Реализация программы « Между нами девочками…» - путь к успешной самореализации детей-сирот с ОВЗ».

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Абросимова Л. Н. Реализация программы « Между нами девочками…» - путь к успешной самореализации детей-сирот с ОВЗ». // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 146–150. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53031.htm.
Аннотация. В данной статье представлена система воспитательной работы по реализации программы, по социально-бытовой ориентации для воспитанников 8-9 класса « Между нами девочками …» по осуществлению процессов социализации и самоопределения ребят в условиях сиротского образовательного учреждения, показаны пути подготовки воспитанников к самостоятельной жизни. Представлена система работы воспитателя по программе, позволяющая проводить занятия с воспитанниками по формированию социальной компетенции, развитию качеств личности, которые обеспечивают успешность именно в современной жизни: коммуникативную культуру, умение следовать поведенческим моделям, адекватным ситуации; умение жить и работать в коллективе, способность к самостоятельной жизнедеятельности. В данной программе представлены различные формы проведения занятий: беседы, тренинги, экскурсии, практикумы. Программа «Между нами девочками … » адресована педагогам сиротских образовательных учреждений, чья деятельность связана с подготовкой детей-сирот к самостоятельной жизнедеятельности в современном социуме. Программа « Между нами девочками…» и результаты ее апробации были представлены на городских семинарах руководителей сиротских образовательных учреждений (2008 -2009 год), специализированной выставке-ярмарке « Образование. Карьера. Занятость»(2009-20010 год.), заслужили внимание и одобрение участников данных образовательных событий.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Абросимова Людмила НиколаевнаВоспитатель, специальная коррекционная школаинтернат №68, 8 вида, г. Новокузнецкabrosimova_zoya@mail.ru©Реализация программы © Между нами девочками…ª путь к успешной самореализации детейсирот с ОВЗªАннотацияВ данной статье представлена система воспитательной работы по реализации программы, по социальнобытовой ориентации для воспитанников 89 класса © Между нами девочками …ª по осуществлению процессов социализации и самоопределения ребят в условиях сиротского образовательного учреждения, показаны пути подготовки воспитанников к самостоятельной жизни. Представлена система работы воспитателя по программе, позволяющая проводить занятия с воспитанниками по формированию социальной компетенции, развитию качеств личности, которые обеспечивают успешность именно в современной жизни: коммуникативную культуру, умение следовать поведенческим моделям, адекватным ситуации; умение жить и работать в коллективе, способность к самостоятельной жизнедеятельности. В данной программе представлены различные формы проведения занятий: беседы, тренинги, экскурсии, практикумы. Программа ©Между нами девочками … ª адресована педагогам сиротских образовательных учреждений, чья деятельность связана с подготовкой детейсирот к самостоятельной жизнедеятельности в современном социуме. Программа © Между нами девочками…ª и результаты ее апробации были представлены на городских семинарах руководителей сиротских образовательных учреждений (20082009 год), специализированной выставкеярмарке © Образование. Карьера. Занятостьª(200920010 год.), заслужили внимание и одобрение участников данных образовательных событий. Ключевые слова: социализация, адаптация, общество, самоопределение, социальная компетентность.

В соответствии с Национальной образовательной инициативой © Наша новая школаª выдвинуты новые социальные требования в системе российского образования, в соответствии с которым школа должна стать важнейшим фактором новых жизненных установок личности. Развитие личности с ограниченными возможностями здоровья детей, воспитание у них положительных черт характера ‬одно из ведущих направлений в работе специальной (коррекционной) школы. Решение данной проблемы обеспечивают подготовку ее воспитанников к успешной социальной адаптации в обществе.Основным показателем, определяющим уровень социальной зрелости выпускников школы, являются: самостоятельность, планирование собственной деятельности, воспроизведение усвоенных социальных норм и правил, формирование жизненных позиций. Все основные ценности формирует не только школа, а семья. Однако воспитанники, которые живут в детском доме с раннего возраста, лишены семейного попечения. После окончания школы они испытывают большие трудности, оказавшись один на один с самостоятельной жизнью. Учащиеся выходят из стен детского дома , не владея для самостоятельной жизни житейскими знаниями и навыками. Эта проблема является особенно актуальной, так как об этом свидетельствуют нормативные документы, выпущенные в последние годы: Конвенция модернизации российского образования на период с 2010 года, Конвенция духовнонравственного воспитания ©Национальный идеалª, © Семейный кодексª. Они направлены на обеспечение полноценной жизнедеятельности воспитанников детских домов, накопление ими социального опыта, необходимого для дальнейшей самостоятельной семейной жизни. Коррекционноразвивающий процесс, в школе ‬интернате представляет собой систему педагогического воздействия на учащихся, направленную на преодоления или ослабления недостатков развития и формирование системы знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельной жизнедеятельности, развития умственных сил и коррекции отклонений развития в познавательной сфере.Любой ребенок умственноотсталый или с нервнопсихическим расстройством не должен быть социальным инвалидом и потенциальным балластом для окружающих, своей семьи, государством в целом он достоин стать оптимально развитой личностью.Поэтому работа по социальной адаптации в школе это система педагогического воздействия на учащихся на уроках и во внеклассной работе для подготовки воспитанников к самостоятельной, семейной жизни их с учетом личных и общественных интересов. Решить эту задачу ‬значит помочь старшеклассникам правильно определить свое место в жизни в будущем.Понимая всю сложность процесса социализации , была разработана программа по социальнобытовой ориентации ©Между нами девочкамиª для воспитанников 89 класса коррекционной школы. Она поможет им после окончания школы подготовиться к семейной жизни.Цель программы: накопление социального опыта у воспитанниц детского дома, необходимых для успешного самоопределения, личного, профессионального, семейного.В ходе ее решаются следующие задачи:1.Формировать санитарногигиенические умения и навыки.2.Формировать знания и умения необходимые в быту.3.Формировать умения адекватно вести себя в различных ситуациях.4.Формировать ответственность за свое здоровье. 5.Уметь планировать бюджет, вести хозяйство.Программа состоит из следующих модулей.Модуль 1.©Как стать красивойª будет способствовать формированию умения следить за собой и своим внешним видом.Модуль 2. ©В здоровом теле ‬здоровый духª будет способствовать формированию ответственности за свое здоровье.Модуль 3. ©Хозяюшкаª позволит систематизировать знания и умения по самостоятельному ведению хозяйства.Модуль 4.©Азбука семейных отношенийª формированию знаний и умений вести себя адекватно в различных жизненных ситуациях.Специфика реализации данной программы заключается не только в получении теоретических знаний, но и практических навыков на занятиях, экскурсиях, практикумах. С воспитанницами работают не только воспитатели, но и огромный круг специалистов: нарколог, психолог, социальные педагоги, педагог ‬организатор по профилактике правонарушений. С воспитанниками проводятся занятия в сотрудничестве с этими специалистами: ©Азбука семейных отношенийª, ©Психологосексуальное развитие и взаимоотношение полов ª, ©Алкоголь, наркомания и будущее потомствоª. На практических занятиях: ©Создание уюта в домеª, ©Приготовление различных блюдª, ©Сервировка столаª, ©Приглашение и прием гостейª, ©Оплата коммунальных услугª воспитанники накапливают тот социальный опыт, который пригодиться им в самостоятельной жизни. Ролевые, деловые и ситуационные игры способствуют формированию знаний по самостоятельному ведению хозяйства, коррекции эмоциональноволевой сферы. Такими играми являются: ©Об этике семейных отношенийª, ©Семейные конфликты и пути их разрешенияª, ©Обязанности хозяина и хозяйки домаª, ©Ответственность родителей за воспитание детейª. Важную роль для социализации воспитанников играют экскурсии на предприятия и учреждения социальной сферы и сферы обслуживания. Благодаря работе клуба © Хозяюшкаª, ребята приобретают практические навыки по уходу за собой, своими вещами, умению самостоятельно готовить различные блюда, рассчитывать бюджет. Технология реализации программы такова, что деятельность с различными общественными организациями выходит далеко за пределы детского дома. В этом огромную роль играет социальное партнерство. Занятия в подростковом клубе ©Востокª, ДЮЦ ©Орионª дают возможность общаться нашим ребятам с другими сверстниками. В результате реализации программы у воспитанников повысился уровень знаний в области бытовой экономики, представление о содержании будущей семейной жизни, а так же знания о нормах поведения в социуме. Воспитанники научились готовить простые блюда, знать права и обязанности членов семьи, вести домашнее хозяйство. Данная программа направлена на формирование социальной компетенции, накопление социального опыта, необходимого для успешного включения в самостоятельную жизнь. Она является составной частью воспитательной системы школыинтерната, направленная на подготовку детей к самостоятельной жизни. Программа и результаты ее апробации были представлены на городских семинарах руководителей сиротских образовательных учреждений ©20092010 г.ª, специализированной выставке ‬ярмарке ©Образование. Карьера. Занятостьª, заслужили внимание и одобрение данных образовательных событий.

Список литературы для педагогов.1.Стребелева, И.А. Детисироты / И.А. Стребелева. М: Просвещение,1998. 162с.2.Прихожан, А. И., Толстых, Н.Н. Дети без семьи / А. И. Прихожан, Н.Н. Толстых.М.: Просвещение, 19903.Кодексы и законы Российской Федерации /Семейный кодекс. ‬Санкт ‬Петербург, ИД ©ВЕСЬª, 2002.745с.

Abrosimova Ludmila Nikolaevna, an educator of KMEI special (correctional) boarding school Type 8 № 68, honored worker of the general education of the Russian Federation.©The implementation of the program ©Between us girls ...ª the path to successful selfactualization of orphans with LPHª.Annotation.This paper introduces the system of educational work on the program for social and domestic orientation for students grades 89 "Between us girls ..." to implement the processes of socialization and selfdetermination of children in the conditions of the orphanage educational institution, shows ways to prepare students for independent living. The system of work of a teacher on the program is offered, which allows conducting classes with students to build social skills, develop personal qualities that ensure success in modern life: the communicative culture, the ability to follow the behavioral model, adequate to the situation, the ability to live and work in a team, the ability to selflife. This program includes various forms of classes: conversations, trainings, excursions, practical training sessions. The program "Between us girls ..." is for teachers of orphan educational institutions, whose activities are connected with the preparation of orphans for independentlife in modern society. The program "Between us girls ..." and the results of its testing were presented at the urban seminar for leaders of orphan educational institutions (20082009 year), the specialized exhibition "Education. Career. Employment "(200920010 year.), deserve the attention and approval of the participants of these educational events.Keywords: socialization, adaptation, society, selfdetermination, social competence.