных форм клинической практики. Вторая половина XX в. характеризуется созданием первых профессиональных объединений арттерапевтов (в 1963 г. появились Британская ассоциация арттерапевтов. Американская арттерапевтическая ассоциация).Некоторыми содержащими определение арттерапии документами являются информационные материалы Европейского консорциума арттерапевтического образования (сокращенно ЕКАТО), объединяющего более трех десятков европейских университетов, развивающих программы подготовки специалистов по разным направлениям психотерапии искусством. В документах ЕКАТО обозначается место арттерапии в системе других направлений психотерапии искусством. Широкое применение арттерапия в образовательных учреждениях получила в США и Великобритании.Еще до оформления арттерапии в самостоятельное психотерапевтическое направление некоторые художественные педагоги в США, такие как В. Ловенфельд и Ф. Кейн выступали инициаторами новых подходов к художественному образованию, стремясь при этом соединить терапевтические и образовательные элементы. В 1970е гг. Британская ассоциация арттерапевтов сделала первые шаги по внедрению арттерапии в государственное здравоохранение. В это же время начинается подготовка специалистоварттерапевтов в США и Великобритании. А в 1980 1990е гг. характерным для арттерапевтической практики является повышение ее роли в образовании, в частности, в специализированных школах.Рассмотрение искусства как фактора психического развития детей, обоснование использования изобразительных приемов в работе с детьми в качестве психотерапевтического и психокоррекционного инструмента дается в работах X. Рид (1943), Е. Крамер (1958, 1971). Что касается отечественного опыта применения арттерапии в школах, то он отражен в работах М. Ю. Алексеевой , Е. Р. Кузьминой , Л. Д. Лебедевой , А. В. Гришиной, Л. А. Аметовой , Е. А. Медведевой, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссаровой, Т. А. Добровольской . Е. И. Бурно (1989), Г. В. Бурковского, Р. Б. Хайкина (1982), О. А. Карабановой (1997) Большое внимание педагогическому аспекту социализации и адаптации личности в процессе ее развития уделяют Г.М.Андреева, А.А.Бодалев, И.С.Кон, А.В.Мудрик, Л.И.Новикова, А.В.Петровский . Проблема целенаправленного влияния среды на личность рассматривается в трудах В.Г.Бочаровой, В.Д.Семенова, М.А.Галагузовой.Такой интерес к использованию искусства в целях коррекции, к механизму его воздействия на человека в конце XX в. заметно вырос в связи с научнотехническим прогрессом (появлением аудиовизуальных средств, медицинской техники и пр.). В свою очередь, это позволило более глубоко изучать физиологические реакции организма в ответ на воздействие прежде всего искусства в любой интерпретации. В то же время этот интерес определяется возможностью применения арттерапии как лечебнокоррекционного средства, обеспечивающего гармонизацию состояния человека: снятие напряжения, утомления, повышение эмоционального тонуса, развития эстетических потребностей.Основными функциями арттерапии являются: катарсистическая (очищающая, освобождающая от негативных состояний); регулятивная (снятие нервнопсихического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния); коммуникативнорефлексивная (обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки).К тому же в психологопедагогической литературе имеется ряд исследований, раскрывающих возможности использования арттерапии в образовании в качестве эффективного развивающего средства (М.В. Киселева, А.И.Копытин, Е.А.Медведева, И.Ю.Левченко, Л.Н.Комиссарова, Т.А.Добровольская, Л.Д.Лебедева, А.В.Сизова; изучающих роль и место феномена культуры в процессе социокультурного развития личности (М.М.Бахтин, Л.П.Буева, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, М.С.Каган, В.П.Кащенко, Б.М.Неменский, Д.Б.Эльконин и др.)Арттерапевтические занятия можно рассматривать как одну из инновационных форм работы педагогов в пределах возможных для него затрат времени. Через напоминающие детские шалости простые упражнения арттерапия одновременно диагностирует душевное и физическое состояние человека, и лечит на обоих уровнях (большинство болезней имеет психосоматический характер), и просто приносит огромное удовольствие от самовыражения и самоактуализации. Этот вид работы с первоклассниками оправдан эмоциональными проявлениями личности: застенчивостью, молчаливостью, скромностью, заторможенностью, агрессивностью, гиперподвижностью, упрямством присущим младшему школьному возрасту и неимением опыта выражения своих мыслей , эмоций.Все арттерапевтические методы базируются на утверждении, что всякий раз, когда человек не задумываясь о художественной ценности своих произведений рисует, лепит, пишет стихотворение, сочиняет сказку, танцует, в созданных образах отражается его внутреннее «Я». Творчество включает в себя очень широкий спектр видов деятельности, поэтому в рамках арттерапии постоянно появляются новые направления, которые позволяют подобрать «ключик», найти свой способ самопознания и самовыражения практически для каждого. Но если обратиться к истории то использование разных видов искусства в целях врачевания наблюдалось ещё в Древней Греции, Китае и Индии. В Древней Греции изобразительное искусство рассматривали как эффективное средство воздействия на человека. В галереях выставляли скульптуры, олицетворявшие благородные человеческие качества («Милосердие», «Справедливость» и др.). Считалось, что, созерцая прекрасные изваяния, человек впитывает все лучшее, что они отражают.Самая древняя притча, связанная с использованием музыки как лечебного средства, представлена в Ветхом Завете. В ней говорится, что Давид, играя на арфе, излечил Саула от нервной депрессии. В мифологии древних греков образы Аполлона (покровителя искусств) и его сына Асклепия (покровителя врачевания) являлись символами связи искусства и медицины.К одним из самых популярных видов арттерапии можно отнести: изотерапию и музыкотерапию. Арттерапевтические методики являются «инсайториентированными», их главная задача –достижение инсайта Упражнений и техник арттерапии существует огромное множество, но все их объединяет возможность посмотреть на свое творчество как в зеркало. Лейтмотив всех заданий –это чувства , ощущения и состояние личности. Каждое упражнение, снимая маски и зажимы, возвращает, в нашем случае ребенка, к сути, к корням, к первопричинам.На период адаптации первоклассников арттерапия ставит основными задачами: помочь сохранить психологическое здоровье в процессе изменения внутреннего мира; преодолеть негативные представления о собственной личности.
Хорошо если первоклассники на таких занятиях в созданном воображаемом сюжете активно играют с различными предметами –песком, цветной манкой, волшебными красками и тестом, мелкими бусинками и камешками. Арттерапия не преследует цель научить рисовать, брать "нужную" краску, лепить по образцу. Дети получают возможность создавать уникальное личное произведение. Арттерапевтические занятия помогают детям выражать свои мысли, чувства, настроения в процессе творчества. Ещё Б.М.Неменский подчеркивал: «Мы нередко недооцениваем роль чувств в нашей жизни. Увлеченные научнотехнической революцией, погруженные в «мир информации», мы вообще стали порой считать логическое мышление единственно достойным современного человека, а эмоции (эмоциональноассоциативное мышление) чемто атавистическим. И конечно, уж, посвятив все силы развитию в мышлении детей рационального, логического начала, зачастую перестаем обращать внимание на развитие их чувств. И получаем нередко логику бескрылую, нетворческую, а эмоциональную жизнь примитивную до невежества»Арттерапевтические упражнения не только осуществляют лечебнокоррекционное воздействие в отношении детей с эмоциональным и поведенческим нарушениям, но и учат детей творчески выражать свои чувства и развивать свои познавательные навыки. Работа с песком и цветнойманкой способствует снижению психофизического напряжения, развитию тактильной чувствительности, расслаблению, активизации интереса к деятельности;
Используемая релаксирующая музыка в сочетании с живописью и лепкой из теста помогают формировать у детей умение распознавать свои эмоции, овладевать и управлять ими, позволяет детям расслабиться, способствует развитию образной памяти, целостному восприятию мира. Прием монотипии способствуют снятию мышечного напряжения, развитию функций правого полушария, развивает креативность мышления.Педагоги нашей школы (МБОУ «Сош №13» города Альметьевск РТ) провели ряд исследований. В состав педагогического коллектива на момент исследования входили два дипломированных психолога и три учителяметодиста младших классов со стажем работы от 722 лет.Цель исследований заключалась в разработке и экспериментальной проверке модели и педагогических условий, обеспечивающих обогащение социокультурного опыта младших школьников во временном детском коллективе средствами педагогической арттерапии в частности в период адаптации учеников первых классов.
Объектом исследования являлся процесс применения арттерапии в период адаптации первоклассников.
Предмет исследования педагогическая арттерапия как альтернатива обогащения социокультурного опыта младших школьников в адаптационный период детей первого года обучения.
Объект, предмет, цель исследования определили следующие задачи исследования:
1. уточнить сущность понятия адаптация учеников первого класса;
2. разработать и экспериментально обосновать модель обогащения социокультурного опыта младших школьников во временном детском коллективе средствами педагогической арттерапии;
3. выявить эффективность реализации системы педагогических условий обогащения социокультурного опыта младших школьников во временном детском коллективе средствами педагогической арттерапии;
4. определить критерии обогащения социокультурного опыта младших школьников и соответствующие им уровни;
5. подготовить и внедрить программу и методические рекомендации обогащения социокультурного опыта младших школьников средствами педагогической арттерапии.
Педагогический коллектив выдвинул гипотезу: обогащение социокультурного опыта младших школьников во временном детском коллективе средствами педагогической арттерапии осуществляется наиболее успешно, если созданы и реализованы следующие педагогические условия:
• разработка и реализация программы педагогической арттерапии, основанной на комплексном воздействии различных видов искусств на личностьребенка;
• содержание педагогической арттерапии насыщенно, интересно и эмоционально значимо для детей, разнообразно по видам деятельности и позволяет каждому ребенку реализовывать свои творческие возможности;
• педагогами используются методы и формы работы, стимулирующие активность воспитанников в различных видах артдеятельности, закрепляющие положительную мотивацию и эмоциональноценностное отношение к ней;
• взаимоотношения педагогов с воспитанниками строятся на основе диалога, понимания, принятия.Теоретическая значимость исследования состояла в том, что уточнена сущность понятий «адаптационный период младшего школьника в первом классе» «арттерапия как инструмент обогащения социокультурного опыта младших школьников в период адаптации первоклассников ;.Практическая значимость исследования состоит в разработке авторской программы по арттерапии «Подружись с собой», в создании методических рекомендаций по применению арттерапии на период адаптации первоклассников. Положения, выводы исследования могут быть использованы в практике общеобразовательного учреждения.Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечены четкостью методологических положений исследования; реализацией гуманистического, личностнодеятельностного, диалогического,комплексного и социальноадаптирующего подходов; логикой миниисследования, применением различных взаимосвязанных теоретических и эмпирических методов исследования; экспериментальной проверкой полученных данных, сопоставленных с массовой практикой.Исследование было проведено в четыре этапа.Первый этаптеоретический анализ научной литературы, определение методологического аппарата исследования, выявление степени разработанности проблемы.Второй этапнакопление экспериментального материала, его обобщение, анализ полученных экспериментальных данных.Третий этапобработка результатов экспериментальной работы, формулирование выводов.Четвертый этапсоздание авторской программы и методических рекомендаций по применению арттерапии в адаптационный периодпервоклассников, как альтернатива обогащения социокультурного опыта младших школьников.В своей практике педагоги нашей школы предпочтение отдают групповым формам работы, т. к. групповая арттерапия позволяет развивать ценные социальные навыки, что не второстепенно на этапе адаптации первоклассников , повышает самооценку.Структура занятий предполагает две основные части: невербальная, творческая, неструктурированная, основное средство самовыражения в которой –цветной рисунок; вербальная, более структурированная: каждый ребенок интерпретирует нарисованный объект, описывает возникшие у него ассоциации.Приемы арттерапии постоянно совершенствовались , видоизменялись.Самое главное в них было то, что дети играли с красками, карандашами, песком, с любым материалом, который помогал создавать изображение, создавать собственное произведение. Дети могли делать то, что в обычной жизни строго запрещено либо не принято, и они позволяли себе расслабиться. Удовлетворялось желание и интерес к разрушительным действиям, выплескивались отрицательные эмоции, и дети становятся спокойнее. Работы являлись объективным свидетельством настроения и мыслей ребенка.Основными принципами арттерапевтических занятий былиподдерживать в ребенке его достоинство и позитивный образ;говорить о ситуации, поступке и его последствиях, а не о личности и характере самого ребенка; отмечать сдвиги в личностном росте посредством сравнения ребенка с самим собой, а не с другими детьми; не применять негативных оценочных суждений, отрицательного программирования; не навязывать ребенку способов деятельности и поведения вопреки его желанию; применять и одобрять все продукты творческой деятельности ребенка, независимо от содержания, формы и качества; не утомлять занятиями; использовать определенный ритуал занятия.Упражнения по арттерапии служили инструментом для изучения чувств, идей и событий, для развития межличностных навыков и отношений, для укрепления самооценки и уверенности и создания более уверенного образа себя .Особенностями арттерапевтического подхода являлись :1. безоценочное восприятие всех работ: в арттерапии нет ≪правильного≫или ≪неправильного≫, и это нужно было четко объяснить; детям нужно чувствовать себя в безопасности, знать, что создание образов —это способ передачи своего опыта, мыслей и чувств, и что их не будут оценивать;2. дети выступали как как эксперты; упражнения созданы были таким образом, что отправной точкой являлся опыт каждого ребенка. В этом смысле дети являлись ≪экспертами≫в отношении своих работ;3. важен вклад каждого: каждый ребенок делает важный и уникальный.Вклад; все работы нужно рассматривать с равным уважением,вне зависимости от профессионализма;4. сохранение тайны: поскольку упражнения, возможно, задействуют личный уровень, нужно охранять детские тайны;5. рассказ о своей работе: условия для рассказа и обсуждения работы ребенка не должны быть директивными; нельзя интерпретировать работу ребенка (это может делать только сам автор, по желанию), и детей нельзя заставлять раскрывать больше, чем они того желают.
Был введен примерный список основных правил:1) внимательно слушать друг друга;2) не перебивать говорящего;3) уважать мнение друг друга;4) не обязательно принимать активное участие в занятии, еслине хочется;5) все должны чувствовать себя комфортно;6) все сказанное на занятии должно оставаться конфиденциальным,если не было решено иначе
В процессе проведения исследования были тщательно подобраны материалы к занятиям, т.к. выбор учеником начальной школы материала, которым он будет пользоваться на занятии, имеет большое значение. При известных условиях материал указывает на область конфликтов и на степень готовности к эмоциональному самовыражению.Краски, изготовленные на основе муки, больше, чем другие материалы, позволяют отражать эмоции и настроения, воплощать образы.Акварель позволяет наносить мазки поразному: ярко и тускло, четко и размыто, тяжело и легко, тем самым выявляя степень выраженности тех или иных эмоций.Восковые мелки имеют очень интенсивный цвет. Они существенно тверже, чем другой материал, что позволяет тренировать навыки психической саморегуляции.Фломастеры требуют во время рисования строгого контроля. Рисование фломастерами может выявить страх ребенка перед богатством собственных переживаний и ощущений.Еслиребенок, несмотря на предложенный цветовой материал, выбирает простой карандаш, значит, возможно, чтото препятствует его эмоциональному выражению.Зачерненные места часто указывают на депрессивные расстройства или глубокую депрессию.Песок позволяет развивать "ручной интеллект", способствует гармоничному и интенсивному развитию познавательных функций, коммуникативных навыков. Кроме того, песок и вода помогают избавляться от отрицательной энергии.Цветная манка (8 цветов М. Люшера: серый, темносиний, синезеленый, красножелтый, желтокрасный, красносиний или фиолетовый, коричневый, черный) способствует снятию когнитивных установок; творения, созданные с ее помощью, провоцируют эмоциональное насыщение. Использование манки эффективно в работе с тревожными,робкими детьми. Она широко применялась для коррекции внутренних страхов.Цветное тесто развивает моторику, вызывает эмоциональное насыщение, позволяет ярко передавать образы.
Бумага большого формата способна побуждать к широким свободным движениям, позволяет отказаться от контроля и ограничений, которые требуются при работе с мелкими форматами.Для групповых рисунков использовалась обойная бумага. Также использовались дополнительные материалы: ножницы, клей ПВА, посуда для воды, составляющие для коллажа.В результате исследования педагогический коллектив МБОУ «Сош№13» города Альметьевск доказал выдвинутую в начале гипотезу: обогащение социокультурного опыта младших школьников во временном детском коллективе средствами педагогической арттерапии осуществляется наиболее успешно, если созданы и реализованы следующие педагогические условия:разработка и реализация программы педагогической арттерапии, основанной на комплексном воздействии различных видов искусств на личность ребенка;содержание педагогической арттерапии насыщенно, интересно и эмоционально значимо для детей, разнообразно по видам деятельности и позволяет каждому ребенку реализовывать свои творческие возможности;педагогами используются методы и формы работы, стимулирующие активность воспитанников в различных видах артдеятельности, закрепляющие положительную мотивацию и эмоциональноценностное отношение к ней;
взаимоотношения педагогов с воспитанниками строятся на основе диалога, понимания, принятия.Педагогический коллектив пришел к следующему выводу: арттерапия имеет преимущества перед другими формами работы в период адаптации первоклассников в связи с тем , что:в работе может участвовать каждый, т. к. она не требует наличия художественных навыков;арттерапия является средством преимущественно невербального общения, что делает ее особенно ценной в работе с детьми младшего школьного возраста;изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей, она позволяет использовать работы ребенка для оценки его состояния;является средством свободного самовыражения;вызывает положительные эмоции, формирует активную жизненную позицию;основана на мобилизации творческого потенциала внутренних механизмов саморегуляции и исцеления
Основываясь на коррекционноличностном и деятельностном подходах в развитии арттерапия на этапе адаптации первоклассников преследует единую цель гармоническое развитие ребенка ; расширение возможностей его социальной адаптации посредством искусства, адаптация в общественной и культурной деятельности в микрои макросреде.Творческим коллективом учителей была создана авторская программа и методические рекомендации обогащения социокультурного опыта младших школьников средствами педагогической арттерапии.Программа «Подружись с собой» динамична, постоянно совершенствуется и не предполагает стереотипного выполнения.
Литература:1.Аметова Л. А. Формирование арттерапевтической культуры младших школьников «Сам себе арттерапевт». М.: Московский государственный открытый педагогический университет, 2003.2.Аметова Л. А. Педагогическая технология использования арттерапии в начальной школе. Автореф. дисс. на соиск. уч. степени канд. пед. наук. Москва: Московский государственный открытый педагогический университет, 2003.3.Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учебник для вузов / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. М.: Академия, 2001.4.
Гришина А. В. Развитие творческой индивидуальности подростков средствами арттерапии в учреждениях дополнительного образования. Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Волгоград: Волгоградский государственный педагогический университет, 2004. 5.Закатова, И. Н. Социальная педагогика в школе / И. Н. Закатова ; под ред. Г. К. Селевко. −М, 1999. 6.Копытин А. И. Арттерапия в общеобразовательной школе. Методическое пособие. СПб.: Академия Постдипломного педагогического образования, 2005. 7.Копытин А. И. Теория и практика арттерапии. СПб.: Питер, 2002.8.Копытин А. И. Основы арттерапии. СПб.: Лань, 1999. 9.Лебедева Л. Д. Арттерапия в педагогике // Педагогика. –2000. - №9. –с. 2734. 10.Лебедева Л. Д. Практика арттерапии: подходы, диагностика, система занятий. СПб.: Речь, 2003.11.Медведева Е. А., Левченко И. Ю., Комиссарова Л. Н., Добровольская Т. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 12.МакНифф Ш. Целостное восприятие арттерапии //Исцеляющее искусство: журнал арттерапии. Том 8, №1, С.1023, 2005. 13.Уэлсби К. Часть целого: арттерапия в школе//Арттерапия. Хрестоматия (под ред. А. И. Копытина А. И.). СПб.: Питер, 2001.
Gaptrahimova Rashid SalikhovnaPrimary school teacher, MBOU "School № 13", Almetyevsk RTgaptrahimowa@rambler.ruNatalia KomarovaPrimary school teacher, school psychologist, MBOU "School № 13", the Almetyevsk RTsofi20061976@mail.ruRybakina LudmilaPrimary school teacher, MBOU "School № 13", Almetyevsk RTLex121@mail.ruFatkullina Svetlana Primary school teacher, MBOU "School № 13", Almetyevsk RTms.svetlana2384@mail.ru
The use of art therapy in the period of adaptation first gradersAbstract The author is a creative team of primary school teachers MBOU "School № 13" of Almetyevsk. The article examines the use of art therapy in the initial link of secondary school during the adaptation of firstgraders. Analyzed the characteristics of school maladjustment. Feature article is to bring information about the study and its results of teachers, creating arttherapy program "Make friends with me." We derive that art therapy has advantages over other forms of work in the period of adaptation of firstgraders and the reasons for the finding. The authors suggest that some of the teachers after reading this article will use their experience.Keywords: adaptation graders, function of art therapy, the study of firstgraders, a program on art therapy, "Make friends with me."