Использование Кейс метода в образовательном процессе

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Эктов А. В. Использование Кейс метода в образовательном процессе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 416–420. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53085.htm.
Аннотация. В содержании статьи раскрывается сущность кейс метода. Описываться виды кейсов, проблемы внедрения метода кейсов в практику современного профессионального образования. Полноценно раскрываться преимущества применения на практики выбранного метода. Также внимание уделяется недостаткам кейс метода и особенностям его использования в педагогической практике. Предоставляются рекомендации педагогам для более успешного применения выбранной методики образования (система оценки, методика разработки кейсов).
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Эктов Алексей Владимирович Преподавательгуманитарных дисциплинМосковскойакадемиипредпринимательства при Правительстве Москвы, НОУ ВПО, Т Ф, г. Тула a.ectov@yandex.ru

Использование Кейс метода в образовательном процессе.Аннотация.В содержании статьи раскрывается сущность кейс метода. Описываться виды кейсов, проблемы внедрения метода кейсов в практику современного профессионального образования. Полноценно раскрываться преимущества применения напрактики выбранного метода. Также внимание уделяется недостаткам кейс метода и особенностям его использования в педагогической практике.Предоставляются рекомендации педагогам для более успешного применения выбранной методики образования(система оценки,методика разработки кейсов). Ключевые слова: кейс, кейс метод,дискуссия, задача, мышление, кейстехнологии.

В переводе с английского Caseозначает: портфель, чемодан, сумка, папка (в нашем варианте –пакет документов для работы студентов); Ситуация, случай, казус, в ряде случаев –их сочетание (в нашем варианте –набор практических ситуаций, которые должны изучаться студентами).Среди современных технологий и методов обучения в настоящее время особое место в профессиональном образовании занимает обучение кейс–методом. Он направленна самостоятельную индивидуальную и групповую деятельность студентов, в

течениекоторойимиприобретаются коммуникативные умения. Процесс обучения с использованием кейс–метода представляет собой имитацию реального события, сочетающую в себе достаточно адекватное отражение реальной действительности, небольшие материальные и временные затраты и вариативность обучения.Сущность данного метода состоит в том, что учебный материал подается студентам виде проблем (кейсов), а знания приобретаются в результате активной и творческой работы: самостоятельного осуществления целеполагания, сбора необходимой информации, ее анализа с разных точек зрения, выдвижения гипотезы, выводов, заключения, самоконтроля процесса получения знаний и его результатов.[1]В настоящее время в современных научных изданиях можно встретить разнообразные подходы к делению на виды кейсов. При сравнительнообобщительноманализе можно выделить следующеетипы кейсов. Таблица 1Типы кейсов (Гарвардская школа)Создание проблемной ситуацииПодготовкакейсаСодержание кейсаВыбор создание итогового решенияОбучающийкейс(Casestated method).Statedустановленный, зафиксированныйПреподаватель задает, определяет проблемуПедагог готовит кейс

Кейс содержит 23 готовыхварианта решения по рассматриваемой проблемеОбучающимся предлагается высказать свои мнения. И итоге педагог сам выбирает и обосновывает вариант, комментируя точки зрения обучающихся.Аналитическийкейс(Caseincident method).Incidentприсущий, свойственный, связанныйПреподаватель задает, определяет проблемуПедагог готовит кейсКейс содержит несколько вариантов (34) решения и некоторое количество инф. источников по рассматриваемой проблемеОбучающиеся должны выбрать вариант решения и обосновать его, опираясь на материалы готового кейсаЭвристическийкейс(Caseproblem method).Problemпроблема, проблемная ситуацияПреподаватель определяет проблему вобщих чертах, обучающиеся конкретизируют проблему (для младших школьников конкретизацию проблемы можеттакже осуществить преподаватель)Преподаватель готовит начальный кейс. Обучающиеся его дополняют, при необходимостиКейс содержит некоторое количество инф. источников по рассматриваемой проблеме, может содержать некоторые варианты решений, иллюстрирующие примеры и пр.Обучающиеся должны выстроить собственное обоснованное решение, опираясь на материалы готового кейса.

Возможно, для обоснования своей точки зрения, обучающиеся дополняют кейс новой информациейИсследовательский кейс (Casestudy method).StudyисследованиеПреподаватель определяет проблемное направление, обучающиеся самостоятельно задают проблему (младшим школьникам необходимо помочь в формулировке проблемы)Преподаватель готовит начальный кейс, обучающиеся его дополняютКейс содержит некоторое количество инф. текстов по рассматриваемой проблемеОбучающиеся предлагают собственное решение. Для обоснования своей точки либо дополняют готовый кейс новой информацией, либо, в зависимости от решения, готовят новый кейс

Каждый вид имеет свои преимущества,но также и негативные стороны. На локальном уровне преподаватель должен самостоятельно определиться с уместностью применения того или иного кейса. [2]В педагогической практике используются следующие технологии, активизирующие учебный процесс:метод ситуационного анализа: ситуационные задачи, ситуационные упражнения;

анализ конкретных ситуаций, кейсстадии;

метод ситуационноролевых игр;

метод дискуссии.Проблема внедрения метода кейсов в практику современного профессионального образования в настоящее время является весьма актуальной, что обусловлено двумя тенденциями: направленность развития образования на формирование профессиональных компетенций, умений и навыков мыслительной деятельности, а не на получение конкретных знаний; развитие требований к качеству специалистов который должен обладать способностью к оптимальному поведению в различных ситуациях.Использование метода кейсов в обучении студентов позволяет:

повысить познавательный интерес к изучаемым дисциплинам;

улучшить понимание экономических законов;

развить исследовательские коммуникативные и творческие навыки принятия решений в проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни:

сформировать конкурентоспособность, персональную и коллективную ответственность.Особенность ситуационной задачи кейс метода заключается в том, что в отдельных случаях ее оптимальное решение у преподавателя уже имеется. Студенту остается найти его и обосновать, показать, каким образом он его нашел и как его можно реализовать, или студент должен проанализировать готовый вариант решения предложенной ситуационной задачи. Большинство задач не имеют готового решения, в некоторых случаях, наоборот, может иметь несколько вариантов решений, и при этом все правомерные, или одно, номногоаспектное решение. Случай должен допускать различные варианты решения. Что должен учесть преподаватель, выбирая, создавая такое задание, а также реализуя такое задание на уроке? •единство творческого замысла и алгоритма деятельности•постоянное взаимодействие, требующее открытости и способности работать вместе, сообща, в команде•личностное отношение к познавательной деятельности•взаимосвязь цели, средств ее достижения и результатов•постоянная рефлексия студентов и преподавателей над полученными результатами, выращивание «живого знания»•диалоговая позиция.Кейс метод учит: видеть проблемы; понимать и использовать концепции; анализировать профессиональные ситуации; оценивать альтернативы возможных решений; выбирать оптимальный вариант решения; составлять план его осуществления; развивать мотивацию; развивать коммуникационные навыки и умения; учит быть объективными в новом видении самих ситуаций, передает обобщенный опыт; помогает стать восприимчивым к другому мнению.При проведении занятия в режиме кейсметода на стадии дискуссии преподавателю следует принять во внимание следующие риски:1)

Отсутствие у обучающихся навыков работы не по заранее известным алгоритмам требует их определенной подготовки. Метод casestudy нельзя внедрять «с наскока», его необходимо использовать в органическом единстве с другими методами обучения, в том числе традиционными, закладывающими у студентов обязательное нормативное знание –«базу». Ситуационное обучение учит поиску и использованию знания в условиях динамичной ситуации, развивая гибкость, диалектичность мышления и это большой плюс, но чрезмерное увлечение ситуационным анализом может привести к тому, что в дальнейшем студент окажется без необходимого нормативного «фундамента», все его знания будет сводиться к знанию множества ситуаций без определенной методологической системы. 2)В группы объединены обучающиеся с различным типом мышления, от которого зависит получение и передача, восприятие и понимание информации обучающимся. То есть при постановке задачи преподаватель направляет логические процессы от конкретного к абстрактному, здесь же требуется быстрая реакция, применение анализа, синтеза, обобщения и пр., что может вызвать затруднения у студентов. В результате решением группы может статьрешение одного самого «смышленого» участника, а остальные студенты к нему «тихо присоединятся».3)Любая группа студентов –это маленький социум со сложившимися отношениями, т.к. общение происходит и во внеурочное время. Естественно, в нем есть аутсайдерыи лидеры. Чтобы достигнуть желаемого результата занятия, необходимо при формировании групп учесть этот фактор, иначе может получиться, борьба не мнений и аргументов, а личных неприязненных отношений. То есть сначала нужно провести социометрию, немного ознакомиться со студентами и отношениями в группе.4)Отсутствие у обучающихся коммуникативных навыков: работать в команде, выслушивать оппонентов, учитывать альтернативную точку зрения, аргументировано высказать свою, проигрывать и побеждать достойно,принять командное решение т.д. 5)У преподавателя должен быть высокий методологический уровень, т.к. этот метод требует подключения нескольких видов аналитической деятельности. Кроме того, чтобы занятие не превратилось в балаган, преподаватель должен хорошо владеть техникой организации и проведения дискуссий, иметь авторитет среди обучающихся и четко придерживаться регламента, ведь нужно сдерживать «провокаторов» и максимально заинтересовать, втянуть в дискуссию «молчунов». Особое внимание стоит обратить на оценку итогов кейсзанятий. Очевидно, что деятельность в режиме кейсметода не может оцениваться по 5ти бальной шкале, используемой сегодняДля этого следует разработать специальную шкалу оценок конвертируемую в пятибалльную систему. Пример. Чтобы получить соответствующий итоговый балл, учащимся на разных этапах работы необходимо набрать определённое количество баллов по 10ти бальной шкале. Например, текущая оценка позволит преподавателюруководить группами в начале работы при обсуждении, анализе кейса и при принятии решений по одному направлению, заданию; промежуточная оценка станет итогом целостной работы в группе как сумма текущих оценок. Можно использовать публичное оперативное оценивание в открытой дискуссии при завершении работы в определённой группе. И все эти оценки помогут повысить мотивационную активность учащихся.Для более открытой, наглядной и понятной организации оценивания деятельности обучающихсяцелесообразно использовать таблицу. Например, такой её вариант для работы трёх групп: Таблица 2

Ф.И. учащегосяТекущая оценка(max 30 баллов для каждой группы)Промежуточная оценка (max 90 баллов)

Сумма баллов

Итоговая оценкаОбсуждение кейсаВыбор или предложение решений Принятие решений1 гр2 гр3 гр1 гр2 гр3 гр1 гр2 гр3 гр1 гр2 гр3 грИванов898789798222625734Петров9101010109999282928855Гришин767567456161720533

Для получения итоговой оценки «5» нужно набрать 8190 баллов, для получения «4» 7180 баллов, а «3» учащийся получает, если набирает менее 70 баллов. Непременнооценка должна носить обоснованный характер. Обучающийся должен понимать не только правила разбора и анализа кейса, но и систему оценивания его учителем. Поэтому оценивание требует обязательного разъяснения до начала работы. Не следует также забывать о воспитательной роли оценки, обусловленной не только открытостью, понятностью, объективностью, но и ее справедливостью.Кроме того, методика оценивания становится предельно понятной, когда учащиеся знакомы с программными требованиями к знаниям умениям.

Что касается методологии составления кейса, рекомендуется следующая последовательность работы:•записать цель (тему), над которой предстоит работать подгруппе;•выписать вопросы для данной темы;•

подготовить «кейс» с различными информационными материалами (статьи, литературные рассказы, сайты в сети Интернет, статистические отчеты и пр.);•организовать деятельность обучающихся по разрешению поставленной проблемы;•выработать и принять всей группой правила оценивания решений;•по каждому вопросу в ходе дискуссии кратко высказать мнения, разрешать и не допускать конфликты, а комулибо из участников их записывать (например, модератору);•сформулировать результирующее мнение, которое будет являться решением поставленной цели.

Преподавателю не следует злоупотреблять одним методом каким бы он новаторским он не был, исходить из преследуемых в учебном процессе целей и задач; провести социометрию; в течение всей образовательной деятельности развивать коммуникативные навыки обучающихся; быть готовым к индивидуальной постановке задач студентам с конкретным типом мышления, которым сложно абстрагироваться; дополнительно изучить правила проведения дискуссий.Главный акцент при использовании метода конкретной ситуации ставится не столько на развитие навыков решенияпроблемы, сколько на развитие аналитического мышления, которое необходимо для выявления проблемы, ее формулировки принятия решения.

Потенциал метода кейсов способствует развитию у учащихся умений:Анализировать ситуации;Оценивать альтернативы;Выбиратьоптимальный вариант решений;Составлять план осуществления решений;Устойчивый навык решения практических задач.

Преподаватель в ходе кейс занятия должен воздержаться от любых проявлений предубеждений или симпатии. Его функция при выполнении задания –мониторинг вариантов решений, их аккумуляция и анализ, мотивация студентов к обоснованному выбору оптимального результата или оптимального набора решений, а также подведение итогов работы группы обучающихся, оценка личного вклада (достижений) каждого. Переход от незнания к знанию становится естественным звеном активного развития.Кейсметод эффективный метод повышения качества образования и успешного внедрения в Федеральные Государственные Образовательные Стандарты.

Ссылки на источники 1. Ф.Й. Кайзер, Х. Камински, Методика преподавания экономических дисциплин (основы концепции, направленной на активизацию процесса обучения), Москва, Вита пресс, 2007, С. 2. Инновационные формы организации самостоятельной работы студентов при преподавании инженерной графики А.Н.Богатых(2011 г.). –URL: http://www.sopk.ru/forum/viewtopic.php?f=5&t=104

Ektov Alexey Vladimirovich The teacher of humanitarian disciplines of the Moscow academy of business at the Government of Moscow, NOU ВПО, ТФ, Tula a.ectov@yandex.ru

Use a method Case in educational process.The summary.In article maintenance the essence a method case reveals. To be described kinds of cases, problems of introduction of a method of cases in practice of modern vocational training. Is highgrade to reveal advantages of application on practice of the chosen method. Also the attention is given to lacks a case of a method and to features of its use in student teaching. Recommendations are given to teachers for more successful application of the chosen technique of formation (estimation system, a technique of working out of cases). Keywords: a case, a case a method, discussion, a problem, thinking, casestechnologies.