К вопросу о художественном своеобразии поэмы Я.П. Полонского "Кузнечик-музыкант"

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Вьюшкова И. Г. К вопросу о художественном своеобразии поэмы Я.П. Полонского "Кузнечик-музыкант" // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 611–615. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53124.htm.
Аннотация. В статье раскрываются особенности поэтики оригинальногопроизведения Я.П. Полонского «КузнечЕ(и)к-музыкант»(1859) на основе характеристики нескольких уровней: образно-тематического, сюжетно-композиционного, мотивного, жанрово-стилевого. Особый акцент в исследованиисделан на комическое как категорию, определившую идейный пафос поэмы.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
ВьюшковаИринаГеннадьевна

Кандидатфилологическихнаук, старшийпреподавателькафедрыфилологииикультурологии, ФГБОУВПО«Ишимскийгосударственныйпедагогическийинститутим. П.П. Ершова», г. Ишим

wjuschkowa@rambler.ru

КвопросуохудожественномсвоеобразиипоэмыЯ.П. Полонского«КузнечЕ(и)кмузыкант»(1859)

Аннотация: встатьераскрываютсяособенностипоэтикиоригинальногопроизведенияЯ.П. Полонского«КузнечЕ(и)кмузыкант»(1859)наосновехарактеристикинесколькихуровней: образнотематического, сюжетнокомпозиционного, мотивного, жанровостилевого. Особыйакцентвисследованиисделаннакомическоекаккатегорию, определившуюидейныйпафоспоэмы.

Ключевыеслова: поэтика, поэма, шутка, жанр, комическое, образ, сюжет, стиль, идейныйпафос, творческаяиндивидуальность.

Я.П. Полонский(1819 ‬1898) самобытныйпоэт, авторромансов«Мойкостервтуманесветит», «Инаязима», «Колокольчик»ит.п. Малоизвестныипрактическинеизученысегодняеголироэпическиепроизведения, созданныевовторойполовинеXIXвека: «Братья»(1866 ‬1870), «НочьвЛетнемсаду»(1871), «Собаки»(1875, 1891), «Келиот»(1877) идр. Лучшейинаиболееоригинальнойсредивышеназванныхпоэмвсемипризнанашутка«КузнечЕ(и)кмузыкант»(1859). Впоэме, какотмечаютмногиекритики, отразилисьчертысобственнойбиографиихудожника. Так, Н.М. находитвпоэме«однуизотличительныхчертдуховнойличностиПолонского», иэтойчертойявляется«наивность, проникающая«Кузнечикамузыканта»»[1, с. 61].

Н.А.Добролюбовувиделвпоэмепримеродушевлениявсейприроды, едкозаметив: «Впрочем, мысовестимсяделатьизэтойпоэмкиморальныевыводыирешаемсяобратитьнанеевниманиечитателейтолькокакнаобразчиктого, какимобразомискакоюпростотойилюбовьюг. Полонскийодушевляетиочеловечиваетвсюприроду»[2, с. 550].

Некоторыекритикивпоследствииподдержалиэтумысль, новотличиеотДобролюбова, отметиливумениипоэтаприменятьаллегории

проявлениепрекрасногомастерстваПолонскогохудожника.КритикП.Н. пишет: «Вэтойвещивиносказательной, оченьскромнойформе, какбудтоэтонаписанодлядетей, Полонскийвчудныхстихахсумелизобразитьпрелестькартинприродыивыразилсвоечувствоснеподражаемымизяществом»[3, с. 85].

АМ. Протопоповпридерживаетсямнения, чтопоэма«Кузнечикмузыкант»

«этововнешнемотношениипрекраснонаписанная, музыкальная, грациознаябезделушка, покоторойскольконевчитывайтесь, можносказатьотносительнопогодытолькоодно: термометрстоитнануле, абарометрпоказываетпеременно, т.е. всущностиничегонепоказывает. Поэтомунанулеиничего. Чтовпоэмедажеисловаолюдяхилюдскойжизни, аидетмилошутливаяречьонасекомых: кузнечиках, бабочках, комарах, пчелахиэторешительноотчистогосердца, безвсякихковарныхаллегорий»[4, с. 12].

ВпротивовесвсемоткликамИ.С. ТургеневпризнавалсяПолонскому: «Чтобынеговорили, атыавтор‬ну, хоть«Кузнечика»; иэтот«Кузнечик»будутчитать, когдамногосовременныхимногоумныхвещейдавнымдавнопоглотятсязабвением»[Цит. по: 4,с. 15].

Такоевниманиеиинтерескпоэме, помыслиА. Круковского, обусловленыее«народностью», таккаквней«иописанияприроды, илегкиебытовыесценки, итипынасекомыхлюдей‬всеэтонашеродное, придающеежизньиинтересэтойпоэме»[5, с. 20].

Такимобразом, можноотметить, чтонесмотрянапротиворечивыеоткликикритиковпоэма«КузнечЕ(и)кмузыкантпроизвелафурорвовремясвоегопоявления, поразивлегкостью, грациозностью, народностью, наивностью, музыкальностью, одушевлениемвсейприроды. Интерес, авследзаэтимистремлениекритиковобозначитьспецифическиеособенностихудожественногопроизведенияПолонскогоявляетсянесомненнымдостижениемиопределеннымвкладомвосмыслениеиндивидуальногостиляписателя. Однако, ксожалению, насегодняшнийденьмынеобнаружилиполногоиобстоятельногоисследованияпоэмыПолонского, чтообедняет, нанашвзгляд, историколитературныйпроцессXIX века, вкоторомтворчествоПолонскогозанимаетдалеконепоследнееместо. Всевышесказанноепозволилосформулироватьследующуюцель, обусловившуюпроведениеданногоисследования

выявитьхудожественноесвоеобразиепоэмыЯ.П.Полонского«КузнечЕ(и)кМузыкант».

Предметисследованиявстатье

определениеособенностейпоэтикипоэмыПолонского«КузнечЕ(и)кМузыкант»наосновехарактеристикинесколькихуровней: образнотематического, сюжетнокомпозиционного, мотивного, жанровостилевого.

Прицеленаправленноманализепоэмымыруководствовалисьследующимизадачами:

выявитькругведущихмотивовиключевыхобразоввпоэмеЯ.П.Полонского;

охарактеризоватьжанрисвоеобразиестиляпроизведения;

уточнитьособенностикомическоговпоэме.

Научнаяновизнаисследованиясвязанастем, чтовработевпервыепроведенцелостныйанализпоэтикиоднойизлучшихпоэмЯ.П. Полонского; расширенопредставлениеотворческойиндивидуальностипоэта.

Природужанраписательчеткообозначилвподзаголовкепроизведения, указав, чтоэто‬шуткаввидепоэмы. Какизвестно, «своеобразиепоэмыкаклироэпическогожанразаключаетсявналичиисюжетноповествовательнойорганизации, атакжевприсутствиисочетанияповествовательнойхарактеристикидействующихлиц, событийипр. иихраскрытиечерезвосприятиеиоценкулирическогогерояповествования, играющеговпоэмеактивнуюроль»[6, с. 139]. Однако, Полонскийнапервомместевопределениижанрапоставилслово«шутка», темсамым, вероятно, указываянато, что«КузнечЕ(и)кмузыкант»

это«комическоепроизведениемалойформы, исполненноевеселого, развлекательногосмеха; безобиднаянасмешка»[7, с. 812], следовательно, «шутка‬этопервичнаяступенькомического»[7, с. 812]. Тоестькомическое‬этотакатегория, всветекоторойбудетпреломленавторомсюжетпроизведения, высвеченыхарактеристикидействующихлицисобытий. Данноеположениеявилосьгипотезойнашегоисследования.

Итак, необыченжанрпроизведения, оригинальноиегоназвание, написанноевопрекиправиламрусскогоязыка. НаэтуособенностьуказывалещеН.А. Добролюбов, заметив, чтоПолонскийназвалсвоепроизведение«впикувсемграмматикам»[2]. Авторужезаглавиемсигнализировалчитателямотом, чторечьвпоэмебудетидтинеобобыкновенномкузнечикеикакихтокозявкахибукашках, аолюдях, изображенныхсквозьпризмумиранасекомых(ср. кузнечек‬человечек). Изэтогоследует, чтоаллегория(иносказание) будетопределяющимсредствомвконтекстепоэмы. Заметим, чтоаллегория

этозначимоесредствовбасне(вспомнимЭзопа, Лафонтена, Крылова), однакоПолонскийсознательноизбегаетжанрабасни. Соднойстороны, Полонскомуслишкомужтеснырамкиданнойжанровойформы, сдругой явноеморализаторствоидидактизм(определяющиесутьбасни) такжечуждыстилюидухуПолонского. ОбратившиськжанрупоэмыПолонскийвсетакисохраняетосновнуюцель, присущуюбасне‬осмеяниечеловеческихпороков, недостатковобщественнойжизни. Стихиякомическогопронизываетвесьтекстпоэмы, вкоторойкомпозиционноавторвыделил7 глав, назвавих, песнями. Числоваясимволиказдесьявнонеслучайна. Измногообразиясмыслов, которыеаккумулируетчисло«семь», наиболееадекватнопонимание, связанноесмузыкальнойсферой(семьосновныхнот), таккактемамузыкиявляетсяоднойизведущихвтексте. Значимоито, чтокаждаяотдельнаячастьвструктурепоэмы‬этонеглава, апесня. Впесне«повествовательноеначаломенееразвито, внейвыраженоглавнымобразомидейноэмоциональноеотношениексобытиям»[8,с. 277]. Именноидейноэмоциональноеотношениекописываемымсобытиямиопределяетпафоспоэмы, выявляяавторскуюпозициюЯ.П.Полонского.СправедливовэтойсвязизамечаниеВ.Фридляндаозначительностисодержанияпроизведения: «Небольшаяпоэмаоказаласьоченьемкой‬этоиавтобиографическаяисповедьифилософскаяпритча, содержащаяважныемыслиоталантеигениальности, омоцартианстве»[9, с. 22]. Напротяжениисемипесен(словнотворениемира) передчитателемразворачиваетсяпанорамасобытий

каклюбовнойлинии‬историязнакомстваКузнечЕ(и)каиБабочки‬развитияотношениймеждуними‬трагическогофинала(гибелиСильфиды); такидружескойлинии‬историядвухКузнечиков‬героевантиподов(КузнечЕ(и)камузыкантаикузнечикагуляки); представленпанорамныйвзгляднамирнасекомых(обществоЛипок); рассказанаисторияомузыкальномталантеиегонеприятиитолпой(романтическаятрадиция, продолженнаяПолонским: ср. Пушкин«РазговорпоэтасКнигопродавцем»идр.).

Полонскийнепервый, ктообратилсякобразуКузнечика[10], ноэтонепомешалоемупосвоемуиспользоватьданныйобраздлявыраженияразмышленийоценностяхжизни, об общественномустройстве, местечеловекавсоциумеит.п. Полонскийизначальнопротивопоставляет своегоКузнечЕ(и)ка

«сущегогения»всемостальнымнасекомымвлице«сверчканахала», хотявнешнеонотничемотнихнеотличается. Ивсеже, противопоставляясверчкаиКузнечЕ(и)ка, художникподчеркиваетдостоинствопоследнего, егоособыйдар‬музыкальность, указываяэтимнародегозанятий. Мотивмузыки, связанныйнепосредственносглавнымгероем, являетсяключевымдляпоэмы, чтостанетособенноочевиднопридальнейшеманализепоэмы.

ВописаниенаружностиКузнечЕ(и)каПолонскийвводитрядхарактерныхдеталей: небольшойрост, тонконогость, худобу, выделяядвепротиворечащиедетали. Соднойстороны, внаружностигерояотмеченширокийлоб, каксвидетельствоналичияума, печатьталанта(темсамымхудожниквозвышаетКузнечЕ(и)кадоуровнячеловека). Сдругойстороны, указываянанебольшойрост, авторзамечает, чтогерой

«продолговатый», подчеркиваятемсамымприродунасекомых, ккоторойпринадлежитгерой. Данноепротиворечиеявновызываеткомизм, усиленныйдальнейшимотзывомодареКузнечЕ(и)ка, который«насвоейскрипицепилитчтоестьмочи»[11, с. 224]. МузыкаКузнечЕ(и)ка

это«бесконечныйсвист», «свисттрескучий», «звонбезбрежный»[11, с. 223]. Введениевтканьтекстасниженнойлексики(«скрипица», «пиликать»ит.п.) вмомент, когдаречьидетодарованииМузыканта, атакженелепоестолкновениевэтомконтексте«широколобости»герояидисгармоничноймузыки, какрезультатаеготворениярождаетдобродушныйсмех, вкоторомзвучитавторскаяирония(авторназываетего«героймой», следовательно, симпатизируетему). Авторскоеотношениекгероювыражаетсявчувствепостояннойиронии, проявляющейсяивдальнейшихименованияхгероя: «бедненькийКузнечик», то«идеалист»[11, с. 223]. ХарактеризуяотношениекКузнечЕ(и)кудругихнасекомых: комаров, жука, мушек, козявок, авторвыстраиваетоппозицию‬музыкант‬толпа; гений‬толпа: непониманиеинеприятиетолпойдарованияодареннойличности(даннаяоппозицияявляласьоднойизведущихвромантическойлитературеXIXвека, ставштампом). АвторнамереннопредставляетнеоднозначноеотношениенасекомыхкКузнечЕ(и)куиеготворениям, используякаксарказм, такиигруслов: «имутилазавистьмногиеголовки», гдевместослова«помутила»взначении(‮возбуждать, приводитьвнеспокойноесостояние»[12, с. 371], слово«мутила»(взначении«тоже, чтоподташнивать»[12, с. 371]. Однакобылиитакиенасекомые, которыевосхищалисьтворчествомКузнечЕ(и)ка: «божьикоровки», «мелкиебукашки», «мошкиикозявки»(здесьакцентируетсявниманиеинасоциальномположениивцарственасекомых

ср. «тяжеловесныйжук»). Заканчиваетсяэкспозициясвоеобразнымитогом, вкоторомподчеркнутаиндивидуальностьгероя, егонеповторимость, провозглашена«всепобедностьКузнечЕ(и)ка»[11, с. 224]. Всеэтоокрашенодобродушнымюморомавтора, которомуявноимпонируетсамостоятельностьиустойчивостьвзглядовмаэстро. Мечтаниямгероянесужденобылопродолжиться, потомучтоонибылипрерваныявлениемновогодействующеголица‬бабочки. Портретноеописаниегероинимаксимальноприближенокидеалу. Авторименуетее«милаяболтунья», вводитсловасуменьшительноласкательнымисуффиксами: «крылышки», «глазки», «носик», «бархатец»[11, с. 225], спомощьюкоторыхпоэтизируетобликгероини. Ноужевследующихстрокахпередаетдвуличиедушикрасавицы, котороепроявляетсявнесоответствиимыслейгероинисееповедением, мимикой. Например, привстречесКузнечЕ(и)комонадумаетонем: «Ах, какойонгадкий!»[11, с. 225], ноприэтом«милоулыбается»[11, с. 225] ипроизносит: «Очень, оченьрада!»[11, с. 226]. Интересновэтомпланеавторскоезамечание, приведенноевскобках(«Бабочкибываютбезкокетстваредко»[11, с. 226]). Такогородазамечанийпоразномуповодувстречаетсядостаточнобольшоеколичествонапротяжениивсейпоэмы. Именнопонимможнопроследитьивыявитьавторскуюпозициюкописываемымсобытиямигероям.

Изменивконструктивнопостроениетекста, нарушивстрофическоечленение, Полонскийтемсамымнамеренносместилакцентстемыгениальности, музыкальностиналюбовную, таккак«Любовьвсесильна»[11, с. 227] ивспыхнувшеечувствогероякбабочкеподчиняетеготалантприхотямвозлюбленной. АвторскаяирониявызванаслепотойвлюбленногоКузнечЕ(и)ка, растрачивающегосвоюгениальностьнаисполнениежеланиякокетки. Крометого, ослепленныйгеройнезамечаетиосмеяниятолпой, втовремя, какгениальностьнедолжназатмеватьистинногоосознанияценноститворенийиоценкивосприятияихдругими. Антиподом, героемрезонеромвпоэмеявляетсякузнечикгуляка, которыйнесмотрянапьянство, дурачествапредансвоемудругу, готовзащищатьего, помогатьвтруднуюминутусоветом(свведениемэтогогероявпроизведенииначинаетзвучатьтемадружбы). Кузнечикгулякатрезвипрямолинеенвоценкесобытий, онпытаетсяоткрытьсвоемудругуглазаотносительнотого, чтопринадлежностьКузнечЕ(и)каартистаиСильфидыкразнымсоциальнымсферамникогданепозволитимбытьвместе, идаже талантнесможетпомочьМузыканту, потомучтовневежественномобществе, ккоторомупринадлежитСильфидазалогомуспехаявляетсяслава. ВполнесправедливокузнечикгуляканазываетСильфиду

«бабошкой»[11, с. 244]. Слово«бабошка»являетсяновообразованием(ср. «бабёшка»), итемсамымговоритопренебрежительномилишутливомотношениикузнечикагулякикбабочке. Очевидно, чтоегообраз, внешненевызывающийположительногоотношения, симпатиченавтору, посколькуименновсловаэтогогероявложеныздравыемыслиобобществеиценностяхжизни. Например, из диалогадвухдрузейстановитсяочевидно, чтотакоеслава, иэтопроясняетименноКузнечикгуляка: это«финтифлюшки»[11, с. 232]. ОсмеиваетПолонскийнелепостьвзаимоотношенийвобществе, например, всценесвиданияАртистаиСильфиды(представленномвовторойпесне): комичнысветскиеусловности, которыхпридерживаютсягерои: подскокиКузнечЕ(и)ка, виляниябабочки. КомичнывсепритворстваБабочкипередбеднягойКузнечЕ(и)ком: тоонапорхает, говориткомплименты, кружащиеибезтогохмельнуюотлюбвиголовуартиста, алишьтолькоемустоитотвернуться

онауже«тонкоиковарно»улыбается, «несется»или«тихоковыляет»навстречуновымавантюрамиприключениям, приэтомвновьеельстивыеслованесоотносятсясмимикой, жестами. КомичнымвыглядитвосприятиеКузнечЕ(и)комблескаироскошиубранствадомаСильфиды, темболее, чтоавторпостояннообращаетвниманиенатакиедеталикак«гнилушки», повитыезеленью, покрытыеплесеньюобоивбарскихпокоях, авобщем, позамечаниюавтора, домСильфиды«смахивалнемногонадупло»[11, 233]. Кульминационнымсобытиемявляетсябалвчестькузиныбабочки, выходящейзамужнеполюбви, апотомучтожених

«славныйсхоботкомдетина»[11, с. 235] происходил«отчервейотборных»[11, с. 235]. СаркастическиосмеиваетавторицивилизованноеобществоЛипок, панорамныйвзгляднакоторое, данвчетвертойпесне, где«козявкам»из«большогосвета»нетделадочужогогоря, онисобираютсякаждыйразнабал: поесть, похвастатьсянарядами, посплетничать. Трусость, эгоизм, хвастовство, ложь, лесть, стремлениевыделитьсянеумом, ароскошью

вотчтовысмеиваетПолонскийввысшемсветеСильфиды, представительницейкоторогоявляетсяионасама. Когда жеБабочкапропадает(песньпятая), увлекшисьпениеминостранногозалетногопевца

Соловья, топредставители«большогосвета»просят(спустятридня) впосланиикКузнечЕ(и)купомочьимпоискатьих«милуюСильфиду»инедатьеё«Соловьювобиду»[11, с. 240]. Такаядеталь

какпакетикспечатьюоченьхорошообнажаетканцеляризм, присущийвысшемуобществу, атакжеподчеркиваеточевиднуютрусостьегопредставителейикокетствовситуацииегонепредусматривающей. Вшестойизаключительнойседьмойпесняхглавнымявляетсямотивдороги. ПередвижениедвухкузнечиковсвязаноспоискамиСильфиды. Комичнасцена, когдасмуглый«таракашекпирожник»хотелпойтискузнечикаминапоискиСильфиды, еслибыте«далибынаводку»[11, с. 242], крометогоонподобострастен, егоподобострастиевыражаетсявобращенииккузнечикугуляке: «Дальше, барин, дальше!»[11, с. 242].

Впортретнойхарактеристике«леснойосы», сообщившейсведенияосудьбебабочкисимптоматичнымявляетсявведениепросторечнойлексики

«харя», «запищала», «пофинтить». ДлянеесмертьБабочкиотнюдьнепечальноесобытие, нетрагедия, апростойобыденнойфакт, окоторомонасообщаетснекоторойдолейзлорадства: «разБабочке«пофинтитьхотелось»[11, с. 243], тоиподеломейзаэто. Такаячерствостьиравнодушиевызываютвдушекузнечикагулякинегодование, выразившеесялишьвбездейственномворчании: «Такбывотисъездиляпоэтойхаре», еслиббылвударе»[11, с. 243]. Развязкасобытийпроисходитвпеснеседьмой‬обнаружениебабочки, смертькоторойнапоминаетсон, ничутьнеиспортившийфизическойкрасоты«феи». Полонскийсохраняетромантическуютрадицию«смертисна»вобрисовкегибеликрасавицы, демонстрируяразличнуюреакциюнаеесмертьунасекомых: уКузнечЕ(и)камузыканта

молчание, сопряженноессердечнымнадрывом, усветляка

прижмуривание, какоебываетусонныхлюдей, укузнечикагуляки

отрезвление. ОнтологическоеосмыслениефеноменажизнисмертиПолонскийвложилвустакузнечикагуляки: жизнь

этокаждодневнаяинезаметнаякражаднейусмерти, кактолькокражастановитсяочевидной

наступаетсмерть(древнерусскаятрадицияпониманиясмертикакпирасохраняетсяписателем, дополняясьличнымпониманием); жутьгулякибыстросменяетсяоптимизмом, которыйбылприсущиавтору(сближениевзглядовкузнечикагулякииавторскогоголоса): «Жаль, даведьнельзяжегореватьнамвечно!»[11, с. 245]. ВсветеэтогостановитсяпонятнымоткрывшеетретьюпесньрассуждениеоСудьбевжизниотдельнойличности. СлепотаиглупостьФортунывтом, что«рыскаяпосвету, этотидолсвета/ Неимеетсердца»[11, с. 231]. ЕеблагосклонностьобернуласьтрагедиейдляМузыканта‬гибельюветренойСильфиды, атакжепоявлениемсоперника

иностранногопевца

Соловья. ОбразСоловья

поэта, певцаширокораспространенвмировойлитературнойтрадиции(былина«ИльяМуромециСоловейразбойник», стихотворениеА.С.Пушкина«Соловейироза»(1827), сказкаГ.Х. Андерсена«Соловей»). СоловейвпоэмеПолонского

дваждысоперник

влюбвиивмузыкальномискусстве. ЯвлениеСоловьявпоэменаблюдаетсятрижды: впервыйраздляискушенияисоблазненияветренойСильфиды, второйраз

дляпроясненияавторскойпозициинаосновеполярнойинеоднозначнойоценкипенияСоловьякузнечиками, ивтретийраз всильнойпозиции(вфинальныхстроках) дляавторскоговзгляданапоэтическийталант. Ксожалению, вневежественномобществепрактическиневостребованнойостаетсягениальностьКузнечЕ(и)ка, воспринимаемаякак«пиликаньенаскрипице»(вспоминается«Левша»Лескова), втовремя, как«рокотанье»иностранногоСоловьятенорапритягиваетветренуюСильфиду, оказываясьдлянеероковым, возвращаятемсамымкпроблемеРока, Судьбы. Поройжизньнесправедлива, слова«счастьенадозаслужить»неотвечаютчастопринципамФортуны. Любойчеловек(хорошийиплохой) можетоказатьсявположенииКузнечЕ(и)каМузыканта. Читаяпоэму, смеешьсянаднелепостьюситуаций, вкоторыхоказываютсянасекомые. Носмешнонамтолькодотехпор, покамынеперенесемгероевпоэмывмирчеловеческий

итогдаужехочетсянесмеяться, асострадать, плакатьвместесбеднягойКузнечЕ(и)ком. Иэтоподкрепляетсявзглядамиписателя, которыйсчитал(какиФ. Достоевский), что«Страданьядлячеловекаспасительны»/…/ «Онинужны, чтобычеловекнезабывалсяинебаловался»/…/ [Цит. покн. 5, с. 17]. КомизмПолонского(смехсквозьслезы) раскрываеттрагедиюжизни, заключеннуювнесправедливости. НооригинальностьПолонского(вотличиеотКрылова) заключаетсяневпростомпоказеправдыжизнииобличениипороковобщества, авотсутствиидидактизма, морализаторства, уныния. Полонский

оптимист, оннепростозабываетобедах(каккузнечикгуляка), ноиподшучиваетнадними.

Такимобразом, Я.П. Полонскийбылбесспорноталантливымпоэтом. Нарядустрадиционнымипоэтическимижанрамионопробовалсвоисилыивжанрепоэмы, создаворигинальнуюшуткуввидепоэмы«КузнечЕ(и)кмузыкант»(1859). Гениальностьхудожника, проявившуюсявэтомпроизведенииподчеркивалВ.С. Соловьев: «ПервостепенноеместоврусскойпоэтическойлитературебылобыобеспеченозаПолонскимвтомслучае, еслибыонсоздалтолько«Кузнечикамузыканта», подобнотому, какГрибоедоввсемсвоимлитературнымзначениемобязанединственносвоейзнаменитойкомедии»[13]. ЗамечаниеВ.С. Соловьевасправедливо, таккаквнебольшомпообъемупроизведенииписательобращаетсякрассмотрениюрядаоченьважныхфилософскихпроблем: Судьбы, Любви, Дружбы, ЖизнииСмерти, Таланта, определяющихбытиечеловека, чтоделаетпоэмуемкойпосодержанию. Поверхностномучитателюможетпоказаться, чтопереднамизабавнаяибезобиднаяюмористическаяпоэмаонасекомых, написаннаядляразвлечениядетей. Однакозанесерьезнымповествованиемскрываетсяглубина: стремлениераскрытьсмыслчеловеческойжизниимиравцелом, желаниевскрытьнедостаткиобщества. Полонскийсжалкосмосчеловеческогосуществованиядограництесногомирканасекомых, обитателикотороговедутмелкое, пустоесуществование. Авторуудачноудалосьсоединитьнесоединимое, показав, чтожукии«козявки», внутреннеразвращенные, невежественные

наслаждаютсяблагамичеловечества, атакиекакКузнечЕ(и)кМузыкант

чистый, добрый, талантливый, нослабовольный

вынужденрасплачиватьсязагрехи, стойковоспринимаясудьбоносныеудары

неприятиепроизведенийегоискусства, смертьСильфиды. Темсамым, главнуюособенностьпоэтикипроизведениясоставляеттесноепереплетениекомическогострагическим, радостиислёз. Заключительнаясцена(похороныбабочки) производиточищающеедушувпечатление(катарсис), то, что, впонятииАристотеля, являлосьназначениемтрагедии. КомизмжевтворчествеПолонскогоимеетособоеместо: спомощьюнегопоэт, соднойстороны, защищаетсяотзлободневныхпроблем, асдругой

осмеиваяэтипроблемы, художникстремилсяизлечитьотнихобщество(ср. Н.В. Гоголь). ВкачествесредствПолонскийиспользуеталлегорию, повторения, олицетворения, создаетавторскиеокказиональныеобразования, чтопридаетнеповторимостьстилюпроизведения. Авторскоеприсутствиеощутимонапротяжениирассказавсейистории. Чащевсегоонопроявляетсявкраткихзамечаниях, выражающихавторскоеотношениекизображаемымгероям: КузнечЕ(и)куМузыканту, кузнечикугуляке, СильфидеидругимобитателямЛипок. Так, очевидно, сочувствиеавтораглавномугерою, добродушныйсмехвадрескузнечикагуляки, сарказмвописанииобитателейЛипок, гдеподмаскойблагопристойностиипорядочностискрываютсяравнодушие, черствостьиглупость. Срываямаски, Полонскийвперспективенадеетсянаобновлениечеловечества, общества, мирапустьимедленнымпутем. Ничточужеродное(песньСоловья) никогданезатмитдоброго, светлого, наивного‮звонабезбрежного»

созданийполевогоКузнечЕ(и)ка. Темсамым, проясниввзглядыПолонскогохудожникачерезанализпоэтикишуткиввидепоэмы, мыустановили, чтоглавнымиценностями, которыеонпредложилдляисправленияобществаимира, сталидоброта, человечность, любовь, творчество, основанноенаталанте. Комизм(вразныхвидахиформах), определившийидейныйпафоспоэмы, обусловилеехудожественноесвоеобразиеиоригинальность(следовательно, мыподтвердилигипотезу, выдвинутуювначалеисследования).

Ссылкинаисточники1.Н.М. ПамятиЯ.П. Полонского

Русскоебогатство. Ежемесячныйлитературныйинаучныйжурнал. Спб. 1898. №11. отд. II. с. 56 62.2.ДобролюбовН.А. СтихотворенияЯ. П. Полонского. Дополнениекстихотворениям, изданнымв1855 г. Спб., 1859; Кузнечикмузыкант. ШуткаввидепоэмыЯ.П. Полонского. Спб., 1859. // ДобролюбовН.А. Полноесобраниесочинений. В9 тт.. М., 1962. Т. 2. с. 548 558. 3.П.Н. ЯковПетровичПолонский. Жизнь. Литературный, научныйиполитическийжурнал. Спб, 1898. томXXIII. №31. ноябрь. кн. I. с. 85 86.4.ПротопоповМ. Поэтветеран. ПолноесобраниестихотворенийЯ.П.Полонского. Впятитомах. Спб, 1896 г. Русскоебогатство. Ежемесячныйлитературныйинаучныйжурнал. Спб. 1896. №10. отд. II. с. 119.5.КруковскийА. ПоэзияЯ.П. Полонского(К10летиюкончиныписателя). Филологическиезаписки. Воронеж. 1909. Вып.1. 27 с.6.Словарьлитературоведческих терминов/ ред.сост. Л.И. ТимофеевиС.В. Тураев. М.: Просвещение, 1974.7.Краткаялитературнаяэнциклопедияв8 тт. Т. 8 / гл.ред. А.А.Сурков, М.: Сов.энциклопедия, 1975.8.Литературныйэнциклопедическийсловарь/ подобщ.ред. В.М. КожевниковаиП.А. Николаева. М.: Сов. Энциклопедия, 1987.9.ФридляндВ.Г. Поэтсердечнойигражданскойтревоги// ПолонскийЯ.П. Лирика; Проза. М., 1984. с. 5 26.10.ФедоровС.В. «Ионийскуюцикадумкузнечикзаменял». Мастерскаяформированиякультурнойпамятиучащихся. Русскаясловесность. 2007. №8. с. 27 35. 11.ПолонскийЯ.П. Лирика. Проза. / Сост., вст. ст. иком. В.Г. Фридлянд. М., 1984. 12.ОжеговС.И. Толковыйсловарьрусскогоязыка. М.: Азбуковник, 2003.13.Соловьев В.С. ПоэзияЯ.П. Полонского. Критическийочерк. Полноесобр.сочиненийЯ.П.Полонского, в5 т., изд. А.Ф.Маркса, Спб., 1896 // СоловьевВ.С. Литературнаякритика. М.: Современник, 1990.

Vyushkova Irina Gennadyevna

Vyushkova I.G., candidate of philological sciences, senior teacher of the department of philology and cultural science, Federal State Budget Establishment of Higher Education «Ershov Ishim State Teachers‱Training Institute», Ishim

To the question of the art originality of the poem «GrasshopperMusician»by Ya.P. Polonsky (1859)

Summary: in the given article the features of poetics of the original work «GrasshopperMusician»by Ya.P. Polonsky are discussed on the basis of the characteristic of several levels: figurative and thematic, subject and composite, motive, genre and style levels. The special emphasis in the research is placed on comic as the category, defining the ideological pathos of the poem.

Keywords: poetics, poem, joke, genre, comic, image, plot, style, ideological pathos, creative identity.