О проблемах вхождения в образовательную среду школы

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Стадольникова М. В. О проблемах вхождения в образовательную среду школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 471–475. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53096.htm.
Аннотация. Уважаемые читатели! Школа…. Как много ожиданий, надежд, волнений связывают дети, родители, воспитатели детских садов с этим словом. Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Стадольникова Мария ВалерьевнаПедагог ‬психолог, МБДОУ ©Детский сад № 175ª, г. Уфаmariya_stadolnik@mail.ruО проблемах вхождения в образовательную среду школы. Для того чтобы воспитать человека, годного для будущего, надо воспитывать его, имея в виду вполне совершенного человека, только тогда воспитанник будет достойным членом того поколения, в котором ему придется жить! (Л.Н. Толстой)Уважаемые читатели! Школа….Как много ожиданий, надежд, волнений связывают дети, родители, воспитатели детских садов с этим словом. Поступление в школу ‬это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Можно понять гордость взрослых, чьи дети уверенно шагают по школьным коридорам, добиваются первых успехов. И совсем другие чувства испытывают родители, если ребенок начинает отставать в учебе, не справляется с новымитребованиями, теряет интерес к школе. ©Почему это произошло? Что было упущено?ª не раз задают себе вопросы взрослые. Анализируя годы раннего и дошкольного детства ребенка, они нередко обнаруживают слабые звенья своего воспитательного подхода, которые привели к тому, что ребенок оказался не готов к школе.В чем же проявляется неподготовленность к школьному обучению? Есть целый спектр признаков неготовности к школе. Они касаются недостатков развития интеллектуальной, эмоционально волевой, личностной сферы маленького школьника. Причины неподготовленности к обучению можно разделить на органические и воспитательные. Органические причины ‬это различные отклонения в физическом и нервно ‬психическом развитии ребенка: снижение темпов развития, задержка формирования отдельных функций, ослабленность здоровья. Воспитательные причины ‬связаны с неэффективной тактикой педагогического подхода к детям в раннем и дошкольном возрасте. Опыт показывает, что часто причинойнеподготовленности к школе и низкой успеваемости является педагогическая запущенность детей в недостаточно благополучных семьях. Отсутствие педагогического подхода в благополучных семьях, наличие психотравмирующих ситуаций приводит к снижению уровня развитияребенка и неподготовленность к обучению. Цель предлагаемой статьи помочь воспитателям и родителям глубже разобраться в вопросе подготовки детей к школе.Ключевые слова: Воспитание, личность, общение, познавательное общение, деловое общение, физическое воспитание, эстетическое воспитание.К концу дошкольного возраста у ребенка формируются основы ответственного отношения к результатам своих действий и поступков. Ответственность побуждает чувство сопричастности общему делу, чувство долга. По мере развития ответственности у ребенка появляется возможность оценивать свои отдельные поступки и поведение в целом как хорошее или плохое, если главными мотивами поведения становятся общественные мотивы. Ребенок шести ‬семи лет способен понимать нравственный смысл ответственности. В игре и в обычной жизни, в отношениях со знакомыми взрослыми и сверстниками ребенок получает достаточный опыт ответственного поведения. В зависимости от развитостичувства ответственности до школы он будет относиться к своим новым обязанностям в школе. [1]Ребенок нуждается в доброжелательном контроле и в положительной оценке взрослого. Правильное поведение в присутствии взрослого ‬первый этап морального развития поведения ребенка. И хотя потребность вести себя по правилам и приобретает личностный смысл для ребенка, его чувство ответственности наилучшим образом раскрывается в присутствии взрослого.Взрослый при этом должен общаться с ребенком в доверительном и доброжелательном тоне, выражая уверенность в том, что этот ребенок не может не вести себя правильно. Психологический смысл происходящего в поведении ребенка состоит в том, что хотя и с помощью взрослого, но психологически самостоятельно он обретает чувство ответственности за свое поведение.Потребность в признании проявляется в стремлении ребенка утвердиться в своих моральных качествах. Ребенок рефлексирует, пытается проанализировать собственное психическое состояние, прецировать свойпоступок на возможные реакции других людей, при этом он хочет, чтобы люди испытывали к нему благосклонность, благодарность, признавали и ценили хороший поступок. Становясь более самостоятельными, дети дошкольного возраста выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общениятребует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь.[1]Общение со взрослыми и сверстниками дает возможность ребенку усваивать эталоны социальных норм поведения. Ребенок в определенных жизненных ситуациях сталкивается с необходимостью подчинить свое поведение моральным нормам и требованиям. Поэтому важными моментами в нравственном развитии ребенка становятся знание норм общения и понимание их ценности и необходимости. Если ребенок до школы имеет развитое чувствоответственности за самого себя, за свое поведение, то с этим чувством ответственности он придет и в свой класс. За период дошкольного детства ребенок проходит большой путь в овладении социальным пространством с его системой нормативного поведения в межличностных отношениях со взрослыми и детьми.Ребенок осваивает правила адекватного лояльного взаимодействия с людьми и в благоприятных для себя условиях может действовать в соответствии с этими правилами.[1]Готовность ребенкак школе в области умственного развития включает несколько взаимосвязанных сторон. Ребенку, поступающему в 1 класс, необходимо известный запас знаний об окружающем мире ‬о предметах и их свойствах, о явлениях живой и неживой природы, о людях, их труде и других сторонах общественной жизни, о том, ©что такое хорошо и что такое плохоª, то есть о моральных нормах поведения. Но важен не сколько объем этих знаний, сколько их качество: насколько они правильны, четки, какова степень обобщенности сложившихся в дошкольном детстве представлений. Особое место в психологической готовности детей к школе занимает овладение некоторымиспециальными знаниями и навыками, традиционно относящимися к собственно школьным, грамотой, счетом, решением арифметических задач.Овладение грамотой и элементами математики в дошкольном возрасте может влиять на успешность школьного обучения. Что же касается навыков чтения, счета, решения задач, то их полезность зависит от того, на какой основе они построены, на сколько правильно сформированы. Так, навык чтения повышает уровень готовности ребенка к школе только при условии, что вы научили ребенка слышать звуки слов, если он осознает его звуковой состав, а само чтение являетсяслитным или послоговым. Так же обстоит дело со счетом ‬он окажетсяполезным, если опирается на понимание математических отношений, значение числа, и бесполезным или даже вредным, если усвоен механически.[2]Решающее значение в готовности к усвоению школьной программы имеют не знания и навыки сами по себе, а то, насколько развита у ребенка познавательная деятельность, интерес к ней. Могут спросить: ©А разве недостаточно того, что ребенок хочет идти в школу?ª Нет, недостаточно. Хорошо,конечно, что у ребенка выработалось общее положительное отношение к школе, что ему лестно стать учеником, что его волнуют новые права и обязанности. Но для того чтобы обеспечить устойчивую успешную учебу, надо еще, чтобы ребенка привлекло само содержание получаемых в школе знаний, интересовало то новое, с чем он знакомится на уроках, чтобы ему был радостен сам процесс познания. Такие стойкие познавательные интересы складываются постепенно, в течение длительного времени, они не могут возникнуть сразу, как только ребенок пришел в школу, если раньше их воспитанию не уделяли достаточного внимания.

Исследования показывают, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеютк концу дошкольного возраста недостаточный объем знаний и навыков. А те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычки думать и решать задачи. Так, один первоклассник никак не мог ответить на вопрос, сколько будет, если к одному прибавить еще один. Он отвечал то ©пятьª, то ©триª. Но когда перед ним поставили чисто практическую задачу: ©Сколько у тебя будет денег, если папа дал тебе один рубль и мама один рубль?ª, мальчик, почти не задумываясь, ответил: ©Конечно, два!ª.Основное место в подготовке ребенка к школе занимает организация игры, продуктивных видов деятельности ‬конструирование, рисование, лепки ‬труда. Именно здесь впервые возникают общественные мотивы поведения, складывается соподчиненность мотивов, формируются и совершенствуются действия восприятия и мышления, развиваются навыки взаимоотношений.Конечно, это происходит не само собой, а при вашем, родительскомпостоянном руководстве.Поскольку в школе ребенок продолжительное время находится без родительской опеки, он должен обладать соответствующим своему возрастууровнем эмоциональной независимости и развития воли, уметь контролировать и ограничивать импульсивное поведение, владеть собой. Начальные трудности при обучении в школе легче преодолеваются, если ученик хочет, учится, положительно относится к работе и стремится к ней. Сила воли ему нужна и для регулярного и успешного выполнения всех школьных обязанностей. Ребенка надо научить самостоятельно, одеваться, есть, содержать в чистоте и порядке свои вещи. Он должен понимать важность труда взрослых, положительно относиться не только к личным делам, но и к труду для общего блага. Любое дело ему следует выполнять сосредоточенно, укладываться в отведенное на данную деятельность время, придерживаться общих установок и своего замысла.У ребенка следует сформировать эстетическое воспитание, чувства и вкус, интерес к соответствующим возрасту художественным произведениям, развить стремление к эстетическому оформлению окружающей его обстановки. Его надо научить чувствовать красоту музыки, рисовать карандашами и красками;лепить, знать считалки, поговорки, загадки, сказки, рассказы, бережно относится к книгам.Как верно сказалВ.А. Сухомлинский:©Дети должныжить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниямª.[2]Самое главное это поддержка, она является одним из важнейших факторов, способных улучшить взаимоотношения между ребенком и родителями. При недостатке или отсутствии адекватной поддержки ребенок испытывает разочарование и склонен к различным проступкам.Поддержка основана на том, чтобы помочь ребенку почувствовать свою нужность. Различие между поддержкой и наградой определяется временем и эффектом. Награда обычно выдается ребенку за то, что он сделал чтото очень хорошо, или за какието его достижения в определенный период времени. Поддержка в отличие от похвалы может оказываться при любой попытке или небольшом прогрессе.Поддерживать можно ребенка с помощью отдельных слов(©здоровоª, ©аккуратноª), высказываний, прикосновений, выражение лица. Если ребенку не удается вести себя так, как хотелось бы его родителям, именно родители должны помочь ребенку понять, почему так происходит. Важно, чтобы ребенок понял, что его неудача может проистекать изза отсутствия готовности или способностивести себя соответствующим образом. Необходимо показать ребенку, что его неудача ни в коей мере не умаляет его личных достоинств. Важно, чтобы родитель научился принимать ребенка таким, какой он есть, включая все его достижения и промахи, а в общении с ним учитывать значение таких вещей, как тон, жесты, выражения.Роль родителей в становлении эмоциональноволевой готовности и формировании произвольности поведения у дошкольников огромна. Кроме самых разнообразных занятий и игр, на которых можно обучить ребенка подчинять свои действия разным правилам, воспроизводить образец, строить и выполнять сложные последовательности действий, развитию произвольности способствует предоставляемая ребенку самостоятельность. Если у ребенка в 6 лет есть свои маленькие обязанности, пусть еще очень простые, такие, как убрать свои игрушки или подмести в комнате, помыть посуду, сходить в магазин за хлебом, то такой ребенок оказываетсяболее готовым к школе, чем тот, за которого все это делает мама или бабушка.Анализ практикиобучения детей на занятиях в детском саду показывает, что, к сожалению, далеко не всегда воспитатели поддерживают необходимую познавательную активность детей. Многие занятия проводятся при сниженном эмоционально ‬познавательном фоне, нередко по одной и той же схеме. Активность детей носит в основном репродуктивный, воспроизводящий характер: воспитатель показал, объяснил ‬ребенок добросовестно повторил. Как добиться активности дошкольников? Как сделать, чтобы их деятельность на занятиях стала интеллектуальной и эмоциональной насыщенной? Прежде всего,необходимо уточнить, что является показателем активной мыслительной деятельности дошкольника на занятиях. Их несколько: наличие интереса к учебной задаче и процессу ее решения; умение проявлять самостоятельность в процессе поиска решения; умение задавать вопросы по содержанию; умение замечать ошибки у себя.[4]Задача воспитателя ‬вызвать у детей интерес к занятию, создать у них состояние увлеченности, умственного напряжения, направить усилия на осознанное освоение знаний, умений и навыков.Полезно в начале занятия использовать занимательную проблемную ситуацию сказочного характера. Например, мальчик с пальчик может быть освобожден из темницы только при условии, если решит задачу Бабы Яги: три раза по ‬разному разложит на группы разные геометрические фигуры. Но он не знает, как это сделать. Надо помочь мальчику освободиться. Как правило, дети с удовольствием включаются в поиск правильных оснований для группировки фигур.Воспитатель организует,различные проблемные ситуации и предлагает детям найти решения.Например, определить, в какой среде живет неизвестное им животное, изображенное на картинке. Определить, поровну ли воды в двух глиняных кувшинах. Объяснить, какую надо взять бумагу предложенной воспитателем, чтобы сделать лодку, которая дольше других будет плавать в воде.[4]Выполняя последнее задание, дети развивают познавательные действия в определенной последовательности. Развивают мыслительную активность детей ситуации поиска и исправления ошибок, выбора правильного решения из нескольких вариантов, доказательства, дискуссии.Можно перейти к более сложным ситуациям, требующим активной мыслительной деятельности, например, ©Расскажем о прошлом, настоящем и будущем этого предметаª. В таких ситуациях ребенку нужно мобилизовать весь объем знаний о предмете,усвоить новые знания, рассуждать, задавать вопросы и отвечать на них, высказывать свои предположения.Желание и умение думать, настойчиво искать решение развивают задачи ‬головоломки, задачи ‬шутки, задачи на преобразование, составление фигур из частей.Это головоломки со спичками, палочками, игры ©Пифагорª, ©Силуэтª, ©Танграмª. Поиск решения подобных задач может осуществляться детьми чисто практически, или через сочетание практических и мыслительных действий, или только мысленно. Ребята выдвигают предположения о ходе и путях решения, проверяют или отвергают их нередко до начала практического осуществления задуманного. Все это говорит о целенаправленности поиска и умственной активности.[4]Неправильно поступают те воспитатели, которые отмахиваются от вопросов детей, считая их преждевременными. Наоборот, нужноподдерживать таких ребят, их желание узнать новое, направлять познавательную активность. Бывает, что, целую группу на много дней, охватывает ©лихорадка познанияª, например, жизни древних людей. Дети рассматривают картинки с наскальными рисунками, узнают об обычаях. Проходит время, и интересы детей меняются, но для некоторых ребят этот интерес остается ненасыщаемым, он побуждает их задавать новые вопросы, строить новые предположения, вызывает желание самостоятельно прочитать те книги, которые читали им взрослые.В процессе физического воспитания основное внимание уделяется выявлению и устранению возможных недостатков в развитии детей, формированию основных двигательныхумений, правильной осанке. Воспитатель должен побуждать родителей систематически закаливать ребенка и создавать для него правильный режим дня.Осуществляя умственное воспитание, педагог, должен, прежде всего,дополнять и систематизировать основные знания детей в соответствии с требованиями программы, предусмотренными для детей пяти ‬шестилетнего возраста. Необходимо расширять у детей словарный запас, обучать их простейшим способам анализа и синтеза, приучать вежливо, обращаться со сверстниками и взрослыми. Организуя обследование предметов, наблюдение за различными явлениями и другие виды деятельности, воспитатель должен развивать восприятие, внимание и мышление детей.[3]Нравственное воспитание направлено на развитие положительныхморальных качеств и воли, устранение возможного отрицательного влияния семейной обстановки, постепенное ослабление чрезмерной опеки детей со стороны семьи.Воспитатель закрепляет навыки культурного поведения, учит детей входить в доброжелательное общение, активно включаться в совместную деятельность.Трудовое воспитание предусматривает развитие самостоятельности в процессе самообслуживания, формирование умений и способов работы с бумагой, природными и другими материалами. В игре состроительным материалом и техническими игрушками педагог знакомит детей с простейшими физическими закономерностями. Дети должны также знать, как ухаживать за животными в уголке природы. Таким образом,воспитатель формирует у ребят привычку целеустремленнои сосредоточенно трудиться, желание участвовать в выполнении коллективных поручений.[3]Эстетическое воспитание направлено на развитие художественно ‬творческих способностей детей. У них развивают музыкальный слух, учат петь песни. Воспитатель совершенствует у детей технику работы карандашом, кисточкой. Воспитатель также должен научит детей уважать труд тех людей, кто создает книги.Формирующийся интерес к школе, стремление стать школьником создадут эмоциональную психологическую установку к вступлению в новую жизнь.

Литература1.Мухина В.С. ©Возрастная психологияª: учебник для студ. Вузов. 9е изд., стереотип. ‬М.: Издательский центр ©Академияª, 2004г. ‬456с.2. ©Мир детстваª. Дошкольник/Под ред. А.Г. Хрипковой; отв. Ред. А.В. Запорожец. ‬М.: Педагогика, 1978г. 416с.3.©Подготовка детей к школеª Кн. для работников дошк. учреждений/Н.Н. Поддьяков, Л.А. Венгер, под ред. Л.А. Парамоновой. ‬М.: Просвещение; пед. издво, 1989г. ‬176с.4. ©У школьного порогаª Бабаева Т.И. ‬М.: Просвещение, 1993г. ‬128с.

The literature1. Mukhina V.S. © Age psychology ª: the textbook for студ. High schools.9 изд., a stereotype. М.: the Publishing center "Academy", 2004г. 456с.2. © The world of the childhood ª. The Preschool child/under ред. A.G.Khripkovoj; отв. Ред. A.V.Zaporozhets. М.: Pedagogics, 1978г. 416с.3. © Preparation of children for school ª Кн. For workers дошк. Establishments/N.N.Poddyakov, L.A.Venger, under ред. L.A.Paramonovoj. М.: education; пед. Publishing house, 1989г. 176с.4. © At a school threshold ª Babaeva T.I. М.: education, 1993г. 128с.

Stadolnikova Maria ValerevnaThe teacher psychologist, МБДОУ© Kindergarten № 175 ª, the city of Ufamariya_stadolnik@mail.ru

About problems of ocurrencein the educational environment of school.

To bring up the person suitable For the future, it is necessary to bring up it, having In a kind of quite perfect person, Only then the pupil will be worthy Member of that generation, in which to it It is necessary to live! (L.N.Tolstoy)

Dear readers! School.... As it is a lot of expectations, hopes, excitements children, parents, tutors of kindergartens connect with this word. Receipt in school is the beginning of a new stage during lives of the child, its ocurrence in the world of the knowledge, the new rights and duties, complex and various mutual relations with adults and contempoparies. It is possible to understand pride of adults, whose children confidently walk on school corridors, achieve the first successes. And absolutely other feelings are tested by parents if the child starts to lag behind in study, does not cope with new requirements, loses interest to school. © Why it has occured? What has been missed? ª not time is asked to themselves with questions adults. Analyzing years of the early and preschool childhood of the child, they quite often find out weak parts of the educational approach which have led to that the child has appeared is not ready to school.In what impreparation to school training is shown? ThereIs a whole spectrum of attributes of unavailability to school. They concern lacks of development intellectual, is emotional strongwilled, personal sphere of the small schoolboy. The reasons of impreparation to training can be divided on organic and educational. The organic reasons are various deviations in physical and nervously mental development of the child: decrease in rates of development, a delay of formation of separate functions, weakening of health. The educational reasons are connected with inefficient tactics of the pedagogical approach to children at early and preschool age. Experience shows, that more often reason of impreparation to school and low progress is pedagogical neglect of children in insufficiently safe families. Absence of the pedagogical approach in safe families, presence психотравмирующихsituations leads to decrease in a level of development of the child and impreparation to training. The purpose of offered clause to help tutors and parents to understand a question of preparation of children to school more deeply.

Keywords: Education, the person, dialogue, cognitive dialogue, business dialogue, physical training, aesthetic education.