Поликультурное воспитание учащихся на занятиях по декоративно- прикладному искусству

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Полежаева Л. А. Поликультурное воспитание учащихся на занятиях по декоративно- прикладному искусству // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 271–275. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53056.htm.
Аннотация. Толерантность-большая проблема, и самым эффективным способом ее формирования у подрастающего поколения является воспитание. Проявление толерантности-это признание того, что люди различаются по внешнему виду, положению в обществе, интересам, поведению, ценностям и все они имеют право жить в обществе, сохраняя при этом свою индивидуальность. Толерантные цели обучения призваны отражать систему толерантных отношений к обществу, к правам человека, к другим народам и национальностям. Каждый участник образовательного процесса должен осознавать толерантность как важнейшую общечеловеческую ценность и цель поликультурного воспитания.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Полежаева Лариса АлександровнаПреподаватель декоративноприкладного искусства и рисованияМОУКДОД «Детская музыкальная школа»г.КомсомольскнаАмуреlara.polezhaeva@yandex.ru

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДЕКОРАТИВНОПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ

Наличие у каждого человека взаимопонимания, взаимоуважения, доброжелательности, терпимости, необходимо для проживания в мире.

Толерантностьбольшая проблема, и самым эффективным способом ее формирования у подрастающего поколения является воспитание. Проявление толерантностиэто признание того, что люди различаются по внешнему виду, положению в обществе, интересам, поведению, ценностям и все они имеют право жить в обществе, сохраняя при этом свою индивидуальность. Толерантные цели обучения призваныотражать систему толерантных отношений к обществу, к правам человека, к другим народам и национальностям. Каждый участник образовательного процесса должен осознавать толерантность как важнейшую общечеловеческую ценность и цель поликультурного воспитания.

Одной из актуальнейших проблем современного общества является воспитание поликультурной личности и межэтнического взаимодействия между народами. Тенденции современного общества в социальном, культурном, экономическом, политическом планах привели к образованию поликультурного социума. Поликультурный социум –этообразовательное пространство, в котором проживают и обучаются представители разной этнической, религиозной и социальноэкономической принадлежности.Понятие «поликультурного» образования и воспитанияполучило распространение в мировой педагогике в1960х. Поликультурное воспитание –«воспитание, включающее организацию и содержание педагогического процесса, в котором представлены две или более культуры, отличающиеся по языковому, этническому, национальному или расовому признаку». Целями поликультурного воспитания являются «плюрализм», «равенство» и «объединение», т.е. уважение и сохранение культурного многообразия, поддержка равных прав на образование и формирование общенациональных политических, экономических, духовных ценностей [1].Поликультурное образование выступает компонентом общего образования направленного на лучшее понимание других культур, содействие установлению благоприятных отношений взаимообмена и взаимодействия между представителями других культур страны, воспитаию в духе ненасилия и веротерпимости. Поликультурное образование отличается специфическим содержанием и методикой, которая интегрируется в традиционные школьные дисциплины [3].Целью поликультурного воспитания являетсяформирование человека, способного к эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего чувством понимания и уважения других культур, умением жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий. Толерантность выступает нормой, которая позволяет обеспечить сохранение национальной, религиозной, личностной идентичности в условиях глобализации общественных процессов.Развитие толерантности является объективной потребностью современного общества. В условиях формирования новых социальноэкономических отношений особое значение приобретает проблема адаптации системы образования к ним.Основную роль в формировании толерантных взаимоотношений между людьми отводится образованию, которое традиционно трактуют как процесс ирезультат усвоения человеком опыта накоплений в виде системы знаний, умений и навыков, отношений и рассматривают как часть социализации. Формируя личность в любой области посредством развития у него культуры межнациональных отношений, образовательное учреждениеодновременно определяет жизнь будущего подрастающего поколения.Согласно Н.Г. Марковой толерантность является образовательным компонентом взаимодействия между людьми, принадлежащим к разным этносам, культурам, традициям, религиям [2].Таким образом,поликультурное образование предполагает развитие позитивного опыта общения с представителямиразличных наций, создает благоприятную основу для взаимообогащения культур, поликультурная образовательная среда позволяет воспитывать молодое поколениев духе толерантности в условиях подлинногодиалога культур.В настоящее время перед образовательнымиучреждениями стоит однаиз сложных задач–воспитаниеполикультурной личности, сочетающей в себе системные знания в области различных культур, стремление и готовность к межкультурному диалогу.Главное педагогическое значение имеет состояние поликультурного пространствавнутри современного образовательного учреждения.Дляэффективного поликультурноговзаимодействия и успешной адаптации учащихся в поликультурной среде большое значение приобретают знания о традициях и обычаях других народови культур; понимание значимости этнокультурного разнообразия; уважительное отношение к взглядами ценностямдругих людей, отличным от собственных; умение преодолевать трудности в коммуникативных формах взаимодействия с представителямиразличных этнических общностей, умение идти на разумный компромисс.Основныминаправлениями поликультурного воспитанияявляются:

организация познавательной деятельности учащихся по обогащению знаний окультуре межнациональныхотношений;

воспитание эмоциональноценностного отношения клюдям другой национальности;

накопление учащимисяпрактического опыта в сфере общенияв многонациональном коллективе;

совместная творческая деятельность представителей различных национальностей по созданию культурных образцов.Эффективны тренинги межэтнического общения, анализ фольклорных произведений, музеев народного декоративноприкладного искусства, где предусмотрено знакомство с народными промыслами, декоративноприкладными видами искусства, творчеством национальных художников и музыкантов, а также исполнение народных песен и танцев, создание фольклорных музыкальных коллективов, фестивали, олимпиады, выставки по этнической культуре, соревнования по национальным видам спорта и играм; фольклорные концерты, вечера и театрализованные представления; конкурсы на лучшее приготовление национальных блюд; встречи с мастерами, этнографами, представителями различных культур, дискуссии; экскурсии этнокультурного содержания и т.д. [4].Дальний Восток относится к поликультурному и многоэтническому миру. На территории Дальнего Востока проживают национальные меньшинства; вследствие миграции населения формируются малые этнические группы. Для того чтобы эти группы мирно сосуществовали, относились друг к другу с уважением и терпимостью, необходимо воспитывать подрастающее поколение в поликультурном направлении. На территории Дальнего Востока длительное соседство различных народов и их взаимодействие с русскими привело к их сближению, что нашло отражение в языке, традициях, культуре, искусстве.Поликультурное воспитание средствами декоративноприкладного искусства предусматривает адаптацию человека к различным системам ценностей в ситуации существования многих разнородных культур, учит взаимодействию между людьми с разными традициями, ориентирует учащихся на диалог культур и препятствует складыванию культурнообразовательной монополии одних народов в отношении других.Практическую значимость в работе педагогов детской музыкальной школы представляет специально разработанная программа, направленная на поликультурное взаимодействие учащихся в образовательном процессе, а также развитие психических процессов, которые способствуют более эффективному обучению игры на музыкальных инструментах.Идея программы заключается в синтезеразличныхобластейприкладного творчества на основе пронизывания их едиными темами с учетом национальных культур дальневосточного региона.В ней рассматриваются такие понятия: декоративноприкладное искусство, традиция, духовность,творчество, культура, народ, фольклор.Программа нацеливает педагогов на формирование у учащихся поликультурных качеств с ориентацией на высшие общечеловеческие ценности.Познавательная деятельность учащихся осуществляется в процессе их информированияи организации практической деятельностив образовательном процессе на занятияхпо декоративноприкладному искусству и рисованию, использование телеи радиопередач, организации праздников и тематических выставок. Расширению и углублению знаний о культуре межнациональных отношений содействуют беседы о воспитании людей разных национальностей, об особенностях национальной семьи. Диалог культур как метод взаимодействия и общения направляет деятельность учащихся, помогает раскрыться, высказать свои мысли, учит реагировать на жизненныепроблемы.Так, особенности культуры народов Приамурья учитываются при проведении занятия по теме: «Узоры Амура», на котором учащиеся выполнялиобразцы традиционных халатов по приамурским мотивам в технике аппликации. На примере оригинала традиционного нанайского текстильного халата учащиеся смогли проследить семантику и символику декора (древо жизни, амурские волны и др.), познакомиться с творчеством и культурой приамурскихродов. Ученица Бельды Дианапознакомиласверстников с творчеством бабушки и мамы, чьими руками был изготовлен уникальный образец приамурского искусства.Изысканность и утонченность культуры корейского народа осуществлялосьна занятиипо теме: «Бабушкины сказки».Ученики Квон Миша и Миленарассказали о своихлюбимыхкорейскихсказках,в которых прослеживалось уважительное отношение к старшему поколению и что вызвало огромный интерес у детей. Мотивы и узоры нашли отражение в детских работах, выполненных из пластилина. Отточенность линий, уважительное отношение к окружающей природе в азербайджанской культуре увидели учащиеся при декорировании различной посуды на примере изучения лучших образцов азербайджанского прикладного искусства.В процессе изучения темы: «Кулинарная книга для мамы» наблюдаласьсвязь с еврейской культурой и традициями. Учащиеся оформляли кулинарную книгу для мамы в технике скрапбукинг.Знакомство с японской культурой и игрушкой осуществляется на занятиях,в процессе которых учащихся выполняливязаные игрушки в технике «амигуруми».Традиции русской культуры изучалисьучащимися в ходе изготовления русской игрушки в технике ручного валяния. Кукла «Акулина» самобытна и интересна тем, что ее выполнение было приурочено к празднику «Масленица».Итак, использование разнообразных видов занятийпозволяет включить всех обучающихся в активную практическую деятельность, способствует познанию различных культур, развитию мелкой моторики руки, зрительному восприятию, памяти, воображения по созданию художественного образа, мышления.При изучении декоративноприкладного искусства учащиеся узнают о взаимодействии культур; о родстве обычаев и культурных заимствованиях у соседних народов, синтезе культур.Информация, свидетельствующая о культурных взаимовлияниях как важнейшем слагаемом практического опыта человечества, помогает избежать чувства национальной исключительности, способствует формированию уважения к культуре каждого народа.Образовательный процесс должен быть направлен насамостоятельную, оценочнуюипрактическуюработуучащихся с культурным материалом (фольклор, образцы народного и декоративноприкладного творчества, произведения художественной культуры и литературы и т. д.).Необходимы и плодотворны контакты преподавателяи родителей учащихся, живущих в поликультурной среде. Необходимонаучиться взаимодействовать слюдьми иных культур и верований, принимать совместные решения и нести ответственностьза них ради общего блага. Следовательно, воспринимать как естественное состояние и положительно относиться к культурному многообразию, видеть в нём источникразвития собственной культуры.Таким образом, поликультурнаясредадолжна быть направленана создание творческой, толерантной личности, способной создать материальные и духовные богатства, воспитанной на национальных и общечеловеческих ценностях. Сочетаниеразличных форми методов педагогической работы, информационнойи практической деятельности создает благоприятные условия дляполикультурного воспитания учащихся, повышения у подрастающего поколения культуры межнациональных отношений, способствует развитию сознания и чувств.Ссылки на источники:1.Анатольева, Н.С. Воспитание культуры межнациональных отношений у учащихсяв поликультурной среде // Социальнопедагогическая работа . –2008. –№4. –С.6064.2.Маркова, Н.Г. Кросскультурная грамотность как индикатор межнационального понимания / Н.Г. Маркова// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена: Общественные и гуманитарные науки. –СПб., 2008. –С.156162.3.Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. БимБад; ред. коллегия М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. –М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. –528с.4.Шубина, Н. Воспитание поликультурной личности // Воспитание школьников. –2007. –№3. –С.715. In this article the problem of polikul'turnogo education is examined from modern positions, the features of work open up with a student different agedependent groups on the specially developed sample program for a student musical school, directed on polikul'turnoe education and mezhetnicheskoe cooperation between the representatives of different people, authors methodical recommendations are offered on organization of employments in the multinational collective of student.