Индивидуализация социальной реабилитации детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в условиях детского дома
Выпуск:
ART 53161
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Зак
Г.
Г.,
Зак
Д.
Я.,
Маркова
А.
В. Индивидуализация социальной реабилитации детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в условиях детского дома // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 3. – С.
791–795. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/53161.htm.
Аннотация. Статья посвящена актуальным вопросам оказания эффективной помощи детям с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, воспитывающихся в условиях детского дома. Обосновывается необходимость разработки и внедрения эффективных форм работы, позволяющих преодолеть социальную исключенность и способствующих социальной реабилитации
указанной категории детей. Авторы предлагают вариант структуры индивидуальной программы социальной реабилитации детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в условиях детского дома.
Ключевые слова:
социальная реабилитация, дети с умеренной и тяжелой
умственной отсталостью, детский дом, индивидуальная программа социальной реабилитации
Похожие статьи
Текст статьи
Зак Галина Георгиевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и специальной психологии Института специального образования ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», г.Екатеринбургgalina.zak@mail.ru
Зак Дарья Яновна, студентка 4 курсаИнститута специального образования ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург, председатель студенческого научного общества, стипендиат Правительства Российской Федерацииgalina.zak@mail.ru
Маркова Алла Владимировна, заместительдиректора Екатеринбургскогодетского домаинтерната дляумственно отсталых детей, г.Екатеринбургallavladi23@yandex.ru
Индивидуализация социальной реабилитации детейс умеренной и тяжелой умственной отсталостью в условиях детского дома
Аннотация.Статья посвященаактуальным вопросамоказания эффективной помощи детям с умеренной итяжелой умственной отсталостью, воспитывающихся в условиях детского дома.Обосновывается необходимость разработки и внедрения эффективных форм работы, позволяющих преодолеть социальную исключенность и способствующих социальной реабилитации указанной категории детей. Авторы предлагают вариант структуры индивидуальной программы социальной реабилитации детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в условиях детского дома.
Ключевые слова:социальная реабилитация, дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, детский дом, индивидуальная программа социальной реабилитации.
Впоследнее десятилетие особо актуализировалась проблема обеспечения благополучного и защищенного детства, ставшая одним из основных национальных приоритетов России. В Национальной стратегии действий в интересах детей до 2017 года, утвержденной Указом президента Российской Федерации В.В. Путина (№ 761от 1 июня 2012 г.)[1]обращается внимание на то, чтовсе дети имеют право на особое внимание, заботу и помощь.Вместе с тем, низкими темпами сокращается число детейинвалидов и детейсирот. В этой связи, на наш взгляд, в наиболее уязвимом положении находятся детис умственной отсталостью(в степени умеренной и тяжелой умственной отсталости), воспитывающиеся в условиях детского дома.Доказательством этого служит большой спектр причин, на некоторых из них считаем необходимым остановиться отдельно. Вопервых, специалистыразличных областейнаучного знания (врачи, педагоги, психологи, социальныеработники, юристыи др.)констатируюттот факт, чтов нашей стране контингент детей с умственной отсталостьюот года к году неуклонно растет, в то же время увеличивается количество детейв степени умеренной и тяжелой умственной отсталости.Это обусловлено не только негативными факторами (неблагоприятная экологическая обстановка, наследственныезаболевания, ранний возраст родителей и т.д.), но и развитиемтехнологий ранней комплексной диагностики и выявления отклонений в развитии.Вовторых, ограничение информированности населения о потенциальных психофизических возможностях детей в степени умеренной и тяжелой умственной отсталости, отсутствие системы профилактики среди родителей, которая усугубляется пессимизмом некоторых специалистов в прогнозах развитиядетей, приводят к увеличению отказов от этих детей не только при рождении, но и в старшем возрасте.
Втретьих, детские домадля умственно отсталых детей, в силу своей специфики, долгое время являлись учреждениями закрытого типа, что в свою очередь привело к социальной исключенности детей указанной категории.Наконец, вчетвертых, у большинства детейс раннего возраста диагностируются сложныеотклоненияв развитии (сочетание умственной отсталости с сенсорными и двигательными нарушениями, с раннимдетским аутизмом и др.),которые зачастую сопровождаютсяврожденными пороками черепа, лица, рук, ног (например, при синдроме Даунаили Апера), что способствует интолерантности в отношении данной категории детей. Вышеперечисленные причиныпобудили нас к необходимости разработки и внедрения эффективных формработы, позволяющих преодолевать социальную исключенностьдетей встепени умеренной и тяжелой умственной отсталости, способствующих их социальной реабилитации.Решение проблемы социальной реабилитации детей в степени умеренной и тяжелой умственной отсталости, воспитывающихся в детском доме, невозможно без разработки научнометодического обеспечения данного процесса. В последние годы опубликованы научные исследования, посвященныевопросам реабилитацииинвалидов (Т.С. Алферова, В.П. Белова, В.А. Бобренёв, Л.Ф.Гайдаров, И. М.Гринвальд,В. А.Епифанов, М. М.Кабанов, П. А.Маккавейский, В.П. Шестаков, Г.С. Юмашев и др.), социальной реабилитации(П.В. Ивачев, К.В. Кузьмин, З. И. Лаврентьева,
Ю.С. Чурилов и др.), в том числе детейв степени умеренной и тяжелойумственной отсталости(Л.Б. Баряева, А.Р. Маллер, Л.М. Шипицына и др.)[2], новопросы научнометодического обеспечения данного процесса, включая содержание организации и проведения, разрешены далеко не полностью.С современных позиций реабилитацию целесообразнее рассматривать как систему медицинских,педагогических, социальных, психологических, профессиональных и других мероприятий, направленных на интеграцию инвалидов в общество. Помимо медицинского аспекта социальной реабилитации (уход за детьмиинвалидами), также важен и педагогический, приоритетным направлением которого является подготовка умственно отсталого ребенкаинвалида к труду,творческая самореализация.
Очевидно, что в отношении детей в степени умеренной и тяжелой умственной отсталости, воспитывающихся в детском доме, необходимо сделать акцент на социальном аспекте реабилитации. В этом случае под социальной реабилитацией понимаем комплекс мер, направленных на повышение уровня функциональных способностей в быту и социуме, восстановление разрушенных или утраченныхребенкоминвалидом общественных связей и отношений. В более узком смыслесоциальную реабилитацию подразделяют на социальнобытовую –комплекс мероприятий, направленных на формирование и развитие навыков самообслуживанияу инвалида на уровне его возможностейи социальносредовую, включающую мероприятия по переоборудованию жилища, реконструкции учреждений соцкульбыта, создание безбарьерной и безопасной среды жизнедеятельности, приспособление инфраструктуры городов и сельских населенных пунктов к функциональным особенностям инвалида[3].Социальная реабилитация в детском домедля детей с умственной отсталостью включает в себя:1)защиту и охрану прав детей;2)создание и улучшение доступной и комфортной среды жизни;3)формирование социальных навыков, навыков общения, дающих ребенку социальную независимость, культура речи и поведения;4)социокультурную реабилитацию (экскурсии, досуговая деятельность, кружковая работа, праздники);5)трудовую реабилитацию (дежурства по столовой, раздевалкам, работа на участке, уход за комнатными цветами);6)формирование здорового образа жизни.Отражением уровня и качества социальной реабилитации детейс умеренной и тяжелой умственной отсталостью в условиях детского домаможет считатьсяпоказатель самостоятельностив дальнейшей взрослой жизни, который внастоящее время очень низок. Это наиболее наглядно иллюстрирует резкое снижение функционирующих возможностей организма детей, реакций приспособления и защиты. Эффективность реабилитационных мероприятий среди детейинвалидов должна определяться состояниеморганизма и общего здоровья,обеспечивающегооптимальновозможную саморегуляцию, согласованное взаимодействие и равновесие между его функциями и внешней средой. Для того, чтобы двигаться в этом направлении, ребенокинвалид должен быть способен определить иреализовать свои потребности, адаптироваться к условиям окружающей среды.
Однако воспитанник детского домадля умственно отсталых детей не всегда может определить свои потребности, не понимает источник своего дискомфорта, поэтому считаем целесообразным говорить об индивидуализации социальной реабилитации указанной категории детей. Индивидуализация включает особый подход для каждого ребенка, применение своей и только своей индивидуализированной системы социальной реабилитации с учетом возраста, пола, состояния здоровья, поскольку коллективный подход к воздействию неэффективен.Содержаниесоциальной реабилитации должно быть индивидуализированным, поскольку дети с одним и тем же диагнозом имеют разный уровень развития и сформированности социальных навыков.
Прежде, чем конкретизировать работу нужно ответить на вопрос: что нужно данному ребенку для того, чтобы стать частью социума и как этого добиться? Мы ни в коем случае не говорим о том, что ребенокинвалид должен соответствовать современным требованиям общества –это устаревший и неправильный подход, которыйущемляетправа детей, –общество должно принимать любого ребенкаинвалида на его условиях. Тем не менее,воспитанники детских домовдолжны знатькак устроен мир людей (открытый социум). Этот процесс сложен для умственно отсталых детейв интернатных учреждениях, предполагающихизоляцию и ограниченность, поэтому социализацияможет быть достигнута только специальными мерами, которые определяютсяиндивидуальной программойсоциальной реабилитации.В свою очередь, индивидуальная программа социальной реабилитации разрабатывается на основе тщательного изучения психофизических возможностей ребенка и с учетом соблюдения следующих принципов:1.Изучение всех воспитанников (знание особенностей каждого ребенка предполагает, что дети должны получать оптимальную нагрузку с учетом диагностических показателей, полученных при изучении каждого из них).2.Всесторонность изучения (изучение ребенка в различных условиях: в учебной, игровой,трудовой, т.к., только стойкие, неоднократно проявляющиеся в различных видах деятельности, признаки можно считать характерными).3.Дифференцированность оценки обнаруженных особенностей (учитываются: особенности возраста, характера, индивидуальные различия).4.Комплексность изучения (сопоставление данных, полученных всеми специалистами).5.Динамичность изучения (рассматриваются проявления ребенка в аспекте развития; динамика развития предполагает выявление не только достижений, но и то, чем ребенок может овладеть с помощью педагога).6.Обязательный анализ причин различных проявлений аномального развития ребенка.7.Планомерный характер изучения ребенка (позволяет не только установить характер и причины дефекта, но и определить средства борьбы по их преодолению).8.
Прогностический характер предполагает выбор средств, методов, приемов, применение которых приведет к реализации программы социальной ркабилитации.В результатесовместной работы преподавателей кафедры специальной педагогики и специальной психологии Института специального образованияУральского государственного педагогического университета с руководствомЕкатеринбургского детского домаинтерната для умственно отсталых детейбыла разработана примерная структура индивидуальнойпрограммы социальной реабилитациивоспитанника детского домаи модель выпускника детского дома. Примерная структура индивидуальнойпрограммы социальной реабилитациивоспитанника детского дома может быть представлена следующим образом:1.Аналитическаячасть(на основе изученияразвития ребенка и предпосылок его социальной реабилитации) включает в себя общие сведения о ребенке, способы коммуникации, уровень самообслуживания, обученияи трудовой деятельности, особенности поведения, а также прогноз и рекомендации по социальной реабилитации ребёнка. 2.Содержательнаячастьпредполагает планирование мероприятий согласно рекомендациям, даты проведения мероприятий, цели и задачи.3.Мониторинговая частьпредполагает контроль динамики и качества изменений социальных навыков, созданиеусловий проведения реабилитационных мероприятий, их эффективность и результативность, корректировка программы. Уровни развития воспитанников настолько разнообразны, что невозможно планировать единые реабилитационные мероприятия для всех. Например, одного ребенка надо научить самостоятельно ходить, а другого–пользоваться деньгами; одному нужна экскурсия на почту, поскольку он поддерживает отношения с родственниками, а другому –научиться ориентироваться в пределах здания детского дома. Различное содержание индивидуальных программ детей предполагает единую цель –максимально возможнуюсоциализациюребенка. В связи с этим была разработана модель выпускникас умеренной и тяжелой умственной отсталостью, воспитывающемся в детскомдоме:
Нравственный потенциал –понимание таких ценностей, как уважение, забота, дружба, любовь кРодине, кближнему; умения различать хорошие и плохие поступки,адекватно оценивать свои действия, поведение сверстников и взрослых, соблюдать порядок, правила поведения.Познавательный потенциал –любознательность, активность, самостоятельность, наблюдательность, усидчивость.Коммуникативный потенциал –сформированность уменияговорить и слушать, способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе.Творческий потенциал –желание и способность к творческому самовыражению, эстетическая восприимчивость предметов и явлений, умение занять свое свободное время интересным делом.Физический потенциал –соблюдение правил самообслуживания, личной гигиены, режима труда и отдыха; привычка и стремление к здоровому образу жизни.Трудовой потенциал –интерес к труду взрослых, стремление принимать посильное участие в нем, владение трудовыми навыками и умениями.Таким образом, говоря об индивидуализации социальной реабилитациидетей в степени умеренной и тяжелой умственной отсталости, воспитывающегося в детском доме, необходимо помнить о специфике учреждения. Она обусловлена теми социальными лишениями, которые возникают в связи с отсутствием семьи и приводят, как правило, к психической депривации ребенка. Поэтому важным фактором работы коллектива детского домаявляется организация замещающей среды, которая компенсировала бы каждому ребенку предшествующий, ущербный для них, период развития, способствовала восстановлению их обучаемости и воспитанности.Понимание этих вопросов повышаетэффективностьцеленаправленного процесса социальной реабилитации воспитанников. Дети начинаютлучше ориентироваться в окружающей жизни, глубже понимаютпроисходящие вокруг события, уверенней чувствуютсебя в общественных местах;снижаетсяуровеньтревожности у большинства детей, активизируютсявзаимоотношенияумственноотсталых детей со сверстниками. Реализация этих задач будет способствовать претворению в жизнь словОскара Уайльда, который говорил о том, что самый лучший способ сделать детей хорошими –это сделать их счастливыми.
Ссылки на источники1.Национальная стратегия действий в интересах детей на 20122017 гг.URL:http://www.unicef.ru/library/statemants/1071/. [Дата обращения 02.03.2013].2.Зак Г.Г.Исторический анализ сущности понятия «реабилитация» в системе специального образования // Специальное образование. –2012. –№3 (27). С. 3038.3.ИвачевП.В. Теория и практика социальномедицинской работы:учеб.пособие / Екатеринбург: Издатель Калинина Г.П., 2007. 256 с.
Zak Galina, Candidate of Pedagogy, assistant Professor of the Chair of Special Pedagogy and Special Psychologyof the Institute of Special Education The Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg Zak Daria4th year student of the Institute of Special Education Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Chairman of the Students Society, Fellow of the Russian FederationMarkovаAlla,Deputy Director of the Yekaterinburg boarding school for mentally retarded children, EkaterinburgPersonalisation of social rehabilitation of children with moderate and severe mental retardation in the children's homeAbstract.Paper s devoted to the provision of effective assistance to children with moderate to severe mental retardation, brought up in a children's home.The necessity of the development and implementation of effective modalities for overcoming social exclusion and promote social rehabilitation of such children.The authors offer the option structure of individual programs of social rehabilitation of children with moderate and severe mental retardation in the children's home.Keywords:social rehabilitation, children with moderate to severe mental retardation, children's home, a personalized program of social rehabilitation.
Зак Дарья Яновна, студентка 4 курсаИнститута специального образования ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург, председатель студенческого научного общества, стипендиат Правительства Российской Федерацииgalina.zak@mail.ru
Маркова Алла Владимировна, заместительдиректора Екатеринбургскогодетского домаинтерната дляумственно отсталых детей, г.Екатеринбургallavladi23@yandex.ru
Индивидуализация социальной реабилитации детейс умеренной и тяжелой умственной отсталостью в условиях детского дома
Аннотация.Статья посвященаактуальным вопросамоказания эффективной помощи детям с умеренной итяжелой умственной отсталостью, воспитывающихся в условиях детского дома.Обосновывается необходимость разработки и внедрения эффективных форм работы, позволяющих преодолеть социальную исключенность и способствующих социальной реабилитации указанной категории детей. Авторы предлагают вариант структуры индивидуальной программы социальной реабилитации детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в условиях детского дома.
Ключевые слова:социальная реабилитация, дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, детский дом, индивидуальная программа социальной реабилитации.
Впоследнее десятилетие особо актуализировалась проблема обеспечения благополучного и защищенного детства, ставшая одним из основных национальных приоритетов России. В Национальной стратегии действий в интересах детей до 2017 года, утвержденной Указом президента Российской Федерации В.В. Путина (№ 761от 1 июня 2012 г.)[1]обращается внимание на то, чтовсе дети имеют право на особое внимание, заботу и помощь.Вместе с тем, низкими темпами сокращается число детейинвалидов и детейсирот. В этой связи, на наш взгляд, в наиболее уязвимом положении находятся детис умственной отсталостью(в степени умеренной и тяжелой умственной отсталости), воспитывающиеся в условиях детского дома.Доказательством этого служит большой спектр причин, на некоторых из них считаем необходимым остановиться отдельно. Вопервых, специалистыразличных областейнаучного знания (врачи, педагоги, психологи, социальныеработники, юристыи др.)констатируюттот факт, чтов нашей стране контингент детей с умственной отсталостьюот года к году неуклонно растет, в то же время увеличивается количество детейв степени умеренной и тяжелой умственной отсталости.Это обусловлено не только негативными факторами (неблагоприятная экологическая обстановка, наследственныезаболевания, ранний возраст родителей и т.д.), но и развитиемтехнологий ранней комплексной диагностики и выявления отклонений в развитии.Вовторых, ограничение информированности населения о потенциальных психофизических возможностях детей в степени умеренной и тяжелой умственной отсталости, отсутствие системы профилактики среди родителей, которая усугубляется пессимизмом некоторых специалистов в прогнозах развитиядетей, приводят к увеличению отказов от этих детей не только при рождении, но и в старшем возрасте.
Втретьих, детские домадля умственно отсталых детей, в силу своей специфики, долгое время являлись учреждениями закрытого типа, что в свою очередь привело к социальной исключенности детей указанной категории.Наконец, вчетвертых, у большинства детейс раннего возраста диагностируются сложныеотклоненияв развитии (сочетание умственной отсталости с сенсорными и двигательными нарушениями, с раннимдетским аутизмом и др.),которые зачастую сопровождаютсяврожденными пороками черепа, лица, рук, ног (например, при синдроме Даунаили Апера), что способствует интолерантности в отношении данной категории детей. Вышеперечисленные причиныпобудили нас к необходимости разработки и внедрения эффективных формработы, позволяющих преодолевать социальную исключенностьдетей встепени умеренной и тяжелой умственной отсталости, способствующих их социальной реабилитации.Решение проблемы социальной реабилитации детей в степени умеренной и тяжелой умственной отсталости, воспитывающихся в детском доме, невозможно без разработки научнометодического обеспечения данного процесса. В последние годы опубликованы научные исследования, посвященныевопросам реабилитацииинвалидов (Т.С. Алферова, В.П. Белова, В.А. Бобренёв, Л.Ф.Гайдаров, И. М.Гринвальд,В. А.Епифанов, М. М.Кабанов, П. А.Маккавейский, В.П. Шестаков, Г.С. Юмашев и др.), социальной реабилитации(П.В. Ивачев, К.В. Кузьмин, З. И. Лаврентьева,
Ю.С. Чурилов и др.), в том числе детейв степени умеренной и тяжелойумственной отсталости(Л.Б. Баряева, А.Р. Маллер, Л.М. Шипицына и др.)[2], новопросы научнометодического обеспечения данного процесса, включая содержание организации и проведения, разрешены далеко не полностью.С современных позиций реабилитацию целесообразнее рассматривать как систему медицинских,педагогических, социальных, психологических, профессиональных и других мероприятий, направленных на интеграцию инвалидов в общество. Помимо медицинского аспекта социальной реабилитации (уход за детьмиинвалидами), также важен и педагогический, приоритетным направлением которого является подготовка умственно отсталого ребенкаинвалида к труду,творческая самореализация.
Очевидно, что в отношении детей в степени умеренной и тяжелой умственной отсталости, воспитывающихся в детском доме, необходимо сделать акцент на социальном аспекте реабилитации. В этом случае под социальной реабилитацией понимаем комплекс мер, направленных на повышение уровня функциональных способностей в быту и социуме, восстановление разрушенных или утраченныхребенкоминвалидом общественных связей и отношений. В более узком смыслесоциальную реабилитацию подразделяют на социальнобытовую –комплекс мероприятий, направленных на формирование и развитие навыков самообслуживанияу инвалида на уровне его возможностейи социальносредовую, включающую мероприятия по переоборудованию жилища, реконструкции учреждений соцкульбыта, создание безбарьерной и безопасной среды жизнедеятельности, приспособление инфраструктуры городов и сельских населенных пунктов к функциональным особенностям инвалида[3].Социальная реабилитация в детском домедля детей с умственной отсталостью включает в себя:1)защиту и охрану прав детей;2)создание и улучшение доступной и комфортной среды жизни;3)формирование социальных навыков, навыков общения, дающих ребенку социальную независимость, культура речи и поведения;4)социокультурную реабилитацию (экскурсии, досуговая деятельность, кружковая работа, праздники);5)трудовую реабилитацию (дежурства по столовой, раздевалкам, работа на участке, уход за комнатными цветами);6)формирование здорового образа жизни.Отражением уровня и качества социальной реабилитации детейс умеренной и тяжелой умственной отсталостью в условиях детского домаможет считатьсяпоказатель самостоятельностив дальнейшей взрослой жизни, который внастоящее время очень низок. Это наиболее наглядно иллюстрирует резкое снижение функционирующих возможностей организма детей, реакций приспособления и защиты. Эффективность реабилитационных мероприятий среди детейинвалидов должна определяться состояниеморганизма и общего здоровья,обеспечивающегооптимальновозможную саморегуляцию, согласованное взаимодействие и равновесие между его функциями и внешней средой. Для того, чтобы двигаться в этом направлении, ребенокинвалид должен быть способен определить иреализовать свои потребности, адаптироваться к условиям окружающей среды.
Однако воспитанник детского домадля умственно отсталых детей не всегда может определить свои потребности, не понимает источник своего дискомфорта, поэтому считаем целесообразным говорить об индивидуализации социальной реабилитации указанной категории детей. Индивидуализация включает особый подход для каждого ребенка, применение своей и только своей индивидуализированной системы социальной реабилитации с учетом возраста, пола, состояния здоровья, поскольку коллективный подход к воздействию неэффективен.Содержаниесоциальной реабилитации должно быть индивидуализированным, поскольку дети с одним и тем же диагнозом имеют разный уровень развития и сформированности социальных навыков.
Прежде, чем конкретизировать работу нужно ответить на вопрос: что нужно данному ребенку для того, чтобы стать частью социума и как этого добиться? Мы ни в коем случае не говорим о том, что ребенокинвалид должен соответствовать современным требованиям общества –это устаревший и неправильный подход, которыйущемляетправа детей, –общество должно принимать любого ребенкаинвалида на его условиях. Тем не менее,воспитанники детских домовдолжны знатькак устроен мир людей (открытый социум). Этот процесс сложен для умственно отсталых детейв интернатных учреждениях, предполагающихизоляцию и ограниченность, поэтому социализацияможет быть достигнута только специальными мерами, которые определяютсяиндивидуальной программойсоциальной реабилитации.В свою очередь, индивидуальная программа социальной реабилитации разрабатывается на основе тщательного изучения психофизических возможностей ребенка и с учетом соблюдения следующих принципов:1.Изучение всех воспитанников (знание особенностей каждого ребенка предполагает, что дети должны получать оптимальную нагрузку с учетом диагностических показателей, полученных при изучении каждого из них).2.Всесторонность изучения (изучение ребенка в различных условиях: в учебной, игровой,трудовой, т.к., только стойкие, неоднократно проявляющиеся в различных видах деятельности, признаки можно считать характерными).3.Дифференцированность оценки обнаруженных особенностей (учитываются: особенности возраста, характера, индивидуальные различия).4.Комплексность изучения (сопоставление данных, полученных всеми специалистами).5.Динамичность изучения (рассматриваются проявления ребенка в аспекте развития; динамика развития предполагает выявление не только достижений, но и то, чем ребенок может овладеть с помощью педагога).6.Обязательный анализ причин различных проявлений аномального развития ребенка.7.Планомерный характер изучения ребенка (позволяет не только установить характер и причины дефекта, но и определить средства борьбы по их преодолению).8.
Прогностический характер предполагает выбор средств, методов, приемов, применение которых приведет к реализации программы социальной ркабилитации.В результатесовместной работы преподавателей кафедры специальной педагогики и специальной психологии Института специального образованияУральского государственного педагогического университета с руководствомЕкатеринбургского детского домаинтерната для умственно отсталых детейбыла разработана примерная структура индивидуальнойпрограммы социальной реабилитациивоспитанника детского домаи модель выпускника детского дома. Примерная структура индивидуальнойпрограммы социальной реабилитациивоспитанника детского дома может быть представлена следующим образом:1.Аналитическаячасть(на основе изученияразвития ребенка и предпосылок его социальной реабилитации) включает в себя общие сведения о ребенке, способы коммуникации, уровень самообслуживания, обученияи трудовой деятельности, особенности поведения, а также прогноз и рекомендации по социальной реабилитации ребёнка. 2.Содержательнаячастьпредполагает планирование мероприятий согласно рекомендациям, даты проведения мероприятий, цели и задачи.3.Мониторинговая частьпредполагает контроль динамики и качества изменений социальных навыков, созданиеусловий проведения реабилитационных мероприятий, их эффективность и результативность, корректировка программы. Уровни развития воспитанников настолько разнообразны, что невозможно планировать единые реабилитационные мероприятия для всех. Например, одного ребенка надо научить самостоятельно ходить, а другого–пользоваться деньгами; одному нужна экскурсия на почту, поскольку он поддерживает отношения с родственниками, а другому –научиться ориентироваться в пределах здания детского дома. Различное содержание индивидуальных программ детей предполагает единую цель –максимально возможнуюсоциализациюребенка. В связи с этим была разработана модель выпускникас умеренной и тяжелой умственной отсталостью, воспитывающемся в детскомдоме:
Нравственный потенциал –понимание таких ценностей, как уважение, забота, дружба, любовь кРодине, кближнему; умения различать хорошие и плохие поступки,адекватно оценивать свои действия, поведение сверстников и взрослых, соблюдать порядок, правила поведения.Познавательный потенциал –любознательность, активность, самостоятельность, наблюдательность, усидчивость.Коммуникативный потенциал –сформированность уменияговорить и слушать, способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе.Творческий потенциал –желание и способность к творческому самовыражению, эстетическая восприимчивость предметов и явлений, умение занять свое свободное время интересным делом.Физический потенциал –соблюдение правил самообслуживания, личной гигиены, режима труда и отдыха; привычка и стремление к здоровому образу жизни.Трудовой потенциал –интерес к труду взрослых, стремление принимать посильное участие в нем, владение трудовыми навыками и умениями.Таким образом, говоря об индивидуализации социальной реабилитациидетей в степени умеренной и тяжелой умственной отсталости, воспитывающегося в детском доме, необходимо помнить о специфике учреждения. Она обусловлена теми социальными лишениями, которые возникают в связи с отсутствием семьи и приводят, как правило, к психической депривации ребенка. Поэтому важным фактором работы коллектива детского домаявляется организация замещающей среды, которая компенсировала бы каждому ребенку предшествующий, ущербный для них, период развития, способствовала восстановлению их обучаемости и воспитанности.Понимание этих вопросов повышаетэффективностьцеленаправленного процесса социальной реабилитации воспитанников. Дети начинаютлучше ориентироваться в окружающей жизни, глубже понимаютпроисходящие вокруг события, уверенней чувствуютсебя в общественных местах;снижаетсяуровеньтревожности у большинства детей, активизируютсявзаимоотношенияумственноотсталых детей со сверстниками. Реализация этих задач будет способствовать претворению в жизнь словОскара Уайльда, который говорил о том, что самый лучший способ сделать детей хорошими –это сделать их счастливыми.
Ссылки на источники1.Национальная стратегия действий в интересах детей на 20122017 гг.URL:http://www.unicef.ru/library/statemants/1071/. [Дата обращения 02.03.2013].2.Зак Г.Г.Исторический анализ сущности понятия «реабилитация» в системе специального образования // Специальное образование. –2012. –№3 (27). С. 3038.3.ИвачевП.В. Теория и практика социальномедицинской работы:учеб.пособие / Екатеринбург: Издатель Калинина Г.П., 2007. 256 с.
Zak Galina, Candidate of Pedagogy, assistant Professor of the Chair of Special Pedagogy and Special Psychologyof the Institute of Special Education The Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg Zak Daria4th year student of the Institute of Special Education Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Chairman of the Students Society, Fellow of the Russian FederationMarkovаAlla,Deputy Director of the Yekaterinburg boarding school for mentally retarded children, EkaterinburgPersonalisation of social rehabilitation of children with moderate and severe mental retardation in the children's homeAbstract.Paper s devoted to the provision of effective assistance to children with moderate to severe mental retardation, brought up in a children's home.The necessity of the development and implementation of effective modalities for overcoming social exclusion and promote social rehabilitation of such children.The authors offer the option structure of individual programs of social rehabilitation of children with moderate and severe mental retardation in the children's home.Keywords:social rehabilitation, children with moderate to severe mental retardation, children's home, a personalized program of social rehabilitation.