Развитие универсальных учебных действий при использовании проектной технологии обучения.
Выпуск:
ART 53166
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Семененко
Н.
М. Развитие универсальных учебных действий при использовании проектной технологии обучения. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 3. – С.
816–820. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/53166.htm.
Аннотация. В статье автор рассматривает проблему развития универсальных учебных действий при использовании проектной технологии обучения. Раскрывает эффективность формирования универсальных учебных действий (УУД), через организацию индивидуальной проектно-исследовательской деятельности, которая
позволит: обеспечить обучающемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые
средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность, ее результаты, создать условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать с учителем и сверстниками.
Ключевые слова:
способы деятельности, фгос, деятельностный подход, проектная технология, универсальные учебные
действия
Текст статьи
РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ Семененко Н.М.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа №25», г. Томск email: school25@tomsk.net
«Я слышу, и я забываю. Я вижу, и я помню. Я делаю, и я понимаю» КонфуцийАннотация.
В статье автор рассматривает проблему развития универсальных учебных действий при использовании проектной технологии обучения.Раскрывает эффективность формирования универсальных учебных действий (УУД), через организацию индивидуальной проектноисследовательской деятельности, которая позволит: обеспечить обучающемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность, ее результаты, создать условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать с учителем и сверстниками.Ключевые слова: ФГОС, Деятельностный подход, универсальные учебные действия, проектная технология, способы деятельности
Проблемой, определяющей сущность формирования личности, является деятельность. Это –важнейшая основа развития человека, становление его как личности. Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением,самореализацией личности, когда знания приобретаются для будущей деятельности. Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять, как информацию добывать, интерпретировать, создавать новую. Это – результаты деятельности, а деятельность –это решение проблем, задач. Развитие личности
в системе образования при переходе на новые образовательные стандартыобеспечивается через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.УУД –это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению,способностьк саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта,совокупность способов действия обучающегося обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
В состав основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить:личностные действия;регулятивные действия;познавательные действия;коммуникативные действия.Времени для того, чтобы формировать, развивать, данные универсальные учебные действия на уроке, у учителя физики при двух часах в неделю не достаточно. В МАОУ СОШ № 25 нашли выход –введение элективных курсов, спецкурсов, дополнительных занятий, организация индивидуальной проектноисследовательской деятельности.Учебные проекты могут стать тем инструментом, который позволит поддерживать учебную мотивацию и сформировать у обучающихся универсальные учебные действия.Учебный проект –это совместная деятельность обучающихся, имеющая общую цель, направленную на достижение конечного результата. Эта деятельность позволяет проявить себя, попробовать свои силы, применить свои знания, показать свой результат.Проектная технология позволяет перейти на личностно –ориентированное обучение и даёт возможность развивать все системы УУД. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся индивидуальную, парную, групповую, предполагает решение какойто проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, интегрирование знаний, умений из различных областей науки: химии, биологии, физики, родного языка, иностранных языков, техники, творческих областей. Это обучение через желание, стимулирующее любознательность, мотивирующее интерес к самостоятельному приобретениюзнаний.
Цельобразовательнойтехнологии
создать условия, при которых у обучающихся будут сформированы УУД: регулятивные–умениеставить цель, определять задачу; соотносить поставленную цель и условия её достижения; планировать действия в соответствии с собственными возможностями;контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;познавательные
умение использовать предметные знания для реализации цели;добывать, перерабатывать и представлять информацию;оформлять результаты исследования и представлять его;
осознавать познавательную задачу;
извлекать нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей;коммуникативные
планировать учебное сотрудничество и согласовывать свои действия с партнёрами; строить речевые высказывания и ставить вопросы;личностные
различать виды ответственности внутри своей учебной работы;осваивать новые виды деятельностиОсновная цель, которая стоит передо мной, как учителем –научить,обучающихсясамостоятельно добывать знания;обеспечить обучающемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;создать условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать с взрослыми исверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность; обеспечить успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания. Овладение обучающимися УУД через проектную деятельность создаствозможностьсамостоятельногоуспешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учитьсяи отвечать для себя и других на такие вопросы, как: Что нужно сделать? Зачем я это делаю? Каким образом я это делаю? Как я могу проверить? Как я оцениваю то, что я сделал? Как могу исправить то, что не получилось?в ответах на такие вопросы о собственных действиях рождается рефлексия. Рефлексия даёт возможность человеку определять подлинные основания собственных действий при решении задач.Вот поэтому я использую в обучении и внеурочной деятельности метод проектов. Эта педагогическая технология, не заменяет традиционную систему, а дополняет и расширяет ее.
Для выполнения каждого нового проекта мы решаемнесколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. Проект ценен тем, чтов ходе его выполнения обучающиесяучатся самостоятельно приобретатьзнания, получают опыт познавательной и учебной деятельности.Метод проектов требует интеграции знаний в различных предметных областях, что формирует универсальные учебные действия. Через проектную деятельность происходит становление современного человекаОбучающиеся выполняют различного рода проекты: исследовательские, творческие, информационные, практико
ориентированные. Процесс работы над проектом продвигается по этапам: проблематизация, целеполагание, планирование, реализация плана, рефлексия, презентация.
Основные этапы работы над проектом и УУД.1. Погружение в проект.Формулировка проблемы проекта. Постановка цели и задач. Регулятивные действия –целеполагание.Познавательные действия –самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, проблемы; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.2. Организация деятельности.Организация рабочих групп. Определение роли каждого в группе. Планирование совместной и индивидуальной деятельности по решению задач проекта. Определение возможных форм презентации проектного продукта.Регулятивные действия –планирование и прогнозирование.Познавательные действия –поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; рефлексия способов и условий действия.Коммуникативные действия –планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками –определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов –инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.3.Осуществление проектной деятельности.Активная и самостоятельная работаобучающихся. Оформление полученных результатов.Регулятивные действия саморегуляция и оценка, контрольи коррекция.Познавательные действия структурирование знаний; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; моделирование.Коммуникативные действия –умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.4. Презентациярезультатов.Познавательные действия –осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.Материалы, собранные в результате проектной деятельности, оформляются обучающимися с использованием компьютерных приложений Microsoft Power Point, реферата, доклада. Проектная деятельность организована таким образом, чтобы обучающиеся смогли реализовать свои потребности в общении не только с учителем, но и с преподавателями вузов г. Томска (ТГАСУ, ТГПУ, ТПУ) и с творческотехнической экспериментальной лабораторией при НИ ТПУ, руководитель Балахонов Николай Мартемьянович.Проектная деятельностьбудет наиболее успешной, если обеспечивается создание ситуаций успеха на этапе представленияобучающимися проектныхработ через участие в презентационных мероприятиях (форумах, конференциях, семинарах, выставках) различного уровня –от городского до Всероссийского.
Ежегоднообучающиеся принимают участие:1.Всероссийский Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио», издательский дом « Первое сентября» 2.Городская научно –практическая конференция школьников « Физика вокруг нас»3.Конференция молодых атомщиков Сибири « Перспективные направления развития атомной отрасли»4.Региональная научнопрактическая конференция « Я изучаю природу» 5.Региональный конкурс « Мой наномир» 6.Городской Турнир Рыцарей творчества коллективное состязание школьников в умении решать сложные проблемные задачи, требующие нестандартного подхода.
7.Международная интенсивная олимпиада научного творчества 8.«Прорыв»9.Областной конкурс « Зеленые изобретения»10.Всероссийская конференцияконкурс « Юные исследователи российской науке и технике» 11.Международный фестиваль Науки12.Всероссийская конференция « Физика вокруг нас»13.Городской конкурс компьютерных презентацийВ результате целенаправленной учебной деятельности, осуществляемойв формеучебного проекта, в ходе освоения системы научных понятий у обучающегося будут заложены:потребность вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы, затрагивающие основы знаний, личный, социальный, исторический жизненный опыт;основы критического отношения к знанию, жизненному опыту;основы ценностных суждений и оценок;уважение к величию человеческого разума, позволяющего преодолевать невежество и предрассудки, развивать теоретическое знание; продвигаться в установлении взаимопонимания между людьми и культурами;умение успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру;умение защищать свои убеждения:способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
Будущему гражданину России недостаточно одних только знаний, поэтому, считаю особо важным сформировать и развитьтворческую личность, человека, который будет адаптирован к нелегким условиям современной действительности, ум и талант, которого не пропадет для общества и для него самого, который будет находить нестандартные решения проблем, в том числе жизненных, опираясь на свой и чужой опыт, избегая порой непосредственных логических операций, используя в обучении обучающихся метод проектов.
Использование метода проекта значительно повышает развивающий эффект обучения, создает атмосферу напряженного поиска, вызывает у обучающихся и учителя положительные эмоции и переживания.
Список литературы:1.Румбешта А.Е., Альникова Т.В. Теория и методика обучения физики Томск; ТГПУ 2008.2. Ступницская М.А. Что такое учебный проект?Москва ; Первое сентября 2010 –С 173.Теров А.А. Педагогические условия индивидуализации образовательного процесса в сельской школе и самоактуализация личности старшеклассника [Текст] / А.А. Теров // Сибирский педагогический журнал. –2007. –№ 5. –С. 252262.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа №25», г. Томск email: school25@tomsk.net
«Я слышу, и я забываю. Я вижу, и я помню. Я делаю, и я понимаю» КонфуцийАннотация.
В статье автор рассматривает проблему развития универсальных учебных действий при использовании проектной технологии обучения.Раскрывает эффективность формирования универсальных учебных действий (УУД), через организацию индивидуальной проектноисследовательской деятельности, которая позволит: обеспечить обучающемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность, ее результаты, создать условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать с учителем и сверстниками.Ключевые слова: ФГОС, Деятельностный подход, универсальные учебные действия, проектная технология, способы деятельности
Проблемой, определяющей сущность формирования личности, является деятельность. Это –важнейшая основа развития человека, становление его как личности. Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением,самореализацией личности, когда знания приобретаются для будущей деятельности. Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять, как информацию добывать, интерпретировать, создавать новую. Это – результаты деятельности, а деятельность –это решение проблем, задач. Развитие личности
в системе образования при переходе на новые образовательные стандартыобеспечивается через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.УУД –это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению,способностьк саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта,совокупность способов действия обучающегося обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
В состав основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить:личностные действия;регулятивные действия;познавательные действия;коммуникативные действия.Времени для того, чтобы формировать, развивать, данные универсальные учебные действия на уроке, у учителя физики при двух часах в неделю не достаточно. В МАОУ СОШ № 25 нашли выход –введение элективных курсов, спецкурсов, дополнительных занятий, организация индивидуальной проектноисследовательской деятельности.Учебные проекты могут стать тем инструментом, который позволит поддерживать учебную мотивацию и сформировать у обучающихся универсальные учебные действия.Учебный проект –это совместная деятельность обучающихся, имеющая общую цель, направленную на достижение конечного результата. Эта деятельность позволяет проявить себя, попробовать свои силы, применить свои знания, показать свой результат.Проектная технология позволяет перейти на личностно –ориентированное обучение и даёт возможность развивать все системы УУД. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся индивидуальную, парную, групповую, предполагает решение какойто проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, интегрирование знаний, умений из различных областей науки: химии, биологии, физики, родного языка, иностранных языков, техники, творческих областей. Это обучение через желание, стимулирующее любознательность, мотивирующее интерес к самостоятельному приобретениюзнаний.
Цельобразовательнойтехнологии
создать условия, при которых у обучающихся будут сформированы УУД: регулятивные–умениеставить цель, определять задачу; соотносить поставленную цель и условия её достижения; планировать действия в соответствии с собственными возможностями;контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;познавательные
умение использовать предметные знания для реализации цели;добывать, перерабатывать и представлять информацию;оформлять результаты исследования и представлять его;
осознавать познавательную задачу;
извлекать нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей;коммуникативные
планировать учебное сотрудничество и согласовывать свои действия с партнёрами; строить речевые высказывания и ставить вопросы;личностные
различать виды ответственности внутри своей учебной работы;осваивать новые виды деятельностиОсновная цель, которая стоит передо мной, как учителем –научить,обучающихсясамостоятельно добывать знания;обеспечить обучающемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;создать условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать с взрослыми исверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность; обеспечить успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания. Овладение обучающимися УУД через проектную деятельность создаствозможностьсамостоятельногоуспешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учитьсяи отвечать для себя и других на такие вопросы, как: Что нужно сделать? Зачем я это делаю? Каким образом я это делаю? Как я могу проверить? Как я оцениваю то, что я сделал? Как могу исправить то, что не получилось?в ответах на такие вопросы о собственных действиях рождается рефлексия. Рефлексия даёт возможность человеку определять подлинные основания собственных действий при решении задач.Вот поэтому я использую в обучении и внеурочной деятельности метод проектов. Эта педагогическая технология, не заменяет традиционную систему, а дополняет и расширяет ее.
Для выполнения каждого нового проекта мы решаемнесколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. Проект ценен тем, чтов ходе его выполнения обучающиесяучатся самостоятельно приобретатьзнания, получают опыт познавательной и учебной деятельности.Метод проектов требует интеграции знаний в различных предметных областях, что формирует универсальные учебные действия. Через проектную деятельность происходит становление современного человекаОбучающиеся выполняют различного рода проекты: исследовательские, творческие, информационные, практико
ориентированные. Процесс работы над проектом продвигается по этапам: проблематизация, целеполагание, планирование, реализация плана, рефлексия, презентация.
Основные этапы работы над проектом и УУД.1. Погружение в проект.Формулировка проблемы проекта. Постановка цели и задач. Регулятивные действия –целеполагание.Познавательные действия –самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, проблемы; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.2. Организация деятельности.Организация рабочих групп. Определение роли каждого в группе. Планирование совместной и индивидуальной деятельности по решению задач проекта. Определение возможных форм презентации проектного продукта.Регулятивные действия –планирование и прогнозирование.Познавательные действия –поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; рефлексия способов и условий действия.Коммуникативные действия –планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками –определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов –инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.3.Осуществление проектной деятельности.Активная и самостоятельная работаобучающихся. Оформление полученных результатов.Регулятивные действия саморегуляция и оценка, контрольи коррекция.Познавательные действия структурирование знаний; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; моделирование.Коммуникативные действия –умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.4. Презентациярезультатов.Познавательные действия –осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.Материалы, собранные в результате проектной деятельности, оформляются обучающимися с использованием компьютерных приложений Microsoft Power Point, реферата, доклада. Проектная деятельность организована таким образом, чтобы обучающиеся смогли реализовать свои потребности в общении не только с учителем, но и с преподавателями вузов г. Томска (ТГАСУ, ТГПУ, ТПУ) и с творческотехнической экспериментальной лабораторией при НИ ТПУ, руководитель Балахонов Николай Мартемьянович.Проектная деятельностьбудет наиболее успешной, если обеспечивается создание ситуаций успеха на этапе представленияобучающимися проектныхработ через участие в презентационных мероприятиях (форумах, конференциях, семинарах, выставках) различного уровня –от городского до Всероссийского.
Ежегоднообучающиеся принимают участие:1.Всероссийский Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио», издательский дом « Первое сентября» 2.Городская научно –практическая конференция школьников « Физика вокруг нас»3.Конференция молодых атомщиков Сибири « Перспективные направления развития атомной отрасли»4.Региональная научнопрактическая конференция « Я изучаю природу» 5.Региональный конкурс « Мой наномир» 6.Городской Турнир Рыцарей творчества коллективное состязание школьников в умении решать сложные проблемные задачи, требующие нестандартного подхода.
7.Международная интенсивная олимпиада научного творчества 8.«Прорыв»9.Областной конкурс « Зеленые изобретения»10.Всероссийская конференцияконкурс « Юные исследователи российской науке и технике» 11.Международный фестиваль Науки12.Всероссийская конференция « Физика вокруг нас»13.Городской конкурс компьютерных презентацийВ результате целенаправленной учебной деятельности, осуществляемойв формеучебного проекта, в ходе освоения системы научных понятий у обучающегося будут заложены:потребность вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы, затрагивающие основы знаний, личный, социальный, исторический жизненный опыт;основы критического отношения к знанию, жизненному опыту;основы ценностных суждений и оценок;уважение к величию человеческого разума, позволяющего преодолевать невежество и предрассудки, развивать теоретическое знание; продвигаться в установлении взаимопонимания между людьми и культурами;умение успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру;умение защищать свои убеждения:способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
Будущему гражданину России недостаточно одних только знаний, поэтому, считаю особо важным сформировать и развитьтворческую личность, человека, который будет адаптирован к нелегким условиям современной действительности, ум и талант, которого не пропадет для общества и для него самого, который будет находить нестандартные решения проблем, в том числе жизненных, опираясь на свой и чужой опыт, избегая порой непосредственных логических операций, используя в обучении обучающихся метод проектов.
Использование метода проекта значительно повышает развивающий эффект обучения, создает атмосферу напряженного поиска, вызывает у обучающихся и учителя положительные эмоции и переживания.
Список литературы:1.Румбешта А.Е., Альникова Т.В. Теория и методика обучения физики Томск; ТГПУ 2008.2. Ступницская М.А. Что такое учебный проект?Москва ; Первое сентября 2010 –С 173.Теров А.А. Педагогические условия индивидуализации образовательного процесса в сельской школе и самоактуализация личности старшеклассника [Текст] / А.А. Теров // Сибирский педагогический журнал. –2007. –№ 5. –С. 252262.