В последнее десятилетие особо актуализировалась проблема обеспечения благополучного и защищенного детства, ставшая одним из основных национальных приоритетов России. В Национальной стратегии действий в интересах детей до 2017 года, утвержденной Указом президента Российской Федерации В.В. Путина (№ 761от 1 июня 2012 г.) [1] обращается внимание на то, что все дети имеют право на особое внимание, заботу и помощь. Вместе с тем, низкими темпами сокращается число детей-инвалидов и детей-сирот. В этой связи, на наш взгляд, в наиболее уязвимом положении находятся детис умственной отсталостью (в степени умеренной и тяжелой умственной отсталости), воспитывающиеся в условиях детского дома. Доказательством этого служит большой спектр причин, на некоторых из них считаем необходимым остановиться отдельно.
Во-первых, специалисты различных областей научного знания (врачи, педагоги, психологи, социальные работники, юристы и др.) констатируют тот факт, что в нашей стране контингент детей с умственной отсталостью от года к году неуклонно растет, в то же время увеличивается количество детей в степени умеренной и тяжелой умственной отсталости. Это обусловлено не только негативными факторами (неблагоприятная экологическая обстановка, наследственные заболевания, ранний возраст родителей и т.д.), но и развитием технологий ранней комплексной диагностики и выявления отклонений в развитии.
Во-вторых, ограничение информированности населения о потенциальных психофизических возможностях детей в степени умеренной и тяжелой умственной отсталости, отсутствие системы профилактики среди родителей, которая усугубляется пессимизмом некоторых специалистов в прогнозах развития детей, приводят к увеличению отказов от этих детей не только при рождении, но и в старшем возрасте.
В-третьих, детские дома для умственно отсталых детей, в силу своей специфики, долгое время являлись учреждениями закрытого типа, что в свою очередь привело к социальной исключенности детей указанной категории.
Наконец, в-четвертых, у большинства детей с раннего возраста диагностируются сложные отклонения в развитии (сочетание умственной отсталости с сенсорными и двигательными нарушениями, с ранним детским аутизмом и др.), которые зачастую сопровождаются врожденными пороками черепа, лица, рук, ног (например, при синдроме Дауна или Апера), что способствует интолерантности в отношении данной категории детей.
Вышеперечисленные причины побудили нас к необходимости разработки и внедрения эффективных форм работы, позволяющих преодолевать социальную исключенность детей в степени умеренной и тяжелой умственной отсталости, способствующих их социальной реабилитации.
Решение проблемы социальной реабилитации детей в степени умеренной и тяжелой умственной отсталости, воспитывающихся в детском доме, невозможно без разработки научно-методического обеспечения данного процесса. В последние годы опубликованы научные исследования, посвященные вопросам реабилитации инвалидов (Т.С. Алферова, В.П. Белова, В.А. Бобренёв, Л.Ф. Гайдаров, И. М. Гринвальд, В. А. Епифанов, М. М. Кабанов, П. А. Маккавейский, В.П. Шестаков, Г.С. Юмашев и др.), социальной реабилитации (П.В. Ивачев, К.В. Кузьмин, З. И. Лаврентьева, Ю.С. Чурилов и др.), в том числе детей в степени умеренной и тяжелой умственной отсталости (Л.Б. Баряева, А.Р. Маллер, Л.М. Шипицына и др.) [2], но вопросы научно-методического обеспечения данного процесса, включая содержание организации и проведения, разрешены далеко не полностью.
С современных позиций реабилитацию целесообразнее рассматривать как систему медицинских, педагогических, социальных, психологических, профессиональных и других мероприятий, направленных на интеграцию инвалидов в общество. Помимо медицинского аспекта социальной реабилитации (уход за детьми-инвалидами), также важен и педагогический, приоритетным направлением которого является подготовка умственно отсталого ребенка-инвалида к труду, творческая самореализация.
Очевидно, что в отношении детей в степени умеренной и тяжелой умственной отсталости, воспитывающихся в детском доме, необходимо сделать акцент на социальном аспекте реабилитации. В этом случае под социальной реабилитацией понимаем комплекс мер, направленных на повышение уровня функциональных способностей в быту и социуме, восстановление разрушенных или утраченных ребенком-инвалидом общественных связей и отношений. В более узком смысле социальную реабилитацию подразделяют на социально-бытовую – комплекс мероприятий, направленных на формирование и развитие навыков самообслуживания у инвалида на уровне его возможностей и социально-средовую, включающую мероприятия по переоборудованию жилища, реконструкции учреждений соцкульбыта, создание безбарьерной и безопасной среды жизнедеятельности, приспособление инфраструктуры городов и сельских населенных пунктов к функциональным особенностям инвалида [3].
Социальная реабилитация в детском доме для детей с умственной отсталостью включает в себя:
1) защиту и охрану прав детей;
2) создание и улучшение доступной и комфортной среды жизни;
3) формирование социальных навыков, навыков общения, дающих ребенку социальную независимость, культура речи и поведения;
4) социокультурную реабилитацию (экскурсии, досуговая деятельность, кружковая работа, праздники);
5) трудовую реабилитацию (дежурства по столовой, раздевалкам, работа на участке, уход за комнатными цветами);
6) формирование здорового образа жизни.
Отражением уровня и качества социальной реабилитации детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в условиях детского дома может считаться показатель самостоятельности в дальнейшей взрослой жизни, который в настоящее время очень низок. Это наиболее наглядно иллюстрирует резкое снижение функционирующих возможностей организма детей, реакций приспособления и защиты. Эффективность реабилитационных мероприятий среди детей-инвалидов должна определяться состоянием организма и общего здоровья, обеспечивающего оптимально возможную саморегуляцию, согласованное взаимодействие и равновесие между его функциями и внешней средой. Для того, чтобы двигаться в этом направлении, ребенок-инвалид должен быть способен определить и реализовать свои потребности, адаптироваться к условиям окружающей среды.
Однако воспитанник детского дома для умственно отсталых детей не всегда может определить свои потребности, не понимает источник своего дискомфорта, поэтому считаем целесообразным говорить об индивидуализации социальной реабилитации указанной категории детей. Индивидуализация включает особый подход для каждого ребенка, применение своей и только своей индивидуализированной системы социальной реабилитации с учетом возраста, пола, состояния здоровья, поскольку коллективный подход к воздействию неэффективен. Содержание социальной реабилитации должно быть индивидуализированным, поскольку дети с одним и тем же диагнозом имеют разный уровень развития и сформированности социальных навыков.
Прежде, чем конкретизировать работу нужно ответить на вопрос: что нужно данному ребенку для того, чтобы стать частью социума и как этого добиться? Мы ни в коем случае не говорим о том, что ребенок-инвалид должен соответствовать современным требованиям общества – это устаревший и неправильный подход, который ущемляет права детей, – общество должно принимать любого ребенка-инвалида на его условиях. Тем не менее, воспитанники детских домов должны знать как устроен мир людей (открытый социум). Этот процесс сложен для умственно отсталых детей в интернатных учреждениях, предполагающих изоляцию и ограниченность, поэтому социализация может быть достигнута только специальными мерами, которые определяются индивидуальной программой социальной реабилитации. В свою очередь, индивидуальная программа социальной реабилитации разрабатывается на основе тщательного изучения психофизических возможностей ребенка и с учетом соблюдения следующих принципов:
- Изучение всех воспитанников (знание особенностей каждого ребенка предполагает, что дети должны получать оптимальную нагрузку с учетом диагностических показателей, полученных при изучении каждого из них).
- Всесторонность изучения (изучение ребенка в различных условиях: в учебной, игровой, трудовой, т.к., только стойкие, неоднократно проявляющиеся в различных видах деятельности, признаки можно считать характерными).
- Дифференцированность оценки обнаруженных особенностей (учитываются: особенности возраста, характера, индивидуальные различия).
- Комплексность изучения (сопоставление данных, полученных всеми специалистами).
- Динамичность изучения (рассматриваются проявления ребенка в аспекте развития; динамика развития предполагает выявление не только достижений, но и то, чем ребенок может овладеть с помощью педагога).
- Обязательный анализ причин различных проявлений аномального развития ребенка.
- Планомерный характер изучения ребенка (позволяет не только установить характер и причины дефекта, но и определить средства борьбы по их преодолению).
- Прогностический характер предполагает выбор средств, методов, приемов, применение которых приведет к реализации программы социальной ркабилитации.
В результате совместной работы преподавателей кафедры специальной педагогики и специальной психологии Института специального образования Уральского государственного педагогического университета с руководствомЕкатеринбургского детского дома-интерната для умственно отсталых детей была разработана примерная структура индивидуальной программы социальной реабилитации воспитанника детского дома и модель выпускника детского дома.
Примерная структура индивидуальной программы социальной реабилитации воспитанника детского дома может быть представлена следующим образом:
- Аналитическая часть (на основе изучения развития ребенка и предпосылок его социальной реабилитации) включает в себя общие сведения о ребенке, способы коммуникации, уровень самообслуживания, обучения и трудовой деятельности, особенности поведения, а также прогноз и рекомендации по социальной реабилитации ребёнка.
- Содержательная часть предполагает планирование мероприятий согласно рекомендациям, даты проведения мероприятий, цели и задачи.
- Мониторинговая часть предполагает контроль динамики и качества изменений социальных навыков, создание условий проведения реабилитационных мероприятий, их эффективность и результативность, корректировка программы.
Уровни развития воспитанников настолько разнообразны, что невозможно планировать единые реабилитационные мероприятия для всех. Например, одного ребенка надо научить самостоятельно ходить, а другого – пользоваться деньгами; одному нужна экскурсия на почту, поскольку он поддерживает отношения с родственниками, а другому – научиться ориентироваться в пределах здания детского дома. Различное содержание индивидуальных программ детей предполагает единую цель – максимально возможную социализацию ребенка.
В связи с этим была разработана модель выпускника с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, воспитывающемся в детском доме:
- Нравственный потенциал – понимание таких ценностей, как уважение, забота, дружба, любовь к Родине, к ближнему; умения различать хорошие и плохие поступки, адекватно оценивать свои действия, поведение сверстников и взрослых, соблюдать порядок, правила поведения.
- Познавательный потенциал – любознательность, активность, самостоятельность, наблюдательность, усидчивость.
- Коммуникативный потенциал – сформированность умения говорить и слушать, способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе.
- Творческий потенциал – желание и способность к творческому самовыражению, эстетическая восприимчивость предметов и явлений, умение занять свое свободное время интересным делом.
- Физический потенциал – соблюдение правил самообслуживания, личной гигиены, режима труда и отдыха; привычка и стремление к здоровому образу жизни.
- Трудовой потенциал – интерес к труду взрослых, стремление принимать посильное участие в нем, владение трудовыми навыками и умениями.
Таким образом, говоря об индивидуализации социальной реабилитации детей в степени умеренной и тяжелой умственной отсталости, воспитывающегося в детском доме, необходимо помнить о специфике учреждения. Она обусловлена теми социальными лишениями, которые возникают в связи с отсутствием семьи и приводят, как правило, к психической депривации ребенка. Поэтому важным фактором работы коллектива детского дома является организация замещающей среды, которая компенсировала бы каждому ребенку предшествующий, ущербный для них, период развития, способствовала восстановлению их обучаемости и воспитанности. Понимание этих вопросов повышает эффективность целенаправленного процесса социальной реабилитации воспитанников. Дети начинают лучше ориентироваться в окружающей жизни, глубже понимают происходящие вокруг события, уверенней чувствуют себя в общественных местах; снижается уровень тревожности у большинства детей, активизируются взаимоотношения умственно отсталых детей со сверстниками. Реализация этих задач будет способствовать претворению в жизнь слов Оскара Уайльда, который говорил о том, что самый лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми.
Ссылки на источники
- Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг.URL: http://www.unicef.ru/library/statemants/1071/. [Дата обращения 02.03.2013].
-
Зак Г.Г. Исторический анализ сущности понятия «реабилитация» в системе специального образования // Специальное образование. – 2012. – № 3 (27). С. 30-38.
- Ивачев П.В. Теория и практика социально-медицинской работы: учеб. пособие / Екатеринбург: Издатель Калинина Г.П., 2007. 256 с.