Формирование социальной активности школьников в пространстве свободного времени

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Булыгина Т. П. Формирование социальной активности школьников в пространстве свободного времени // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 606–610. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53123.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблеме качественного наполнения свободного времени школьников и формированию их социальной активности в учреждении дополнительного образования детей через новые формы культурно-познавательной и досуговой деятельности.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Булыгина Татьяна Петровна, зам. директора по методической работе МБОУ ДОД Центр детского творчества муниципального образования г. Саяногорскbulygina.1954@mail.ru

Формирование социальной активности школьников в пространстве свободного времени

Статья посвящена проблеме качественного наполнения свободного времени школьникови формированию их социальной активности в учреждении дополнительного образования детей через новые формы культурнопознавательной и досуговой деятельности.

Ключевые слова:социальная активность, свободное время, социальнокультурная деятельность,фотоквест, флешмоб, геокешинг,модульная школа.

Педагогическая наука и практика полагает, что социальноэкономические изменения в обществе на рубеже ХХ и ХХI века не только не способствуют, но и значительно усложняют социализацию молодого поколения, т.е. ©процесс становления личности, постепенного усвоения ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществомª [1]. Существенной проблемой подросткового возраста становится социальная неадаптированность и, как следствие этого, утрата связей с миром семьи, школы, ближайшего окружения. Целью данной статьи является представление опыта решения проблемы в условиях учреждения дополнительного образования детей.Социализация растущей личности в контексте интеграции в обществе рассматривалась Л.С.Алексеевой [2], А.С.Белкиным [3], И.С.Коном, В.Д.Ермаковым [4]. Исследования многих авторов (Б.Н.Алмазов, М.Н.Дудина, В.Е. Каган, К.И.Подбуцкая, В.Д.Семенов, Д.И.Фельдштейн, Э.Г.Костяшкин [5]) посвящены социальным и психологическим проблемам юношеского возраста, неустойчивости мотивации к учению, трудностям адаптации при переходе из начальной школы в основную, проблемам ©взросленияª. Степень успешности ©вхожденияª личности в общество в большой степени определяется ее активностью, т.е. ©способностью производить значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культурыª [6]. Активность личности проявляется в творчестве, волевых актах и общении, ее интегральная характеристика ‬активная жизненная позиция. Социальная активность растущей личности возникает как результат социализирующих воздействий ее окружения (родителей, педагогов, различных социальных институтов) во ©временном интервале взросленияª [1]. Этот процесс формирования личности непрерывен, он не разделяется на взаимодействие в семье, школе или дружеском окружении. Однако, формы и методы воздействия и степень осознания их значимости самим ребенком различны.В системе социологического знания существуют понятия необходимого и свободного времени. В отечественной социологии деление на необходимое и свободное время в рамках всего бюджета времени впервые было введено в 20е годы С.Г.Струмилиным [7]. Значительное число исследований по использованию свободного времени, содержанию досуга разных групп населения, в том числе и молодежи, было проведено в 196070е годы. Так в середине 60х годов под руководством д.ф.н., социолога Б.А.Грушина было проведено одно из основных исследований времени в масштабах практически всего СССР, которое явилось первой попыткой социологического анализа проблем свободного времени применительно ко всем основным группам городского населения [8]. В изучении тематики свободного времени 197080х годов особо отмечают исследования, проведенные под руководством новосибирского ученого, д.ф.н. В.А.Артемова, в ходе которых были выявлены особенности досуга и тенденции изменения бюджетоввремени городского и сельского населения, влияние различных факторов на объем свободного времени жителей села [9]. В 90е годы проблемы распределения времени у разных групп населения исследовались В.А.Артемовым, Г.П.Гвоздевой, О.В.Новохацкой. ©…Было выявлено сохранение и нарастание... негативных тенденций ...в социальнопсихологических установках людейª, ©приспособительный характерª поведенияª [10]. Ученые пришли к выводам о том, что свободное время стало в большей степени использоваться для пассивного отдыха, просмотра телепередач или общения. Уменьшилась посещаемость учреждений культуры, сократилось время на чтение книг, газет. В приведенных работах по исследованию свободного времени упоминалась структура свободного времени молодежи, подростков, но без учета особенностей формирования личности подростка и опасности возможной деградации личности при неконтролируемых формах досуга. В то же время практически все исследователи отмечают ©… значительное ухудшение качества свободного времени, качества времяпровожденияª [10].Все затраты времени ‬необходимого и свободного ‬для общества и растущей личности очень важны. Современными исследователями необходимое время для школьника определяется процессом накопления и усвоения суммы знаний, определенных государственным стандартом. ©Признавая социализацию в качестве одной из задач российского образования, важно вовремя сориентировать ребенка в современной социокультурной среде, духовном и культурном наследииª [11].Свободное время учащегося ‬это часть внеучебного времени, остающегося у него после выполнения требований школьной программы. Его каждый школьник вправе расходовать по своему усмотрению, и социальное окружение должно быть заинтересовано в рациональном, социально значимом наполнении свободного времени (развитие творческих способностей и задатков, эстетическое, нравственное, физическое совершенствование).Проблему качественного наполнения свободного времени школьников общество в значительной степени решает через систему дополнительного образования детей. В ©Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 20112015 годыª [12] подчеркнута важнейшая роль учреждений дополнительного образования детей как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Это положение ставит перед учреждениями дополнительного образования детей задачи соответствия предлагаемых образовательных программ современным требованиям и запросам общества, позволяющим любому ребенку реализовать себя, проявить социальную активность через занятие любимым делом.Анализ деятельности творческих объединений МОУ ДОД Центр детского творчества г.Саяногорска (далее Центр) за 20072010 годы выявил тенденцию снижения числа обучающихся 711 классов с 29% в 2007 г. до 14% в 2010 г. В некоторых объединениях прикладного творчества и экологобиологического направления педагогам пришлось отказаться от реализации программ для этого возраста. В сложившейся ситуации было проведено исследование мотивации к занятиям в Центре у учащихся 79 классов общеобразовательных школ города Саяногорска.Остановимся на некоторых результатах исследования, проведенного в апрелемае 2009 г. в общеобразовательных школах г. Саяногорска. Всего было опрошено 146 подростков. В ходе анкетирования выяснилось, что подростки в целом имеют позитивное эмоциональное отношение к занятиям в детских объединениях Центра (86%), т.е. большинство школьников знают о Центре, многие из них занимались ранее или продолжают заниматься в Центре (54%). Высказали удовлетворенность предлагаемыми формами организации образовательной деятельности 32% и культурномассовыми мероприятиями в Центре 48% респондентов. Эти показатели свидетельствуют о недостаточном разнообразии вариативных программ и видов деятельности для данного возраста. В числе предпочтительных форм организации деятельности в Центре названы тематические дискотеки (65%), диспуты и токшоу (54%), диагностика профессиональной направленности и предпрофильная подготовка (47%).Центр скорректировал задачи своей деятельности в направлении изменения форм проведения занятий и воспитательных мероприятий с учетом возрастных предпочтений школьников. Было создано Методическое объединение педагогов социальнопедагогической направленности, реализующих программы для обучающихся среднего и старшего школьного возраста.Для системного решения вопросов стимулирования творческой активности обучающихся, развития способности к самостоятельному решению возникающих проблем и постоянному самоопределению разработана комплексная программа ©Досугª, в рамках которой четырегодав каникулярное время работает Модульная Школа ©Ступени РОСТАª, апробируются новые формы культурнопознавательной и досуговой деятельности: фотоквест, флешмоб, геокешинг, совершенствуются формы социальнокультурной деятельности в рамках города.Наиболее востребованными в Школе ©Ступени РОСТАª за период 20092012 гг. являются следующие модули: ©Волшебный сундучокª, ©Школа полезных наукª, ©Перекресток талантовª, ©Свой стильª, ©Прессцентрª, при чем последние два чаще интересуют старших школьников.Основными задачами модуля ©Прессцентрª является знакомство с основами журналистики и видеосъемки. Здесь обнаружились некоторые предпочтения: юноши чаще любят снимать и монтировать сюжеты, а девушки активнее пишут репортажи, берут интервью и выступают актерами. За время недельного ©погруженияª в мир журналистики ребята фиксируют отрядные новости, пишут заметки об интересных событиях и их участниках, затем оформляют газеты, создают видеоролики. Пусть не все в будущем мечтают связать свою жизнь с телевидением, но эти навыки востребованы в ХХI веке, они формируют лидерские качества, дают опыт коммуникативного общения, прививают интерес к исследовательской деятельности.Учебноисследовательская деятельность в рамках модуля ©Свой стильª ориентирована на разностороннее развитие растущей личности; на работу по самоопределению в пространстве истории и культуры, построению новых образов и представлений будущего; на активное включение школьников в процессы социокультурного развития региона. Темой исследования в 2009 году стали направления моды 7080 гг. ХХ века. В ходе ©погружения в эпохуª были собраны фотодокументы, одежда этого времени, просмотрен ряд кинофильмов и получены воспоминания родственников о ©эпохе смешения стилейª, какназвали эти годы модельеры. Сначала девушки не могли представить, как можно носить эту одежду, но общение со старшими родственниками показало, как это важно и дорого для мам и бабушек и изменило отношение юных модниц и к ретромоделям, и к своим близким. Результатом исследования стала презентация проекта ©Ожившая фотографияª с демонстрацией коллекций одежды и причесок этого времени.Старшеклассники, объединившиеся в клуб психологического самоопределения ©Контактª, сочетают тренинговые занятия с уникальной возможностью интересно и с пользой провести время, пообщаться со сверстниками в комфортной обстановке, приобрести новых друзей. А также получить множество полезных знаний и навыков, например, освоить приемы и техники успешного общения, принять участие в фотоквестах, флешмобах и прочих тематических акциях, познакомиться с технологией геокешинга.Подростки хотят скорее стать взрослыми и в современной действительности часто просто не доигрывают, теряют непосредственность восприятия окружающего мира, разочаровываясь в его привлекательности. Фотоквест ‬соревнование по тематической фотографии с временными ограничениями. Проведение занятия в такой форме помогает старшеклассникам вернуть частичку детства, решая очень взрослые, порой философские задачи, например, ©Как сфотографировать счастье?ª, а может ©Оригинально запечатлеть свое времяª, при чем не часы, а эпоху, отразив в ней свое место. Такими ©фотоиграмиª открылся новый раздел в практике молодежных творческих объединений Центра, воспитанники которых хотят бытьне просто участниками разработанных кемто сценариев, но и организаторами викторин, диспутов, акций, для чего находят интересную информацию, например, о знаменательных датах и выдающихся людях нашего города, молодежных субкультурах и их представителях в своем окружении и т.д. Ежегодно в нашем городе, как и во всем мире, в третье воскресенье ноября проводятся мероприятия, посвященные Всемирному дню памяти жертв ДТП. Ведь каждый день на дорогах всего мира погибает более трех тысяччеловек, а десятки тысяч становятся инвалидами. Дорожнотранспортныепроисшествия являются первой по значимости причиной смерти молодых людей в возрасте от 10до 24 лет. Участники акцийнадеются, что их вклад в привлечение внимания к этой мировой проблемеприведет к улучшению качества помощи и поддержки, оказываемой жертвам, кснижению числа жертв в будущем и к повышению безопасности дорожного движения внациональных и местных масштабах. В нашем городе стали доброй традицией оживленные шествия старшеклассников с вручением саяногорцам шаров, сувениров, листовок собственного изготовления. Особый интерес у старшеклассников вызывает праздничные акции (в форме флешмоба), посвященные Дню защиты детей, Международному дню приветствий (21 ноября), Дню святого Валентина и др.

Геокешинг стал увлекательной игрой и замечательным видом отдыха в ХХI веке ‬©прорывномª периоде навигационной и компьютерной техники. В то же время основатели российской версии игры, рассматривают геокешинг, в первую очередь, не как спортивнуюзабаву, а как инструмент обмена знаниями о родном крае. В практике молодежных объединений Центра традиционно используются ©пошаговые тайникиª и ©тайникизагадкиª, которые создаются в местах, представляющих природный, исторический, культурный, географический интерес. Команды получают путевые листы со словесным описанием значимых для нашего города объектов, рядом с которыми спрятаны клады‬пластиковыеконтейнерыс блокнотом внутри, в котором необходимо сделать отметку (написать название команды).Так, в программу геокешинга, посвященного празднованию 65летия Великой Победы в обязательном порядке были включены задания, связанные с Монументом памяти и экспозицией в городском краеведческом музее. Накануне празднования юбилейного Дня космонавтики обязательнымипунктами маршрута геокешинга стали читальный зал библиотеки и кабинет географии базовой школы Центра.Внедрение в практику новых форм учебноисследовательской и культурнодосуговой деятельности сказалось на увеличении числа старшеклассников в творческих объединениях (18% в 2012 году по сравнению с 14% 2010 года), повышении их познавательной и социальной активности, что является приоритетнойзадачейцелевой программы ©Досугª.В контексте формирования социальной активности школьников обновилось содержание и традиционных городских мероприятий. Практика показывает, что не всегда лидерами во взрослой жизни становятся отличники, что для успешности впрофессиональной деятельности недостаточно иметь сумму академических знаний, требуется активная жизненная позиция, умение принимать самостоятельные решения и брать ответственность за их реализацию. И этому необходимо учиться в школьном возрасте. По инициативе Центра городской конкурс ©Ученик годаª последние пять лет проводится в формате ©Я ‬Лидер!ª. Изменилось не только название, это не дань веяниям сегодняшнего дня, поновому расставлены акценты: во главу угла поставлена творческая активность и социальная значимость проектов старшеклассников. Так, в 2009 году тема проектов ©Мы и летоª в рамках конкурса ©Я ‬Лидер!ª имела главной целью привлечение внимания старшеклассников к проблемам и перспективам развития социальной среды родного города. Конкурс показал, что молодежь города интересуют вопросы истории, природных богатств и достопримечательностей ©малой родиныª (проекты ©Прошлое в руках будущегоª, ©Моя малая родинаª, ©Я ‬саяногорецª); проектирования объектов социальной сферы (©Пляж в родном городеª, ©Зона отдыхаª); безопасности и пропаганды здорового образа жизни (©Пусть дорога будет добройª, ©Мы для летаª); занятостидетей в летнее время (©Летний марафонª, ©Отряд ЛеТТОª).Рассматриваемые в проектах проблемы оказались настолько актуальными, что было создано альтернативное молодежное жюри, оценивающее проекты не столько по степени проработанности, сколько по социальной значимости для молодых горожан. Главным итогом конкурса, по мнению взрослого и молодежного жюри,явилось преодоление стереотипов о современной молодежи, которой ©совсем ничего не надо в этой жизниª [12]. В условия реформы системы российского образования учреждение дополнительного образования может стать ©открытой системойª, органически связанной со своим внешним окружениемдля интеграции педагогических возможностей социума в развитии личности подростка, формировании его социальной активности. Это тем более важно, что ©становление гражданского общества создает предпосылки для сравнения молодым человеком своего образа жизни с социальными возможностями сверстников из других регионовª [13]. В сложившейся ситуации экономических и социальных реформ деятельность по формированию социальной активности обучающихся в рамках одного учреждения не достаточна, необходима консолидация всех заинтересованных сил на уровне муниципального образования для выравнивания шансов выпускников школ нашего города в реализации потребностей профессионального и личностного самоопределения. В Центре накоплен достаточный опыт взаимодействия с учреждениями общего образования и культуры на уровне образовательных и воспитательных программ. Совместно с базовой общеобразовательной школой № 1 реализуется программа ©Народные традицииª, объединяющая народоведение, фольклор и декоративноприкладное искусство и позволяющая педагогам формировать в сознании подростков целостную картину об окружающем мире. При поддержке Национального Фонда ©Страна Заповеднаяª организована деятельность детского экологического отряда ©Зеленыйдозорª совместно со школой №6. Грантовая поддержка компании ©РУСАЛª в реализации социальнопедагогических проектов позволила создать материальную базу видеостудии ©Слайдª и совместно в городским каналом ТВ8 организовать выпуски детской странички ©Обо всем всерьезª. Этот список можно продолжить, Центр сотрудничает и с другими организациями города. Одним из факторов стабильного функционирования системы образования является уровень и качество образованности молодежи. Талантливая молодежь сегодня рассматривается как стратегический ресурс страны. Выявление иподдержка талантливой молодежи соответствует социальной политике, реализуемой в рамках города Саяногорска.Разработана долгосрочная муниципальная целевая программа ©Развитие и поддержка талантливой молодежи и подростков муниципального образования город Комплексной программы социальноэкономического развития муниципального образования г. Саяногорск до 2025 года. Целью программы является обеспечение социального партнерства муниципальныхорганов, образовательных учреждений, учреждений культуры и спорта, общественных формирований для создания в городе оптимальных условий выявления, развития и поддержки одаренной молодежи и подростков. Это в значительной степени помогает ©активизировать работу с талантливой молодежью и подростками, повысить уровень мотивации познавательной деятельности учащихся, реализовать их творческий, спортивный и интеллектуальный потенциал и обеспечить целенаправленное совершенствование системы работы с талантливой молодежью и подростками городаª [14].В городе формируется разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности, а также поддержи сформировавшихся талантливых школьников, учреждены и вручаются ежегодные премии Главы МО г.Саяногорск талантливым учащимся и молодежи в различных номинациях. В образовательных учреждениях постоянно совершенствуется среда для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят, осуществляется привлечение воспитанников к участию в различных конкурсах, олимпиадах, акциях, конференциях и других мероприятиях.Инновационная деятельность Центра по реализации программы©Досугª имеет определенные результаты. Это подтверждается успешными выступлениями воспитанников и педагогов в конкурсах, выставках, соревнованиях, а также активным участием в акциях, марафонах и фестивалях социальной и патриотической направленности. Центр в 20082010гг. работал в режиме базовой площадки Министерства образования и науки Республики Хакасия по теме: ©Развитие социальной активности воспитанниковª. Ожидаемыми результатами реализации комплексной программы ©Досугª является развитие социальной активности школьников и, как следствие:

приобретение ими новых стратегий социального поведения, поведенческих установок и ценностных ориентаций, в том числе патриотической направленности;

развитие индивидуальных ресурсов и возможностей личности, ее активизация посредством вовлечения в социальнозначимую деятельность;

повышение степени удовлетворенности учащихся и родителей деятельностью Центра и представленными им возможностями для творческого развития воспитанников.Реализация программы ©Досугª не ограничивается жесткими временными и организационными рамками, что открывает новые возможности для совместного творчества педагогов, воспитанников и всех заинтересованных лиц. Проект предполагает расширение границ разработанных модулей, поиск новых партнеров, поддержку любой инициативы по развитию социальной активности растущей личности. Цитируемые источники

1.Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. 2е изд., доп. и перераб. ‬М.: Прометей, 1998.2.Алексеева, Л.С. Организация профилактики социального сиротства детей и подростков в условиях их повседневной жизни: методы и формы работы на примере деятельности ЦентраКлуба ©Инициатива Добрых Делª, 2001.3.Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. ‬М.: Издательский центр ©Академияª, 2000. 4.Ермаков В.Д. Социальноправовая профилактика правонарушений несовершеннолетних, связанных с недостатками семейного воспитания. ‬М., 2001.5.Костяшкин Э.Г. Трудовое воспитание и профориентация школьников. ‬М.: Просвещение.2001. 6.Словарь практического психолога /Сост. С.Ю.Головин. ‬Минск: Харвест, 1998.7.Струмилин С.Г.Проблемы экономики труда. М., 1957. 8.Грушин Б.А.Свободное время. Актуальные проблемы. М., 1967. 9.Артемов В.А.Социальное время: Проблемы изучения и использования. Новосибирск, 198710.Артемов В.А., Новохацкая О.В. Изменение условий жизни и повседневной деятельности сельского населения в 90е годы.//Регион: экономика и социология. ©1, 2001, с. 115132.11.Федеральный государственный стандартосновного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17 декабря 2010 г. 12.КонцепцияФедеральнойцелевойпрограммыразвитияобразованияна2011

2015годы(утверждена распоряжением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163р). garant.ru›13.Богатырев В.Р. Развитие города: проблемы, пути решения. ННовгород, 1990.14.Об утверждении Комплексной программы социальноэкономического развития муниципального образования г. Саяногорск до 2025 года. rudocs.exdat.com›docs/index246403.html?page=5

Bulygina Tatyana Petrovna, Zam. Director of methodical work MBOW DOD Center of children's creativity, Sayanogorsk municipal bulygina.1954@mail.ru

Formation of social activity in a time

Article is devoted to a problem of quality of filling free time pupils and foster their participation in the establishment of supplementary education of children through new forms of culturaleducational and leisure activities. Keywords: social activities, free time, sociocultural activities, fotokvest, FlashMob, geocaching, modular school.